На что обратить внимание учителя к учебнику

На что обратить внимание при выборе учебника

Начнём с простых истин:

— Учебник должен соответствовать целям курса, возрасту студентов и их опыту.

— Стараемся использовать только легальные материалы.

— Учебник должен быть лишь одной из частей УМК. Иначе это не учебник, а справочник.

Теперь перейдём к деталям.

Книгу не судят по обложке, но оформление учебника важно так же, как и его содержание. Если учебник визуально перегружен или, наоборот, является простым сборником заданий на белой бумаге, его можно использовать только в качестве дополнительного материала (если вы не хотите проводить часы на переработку его во что-то более подходящее). Оформление важно вне зависимости от возраста и опыта студента. Используя книгу, студент должен легко воспринимать информацию, а не тратить энергию на расшифровку текста. Чем сложнее воспринимать текст, тем меньше информации задержится у него в голове.

— Учебник должен быть отпечатан на хорошей плотной не просвечивающейся бумаге. Отсканированный учебник для работы онлайн должен быть чистым и в идеале именно оцифрованным.

— Шрифт в учебнике должен быть достаточно крупным. Чем младше студент, тем крупнее должен быть шрифт. Бегите от учебников, использующих шрифты с засечками (прощай, Times New Roman). Такой шрифт сложнее читать, он труднее укладывается в голове. И если взрослый студент может либо не обратить на это внимание, либо понять, что проблема именно в шрифте, то школьник зачастую не может отследить, почему чтение даётся ему так сложно.

— Разнообразие шрифтов в информационной части тоже усложняет восприятие информации. В оформлении дополнительных материалов «игра шрифтами» имеет место быть, но главная часть текста должна выглядеть едино. Иначе студент просто не станет обращать на неё внимание.

— Печать на цветном фоне или на рисунках тоже недопустимы.

— И не забываем про междустрочные интервалы. Если установлен минимальный междустрочный интервал, читать такой текст становится сложнее.

Чтобы оценить содержание учебника до начала работы с ним, учителю нужно обратить внимание на следующее:

Возможность самостоятельной работы. Учебник — опора не только для учителя, но и для ученика. Качество учебника определяется в первую очередь тем, насколько студенту нужна помощь учителя в том, чтобы им пользоваться. В идеале помощи требоваться не должно. Если учебник не позволяет работать по нему без методички, то мы этот учебник использовать не можем (именно поэтому родители не любят математику Петерсон).

Основные понятия, правила и формулы должны быть объяснены простым языком. Учитель может дополнять свои уроки как информацией, так и упражнениями, но в итоге минимальную базу знаний он должен спрашивать по тому, что доступно в книге (либо в его собственной методичке). Если студент отсутствовал на уроке, плохо себя чувствовал ИЛИ если студенту не подходит метод работы преподавателя, но сменить его он не может — построенный для самостоятельной работы учебник поможет ему нагнать пропущенное.

В случае с изучением иностранного языка уровень объяснения должен соответствовать языковому уровню и уровню подготовки студента. Лингвистические понятия должны быть объяснены доступным студенту языком, причём в идеале учебник (или методические рекомендации) подразумевает, что студент учит иностранный язык впервые и не обладает необходимыми лингвистическими знаниями и инструментами.

У учебника должна быть методически верная структура и хорошая методическая поддержка. Многие из нас брезгуют методическими рекомендациями и предпочитают организовывать урок самостоятельно. Однако заглядывать в методички иногда полезно даже опытным учителям. Они рассказывают особенности упражнений и подачи материала, а также поясняют и уровень «спроса» со студента. Что же касается структуры, то каждая тема должна быть выстроена в соответствии со структурой урока. У каждой темы должно быть обращение к прошлым знаниям, предоставление нового материала, какой-то набор упражнений для его отработки и закрепление пройденного (подведение итогов). Это поможет учителю сэкономить время в подготовке к уроку, а студенту организует занятие за него.

Задания на отработку знаний должны быть разного уровня сложности и чётко разделены на простые (drilling) и творческие. Разный уровень позволит нам применить индивидуальный подход, не заваливая «слабых» студентов или, наоборот, тех, кто посильнее. Drilling нужен для того, чтобы отработать конкретное правило, формулу или навык на простых конструкциях. Он должен быть максимально автоматическим и затрачивать минимум усилий студента (для которого применение новой формулы будет вызовом самим по себе). Под творческими заданиями я понимаю те задания, в которых нет правильного ответа, в которых студент может проявиться самостоятельно, и в которых нужно приложить немножко больше усилий, чем в автоматических. Эти задания должны переносить полученные знания на реальную жизнь. Они также должны отличаться по уровню сложности, но уже для того, чтобы учиться могли студенты с разным уровнем мотивированности и включённости в процесс обучения. Если студенту, допустим, не интересен английский язык, он не будет с особым интересом делать презентацию о своих хобби на английском, но зато он может написать небольшой рассказ о том, чем любит заниматься после школы. Многие методисты говорят, что задания в учебнике должны быть разнообразными, но я не совсем уверена в такой формулировке, потому что для выстраивания базы чёткая структура работает лучше, а перегруз оригинальности заданий может отрицательно сказываться на нейроотличных студентах.

— Актуальность и этичность. Основной учебник не должен быть старше 5-8 лет. Мир стремительно меняется, поэтому материалы очень быстро устаревают. В современном учебнике категорически не должно быть расистских, сексистских и эйблистских высказываний, а также отсутствуют триггеры, обесценивание и hate-speech. Наличие в учебнике триггерных тем отвлекает студента от восприятия информации и обращает его в мир своих внутренних переживаний, что сказывается на качестве полученных знаний. Лучшее восприятие информации происходит в безопасной свободной от осуждения среде.

Пункт для начинающих репетиторов: будет лучше, если выбранный вами учебник одобрен для использования в школах и/или соответствует ФГОС. Такой учебник будет иметь систему определений, более-менее соответствующую школьной программе, а задания будут похожи на те, с которыми студент столкнётся на уроках. Да, ФГОСовские учебники не всегда аутентичны или кажутся нам простыми, но чем быстрее ваш студент сможет применять знания на практике, тем выше результатов он добьётся.

Пункт для учителей английского, берущих в т. ч. и новичков: если у студента нет никакого опыта изучения языков, брать аутентичные учебники может быть малоэффективно. Аутентичные учебники не адаптированы под русскоязычных студентов и направлены в основном на носителей других германских языков. В аутентичных учебниках не объясняются концепции «to be», «I have» и «there is», потому что в большинстве германских языков есть что-то похожее. Славянские языки построены по совершенно другому принципу, поэтому нам НУЖНЫ адаптированные материалы. Аутентичные учебники можно брать чуть позже, когда ваш студент наберёт грамматическую базу.

Источник

Как выбрать учебник, чтобы педагогу было удобно, а ученикам интересно?

Можно ли не выбирать учебник?

Пожалуй, обойтись без УМК можно, но этот сложный путь выбирают очень немногие. Согласно исследованию, проведенному экспертами НИУ ВШЭ, около трети российских учителей выбирают для работы один УМК, которому следуют на протяжении всего учебного процесса, изредка обращаясь к сторонним источникам. Примерно столько же педагогов используют разнообразные дополнительные источники, но опираются при этом на какую-либо линию УМК. Лишь 5% российских педагогов работают с комбинациями различных источников, без опоры на какой-либо учебник.

Итак, вы вправе разнообразить материал, отводить учебному изданию ту или иную роль в образовательном процессе. А вот чего делать точно не стоит, так это выбирать учебник «по инерции», только потому что УМК проверенный, надежный, давно знакомый или его выбирают ваши коллеги. Начните процесс выбора учебника с уточнения задачи: чего мы в первую очередь ждем от учебника, с какими учениками будем иметь дело и какой УМК идеально подойдет под ваш стиль преподавания.

Форма и содержание

В первую очередь учебник нужен учителю для того, чтобы «сверить часы» с образовательным стандартом, помочь ученикам успешно освоить программу, овладеть необходимыми знаниями и навыками. Поэтому главное требование, которое каждый учитель предъявляет к учебнику — содержательность. Сложно представить себе учебник, в котором содержался бы абсолютно весь материал по курсу, однако есть книги с наиболее полным и подробным изложением информации.

Кроме содержания, важна также универсальность: удобно, если выбранного вами учебника будет достаточно, чтобы решить весь комплекс учебных задач: подготовить класс как к итоговой контрольной, так и к ВПР, легко излагать новый материал и систематизировать знания на этапе повторения пройденного.

Учебник в вашем стиле

Каждый педагог вправе опираться на УМК в той мере, в какой ему это удобно — и именно от вашего профессионального стиля должен зависеть выбор учебника. Если вы привыкли двигаться строго по заданной канве, стараясь не отступать от учебника, вам подойдет максимально содержательный УМК с большим количеством разнообразных заданий: можно целый год готовить учеников по одному единственному учебнику, комбинируя задания, и быть уверенными в полноте полученных знаний и качественной отработке навыков решения любых задач по химии.

Если же вы планируете использовать учебник как опору и активно задействовать дополнительные учебные материалы — вам подойдет УМК с гибкой и нейтральной манерой изложения: это поможет вам легко интегрировать в учебный процесс материалы из дополнительных источников.

На что обратить внимание учителя к учебнику. Смотреть фото На что обратить внимание учителя к учебнику. Смотреть картинку На что обратить внимание учителя к учебнику. Картинка про На что обратить внимание учителя к учебнику. Фото На что обратить внимание учителя к учебнику

Учебник для учеников

Вполне естественно, что педагог выбирает учебно-методический комплекс в первую очередь для себя. Однако стоит подумать и о том, чтобы у ваших учеников «лежала душа» к выбранному учебнику. Для этого он должен соответствовать:

А) Возрасту учеников. Как правило, об этом заботятся издатели учебника, но никто не знает своих учеников лучше, чем вы. Ответьте себе на вопрос, не покажется ли учебник вашим ученикам слишком наивным и детским — или, наоборот, чересчур сухим и серьезным.

Б) Планируемой форме работы. Кто-то из учителей практикует на уроках работу по группам, а кто-то регулярно дает детям новый материал для самостоятельного изучения. Выбирая учебник, обратите внимание, дает ли книга возможность в полной мере осуществить ваш педагогический замысел. Лучше всего, если содержание учебника позволит вам в ходе учебного процесса попробовать новые формы работы — возможно, сейчас вы и не планируете подать материал именно так, но, если у вас возникнет такое желание, учебник поможет вам его воплотить. Гибкая подача материала позволяет учителю чувствовать себя на уроке свободно, творить и переосмысливать. Форму выполнения многих заданий можно корректировать в ходе учебного процесса: прямо на уроке вы сможете выбрать, какие задания ребятам выполнять в группе, какие самостоятельно, а какие — с вашей помощью.

В) Заявленному уровню сложности. Принцип «чем сложнее, тем лучше» при выборе учебника не работает. Работая с классом базового уровня, нужно выбирать учебник, который, с одной стороны, открывает для ребят что-то новое, с другой — не пугает слишком серьезной манерой изложения и излишне трудными заданиями.

Обратите внимание! Каким бы однородным по уровню ни казался вам ваш класс, в нем найдутся и более сильные, и менее способные ученики. Чтобы им на уроках было так же комфортно, как и всем остальным, стоит выбирать учебник, в котором предусмотрены задания разных уровней сложности.

Секрет безошибочного выбора: пять критериев идеального учебника

Часто педагоги отмечают, что идеальный учебник для занятий в классе должен быть «все в одном», сочетать в себе все возможные достоинства, чтобы поддержать замысел педагога. Наши коллеги и эксперты, тщательно изучив мнения российских учителей, пришли к интересному выводу: выбрать оптимальный учебник можно всего по пяти критериям. Выбор российских педагогов показывает: если учебник отвечает этим пяти требованиям, вам будет удобно и приятно с ним работать, независимо от того, как вы привыкли вести уроки и каков уровень ваших учеников.

На что обратить внимание учителя к учебнику. Смотреть фото На что обратить внимание учителя к учебнику. Смотреть картинку На что обратить внимание учителя к учебнику. Картинка про На что обратить внимание учителя к учебнику. Фото На что обратить внимание учителя к учебнику

Возможность самостоятельной работы. Тот самый случай, когда учебник — опора не только для учителя, но и для ученика, особенно если он по какой-то причине должен сам изучить новый материал.

Наличие заданий разного уровня сложности. Без этого невозможен индивидуальный подход к каждому ученику. Удобно, когда на уроке одним ребятам можно дать задание попроще, другим — посложнее, а перед «звездами» поставить нестандартную творческую задачу.

Разнообразные, необычные задания. Непозволительно для современного учебника быть скучным и очевидным. Выбирая учебник для работы с классом, обратите внимание, насколько вариативны задания, есть ли возможность уйти от типовых репродуктивных заданий и сделать урок более провокационным, увлекающим.

Наличие цифровых сервисов. Электронная форма учебника, работающая на удобной и современной цифровой платформе (например, такой, как lecta) — золотой стандарт любого современного УМК. Все больше российских педагогов, как молодых, так и опытных, выбирают издания с выходом на электронный ресурс. Кроме того, от творческих заданий, представленных в электронном виде, ученики бывают просто в восторге.

Грамотная методическая поддержка. Работать с новым учебником по-настоящему удобно, если авторы и издатели не оставляют педагога один на один с учебно-методическим комплексом, а подробно рассказывают обо всех возможностях учебного издания на вебинарах и мастер-классах, дают ценные советы, отвечают на вопросы учителей в онлайн-режиме.

На что обратить внимание учителя к учебнику. Смотреть фото На что обратить внимание учителя к учебнику. Смотреть картинку На что обратить внимание учителя к учебнику. Картинка про На что обратить внимание учителя к учебнику. Фото На что обратить внимание учителя к учебнику

Источник

Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.

Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *