На что обратить внимание в школе
Как выбрать школу в первом и пятом классе: что важно?
Ольга Красникова психолог, руководитель психологического центра «Собеседник»
Большинство будущих первоклассников уже записаны в выбранные школы, а будущие пятиклассники, которые собираются школу менять, сдают экзамены. Но родители порой не находят покоя: точно ли школа, которую они выбрали, подойдет ребенку? Для тех, кто не уверен в правильности выбора, а также для тех, кто еще не определился, — советы психолога. Что важно в начальной и средней школе?
Выбор школы — один из самых ответственных выборов, которые совершают родители. Критерии выбора начальной и средней школы отличаются. Задача начальной школы — поддержать в ребенке его жажду знаний и научить учиться. Детям очень интересно познавать мир, им во всем хочется разобраться. Если взрослые доброжелательно и терпеливо отвечают на все их бесконечные «зачем?» и «почему?», если для ребенка создается среда, в которой он свободно может пробовать, сомневаться и ошибаться, то его естественное любопытство перерастет в любознательность и интерес к жизни.
Для того чтобы не отбить у ребенка желание учиться, в начальной школе первым делом выбираем учительницу. И главное, на что нужно смотреть, — любит ли она детей, уважает ли в ребенке личность. В идеале учитель ищет индивидуальный подход к каждому ребенку, не сравнивает детей друг с другом, не ставит свое отношение к ребенку в зависимость от его успеваемости и поведения, следит за тем, чтобы отношения между учениками строились на взаимопомощи, а не на конкуренции. Тогда дети с удовольствием ходят в школу, где их ждут не только новые знания, но и друзья.
Очень важно, чтобы класс был небольшим. Если в младшей школе детей в классе больше двадцати, то учителю очень сложно создать для всех комфортные психологические условия и поддерживать с каждым ребенком хороший личный контакт.
Условие, значимое для ребенка любого возраста, но особенно для младшего школьника, — в школе должны быть очень четкие, разумные и понятные правила поведения и дисциплина. Если ученики носятся по коридорам как оголтелые, толкаются, швыряются чем попало и никто за этим не следит, то такая «демократия» может быть опасной для малыша как физически, так и психологически.
Ребенок должен чувствовать себя защищенным, должен быть уверен в том, что, если что-то произойдет, это сразу же заметят и примут меры. И если в средней школе дети могут пожаловаться родителям или как-то сами себя защитить, то в младшей они нередко многого боятся, начинают чувствовать себя беспомощными.
Внимание прежде всего следует обращать на то, что в школе «модно», что в ней разрешается и поощряется. Для ученика начальной школы старшеклассник — это «взрослый», образец, неформальный лидер, иногда пользующийся авторитетом гораздо бoльшим, чем родители и учитель. Важно, однако, что этот «пример» делает. Ведь если нет героя, на его место приходит антигерой.
В школе должны быть традиции — праздники, встречи выпускников, концерты, капустники, школьный театр, кружки, неформальные музеи, собственная газета. Это говорит о том, что конкретная школа — не «детское исправительное учреждение», а место, где о детях думают, заботятся об их досуге, где важна не только успеваемость, но и личностное развитие, человеческие отношения. Чувствовать себя в школе личностью необходимо всем, от первоклассника до выпускника.
При выборе средней школы нужно обратить внимание на то, преподают ли в ней хотя бы двое или трое (а лучше больше) сильных предметников, учителей, не только досконально знающих свой предмет (таких в общем-то немало), но и по-настоящему увлеченных им. По этим дисциплинам в школе проводятся неформальные олимпиады, есть дополнительные занятия для желающих.
Почему важно присутствие таких педагогов? Человек, увлеченный своим предметом, это для ребенка наглядный пример ценности знаний. Даже если ученик в будущем и не посвятит себя этой науке, для него важно увидеть, что это увлекательно и востребовано, что человек, обладающий знаниями, счастлив. Ведь дети на уроках получают не только информацию, они учатся отношению к знаниям. Унылые, ненавидящие свой предмет учителя — чему они могут научить?
В средней и старшей школе большую роль играет классный руководитель. В какой-то момент в средней школе у ребенка вместо учебы главным становится общение со сверстниками. Это совершенно естественно, и не надо с этим бороться. В общении подросток развивается эмоционально и личностно, а это не менее значимо, чем интеллектуальное развитие. Продолжается этот период лет до шестнадцати-восемнадцати, потом молодежь, как правило, опять начинает учиться. Если педагог ведет внеклассную работу, обеспечивает среду, в которой подростки общаются, и эта среда безопасная и интересная (походы, поездки, какая-то общая деятельность), это значит, что ребенок не пойдет ни в какие дурные компании. Когда мотивация к учебе временно теряется, чтобы подросток все-таки ходил в школу, его должен притягивать коллектив. И тут многое зависит от классного руководителя — он задает тон.
Так что пусть это будет просто районная школа, но, если вы знаете, что там «математичка» и «химик» хорошие, если в этой школе часто устраиваются праздники, концерты, походы, а на встречах выпускников яблоку негде упасть, — велика вероятность того, что вашему ребенку там понравится.
И еще один момент. Когда я училась в школе, у нас существовало правило: если кто-то из учеников не пришел на первый урок, на следующей же перемене «классная» звонила родителям и узнавала, что случилось. И если обнаруживались какие-то проблемы, можно было сразу же, пока не поздно, «схватить их за хвост» и начать решать совместными усилиями. Очень хорошо, когда учителя в школе поддерживают личный контакт с родителями. Этот контакт ни в коем случае не должен превращаться в «отчитывание» и унижение родителей — это должно быть согласованное и доброжелательное взаимодействие. Важно, чтобы вы выбрали школу, где учителя и родители друг друга уважают и находятся «по одну сторону баррикад» — на стороне ребенка.
Статья предоставлена издательством «Никея»
Вы уверены, что выбрали подходящую школу для ребенка?
Критерии выбора школы, о которых вы могли не подумать
Ксения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт»
Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей
Какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы? Те, что будут перечислены дальше, неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Возможно, вы обращали на них внимание, когда ребенок ходил на подготовку к школе или вы посещали родительские собрания, но не придавали значения таким «мелочам». Что же может неожиданно оказаться важным для вашего первоклассника и для вас самих?
Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, психологи и опытные родители часто советуют заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Наверняка и вы это делали. Вспомните, как прошла такая «этнографическая экспедиция», обдумайте еще раз сведения, которые вам удалось получить: как устроена жизнь в школе, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее.
Перечислим моменты, которые должны привлечь ваше внимание. Сначала обсудим критерии, важные для ребенка.
Одного возраста, на одном уровне
Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной.
Почему гендерный состав класса – это важно
Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала «у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек» или, наоборот, «22 девочки и 6 мальчиков». Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив.
У меня в практике огромное количество таких «змеиных» дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки «шумопогашения» — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках.
Этнический состав одноклассников
В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной.
Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым. Например, потому, что у какого-то народа, скажем, совершенно другие традиции воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое «мужское поведение» и какие у «настоящих мужчин» есть способы разрешения конфликтов.
И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться.
Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.
Организация школьного пространства – раздевалка, столовая, перемены
Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.
Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор. Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь.
Насколько школа будет утомительной?
Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков?
В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре…
Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.
Ваши планы на дополнительное образование
Если вы выбираете условную «школу рядом с домом», продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу.
Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье.
Дополнительное образование, которое «закрывает» потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы. Родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны.
И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания.
Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного? Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту.
В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.
В наших условиях в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.
Оцените расходы на школу
Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: «Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить. «
Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.
Родительская среда
Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.
Степень вашего участия в школьной жизни
Школы во многом живут энергией родителей, в «началке» все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.
В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.
Предполагается ли участие родителей в учебе
Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: «Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять». Или, наоборот, учитель говорит: «Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся».
Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью.
Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа «оптимизации» не редкость и 32 человека.
«Началка» удлинилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной. В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него.
Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным.
Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.
Как выбрать школу для ребенка — семь важных моментов
Как правило, родители выбирают школу для ребенка по рейтингу и по расположению относительно дома. Но есть и другие нюансы, которые важно учитывать. В этой статьей мы рассмотрим основных моменты, которые могут повлиять на качество образования и социальное развития школьника.
Прежде всего, определитесь с тем, что для вас — хорошая школа. Разные учебные заведения хороши по-своему. Вам хочется, чтобы это была самая престижная школа в городе? Или вы хотите отдать ребенка туда, где счастливо учились сами? Или в вашем районе стоит приятного вида здание МОУ, куда удобно будет отводить ребенка перед работой?
Критериев много, и любой из них имеет место, потому что, к счастью, в наше время большинство школ отвечают требованиям образования и воспитания. Но важно сопоставить все моменты и выбрать учреждение, которое подойдет по наибольшему количеству плюсов.
Многие родители и эксперты рекомендуют выбирать школу по учителям, но резонно все-таки выбирать учебное заведение целиком, то есть по совокупности параметров, чтобы ребенок потом не переходил к другим хорошим учителям в другие школы, теряя друзей и привычки.
Основные критерии выбора
Специализация и уровень развития
На подготовительных занятиях у ребенка уже могли проявиться склонности к какому-либо предмету или направлению. Языки, гуманитарно-творческая деятельность, физико-математические способности или спорт — выбирайте по интересам и изучайте профильные школы. Но обратите внимание на требования к поступающим, они особенно строги в языковых школах.
Если же у ребенка еще нет ярко выраженных склонностей, то, возможно, не стоит акцентировать на чем-то внимание. Добавить профильных занятий можно будет и позже.
Количество учеников в классе
Если ваш ребенок ходит в частный садик, где до 10 детей в группе, имеет смысл постараться отдать его в первый класс, где не намного больше учеников. Так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе, стресса будет меньше. Но если ваш ребенок отлично влился большую группу и проявляет лидерские качества, наоборот — не нужно лишать его возможности продолжать в том же духе.
Учебная нагрузка
Некоторые школы, позиционируемые как «сильные», нагружают первоклашек так, как не грузят во многих вузах. К ним предъявляются повышенные требования еще при поступлении, и это действительно большая ответственность и стресс.
Обстоятельно подумайте над тем, какую нагрузку выдержит ваш ребенок, в каком ритме ему будет комфортнее всего обучаться. Перетрудиться в первом классе — значит, рано потерять интерес к учебе и испытывать только негатив и усталость. У ребенка должно быть свободное время и увлечения помимо учебы. Постарайтесь сбалансировать эти аспекты образования и жизни.
Плата за обучение
Тут все понятно и без дополнений. Выбирайте учебное заведение по возможностям. И помните, что не всегда то, что дороже, отвечает повышенным стандартам качества.
Расположение и как вы будете добираться
Поверьте, ездить в другой район каждое утро вам очень скоро надоест, даже если там находится лучшая школа в городе. Если в вашем районе действительно нет приемлемых учебных заведений, то, конечно, придется найти что-то отдаленное. Изучайте близлежащие территории и сопоставляйте с рейтингами школ в вашем городе.
Учителя
Только по учителям, как мы уже сказали, выбирать не стоит, но важно познакомиться самим и познакомить ребенка с педагогами заранее. Учитель, с которым не найден общий язык, не может быть так же эффективен, как любимый учитель.
Территория и дорога от дома до школы
И технический, но очень важный момент: изучите пришкольную территорию и дорогу по пешему маршруту школа-дом на будущее, когда ребенок начнет ходить на занятия самостоятельно. Чистая и безопасная среда — это первостепенно.
А еще обязательно спросите своего ребенка, чего бы ему самому хотелось, отведите в те школы, которые приметили, и пусть он сам их оценит. Будьте искренними: расскажите, почему именно сюда стоит пойти учиться, чтобы было не только весело и интересно, но и комфортно. Объясните ему свой выбор и попросите обосновать его желания. Если ребенок поучаствует в выборе школы, ему будет легче и радостнее пойти туда первого сентября.
Эксперт в области образования рассказала, как правильно выбрать школу для ребенка
1 апреля в России стартовала кампания по приему детей в первый класс. По закону родители имеют право отдать ребенка в школу не по прописке, если в выбранном учебном заведении после 6 июля останутся вакантные места. О новых правилах приема первоклашек мы уже рассказывали в одной из недавних статей. Сегодня мы решили затронуть чрезвычайно важный вопрос выбора школы, поскольку от принятого решения зачастую зависит будущее ребенка, его способность и желание учиться, отношение к образовательному процессу в целом.
Многие мамы и папы сегодняшних детсадовцев задумываются о том, как другие родители выбирают школу. Как правило, основными критериями являются близость к дому, а также отзывы знакомых. Однако этого может оказаться недостаточно для того, чтобы попасть в действительно достойное учебное заведение. За рекомендациями мы решили обратиться к профессионалу в данной области.
О том, как не ошибиться с выбором начальной школы, журналист ФАН поговорил с доктором педагогических наук, профессором, экспертом по образованию Юлией Лях.
«Независимо от того, выбираете ли вы государственную или частную школу или обучение на дому, платите ли вы за обучение или нет, тщательное планирование является обязательным, — начинает свой рассказ Юлия Лях. — Помните, вы ищете школу, которая сделает обучение вашего ребенка максимально полезным, а его будущее — успешным. Вы должны продумать четыре шага, которые наиболее важны для вас при выборе школы».
Шаг 1. Думайте только о своем ребенке
Начать поиск лучшей школы наш эксперт советует с размышлений о том, что бы вы хотели, чтобы школа делала для ребенка, ведь никто не знает его лучше, чем родители. Итак, на что же обратить внимание в первую очередь? Перед тем, как определиться с выбором, ответьте себе на ряд важных вопросов.
• Потребности вашего ребенка
— Вашему ребенку требуется больше индивидуального внимания?
— Нужна ли ему дополнительная помощь или больше времени для выполнения задания?
— Имеются ли особые потребности в обучении или окружающей его среде?
— Нужна ли программа углубленного изучения иностранного языка?
• Стиль обучения вашего ребенка
— Ваш ребенок лучше всего учится, слушая или любит участвовать в обсуждениях?
— Он гуманитарий, технарь или же склонен к творчеству?
— Ему комфортнее учиться в группах или работать одному?
• Расположение школы
— Вам важна близость школы к вашему месту проживания или работы? Или было бы удобно, чтобы она находилась в нескольких минутах ходьбы от дома близких родственников, чтобы они могли забирать первоклашку после уроков?
— Есть ли возможность для развития талантов ребенка около дома или придется выезжать за пределы вашего района?
— Как далеко вы готовы возить ребенка в школу на общественном или личном транспорте?
— Ребенок хочет учиться в школе со своими друзьями, живущими по соседству или для него это не столь важно?
Шаг 2. Соберите информацию о школах
Выбирая автомобиль или бытовую технику, мы стараемся собрать максимум информации об объекте покупки, советуемся с друзьями и родственниками и перечитываем сотни отзывов в интернете.
Вполне естественно, что такое ответственное дело как выбор начальной школы для первоклассника не обойдется без сбора подробной информации о программах обучения, внеклассных мероприятиях, репетиторстве, спортивных секциях и других дополнительных образовательных услугах, предлагаемых конкретным учебным заведением.
«Усердная работа будет стоить вашего времени, если вы найдете школу, которая воспитывает в вашем ребенке все самое лучшее», — уверяет Юлия Лях и рассказывает об аспектах, на которые нужно обращать внимание в первую очередь.
Расскажем подробно о каждом в формате опросника.
• Учебный план
— Какие курсы предлагает школа помимо основных предметов?
— Есть ли у школы особая направленность или тема в учебной программе?
— Проводятся ли в школе внеклассные мероприятия, поддерживающие основную направленность?
— Есть ли эффективная программа изучения иностранного языка?
— Есть ли в школе учебная программа и необходимая поддержка для детей с особыми потребностями, если это требуется?
• Подход к обучению
— Есть ли в школе особый подход к преподаванию и обучению (например, групповые проекты, индивидуальная успеваемость, частое тестирование)?
— Делает ли школа все возможное, чтобы каждый ребенок учился? Предоставляет ли это детям возможность получить дополнительную помощь, когда они в ней нуждаются?
— Какова политика выполнения домашних заданий? Соответствует ли это вашим ожиданиям в отношении того, сколько домашней работы должен делать ваш ребенок? Должны ли родители участвовать в процессе?
— Какова наполняемость классов?
• Репутация
— Как результаты тестов школы сравниваются с результатами других школ?
— Повышались или понижались результаты рейтингов за последние несколько лет?
— Сколько учеников покидают школу до окончания выпускного класса?
— Какие особые достижения, награды или признание получила школа?
— Что говорят выпускники школы?
— Каких успехов в профессиональной деятельности достигли выпускники?
• Дисциплина
— Влияет ли школа на развитие личности? Участвует ли в формировании характера?
— Какая политика ведется в отношении нарушителей дисциплины?
— Действует ли программа профилактики злоупотребления наркотиками и алкоголем?
— Есть ли дресс-код?
• Безопасность
• Внеурочная деятельность
— Какие дополнительные занятия предлагает школа после уроков или по выходным?
— Все ли школьники имеют возможность участвовать во внеклассных мероприятиях?
— Какие виды деятельности привлекают наибольшее внимание и ресурсы?
— Спонсирует ли школа экскурсии?
— Доступны ли они всем ученикам?
• Материально-техническое оснащение
— Насколько хорошо укомплектована библиотека?
— Есть ли возможности для исследовательской деятельности?
— Имеют ли учащиеся доступ к компьютерам и Интернету?
— Контролируется ли его использование?
— Есть ли в штате медсестра с ежедневными дежурствами?
— Как контролируется приход и уход учеников?
— Доступны ли школьникам консультационные услуги и репетиторство?
— Оборудована ли школа для детей с ограниченными физическими возможностями?
• Порядок приема
— Каков процесс подачи заявки? Нужно ли подавать документы лично или в онлайн формате?
— Каковы сроки подачи заявок?
— Требуются ли результаты тестов, собеседований или экзаменов для поступления?
— Каковы диапазоны баллов для зачисленных школьников?
— Включают ли требования к поступающим портфолио, прослушивание или дополнительные испытания?
— Сколько стоит обучение и как происходит оплата (для частных школ)?
Важно! Напоминаем, что никаких дополнительных тестирований для первоклашек школа, к которой вы прикреплены по территориальному принципу, устраивать не может!