На что обречена изергиль в конце жизни
Сочинение Жизнь старухи Изергиль
Главная героиня любила всем сердцем и бросала всё без оглядки: дом, родных. Именно эта жизнь сгубила её. Вечное скитание не только по стране, да и за приделами её. И под конец жизни старуха понимает, что смысл жизни ни в любви и скитаниях по всему свету за этим призрачным чувством, а спокойная и умиротворённая жизнь в кругу собственной семьи. Но теперь она осталась одна и уже поздно о чём – то мечтать.
Гордость старухи тоже сыграла немалую роль в одиночестве. Порой человеку нужно осадить свои чувства ради блага не только своего, но и родных людей. Жизнь- это череда уступок, переживаний. Приходиться всегда жертвовать чем-то ради будущего счастья. Не бывает, что всё просто так с неба падает в ладони.
Максим Горький, пытался донести до читателя, что нельзя бездумно бросаться за призраками. Человек должен быть умнее, он должен сам построить свой мир. Люди должны задумываться о смысле жизни. Ведь для каждого он свой: смысл в работе, семье, любимом человеке, деле всей жизни, в ребёнке, да даже в собаке. Это всё смысл жизни.
2 вариант
Старая женщина с восторгом говорит о своем народе: у них хватает сил и энергии, чтобы после дня, проведенного в труде, еще петь песни, плясать и веселиться поздним вечером и ночью. Именно так жизнерадостно, безоглядно и стоит жить.
Изергиль рассказывает повествователю две легенды: легенду о самолюбивом и гордом сыне орла Ларре и легенду о Данко, отдавшем свое сердце во имя счастья и свободы народа. Герои этих преданий воплощают противоположные человеческие качества. С одной стороны, это эгоизм и своеволие, а с другой – жертвенная любовь и мужество. Кроме того, Изергиль рассказывает повествователю историю своей жизни.
Она сразу сообщает о том, что в молодости много работала, ткала ковры, но много и любила, многим мужчинам отдавала свое сердце.
Она вспоминает рыбака, гуцула, шаха, у которого побывала в гареме, юного шестнадцатилетнего мальчика, с которым бежала оттуда, поляка Аркадэка, которого ей удалось освободить из плена, собственноручно убив часового и еще разных мужчин. Говоря о них, женщина легко переходит от одной истории к другой, словно забывая о бывших возлюбленных, и мы понимаем, что в жизни она точно так же легко расставалась и забывала своих мужчин, а некоторых из них, занимавшихся преступной деятельностью, даже выдавала властям и потом присутствовала на их казни. Изергиль пытается представить себя гордой, самолюбивой красавицей, которая следует лишь велению сердца, но нельзя не заметить, что она стремится заполучить мужчин, способных делать щедрые подарки, окружать ее роскошью. С сожалением говорит она об угасании своей красоты и привлекательности после четвертого десятка.
В конце своего рассказа Изергиль сообщает, что уже более года она живет здесь, среди этих людей, и, хотя ей это нравится, она с тоской говорит о былых временах, в которых и люди, и чувства были иными.
Слушая рассказ о жизни, полной любовных приключений, повествователь видит перед собой совсем дряхлую женщину с коричневой истончившейся кожей, ввалившимися глазами, беззубым ртом. Так описание внешности героини диссонирует с содержанием ее рассказа.
История ее жизни звучит в рассказе Горького между легендами о Ларре и о Данко. Они как бы являются двумя полюсами добра и зла, и свою жизнь Изергиль вписывает в эту «систему координат», считая, что, так много любившая в своей жизни, без остатка отдающая себя, она, несомненно, ближе к самоотверженности Данко. У читателя же возникает совсем иное мнение, ведь в целом ряде эпизодов ее жизни мы наблюдаем эгоистические проявления, корыстолюбие, своеволие, непостоянство.
Однако главная ее функция в произведении – быть рассказчицей двух легенд, где на переднем плане характеры необыкновенных, романтических героев. И с этой задачей Изергиль справляется мастерски, не просто повествуя, но и выражая собственное отношение к героям этих историй.
Также читают:
Картинка к сочинению Жизнь старухи Изергиль
Популярные сегодня темы
Написанная М.Ю.Лермонтовым поэма «Мцыри» повествует о свободолюбивом грузинском юноше, который мечтал о возвращении на родину из монастыря, где оказался ещё в раннем детстве. Несмотря на печальное завершение этой истории,
Культура речи, как и любая другая культура, очень важна… Это то, что не является обязательным, но делает жизнь лучше.
У каждого, кто слышит слово «добро», сразу же возникает тёплое и светлое чувство внутри. Вспоминаются эпизоды и смешные моменты из прошлого от которых появляется непроизвольная улыбка и радость.
Рабочий Андрей Ерин, работающий в малярной мастерской, осмелился поведать своей благоверной по имени Зоя, что утерял деньги, а именно 120 рублей. Его супруга хотела купить на данные финансы курточки своим детям
Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород
В чем смысл жизни по Горькому, и равнозначен ли он счастью?
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» написан в форме беседы автора и героини. В нем повествуется о двух легендах, одна из которых посвящена Данко и Ларре, красивым, отважным и гордым парням, но каждый из них по-разному относится к другим людям и обществу. Все части произведения подчиняются общей идее — о ценности и смысле жизни, а также о личной свободе. Благодаря сравнительной характеристике Данко и Ларры читатель понимает, насколько разными могут быть взгляды людей на одну и ту же проблему.
Смысл жизни старухи Изергиль
В рассказ «Старуха Изергиль» вплетены три сюжетные линии. Главной героине довелось прожить непростую жизнь, в которой было место и счастью, и горю. Мужчины, волею судьбы оставившие след в ее судьбе, очень разные, но и юноше, подобному восточному цветку, и надменному польскому дуэлянту она безрассудно и щедро дарила то, чем владела – свою любовь, не жалея ее. Задумывалась ли она над вопросом о том, в чем смысл жизни? По горькому повествованию старухи о трагической судьбе Данко, можно сделать вывод, что не чужды ей были раздумья о цели человеческого бытия. В то же время, рассказывая о Ларре, она безо всякого осуждения излагает концепцию беззаботной и комфортной жизни. Каждому свое!
Дальнейшая судьба героев
Вырвав сердце из груди, Данко помог своему народу выйти из непроглядного леса, а сам после этого погиб. Герой понимал, что не выживет, но это его не остановило. К самопожертвованию он подошёл осознанно. Ларру же за убийство девушки приговорили к одиночеству как люди, так и высшие силы. Всю свою жизнь он будет страдать. Его главное наказание — невозможность умереть.
После анализа и сравнения качеств персонажей произведения читатель понимает, насколько же они отличаются. Кроме того, ему становится известно о том, на какие муки может быть обречён провинившийся за свои злодеяния.
Легенда о Данко и Ларре построена на антитезе, поэтому концепции их жизни лучше всего представить в виде таблицы. В ней же будет удобно провести сравнение этих героев, их характера и поведения.
Буревестник и уж
Подобное идеологическое противостояние проявляется и в диалоге «премудрого» ужа с буревестником. Свобода – вот, в чем смысл жизни по Горькому. Ее можно определить как волю делать то, что хочется, весь вопрос состоит в том, чего желает раб, а чего – истинный гражданин. Обыватель, находясь в плену собственных мелких целей, просто не в состоянии понять высоких героических устремлений, ему не нравится чувство свободного полета, особенно если он оканчивается неуклюжим падением с высоты, пусть и небольшой. Ужу по душе теплый и сырой уют, привычный и удобный. Высокий эмоциональный накал возводит эту басню в ранг настоящей притчи с почти библейским сюжетом.
Краткий анализ
— Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.
— В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
— Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.
— Рассказ. Части посвященные Ларре и Данко — легенды.
Смысл жизни матери
Идея служения высоким идеалам главенствует и в романе «Мать». В этом произведении трактовка человеческих отношений не столь схематична, как в «Песне о буревестнике». Повествование усложнено пониманием простых человеческих чувств, испытываемых обычной женщиной, воспитавшей сына, одержимого классовой борьбой. Как любой матери, ей хочется, чтобы ее ребенок был счастлив, и она очень боится за Павла, которому не страшно ничего. Революционер готов переступить через любую преграду, не думая о последствиях, видя лишь неясную и далекую цель. А мать всегда на стороне сына.
Несколько интересных сочинений
М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старухи Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Был ли счастлив Буревестник революции?
Так в чем смысл жизни по Горькому? Только ли в служении высоким идеалам, или важны для него и более приземленные, общечеловеческие вопросы? Объявляя Максима Горького главным пролетарским писателем, советское руководство тридцатых годов надеялось приручить «буревестника революции», и свести его сложное, неоднозначное творчество к упрощенной схеме, в которой есть место лишь героям, врагам и обывателям, «колеблющемуся болоту», подлежащему искоренению. А ведь мир куда сложнее и разнообразнее формулы «кто не с нами, тот против нас»… Но со школьной скамьи детям внушали мысль о том, что смысл жизни по Горькому состоит в непрерывной борьбе.
Счастье – вот главная цель каждого человека, и у каждого оно свое. Персонажи Горького его почти никогда не испытывают, они страдают. Стал ли счастливым человеком сам великий писатель, несмотря на все почести, которыми его осыпала власть? Вряд ли.
Противоположные взгляды на жизнь
Данко можно охарактеризовать как смелого и красивого персонажа, душа которого наполнена любовью. Он с сочувствием относился к другим людям и хотел приносить пользу окружающим. Герой не пытался найти любовь, а сам дарил её людям. У него был смысл, то, к чему он так стремился — он хотел, чтобы его народ был спасён и смог жить дальше. Больших успехов ему удалось достигнуть благодаря вере в себя и отваге.
Герой не сидел на месте, он делал всё возможное, чтобы как скорее добиться своей цели. Второй герой произведения Ларра был его противоположностью и никакого смысла жизни даже не пытался найти. Люди прозвали его отверженным. Его главные черты:
Ларра ничего не будет делать для окружающих, если ему придётся заплатить за это своими силами и чувствами.
Он придерживался одной цели — остаться целым и жить только для себя любимого. Герой не боялся быть один и был горд настолько, что порой сам с собой не мог совладать. Для наглядного понимания разницы между Данко и Ларрой можно сделать их сопоставление по одним и тем же параметрам.
Образ Данко
Данко был привлекателен на внешность и был очень сильным. Ко всем людям он относился искреннее и хотел помочь каждому. Характер героя можно описать следующим образом:
У Данко был смысл жизни — вести за собой народ. Он решился на отчаянный поступок — вырвал у себя из груди сердце освятил путь по дороге из дремучего леса, чтобы люди смогли пройти дальше.
Совершённое им является настоящим подвигом. Данко полностью обрёл своё истинное счастье — он смог сделать что-то действительно нужное для толпы. Хоть герой был и очень хорошим человеком, первоначально у него возникали проблемы в отношениях с окружающими людьми и он был очень одиноким. Особенно грустно оттого каков итог — народ воспринял его поступок как должное. Когда Данко упал на землю, они продолжали радоваться своему спасению.
Характеристика Ларры
Ларра был очень красив, однако, взгляд его был леденящим и пугал людей, смотрящих в его глаза. К людям он относился с презрением и называл всех недостойными. Ему не нужно было окружение, герою комфортнее наедине с собой. Образ Ларры символизирует одиночество и высокомерие. Он ни под каким предлогом не хотел считаться с окружающими и жить по их правилам.
За плохие поступки Ларра презирался обществом и был обречён на вечное одиночество.
История создания
История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.
Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Наилучшие литераторы всех времен и народов спрашивали себя и собственных читателей о том, для чего живет на свете человек. Быть либо не быть — вопрос философский. Смысл жизни у каждого человека собственный. Одному довольно благополучия и достатка, другому покой и волю подавай, 3-ий кропотливо смотрит за своим здоровьем, считая, что оно важнее всего.
Алексей Максимович Пешков задавался вопросом о цели существования фактически во всех собственных произведениях. Его персонажи идут по собственному пути по-разному, посреди их есть эгоисты, думающие только о своем благе, и те, кто готов предназначить себя служению светлым эталонам. Противопоставляя философию жертвенности виду мышления конъюктурщика, писатель обозначает свою позицию. Отречение от собственных вещественных интересов во имя светлого грядущего — вот в чем смысл жизни по Горькому.
Композиция
Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части — легенды, а вторая — воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.
Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.
Краткое содержание рассказа Старуха Изергиль
Алексей Максимович Пешков — классик русской литературы, одна из ключевых фигур литературного процесса конца XIX – первой трети XX века. Прославился под псевдонимом Максим Горький, которым подписывал свои произведения. В этом литературном имени отразилась непростая судьба автора.
Многим он известен как пролетарский писатель, однако есть в его творчестве и произведения иного рода, пропитанные духом романтизма. К таким относится его рассказ «Старуха Изергиль», написанный в начале сложного творческого пути, в середине 90-х гг. XIX века.
Название: | Старуха Изергиль |
Автор: | А. М. Горький (Пешков) (1878 – 1933) |
Год написания: | 1894 год |
Год издания: | Самарская газета 1895 год |
Жанр: | Рассказ в рассказе |
Направление: | Романтизм |
Горький отмечал «Старуху» как лучшее своё творение. Рассказ повествует о проблемах жизни, судьбы, долга. Он весьма необычен. Это одно из тех произведений школьной программы, читать которое будет действительно интересно и полезно молодым людям, стоящим на пороге взрослой жизни.
Ознакомление с рассказом предусмотрено в курсе литературы за 7 класс. Представленное в данной статье краткое изложение и анализ произведения школьники могут использовать для читательского дневника.
Место и время действия
Действие рассказа начинается в Бессарабии, так зовутся южные земли между Черным морем и Дунаем. Сегодня эта культурно-историческая область разделена между тремя государствами. По ней проходит граница нынешних Молдавии и Румынии, а южная часть относится к Украине. Как раз на современных украинских землях и состоялась встреча рассказчика со старухой Изергиль. В тексте есть четкое указание: «Эти истории мне рассказали под Аккерманом». Теперь город называется Белгород-Днестровский.
Горький писал свой рассказ, когда Бессарабия была частью Российской империи, славилась живописностью, тёплым морским климатом, что привлекало путешественников. Место действия играет важную роль в пространстве рассказа, природа и население этого края создают особый колорит, превосходно переданный автором.
Встреча автора с главной героиней, старухой Изергиль, происходит примерно в 1991 году, в так называемый «золотой сезон года», в конце лета – начале осени, во время сбора винограда. Большую часть повествования занимают рассказы старухи. Первая и третья её истории — старинные легенды, и время в них неопределённое: когда-то очень давно (много тысяч лет назад, стародавние времена). Второй рассказ Изергиль — о её молодости.
Таким образом, в рассказе присутствует несколько временных пластов. Для писателя не имеет особого значения, когда именно происходит действие, так как люди во все времена проявляют жестокость, эгоизм и совершают подвиги.
Пересказ содержания очень кратко
Теплым осенним вечером автор знакомится со старухой Изергиль. Она рассказывает ему три разных истории.
Краткое содержание по главам
Деление на главы условное. В оригинале никакого деления нет.
Глава 1. Легенда о Ларре
Рассказчик работал на виноградниках в компании молдаван. Начало повествования снабжено краткими, красочными описаниями работников, мужчин и женщин, атмосферы южного вечера, в котором и происходит встреча со старухой Изергиль. Молдаване поют, пляшут, играют на скрипке.
Герой не хочет идти с ними и остается беседовать с колоритной старухой Изергиль. Поднимается луна. Вдруг Изергиль замечает, что идет Ларра и указывает на него собеседнику, но он ничего не видит, кроме тени. Он спрашивает у старухи, почему та зовет тень именем Ларра. «Так это он и есть», — отвечает старуха, говоря, что Ларра давно превратился в тень. А дальше она рассказывает легенду.
Много тысяч лет назад далеко за морем жило могучее племя людей, которые пасли стада и охотились, пировали и играли с девушками. Однажды во время пиршества после удачной охоты с неба спустился орел и унес одну из самых красивых девушек племени. Пущенные стрелы не достали орла, поиски похищенной ни к чему не привели. Скоро о ней забыли.
А через двадцать лет она пришла сама, «измученная, иссохшая», с юношей, красивым, как она сама когда-то. Оказалось, орел жил с нею в горах, как с женой, а юноша — их сын. Отец красавца, постарев и ослабев, поднялся ввысь, сложил крылья и ринулся вниз на скалы.
Люди смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он не лучше их, только глаза у него были другие — по-орлиному холодные и гордые. Юноша говорил со старейшинами, как с равными. Оскорбленные, они возмутились, но сын орла надменно ответил, что таких, как он, больше нет, и почитать старейшин — не для него. Разгневанные, они решили, что сыну орла нет места среди них.
Долгие разговоры ни к чему не привели. Все поняли, что этот юноша «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», чем обрекает себя на одиночество. Страшное наказание для него подсказал мудрец — отпустить его, пусть будет свободным. В подтверждение речи мудрого грянул гром посреди ясного неба.
Юноша получил имя Ларра — отверженный. Он стал жить вольно, делал, что хотел, похищал скот, девушек. Ни стрелы, ни камни не причиняли ему вреда — невидимый покров высшей кары защищал Ларру. Так жил он не один десяток лет, вился около людей, но однажды пришел к людям и не стал защищаться, когда они бросились на него. Кто-то догадался, что Ларра хочет умереть, и все остановились, не желая облегчать участь отверженного. Над ним смеялись, а он дрожал, слыша этот смех.
Глава 2. Жизнь старухи Изергиль
Она росла с матерью на хуторе вблизи небольшого городка. В 15 лет встретила первого возлюбленного. Он был рыбаком с Прута, встречалась с ним по ночам, каталась на лодке. Мать, когда узнала о её связи, избила дочь. Любимый был готов бежать с ней на Дунай, но юной особе, к тому времени, он уже разонравился.
Но мне уж не нравился он тогда – только поет да целуется, ничего больше! Скучно это было уже.
Подруга знакомит её с одним из гуцулов, которые шайками ходили по окрестностям. Рыбак, горюя по любимой, прибивается к гуцулам, и вскоре встречает другую. Оба любовника (рыбак и гуцул) за совершенные преступления были повешены. Изергиль присутствовала на казни.
Рыбак и гуцул по разному шли на встречу своей смерти:
Вот огненно-рыжий, усатый гуцул идет умирать, спокойно покуривая трубку. У него, наверное, были холодные, голубые глаза, которые на всё смотрели сосредоточенно и твердо.
Вот рядом с ним черноусый рыбак с Прута; плачет, не желая умирать, и на его лице, бледном от предсмертной тоски, потускнели веселые глаза, и усы, смоченные слезами, печально обвисли по углам искривленного рта.
Непродолжительное время, почти неделю, она живет в качестве одной из жен в гареме турка. Но, ей там быстро наскучило, и она сбегает оттуда в Болгарию с его 16-летним сыном.
Юноша по непонятным причинам, то ли от тоски по дому, то ли от любви, умирает. Изергиль винит в его гибели себя.
Мальчик? Он умер, мальчик. От тоски по дому или от любви… но стал сохнуть он, так, как неокрепшее деревцо, которому слишком много перепало солнца… так и сох все… Помню, лежит, весь уже прозрачный и голубоватый, как льдинка, а все еще в нем горит любовь…
Там же, в Болгарии, вступает в отношения с женатым мужчиной, за что чуть было не лишается жизни. Ревнивая супруга пырнула её ножом.
Исцеляется Изергиль в польском монастыре. Здесь она завязывает отношения с маленьким поляком, братом спасшей её монашки. Он был подлым и нередко наносил ей обиды. Однажды, не стерпев оскорбление, она взяла его на руки и сбросила в реку.
Он был смешной и подлый. Когда ему нужна была женщина, он ластился ко мне котом и с его языка горячий мед тек, а когда он меня не хотел, то щелкал меня словами, как кнутом.
В Польше, Изергиль понимает что ничего не умеет делать, и решается торговать своим телом.
Жид один купил меня; не для себя купил, а чтобы торговать мною. Я согласилась на это. Чтобы жить – надо уметь что-нибудь делать. Я ничего не умела и за это платила собой.
Но такая жизнь не смутила Изергиль. Она планировала заработать денег и вернуться домой на Бырлад. Много у неё пировало панов, многих она разорила. Один даже продал все свои земли и дома и, даже, лошадей ради того, чтобы она была его, но Изергиль прогнала его.
В то время она была влюблена в «одного достойного пана» — вояку с изрубленным лицом. Он очень любил подвиги и это прельщало Изергиль. Она не знает как он помер, но предполагает, что его убили русские во время бунта.
А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
Последним её возлюбленным стал шляхтич Аркадек. К тому времени она жила в Кракове, была свободной, хорошо обеспеченной женщиной. Считала себя старухой, хотя ей было только три десятка. Молодой человек долго обхаживал панночку, но когда добился её благосклонности сразу бросил. Тут Изергиль и поняла что стала стара.
Она спасла его из плена, ради чего пошла на убийство. Но их отношения всё равно прекратились. Решив остепениться, героиня селится в Бессарабии, выходит замуж. О муже старухи Изергиль в тексте ничего не сообщается. Известно лишь, что он умер, и теперь старая женщина осталась одинокой, она знает много легенд и охотно рассказывает их.
Сквозь свой рассказ, вспоминая грехи прошлого, старуха доносит до читателя важную мысль: в жизни всегда есть место подвигу, «кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».
Вторая глава плавно переходит в третью. Когда Изергиль закончила рассказ, вдалеке стали видны голубые искры. Старуха рассказала своему собеседнику, что это искры от горящего сердца Данко.
Глава 3. Легенда о Данко
Путь оказался долгим, силы были на исходе, вера в Данко иссякала. Грянула гроза. Не способные признать собственную слабость люди набросились на Данко. Зачем он пообещал им сделать то, на что оказался не способен? Они чуть было не растерзали героя, а тот воспылал лишь жалостью к своим спутникам.
Он искренне желал спасти их. У парня было пламенное сердце, и Данко вырвал его из груди, поднял над головой и осветил путь, словно фонарем. Сердце этого благородного юноши пылало любовью, оно горело ярче солнца. Ведомые светом люди вышли из леса, а герой упал на землю и умер. Вырванное сердце продолжало гореть рядом с ним.
Получив, что хотели, люди даже не подумали о Данко. До его смерти никому не было никакого дела. Нашелся один человек, испугавшийся яркого света, излучаемого сердцем, и не придумал ничего лучше, как раздавить его ногой. Сердце Данко угасло, но от него полетели искры и с тех пор на небе появляются голубые огоньки.