На что охотились древние люди
Охота первобытных людей – как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада. Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами.
Смотрите на картинках и видео — как охотились древние люди:
Видео: 10 Охота на мамонта в Прииртышье Как охотились древние люди
Видео: Amazon Ya̧nomamö Indians hunting peccary, tapir, deer and monkey
Видео: Неизвестная Планета. Первобытные охотники
Видео: Desert of Skeletons. Hunting Day | Tribes — Planet Doc Full Documentaries
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
На что охотились древние люди
Охота в каменном веке (Л. Степанова, Н. Степанов)
Но человек оказался сильнее всех стихий, и преодолеть враждебное окружение помогли ему его собственные руки, орудия труда и охоты и разум. На самой заре своей истории человек оказался творцом нового, и творчество возвысило его над всем миром живой природы. Поэтому нам, далеким потомкам первобытных охотников, будет всегда интересной их жизнь, и, сколько бы мы ни прожили еще на Земле, какие бы космические дали мы ни покоряли, мы всегда будем с благодарностью и интересом рассматривать первые предметы, сделанные человеческими руками.
Самые древние (примерно за 1000 веков до н. э.) поселения первобытных охотников-неандертальцев на территории нашей страны были обнаружены в Крыму, Абхазии и Узбекистане. Орудия охоты неандертальцы изготовляли из кремня, кварца, роговика или сланца. Кремень отвечал важнейшим требованиям: его легко было скалывать, при обработке получались острые, режущие края. Орудия из кремня отличались большой прочностью, и первым из них было ручное рубило, а затем появились кремневые ножи, скребла. Все большую роль в охоте приобретало деревянное копье с заостренным обожженным концом. Для прочности и увеличения ударной силы деревянное копье стали снабжать кремневым или костяным наконечником.
Где бы ни жил первобытный человек, на месте его поселения из отходов возникал так называемый культурный слой, в котором сохранялись кости животных, орудия o труда, охоты, быта. Изучение этих находок позволило определить животных, на которых охотились наши далекие предки.
Известный историк А. П. Окладников при археологических исследованиях в южном Узбекистане в гроте Тешик-Таш обнаружил остатки стоянки неандертальских охотников на сибирского козла. Удачная охота на такого быстрого и осторожного зверя свидетельствует о том, что охотники хорошо изучили повадки этих животных. Они загоняли коз на скалистые утесы, отделенные глубокими расселинами, перескочить которые могли только самые сильные животные. Многие не могли перепрыгнуть пропасть, падали на ее каменистое дно, где их добивали. Удобство добычи и обилие зверя позволяли людям долго жить на одном месте.
Неандертальцы в Альпах охотились, на пещерных медведей. Наиболее крупная стоянка неандертальских охотников обнаружена в Австрии в Драконовой пещере. При расчистке ее были найдены остатки костров, каменные и костяные орудия, а также множество костей пещерных медведей. Дно пещеры было выложено плоскими камнями, на которых, вероятно, сидели у пылающего огня. Люди приходили сюда только тогда, когда собирались охотиться. Огнем и криками пугали они медведей, принуждали их к бегству по узкому Пещерному проходу. В месте, где он расширялся, стояли охотники с дубинами, камнями, копьями, подстерегая медведей. Возможно, что пещерных медведей убивали в самих пещерах или ставили ловушки у входа.
Во время охоты на крупных животных люди часто получали ранения. При исследовании костей, скелетов первобытных людей обнаружены следы ударов клыков дикого кабана на ноге человека, пытавшегося спастись бегством, когтей пещерного медведя, разорвавшего плечо и бок охотника до самой кости.
Важнейшим орудием охоты стал метательный дротик с острым прочным каменным или костяным наконечником, имеющим приспособление для укрепления в древке.
Часто костяные наконечники копий и дротиков снабжали продольными желобками, которые облегчали стекание крови и тем самым давали возможность быстрее обессилить преследуемое животное. Из рогов северного оленя и прочных костей охотники научились изготовлять гарпуны с крупными зазубринами, которые при сильном ударе образовывали широкую рваную рану. Находки гарпунов на стоянках, отдаленных от водоемов, свидетельствуют о том, что это орудие впервые возникло как орудие охоты, а не рыболовства.
Находки на некоторых стоянках каменных шаров, лежащих по три вместе или парными группами, свидетельствуют о том, что первобытные охотники пользовались и боласами. Эти орудия охоты представляли собой шары из кремня, песчаника, известняка, которые закрепляли на концах ремней. С боласами охотились на животных в степной полосе. Боласы, метко брошенные охотником, опутывали ноги или шею бегущих животных. Для охоты на птиц применяли боласы с мелкими камнями.
Иногда в культурном слое стоянок встречаются и отдельные каменные шары, чаще вытесанные из известняка, которые, с точки зрения многих исследователей, свидетельствуют о том, что первобытные охотники были знакомы с пращой.
На стоянках находят и те орудия, которыми обрабатывали охотничью добычу. Кремневыми ножами разделывали туши. Скребками снимали с содранных шкур мездру. Проколки и шилья были необходимы для шитья одежды из шкур.
При охоте на многих животных применялись силки и западни. Для охоты на водоплавающих птиц, например уток, вероятно, была изобретена сеть, сплетенная из волос или волокон растений. На прогалинах, в местах перелетов водоплавающей птицы, устраивали перевесы. Для вязания сетей-перевесов, скорее всего, применял! большие изогнутые костяные иглы, найденные на некоторых стоянках. В начале лета, в период линьки, когда птицы, теряя старое оперение, собирались стаями и не могли летать в течение двух-трех недель, на них устраивали массовую охоту.
Рис. Б. Федотова
Рис. Б. Федотова
Охота на мамонта носила особый характер, она проводилась коллективно, так как требовалась большая сила и изобретательность для окружения и добычи зверя. Главным средством ее должны были быть загоны, огромные ловчие ямы или естественные западни, для которых использовали изрезанные обрывистые берега речных долин.
В холодные ледниковые эпохи первобытные охотники выбирали для своих стоянок пещеры. В более теплое время, когда ледник отступал к северу, стоянки располагали под навесами скал или под открытым небом. Огонь пылал около входа в пещеру, отпугивая хищников. На поселениях под открытым небом охотники строили жилища типа шалашей или полуземлянок. Для их сооружения использовали толстые ветви, шкуры убитых животных. На стоянке Буреть на реке Ангаре под Иркутском обнаружили жилища, сделанные из костей мамонтов и шерстистых носорогов. Здесь была безлесная степь, поэтому бивни, крупные берцовые кости мамонта использовали для стоек, которые поддерживали крышу. Стены жилищ, их фундаменты были сделаны из черепов шерстистых носорогов и из больших костей разных животных. Крыша сооружена из рогов северного оленя.
Зимой при удачной охоте первобытные охотники могли запасать мясо на время метелей, сильных морозов. Летом первобытные охотники постепенно научились сушить и коптить мясо, поэтому голод и нужда уменьшились.
Шкуру животных, мех использовали для изготовления одежды, которая была крайне необходима в холодное время года. На многих стоянках этого времени найдены шилья, проколки, свидетельствующие о том, что люди умели сшивать отдельные шкуры и делать из них одежду. На палеолитической стоянке Буреть на реке Ангаре найдена статуэтка женщины. Одежда на этой женщине напоминает меховой комбинезон с капюшоном.
В эпоху мезолита охотник изобрел лук со стрелами, что ознаменовало новый этап в жизни человека. Охота стала более легкой и добычливой, доступной, не только коллективу, но и одному человеку. Особое внимание стали уделять изготовлению кремневых наконечников для стрел, которые обрабатывали тщательной ретушью с обеих сторон. Размеры наконечников различны: от 1,5 до 10 см в длину, в зависимости от объекта охоты. Чаще всего эти наконечники имеют вытянутую листовидную форму.
В древних наскальных рисунках первобытного человека часто изображались звери, пораженные копьями или дротиками. Такие рисунки имели магическое значение для первобытных охотников. Поразив зверя на рисунке, первобытные охотники надеялись на удачу и в охоте. Вероятно, подобное же значение имел и этот фигурный наконечник стрелы. Первобытный мастер, изготовивший его, придал ему форму шкурки зверя, рассчитывая на успех в охоте.
Высокой техникой изготовления отличаются орудия неолитического Волосовского клада, найденного в 1910 г. на берегу реки Оки около деревни Волосово Горьковской области. В кладе, вероятно закопанном первобытным охотником во время межплеменных столкновений, насчитывается 118 кремневых орудий. Среди них выделяются 2 уникальных охотничьих кинжала, 66 наконечников стрел и дротиков, изготовленных из кремня. Орудия обработаны тончайшей ювелирной ретушью.
Чем дальше и точнее летели стрелы первобытных охотников, тем больше новых земель по берегам рек, озер и морей заселяли люди, тем полновластнее они начинали хозяйничать в горах, степях и лесах, подготавливая для своих потомков эру овладения силами природы.
На что охотились древние люди
Охота и скотоводство
Неопровержимым доказательством наличия скотоводства являются остатки скотского навоза на поселениях. Древнейшие такие следы найдены в свайных поселениях альпийской зоны.
Но простой подсчет обломков костей не дает еще представления о соотношении различных видов животных в мясном рационе человека. Ясно, что пять костей зайца не равнозначны пяти костям мамонта и пятьдесят костей зайца не равнозначны одной кости мамонта. Кроме того, важно установить не количество и соотношение количеств обломков костей различных видов, а количество и соотношение количеств особей того или иного вида. Такой метод количественного анализа костных остатков дает более точные результаты. Советский зоолог В. И. Цалкин на основании изучения 140 тыс. костей с 44 населенных пунктов лесной полосы Европейской части СССР, применяя метод подсчета количества особей, добился весьма показательных и интересных результатов.
* ( В. И. Цалкин. Материалы для истории скотоводства и охоты в древней Руси. «Материалы и исследования по археологии СССР», № 51, 1956, стр. 121. )
Исследования В. И. Цалкина вскрыли ошибочность некоторых выводов, сделанных ранее историками и археологами. Так, удельный вес охоты в хозяйстве древнего населения лесной полосы Европейской части СССР был несколько большим, чем полагали.
Отличить кости домашних животных от костей диких на разных этапах приручения животных довольно трудно, а иногда и невозможно, так как первые одомашненные животные не приобрели еще специфических признаков. Однако громадное количество исследованного костного материала во всем мире и всех эпох позволило установить следующую закономерность. Скелеты домашних животных на поселениях представлены целиком, т. е. все составные части костяков, а среди костей диких животных в большинстве случаев отсутствуют позвонки и ребра. Причина этого явления заключается в том, что первобытные охотники, убив животное, тут же, на месте охоты, утоляли голод, причем съедали внутренности и прилежащие к ним части туши, в которых костей больше, чем мяса, чтобы не тащить на стоянку лишние кости.
Никаких достоверных и несомненных свидетельств, которые позволили бы установить, когда человек начал охотиться и когда он начал приручать животных, нет. Не имея таких свидетельств, долгое время считали, что первобытные люди чуть ли не до появления Homo sapiens питались исключительно за счет собирательства и основной пищей служили им клубни растений, дикие плоды и ягоды, улитки, гусеницы и т. п. Это была чисто умозрительная гипотеза, без всяких свидетельств и доказательств. Древнейшие остатки растительной пищи, т. е. продукта собирательства, относятся к тарденуазскому времени. Это находка обуглившихся плодов дикой груши в раковинной куче на острове Тевьек.
Наряду с тем почти на каждой палеолитической стоянке, начиная со стоянки синантропа (Чжоукоутянь), находят кости животных, часто раздробленные для извлечения костного мозга. Это уже несомненно свидетельствует о потреблении мяса. Но пока только о потреблении. Вполне возможно, что все эти кости принадлежат павшим животным. Отрицать эту возможность можно только из псевдоуважения к нашим предкам, т. е. не с научной точки зрения, а с той самой, с которой отрицается возможность происхождения человека от обезьяны.
На основании этих косвенных доказательств и логических рассуждений пришли к выводу, что люди еще на стадии питекантропа и синантропа добывали себе пищу не только собирательством, но и охотой. Некоторые авторы рисуют следующую буколическую картину. Небольшое стадо наших звероподобных предков, вооруженных палками и камнями, бродит по лужайке, отыскивая пропитание. Не удовлетворяясь ягодами, корешками и гусеницами, они решают полакомиться мелкими животными и птичками. При помощи палок и острых камней это им удается. Разлакомившись, они повторяют операцию и постепенно превращаются в охотников.
* ( П. П. Ефименко. Первобытное общество. Киев, 1953, стр. 98.)
В буколической картинке, изображающей мирно пасущихся и ловящих «мелких млекопитающих» предков человека, поражает больше всего то, что никто не ловит и не ест самих предков.
Естественно сделать вывод, что не только поиски пищи, но и борьба с крупными хищниками сделала из человека охотника.
Лопатки северного оленя, пробитые гарпунами или стрелами. Из палеолитической стоянки Мейендорф, Шлезвиг-Голштейн
Олени, которых гонят на цепь охотников вооруженных луками. Верхнепалеолитическая стенная роспись темно-красной краской в пещере де Лос Кобальс, Испания
Бесспорные свидетельства появления лука и стрел имеются только в эпоху мезолита. На мезолитической стоянке в Хольмгарде (Зеландия) найдены два лука из вяза.
С концом ледниковой эпохи в Южной и Центральной Европе исчезает северный олень. Основной добычей охотника становятся лось,, благородный олень, зубр, кабан, косуля.
В мезолитических поселениях в большом количестве находят кости мелких животных, водоплавающих птиц и рыб. Быт мезолитических, охотников и рыболовов лучше всего изучен по многочисленным стоянкам, раскинувшимся по северному побережью Европы от Ламанша до Финского залива.
И здесь рисуются буколические картинки, изображающие, как дикие собаки», имеющие врожденную способность одомашниваться и ‘побуждаемые голодом, приближаются к человеческому жилью, чтобы воспользоваться остатками пищи, или, гонимые мошками и комарами, укрываются от них в дыму костров, разведенных человеком. Все это относится к области чистой фантастики и ничего общего с наукой не имеет.
Однако возможность начала приручения животных в мезолите, и именно собаки, не исключена. Но надо признать, что это только догадка, не подкрепленная никакими сколько-нибудь убедительными логическими доводами, не говоря уже о фактах.
Если учесть, что продовольственными избытками мезолитического охотника были мясо и рыба, то станет понятным, почему первым прирученным животным оказалась собака.
Несмотря на всю вынужденную фрагментарность нашего очерка, нельзя умолчать о самом распространенном домашнем животном, имеющемся в каждом доме, но не дающем ни мяса, ни шерсти, а только ловящим мышей. Домашняя кошка появляется в Египте во втором тысячелетии до н. э. в качестве священного животного. Древний Египет был настоящим кошачьим царством: кошек запрещено было убивать, и каждую умершую кошку бальзамировали и торжественно погребали. В Европу кошка завезена, по-видимому, только в римскую эпоху.
Скотоводство, зародившееся, очевидно, в мезолите и развившееся в неолите, в эпоху металла достигло грандиозных размеров и породило новые формы социальных отношений в человеческом обществе.
Примерно в то же время, когда человеком был открыт и начал обрабатываться металл, из общей массы неолитического населения начинают выделяться племена, занимающиеся преимущественно скотоводством, и племена, занимающиеся преимущественно земледелием. Причем чисто земледельческих племен, т. е. таких, которые занимались бы только одним земледелием, не существовало. На той ступени развития мотыжное земледелие не могло полностью обеспечить земледельцев пищей, а плужное земледелие вообще немыслимо без скота. Поэтому все земледельческие племена занимались подсобным скотоводством, не оставляя также охоты и рыболовства. Что касается скотоводческих племен, то многие из них вовсе не занимались земледелием, особенно в степях, богатых травами. Степное скотоводство давало больше продуктов, чем мотыжное земледелие, и позволяло избытки обменивать на хлеб, металлы и пр.
Скотоводство вообще, а степное в особенности, было делом мужчины. Распоряжаясь скотом, а отсюда и избыточным продуктом, мужчина приобретал все большее и большее влияние и постепенно делался господином не только скота, но и всего хозяйства. Женщина с ее мотыжным земледелием, домашним хозяйством и керамикой постепенно теряет свою независимость и на долгие годы превращается в рабыню мужчины. Так возникает патриархат.
Судя по письменным источникам, основным видом степного скотоводства в эпоху бронзы было овцеводство. Только в эпоху железа в бескрайних просторах Азии появляются громадные табуны лошадей, степные кочевники превращаются в конные народы, которые несметными полчищами обрушиваются на земледельческие народы Европы.
Кто охотился на первобытного человека. Охота первобытных людей –, как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Популярные материалы
Today’s:
Кто охотился на первобытного человека. Охота первобытных людей –, как древние люди охотились на животных: виды и способы охоты
Первобытные люди питались за счет собирательства и охоты. Охотники добывали основную массу всей пищи, а также шкуры – ценные источники тепла, кости – материал для строительства и изготовления орудий труда и охоты.
В зависимости от региона обитания, первобытные люди охотились на разных млекопитающих: кабанов, козлов, быков, медведей, слонов и мамонтов. Охота на небольших особей проводилась несколькими людьми с помощью дубинок, лука со стрелами или копья. При этом животное выбиралось либо раненое, либо отбившееся от стада.
Также часто использовался способ приманки. К примеру, охотники привязывали пойманное животное и прятались. Как правило, к нему подходили другие особи и тут же попадали в засаду.
Гораздо тяжелей давалась первобытным людям охота на крупных животных: бизонов, слонов и мамонтов. Чаще всего для этой цели использовался загонный способ, в котором участвовала вся мужская часть племени. Выследив стадо крупных млекопитающих, первобытные люди начинали гнать его шумом, криками и пугать огнем, постепенно загоняя в заранее подготовленную ловушку. Как правило, это была очень глубокая яма, крутой обрыв или узкое ущелье. Одно или несколько животных, попадая в ловушку, разбивались, а еще живых особей племя добивало копьями, камнями и дубинами. Постепенно добычу разделывали и переносили поближе к жилищам.
Охота первобытных людей. Как древние люди охотились
Сложность изучения культуры и быта древних людей состоит в том, что в этот период истории не было письменности, и, соответственно, до наших дней не дошли свидетельства современников. Тем не менее историки могут реконструировать хозяйственную деятельность древних людей, в том числе охоту, с помощью археологических находок.
Период первобытно-общинного строя в основном пришелся на каменный век, однако и в эпоху бронзы часть племен сохраняли первобытные отношения. К железному веку с развитием земледелия и скотоводства родоплеменная структура начала уходить в прошлое и заменяться системой общественных отношений, характерной для эпохи древних цивилизаций.
Первобытный человек. Начало
Первобытные люди – это кроманьонцы и неандертальцы. Многие ошибочно полагают, что это один и тот же тип. На самом деле это две параллельные ветви развития человека. Разделение на них произошло свыше 500 миллионов лет назад.
Со временем оба вида начали перемещаться по материкам. Первобытные люди осваивали новые земли и часто выбирали их для дальнейшей жизни. В результате возникли столкновения между двумя видами. Это привело в постепенному истреблению неандертальцев. Последний представитель вида исчез 40 000 лет назад.
Однако это вовсе не означает, что два вида только враждовали. Некоторым из них удавалось успешно создать семьи. Это приводило к рождению общих детей. Этот факт подтвержден археологическими раскопками. Ученым удалось найти останки людей, которые имеют признаки смешения видов.
Небезызвестный «человек разумный» или «хомо сапиенс» возник около 11 000 лет назад.
В венах современных жителей Земли течет кровь первобытных людей. интересные факты о первобытных людях в том, что согласно проведенным исследованиям, наш организм содержит 1-4% ДНК неандертальца.
Как охотились древние люди?
Иногда сидишь в тёплой квартирке, попивая кофеёк и размышляешь о том, как люди жили раньше. Подобные мысли часто приводят в меня в библиотеку, чтобы найти ответы на все вопросы. Я уверена, что вам тоже будет интересно узнать, как охотились древние люди.
Методы охоты в древнем мире
Людям было очень сложно выжить в суровых условиях. Им приходилось всё время ходить на охоту, чтобы добить себе и своей семье пропитание. Но не только еда была главной целью. Им требовались шкуры животных, которые помогали согреться в холода.
Древний человек охотился на разнообразных млекопитающих, используя весьма примитивные орудия, постоянно рискуя собственной жизнью. Его добычей мог стать:
Иногда древние люди ходили на рыбалку, но у них не было никаких особых для этого приспособлений. Чаще всего они использовали гарпун или вовсе ловили рыбу голыми руками. Иногда применялись дротики, если было нужно поймать крупную особь. Для такой охоты требовалась определённые умения и сноровка.
Как проходила охота
Охотников было несколько, и все они имели при себе дубинки, лук со стрелами или копьё. Они выбирали животного, которое было ранено или то, которое отбилось от стада. Люди частенько использовали приманку. Они ловили животного, привязывали его, а потом прятались. Чуть позже к нему приходили другие звери, которые сразу же попадались в ловушку.
Труднее всего было охотиться на бизона, слона или мамонта. В этом нелёгком деле участвовали все мужчины племени. Сначала они выслеживали животное, а потом пугали его при помощи огня, громких криков и шума. Им требовалось загнать беднягу в заранее приготовленную ловушку. Чаще всего её делали в глубоких ямах, обрывах или ущельях. Загнанных зверушек, которые были уже ранены или мертвы, добивали копьями или дубинками.