На что опирается педагог в своей работе

Профессиональная деятельность педагога в школе

На что опирается педагог в своей работе. Смотреть фото На что опирается педагог в своей работе. Смотреть картинку На что опирается педагог в своей работе. Картинка про На что опирается педагог в своей работе. Фото На что опирается педагог в своей работе

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Дата публикации: 06.04.2014

Статья просмотрена: 3463 раза

Библиографическое описание:

Станченко, Е. Н. Профессиональная деятельность педагога в школе / Е. Н. Станченко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 147-150. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5461/ (дата обращения: 17.12.2021).

1. Проблемы современного образования.

В современном мире проблемы образования находятся в центре внимания как в экономически развитых, так и в развивающихся странах. Эти проблемы обсуждаются на международных конференциях по образованию, а также на конференциях различного уровня в отдельных странах. Такое внимание к образовательной сфере вполне объяснимо.

Образование в нашем мире обусловливает личное и общественное развитие.

Оно определяется как уникальное общественное явление, которое «работает» на самосохранение, самовоспроизводство и саморазвитие общества.

В современном обществе образование:

— оказывает влияние на продуктивность национальной экономики, способствует развитию науки, технологическим преобразованиям, социально- культурным изменениям, влияет на отношение человека к окружающей среде;

— способствует формированию у людей умений понимать, слушать друг друга, уважительно относиться к другим культурам, иным взглядам;

— играет основополагающую роль в развитии и укреплении духовного, интеллектуального и культурного сотрудничества стран;

— имеет важное значение в сохранении природной среды и решении экологических проблем;

— является источником развития личности, расширяет возможности человека. формирует отношение к миру, обществу, другим людям, самому себе;

— способствует повышению социальной мобильности, а также доходов и качества жизни людей.

Сегодня именно образование определяет прогресс общества и всей человеческой цивилизации. Поэтому обновление современной школы, учреждений профессионального образования, всей системы образования и воспитания — актуальная задача для всех стран.

Только наличие эффективной системы образования позволит государству быть независимым и процветающим.

Обновление современной школы и образование в целом ориентировано на развитие следующих актуальных направлений: освоение школьниками информационных технологий, использование активных методов и технологий обучения, профилизация старшей школы.

В XXI веке широко внедряются инновационные формы образования и методы обучения:

— информационно — коммуникативные технологии;

— метапредметный подход и др.

2. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы.

При освещении вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно идет речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М. В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

3. Особенности профессиональной деятельности педагога в школе.

Чем же занимается учитель в современной школе? Каждый к кому будет обращен этот вопрос, ответит: учит, воспитывает детей, преподает, выставляет оценки, проводит собрания с родителями.

Все эти действия педагога вполне очевидны. Вот он приходит на урок, отмечает отсутствующих, начинает спрашивать домашнее задание, вызывая учеников к доске; прохаживается по классу, наблюдая за учащимися. Потом объясняет, используя доску, карты, картины наглядные пособия. Если остается время, закрепляет то, что объяснил на уроке, потом задает домашнее задание. На первый взгляд кажется все просто и понятно.

Однако за этими видимыми учениками действиями скрывается и много других, невидимых. Что же это за действия?

Много времени занимает подготовка к уроку. Нужно просмотреть очередную тему, перечитать методические пособия, решить, какие из рекомендаций можно использовать на уроке.

В ряде случаев необходимо перечитать художественный текст, решить намеченные на урок задачи, подобрать наглядный и дидактический материал (карточки с заданиями, тесты, кроссворды и др.).

Самое трудное — продумать, как построить урок, решить в какой последовательности, что и как делать на уроке, как организовать работу разных учащихся (более сильных и более слабых, интересующихся и не интересующихся предметом), какие виды работ осуществить на уроке.

Предварительная работа учителя отражается в его плане или конспекте урока. В течение дня у педагога несколько уроков, поэтому и планов нужно составить несколько.

Дома учитель часто проверяет письменные работы учащихся (сочинения, диктанты, контрольные работы, контурные карты, рабочие тетради и др.).

Это весьма трудоемкая работа.

В начале учебного года педагог должен спланировать работу в зависимости от того, в каких классах он будет преподавать. Это так называемое календарно — тематическое планирование изучения программного материала.

В конце четверти или полугодия учитель выставляет ученикам итоговые оценки по предмету, отчитывается перед администрацией о выполнении учебной программы. Классный руководитель выставляет итоговые оценки учащихся в классный журнал и ведомости успеваемости, сообщает родителям об успехах их детей.

В течение рабочего дня педагоги обычно по графику дежурят на переменах и в столовой, поддерживая порядок и дисциплину. Учителя младших классов сопровождают детей в столовую, гардероб, организуют их отдых на перемене.

Учителя постоянно повышают профессиональный уровень: знакомятся с достижениями в областях педагогики и психологии, выступают с докладами, обсуждают проблемы развития образования, своей школы, пути совершенствования обучения и воспитания детей.

Это далеко не все виды деятельности, которые выполняет учитель. Иногда ему приходится заниматься дополнительно с учениками, пропустившими занятия.

Вместе с учениками учитель готовится к проведению «недели» или «декады» по своему предмету, готовит детей к участию в различных конкурсах, олимпиадах городского, районного или всероссийского масштаба.

Воспитательная работа, осуществляемая учителем, сложна и многогранна.

Это профессиональная деятельность педагога, направленная на организацию воспитательной среды, повседневной жизни ребят, на управление образными видами деятельности школьников, на оказание учащимся помощи в решении значимых для них проблем.

Осуществляется эта деятельность классным руководителем, педагогом — организатором, педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, психологом. Но главное действующее лицо — классный руководитель.

В начале года классный руководитель должен составить план воспитательной работы с классом. В плане предусматриваются коллективные мероприятия: экскурсии, трудовые дела, тематические классные часы, родительские собрания, праздники и другие занятия. По окончании уроков учителя проводят занятия кружков, секций, клубов. Эта работа тоже планируется заранее.

Деятельность классного руководителя сложна. Каждый день приносит заботы, радости, волнения, огорчения, проблемы, которые требуют неотложного решения. Содержание, формы взаимодействия классного руководителя с воспитанниками определяются рядом факторов: особенностями образовательного учреждения, класса, возраста, потребностями учащихся и родителей, должностным статусом и функциями воспитателя, наконец, личностными качествами.

Чем занимается классный руководитель? Он изучает склонности, интересы, характеры воспитанников. Это помогает ему понять детей, создать благоприятные условия для развития каждого, решить проблемы учащихся, связанные с общением с одноклассниками, учителями, родителями.

Классный руководитель организует разнообразную деятельность детского коллектива: познавательную, трудовую, досуговую, спортивную, творческую и др. При этом педагог стремится стать помощником, советчиком, он побуждает детей к активности и самодеятельности. Во всех видах совместной деятельности классный руководитель отвечает за жизнь, здоровье и безопасность детей. В центре его внимания — воспитание духовности, привитие общечеловеческих норм нравственности.

В зависимости от возраста учеников классный руководитель выполняет разные роли: в младшей школе он опекун; в основной и старшей — куратор, друг, наставник. Отношения между ним и воспитанниками должны выстраиваться на основе сотрудничества, сотворчества.

Кроме того, учителя несут ответственность за жизнь и здоровье детей.

Каковы права учителя общеобразовательного учреждения?

Каждый педагог имеет право на обоснованный самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, пособий, методов оценки знаний обучающихся.

Учитель имеет право на повышение своей профессиональной компетентности в высших образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации.

В связи со сложным характером труда педагог имеет право на удлиненный отпуск в летний период (продолжительностью 56 календарных дней), на получение пенсии за выслугу лет при стаже работы не менее 25 лет. В регионах России педагогическим работникам также предоставляются дополнительные льготы.

Учитель имеет также и определенные обязанности. Как и права, они довольно широки. Педагог должен:

— соблюдать дисциплину труда: вовремя приходить на работу, своевременно и точно выполнять распоряжение администрации;

— стремиться к повышению качества педагогического процесса, проявлять творческую инициативу, использовать результаты инноваций;

— соблюдать требования техники безопасности и охраны труда, санитарии, гигиены, экологической и противопожарной безопасности;

— быть внимательным к детям, родителям, членам педагогического коллектива;

— систематически повышать свой профессиональный уровень, квалификацию, коммуникативную культуру;

— регулярно проходить медицинские осмотры.

Не каждый человек может заниматься педагогической деятельностью. Необходимо призвание. Учитель должен любить свое дело, быть увлечен процессом обучения и воспитания.

Прежде всего человек должен обладать определенными профессиональными качествами, необходимыми для выполнения конкретной профессиональной деятельности.

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса.

1. Инновационные процессы в педагогической практике и образовании / под ред. Г. И. Прозументовой. — Барнаул; Томск, 1997.

2. Инновационное обучение: стратегия и практика: материалы первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования (Сочи, 3 —10 октября, 1993 г.) / под ред. В. Я. Ляудис. — М., 1994.

3. Костикова М. Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования // Традиции и инновации в системе образования: гуманитаризация образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1998. — Ч. 1.

4. Клименко Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: материалы научно-практической конференции. — Чита, 1997. — Ч. 1.

5. Лихачев Б. Т. Лекции по педагогике. — М., 1995.

6. Педагогика / под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1983.

7. Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: учеб. пособие. — М., 1997.

Похожие статьи

Проблемы современного учебновоспитательного процесса.

Проблемы современного учебновоспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Проблемы современного учебновоспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Использование современных технологий в воспитательной.

Проблемы современного учебновоспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Изменение роли учителя в современной школе

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебновоспитательный процесс, развитие детей.

Сотрудничество классного руководителя.

Система работы администрации школы, учителей-предметников, классного руководителя должна

Классный руководитель и учителя-предметники решают общие образовательные и воспитательные задачи.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.

Особенности воспитательной деятельности классного.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике.

Роль учителя в современной школе. Автор: Горохова Юлия Витальевна.

Какую роль он отводил учителю в образовательном процессе?

По мнению А. С. Макаренко, «истинный объект воспитательной работы» — это отношения в коллективе.

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Построение образовательной среды современной школы.

Роль и миссия учителя в современном образовательном.

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний, информационный тип общества, учебный процесс, современная начальная школа, значительная роль, гуманитарное мышление, роль учителя. Творчество педагога как норма.

Похожие статьи

Проблемы современного учебновоспитательного процесса.

Проблемы современного учебновоспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании.

Основные термины (генерируются автоматически): классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная.

Роль воспитательной системы классного руководителя.

Проблемы современного учебновоспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Использование современных технологий в воспитательной.

Проблемы современного учебновоспитательного процесса. классный руководитель, ребенок, класс, школа, родитель, учебное заведение, начальная школа, классный коллектив, взрослый человек, воспитательная система.

Изменение роли учителя в современной школе

инновационная деятельность, ребенок, начальная школа, учебный процесс, процесс, учитель, тестовая технология, учебная деятельность, учебновоспитательный процесс, развитие детей.

Сотрудничество классного руководителя.

Система работы администрации школы, учителей-предметников, классного руководителя должна

Классный руководитель и учителя-предметники решают общие образовательные и воспитательные задачи.

Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.

Особенности воспитательной деятельности классного.

Классный руководитель — центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей.

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике.

Роль учителя в современной школе. Автор: Горохова Юлия Витальевна.

Какую роль он отводил учителю в образовательном процессе?

По мнению А. С. Макаренко, «истинный объект воспитательной работы» — это отношения в коллективе.

Работа учителя начальных классов с родителями учащихся

родитель, педагог, школа, классный руководитель, ребенок, работа, семья, учитель, воспитательный процесс, младший школьный возраст.

Построение образовательной среды современной школы.

Роль и миссия учителя в современном образовательном.

учитель, инновационная деятельность, современная школа, обновление знаний, информационный тип общества, учебный процесс, современная начальная школа, значительная роль, гуманитарное мышление, роль учителя. Творчество педагога как норма.

Источник

Профессиональная деятельность педагога: содержание, цели и задачи

Трунаева Алла Станиславовна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального общеобразовательного учреждения «Школа №88 г.Донецка»

Профессиональная деятельность педагога: содержание, цели и задачи

Вопрос определения профессионализма деятельности педагога является дискуссионным в области педагогики, психологии, практических знаний.

Важно отметить, что концепция профессионального развития личности, авторами которой являются И.А. Зязюн, Н.В. Кузьмина, Е.И. Рогов, трактует профессионализм как совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в человеке в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, что обеспечивает качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в нестандартных условиях1.

Примечательно, что образ современного педагога-профессионала основывается на интегрированном взаимодействии исследований родственных наук: философии, педагогики, этнопедагогики, общей психологии, социологии, психологии труда, профессиографии. Общей базой вышеперечисленных наук является антропоцентрический взгляд на человека, гуманистическая ориентация стратегии развития и воспитания личности.

Следовательно, профессиональный образ педагога строится на идеях гуманизма, человечности, толерантности, высоких моральных ценностей.

Профессиональная готовность педагога образовательного учреждения определяется соответствием его личностных и профессиональных качеств. Немаловажными аспектами в деятельности учителя являются его личная направленность, которая, в свою очередь, отвечает за социально-нравственную, профессиональную и педагогико-познавательную направленности.

Структурными элементами профессиональной деятельности педагога являются субъект и объект, цели и задачи, предмет, средства и результаты обучения.

Под субъектами педагогической деятельности понимаются собственно педагоги, а также родители, группа/коллектив обучающихся. Под объектом – тот, кого воспитывают, формируют как личность. Важно отметить, что в случаях самообразования субъект и объект совпадают.

В качестве предмета выступает разноплановое развитие индивида: физическое, психическое, духовное, интеллектуальное и др. Помимо этого, в рамках конкретного этапа педагогической деятельности предметом являются отдельные направления развития.

К группе средств педагогической деятельности относят: 1) содержание педагогического процесса; 2) различного рода носители информации (литература, средства массовой информации, технические средства и др.).

Результатом профессиональной деятельности педагога является развитие обучающегося (интеллектуальное совершенствование, становление его как личности, как субъекта учебной деятельности).

Таким образом, деятельность педагога рассматривается как непрерывный процесс решения множества задач всевозможных типов, классов и уровней.

Профессионализм формируется в трех направлениях1:

1) иерархическое построение системы деятельности (в процессе формирования трудовых умений и навыков осуществляется продвижение личности по уровням педагогического мастерства, формируется личностный стиль деятельности);

2) трансформация личности субъекта: а) внешнее выражение (язык, эмоциональность, форма общения); б) внутренняя сфера (профессиональное внимание, перцепция, мышление, эмоционально-волевая сфера);

3) соотношение установок субъектов и объекта деятельности, которое проявляется: а) в когнитивной сфере (уровень информированности о субъекте деятельности, степени осознанности его значимости); б) в эмоциональной сфере (интерес к объекту, стремление к взаимодействию с ним и удовлетворенность от этого); в) в практической сфере (осознание своих реальных возможностей, влияние на объект).

В специализированной литературе профессиональная деятельность учителя характеризуется следующими признаками1:

1) сфера педагогической деятельности;

2) предметы и средства труда;

3) профессионально-педагогические задачи и способы их решения;

4) уровень сформированности педагогических умений;

5) общественные, социокультурные, педагогические требования к личности педагога.

Профессиональная педагогическая деятельность осуществляет такие функции, как:

1) управление (организация и реализация педагогической деятельности);

2) воспитание (формирование у людей устойчивых взглядов на окружающую действительность и жизнь в социуме);

3) обучение (формирование у людей знаний, навыков и умений, учитывая запросы современной жизни и деятельности);

4) развитие (процесс функционального совершенствования умственной и физической деятельности людей согласно требованиям их деятельности и условиям жизни);

5) психологическая подготовка (процесс формирования у людей внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на их пути).

Стоит сказать, что среди задач современного учителя числится не только процесс обучения, но и создание подходящих условий для следующих типов деятельности: 1) самообразования; 2) самовоспитания; 3) совершенствования личности; 4) самоопределения; 5) познания своих учеников.

Помимо вышеперечисленных, неотъемлемым компонентом деятельности педагога является процесс взаимодействия. В частности, взаимодействие педагога и родителей обучающегося:

1) создание благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организация активной жизни человека, ведущего достойную жизнь;

2) базирование деятельности учителя на основе принципов взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Различают такие формы взаимодействия педагога и родителей обучающихся, как: совместные праздники, выставки и фотовыставки, оформление наглядного материала, конкурсы, родительские собрания, дни открытых дверей, анкетирование родителей, индивидуальные консультации.

Немаловажным в профессиональной педагогической деятельности является систематическое повышение своего профессионального уровня, которое достигается с помощью:

1) повышения предметной квалификации в системе курсовой подготовки;

2) повышения предметной квалификации в системе научно-методической работы учебного заведения;

3) повышения предметной квалификации путем самообразования.

Таким образом, педагогическая деятельность – это непрерывный процесс решения дидактических и воспитательных задач

Список использованной литературы

1.Сидорчук Н.Г. Профессиональная педагогическая деятельность: сущность и современные подходы / Н.Г.Сидорчук, А.А.Дубасенюк // Акмеология-2002. Выпуск 7 / под ред. Н.В.Кузьминой, А.М.Зимичева. – Спб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая Академия, 2002. – С. 94-101.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *