На что ориентирована государственная политика в сфере управления отходами

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами

Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами

Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

— перспективное планирование деятельности по обращению с отходами;

— обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения при обращении с отходами;

— научно обоснованное сочетание правовых, экологических, социально-экономических интересов общества и имеющихся технологических возможностей в целях обеспечения устойчивого развития общества;

— презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности, связанной с образованием отходов и необходимостью безопасного и ресурсосберегающего обращения с ними;

— обеспечение приоритета утилизации отходов над их удалением на основе соблюдения иерархического порядка обращения с отходами, предусматривающего соблюдение следующей последовательности: предотвращение или сокращение образования отходов и минимизация их отрицательного воздействия на окружающую среду и здоровье человека; использование отходов в качестве вторичных ресурсов, предусматривающее повторное использование или обогащение отходов; утилизация отходов в качестве вторичных ресурсов; удаление отходов;

— использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий, а также комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

— возложение бремени несения расходов по обращению с отходами на производителей отходов;

— платность хранения и обезвреживания отходов на объектах размещения и (или) обезвреживания отходов;

— использование методов экономического стимулирования в области обращения с отходами для создания и внедрения малоотходных и безотходных технологий, а также для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

— обязательный учет отходов на основе их классификации, стандартизации, паспортизации и сертификации;

— ответственность за нарушение природоохранных, санитарных, противопожарных и иных требований при обращении с отходами, установленных законодательством государства;

— запрещение ввоза на территорию государства продукции, которая в конце своего жизненного цикла (при превращении в отход) не может быть использована в качестве вторичных ресурсов;

— запрещение ввода в действие объектов обращения с отходами без положительного заключения государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы;

— запрещение захоронения отходов в жидком виде;

— запрещение сброса на почву, в водные системы, подземные водоносные горизонты отходов, содержащих вредные вещества сверх нормативов, установленных законодательством государства;

— запрещение захоронения отходов в глубоких геологических формациях или приповерхностных слоях земной коры без перевода их в твердую взрыво- и пожаробезопасную форму;

— запрещение сжигания всех видов отходов без использования специализированного оборудования, обеспечивающего очистку выбросов (сбросов) до нормативов, установленных законодательством государства;

— обязательность, в соответствии с законодательством государства, возмещения, возникшего в результате правонарушений при обращении с отходами ущерба, нанесенного здоровью граждан и (или) окружающей среде;

— принятие решений, затрагивающих интересы населения, с учетом защиты интересов государства при участии в международном сотрудничестве в области обращения с отходами;

— гласность и свободный доступ заинтересованных хозяйствующих субъектов к информации в области обращения с отходами;

— обеспечение доступа общественных объединений и граждан к информации в области обращения с отходами.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

На что ориентирована государственная политика в сфере управления отходами

от 14 августа 2013 года N 298

Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года N АД-П9-427

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минприроды России
от 14 августа 2013 года N 298

Комплексная стратегия обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации

I. Общие положения

2. Для целей настоящей комплексной стратегии используются следующие понятия:

Низкий процент утилизации (использования) ТКО связан с недостаточным развитием инфраструктуры: в настоящее время в России функционирует 243 комплекса по утилизации (использованию) отходов, 53 комплекса по сортировке отходов, около 40 мусоросжигающих заводов.

При этом система сбора и анализа статистической информации о ТКО охватывает не все источники их образования, отсутствуют средства объективного учета количества образующихся ТКО.

5. Преобладание удаления ТКО посредством захоронения и нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при их размещении ведет к ряду проблем, которые связаны с негативным воздействием на окружающую среду и среду обитания, включая:

а) загрязнение и захламление земель;

б) загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными веществами, содержащимися в фильтрате, образующемся на полигонах захоронения ТКО;

в) выделение больших объемов биогаза, содержание в котором преимущественно метана и углекислого газа приводит к изменению климата, а также к самовозгоранию и горению полигонов захоронения ТКО;

г) негативное воздействие на среду обитания при возгорании полигонов (задымление).

Кроме того безвозвратно теряются материальные и энергетические ресурсы, которые могли бы быть повторно использованы, в том числе в качестве сырья для производства ряда товаров (продукции).

6. Столь низкий процент переработки ТКО обусловлен рядом следующих причин:

а) ликвидирована система заготовки и переработки «вторичного сырья», которая функционировала в СССР, а надлежащая система управления деятельностью по обращению с ТКО за «постсоветский» период не создана;

б) произошел скачкообразный рост потребления населением, особенно городским, товаров (продукции), которые после утраты своих потребительских свойств относятся к ТКО, а также увеличения количества упаковочных отходов;

в) инфраструктура по раздельному сбору, утилизации (использованию) и обезвреживанию образовавшихся ТКО имеет крайне недостаточное развитие;

г) предусмотренный действующим законодательством Российской Федерации механизм привлечения финансовых средств на создание и развитие инфраструктуры по удалению ТКО неэффективен.

7. Передача в 2004 году полномочий по организации обращения с ТКО от субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления еще более усугубила ситуацию. При выполнении своих обязанностей по организации обращения с ТКО муниципальные образования:

а) испытывают недостаток финансовых средств для реализации возложенных полномочий по регулированию деятельности по обращению с отходами;

б) располагают ограниченными возможностями по учету геологических и физико-географических условий и по привлечению инвестиций для создания и развития инфраструктуры по удалению ТКО;

в) не могут принимать решения межмуниципального характера при выборе способа удаления образующихся ТКО.

8. Комплексная стратегия представляет собой систему целей, задач, принципов, приоритетов и направлений действий, которые должны реализовываться в федеральных и региональных нормативных правовых актах, актах органов местного самоуправления, федеральных целевых, межотраслевых и отраслевых программах, региональных программах, инвестиционных проектах и комплексах внепрограммных мероприятий, направленных на создание и обеспечение экологически безопасного и экономически эффективного обращения с ТКО.

Реализация направлений действий, предусмотренных комплексной стратегией, должна обеспечить:

сокращение образования ТКО;

кратное увеличение объемов ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве дополнительных материальных и энергетических ресурсов;

сокращение объемов ТКО, направляемых на захоронение;

уменьшение негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье населения.

9. Комплексная стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации, а также на федеральных конституционных законах, федеральных законах, документах долгосрочного стратегического планирования, включая Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года N Пр-1102.

II. Главная цель и основные задачи комплексной стратегии

10. Главной целью комплексной стратегии является предотвращение вредного воздействия ТКО на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение компонентов, содержащихся в отходах (органика, металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, текстиль, изношенные автомобильные шины и другие), в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии.

11. Достижение главной цели комплексной стратегии обеспечивается решением следующих основных задач:

а) совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по обращению с ТКО;

б) создание эффективной системы управления в области обращения с ТКО;

в) развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТКО;

г) обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности при сборе, обезвреживании и захоронении ТКО;

д) внедрение механизмов экономического регулирования деятельности по обращению с ТКО;

е) совершенствование ценообразования при обращении с ТКО;

ж) развитие системы экологического и санитарно-эпидемиологического образования, просвещения и воспитания по вопросам обращения с ТКО;

з) обеспечение сбора и представления достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО.

III. Приоритеты, принципы и целевые показатели деятельности по обращению с ТКО

12. Комплексная стратегия основана на общепризнанной иерархии приоритетов государственной политики в области обращения с отходами (в порядке снижения приоритета):

а) максимальное использование исходного сырья и материалов;

б) сокращение объема образования и снижение класса опасности отходов;

в) обработка (предварительная подготовка) отходов к утилизации (использованию);

г) утилизация (использование) отходов;

д) другие операции в целях вовлечения отходов в хозяйственный оборот;

е) обезвреживание отходов;

ж) размещение отходов экологически и санитарно-эпидемиологически безопасным способом.

13. Основными принципами комплексной стратегии являются:

а) соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;

б) соблюдение прав каждого человека на получение достоверной информации о деятельности по обращению с ТКО;

в) участие каждого гражданина и всего населения в организации деятельности по минимизации количества ТКО и их негативного воздействия на окружающую среду;

г) неотвратимость наказания за нарушения законодательства Российской Федерации при обращении с ТКО;

д) предотвращение загрязнения компонентов природной среды ТКО;

е) рациональное использование природных и иных материальных ресурсов, содержащихся в потребляемой товарах (продукции).

14. Целевыми показателями, характеризующими деятельность по обращению с ТКО, являются:

а) количество образующихся ТКО (календарный год, кг (т));

б) количество образования ТКО на душу населения (календарный год, кг (т));

в) количество ТКО, направляемых на захоронение и сжигание (термическое уничтожение) (календарный год, кг (т));

г) доля утилизированных (использованных) ТКО в общем объеме образовавшихся ТКО (календарный год, проценты);

д) доля ТКО, используемых для производства тепловой и электрической энергии, к общему объему отходов (календарный год, проценты);

е) другие показатели, устанавливаемые в основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации, концепциях долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующие периоды, а также в федеральных и региональных программах в области обращения с отходами.

Источник

На что ориентирована государственная политика в сфере управления отходами

Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;

(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

(п. 2 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Источник

На что ориентирована государственная политика в сфере управления отходами

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ С ОТХОДАМИ

Программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами

Resources saving. Waste treatment. Solid municipal waste management programs

Дата введения 2018-05-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий (ФГУП «ВНИИ СМТ») совместно с ООО «Инновационный экологический фонд» (ООО «ИНЭКО»)

2 ВНЕСЕН подкомитетом «Обращение с отходами» Технического комитета по стандартизации ТК 409 «Охрана окружающей природной среды»

4 Настоящий стандарт разработан с учетом основных нормативных положений Модельного закона «Об отходах производства и потребления» (новая редакция), принятого Постановлением МПА СНГ N 29-15 от 31 октября 2007 г., а также Директивы 2008/98/ЕС* Европейского парламента и Совета Европейского союза от 19 ноября 2008 года «Об отходах и отмене определенных директив» (Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives)

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2019 г.

Введение

С принятием федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ», «Об экологической экспертизе» определены основные принципы государственной политики в области обращения с отходами, в том числе и с твердыми коммунальными отходами (ТКО):

— охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;

— научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;

— комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения общего количества образующихся отходов;

— использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения их количества и вовлечения в хозяйственный оборот;

— доступ общественности к информации в области обращения с отходами;

— участие в международном сотрудничестве.

Практическая реализация в документах разного уровня названых принципов позволяет обеспечить безопасность жизни населения и охрану окружающей среды.

Санитарная очистка городских территорий находится в неудовлетворительном состоянии, крайне медленно решаются вопросы, связанные с улучшением системы организации работ по сбору, вывозу и утилизации ТКО, не принимается должных мер к развитию индустриальных методов переработки ТКО, сооружению мусороперегрузочных станций и выполнению других задач в сфере обращения с отходами.

Применяемые в настоящее время методы сжигания ТКО требуют дорогостоящих систем очистки.

Основными причинами сложившегося негативного положения являются:

— отсутствие системно-комплексного подхода решения проблем учета и контроля образования, сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов;

— отсутствие действенного правового и экономического обеспечения экологизации производств, предусматривающей использование малоотходных и наилучших доступных технологий, максимально технически и экономически возможную утилизацию отходов различных видов и безопасное захоронение неутилизированных отходов;

— низкая степень использования вторичного сырья на промышленных предприятиях;

— недостаточно развитое информационное обеспечение, что не позволяет организациям и предприятиям получить необходимые сведения об объемах и поставках отходов, местах их образования и накопления, о средствах и методах утилизации отходов, о потребностях территорий в сырье или вторичной продукции (после утилизации).

Известные в настоящее время многочисленные эффективные технологии подготовки и переработки различных видов отходов остаются, как правило, невостребованными из-за необходимости финансовых вложений.

В процесс переработки ТКО (от разработки технологий до их внедрения) вовлечено значительное количество отечественных предприятий малого и среднего бизнеса. Имеется большое число потенциальных инвесторов (в том числе частных), заинтересованных во внедрении этих технологий. Однако между ними пока не налажен механизм взаимодействия. Не исследуется процедура инвестирования в самоокупаемые ресурсосберегающие технологии с целью определения стратегий для инвесторов, субъектов малого и среднего экологического предпринимательства.

Как на федеральном, так и на региональных, местных уровнях практически не проводится глубокая финансовая и экономическая проработка проблем, связанных с переработкой ТКО.

Одной из главных причин сложившейся ситуации является отсутствие сбалансированных целевых государственных, региональных, муниципальных программ по развитию системы сбора отходов и их переработки во вторичное сырье, позволяющее на конкурсной основе привлечь к этой работе предприятия малого бизнеса, организовать новые перерабатывающие производства на основе высокоэффективных технологий, привлечь оборонные предприятия.

Настоящий стандарт призван системно увязать практику государственного программного планирования в сфере обращения с отходами потребления с региональной практикой ресурсосберегающего и экобезопасного обращения с ТБО.

Настоящий стандарт разработан на основе Федерального закона [1] и Модельного закона [2].

В настоящем стандарте использованы положения российских нормативных актов [3]-[9], Директивы [10].

В настоящем стандарте установлены в качестве примера рекомендации по формированию региональной Программы «Отходы», которая может входить в качестве подпрограммы «Отходы» в региональную программу «Экология и природные ресурсы». Рекомендации гармонизированы с Типовым макетом программ экономического и социального развития субъекта Российской Федерации [3] с учетом положений, разработанных Минприроды России документов в области регионального планирования.

Приложения А-Г носят справочный характер.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на целевые государственные, региональные, муниципальные программы в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Настоящий стандарт не распространяется на программы в области обращения с радиоактивными отходами и шламами, которые попадают в сферу действия другого законодательства.

Требования, установленные настоящим стандартом, предназначены для добровольного применения в нормативно-правовой, нормативной, технической и проектно-конструкторской документации, а также в научно-технической, учебной и справочной литературе применительно к процессам обращения с отходами на этапах их технологического цикла отходов с вовлечением соответствующих материальных ресурсов в хозяйственную деятельность в качестве вторичного сырья, обеспечивая при этом сохранение и защиту окружающей среды, здоровья и жизни людей.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения

ГОСТ Р ИСО 14050 Менеджмент окружающей среды. Словарь

ГОСТ Р 52104 Ресурсосбережение. Термины и определения

ГОСТ Р 53692 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов

ГОСТ Р 54098 Ресурсосбережение. Вторичные материальные ресурсы. Термины и определения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте использованы термины и определения, приведенные по ГОСТ Р ИСО 14050, ГОСТ Р 52104, ГОСТ Р 53692, ГОСТ Р 54098, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 твердые коммунальные отходы: Отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

опасные отходы: Отходы, существование которых и (или) обращение с которыми представляет опасность для жизни, здоровья человека и окружающей природной среды.

1 Отходы, в состав которых входят вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами, такими, как токсичность, радиоактивность, инфекционность, канцерогенность, взрывчатость, пожароопасность, высокая реакционная способность, наличие возбудитетелей инфекционных заболеваний и другими опасными характеристиками, установленными в соответствующей нормативной документации и/или в технических регламентах) и присутствуют в таких количествах и видах, что представляют непосредственную или потенциальную опасность для здоровья людей или окружающей среды как самостоятельно, так и при вступлении в контакт с другими веществами.

2 Термин «опасные отходы» охватывает:

— отходы, идентифицированные как токсичные, канцерогенные и др. действующими правовыми актами и нормативными документами, утвержденными в установленном порядке международными (ООН, ИСО), межгосударственными (СНГ), региональными (ЕС) и территориальными перечнями опасных, в том числе токсичные и другие отходы, которые характеризуются опасными свойствами;

— отходы, классифицируемые как опасные в международных соглашениях, к которым присоединилась Российская Федерация;

— другие отходы, которые классифицированы как опасные, в том числе токсичные, в общегосударственных и региональных перечнях, утвержденных в установленном порядке.

3.3 неопасные отходы: Отходы, которые не подпадают под определение «опасные отходы».

вторичные ресурсы: Материальные накопления сырья, веществ, материалов и продукции, образованные во всех видах производства и потребления, которые не могут быть использованы по прямому назначению, но потенциально пригодные для повторного использования в народном хозяйстве для получения сырья, изделий и/или энергии.

вторичные материальные ресурсы: Отходы производства и потребления, образующиеся в народном хозяйстве, для которых существует возможность повторного использования непосредственно или после дополнительной обработки.

вторичные энергетические ресурсы: Отходы производства и потребления, используемые повторно, с выделением тепловой и/или электрической энергии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *