На что ориентируется современная отечественная система сенсорного воспитания
Характеристика концептуальных основ отечественной теории и практики сенсорного воспитания
В истории образования сложились разные системы сенсорного воспитания (М. Монтессори, Ф.Фребель, О.Декроли, Е.И.Тихеева, современная отечественная система). Они отличаются друг от друга психологическими подходами к пониманию природы восприятия, его взаимосвязи с мышлением. В зависимости от этого по-разному строятся
содержание сенсорного воспитания, его методика.
Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, К.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А В. Запорожцем, Л.А.Венгером и др.
Сенсорные эталоны— это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств, которые наиболее значимы для той или иной
деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.
В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны. В этот период малыш отображает отдельные свойства предметов, которые имеют существенное значение для его движений (некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.).
восприятие и различение особенностей материалов, их пластичности,фактуры, барических свойств и др. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Ирина Полякова
«Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»
Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.
Видный отечественный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.
1. Литературный обзор состояния вопроса.
1.1. История темы педагогического опыта в педагогике.
В дошкольной педагогике сложилось несколько систем сенсорного воспитания. У многих родителей на слуху две самые известные системы сенсорного воспитания – это система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Существуют даже специализированные детские сады, которые воспитывают детей по этим системам.И многие родители задаются вопросом: чего же такого особенного в этих садах и следует ли отдавать ребёнка в такой детский сад?
Система сенсорного воспитания дошкольников Марии Монтессори. Автор этой системы предлагала познание окружающего мира соединить с ознакомлением предметов вокруг ребёнка. Она предлагала так насытить развивающее пространство, в котором воспитывается ребёнок, чтобы несколько предметов из окружения вызывали его интерес. М. Монтессори сводит развитие ребёнка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т. п. У неё разработаны целые системы упражнений на развитие разных органов чувств, причём к каждому упражнению был подобран дидактический материал. Например, для развития термического чувства – упражнения с набором металлических чашечек, наполненных водой различной температуры; для воспитания тактильного чувства – упражнения с набором гладких и наждачных дощечек, карточек, различных тканей и т. д. В системе Монтессори ребёнок должен действовать с материалами самостоятельно.
Система сенсорного воспитания Фридриха Фребеля. Автор этой системы предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов. Ф. Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру.
Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника большое внимание уделяли многие отечественные и зарубежные ученые и психологи. Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, П. Сакулина, Э. Г. Пилюгина, Е. И. Тихеева и многие другие,а также зарубежные педагоги: Я. А. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли. Однако и на сегодняшний день существует необходимость исследования сенсорного воспитания детей раннего возраста, как одного из важнейших направлений всестороннего развития личности ребёнка.
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать
широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву,которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка….». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.
Другой видный исследователь Л. А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, во вкусовом и обонятельном.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т. е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
Дети, обладающие сенсорной культурой, становятся способны различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений. Сенсорные упражнения дают ребенку возможность различать и классифицировать предметы по размеру, форме, окраске, степени шероховатости или гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию.
В числе педагогов ярких, талантливых, создавших оригинальную систему дошкольного воспитания необходимо отметить Елизавету Ивановну Тихееву,которая ратовала за: «…воспитание подрастающего поколения, вбирающее в себя положительный опыт разных педагогических систем, с учетом, как уровня развития общества, так и знания о природе ребенка….». Отсюда и понятен ее решительный протест против господства единой педагогической системы. Разрабатывая теорию дошкольного воспитания, она сумела творчески использовать классическое наследие. Воспитывать маленького ребенка нужно в гармоничной целостности всех природных способностей. Истоки развития – внешний мир, окружающий ребенка, предметы, средства, игра, труд, общение со взрослыми. Роль педагога – исследовательская. Педагог изучает личность ребенка в целом.
Другой видный исследователь Л. А. Венгер считает, что главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой, созданной человечеством. Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представления о сенсорных эталонах – общепринятых образцов внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщшенности; в качестве эталонов формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Свои виды сенсорные эталоны имеют в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения, во вкусовом и обонятельном.
Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научится правильно называть то или иное свойство (как иногда считают не слишком искушенные педагоги). Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Т. е., усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ. Именно с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисованию, лепке, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни. Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию.
В. И. Логинова считала, что эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное усвоение детьми эстетической культуры общества, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей. В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейшие изменения в эстетическом развитии ребенка. Повышается восприимчивость к художественным произведениям,к некоторым элементам их художественной формы: цвет, ритм.
Бондаренко А. К. ввела представление о дидактической игре, как о многоплановом,сложном педагогическом явлении : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности и сенсорного развития ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в 2–х направлениях: игра – занятие и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятиям использует разнообразные игровые приемы, вносит элемент соревнования. С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления о построении игрового сюжета, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры занятия по этому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов. Дидактическая игра используется в развитии сенсорной культуры. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры как на занятиях, так и вне их. Но более широкий простор предоставляется детям в отведенные часы игр. В младших возрастных группах дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике, как метод обучения детей сюжетно – ролевой игре. Игра не только выделяет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формируют определенные свойства личности1.
1.2. История изучения темы в образовательном учреждении и муниципальном образовании.
В муниципальном образовании Отрадненский район неоднократно рассматривался вопрос сенсорного развития детей дошкольного возраста на районных методических объединениях, однако опыт работы по данной проблеме недостаточно обобщен, в муниципальном банке данных передового педагогического опыта такой опыт отсутствует.
В нашем дошкольном образовательном учреждении сложилась определенная система по сенсорному развитию ребенка дошкольного возраста, особенно раннего. Многие педагоги показывали открытые мероприятия по сенсорному воспитанию, но опыт не обобщался. Поэтому проблема является актуальной и в нашем учреждении.
1.3. Основные понятия, термины, используемые в описании педагогического опыта.
Под сенсорной организацией личности понимается характерный для индивида уровень развития отдельных систем увствительности и способ их объединения в комплексы. К сенсорным процессам относятся ощущения и восприятие (перцепция, которые каждый в отдельности мы рассмотрим в нашей работе ниже.
Ощущение является самым элементарным психическим процессом, с которого начинается познание человеком окружающего мира. Будучи начальным источником всех наших представлений, ощущения дают материал для других,более сложных психических процессов: восприятия, памяти, мышления.
Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. В ходе исторической практики выделились системы тех сенсорных качеств,которые наиболее значимы для той или иной деятельности: системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, цвета, величины; нормы звукопроизношения, система звуков по высоте и др.
2. Психолого – педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта
Дети в возрасте от 3 до 7 лет посещают группы общеразвивающей направленности. Развитие детей выше среднего. В старшей и подготовительной группе выделяются дети высокого уровня интеллектуального развития, в том числе сенсорного. Работа углубленная с детьми проводилась в течение 4 лет и хорошие показатели общего развития детей свидетельствуют о системе в организации данной работы и о показывают значимость данной работы с младшего дошкольного возраста.
Семьи в основном полные, родители – служащие, более 70% родителей уделяют достаточное внимание воспитанию своих детей. В семьях наблюдается доброе отношение к детям, любовь и ласка, что также положительно сказывается на развитии детей.
Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста» Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Отчет по самообразованию «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» Сенсорное воспитание детей раннего возраста Работая с самыми маленькими детишками (от 2 до 3 лет, уделяю особое внимание сенсорному развитию.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорика. Развивайтесь в игре малыши! Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное.
Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Сенсорика (от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая Непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Исследованиям в области сенсорного развития дошкольникa уделяли внимание многие.
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста. Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего.
Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Актуальность сенсорного воспитания в том, что оно является составной частью умственного,.
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра для развития тактильных ощущений. Сенсорное воспитание, направленно.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста Тема моей творческой работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста». Я выбрала эту тему, так как считаю, что успешность умственного,.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста ДОО «Золотой ключик» г. Слободского Кировской области Самообразовательная работа «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» I младшая.
Сенсорное воспитание ребенка
Надежда Борисовна Калитвенцева
Сенсорное воспитание ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это формирование определенной системы для развития сенсорики внешних свойств различных предметов – их форме, цвете, размере, местонахождении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.
Существует пять сенсорных систем,с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.
Сенсорное воспитание,направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольников. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль.
Важно не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д.
Совершенствование сенсорного воспитания должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».
Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, так же как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем мире может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов.
Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.
Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а так же явления природы, события общественной жизни.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание – это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть при восприятии одного предмета, другой используется как образец.
2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и так далее.
Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Неоднозначную оценку получила и другая всемирно известная система дидактических игр, автором которой является Мария Монтесори. По определению места игры в образовательном процессе М. Монтесори была близка к позиции Ф. Фребеля: игра должна быть обучающей, а в противном случае это «пустая игра», не оказывающая влияние на развитие ребенка.
В дошкольной педагогике дидактические игры у упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не только от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания дошкольника. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно-установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.
Существует несколько методов развития детской сенсорики. И самым эффективным из них специалисты называют игровой способ, когда формирование системы представлений о внешнем мире происходит у маленького человека в процессе увлекательных, специально разработанных психологами и педагогами игр. Это могут быть, как индивидуальные, так и коллективные занятия – важно только, чтобы они проходили регулярно и под руководством взрослых.С помощью игр решаются различные задачи:
1 Создание эмоционально положительного настроения;
2 Развитие интереса и побуждения к действиям;
3 Формирование представлений о предметах:
а) формирование способности к общению и различию, ориентируясь на внешние качества;
б) знакомство с качественными признаками предмета (мягкий, твердый, шершавый, колючий)
4 Развитие умения сравнивать по свойствам и признакам (развитие глазомера;
5 Знакомство с сенсорными эталонами:
а)знакомство с разнообразными свойствами предмета: величина (большой, маленький), форма (круг, треугольник, квадрат, цвет;
б) формирование умения чередовать предметы по цвету, размеру, форме
Игровая система сенсорного обучения разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в обучающей системе предлагаются образы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины, которые ребенок может освоить в игровых занятиях. С помощью игры можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов, и сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения
Игры на развитие тактильных ощущений:
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др). Ребенку предлагают на ощупь не заглядывая в мешочек найти нужный предмет.
На столе раскладывают геометрические фигуры одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
«Догадайся что за предмет»
На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др, которые накрыты сверху тонкой,но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
Игры для закрепления понятия формы
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на (круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины. Сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановке, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, а на другом предметы. Например круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица, овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь).
Игры на закрепление цвета
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Нужно определить какого цвета не стало.
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Уточним цвет предмета»
Игры на закрепление понятия величины
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить что выше, что ниже.
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной.Назвать ленты по длине : какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Развитие сенсорных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности будет идти более эффективно при условии,если :
— Первые игры должны быть легкими для восприятия.
— На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак.
— Не старайтесь показать сразу много игр, предлагайте разные варианты одной игры. Лишь через неделю можно переходить к новым.
— Правильно подобрать методы сенсорного воспитания с учетом имеющегося сенсорного опыта детей.
— Систематически проводить игры, направленные на сенсорное развитие
— Учитывать индивидуальные и возрастные особенности детей.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей в соавторстве с Литвиненко Ириной Викторовной. Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни.
Сенсорное развитие детей раннего возраста в условиях Дома ребенка Сенсорное воспитание детей в условиях Дома ребенка. В первые годы жизни начинается активное сенсорное развитие ребенка, именно так называется.
Сенсорное воспитание детей раннего возраста Cенсорному воспитанию в дошкольных учреждениях уделяют особую роль. Сенсорное развитие ребенка –это развитие его восприятия и формирование.
Сенсорное воспитание дошкольников посредством дидактических игр Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже.
Сенсорное воспитание как средство развития детей Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине,.
Сенсорное воспитание — основа познавательного развития ребенка. Познавательное развитие – является одним из основных направлений работы с детьми в дошкольном образовании. Познание ребенка должно основываться.
Сенсорное воспитание в образовательном процессе Описание материала: предлагаю Вашему вниманию материал по теме «Сенсорное развитие в образовательном процессе». Данный материал будет полезен.
Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей Сенсорное воспитание в повседневной жизни детей. Сенсорное воспитание в повседневной жизни предусматривает прежде всего обогащение личности.