На что похож листопад
Конспект занятия «На что похожи листья?»
Анжелика Хаметова
Конспект занятия «На что похожи листья?»
Коррекционно-образовательные цели. Обучение различению деревьев по характерным особенностям строения листьев. Уточнение и расширение словаря по теме (береза, рябина, дуб, клен, ель, желтый, зеленый, красный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие длительного выдоха, речевого слуха, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, тонкой моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование. Дыхательные тренажеры по числу детей, игра «Разноцветные листья», мягкие игрушки для артикуляционной гимнастики, мяч среднего размера. Предварительная работа. Сбор и рассматривание опавших листьев во время прогулки. Рассматривание картинки с изображением опахала и листа клена, сравнение. Разучивание упражнения «Листья».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Формирование положительной установки детей на участие в занятии. Развитие зрительного внимания. ]
Логопед приглашает детей в кабинет, здоровается с ними, говорит, что очень рад видеть их и готов с ними поиграть в новые игры. В кабинете на столе рассыпаны разноцветные листья.
Логопед. Посмотрите, у нас на столе лежит ковер из листьев, как в осеннем парке. Выберите желтые березовые листья. Я думаю, вы их узнаете. Вчера на занятии мы с вами учились дуть на них.
Дети находят желтые березовые листочки и садятся за стол. Логопед при необходимости оказывает помощь сам или привлекает к этому остальных детей, которые подсказывают, где лежит нужный листочек, ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении.
2. Чтение логопедом стихотворения «На что похожи листья?» [Развитие речевого слуха, ассоциативного мышления. ]
Логопед выразительно читает стихотворение и закрепляет на наборном полотне разноцветные бумажные или сухие листья.
лист похож у клена, Закрепляет на наборном полотне оранжевый кленовый лист.
листочки у рябинки, Закрепляет на наборном полотне желтый рябиновый лист.
Что склонилась тихо
У осины листья
как монеты, Закрепляет на наборном полотне 2—З листочка осины.
словно опахала, Закрепляет на наборном полотне зеленый лист каштана.
Было листьев
очень много летом, Широко разводит руки — показывает «множество».
Осенью их очень мало
стало. Сближает ладони — показывает «мало».
3. Игра «Разноцветные листья». [Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе). Развитие умения различать листья разных деревьев. ]
Перед началом игры логопед заменяет на наборном полотне оранжевый кленовый лист на кленовый лист красного цвета, т. к. прилагательное «оранжевый» пока может быть у детей только в имп-рессивной речи.
Логопед. Вы послушали стихотворение и, наверное, запомнили, о листьях каких деревьев в нем говорится. Сейчас я проверю это. Какое дерево потеряло вот этот лист, похожий на ладошку? (Показывает детям красный кленовый лист.)
Логопед.Повторите вот так: красный лист.
Дети. Красный лист.
Логопед. Я добавлю еще несколько листьев клена, а вы скажете, какие они. (Вывешивает на наборное полотно 2—3листочка.)
Дети. Красные листья.
Логопед. А какое дерево потеряло вот этот листок, похожий на перышко?
Логопед. Молодцы! А какой он?
Дети. Желтый лист.
Логопед. Я добавила еще два листка. Какие они?
Дети. Желтые листья.
Логопед. А вот этот лист, похожий на опахало, какое дерево потеряло?
Логопед. Отлично. Какого он цвета?
Логопед. Правильно, он еще зеленый. Я добавила листьев. Какие они?
Дети. Зеленые листья.
Логопед. А теперь посмотрите на эти круглые листья, похожие на монеты. Какое дерево их потеряло?
Логопед. Правильно, у осины круглые листья. Они похожи на круг. А теперь посмотрите на лист березы и скажите, на что он похож.
Дети. На треугольник.
Логопед. У березы треугольные листья. А теперь представьте, что вы превратились в листики.
4. Упражнение «Листья». [Развитие общей моторики, координации речи с движением. Закрепление умения приседать без опоры. ]
Логопед выполняет упражнение вместе с детьми, показывает, как правильно следует выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.
Логопед. Листочки, образуйте кружок.
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на месте, расставив руки в стороны. Листья нам под ноги Приседают.
И под ногами шуршат, Движения руками влево-вправо.
Будто опять закружиться хотят. Кружатся на месте на носочках.
5. Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики. ]
Логопед вновь объясняет детям, что сесть перед зеркалом нужно прямо, прижав спину к спинке стула, положив руки на колени. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3—5раз.
Логопед. К нам вновь прибежал веселый бегемотик. (Показывает игрушку.) Видите, как широко он открывает рот? Давайте сделаем так же.
Дети выполняют движения.
Логопед. А теперь покажите зубы, растянув губы, как делает это наш знакомый.
Дети выполняют движения.
Логопед. А вот и ваш знакомый слоненок из Африки. Видите, какой у него длинный хоботок? Попробуйте вытянуть губы «хоботком».
6. Упражнение с дыхательным тренажером. [Развитие длительного плавного выдоха. ]
(Тренажер представляет собой изогнутую пластиковую трубочку с расширением на конце. На расширение укладывается шарик из пенопласта. Ребенок выполняет упражнение стоя.)
Логопед. А сейчас вы будете. волшебниками! Если вы правильно сделаете все, что я скажу и покажу, то шарики повиснут в воздухе и не упадут, пока вы будете дуть в трубочку. Хотите попробовать?
Логопед. Тогда смотрите внимательно и запоминайте.
Далее логопед показывает, как выполняется упражнение. Одной рукой он берет кончик трубочки и удерживает у рта, другой рукой поддерживает внизу изогнутую часть трубки (шарик лежит на раструбе). Логопед делает вдох через нос и начинает медленно дуть в трубочку, не раздувая щеки и не поднимая плечи. Затем предлагает детям встать, правильно взять тренажеры и раскладывает шарики на раструбы.
Дети по команде логопеда делают вдох, а затем по команде начинают дуть. Логопед следит за тем, чтобы дети не раздували щеки и не поднимали плечи во время выполнения упражнения. Упражнение выполняется 3—5 раз, чтобы не спровоцировать у детей головокружение.
7. Игра «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, внимания, памяти, мышления. ]
Логопед приглашает детей за стол.
Логопед. А теперь я прочитаю вам стихотворение, а вы подскажете мне, когда бывает то, о чем в нем говорится, — летом или осенью. В конце стихотворения вы должны сказать слово «осень» или слово «лето».
Птицы стаями летят,
Грустно: дождь и листопад. Ветер тучи в небе носит, Потому что это.
Логопед. В чистом небе солнце светит ярко,Можно искупаться: очень жарко. Нравится мне время года это.
Угадали? Ну конечно.
Логопед. Молодцы! Вы правильно мне подсказали слова «осень» и «лето».
9. Игра с мячом «Назови ласково». [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Развитие ловкости. ]
Логопед приглашает детей встать на ковер.
Логопед. Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы будете ловить мяч и называть это же дерево ласково.
2-й ребенок. Березка.
3-й ребенок. Рябинка.
Логопед. Вот и молодцы! Садитесь на стулья.
10. Окончание занятия. [Оценка работы детей. ]
Логопед. Вы сегодня отлично занимались. Думаю, вы хорошо запомнили, на что похожи листья клена, рябины, каштана, осины и березы, и сможете рассказать об этом маме и папе. А что вам понравилось на занятии?
1-й ребенок. Дуть в трубочку.
2-й ребенок. Заниматься с бегемотиком.
Стенгазета «Цветы и Женщины похожи» к 8 Марта в старшей группе Как женщины похожи на цветы! Порою это удивляет. Они не могут жить без красоты. А красота нас в жизни вдохновляет! 8 Марта праздник весны,.
Конспект занятия «На что похожи облака» Тема: «На что похожи облака?» Кирсанова Ольга Анатольевна, воспитатель МАДОУ детский сад №62 «Золотая рыбка» г. Балаково. Цель: упражнять.
Конспект занятия по аппликации в средней группе «Ветер листья разбросал» Конспект занятия аппликация в средней группе «Ветер листья разбросал» Цель: закреплять и расширять знания детей об осенних изменениях в.
Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья» Конспект занятия по декоративной лепке «Листья танцуют и превращаются в деревья» Задачи: Вызвать у детей желание делать лепные картины.
Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Осенние листья» с детьми дошкольного возраста Цель: создание условий для формирования навыков рисования нетрадиционным способом, при помощи губки. Задачи: • Закрепить знания о времени.
С чем можно сравнить осенние листья?
Осенние листья можно сравнить много с чем, это зависит от части осени (поздняя или ранняя), погоды.
Например, плавающие в лужах опавшие листья похожи на кораблики, гонимые ветрами.
Осыпавшиеся разноцветные листья похожи на ковер, яркий, пестрый или же на лоскутное одеяло, которое заботливо укрывает землю.
Когда листья кружат, они напоминают птиц, что улетают в теплые края и долго кружат над родными краями. Или похожи на дам в ярких нарядных платьях, что кружат в танце.
Еще они похожи на прощальные письма или друзей, что уезжают.
По цвету они напоминают солнце или лимон, золото или глину, охру, рубины, бронзу и медь. их можно сравнить с этими веществами. Можно сравнить их даже с упаковочной бумагой или гирляндами.
Осенние листья очень красивы, они имеют настолько яркие цвета, что смотрятся шикарно даже в осеннюю пору. Среди осенних листьев встречаются яркие желтые цвета, оранжевые, красные, зеленые. Природа очень красивая.
У меня осенние листья ассоциируются с яркими огоньками в ночном небе, а если смотреть на лес, то как огни пламени, яркие и красные.
Еще листья осенью можно сравнить со слезинками: дерево плачет, что закончилось тепло и листочки падают на землю, как маленькие слезинки. Листопад так же можно сравнить с танцем природы.
Можно желтые листья сравнить со звездами или с золотым покрывалом, который укрыл деревья перед зимой.
Осенние листья можно сравнивать до тех пор, пока не кончится Ваша фантазия. Вот на что способна моя: осенние листья можно сравнить с золотыми монетами, хлопьями для завтрака, золотым дождем, аэропланами, феями, падающими звездами или слезами, лепестками роз, со снежинками.
У меня ассоциации со страницами жизни, которые были прожиты и вот, они уже прошлое и падают на землю как что-то уже пройдённое, ненужное. Они жёлтые и немного помятые, как страницы старой книги. Их края неровные как у обгоревшей страницы книги.
Осенние листья можно сравнить с золотом. «Кусочки золота под ногами» — и сразу представляете себя героем какой-нибудь арабской сказки про джиннов 🙂
Можно сравнить их с потухшими огоньками. С лоскутами ковра. С гирляндой или новогодними шариками. С клочками, как от старых разорванных страниц. Осенние листья можно сравнить с перьями птиц. С бусинами, тканью и нитками на столе рукодельницы — такой же пестрый бардак.
Листопад можно описать как танец разодетых дам. Отметить, что листья тут как парча или пюбархат, шелка. Они кружатся, как кружатся дамы.
Листья увядшие можно назвать исстлевшими остатками величия.
Осенние листья очень красивые, с них можно делать различные поделки, красивые букеты, которыми можно украсить свой дом.
Сравнения можно подобрать такие:
Осенние листья похожи на маленькие оранжевые огоньки, которые мелькают то там, то здесь.
Осенние листья похожи на яркие бархатные лоскутки.
Осенние листья похожи на разноцветный ковер, который урывает землю, ведь они бывают самых разных оттенков: красные, оранжевые, желтые, багряные.
Я так люблю эти листья, что мне даже не хочется их ни с чем и ни с кем сравнивать, они ценны сами по себе, своим неповторимым запахом, суховато-пряным, своими цветами от простых желтого и оранжевого до каких-то неимоверно красивых оттенков алого, красного, звуками, которые они умеют издавать, падая или шелестя под нашими ногами. Могу сравнить их с фонариками, с грустными птичками, падающими с дерева, с лепестками цветов осени, с кусочками красивой пестрой ткани, с лоскутками, из которых сшит лиственный осенний ковер. И в то же время я люблю их больше, чем цветы, больше чем птичек и больше, конечно, чем какие-то лоскутки.
Осень чудесная пора, время года, когда всё вокруг становится ярким, разноцветным. Осенние листья становятся разноцветными, яркими. Осенью можно повстречать красные, жёлтые, оранжевые, багряные, золотые, коричневые листья и не только.
Осенние листья можно сравнить с золотым дождём, золотыми монетами, осенние листья на земле можно сравнить с ковром расшитым разноцветными нитками,
Осенние листья можно назвать улетающими, последними письмами тепла.
На что похож листопад
Осень – это чудесное время года. Осенью можно увидеть много красочного и интересного. С приходом осени у нас начинается листопад, который может быть разным, но все равно красивым. Мы можем наблюдать, как листья кружатся в воздухе, когда дует ветер и плавно ложатся на землю.
Каждый год мы с друзьями ходим в лес, где мы собираем красивые букеты из листьев. Осенью природа преподносит нам удивительные подарки. Это может быть радуга, падающие оранжевые листья под нашими ногами, или падающий первый снежок. У нас не всегда бывает хорошая погода, а я очень люблю дождь. И когда идет дождь, я хочу сидеть дома и смотреть в окно и рисовать. Еще я люблю рисовать красками на бумаге, потому что рисунок сохраняет яркие краски.
Листопад в лесу – как будто осенний танец листьев, которые так и хотят закружить вокруг себя все деревья и кусты. Это зрелище просто завораживает и притягивает к себе. С деревьев опадают красивые большие и маленькие листочки, которые медленно кружась летят на землю, а другие наоборот, взмывают в небо высоко и далеко. Как же это красиво! Осень в городе – это тоже красота, но уже другая.
Осень в городе, это совсем другие краски. Пожелтевшие листья, серые тучи, грязный снег и слякоть на земле. Все это не дает насладиться тем прекрасным временем года, которое подарила нам осень. Осень и в деревне, не намного отличается от городской осени. В деревне, также идет листопад, только здесь это происходит в каждом дворе, в каждом доме. Листья падают на землю один за другим, и кажется, что они просто устилают всю землю разноцветными яркими пятнами. Деревья сбрасывают свои листья. Спасибо тебе, природа, за твою мудрую красоту!
Вариант №2
Листопад. Событие, которое случается каждый год и тем не менее которое всегда застает нас врасплох. Казалось бы, еще вчера листва зеленела и благоухала летней свежестью и вдруг в один миг она стала разноцветной, словно покрашенной шаловливой кистью неизвестного пейзажиста. Эти яркие краски являются одним из главных признаков осени и вероятно самым красивым и символичным. Листья окрашиваются в различные цвета, и мы можем только догадываться, почему именно они стали такими. Возможно это просто случайность, а может быть дело в природном генетическом коде. Но так или иначе, именно осенние цвета являются олицетворением жизни, которая проходит за несколько месяцев до того момента, как все закончится. За это время листва, как человек успевает повзрослеть и состариться. Ведь лист, который только недавно опал, уже был свидетелем нескольких бурных лет своей жизни.
Осень — это пора, когда все вокруг становится более красочным. Листья меняют свой цвет, а люди одевают другую одежду. Однако не только это привлекает внимание. Все деревья в саду имеют свой, только им присущий цвет. Они могут быть желтыми, багряными, красными, оранжевыми, бордовыми или даже фиолетовыми. Листья деревьев имеют много оттенков, и это можно назвать настоящей природной сокровищницей красок.
К тому же, каждое дерево по-своему красиво и оригинально. И каждое из них стоит запечатлеть, если вы оказались в осеннем саду. В саду можно найти много различных цветов, начиная от нежных и хрупких подснежников и заканчивая грозными еловыми шишками. Но самыми популярными цветами в саду являются осенние цветы. Каждый из цветов имеет свою неповторимую красоту, свой оригинальный цвет и неповторимый запах. Именно они делают сад осенью незабываемым.
План сочинения на тему “Листопад”
Для того чтобы было проще и быстрее написать сочинение, необходимо сделать набросок плана, который состоит обычно из трех частей – вступление, основной текст, заключение. Так же хорошо было бы выписать отдельно метафоры и сравнения, связанные с осенней порой, они помогут украсить и оживить текст.
Итак, примерный план сочинения “Листопад”:
Вступление – напишите о том, что закончилось лето, люди вышли с отпусков, вернулись с моря (пансионатов/санаториев), дачники собирают свой урожай, дни и ночи становятся холоднее.
Основная часть – опишите саму природу, для этой цели можно взять парк, небольшой сквер или даже лес. Расскажите, что вы видите осенью при листопаде. Напишите о том каким стало солнце и небо, затем – какие листья на деревьях, какого они цвета. Напишите о том, как изменился парк/сквер/лес при листопаде, какую красоту он приобрел.
Заключение – можно написать о ноябре, о холодном ветре в это время, который срывает последние листики и готовит деревья к холодной зиме, но они то знают, что после холода, наступит зима и снова запоют птицы, зазеленеет крона.
Метафоры и сравнения, связанные с осенней порой и листопадом:
Источник плана: bolshoyvopros.ru
Вариант №3
Осень – замечательная пора. Осенний листопад – это удивительное явление природы. Листья, опавшие с деревьев, красиво кружатся и плавно опускаются на землю, покрывая ее теплым ковром. В октябре уже чувствуется приближение зимы, когда становится холодно, на улице все чаще бывают дожди и наступает серое, дождливое время. Но это не повод грустить, потому что в октябре у нас есть еще одна возможность получить удовольствие от этой прекрасной поры, сделать ее теплой и уютной, наполненной красками осени.
Ведь именно осенью очень приятно прогуляться по осеннему парку, покататься на лыжах или коньках, а также посидеть теплым вечером за чашечкой горячего чая в компании близких людей. А какой же осенний парк без ярких красок? И если вы никогда раньше их не видели, то скорее скорее в эти волшебные места и наслаждайтесь ими. И пусть вся природа вокруг пробуждается после долгого, непростого сна, а мы, со своей стороны, добавим немного волшебства этой удивительной поре, украсив свой дом и его окрестности яркими красками.
Листопад
Листопа́д — биологический процесс сбрасывания листвы растениями.
В условиях умеренного климата зимой многим растениям не хватает воды. Вода в замёрзшем грунте находится в состоянии льда и не может проникать в клетки корней. В то же время испарение с поверхности листьев не прекращается (хотя оно, естественно, снижается, так как зависит от температуры воздуха). Если бы деревья и кустарники, а также и некоторые травянистые растения не сбрасывали листву, они бы засыхали.
В субтропической зоне наблюдается похожее явление. Причиной там является не зима, а ежегодная засуха.
В районах с холодным климатом листопад отсутствует, так как в таких условиях листопадные деревья не могут существовать, а могут существовать (до определённого предела) только хвойные деревья. Сброс хвои же идёт медленно и постепенно (за исключением лиственниц).
Хвойные растения, например, ель и сосна, намного лучше переносят сухие периоды, поэтому они в умеренных зонах вечнозелёные. Количество воды, которое испаряется лиственными породами, в 6—10 раз превышает количество воды, испаряемой хвойными. Это, с одной стороны, связано с меньшей поверхностью испарения, с другой, — с различиями в строении.
Берёза в пересчёте на 100 г листьев за лето испаряет около 80 литров воды, для сосны эта цифра составляет около 9 литров. Лиственница занимает промежуточное место между лиственными и хвойными породами.
Второй причиной сбрасывания листьев является защита от механических повреждений в зимний период от массы прилипшего снега.
Кроме этого, листопад очищает организм растений от вредных веществ. Учёные установили, что листья осенью содержат намного больше минеральных веществ, чем весной и летом. Это объясняет то обстоятельство, что в тропической зоне с однородным в течение всего года климатом листопад всё же существует. Там он происходит не в короткие сроки, а распределяется на весь год, и поэтому менее заметен.
Сроки сезонного листопада в разных широтах разные. На широте средней полосы России процесс активного сбрасывания листьев растениями начинается во второй половине сентября и завершается в основном к середине октября.