На что похож мягкий знак
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь»
Наталья Филимонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Ь»
Цель: познакомить детей с буквой Ь и ее назначением. Совершенствовать звуко – слоговой анализ слов. Упражнять в печатанье слов под диктовку. Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные, совершенствовать связную речь.
Материал к занятию: картинка «Саванна», картинки анимации буквы Ь, на что похожа буква Ь, магнитные буквы, тетради, сигналы для звукового анализа слов.
1. Орг. момент: Игра «От кого приглашение?» У ребят индивидуальные карточки с изображением животного и детеныша. (меня пригласила слониха со слоненком, меня жирафа с жирафенком….)
2. Мелкая моторика: «Слон, крокодил» (по Цвынтарному)
Взяли они знакомые буквы и написали слово ОЛЕН (логопед выкладывает на магнитной доске). Слон сказал: «Не правильно. В слове олень звук Н – мягкий, а у нас твердый. Задумались звери и решили обратиться за помощью к буквам.
— Опять не правильно,- возмутилась мартышка,- это же когда много оленей!
4. Давайте и мы ближе познакомимся с этой буквой. Рассматривание анимационных картинок с изображением Ь. Из скольки элементов состоит буква. Сконструируйте ее.
5. На что похожа буква Ь?
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой вот так:
Букву капелька смягчит –
Слово мягко прозвучит.
Белка хвостик изогнула
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост, да так –
Стал похож на мягкий знак.
Мягкий знак, мягкий знак,
Ковш, половник и черпак.
6. Печатанье буквы и слов (олень, день, тень, пыль) в тетрадях.
7. Физминутка: «У жирафа пятна» модель Т. Боровик.
8. Звуко – слоговой анализ слова олень
9.Написали звери письмо оленю и решили вложить фотографию. Всем хотелось быть на первом плане. Звери все время пересаживались, менялись местами. Попугай фотограф не знал что делать. Наконец, снял зверей и вот что получилось,- логопед выставляет картинку. Что вы видите? (жирафью шею, обезьяний хвост ….)
10. Итог. Заучивание четверостишья.
Мягкий знак, мягкий знак.
Не звучит совсем никак,
Но есть правило простое,
Мы легко его усвоим –
Если знак к согласной встанет,
Буква сразу мягкой станет.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: «Знакомство со звуками [Б], [Б’], буквой Б». Цели: дать общее представление о звуке [Б], [Б’], учиться различать букву от звука, учиться определять место звука [Б], [Б’] в словах, составлять.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой «В» Цель: Познакомить детей с буквой «В», способствовать запоминанию конфигурации буквы путем воспроизведения ее в рисунке, лепке и конструированию.
Класс: 1
Презентация к уроку
Цель урока: познакомить с буквой Ь (мягкий знак). Раскрыть значение мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме/
Тип урока: урок введения нового знания.
Формы организации деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.
План-конспект урока:
Слайд/Доска
Проверка готовности к уроку.
Настрой на сотрудничество.
Слайд 1
ЛЮК – ЛУК
МЯЛ – МАЛ
МИЛ – МЫЛ
Способ обозначения мягкости согласных гласными Я Ю Е Ё И
Слайд 3
Сравнение схем слов РИС – РЫСЬ
Чем похожи, чем отличаются?
– Как обозначена мягкость [р]? И
– Как обозначена твёрдость [р]? Ы
– Как обозначить мягкость [с]? ?
Определение «чего не знаю?»
Вывод: Необходимо ввести новый знак для обозначения мягкости согласных.
Сколько звуков в слове РЫСЬ?
– Сколько букв? Сколько звуков?
– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Ь звука не обозначает)
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Слайд 5
– Вы сейчас вместе с Ь поработаете фокусниками. Слова, которые лежат у вас на столах, превратите в другое слово с помощью Ь.
Мел – мель
Мол – моль
Был – быль
Пыл – пыль
Кон – конь
Галка – галька
– С каким словом возникли затруднения?
Работа над лексическим значением слов ГАЛКА – ГАЛЬКА
– Сколько букв? Сколько звуков? Почему не одинаково? (Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)
Вывод: мягкий знак может стоять в середине и в конце слова.
– Какую функцию выполняет мягкий знак?
– А в начале слова может стоять Ь? Почему?
Слайд 8
Если пишется Ь, то стоим, если не пишется, то присаживаемся.
Пень, соль, письмо, лимон, пальто, ключ, кольцо, тарелка, фея, печка (Вспомнить правописание сочетаний ЧК-ЧН).
Слайд 9
Чтение по вариантам. Стихотворения Г. Сапгира
Сравнение слов ШЕСТ – ШЕСТЬ, БАНКА – БАНЬКА
Чтение слов в учебнике.
Подсчёт букв и звуков.
ПЕНКИ – ПЕНЬКИ 5 звуков, а букв во втором слове 6 и т. д.
– Почему так получилось: букв больше, чем звуков? (Буква Ь не обозначает звука, поэтому в слове букв больше, чем звуков)
– Где на ленте букв поселить Ь?
Слайд 11
Определение в словах кол-ва звуков и букв в словах «медведь», «пальма».
– Какие открытия для себя вы сделали сегодня? Что нового узнали? (Ь может стоять в середине и в конце слова, а вначале нет, т. к. не обозначает звука, а только мягкость впередистоящего согласного).
– Оцени себя сам на лестнице знаний и умений.
Мел – ____________
Мол – ____________
Был – ____________
Пыл – ____________
Кон – ____________
Галка – ___________
Мел – ____________
Мол – ____________
Был – ____________
Пыл – ____________
Кон – ____________
Галка –___________
Презентация по обучению грамоте на тему «Ь-Я. На что похожа буква»
Выбранный для просмотра документ 0.docx
Дидактический материал
для использования на уроках обучения грамоте
учитель начальных классов
В интересной и игровой форме дети знакомятся с буквами русского алфавита. Форма изложения материала повышает интерес к учёбе у детей, обогащает их речь, углубляет знания с опорой на наблюдательность детей и их жизненный опыт.
Данное методическое пособие – это дополнительный дидактический материал для учителя.
помочь учителю начальных классов эффективно и интересно излагать изучаемый программный материал по обучению грамоте первоклассников;
разнообразить их деятельность;
способствовать развитию образного мышления, памяти, речи;
пополнять активный словарный запас;
формировать творческие способности учащихся, наблюдательность, жизненные компетентности.
Задания данного дидактического материала соответствуют требованиям учебных программ для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. 1-4 классы.
Материал целесообразно использовать при изучении новой буквы на уроке.
Материал дидактического пособия может быть использован как учителем, так и учениками во внеурочное время для развития образного мышления, расширения словарного запаса, развития памяти, формирования жизненных компетентностей.
Дидактический материал «На что похожа буква» предназначен для использования на уроках обучения грамоте в 1 классе в букварный период.
Данный дидактический материал разработан в программе Microsoft PowerPoint и содержат по отдельному файлу-презентации на все буквы алфавита.
Файл «0» состоит из титульного слайда
и слайда управления.
Щелчком мышки открываются файл с буквой «Ц».
По щелчку мышки открываются слайды данного файла.
После последнего слайда вы автоматически возвращаетесь на слайд управления.
Для корректной работы со всем алфавитом скачайте архивы всего алфавита и поместите их в одну папку.
Выбранный для просмотра документ 0.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Дидактический материал для использования на уроках обучения грамоте «На что похожа буква» 1 класс Котова А.Н., учитель начальных классов Торезской школы І-ІІ ступеней №22 Донецкой области
В интересной и игровой форме дети знакомятся с буквами русского алфавита. Форма изложения материала повышает интерес к учёбе у детей, обогащает их речь, углубляет знания с опорой на наблюдательность детей и их жизненный опыт. Данное методическое пособие – это дополнительный дидактический материал для учителя. Цель пособия – помочь учителю начальных классов эффективно и интересно излагать изучаемый программный материал по обучению грамоте первоклассников; разнообразить их деятельность; способствовать развитию образного мышления, памяти, речи; пополнять активный словарный запас; формировать творческие способности учащихся, наблюдательность, жизненные компетентности. Задания данного дидактического материала соответствуют требованиям учебных программ для общеобразовательных учебных заведений с обучением на русском языке. 1-4 классы. Материал целесообразно использовать при изучении новой буквы на уроке.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Выбранный для просмотра документ Ьь.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
УЧИМ БУКВЫ БУКВА ь
Буква Р перевернулась — Мягким знаком (Ь) обернулась. В. Степанов
Нарисуем мягкий знак – Ь Нежно капелькой Вот так: Букву капелька смягчит — Слово мягко прозвучит. А. Шибаев
Белка хвостик изогнула, У пенечка отдохнула. Распушила хвост, да так — Стал похож на мягкий Знак! Е. Тарлапан
Мягкий знак (Ь) живет беспечно, Он без кепки ходит вечно. А. Шибаев
http://www.solnet.ee/sol/019/pic/az/az30.jpg http://nkozlov.ru/upload/images/0907/0907171455080.jpg http://allforchildren.ru/rus/img/shibaev01-21.jpg http://mastersloga.ru/_pu/0/30144346.png http://www.solnet.ee/sol/019/a_022.html
Выбранный для просмотра документ Ээ.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
УЧИМ БУКВЫ БУКВА Э
Это — Э С открытым ртом И большущим языком. Г. Юдин — Эге-гей! — крикун кричит, Изо рта язык торчит. Г. Виеру
Над лугами в синеве Пролетает буква Э. Это ласточка весной Возвращается домой. В. Степанов
. Помчались легче пуха По гладкой, ровной колее И увидали букву Э, Похожую на ухо. С. Маршак
Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, Только нету языка! А. Шибаев
Взял я лук и крикнул: — Эх! Удивлю сейчас я всех! Натянул потуже лук, Да стрела застряла вдруг! И вокруг сказали все: — Э-э-э! Е. Тарлапан
Есть у буквы Э машина, У нее ползет резина. Это вам не экскаватор, Это длинный эскалатор. А.Лопатина
Парад-алле! Парад-алле! Прыжок! И клоун — буква Э! В. Черванёва
http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcSnPbjSX38h19R7Wr2W9zqBfnWzFMMLGyxoJIFXbvQbJ7MAVeLD http://www.portalpomidor.ru/upl/ru/page/file/581/eh.jpg http://www.solnet.ee/sol/019/a_022.html http://nkozlov.ru/upload/images/0907/0907171453020.jpg http://www.portalpomidor.ru/581/
Выбранный для просмотра документ Юю.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
УЧИМ БУКВЫ БУКВА Ю
Чтобы О не укатилась, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась ……буква Ю. А. Шибаев
На арене укротитель — Грозных тигров повелитель. Он, как буква Ю, с кольцом К тиграм смело встал лицом В. Степанов
Клоун рыжий на арене. Я всех клоунов люблю! Пятки вместе, врозь колени — Он похож на букву Ю! В. Черняева
Вся согнулась буква Ю, Держит палочку свою. Вот и выглядит такою – Старой бабкою с клюкою.
Буква Ю юлу купила, Чтобы Юля не грустила. Юленька юлу взяла, Завертелась вмиг юла. А. Лопатина
Ходит пешком Калач с посошком. Е. Тарлапан
http://t0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQyTELJiKg05yTOYV20X34CaovdNhl7NID2KIaG_2JJIEnKwRRQXQ http://www.portalpomidor.ru/upl/ru/page/file/581/yu.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//72/604/72604066_yu4.png http://www.solnet.ee/sol/019/a_022.html http://www.portalpomidor.ru/581/
Выбранный для просмотра документ Яя.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
УЧИМ БУКВЫ БУКВА Я
Каждый знает: Буква Я Самая хвастливая. Г. Юдин
Поглядите-ка, друзья, Смастерил скворечник я. А в скворечник залетела Вместо птички — буква Я! Е. Тарлапан
Я сказала про себя: — Хоккеист известный я. Шайба прямо в цель летит — Гол! Закончен алфавит. В. Степанов
Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я Доложить готова: — А вы знаете, кто я? Вы не знаете, кто я. Я не только буква Я — Буква, Слог И слово! А. Шибаев
Я — бродяга с рюкзаком, Путешествую пешком. Г. Виеру
Пляшет весело гопак Клоун, маленький Илья. Руку — в бок, а ножку – так, Получилась буква Я! В. Черняева
Ямки буква Я копала, Я в них яблоньки сажала. Яша с Яной отдыхали И о яблочках мечтали. А. Лопатина
http://nkozlov.ru/upload/images/0907/0907171452230.jpg http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/004089.jpg http://nsc.1september.ru/2003/02/001.gif http://www.portalpomidor.ru/581/ http://www.solnet.ee/sol/019/a_022.html
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-323029
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря
Время чтения: 2 минуты
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Мягкий знак Ь
НА ЧТО ПОХОЖА БУКВА
Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась. (В. Степанов)
Нарисуем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит —
Слово мягко прозвучит. (А. Шибаев)
Белка хвостик изогнула,
У пенечка отдохнула.
Распушила хвост,
да так —
Стал похож на мягкий Знак! (Е. Тарлапан)
Мягкий знак живет беспечно,
Он без кепки ходит вечно. (А. Шибаев)
УЧИМСЯ, ИГРАЯ
(Материал для игровых упражнений)
Фонетическая зарядка.
Какую нужно добавить букву, чтобы угол превратился в уголь? (Мягкий знак.)
Мягкий знак — хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
Кто внимательный?
1. Назовите, что изображено на рисунках. По последним звукам названий составьте слово. (Ответ: лось.)
2. Запомните слова с мягким знаком на конце, которые встретятся вам в сказке.
Отец и мать
Была весна. На ветке в лесу сидели две маленькие птички. Он и она.
— Спеть?! Спеть?! — спрашивает он.
— Спеть! Спеть! — отвечает она.
— Свить?! Свить?! — Это он уже про гнездо.
— Свить! Свить!
Через некоторое время у них появились птенцы.
— Пять! Пять! — радостно поет отец.— Точь-в-точь! Точь-в-точь!! — Это он о том, что птенцы на него похожи.
А дети уже пищат:
— Пить! Пить! Есть! Есть!
Принес отец червячка. Спрашивает у матери:
— Дать? Дать?
А дети хором:
— Дать. Дать. Дать. — и ну рвать червяка на части.
— Жуть,— говорит отец.
Выросли птенцы и полетели из гнезда.
— Вернуть? — спрашивает отец.
— Пусть, пусть. — тихо ответила мать. (Г. Юдин)
Сочиним сказку.
Про мягкий знак
Жили-были в Азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Вот как-то раз С пошла в гости к Я. (Согласная из синего домика пошла к гласной из красного.) И вы, ребята, покажите это на своих слоговых линейках. Л к Е (прочитаем), Д к И (дети хором читают), Т к Ë. Какие это согласные? (Мягкие.)
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они.
Вот это буква Ь. (Учитель показывает ее классу и говорит, что она называется «мягкий знак».)
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, и никто с ней не дружил, не разговаривал,— жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Послушаем, что это за слова. Но они зашифрованы загадкой.
Без головы, а в шляпе,
Одна нога — и та без сапога. (Гвоздь)
Кто приходит.
Кто уходит —
Все ее за ручку водят. (Дверь)
Трав копытами касаясь.
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
Просьба мягкого знака
Мягкий знак дружит с разными буквами после того случая с гвоздями. В словах коньки, деньки, пеньки —с И, в словах капельки, петельки, угольки — с Л. А вот с К почему-то нет.
К встает только после мягкого знака. Он пробовал несколько раз вставать после нее, но К не разрешает. Ну, не разрешает, значит, так тому и быть. А потом в конце концов примирился с этим и даже подружился с К. «Мне даже очень хорошо стоять между двумя буквами Л и К. Будем дружить вечно и никогда не расстанемся, мне будет веселей!»
Но вот однажды стала девочка писать эти слова в тетради. Дошло дело до угольков. Слово не помещается. Что делать? Девочка разбила слово на слоги: у-голь-ки и решила перенести уголь-ки. Мягкий знак забеспокоился, заволновался, не хотел расставаться с буквой к. Стал просить: «Не разлучай с К, пожалуйста!»
— А как по-другому?
— У-гольки,— попросил мягкий знак.
— Так нельзя. Не могу. У нас правила строгие, не разрешают.
— Тогда угольк-и,— снова просит мягкий знак.
— Гак нельзя. Не по правилам.
— Тогда угол-ьки.
— Что ты? Что ты? Разве так можно? Ты совсем, оказывается, не знаешь правил переноса.
Так и пришлось мягкому знаку расстаться со своей подружкой.
Кто больше?
Придумайте слова, в которых один звук обозначается двумя буквами. (Соль, день, конь, тень.)
Закончите слово (с ь). Бук. (-варь); тет. (-радь); сло. (-варь); мед. (-ведь); ян. (-варь); фев. (-раль).
Придумайте слова:
оканчивающиеся на сть (промышленность, кость); на ья (статья, крылья, скамья, семья, судья); на ье (платье, увечье); на ьё (житьё, старьё, жильё, копьё, сырьё); на ьян (бурьян, Демьян).
Задания Буратино и проделки Карлсона
На урок пришли сказочные герои Буратино и Карлсон. Буратино принес сюрприз. Напечатал слова и доволен. Он думает, что мы их не прочитаем:
УГОЛ, МЕЛ, ЕЛ, БРАТ, СТАЛ.
Карлсон решил его проучить. Как только тот отвернулся, он написал Ь, и все слова Буратино исчезли, появились новые: УГОЛЬ, МЕЛЬ, ЕЛЬ, БРАТЬ, СТАЛЬ.
Карлсон хочет задать вам один вопрос: какую букву в слове кость надо заменить, чтобы получить название желанного в доме человека? (Гость.)
Превращение слов.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья — Колей никогда.
Вставьте мягкий знак, чтобы образовались новые слова: Коля (колья); пенки (пеньки); ел (ель); семя (семья); хор (хорь); мол (моль); мел (мель).
- На что клюет налим осенью ночью
- На что делится 230