1. Какие изобретения, сделанные в Китае, способствовали географическим открытиям и исследованиям?
Китай является родиной одних из самых значительных изобретений человеческой цивилизации, в том числе четырех великих изобретений древнего Китая: бумаги, компаса, пороха и книгопечатния (как ксилографии, так и наборного шрифта).
2. Какие направления географической науки преимущественно развивались в Китае и на Арабском востоке?
В Китае и на Востоке развивались в основном страноведение, картография и астрономия.
3. Каким путем компас «совершил путешествие» из Китая в Европу?
4. Почему Улугбек ипользовал для определения высоты Солнца и других звезд, планет и Луны инструмент высотой около 40 м?
В эпоху, когда отсутствовали оптические средства наблюдений, только большие размеры инструмента могли обеспечить высокую точность. Инструмент Улугбека был уникальным: один градус на его меридианных дугах имел длину более 70 см, что позволяло определять координаты Солнца и планет с поразительной точностью.
Мы научимся определять направления на главные стороны горизонта с помощью швейной иглы, изучим конструкцию компаса и с его помощью научимся определять направления на стороны горизонта.
1. География в Китае.
Рассмотрим иллюстрации. На них показаны некоторые из многочисленных изобретений, сделанных в Древнем и Средневековом Китае. Отметьте те изображения, которые повлияли на развитие географического кругозора жителей Китая и способствовали открытию новых земель.
Изобретения, которые повлияли на развитие географического кругозора китайцев и помогли открытию новых земель: компас, вертикальный кормовой руль, весло, джонка.
2. География на арабском Востоке.
Сравните данные о длине экватора Земли, полученные современными учеными, Эратосфеном и астрономами Багдадской обсерватории.
Современные данные о длине экватора Земли
Результаты вычисления длины экватора Земли Эрастофеном
Результаты вычисления длины экватора Земли багдадскими астрономами (827 г.)
40076 км
40000 км
40700 км
Подумайте и напишите краткие ответы на следующие вопросы:
1) Можно ли модель инструмента, сделанную вами на первом уроке, назвать моделью главного инструмента обсерватории Улугбека (учебник, с.17, рис.9)? Почему?
Можно, потому что и в том, и в другом случае при попадании света мы может узнать высоту тела над горизонтом.
2) Почему Улугбеку потребовался навигационный (астрономический) инструмент столь большого размера?
Улугбеку понадобился навигационный инструмент таких размеров, так как он определял не только высоту солнца, а также описывал звездное небо. Большие размеры инструмента давали более точные значения. Улугбек составил каталог звездного неба, в котором описаны 1018 звезд.
Какие бывают компасы, и почему на корабле нужны все
Обыкновенный магнитный компас (компас Адрианова) знаком каждому школьнику. Положил на ладонь, отпустил стопор (арретир), дождался, пока стрелка покажет на север – и все дела! А в темноте он ещё и светится, что ужасно круто!
Существуют более сложные разновидности этого прибора – артиллерийский компас, горный компас, морской компас в кардановом подвесе.
Принцип работы у них у всех одинаковый – намагниченная стрелка поворачивается в магнитном поле Земли.
Достоинства у всех у них тоже одинаковые – конструкция простая, стоимость относительно невысокая, работать с ними легко.
Индукционный, он же электромагнитный
В школе на уроках физики в 8 классе учительница показывает очень интересный опыт: берёт магнит, катушку из проволоки и эту катушку двигает вдоль магнита – и в ней откуда ни возьмись вдруг появляется электрический ток! Это интереснейшее явление называется электромагнитной индукцией – в проводнике, движущемся поперёк линий магнитного поля, возникает электрический ток.
Учёные подумали: «Но ведь корабль или самолёт тоже движутся внутри магнитного поля Земли! Значит, в катушке из провода внутри этого корабля или самолёта должен возникать слабый ток, причём его сила зависит от того, в какую сторону направлена катушка!». Так появился на свет индукционный компас – в нём используются две или три катушки, в которых ток «наводится» магнитным полем нашей планеты.
Главный плюс такого компаса – он не боится металлических предметов и деталей вблизи. Под такой можно сколько хочешь подкладывать топор – а он всё равно будет точно показывать направление! Главный минус – индукционный компас работает только в движении, причём желательно с высокой скоростью. Прочие минусы – требует электропитания, сложная конструкция и, как обычный магнитный компас, очень сильно «врёт» в высоких широтах.
Астрокомпас, он же солнечный и звёздный
Приблизительно определять направление «по солнцу» и «по звёздам» люди умели уже тысячи лет назад. Скажем, в полдень солнце показывает на юг. А ночью полярная звезда показывает на север. Нельзя ли на основе этого принципа сделать точные компасы, пригодные для лётчиков и судоводителей? – задумались специалисты. Оказалось, можно! Так появился на свет астрокомпас. Астрокомпасы бывают солнечные и звёздные.
Один из первых в нашей стране солнечных компасов («солнечный указатель курса», сокращённо «СУК») был установлен на самолёт АНТ-25, на котором лётчики Чкалов, Байдуков и Беляков совершили первый в мире межконтинентальный перелёт через северный полюс. Там, где магнитный компас не справлялся, солнечный компас отработал безукоризненно.
Основа любого астрокомпаса – подвижный визир и часовой механизм. Если астрокомпас солнечный, штурману достаточно указать широту, точное время и навести визир на солнце; в результате прибор тут же покажет точное направление на север и позволит установить нужный курс корабля или самолёта. Если астрокомпас звёздный, штурману нужно предварительно выбрать определённую яркую звезду (навигационную звезду) и настроить астрокомпас под её небесные координаты. Дальнейший ход работы полностью совпадает с солнечным компасом.
Преимущества астрокомпаса понятны – он точен, он показывает истинный север, ему не страшны никакие магнитные аномалии или металлические предметы. Однако недостатки тоже есть – он довольно сложен в конструкции, для работы с астрокомпасом нужен опытный штурман, знающий звёздное небо. Астрокомпас не работает в условиях шторма, сильной болтанки и банальной облачной погоды. Если небо закрыто тучами – самый лучший астрокомпас становится бесполезным. Наконец, солнечный компас бесполезен ночью, а звёздный – днём, сами понимаете почему.
Гирокомпас, или что можно сделать из детской игрушки
Была ли у вас в детстве юла? Она же волчок? Да наверняка была – это одна из самых древних и популярных во всём мире детских игрушек. Даже в «Азбуке» какое слово на букву «Ю» всегда рисуют? Раскрути юлу – и она стоит ровно, не падает, сохраняет своё положение в пространстве, даже если её толкнуть или осторожно перенести в другое место.
«А нельзя ли свойство юлы удерживать постоянное направление использовать для определения направления на север?» – подумали изобретатели. Дело было не простое и успехом увенчалось далеко не с первой попытки – но в результате на свет появился «компас-юла». Научное название юлы – гироскоп, поэтому новый прибор назвали гирокомпас.
Внутри гирокомпаса – массивный быстро вращающийся ротор в кардановом подвесе. Ротор стремится сохранять положение в пространстве. Но ведь наша с вами Земля тоже вращается, верно? Поэтому угол наклона ротора в подвесе постепенно изменяется. Если специальным противовесом перевести ротор в горизонтальную плоскость, он как бы сам по себе медленно повернётся и укажет нам на север – то есть ось его вращениявстанет в плоскости оси вращения Земли. Сложно, но эффективно.
Достоинства гирокомпаса – он показывает истинный север, ему не страшны магнитные помехи, он не зависит от погоды или времени суток. Недостатки? Он требует электропитания, он очень тяжёлый (больше 25 килограммов!), он сложен в обращении и настройке.
Радиокомпас, или сплошная автоматика
Сразу после открытия радио в конце XIX века учёным стало ясно, что радио можно использовать для определения пеленга – то есть направления на источник радиосигнала. Достаточно создать поворачивающуюся антенну – если развернуть её к источнику «лицом», сигнал будет самым сильным, если повернуть «боком», то самым слабым. Если установить на земле постоянно работающий радиопередатчик (радиомаяк), а вращающуюся антенну и приёмник поставить на корабль или самолёт, то штурман, зная частоту радиомаяка и его координаты (из специального справочника), может быстро определить направление на маяк – и, соответственно, направление на север и курс судна. Созданное устройство назвали автоматическим радиокомпасом.
Автоматический радиокомпас – штука очень удобная. Достаточно просто задать частоту и «поймать» сигнал маяка, а дальше радиокомпас сам определит направление и покажет верный курс пилоту на приборной доске. Сейчас по всей Земле установлены тысячи радиомаяков, позволяющих судам и самолётам уверенно держать курс даже в самую ненастную погоду. Работа с радиомаяками настолько удобна и эффективна, что даже появившиеся в последние 30 лет навигационные спутниковые системы GPS и ГЛОНАСС не смогли их вытеснить.
Достоинства радиокомпаса – удобство, автоматический режим работы, высочайшая точность. Недостатки – требует электропитания, а главное – требует «видимости» хотя бы одного радиомаяка. Если из-за атмосферных помех (например, во время гроз или магнитных бурь) или дальности ни один радиомаяк «не слышен», радиокомпас превращается в бесполезный набор металла и электроники.
Нетрудно догадаться, что у всех типов компасов есть как достоинства, так и недостатки. Именно поэтому на всех современных судах и самолётах такие системы дублируются, иногда многократно. Например, на судне может стоять и проверенный столетиями магнитный компас, и гирокомпас, и радиокомпас, и астрономический компас, и ультрасовременный GPS-навигатор – причём хороший штурман (и капитан тоже) просто обязаны уметь обращаться со всеми этими приборами. Выйдет из строя один – воспользуемся другим, не уверены в показаниях вот этого – сравним с показаниями вот того. Глубокие разносторонние знания – вот основа безопасности вождения судов и самолётов, даже в наш компьютерный век. Автоматическая прокладка курса – это хорошо, но автоматику тоже необходимо постоянно проверять и перепроверять человеку! Иначе может случиться беда – скажем, как с круизным лайнером Costa Concordia в 2012 году.
Дидактический материал «Что такое компас и для чего он служит?»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое компас и для чего он служит?
Компас – это уникальный инструмент для ориентирования на местности. Благодаря компасу человек способен определить, где находятся каждая из сторон света: север, юг, запад и восток.
Появился он очень давно, где-то между IV и VI веками. Это изобретение устроено очень просто: как правило, компас круглой формы с магнитной стрелкой внутри, которая свободно вращается вертикально и по кругу. Запомните: стрелка компаса всегда указывает на север. А, как только ты определишь, где находится север, сможешь определить, в какой стороне находятся юг, запад и восток.
До появления компаса человек мог разобраться в направлении, только ориентируясь на солнце и звезды на ясном ночном небе.
И только этот уникальный инструмент стал главным помощником путешественников давних времен. Компас и сейчас является неотъемлемой и незаменимой вещью для многих сфер жизнедеятельности современного человека.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1229779
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тема урока: Урок-экспедиция «В поисках старого клада» «Компас»
Цели и задачи урока: научить детей пользоваться компасом при определении сторон света, закреплять умения детей определять стороны горизонта по местным признакам, провести работу по группам и в парах, что способствует развитию взаимопонимания детей, показать важность работы каждого для решения общей задачи. Подвести детей к постановке проблемы отклонения магнитной стрелки и, используя схему экспериментирования, наметить подходы к решению этой проблемы.
Развивающие: Развивать внимание, память, умение действовать по схеме. Анализировать, умение делать выводы. Расширение словарного запаса учащихся; продолжить работу по развитию устной монологической речи.
Воспитывающие: продолжать работу по воспитанию аккуратности, умению ценить время, воспитанию ответственности; продолжать работу по воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: ТСО: мультимедийный проектор, ноутбук с ОС ВИНДОУС и офисным приложением Пауэр Поинт, экран, Для учителя: диски со сслайд-шоу,флажки-указатели (север, юг, запад, восток), «клад-сундук» Для ученика: учебник-тетрадь 3 класс авторы: Чудинова Е.В., Букварёва Е.Н., кроссворды, конверты с заданиями, компасы.
Ход урока.
— Любите ли вы путешествовать? — Сегодня я вас приглашаю в экспедицию. — А что такое экспедиция?
(Экспедиция – это поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным ( исследовательским, военным, просветительским и т.д.) заданием. Группа участников такой поездки)
— Как любому путешественнику, кладоискателю, а мы сегодня отправляемся на поиски клада, нам надо собраться в дорогу.
Беру я рюкзак, Удачу, надежду, Веселых друзей И знаний багаж. Встаю я пораньше И в путь отправляюсь. Пришли мы в лес. Куда идти и как узнать дорогу? Вот одинокая сосна – Её возьмём мы на подмогу.
(Ответы детей: Гуще ветки растут с южной стороны дерева, мох растет с северной стороны) Муравейник, СЛАЙД
Муравьи известные знатоки лесных дорог. Как они помогут нам?
(Ответы детей: муравейник всегда находится с южной стороны дерева)
А ночью дорогу как узнаете вы? Всегда вам поможет Свет …….. (полярной звезды) СЛАЙД
— Какое направление показывает полярная звезда? (Север)
Вот море-океан пред нами, СЛАЙД Корабль, ночь, туман. Куда плывём мы, капитан? Что направленье нам укажет? Кроссворд поможет и подскажет. СЛАЙД
— Найдите и прочтите получившееся слово. — Какой прибор необходим? — Что вы знаете о компасе? СЛАЙД
Компас – одно из величайших изобретений китайцев. Без этого прибора просто не обойтись летчикам, морякам и путешественникам, хотя в повседневной жизни используется он очень редко.
— Почему компасы такие разные? СЛАЙД
— Компасы делятся на три принципиально различных вида: СЛАЙД
Электронный компас, магнитный компас и гирокомпас.
(Электронный компас – основан на принципе определения координат за счет спутниковых систем навигации, гирокомпас – более сложное устройство, используют в управлении крупных морских судов и системах навигации. Показания гирокомпаса связаны с направлением на истинный географический Северный полюс)
— С одним из видов компаса мы познакомимся на уроке. — Откройте учебник на странице 30. Прочитаем статью. (Читаете по абзацам) — Кого же можно считать изобретателями компаса? — На ваших партах лежат компасы. — Рассмотрите их. — Опишите ваши компасы.
(Основная часть компаса – это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета. Когда стрелку не поддерживает предохранитель, то красный конец ее повернут на юг, а синий показывает на север. Стрелка вращается в коробке – корпусе. На дне ее находится круг с делениями, на котором написаны буквы С, Ю, З, В)
— Посмотрите, как выглядит первый китайский компас. СЛАЙД — Похож ли ваш компас на изобретение китайских мудрецов? — Как работал такой компас? (Читаем по учебнику стр. 30)
— Давайте выясним, как пользоваться компасом, который у вас в руках? — Составим инструкцию по пользованию компасом и запишем в тетрадях.
(компьютер инструкция высвечивается постепенно)
— Как вы думаете, надписи на каком из компасов поймут моряки любой страны?
Компас в руке я твёрдо держу. Но движение стрелки понять я хочу. Гипотезы строю, прошу я поэта, Мне объяснить движение это.
— Прочитайте стихотворение. Найдите в тексте гипотезы, объясняющие движение стрелки компаса.
Медведи, тюлени, коварные льды, Вы тянете стрелку на север? Увы! Что же тянет стрелку на север? Магнитное поле Земли!
Земля обладает магнитными свойствами. Представим, что сквозь её ядро проходит гигантский намагниченный стержень. Концы этого магнита называются магнитными полюсами. Действие магнитного поля Земли мы видим на примере компаса. Стрелка компаса также намагничена, поэтому на нее действует земное магнитное поле, так что она всегда направлена на северный магнитный полюс Земли.
— С каким же мы работаем компасом? (С магнитным)
Практическая работа.
— Определим, где находится север, юг, запад, восток. Встаем за партами, задвигаем стулья. Кладем компас на ладонь, отпускаем предохранитель, следим за вращением стрелки, держим ладонь с компасом подальше от металлических ножек парт и стульев, стрелка остановилась, повернём корпус так, чтобы совпали обозначение севера и конца стрелки.
— Где север? Показали свободной вытянутой рукой. В это место ставим флажок с указателем «Север» или «Норд». — Назовите и покажите противоположную сторону северу. (Юг, оборачиваются назад) Ставим флажок с указателем «ЮГ» или «ЗЮЙД». — Повернитесь лицом к северу. — Какая сторона света находится справа? (ВОСТОК или ОСТ) Ставим флажок. — Какая сторона располагается слева? (ЗАПАД или ВЕСТ) Ставим флажок.
Нам надо клад найти И практическую работу провести.
Разбились на команды. Капитаны команд подойдите и получите задания.
(Ученики получают конверты с заданиями 5 конвертов – это кроссворд, 1 конверт – путь к кладу пройти)
(3 ученика идут по стрелке компаса по классу, а остальные ученики отгадывают кроссворд по командам из 4-х человек, одна буква от каждой команды и класс получает слово, которое обозначает местонахождения клада)
Клад обнаружен! Компас помог! Вот и подошел к концу наш урок!