На что похожа челеста
История челесты
Прародители челесты
В 1788 году лондонским мастером Ч. Клаггетом был изобретен «камертонный клавир», именно он и стал прародителем челесты. Принцип работы инструмента заключался в ударах молоточков по камертонам разных размеров.
В 1860-х годах француз Виктор Мюстель создал инструмент, похожий на камертонный клавир — «дульситон». Позднее, его сын Огюст внес некоторые доработки — заменил камертоны на специальные пластины из металла с резонаторами. Инструмент стал напоминать пианино с нежным звуком, похожим на перезвон колокольчика. В 1886 г. Огюст Мюстель получил патент на свое изобретение, назвав его «челеста».
Распространение инструмента
Золотой век для челесты пришелся на конец XIX – начало XX века. Впервые новый инструмент прозвучал в 1888 г. в пьесе «Буря» Уильяма Шекспира. Челесту в оркестре использовал французский композитор Эрнест Шоссон.
В ХХ веке инструмент звучал во многих известных музыкальных произведениях — в симфониях Дмитрия Шостаковича, в сюите «Планеты», в «Сильве» Имре Кальмана, место для нее нашлось и в более поздних произведениях — «Сон в летнюю ночь» Бриттена и в «Филиппе Густоне» Фельдмана.
В 20-х годах ХХ века челеста зазвучала в джазе. Использовали инструмент исполнители: Хоги Кармайкл, Эрл Хайнс, Мид Лак Льюис, Херби Хэнкок, Арт Тэйтум, Оскар Питерсон и другие. В 30-е годы ХХ века американский джазмен-пианист Фэтс Уоллер применял интересную технику игры. Он одновременно играл на двух инструментах — левой рукой на фортепиано, а правой – на челесте.
Распространение инструмента в России
Челеста получила популярность в России благодаря П.И. Чайковскому, который впервые услышал ее звучание в 1891 г. в Париже. Композитор был настолько очарован ей, что привез ее с собой в Россию. Впервые в нашей стране челеста прозвучала в Мариинском театре в декабре 1892 г. на премьере балета «Щелкунчик». Публика была поражена звучанием инструмента, когда челеста сопровождала танец феи Драже. Благодаря уникальному музыкальному звучанию удавалось передать даже падающие капли воды.
В 1985 году Р.К. Щедрин написал «Музыку для струнных, двух гобоев, двух валторн и челесты». В творении А. Лядова «Кикимора» челеста звучит в колыбельной.
Челеста
Челе́ста (итал. celesta — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков.
Содержание
Устройство
Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более упрощён). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c 1 (до первой октавы) до c 5 (до пятой октавы).
История
Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеста».
В академической музыке
Первым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» (1888).
Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» (1891) и балет «Щелкунчик» (1892, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане).
Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в тринадцатой симфонии и другими академическим композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано).
Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, 1936), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», 1960), Гласс (опера «Эхнатон», 1984), Фельдман («Филиппу Густону», 1984).
Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов.
В джазе
В рок- и поп-музыке
Инструменты симфонического оркестра | |
---|---|
Основной состав | |
Деревянные духовые | Флейта • Гобой • Кларнет • Фагот |
Медные духовые | Валторна • Труба • Тромбон • Туба |
Ударные | Литавры • Треугольник • Малый барабан • Тарелки • Большой барабан |
Щипковые струнные | Арфа |
Смычковые струнные | Скрипка • Альт • Виолончель • Контрабас |
Расширенный состав | |
Деревянные духовые | Флейта-пикколо • Альтовая флейта • Английский рожок • Малый кларнет • Бас-кларнет • Контрафагот • Саксофон |
Медные духовые | Труба-пикколо • Корнет • Флюгельгорн • Эуфониум |
Ударные | Бубен • Кастаньеты • Там-там • Колокола • Колокольчики • Ксилофон • Вибрафон • Маримба • Флексатон • Хлопушка • Трещотка • Деревянная коробочка • Тэмпл-блок |
Клавишные | Фортепиано • Орган • Клавесин • Челеста |
Ударные музыкальные инструменты | |
---|---|
Инструменты с определённой высотой звучания | |
Мембранофоны | ПолезноеСмотреть что такое «Челеста» в других словарях:Челеста — Челеста. ЧЕЛЕСТА (итальянское celesta, от celeste небесный), клавишно ударный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Сконструирован французской фирмой “О. Мюстель” (1886). Звучит нежно, наподобие звона колокольчиков. … Иллюстрированный энциклопедический словарь ЧЕЛЕСТА — (итальянское celesta, от celeste небесный), клавишно ударный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Сконструирован французской фирмой О. Мюстель (1886). Звучит нежно, наподобие звона колокольчиков … Современная энциклопедия ЧЕЛЕСТА — (итал. celesta от celeste небесный), ударно клавишный музыкальный инструмент, по форме похож на пианино. Используется в симфоническом оркестре. Отличается нежным звуком, напоминающим звучание колокольчиков … Большой Энциклопедический словарь ЧЕЛЕСТА — ЧЕЛЕСТА, челесты, жен. (итал. celesta, букв. небесная) (муз.). Ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор металлических пластинок, из которых извлекают звуки при помощи ударного молоточного механизма, снабженного клавиатурой.… … Толковый словарь Ушакова челеста — сущ., кол во синонимов: 1 • инструмент (541) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов ЧЕЛЕСТА — К своей музыкальной сказке «Кикимора» композитор Лядов дал такое предисловие: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот баюн говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во… … Музыкальный словарь челеста — ы; ж. [итал. celesta] Оркестровый ударно клавишный музыкальный инструмент, издающий нежные звуки, похожие на звон колокольчиков. Звуки челесты. * * * челеста (итал. celesta, от celeste небесный), ударно клавишный музыкальный инструмент, внешне… … Энциклопедический словарь челеста — (ит. celesta лат. caelestis небесный) пластиночный ударный клавишный муз. инструмент с нежным, колокольчикообразным, серебристо певучим звуком, напоминающий по внешнему виду пианино, но имеющий источником звука вместо струн хроматически… … Словарь иностранных слов русского языка ЧЕЛЕСТА — небольшой клавишно ударный инструмент, звучащий наподобие колокольчиков: звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами. Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укрепленным на деревянных резонаторах. Инструмент имеет диапазон в… … Энциклопедия Кольера Челеста — (итал. celesta, от celeste небесный) пластиночный ударно клавишный музыкальный инструмент. Получил название от исключительно нежного, колокольчикообразного, серебристо певучего звука. Имеет форму небольшого пианино, механизм типа… … Большая советская энциклопедия ЧелестаЧеле́ста (итал. celesta — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, звучащий наподобие колокольчиков. Звук извлекается молоточками, приводимыми в движение клавишами (механизм молоточков напоминает фортепианный, но более упрощён). Молоточки ударяют по стальным пластинкам, укреплённым на деревянных резонаторах. Диапазон челесты ― от c 1 ( до первой октавы) до c 5 ( до пятой октавы).ИсторияЧелеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году Ч. Клаггетом из Лондона. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров. В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны на металлические пластины с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеста». В академической музыкеПервым челесту в оркестре применил Эрнест Шоссон в музыке к пьесе Шекспира «Буря» (1888). Во время своего визита в Париж челесту услышал Пётр Ильич Чайковский и был так очарован её звучанием, что ввёл партию этого инструмента в свои сочинения: балладу «Воевода» (1891) и балет «Щелкунчик» (1892, Мариус Петипа в либретто указал, что в сцене «Вариация феи Драже» должен слышаться звук падающих капель в фонтане). Челеста используется почти исключительно как оркестровый инструмент для создания особого колорита Густавом Холстом в сюите «Планеты», Дмитрием Шостаковичем в шестой итринадцатой симфонии другими академическим композиторами. На челесте также исполняется партия стеклянной гармоники ― инструмента, вышедшего из употребления, но предусмотренного в сочинениях некоторых композиторов XIX века. Как правило, на челесте играет штатный пианист оркестра (в случае отсутствия челесты её партия может быть исполнена на фортепиано). Также среди композиторов XX века использовали челесту в своих произведениях Барток (Музыка для струнных, ударных и челесты, 1936), Бриттен (опера «Сон в летнюю ночь», 1960),Гласс (опера «Эхнатон», 1984), Фельдман («Филиппу Густону», 1984). Ноты для челесты пишутся на двух нотоносцах на октаву ниже действительного звучания. В партитуре симфонического оркестра её партия располагается под партией арфы, над партиями струнных инструментов. В джазеЧелестаСуществуют звуки, напоминающие волшебство. Все их знают. Не все понимают, какой музыкальный инструмент способен окунуть в сказку. Челеста – музыкальный инструмент, способный сделать это. Что такое челестаЧелеста – клавишный ударный инструмент небольшого размера. Средняя высота составляет один метр, ширина – 90 сантиметров. По классификации относится к идиофону. Слово «челеста» (по-другому – целеста) в переводе с итальянского языка означает «небесный». Название максимально точно описывает звучание. Услышав его единожды, забыть уже невозможно. По внешнему виду напоминает пианино. Сверху имеется полка для нот. Далее – клавиши. В нижней части установлены педали. Исполнитель располагается на удобном стуле перед образчиком.
Как звучит челестаЗвучание челесты в музыке относится к образчикам, способным изумить меломана. Звук похож на перезвон небольших колокольчиков. Существует разделение образцов на два вида, при котором рассматривается диапазон звучания:
Устройство инструментаПо внешнему виду напоминает пианино. Соответственно, механизм получения звуков похожий, но более простой. Исполнитель, удобно расположившись на стульчике, нажимает клавиши, которые связаны с молоточками, бьющими по металлическим платформам. Последние установлены на деревянных резонаторах. В результате подобного удара появляется звук, напоминающий звон колокольчиков.
История создания челестыИстория создания начинается с далекого 1788 года. Ч. Клаггет собрал «камертонный клавир», считающийся прародителем челесты. Механизм основывался на ударах молоточков о камертоны. Разное звучание достигалось за счет разных размеров стальных камертонов, установленных в образце. Второй этап истории начинается с момента создания французом Виктором Мюстель «дультисона». Произошло событие в 1860 году. Данный образчик имел схожий принцип работы. Позднее сын Виктора, Огюст Мюстель доработал механизм. Камертоны были заменены на стальные пластины с резонаторами. В 1886 году данное изобретение было запатентовано. Полученный образец назвали «челеста».
ИспользованиеСоздание нового инструмента повлекло его появление в различных произведениях. Наибольшую популярность получил в конце 19 и начале 20 веков. Впервые целеста появилась в произведении У. Шекспира «Буря» в 1888 году. Применил ее в составе своей группы композитор Эрнест Шоссон. Это было триумфальное звучание академической музыки. Данные выступления во Франции поразили П.И. Чайковского. Русский композитор восхищался услышанным и решил привезти данное звучание на родину. Звуки колокольчика появились в произведениях великого музыканта. Впервые в России событие произошло в 1892 году в Мариинском театре на премьере балета «Щелкунчик». В последующие годы подобные звуки появились в балладе «Воевода». В классической музыке челеста появлялась и в других творениях известных композиторов. Г. Малер включил ее в симфонии №6 и №8, «Песнь о земле». Г. Холст – в сюиту «Планеты». Симфонии номер 4, 6 и 13 Дмитрия Шестаковича также содержат подобные звучания. Появлялся инструмент в операх «Сон в летнюю ночь» (Э. Бриттен), «Дальний звон» (Шрекер), «Эхнатон» (Ф. Гласс). Звуки «колокольчика» встречались не только в симфонических произведениях. В начале 20 века подобные звучания начали появляться в совершенно ином стиле – джазе. Сюда могут относиться Э. Хайнс, Х. Кармайкл, О. Питерсон, Ф. Уоллер, М. Льюис, Т. Монк, Д. Эллингтон. Музыканты успешно использовали челесту в своих композициях.
Интересные фактыЦелеста – удивительный по звучанию инструмент. Может выглядеть как пианино, но звучание неповторимо. Описанный факт лишь подтверждает неповторимость и уникальность челесты. Простой механизм позволяет получить незабываемые звуки «колокольчика». Вплоть до настоящего времени не существует инструмента, который смог бы стать альтернативой «небесному». Челеста Когда нельзя что-то выразить обычными словами, на помощь приходит музыка. – Э. Гофман. Устройство челестыЧелеста — клавишный ударный инструмент. Звук извлекается путем удара молоточков по металлическим пластинам. Принцип работы этого инструмента схож и звукоизвлечением на фортепиано. Отличие в том, что молоточки ударяют не по струнам, а по небольшим металлическим пластинам со специальными резонаторами из дерева. Несмотря на внешнюю схожесть с фортепиано, звучание этих инструментов заметно отличается. История челестыПрародителем челесты можно смело назвать клавир, который был известен с конца 18 века. Челеста же появилась на сто лет позже благодаря Огюсту Мюстель, который смог усовершенствовать дульситон — инструмент, созданный его отцом. Сегодня мы можем наслаждаться божественными звуками челесты. Вокальная студия Solo в г. Санкт-Петербург осуществляет запись на бесплатное занятие пением всех желающих. Впервые публичное выступление челесты в составе симфонического оркестра состоялось в 1888 году. Приблизительно в это же время великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский услышал этот чудесный инструмент во время своего путешествия по Франции. Её звучание буквально поразило композитора своей чистотой и воздушностью и, вернувшись домой, он включил партию для челесты в один из своих самых знаменитых балетов, которые стали популярны во всем мире. В балете «Щелкунчик» одним из самых известных номеров является «Танец Феи Драже». Главную тему этого номера исполняет челеста, создавая поистине потрясающий звуковой эффект. Создаётся впечатление невесомости и прозрачности музыкального полотна. Таким образом, благодаря Чайковскому этот замечательный инструмент стали использовать музыканты и нашей страны. Челеста в симфоническом оркестреВ качестве сольного инструмента челеста практически не используется. Но её звучание отлично гармонирует с симфонический оркестром, в состав которого она вошла. Зачастую партию челесты исполняет пианист оркестра, ведь принцип игры такой же, как при игре на рояле. В партитурах прошлых лет иногда присутствует партия стеклянной гармоники. На сегодняшний день этот инструмент в оркестре не используется, поэтому его партию исполняет именно челеста, имеющая схожее по тембру звучание. Возможно, партия челесты в симфоническом оркестре и не отличается виртуозностью, не имеет замысловатой мелодии, но при этом её звучание добавляет музыке некий шарм и неповторимый колорит. Челеста в джазеЕсли в составе симфонического оркестра челеста была известна в конце 19 века, то в джазовый коллектив она влилась несколько позже, приблизительно с 20-х годов 20 века. В своих произведениях звучание челесты использовали такие композиторы, как: Т. Монк, М. Л. Льюис, У. Л. Смит, Д. Эллингтон, О. Питерсон и другие музыканты. Услышав звучание челесты однажды, каждый слушатель уже не сможет спутать её с каким-либо другим инструментом.
|