На что похожа десятка
«Число и цифра 10». Конспект открытого занятия по образовательной программе «Абвгдейка»
Романова Наталья Сергеевна
«Число и цифра 10». Конспект открытого занятия по образовательной программе «Абвгдейка»
Конспект открытого занятия
По образовательной программе «АБВГДейка»
Тема: «Число и цифра 10»
педагог дополнительного образования
Тема: «Число и цифра 10»
Цель: создать условия для закрепления знаний о составе числа 10 и знакомства с цифрой 10, ее написанием.
-научить детей правильно писать цифру 10;
-закрепить знания детей о составе числа 10, умение считать до 10;
-формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством педагога;
-закрепить счетные умения;
-тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию. воображение;
-формировать опыт самоконтроля;
-закрепить образование чисел от 1 до 9;
Методы и приемы работы с детьми:
-задания по учебнику и на доске.
— игра «Кто быстрее и внимательней»
-игра «Угадай цифру»
-игра «Солнечный зайчик»
План занятия:
1. Организационный момент
3. Изучение нового материала.
5. Закрепление изученного материала.
6. Итог занятия.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Добрый день, ребята! Настроение каково? (Дети отвечают) Дети, наше занятие мы начнем с гимнастики «Зайка».
Зайка рано просыпался,
Пять уже и повернулся,
Шесть – поскакал и улыбнулся.
-Давайте, присядем на свои места и начнем урок. Сегодня к нам в гости пришел вот такой зайка, у него в кармане есть разноцветные жетоны. В течении всего урока, наш зайка будет давать вам разные задания, за правильный ответ вы получаете жетон. Посмотрим, кто же у нас самый активный ребенок.
-Дети, я попрошу вас повторить порядковый счет прямой и обратный от 0 до 9. Молодцы, ребята. Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее и внимательней». Я буду называть вам число, а вы показываете карточку с нужной цифрой, которая лежит у вас на столе.
(5, 3, 6, 8, 2, 9, 7). Следующая наша игра называется «Угадай цифру». Я буду называть то, на что похожа цифра. Кто быстрее поднимет руку и назовет цифру, тот получит жетон от нашего зайчика.
1. Эта цифра тонкая как спица (1)
2. Похожа на лебедя (2)
3. Перевернутый стул (4)
4. Похожа на крюк (5)
8. Похож на Колобок (0)
— Молодцы, ребята. Все цифры угадали.
III. Изучение нового материала.
— Сейчас, я попрошу вас взять девять карандашей и выложить их в ряд на парте. Посчитать и добавить еще одну. Сколько получилось? (десять). Как узнали? 9+1=10. Кто сможет на доске написать решение? (работа у доски).
-Ребята, сегодня мы познакомимся с числом и цифрой 10.
Работа с учебником.
— Скажите, мне пожалуйста, сколько пальцев на руках? (10) Число 10 мы обозначим цифрой 10. На что похожа цифра 10? (ответы детей).Послушайте: «Ноль встает за единицей – цифра десять на странице». Посмотрите на число 10. Чем оно отличается от других чисел? Как записывается число10? (двумя цифрами). Какими двумя цифрами записывается число 10? (1 и 0.) Числа 1,2,3,4.5,6,7,8,9 – это однозначные числа. Они состоят из одного знака. А число 10 состоит из двух знаков. Как вы думаете, как оно называется? (двузначное) Почему? (состоит из двух знаков)
Каких (1 и 0). Дети, что можно сказать о числе 10?
Вывод: Число 10 –это двузначное число, оно состоит из двух знаков 1и 0.
-Сейчас я попрошу все ваше внимание обратить на учебник. Мы с вами потренируемся писать цифру 10.Давайте вспомним правила при письме:
-ручку держим в правой руке;
-ложиться на парту нельзя, вспоминаем правила (Парта – это не кровать и нельзя на ней лежать).
-Давайте рассмотрим следующее задание в учебнике. Задание 2.
Быстро встаньте, улыбнитесь, выше-выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите, поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись, рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали и на месте побежали!
— Мы продолжаем знакомиться с числом и цифрой 10. Давайте познакомимся с составом числом 10. Итак следующее задание в учебнике. (Задание 3.). Вы будете дорисовывать в каждом ряду столько квадратов, чтобы их стало по десять. Далее будем записывать на доске и у себя в учебнике. Молодцы, ребята! Справились с заданием.
— Сейчас, давайте немного расслабимся и отдохнем.
Игра «Солнечный зайчик»
«Хочешь поиграть с солнечным зайчиком?
Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза.
Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик.
Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично!
Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу».
-Ну что, отдохнули? Продолжаем дальше. Задание4. Вспоминаем знаки «больше», «меньше» и «равно». Задание 5. ваша задача все буквы обвести в квадрат, а цифры в круг.
V. Закрепление изученного материала.
— Ребята, мы выполнили задания в учебнике. Сейчас я попрошу вас закрыть их и отложить в сторону. Мы узнали сегодня новую цифру, научились ее писать в тетради. Цифра 10 хочет узнать, хорошо ли вы знаете счёт до 10? (Дети считают до 10 и обратно). Назовите соседей числа, числа меньше 10. – А сейчас послушайте меня внимательно.
1)Вышла курочка гулять,
Позвала своих цыплят.
Семь бежали впереди
Три отстали позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать
Сколько было всех цыплят? 7+3=10
-Давайте запишем на доске решение.
2)Девять совят в гнезде сидят
Сколько птиц стало? 9+1=10
— Запишем решение на доске.
VI. Итог занятия.
-С каким числом мы сегодня познакомились? (10) Послушайте стихотворение про это число.
«Нолик, стань за единицей,
За своей родной сестрицей.
Только так, когда вы вместе,
Называть вас будут 10».
— О чем нам говорит это стихотворение? (число 10 состоит из единицы и нуля).
-Из скольких знаков состоит число 10 (их двух)
-Если число состоит из двух знаков, оно называется – двузначным.
— Ребята, давайте подсчитаем ваши жетоны и узнаем кто же у нас сегодня был самым активным.
-На этом наше занятие подошло к концу. Все молодцы.
Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по ФЭМП «Число и цифра 7» Конспект образовательной деятельности детей старшей группы по познавательному развитию по теме: «Число и цифра 7»Структура конспекта совместной.
Конспект открытого интегрированного занятия по ФЭМП в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Число и цифра 3» Конспект интегрированного занятия по формированию математических представлений «Число и цифра 3» в группе компенсирующей направленности.
Конспект открытого занятия по ФЭМП у детей среднего дошкольного возраста «Число и цифра 7» Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. Тема: «Число.
Конспект занятия «Цифра 4 и число 4» для старшей группы в ДОУ Дьячкова Наталья Конспект занятия «Цифра 4 и число 4» для старшей группы в ДОУ Конспект занятия в старшей группе на тему : «Цифра 4 и число.
Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» Тема: Число и цифра 8. Состав числа 8. Цели и задачи: Познакомить детей с числом и цифрой 8, с составом числа 8. Закрепить представления.
Конспект игрового занятия по ФЭМП «Число и цифра 9» Конспекты игрового занятия по ФЭМП Тема занятия: Число и цифра 9. Цель занятия: создать условия для знакомства с числом и цифрой 9. Задачи:.
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками 5–6 лет «Поможем леснику. Число и цифра 0» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: «Поможем леснику» (Число и цифра.
Конспект занятия «Число и цифра 9» Задачи:1. Познакомить с составом числа 9. 2. Познакомить с цифрой 9. 3. Развивать память, мышление, внимание. 4. Воспитывать уважение друг.
Математика
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Число 10. Образование числа 10
Ты любишь цирк? Уверена, что да! На сегодняшнем уроке я приглашаю тебя на цирковое представление. Посмотри, кто там будет выступать.
Давай всех посчитаем:
Итак, всего девять артистов. Но здесь кого-то не хватает!
Конечно же, в цирке не обойтись без фокусника!
Ты можешь сказать, сколько сейчас артистов в цирке?
Их было девять и теперь добавился еще один. Помнишь, мы учили, что если к числу прибавить еще один, то получается последующее число? У числа девять последующим числом является число десять.
Давай еще раз пересчитаем всех артистов:
Теперь у нас всего десять артистов.
Правило образования числа десять следующее: к девяти добавить один.
Потренируйся считать в пределах десяти. Посмотри на следующую картинку. Здесь мячики, шляпы и палочки для жонглирования. Определи, каких предметов десять. Чтобы не путаться при счете, обращай внимание на цвет предметов.
А сейчас нам нужно вспомнить порядковый счет в пределах десяти:
Теперь самостоятельно определи количество предметов, которые фокусник достал из шляпы, а затем пересчитай их по порядку.
Скажи, что он достал пятым? А что восьмым?
Запись числа 10
Пришло время познакомиться с формой записи числа десять. Его нужно писать так:
Ты заметил, что запись числа десять отличается от всех других чисел, которые мы выучили раньше? Что в ней особенного?
Верно, это число записывается не одной, а двумя цифрами сразу. Ты ведь угадал цифру 1 и цифру 0. Но в числе 10 их надо писать вместе.
Запись числа 10 похожа на атрибуты нашего фокусника. Его пустая шляпа напоминает нам число и цифру 0. А волшебную палочку можно сравнить с цифрой 1.
Поскольку для записи числа 10 мы используем две цифры, то это число называют двузначным.
Числа, с которыми мы познакомились раньше, записываются с использованием одной цифры. Поэтому их принято называтьоднозначными. Это 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Число 10 – это первое и наименьшее двузначное число.
В тетради число 10 надо писать так:
Цифры 1 и 0 нужно писать рядом в двух соседних клетках. Обрати внимание, что при записи числа 10, цифру 0 следует писать в левой части клетки, начиная от середины верхней границы клетки.
Вспомни, как мы учились писать эти цифры и самостоятельно потренируйся записывать число 10.
Запомни! 10 – это число, а записывается оно цифрами 1 и 0.
Состав числа 10
Главное умение, необходимое фокуснику – это ловкость рук. Руками он может двигать предметы, не прикасаясь к ним, доставать предметы из воздуха и многое другое.
Сколько пальцев на обеих руках фокусника? Правильно 10.
Как ты узнал, что у него 10 пальцев?
Верно, у тебя их тоже 10. Сейчас мы на пальцах выучим состав числа 10.
Положи руки перед собой. Пересчитай, сколько пальцев на одной руке. А потом на второй. Что у тебя получилось?
Правильно, пять пальцев на одной руке и пять пальцев на второй.
Значит 10 – это 5 и 5.
Теперь рассмотрим другие комбинации. Посчитай только большие пальцы.
Их 2. А сколько остальных пальцев? Правильно, 8.
Значит, 10 – это 2 и 8.
А теперь посчитай все пальцы левой руки и большой палец правой руки вместе.
Получилось 6. Сколько осталось пальцев на правой руке? Точно, 4.
Значит, 10 – это 6 и 4.
А теперь покажи знак «ок» и посчитай, сколько пальцев торчат вверх, а сколько зажаты.
Значит, 10 – это 3 и 7.
Все отлично. Мы рассмотрели все комбинации!
Обязательно не забудем о том, что 9 и 1 тоже 10. Мы это выучили, когда познакомились с порядком образования числа 10.
Давай теперь все еще раз повторим и обобщим.
9 и 1 или 1 и 9
8 и 2 или 2 и 8
7 и 3 или 3 и 7
6 и 4 или 4 и 6
5 и 5
Чтобы получше запомнить состав числа 10, выполни задание. На этой картинке найди все пары чисел, которые являются составляющими числа 10.
Почаще вспоминай состав числа 10, пересчитывая пальцы на руках. Тебе эти знания очень пригодятся в дальнейшем при решении сложных примеров.
Последовательность чисел в пределах 10
Итак, мы выучили числа от 0 до 10. Их называют натуральными числами. Каждое число указывает количество элементов в определенном множестве.
Посмотри на картинки и определи, с каким множеством соотносится каждое число.
Посмотри, вот числа, которые мы выучили.
7 3 5 2 4 1 0 9 6 10 8
Ты все числа вспомнил? Давай проверим. Возле каждого числа нарисуй соответствующее количество
Вот что получилось у меня. Сверь свои рисунки.
Отлично. Все числа знаешь. Но важно помнить, что существует определенная последовательность чисел, которую нельзя нарушать при пересчете предметов. Думаю, что этот порядок тебе уже знаком.
Посмотри еще раз на этот ряд чисел и расставь их в правильной последовательности.
7 3 5 2 4 1 0 9 6 10 8
Теперь проверим. Вот что должно получиться.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Числа располагаются в порядке возрастания, т.е. каждое следующее число больше всех предыдущих. Эта последовательность натуральных чисел основана на правиле образования чисел в пределах 10. Ты его уже знаешь.
Если к предыдущему числу прибавить еще один, то получим следующее число.
Отсюда получаем и обратное правило.
Если из числа вычесть один, то получим предыдущее число. Поэтому каждое число меньше всех последующих.
Теперь для сравнения чисел ты можешь использовать знания последовательности чисел. Например, 5 стоит после числа 3, значит 5 больше, чем три. А 7 стоит раньше, чем 10, значит 7 меньше, чем 10. Потренируйся самостоятельно составлять неравенства, глядя на ряд натуральных чисел.
А вот тебе задание посложнее: попробуй посчитать в обратном порядке. Это помогает лучше запомнить последовательность чисел в пределах десяти.
Уверена, что ты справился. Давай проверим: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять, четыре, три, два, один. Все правильно, молодец.
А теперь попробуй восстановить порядок чисел, назвав пропущенные числа.
Молодец. Надеюсь ты все запомнил и скоро сможешь приступать к изучению новых чисел.
Десяток
А сейчас мы снова вернемся к нашему фокуснику. У него есть очень интересный волшебный ящик. Я расскажу, чем он особенный.
Фокусник положил в ящик морковь для кролика. Посчитай, сколько штук.
Правильно, он положил 3 морковки. Но в ящике ничего не произошло.
Фокусник положил еще несколько морковок. Посчитай, сколько теперь их.
Теперь в ящике 8 морковок. Но опять фокус не получился.
Тогда фокусник добавил еще две морковки. И теперь их стало 10. Пересчитай, чтобы проверить.
Убедился? Морковок стало ровно 10. И вдруг из ящика полетели искры. Фокусник достал из него морковку, но она оказалась связанной в пучок.
Фокусник решил продолжить и положил в ящик несколько конфет. Посчитай. Как думаешь, что произойдет?
Правильно, фокусник положил 5 конфет. А ящик бездействует.
Тогда фокусник добавил еще конфет, чтобы их стало 10. Вспомни состав числа 10. Это 5 и …?
Правильно, 10 – это 5 и 5.
Итак фокусник положил еще 5 конфет и теперь в ящике стало 10 конфет.
Догадался, что будет дальше?
Правильно, ящик сильно заискрил, и конфеты оказались упакованы в коробку.
Ты понял в чем суть волшебства? При каком условии работает волшебный ящик?
Верно. Когда в ящик попадает ровно 10 предметов, он их группирует в одну упаковку(пучок, коробку и т.п.).
В математике тоже используется такой фокус. Если предметов меньше 10 их считают по одному.
Полученное количество записывают в разряд единиц.
Когда предметов становится ровно 10 – они объединяются в более крупную счетную единицу, которая называется десяток:
1 десяток = 10 единиц.
Число десятков записывают в разряд десятков.
Мы в жизни часто встречаем ситуации, когда предметы складывают не по одному, а целыми десятками. Например:
Посмотри на картинки и скажи, сколько ты видишь отдельных палочек, а сколько десятков.
Верно, на картинке несколько десятков– их 5. А отдельных палочек – 7.
Теперь ты знаешь, что можно считать предметы не только по одному, но и целыми десятками. Эти знания тебе вскоре понадобятся, когда мы приступим к изучению двузначных чисел. Первое и наименьшее двузначное число ты сегодня выучил – это число 10. До встречи на следующем уроке.
ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «МАТЕМАТИКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ» ЧИСЛО 10
МОУ Бишкильская СОШ имени Героя России Г. А. Угрюмова
«МАТЕМАТИКА В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
ученицей 4а класса
На что похоже это число?
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДЕСЯТКИ
Чего в мире только десять?
10 в названии сказок, фильмов
«Курочка Ряба и 10 утят» (С. Я. Маршак)
«10 лет без права переписки»
«10 причин моей ненависти»
«10 грязных поступков»
«10 вещей, которые я ненавижу в жизни»
«Моисей. 10 заповедей»
Пословицы, поговорки, загадки, крылатые выражения с числом 10
Пословицы с числом 10 (десять)
Лучше десять виновных простить, чем одного невинного наказать.
Лучше десять раз поворотить, чем один раз на мель сесть.
Русский час — десять, а немецкому и конца нет.
Десятая вина виновата.
Десятью примеряй, однажды отрезай.
Глупыш в воду камень закинет, десятеро умных не вытащат.
Без десятков и счету нет.
Трое осудят, десятеро рассудят.
На одной неделе четверга четыре, а деревенский месяц — с неделей десять.
Избавишься от одного порока — вырастут десять добродетелей.
О том, о сем, о пятом, десятом.
Лучше один воробей в кармане, чем десяток на крыше.
Десятая вода на киселе.
Десять знающих не стоят одного, который дело делает.
Его десятью пестами в ступе не уловишь.
Мудрый услышит раз, а догадается десять раз.
Ешь, кума, десятую шанежку, я все равно не считаю.
Знаешь ты с редькой все десять.
На гору десятеро тянут, под гору один столкнет.
На одного стрелка по десятку загонщиков.
У храбреца десять доблестей: одна — отвага, девять – ловкость.
Одно дерево срубишь — десять посади.
На руках, на ногах по десяти перстов.
Девять человек — все равно что десяток.
Один год десять лет заел.
Русский час — с днем тридцать; деревенский месяц — с неделей десять.
Сорока с тыну, а десять на тын.
Спорина против спорины не приходится: ржи десять мер на десятину, а маку — мужичью шапку.
Год служи, и десять не тужи.
У моей подруги 10 января день рождения.
И мне в 2017 году 20 января исполнится 10 лет ! Это мой первый юбилей! И я бы на свой первый юбилей хотела бы планшет!
Разряды и классы чисел
Числа и цифры
Числа — это единицы счета. С помощью чисел можно сосчитать количество предметов и определить различные величины.
Для записи чисел используются специальные знаки — цифры. Всего их десять: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0.
Натуральные числа — это числа, которые мы используем при счете. Вот они: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, …
От количества цифр в числе зависит его название.
Число, которое состоит из одного знака, называется однозначным. Наименьшее однозначное — 1, наибольшее — 9.
Число, которое состоит из двух знаков цифр, называется двузначным. Наименьшее двузначное — 10, наибольшее — 99.
Числа, которые записаны с помощью двух, трех, четырех и более цифр, называются двузначными, трехзначными, четырехзначными или многозначными. Наименьшее трехзначное — 100, наибольшее — 999.
Каждая цифра в записи многозначного числа занимает определенное место — позицию.
Классы чисел
Цифры в записи многозначных чисел разбивают справа налево на группы по три цифры в каждой. Эти группы называют классами. В каждом классе цифры справа налево обозначают единицы, десятки и сотни этого класса.
Названия классов многозначных чисел справа налево:
Чтобы читать запись многозначного числа было удобно, между классами оставляют небольшой пробел. Например, чтобы прочитать число 125911723296, удобно сначала выделить в нем классы:
А теперь прочитаем число единиц каждого класса слева направо:
Разряды чисел
От позиции, на которой стоит цифра в записи числа, зависит ее значение. Например:
Можно сформулировать иначе и сказать, что в заданном числе 1 123 цифра 3 располагается в разряде единиц, 2 в разряде десятков, 1 в разряде сотен, а 1 служит значением разряда тысяч.
Проясним, что такое разряд в математике. Разряд — это позиция или место расположения цифры в записи натурального числа.
У каждого разряда есть свое название. Слева всегда живут старшие разряды, а справа — младшие. Чтобы быстрее запомнить, можно использовать таблицу.
Количество разрядов всегда соответствует количеству знаков в числе. В этой таблице есть названия всех разрядов для числа, которое состоит из 15 знаков. У следующих разрядов также есть названия, но они используются крайне редко.
Низший (младший) разряд многозначного натурального числа — разряд единиц.
Высший (старший) разряд многозначного натурального числа — разряд, соответствующий крайней левой цифре в заданном числе.
Разрядные единицы обозначают так:
Каждые три разряда, следующие друг за другом, составляют класс. Первые три разряда: единицы десятки и сотни — образуют класс единиц (первый класс). Следующие три разряда: единицы тысяч, десятки тысяч и сотни тысяч — образуют класс тысяч (второй класс). Третий класс будут составлять единицы, десятки и тысячи миллионов и так далее.
Чтобы легче понимать математику — записывайтесь на наши курсы по математике!
Потренируемся
Пример 1. Записать цифрами число, в котором содержится:
Все разрядные единицы, кроме простых единиц, называют составными единицами. Каждые десять единиц любого разряда составляют одну единицу следующего более высокого разряда:
Чтобы узнать, сколько в числе заключается всех единиц какого-либо разряда, нужно отбросить все цифры, обозначающие единицы низших разрядов и прочитать число, которое выражено оставшимися цифрами.
Пример 2. Сколько сотен содержится в числе 6284?
В числе 6284 на третьем месте в классе единиц стоит цифра 2, значит, в числе есть две сотни.
Следующая цифра слева — 6, означает тысячи. Так как в каждой тысяче содержится 10 сотен то, в 6 тысячах их заключается 60.
Значит, в данном числе содержится 62 сотни.
Цифра 0 в любом разряде означает отсутствие единиц в данном разряде.
Проще говоря, цифра 0 в разряде десятков означает отсутствие десятков, в разряде сотен — отсутствие сотен и т. д. В том разряде, где стоит 0, при чтении числа ничего не произносится:
Чтобы проще освоить эту тему, можно распечатать таблицу классов и разрядов для учащихся 4 класса и обращаться к ней, если возникнут сложности.