На что потратил деньги чартков

Куда вложить деньги, которые свалились с неба? по произведению Н.В. Гоголя «Портрет»

Номинация «Литературное творчество»

На что потратил деньги чартков. Смотреть фото На что потратил деньги чартков. Смотреть картинку На что потратил деньги чартков. Картинка про На что потратил деньги чартков. Фото На что потратил деньги чартков

Скорее всего, все дружно ответят: это не проблема. Но, перечисляя, на что потратили бы деньги, остановятся на трех-четырех пунктах. Сиюминутные желания: модный гаджет, красивая одежда, дорогое украшение, посещения развлекательного центра вместе с семьей или компанией друзей, желанное путешествие в экзотическую страну. Самые сознательные вспомнят о потребностях родителей и близких людей — и осчастливят их подарком. Юные бизнесмены назовут эти деньги начальным капиталом и будут строить планы, как открыть свое дело. И лишь единицы поступят как девочка из сказки про цветик-семицветик: помогут нуждающемуся в помощи.

Чувствуете, как полезно бывает обратиться к классикам, чтобы сделать правильный выбор? А что говорит русская литература о ситуациях, когда у героя появляются абсолютно нежданные деньги?

Но все по порядку, вслед за классиком русской литературы Николаем Васильевичем Гоголем. В одной из своих «Петербургских повестей», которая называется «Портрет», автор рисует нам бедного, но талантливого художника Чарткова. Именно его возможность стать богатым мы будем анализировать. Гоголь «дарит» своему герою большие деньги: художник обнаруживает в рамке случайно купленного портрета «желобок, задвинутый дощечкой». Там лежит сверток из синей бумаги, в которой находятся 1000 червонцев.

Вряд ли сам автор предполагал, что мы будем анализировать его произведения с точки зрения финансовой грамотности героя, но у каждого времени свои потребности. Конечно, тема назначения искусства актуальна всегда, но современную молодежь не меньше волнует вопрос, как добиться личного жизненного успеха, как стать счастливым и богатым. А классическое произведение – эталон, его автор – провидец. Может, ответ на интересующий вопрос находится именно в его шедевре? Попробуем поискать.

На что потратил деньги чартков. Смотреть фото На что потратил деньги чартков. Смотреть картинку На что потратил деньги чартков. Картинка про На что потратил деньги чартков. Фото На что потратил деньги чартков

Итак, всю свою пока еще короткую жизнь Чартков прожил в нищете на съемной квартире, пытаясь совершенствовать свой талант. Частенько ему было нечем платить за аренду. Вот, кстати, один из способов заработать деньги в Петербурге XIX века. Как пишет Гоголь, владелец дома был человек отставной, но в «молодости своей он был капитан и крикун…, мастер был хорошо высечь, был расторопен…», что и позволило ему скопить денег, купить домик и «по истечении каждого месяца наведываться к своим жильцам за деньгами». Способ обеспечить себя в старости достаточно приемлемый, но скучный. Всю жизнь копить, изворачиваться, беречь каждую копейку, чтобы потом выпрашивать свои же деньги у недобросовестных плательщиков. Не очень перспективно и уж точно не интересно. Человеку с мечтательным характером, как у Чарткова, такое вложение денег не принесет удовлетворения.

Вернемся к гоголевскому сюжету. Главный герой покупает картину в лавке на Щукином дворе, причем делает он это из любви к искусству: портрет великолепен, художник, нарисовавший его, бесспорно талантлив. Выбрав эту картину среди «художественного хлама», Чартков торгуется. Но не потому, что хочет извлечь выгоду. Просто у него в кармане остался только двугривенный, 10 копеек, если переводить на современные деньги. Вдумайтесь: молодой человек готов отдать последний грош за произведение искусства! Он абсолютно лишен практицизма, он мечтатель, не приспособленный к жизни в столичном городе, где деньги очень значимы. Это немаловажный факт для понимания образа этого героя. Такой человек не станет собирать и копить, он творец! Вот лавочник, который торгуется с Чартковым, – настоящий делец: он не отступает до последнего, желая сбыть с рук ненужную картину и при этом «навариться». Оцените его фразы: «…три четвертачка давайте!», «…да за двугривенный одной рамки не купишь», «Господин, господин, воротитесь! гривенничек хоть прикиньте. Возьмите, возьмите, давайте двугривенный. Право, для почину только, вот только что первый покупатель». Каков мастер! И торгуется, и сам себя уговаривает, и получает от этого удовольствие! Однако так, с огоньком, работать в торговле сможет не каждый. Творческие личности вроде Чарткова не способны открыть магазин и навязчиво предлагать посетителям произведения искусства или нечто, похожее на них.

Картина, купленная молодым художником
по случаю, оказывается с секретом.
Чартков случайно обнаруживает в рамке
портрета тысячу червонцев.

Правда, происходит это не без помощи полицейского, которого привел хозяин дома с целью устрашения – постоялец задолжал за квартиру. Ситуация очень похожа на современную: представители коллекторских агентств тоже воздействуют на должников своим авторитетом и силой. Тоже, кстати, способ заработать. Но точно не для Чарткова: юноша он тонкий, никого устрашить не сможет. Да и род службы – силовое ведомство – для себя не выберет.

А пока Чартков счастлив: он «принялся с сильным сердечным трепетаньем разворачивать сверток», «почти обезумев», «перебирал червонцы, пересматривал, и всё ещё не мог прийти в себя». Деньги вскружили ему голову, однако молодой человек достойно сопротивлялся искушению. Он говорит себе: «Теперь я обеспечен по крайней мере на три года, могу запереться в комнату, работать». Однако «другой голос слышнее и звонче». Он тоже дает советы: «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться в театр, в кондитерскую, в…» К сожалению, именно эти сиюминутные желания и побеждают в душе героя. Скажите, положа руку на сердце, а вы бы поступили по-другому?

Но не думайте совсем плохо о герое. Да, молодость и желание красиво пожить на время затмили рассудок Чарткова. Но оцените прагматичность героя, которая неведомым образом появилась у художника: он решил заказать статью о себе! Причем проявил чудеса практической сметки: нашел «издателя ходячей газеты», тот свел его с журналистом, из-под пера которого и вышла статья «О необыкновенных талантах Чарткова». Цена такого «заказного» опуса – десять червонцев. Это, кстати, способ заработать для творческих людей – писать по просьбе «платежеспособного» клиента. Для такого дела нужны способности – это не просто деньги за квартиру собирать или в лавке торговать!

Однако Н. В. Гоголь четко знает, что такой путь легкого заработка ведет к потере таланта. Чартков, не без помощи газеты и лестных отзывов первых клиентов, приобретает репутацию талантливого художника. Успех быстро кружит голову неопытному юноше. Он становится модным живописцем, рисует портреты по заказу богатых людей, которым не важны искусство и правда изображения, им нужны лишь их приукрашенные лица, благородные позы и «бренд» знаменитого художника. Несчастный Чартков растрачивает свой талант, зато обретает новый смысл жизни: «золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслаждением, целью». Его благосостояние росло, и вот тут, когда он насытился свободой и большими деньгами, настает время совершать благородные поступки, открыть свое дело, заниматься благотворительностью… Но Чартков «начал становиться скучным, недоступным ко всему, кроме золота, беспричинным скрягой, беспутным собирателем». Автор дает нам понять, что легкие деньги и раздутая популярность портит характер, убивает талант.

В своих размышлениях Гоголь идет дальше. В душе героя рождается черная зависть. Растерявший свой талант Чартков начинает «скупать всё лучшее, что только производило художество», и уничтожать произведения искусства. На это тратятся все накопленные деньги: после гибели героя «ничего не могли найти от огромных его богатств; но, увидевши изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление». Герой оказался не способен изменить свою жизнь к лучшему, получив от судьбы денежный подарок.

Кто виноват в таком финале жизни главного героя
повести?

У юноши был начальный капитал, явные художественные способности, но ни экономической инициативы, ни самостоятельности, ни цели. Печальный итог его жизни – нравственное падение, до которого героя довели даром полученные деньги.

Вывод из этой истории можно сделать такой: если тебе чудом достался клад, начни свое дело и зарабатывай на жизнь, реализуя и свою потребность в творчестве, и свое желание безбедно жить. Если же финансы не включены в оборот, то их обладатель попросту проживает деньги, не пополняя капитал. И рано или поздно его ждет финансовый крах.

Если бы Чартков продолжил писать картины, организовал мастерскую, свои картины продавал с аукциона, а деньги частью тратил на самообразование, частью – жертвовал на благотворительность, он смог бы почувствовать себя достойным членом общества, и деньги лишь способствовали бы его самосовершенствованию. Они могли быть помощниками, а стали хозяевами жизни Чарткова. Но каждый сам выбирает, как распорядиться своим капиталом. То, что произошло с героем повести Н. В. Гоголя «Портрет», хорошо описывает русская пословица: «Что досталось махом, пойдет прахом». Финансовой грамоте надо учиться в том числе и на ошибках литературных героев.

Источник

Гоголь «Портрет» тест, ответы на вопросы какие?

Гоголь «Портрет» тест?

Гоголь «Портрет» с ответами?

Гоголь «Портрет» тест по произведению?

Гоголь «Портрет» тест 10 класс?

Гоголь «Портрет» тест онлайн?

Гоголь «Портрет» тест по содержанию?

Гоголь «Портрет» тест по произведению с ответами?

Гоголь «Портрет» тест егэ?

Гоголь «Портрет» тест на знание текста?

Гоголь «Портрет» тест на содержание?

1) Действие повести «Портрет» происходит:

2) Имя главного героя повести «Портрет»?

а) Андрей Петрович Чартков

б) Алексей Иванович Чиртков

в) Никита Иванович Чертков

3) «Портрет» в лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом

4) «Портрет» Гоголь Покупателей было?

5) «Портрет» Чартков впервые увидел портрет:

в) в картинной лавке

6) Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский

б) пейзажный фон – пламенный полдень

7) Где бедный художник Чартков купил портрет?

а) купил портрет на аукционе

б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом

в) сторговался в лавочке за двугривенный

8) Сколько раз Чарткову казалось что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне?

9) На что были потрачены внезапно появившиеся деньги у героя повести «Портрет» Чарткова? На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

а) на необходимые для художника материалы

б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства

в) на новую квартиру, одежду, развлечения

10) Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи

б) аристократической дамы

в) портрете дочери аристократической дамы

11) Кто прославил Чарткова в повести «Портрет»?

а) таинственный портрет

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку

12) Чартков стал знаменитым благодаря:

а) благодаря высокому таланту

б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам

в) благодаря таинственной силе портрета

13) Из за чего Чартков закончил жизнь бесславно? Чартков окончил жизнь бесславно:

в) скандальной истории

14) После смерти Чарткова в его квартире обнаружили?

б) незаконченные великие произведения искусства

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15) Историю таинственного портрета рассказал:

б) аристократ, любитель живописи

в) молодой художник

16) Изображенный на портрете старик был:

17) Что приносило людям общение с человеком изображенным на портрете? Общение с человеком изображенным на портрете приносило людям:

а) удачу и богатство

в) широкую известность

18) Портрет был заказан художнику кем:

а) церковью, для которой он писал святых

б) родными ростовщика

в) самим ростовщиком

19) Поняв что его кисть послужила дьявольским орудием художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом

б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха

в) продолжал писать картины

20) Портрет в конце концов был:

а) был продан на аукционе

21) Композиция всего произведения «Портрет»? Композиция «Портрет» Гоголь:

Источник

Н.В. Гоголь. «Портрет». Пересказ содержания с цитатами из текста.

Общие сведения.

Повесть «Портрет» написана в 1833-1834 гг. Она вошла в цикл «Петербургские повести». Напечатана повесть впервые в 1835 году в сборнике «Арабески».

Краткое содержание. Цитаты.
Часть 1.Картинная лавочка на Щукином дворе. Здесь много самых различных картин: пейзажи, портреты, на которых изображены мало похожие на людей персонажи. Зрителей тоже много, в основном – простой народ. Рассматривают картины и с восторгом, и со смехом, а кто-то просто пришёл сюда от нечего делать, посмотреть на народ.

Около лавки остановился художник Чартков.

«Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде.»

Сначала он смеялся над этими уродливыми картинами, а потом просто недоумевал: народу простому они были понятны и доступны, но кто покупал их, «… где покупатели этих пестрых, грязных масляных малеваний?»

Авторов этих картинок он считал тупоумными, бездарными, которые «самоуправно» встали в ряды искусства, хотя им «место было среди низких ремёсел».

Хозяин лавки стал предлагать Чарткову картины, тому неудобно было отказать, и он решил поискать что-нибудь.

Вдруг он увидел портрет. Хотя краски уже потускнели, но была видна рука мастера, он увидел «следы работы высокого художника». «Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, глядели даже из самого портрета…».

Чартков купил портрет, отдав за него последние деньги, подумав : «Зачем я его купил? на что он мне?»

Он начал рассматривать 1000 золотых червонцев, радостный, подумал, что теперь он может спокойно работать три года. Но сначала надо «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице».

Буквально на другой день пришла дама заказывать портрет своей дочери. Художник уже предчувствовал, как он создаст портрет. Однако дама стала навязывать условия: в чём её дочь должна быть изображена, в какой обстановке. На другой день он продолжил работу, дама снова почти указывал ему, что не нужно изображать на картине. «С грустью принялся он изглаживать то, что кисть его заставила выступить на полотно. Исчезло много почти незаметных черт, а вместе с ними исчезло отчасти и сходство.»

В конце концов он создал портрет, какой хотела дама. «Художник был награжден всем: улыбкой, деньгами, комплиментом, искренним пожатьем руки, приглашеньем на обеды; словом, получил тысячу лестных наград».

Посыпались заказы. Художник исполнял все желания клиентов. «Сначала художника бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько».

Чартков сделался модным живописцем, его приглашали в самые богатые дома. «О художниках и об искусстве он изъяснялся теперь резко: утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства».

« Нет, я… я, признаюсь, не признаю художеством того, что лепится строчка за строчкой; это уж ремесло, а не художество».

Со временем ему уже надоело писать, он делал лишь наброски головы, а остальное дописывали его ученики. Работа стала для него скучной. «Кисть его хладела и тупела, и он нечувствительно заключился в однообразные, определенные, давно изношенные формы». Со временем даже обыкновенных достоинств не было видно на его полотнах. Кто знал его прежде, удивлялся, куда исчез его талант.

Чартков начал толстеть, в газетах его называли «почтенный наш Андрей Петрович», «заслуженный наш Андрей Петрович».

«Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства и порывы его обратились к золоту. Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью».

Но однажды Чарткова пригласили на выставку Академии Художеств оценить работу одного русского художника, который усовершенствовал своё мастерство в Италии, всё отдав искусству.

Чартков увидел: «чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло пред ним произведение художника». Слёзы навернулись на глаза, рыдание вырвалось в ответ на вопрос об оценке произведения. Чартков выбежал из зала. Прибежав в мастерскую. Он с отчаянием понял, что растратил свой талант. « Боже! и погубить так безжалостно лучшие годы своей юности; истребить, погасить искру огня, может быть, теплившегося в груди, может быть, развившегося бы теперь в величии и красоте, может быть, также исторгнувшего бы слезы изумления и благодарности! И погубить все это, погубить без всякой жалости!»

Он попытался создать что-то, но уже не мог. «…как беспощадно-неблагодарно было все то, что выходило из-под его кисти!» Чартков стал рассматривать свои произведения, написанные в молодости, и понял, что у него был талант.

Он начал скупать все талантливые картины, развязывал свои мешки с деньгами, тратил деньги на покупку картин. В конце концов герой сошёл с ума и умер.

2 часть.В данной части дана история портрета.

На аукционе в Петербурге многих привлёк портрет азиата, особенно его глаза, изображённые как живые. «Обступившая толпа хлопотала из-за портрета, который не мог не остановить всех, имевших сколько-нибудь понятия в живописи. Высокая кисть художника выказывалась в нем очевидно». На портрет стал претендовать художник Б, говоря, что это работа его отца.

Художник рассказал, что отец жил когда-то в Коломне — части Петербурга. Здесь же жил и ростовщик, которого потом изобразил художник. «Пред домом его показывались часто самые блестящие экипажи, из окон которых иногда глядела голова роскошной светской дамы». Все, кто получал у него деньги, заканчивали жизнь несчастным образом.

Художник Б. рассказал о своём отце, талантливом художнике. « У него не было честолюбия или раздражительности, так неотлучной от характера многих художников». «Он работал за небольшую плату, то есть за плату, которая была нужна ему только для поддержанья семейства и для доставленья возможности трудиться. Кроме того, он ни в каком случае не отказывался помочь другому и протянуть руку помощи бедному художнику

Ему доверили расписывать церковь. Художнику нужно было изобразить духа тьмы, и он подумал, что ростовщик похож на такого духа. И в этот момент сам ростовщик пришёл к художнику заказать свой портрет, попросив изобразить его «как живого». Художник согласился, но дописать потрет не смог, настолько он испытывал ужас, когда смотрел в глаза изображённому на портрете старику. «…эти глаза вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую». Художник отказался заканчивать портрет. Старик взмолился, говорил, что после смерти он будет жить в этом портрете.

Отдав портрет, художник почувствовал свою вину перед учеником, пошёл и попросил прощения. Снова потекли заказы. Но вдруг пришёл приятель, взявший потрет, и сказал, что портер приносит всем несчастье — ему, племяннику, которому он отдал порет, и так далее- все стараются скорее избавиться то портрета.

Тогда художник старшего сына отдал в Академию художеств, а сам ушёл в монастырь, изнуряя своё тело. Через некоторое время, почувствовав, что снова готов писать, он создал картину, поразившую всех святостью и талантом, изобразив Рождество Иисуса. «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

Источник

Краткое содержание повести «Портрет» Н. В. Гоголя

Повесть «Портрет» Гоголя была написана в 1833 – 1834 годах и вошла в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание «Портрета» Гоголя по главам вы можете прочитать на нашем сайте, чтобы использовать при подготовке к урокам.

Произведение состоит из двух частей, которые рассказывают нам о двух различных судьбах художников. Связующим звеном между историями является мистический портрет ростовщика, оказавший особое влияние на жизни обоих героев.

Основные персонажи повести

Гоголь «Портрет» краткое содержание

Повесть Н.В.Гоголя Портрет состоит из двух взаимосвязанных частей.

Первая часть повести рассказывает зрителю о молодом художнике по фамилии Чартков, который однажды, зайдя в картинную лавку, обнаруживает удивительный портрет. На нем изображен старик в неком азиатском костюме, а сам портрет – старый. Но Чарткова просто поражают глаза старика с портрета: обладали странною живостью; и разрушали гармонию своей реальностью. Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом. Между тем, мечта Чарткова – разбогатеть и стать модным живописцем. Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет.

Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги. А что же происходит с главным героем далее? Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты. Причем сходство портретов и заказчиков – минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны.

Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают. Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги.

И тогда им обладает зависть ко всем талантливым художникам – он начинает скупать лучшие картины с одной целью: придти и разрезать дома их на куски. При этом Чарткову постоянно мерещатся глаза старика с портрета. Вскоре он умирает, ни оставив после себя ничего: все деньги были потрачены на уничтожение прекрасных полотен других художников.

Во второй части повести Портрет автор рассказывает об аукционе, на котором продается портрет старика. Все хотят купить странную картину, но прочих один человек, говоря, что портрет должен достаться ему, ведь он искал его давно. Человек, купивший портрет, рассказывает невероятную историю.

Давным–давно жил в Петербурге некий ростовщик, отличавшийся от прочих возможностей ссудить какую угодно сумму денег. Но странная особенность – все, кто получал от него деньги, заканчивали жизнь печально. Некий юноша покровительствовал искусству и разорился. Занял денег у ростовщика, и вдруг стал ненавидеть искусство, стал писать доносы, везде видел надвигающуюся революцию. Его наказывают, ссылают и он умирает.

Или – некий князь влюбляется в красавицу. Но жениться на ней не может, так как разорен. Обратившись к ростовщику, жениться на ней и становится ревнивцем. Как-то даже бросается на жену с ножом, но в итоге закалывает себя. Отец человека, купившего картину художником. Однажды ростовщик попросил изобразить его. Но чем дольше он рисует, тем больше отвращения испытывает к старику. Когда портрет оказывается нарисованным, ростовщик говорит, что теперь будет жить в портрете, вечером следующего дня умирает. В самом художнике происходит перемены: он начинает завидовать таланту ученика…

Когда же портрет забирает приятель, художнику возвращается покой. Вскоре выясняется, что и приятелю портрет принес несчастье, и он его продал. Художник понимает, сколько беды может принести его творенье. Приняв, постриг в монахи, завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Люди, слушающие рассказ, оборачиваются к портрету, но его уже нет – кто успел украсть его.

Содержание «Портрет» по частям

Действие повести происходит в Петербурге в первой половине XIX века.

Часть I

Однажды бедный молодой художник Чартков покупает на рынке портрет неизвестного старика. Художника впечатляют странные, невероятно живые глаза господина. На следующий день к Чарткову приходит хозяин квартиры с полицейским и требуют оплатить долг за жилье. Рассматривая портрет старика, полицейский ломает раму и оттуда выпадает сверток с деньгами (1000 червонных, или 3000 рублей).

Внезапно разбогатевший Чартков тут же переезжает из нищей комнаты в роскошную квартиру, покупает дорогую одежду и т.д. Чартков заказывает в газете платную, рекламную статью о своих картинах. Публика обращает на него внимание, у него появляются клиенты. Чтобы угодить заказчикам, Чертков рисует портреты быстро и без души, забывая про свой талант и вкус.

Вскоре он становится богат и знаменит. С годами его картины становятся все бездарнее, но по-прежнему пользуются успехом. Однажды уже постаревший Чартков видит поистине талантливую картину своего давнего товарища.

Часть II

На одном аукционе среди прочих картин выставлен тот самый загадочный портрет старика. Один из покупателей, художник Б., просит продать картину именно ему и в доказательство рассказывает историю портрета.

По словам художника Б., на портрете изображен старик-ростовщик, живший во времена Екатерины II. Все, кто брал у него деньги в долг, заканчивали свою жизнь трагически. Однажды странный ростовщик заказал свой портрет отцу художника Б. Когда мастер рисовал глаза ростовщика, он ощущал такую тревогу и страх, что в итоге отказался завершать картину.

Когда ростовщик умер, его портрет остался у художника и начал приносить ему несчастье. Художник отдал эту картину приятелю и сразу почувствовал облегчение. С тех пор картина сменила множество хозяев и всем приносила несчастье (в том числе Чарткову).

Вот уже 15 лет художник Б. по просьбе отца (автора картины) разыскивает этот злополучный портрет, чтобы уничтожить его и прекратить несчастья. Когда художник Б. заканчивает свой рассказ, он и другие посетители аукциона обнаруживают, что портрет исчез со стены.

Короткий пересказ «Портрета» Гоголя

Трагическая история художника Чарткова началась перед лавочкой на Щукинском дворе, где среди множества картин, изображающих мужичков или ландшафтики, он разглядел одну и, отдав за нее последний двугривенный, принес домой. Это портрет старика в азиатских одеждах, казалось, неоконченный, но схваченный такою сильной кистью, что глаза на портрете глядели, как живые. Дома Чартков узнает, что приходил хозяин с квартальным, требуя платы за квартиру. Досада Чарткова, уже пожалевшего о двугривенном и сидящего, по бедности, без свечи, умножается. Он не без желчности размышляет об участи молодого талантливого художника, принужденного к скромному ученичеству, тогда как заезжие живописцы «одной только привычной замашкой» производят шум и сбирают изрядный капитал. В это время взор его падает на портрет, уже им позабытый, — и совершенно живые, даже разрушающие гармонию самого портрета глаза пугают его, сообщая ему какое-то неприятное чувство.

Отправившись спать за ширмы, он видит сквозь щели освещенный месяцем портрет, также вперяющий в него взор. В страхе Чартков занавешивает его простыней, но то ему чудятся глаза, просвечивающиеся чрез полотно, то кажется, что простыня сорвана, наконец, он видит, что простыни и в самом деле уж нет, а старик пошевельнулся и вылез из рам. Старик заходит к нему за ширмы, садится в ногах и принимается пересчитывать деньги, что вынимает из принесенного с собою мешка. Один сверток с надписью «1000 червонцев» откатывается в сторону, и Чартков хватает его незаметно. Отчаянно сжимающий деньги, он просыпается; рука ощущает только что бывшую в ней тяжесть. После череды сменяющих друг друга кошмаров он просыпается поздно и тяжело. Пришедший с хозяином квартальный, узнав, что денег нет, предлагает расплатиться работами. Портрет старика привлекает его внимание, и, разглядывая холст, он неосторожно сжимает рамы, — на пол падает известный Чарткову сверток с надписью «1000 червонцев».

В тот же день Чартков расплачивается с хозяином и, утешаясь историями о кладах, заглушив первое движение накупить красок и запереться года на три в мастерской, снимает роскошную квартиру на Невском, одевается щеголем, дает объявление в ходячей газете, — и уже назавтра принимает заказчицу. Важная дама, описав желаемые детали будущего портрета своей дочери, уводит ее, когда Чартков, казалось, только расписался и готов был схватить что-то главное в ее лице. В следующий раз она остается недовольна проявившимся сходством, желтизной лица и тенями под глазами и, наконец, принимает за портрет старую работу Чарткова, Психею, слегка подновленную раздосадованным художником.

История Чарткова имела некоторое объяснение спустя небольшое время на одном из аукционов Петербурга. Среди китайских ваз, ме-белей и картин внимание многих привлекает удивительный портрет некоего азиатца, чьи глаза выписаны с таким искусством, что кажутся живыми. Цена возрастает вчетверо, и тут выступает художник Б., заявляющий о своих особенных правах на это полотно. В подтверждение сих слов он рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Отец рассказчика, художник-самоучка, собираясь изобразить духа тьмы, нередко подумывал о страшном своем соседе, и однажды тот сам является к нему и требует рисовать с себя портрет, дабы остаться на картине «совершенно как живой». Отец с радостью берется за дело, но чем лучше ему удается схватить внешность старика, чем живее выходят глаза на полотне, тем более овладевает им тягостное чувство. Не имея уже сил выносить возрастающее отвращение к работе, он отказывается продолжать, а мольбы старика, объясняющего, что после смерти жизнь его сохранится в портрете сверхъестественною силой, пугают его окончательно. Он убегает, неоконченный портрет приносит ему служанка старика, а сам ростовщик назавтра умирает. Со временем художник замечает в себе перемены: чувствуя зависть к своему ученику, он вредит ему, в его картинах проявляются глаза ростовщика. Когда он собирается сжечь страшный портрет, его выпрашивает приятель. Но и тот принужден вскоре сбыть его племяннику; избавился от него и племянник.

Сюжет повести «Шинель» с цитатами

Часть 1

В картинной лавочке на Щукином дворе молодой художник Чартков за последний двугривенный покупает портрет «работы высокого художника». На картине был изображен «старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым», при этом особенно выделялись его глаза.

Дома Чарткову кажется, словно глаза старика с картины пристально смотрят прямо на него. В какой-то момент старик на портрете ожил и «выпрыгнул из рам». Сев возле Чарткова, он вытащил из складок одежды мешок и высыпал из него свертки с червонцами. Пока старик пересчитывал деньги, Чартков незаметно забрал себе один из откатившихся свертков. Пересчитав свое богатство, старик вернулся в картину. Всю ночь юноше снились кошмары.

Утром к Чарткову пришли хозяин жилья с квартальным надзирателем, чтобы узнать, когда юноша отдаст деньги за жилье. Во время разговора квартальный, осматривая портрет старика, повредил раму картины, и на пол упал один из приснившихся художнику свертков.

На полученные чудесным образом деньги Чартков покупает новую одежду, снимает прекрасную квартиру и дает объявление в газету о том, что готов писать картины на заказ. Первыми к нему приходят богатая дама с дочерью Лизой. Женщина просит убрать «дефекты» лица дочери и в итоге довольная покупает недоработанный эскиз лица Психеи, приняв его за портрет Лизы.

Чартков становится известным в городе художником, его любят в высшем свете. Он научился рисовать портреты механически, искажая черты лиц, изображая не реальных людей, а заказные маски.

Как-то на выставке Академии Художеств Чарткова попросили оценить картину его давнего приятеля. Герой хотел высказать критические замечания, но картина была настолько искусно написана, что он потерял дар речи. Только теперь Чартков понял, насколько бездарные картины он рисовал. Герой пытается создать что-то действительно стоящее, но у него ничего не выходит. Чартков приказывает выбросить портрет старика, но это не помогло.

Завидуя другим художникам, герой потратил все свои богатства на покупку картин, а дома резал их и топтал ногами, смеясь. «Казалось, в нем олицетворился тот страшный демон, которого идеально изобразил Пушкин». Постепенно художник впал в безумие – ему везде мерещились глаза старика с портрета, и он умер.

Часть 2

Самый разгар аукциона. На кону портрет «какого-то азиатца» с «необыкновенной живостью глаз». Внезапно в торги вмешивается один из посетителей – молодой художник Б. Юноша сообщает, что имеет особое право на это картину и рассказывает историю, случившуюся с его отцом.

Как-то отцу художника Б. заказали изобразить «духа тьмы». Мужчина считал, что идеальным прототипом стал бы ростовщик, и вскоре тот сам пришел к художнику с просьбой нарисовать его портрет. Однако чем дольше мужчина рисовал, тем большее отвращение у него вызывала работа. Когда художник сказал о своем намерении отказаться от заказа, ростовщик бросился к нему в ноги и начал умолять закончить портрет, так как только от этого зависит, останется ли он в мире. В испуге мужчина убежал домой.

Утром служанка ростовщика принесла художнику недописанный портрет, а вечером он узнал, что ростовщик скончался. С тех пор характер мужчины изменился, он начал завидовать молодым художникам. Как-то, соревнуясь с собственным учеником, художник нарисовал картину, на которой «всем почти фигурам придал глаза ростовщика». В ужасе мужчина хотел сжечь злополучный портрет, но его у него забрал приятель. Сразу после этого жизнь художника наладилась. Вскоре он узнал, что и приятелю портрет не принес счастья и тот отдал его племяннику, который, в свою очередь продал полотно какому-то собирателю картин.

Художник понял, какую страшную вещь совершил, когда у него умерли жена, дочь и сын. Отдав старшего сына в Академию Художеств, мужчина уходит в монастырь. Много лет он не писал картин, отмаливая свой грех, но в итоге его уговаривают написать Рождество Иисуса. Увидев готовую картину, монахи были поражены мастерством художника и решили, что его кистью водила «святая высшая сила».

После окончания академии художник Б. навещает отца. Тот благословляет и наставляет сына, говоря, что, что художник-создатель должен во всем уметь находить внутреннюю «мысль». Прощаясь, отец просит найти портрет ростовщика и уничтожить его.

Когда художник Б. заканчивает свой рассказ оказывается, что картина пропала. Видимо, ее кто-то украл.

Заключение

В повести «Портрет» Н. В. Гоголь на примере судеб двух художников описал два противоположных подхода к задачам искусства: потребительский и созидательный. Автор показал, насколько губительным для художника может стать отказ от своего дара ради денег и непонимание того, что «талант есть драгоценнейший дар бога».

Видео краткое содержание Портрет

Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» – вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *