На что работает арматура
Арматура в бетоне — подготовка к созданию железобетона и функции
Железобетон появился уже очень давно. Несмотря на то, что он применяется уже больше ста лет, ему так и не нашлось достойной альтернативы. Слишком хороши его свойства и бонусы, которые можно получить от его применения. Из железобетона делаются практически все капитальные строение и несущие конструкции. Его повсеместно применяют для создания монолитного и сборного фундамент. В общем придумать более надежный и востребованный материал было бы очень непросто.
Особенность железобетона в том, что в нем одновременно используется обычный бетонный раствор и арматура. Как раз об этом мы и будем говорить — как работает арматура в бетоне?
Почему металл отлично сочетается с бетоном?
Опытным путем и уже очень давно установлено, что стальные конструкции добавляют бетонные растворам больше прочности, долговечности и устойчивости. Каждая строительная компания разрабатывает свой рецепт железобетона. Но суть у всех примерно одна и та же. Все добиваются таких качеств:
Главное свойство бетона — это высокие показатели прочности на сжатие. Поэтому если конструкция будет подвергаться большим нагрузка, его использование является обязательным. Сталь в этом тандеме отвечает за продольные нагрузки, то есть растяжение. Под ними она не теряет прочности.
Вот и получается, что объединение арматуры и бетонного раствора оказалось самой удачной идеей в строительной отрасли в последние 100 с лишним лет.
Особенности взаимодействия арматуры и бетона
Чтобы конструкция имела высокую прочность и долговечность, между раствором и сталью должна быть отличная адгезия. При застывании они должны стать единым целым. Только так фундамент, стяжка или залитая стена, будут крепкими и простоят очень долго.
Если вышло так, что адгезивные свойства оказались на низком уровне, арматура будет скользить внутри застывшего камня, и через некоторое время полностью его разрушит.
За адгезивные свойства арматурных прутьев отвечает особенность их строения. Их поверхность усеяна многочисленными выступами, напоминающими спираль. Такая форма придаются прутам во время проката или путем прессования двух стержней друг о друга. Для такого метода требуется специальное оборудование.
Концы арматурных стержней оборудуются крюками, что придает больше сцепления с раствором. Сетки и каркасы обладают большей надежностью и лучше связываются с раствором, так как имеют множество неподвижных элементов.
Перед тем как использовать арматуру в создании железобетона, она должна пройти подготовку. Ее следует очистить от грязи и ржавчины. На ее поверхности не должно быть ничего, что могло бы навредить адгезии с компонентами бетонной смеси.
Защита от образования ржавчины необходима не только перед заливкой раствора, но также в процессе эксплуатации готовой конструкции. Бетон — пористый материал, а это значит, что через него может проникать воздух и влага. Чтобы минимизировать такие проникновения, рекомендуется заливать все металлические пруты толстым слоем бетона. Тогда плотности раствора будет достаточно, чтобы уберечь внутренний каркас.
Толстый слой бетона также важен для огнеупорности конструкции. Ведь на распространение огня может повлиять приток воздуха и высокая температура.
Слишком большой защитный слой может стать причиной снижения прочности конструкции. Это особенно важно, когда речь идет о несущих узлах. Поэтому важно соблюдать оптимальные значения, как в количество используемой арматуры, так и в объемах заливаемого раствора.
Арматура и бетон имеют практически одинаковые рамки стойкости к низким температурам и их перепадам. Материалы одновременно уплотняются и растягиваются. Такая синхронизация позволяет готовой конструкции легко справляться с климатическими нагрузками.
Как стержни готовятся к созданию железобетона?
Перед использованием стержней, их следует проверить и подготовить. Они должны быть достаточно прочными, сделанными из качественного материала. На стержнях не должно быть никакой ржавчины или ее следов. Это очень важный этап проверки. Ржавые участки не только ухудшают адгезию, но и делают прилегание бетона на этих участках плохим.
Если при выявлении арматуры, пораженной коррозией, обнаружились лишь небольшие участки, то такие стержни могут использоваться в железобетоне. Но их необходимо обработать антикоррозийными составами. Это обеспечит дополнительную защиту и продлит срок службы.
Обязательно следует проверить все стержни на наличие механических дефектов — сколов, кривизны, неправильных размеров и пр.
После проверки стали, производится сгибание. Это необходимо, чтобы потом сделать арматурную сетку. Сгибание делается на специальных станках или приспособлениях. После этого собирается армокаркас. Все элементы соединяются между собой стальными хомутам или сваркой. Вот что понадобится для создания арматурной сетки:
Как создается армосетка?
Металлические каркасы для заливки бетоном соединяются при помощи сварки или вязки. Второй вариант является более популярным и предпочтительным, особенно при создании фундаментных каркасов. Надежность хуже чем у сварки, но крепкая вязка в состоянии покоя без каких-либо нагрузок отрабатывает отлично. Единственным отличием является необходимость более пристально следить за ровностью поверхности и ограничителями.
Крепить прутья надо сразу надежно, потому что для исправления ошибок придется разбирать целые секции и переделывать всю работу. Для вязки используется мягкая, но прочная проволока. Иногда применяются и пружинные крепления. Они проще в обращении, и ими можно работать очень быстро.
Сварка арматуры в единый каркас обеспечивает более надежное соединение. С ее помощью можно сделать жесткую конструкцию, которой не грозят перекосы и неровности. Она будет хорошо ложиться в опалубку.
При соединении арматуры сваркой, применяется электродуговой метод. Он прост и не требует специальных навыков сварки. Соединение может вестись внахлест или на одной прямой. Первый метод значительно проще и не требует контроля.
Сварка армокаркаса является более предпочтительной, если создается высокий каркас.
Вот какие преимущества обеспечивает сварка арматурных прутьев:
Перед началом работ необходимо зачистить свариваемые поверхности. На них не должно быть грязи или ржавчины. Желательно также закрепить заготовки в тисках или зажимах.
Контроль за качеством и надежностью соединений должен вестись постоянно, на всех этапах. Это позволит создать надежную конструкцию. При этом важно провести предварительную сварку, чтобы проверить как будет вести себя материал и достаточно ли надежными будут соединения.
Всегда важно точно знать чего именно можно ждать от материала. Необходимо заранее подбирать все инструменты, а также расходники (в данном случае электроды), которые будут иметь высокую эффективность.
Как арматура работает внутри бетона и что такое напряженная арматура?
Главное свойство, которое арматура придает бетонным блокам или плитам — это жесткость. Благодаря этой жесткости, бетон получает дополнительную “опору” и может противостоять еще большим нагрузкам. Благодаря таким свойствам, железобетон может использоваться на ответственных узлах и при сооружении очень тяжелых объектов как в частном, так и в промышленном строительстве.
Однако и арматура имеет максимальную прочность. Предельное сопротивление прутьев выражается в растяжении. Вернее в ее амплитуде. При воздействии продольных нагрузок, пруты могут растягиваться. При снижении нагрузок они возвращаются в исходное состояние. Такие процессы в уже застывшем бетоне могут стать причиной его разрушения.
Чтобы этого не происходило, на объектах с динамическими нагрузками подобного рода, используется сборный железобетон с напряженной арматурой. Во время заливки каркаса, арматура находится под напряжением, то есть в растянутом состоянии. По мере твердения бетона, она возвращается в исходное положение. Чтобы создает внутри изделия некоторое пространство, в котором при рабочих нагрузках арматура может свободно двигаться, не повреждая конструкцию и не снижая ее надежность.
Разновидности железобетона?
Такой материал используется практически для всех видов строительных работ. Он универсален. Из него могут делаться фундаменты, стены, плиты, блоки и т. д.
Железобетон может быть монолитным, т. е. заливаться прямо на площадке, как это часто бывает при создании фундаментов под частные дома. Он может быть и сборным — производиться на предприятии. Чаще всего так делаются плиты и блоки с обычной и напряженной арматурой.
Особо прочные и надежные марки железобетона используются для создания автомагистралей и взлетных полос аэродромов. Есть модели плит, арматура из которых выступает. Это нужно для того, чтобы надежно соединить плиты между собой при помощи сварки. Швы между плитами при этом заливаются высокопрочным бетоном.
Данный материал часто используется для создания объектов с повышенными требованиями ко внешним нагрузкам, а также для сооружений, работающий под землей, например для строительства метро и бункеров. В дополнении к армированию, в таких растворах используются особые добавки вроде алюминиевой крошки, которая препятствуют проникновению радиоактивных элементов через стены.
Заключение
Арматура является такой же важной частью железобетона, как и раствор. Она обеспечивает конструкции жесткость, надежность и долговечность. Без такого сочетания материалов было бы невозможно создать многие современные сооружения и объекты, к примеру стадионы, автодромы, многоэтажные дома и т. д.
Арматура в бетоне
Железобетон – это один из самых старых стройматериалов. Несмотря на период использования больше одного века, он применяется и сегодня. Это можно объяснить наличием в нем арматуры, которая повышает прочность железобетонных объектов. Железобетонные постройки приобретают все большую популярность как в промышленном строительстве, так и бытовом. Именно его использование в разных направлениях делает железобетон лидером среди подобных материалов. Давайте попробуем выяснить в чем же заключается суть арматурной работы в бетоне, ее предназначение и особенности.
Бетон и сталь – их соотношение
Каждая строительная компания имеет уникальное соотношение армирующего и бетонного материалов, установленное на практике. Это объясняется рядом преимуществ их сочетания. Среди них можно выделить:
Бетон имеет высокие показатели прочности на сжатие. В случае больших нагрузок применение железобетона обязательно. Растяжение стали не влияет на ее прочность. Вследствие этого, возможно строительство высокопрочных конструкций. Связь между бетонным раствором и сталью играет главную роль в определении крепости постройки. Сжатие бетона определяет уровень его прочности. Исходя из этого, железобетон обязательно применяется во избежания разрушения стен под действием нагрузок.
Правила железобетонных материалов
С целью полного соответствия конструкции установленным требованиям, стальные и бетонные материалы должны тесно взаимодействовать между собой. Этот процесс происходит в ходе их адгезии, вследствие чего бетонная смесь затвердевает. В случае слабого сцепления происходит скольжение арматуры в бетоне, и как результат, конструкция рушится.
С целью повышения адгезионных свойств, поверхность прутьев оборудуется специальными выступами. Данная процедура происходит либо во время проката, либо в ходе сплющивания двух стержней перпендикулярно по отношению друг к другу с применением специального оборудования.
Кроме того, на концах арматурных стержней оборудуются крюки для еще большего сцепления. Металлические сетки и каркасы имеют более надежное сцепление с бетоном благодаря неподвижности отдельных стержней.
Перед использованием должна быть проведена полная очистка арматуры от загрязнений и ржавчины, поскольку они препятствуют адгезии.
Обязательным условием для предотвращения появления ржавчины является создание плотного и толстого бетонного слоя вокруг каждого за прутьев. Бетон, который расположен между сеткой и поверхностью строения, работает в качестве защиты не только от арматурного ржавления, но и обеспечивает ее огнеупорность. Данное свойство возможно в случаях применения плотного бетона, который не пропускает воздух.
В случае несоблюдения нужной толщины слоя защитного бетона возможна потеря огнеупорности материалов и появления ржавчины на армирующей сетке. В свою очередь, слишком толстый защитный слой приведет к снижению прочности строения вследствие смещения арматуры.
Следует отметить, что железобетон не теряет свои качества в случае перепадов температуры. Бетон и арматура обладают почти одинаковым температурным коэффициентом расширения, что позволяет им одновременно удлиняться или укорачиваться при повышении или понижении температуры соответственно.
Выбор стальной арматуры
Железо и бетон – основные составляющие железобетона. Существуют некоторые правила выбора материалов, которые обязательны к выполнению. Согласно этим правилам, арматура может быть создана из таких стройматериалов, как:
Перед выходом в эксплуатацию стержни проходят процедуры по повышению прочности и холодному свертыванию. Обязательной особенностью металла должно быть наличие поверхности с неровностями и зазубринами. Это служит дополнительным сцеплением металла и бетона.
После соединения стержней под углом 90 градусов, они образуют армирующую сетку. Процесс соединения происходит с применением сварочных агрегатов или вязки. Расположение сетки также имеет особенности, она должна покрывать всю площадь железобетонного объекта.
Выделяют еще один вид арматуры под названием листовая. Этот материал являет собой стальной лист, который превращается в своего рода сетку путем прорезания на нем отверстий. Правила расположения листа идентичны вышеупомянутым правилам расположения сетки. Данная арматура применяется в бетонных плитах перекрытий и стен конструкции.
Подготовка стержней к связке
Работа по арматуре – сложный и длительный процесс. Перед его проведением необходимо подготовить и проверить стержни. Они обязаны быть пригодными к использованию и прочными. После того, как вы убедитесь в качестве материала, можно приступать к работе.
В первую очередь происходит проверка стали на наличие коррозии и соответствие параметрам и свойствам. Следует обязательно учитывать физические дефекты. К расположению сетки в бетоне следует подходить ответственно, поскольку даже небольшое отклонение может привести к необратимым последствиям.
При проверке учитывается сильная разрушающая коррозия стержня. В случае если ржавчиной покрыты небольшие участки прутьев, арматура может быть использована. Однако обработка антикоррозийным раствором такого металла обязательна.
Следующий этап — сгибание стержня. Это необходимо при армировании сложных конструкций, что будут оборудоваться в бетон. Данная процедура проводится при помощи специальных станков. После окончания подготовительных процедур создается арматурная сетка путем связки или сварки. Сетка создается при помощи таких материалов, приспособлений и правил:
Пути создания сетки
Специалист работает с арматурой, а именно ее креплением путем сварки или вязки.
Связка
Этот способ применяется чаще. Это объясняется небольшими финансовыми затратами. В то же время соединительные качества от этого ухудшаются. Однако это не мешает связке быть популярной. Связка происходит отдельно от установленной опалубки. Связка должна проделываться на ровной поверхности во избежание смещений. Для соблюдения ровности применяются прокладочные и ограничительные материалы. Их устанавливают в процессе соединения прутьев.
Крепление должно производиться тщательно и аккуратно, поскольку исправить неточности крайне сложно. Это возможно лишь путем разбора секции арматуры и повторной связки. Вязка может производиться различными материалами. Наиболее распространенным среди них является мягкая, но в то же время прочная металлическая проволока. Кроме того, возможно применение пружинных креплений. Благодаря им крепление происходит быстрее.
Для достижения качественного сцепления с бетоном необходимо правильно рассчитать толщину бетонного слоя, который накладывается поверх сетки. Этот слой защищает арматуру от негативного воздействия воздуха и влаги. Следует подходить ответственно к определению толщины защитного пласта бетона.
Сварка деталей
Еще одним способом конструирования армирующего материала является сварка. Ее популярность объясняется повышенными прочностными качествами, которые положительно сказываются на свойствах железобетона.
Наиболее часто применяется электродуговая сварка. Ее простота и качество являются главными особенностями материала. Сварка может проводиться внахлест под углом или на одной прямой путем соединения двух стержней. Первый способ не требует особого контроля. А второй необходимо контролировать для достижения нужной прочности. Преимущества сварки:
Это список не исчерпывающий. Стыки стержней необходимо зачистить перед началом работ. Поверхность должна быть обязательно ровной или обработанной для сварки конкретного типа сечения прутьев. На практике часто применяется оборудование, контролирующее горизонтальное и вертикальное расположение стержней.
Контроль за качеством работы должен проводиться на всех этапах и при любом виде работ. Нельзя не упомянуть предварительное сваривание для проверки материала. Данная процедура осуществляется путем сваривания нескольких прутьев и их проверки на прочность.
Поведение железобетона
Каждая конструкция имеет свои особенности, которые являются ключевыми при создании железобетона. Так, давление на балку не является одинаковым. Ее нижняя часть всегда подвержена растяжению. Поэтому арматура должна применяться именно в этом месте.
После армирования давление на балку будет неизменным. Однако благодаря стали, прочность бетона повышена. Сталь обеспечивает сопротивление бетона нагрузкам. Бетонная плита имеет особенности. Опирание этого элемента конструкции может происходить двумя или даже четырьмя ее сторонами. Самое большое растяжение происходит в средине плиты. Исходя из этого, арматура оборудуется с двух сторон плиты.
Заключение
Армирование бетона – это лучшее средство для повышения прочности бетона. Оно помогает добиться надежности конструкции при самых больших нагрузках. От выбора материала зависит качество результата.
Правильное построение схемы работы обеспечит железобетон со всеми надлежащими свойствами.
Рабочая арматура в железобетонной конструкции это
Определение
Арматура для железобетона это жесткие или гибкие стержни, сети или пространственные каркасы из этих стержней.
Для улучшения сцепления с бетоном стержни могут иметь периодические утолщения.
Арматурные сетки и каркасы
Арматурные каркасы и сетки – готовые конструкции из арматурных стержней для производства железобетонных элементов. Могут быть как фабричного производства, так и сделаны на строительной площадке.
Различают вязанные или сварные арматурные каркасы и сетки.
Виды арматуры и ее детали
Как указывалось ранее, в качестве арматуры употребляют главным образом круглую сталь и сталь периодического профиля в виде отдельных прутков диаметром до 40 мм, а также сваренную или связанную в арматурные каркасы.
Для элементов массивных железобетонных гидротехнических сооружений, например шлюзов, имеющих большие размеры сечений, целесообразно применять стержни крупных диаметров до 90—120 мм. Кроме круглой стали, в качестве арматуры применяют сталь и других профилей.
По назначению в бетоне арматуру разделяют на рабочую, распределительную, монтажную и хомуты.
Рабочая арматура воспринимает на себя главным образом растягивающие усилия, возникающие в железобетонных конструкциях от собственного веса и внешних нагрузок.
Распределительная арматура служит для равномерного распределения нагрузок между рабочими стержнями и для обеспечения совместной работы всех стержней арматуры. Кроме того, распределительная арматура связывает рабочие стержни между собой, препятствуя смещению рабочей арматуры при бетонировании.
Распределительная арматура соединяется с рабочей сваркой или проволочной скруткой, в результате чего образуется сетка или каркас.
Хомуты служат для предохранения от появления косых трещин в балке около опор и для связывания арматуры в каркас.
Монтажная арматура никаких усилий не воспринимает и служит как для сборки каркаса, так и для обеспечения во время бетонирования точного положения рабочей арматуры и хомутов. При бетонировании монтажная арматура иногда вынимается.
Рис. 42. Типы крюков на концах гладких арматурных стержней: 1 — полукруглый крюк прп машинном гнутье: 2 — полукруглый крюк с прямым участком прн ручном гнутье
Для лучшего закрепления арматуры в бетоне концы арматурных стержней, работающих на растяжение, делают загнутыми в виде крюков (рис. 42).
Арматура периодического профиля (см. главу VI), благодаря надежной анкеровке и повышенному сцеплению с бетоном, позволяет отказаться от крюков, что способствует экономии металла.
Для совместной работы арматуры с бетоном необходимо, помимо устройства крюков, оставлять вокруг каждого стержня слой бетона; для этого расстояние в свету между отдельными рядами арматурных стержней делается не меньше 25 мм, как показано на рис. 43. На этом же рисунке показан так называемый защитный слой бетона (между арматурными стержнями и поверхностью конструкции), предохраняющий арматуру от воздействия огня при пожаре и от ржавления.
Рис. 43. Расстояние между стержнями арматуры и величина защитного слоя бетона в железобетонной балке и плите (размеры в мм): а — армированной обычной арматурой: 1 — монтажные стержни; 2 — рабочие стержни плиты; 3 — распределительные стержни плиты; 4—рабочие стержни балки; б — армированной сварными сетками и каркасами: 1 — каркасы балки; 2 — сетки плиты
В соответствии с техническими условиями толщина защитного слоя для рабочей арматуры конструкций из тяжелого бетона должна быть: а) в плитах и стенках толщиной до 10 см — не меньше 10 мм; б) в плитах и стенках толщиной более 10 см и в ребрах перекрытий — не меньше 15 мм; в) в балках и колоннах при диаметре продольной арматуры до 20 мм — не меньше 20 мм, а при диаметре арматуры более 20 мм — не меньше 25 мм.
При диаметре продольной арматуры более 35 мм рекомендуется толщина защитного слоя не менее 30 мм, а при применении фасонных прокатных профилей — 50 мм.
Хомуты и поперечные стержни должны отстоять от поверхности бетона не меньше чем на 15 мм. В железобетонных трубах расстояние от стержня продольной арматуры до внутренней поверхности трубы должно быть не меньше, чем до наружной.
В сборных железобетонных конструкциях заводского изготовления из тяжелого бетона марки не менее 200 толщина защитного слоя может быть уменьшена на 5 мм, но в любом случае должна быть не меньше 10 мм для плит и 20 мм для балок и колонн.
Классификация арматуры
Приведем в порядок то, что мы знаем о типах арматуры для фундамента и ж. б. блоков. Можно ориентироваться на назначение, расположение в конструкции, условия применения и по материалу арматуры.
По назначению
По ориентации
По отношению к направлению действия сил арматура делится на продольную или поперечную. Продольная арматура препятствует образованию вертикальных трещин и хорошо воспринимает продольные растягивающие нагрузки. Поперечная арматура препятствует образованию наклонных трещин от скалывающих напряжений в сжатой зоне.
По условиям применения
Арматурные стержни могут, перед бетонированием, быть предварительно растянуты (напряжены). Эта технология позволяет перекрывать большие пролеты иметь меньшие прогибы перекрытий и выдерживать большие растягивающие нагрузки без образования трещин.
Напрягаемая арматура в железобетонных конструкциях может быть исключительно рабочей.
Обычно предварительно напряженный железобетон в частном и малоэтажном строительстве не применяется.
Жесткая листовая арматура
Для таких сталей устанавливают условный предел текучести σ 0,2 — напряжение, при котором остаточные деформации составляют 0,2%.
В качестве гибкой арматуры применяются стальные стержни, главным образом круглого сечения, которые, по сравнению с прямоугольными, дают лучшее сцепление с бетоном и не имеют острых ребер, врезающихся в бетон и способствующих образованию трещин. Арматура — это гибкие и жесткие стальные стержни, размещаемые в бетонной массе согласно расчетам или в соответствии с конструктивными или производственными требованиями.
Всю арматуру объединяют в арматурные изделия — сварные или вязаные сетки и каркасы. Круглые стержни бывают гладкие и периодического профиля, на поверхности которых имеются выступы, расположенные через определенные промежутки.
Арматурные изделия. Эта арматура назначается в основном в плитах, поперечная (хомуты), которая обеспечивает неизменное положение рабочей арматуры и одновременно воспринимает часть поперечных сил. Эта арматура обеспечивает заданное положение поперечных стержней или хомутов. Классы арматуры. По профилю поверхности арматура подразделяется на гладкую и периодического профиля (рис. ниже). На поверхности арматуры периодического профиля имеются часто расположенные кольцевые выступы.
Классификация арматуры и её применение в конструкциях. Арматурные изделия. Арматурные стали по механическим свойствам подразделяют на мягкие, сопротивление которых характеризуется физическим пределом текучести σ y и твердые, для которых основным показателем прочности является временное сопротивление разрыву σ u (рис. ниже). В конструкциях из легкого железобетона диаметр круглой арматуры, применяемой без специальной анкеровки, не должен превышать 20 мм. Конструктивная — воспринимает не учитываемые расчетом усилия от усадки бетона, изменения температуры, равномерно распределяет усилия между отдельными стержнями и т.
д. Так, снижение пластических свойств стали может явиться причиной хрупкого разрыва арматуры в конструкциях под нагрузкой, излома напрягаемой арматуры в анкерах и т. п. Для железобетонных конструкций следует применять следующие виды арматуры, установленные соответствующими стандартами: горячекатаную гладкую и периодического профиля диаметром 3-80 мм, термомеханически упрочненную периодического профиля диаметром 6-40 мм, механически упрочненную в холодном состоянии (холоднодеформированная) периодического профиля или гладкая, диаметром 3—12 мм, арматурные канаты диаметром 6-15 мм, неметаллическую композитную арматуру.
Жесткая листовая арматура
Помимо перечисленных видов иногда применяется специальная противоусадочная арматура, которая воспринимает усадочные и температурные расширения. Конструктивную и монтажную арматуру устанавливают по конструктивным и технологическим соображениям. Монтажная — обеспечивает проектное положение рабочей арматуры, объединяет ее в каркасы и т. п. Чаще всего употребляются стержни диаметром от 6 до 40 мм, реже применяются стержни диаметром до 5 мм и от 40 до 100 мм.
В целях индустриализации и механизации арматурных работ ненапрягаемую арматуру преимущественно применяют в виде сварных сеток и каркасов. Кроме требований по прочности на растяжение к арматуре предъявляют требования по дополнительным показателям, определяемым по соответствующим стандартам: свариваемость, выносливость, пластичность, стойкость против коррозионного растрескивания, релаксационная стойкость, хладостойкость, стойкость при высоких температурах, относительное удлинение при разрыве и др. Поэтому их применяют только в вязаных каркасах.
К рабочей арматуре относится и косая (отогнутые под углом стержни), распределительная, которая воспринимает местные и дополнительные усилия.
В зависимости от назначения арматура подразделяется на следующие виды: рабочая, которая в изгибаемых или растянутых элементах воспринимает растягивающие усилия. Кроме того, в большепролетных конструкциях могут быть применены стальные канаты (спиральные, двойной свивки, закрытые).
Благодаря выступам стержни обладают большей связью с бетоном, чем гладкие стержни, что особенно важно при применении сталей повышенных марок, и, кроме того, дают возможность отказаться от крюков на концах. Для сталежелезобетонных конструкций (конструкций, состоящих из стальных и железобетонных элементов) применяют листовую и профильную сталь по соответствующим нормам и стандартам. Длина образцов должна быть равна пяти диаметрам стержня.
Какую арматуру при менять для фундамента
а – не рекомендуется, б – подходит, в – подходит, но редко встречается
В частном и малоэтажном строительстве рекомендуется применять армирующие стержни классов A300 или A400.
Внешне, арматура A240 рифления не имеет, A300 – рифление кольцевая ёлочка, A400 – серповидная ёлочка.
Допустимо заменить стальную арматуру сопоставимой композитной.
Использование арматурных прутьев более высокого или наоборот более низкого качества – не рационально. Рекомендуем прочесть статью о расчете армирования вашего типа фундамента.
Как арматура работает внутри бетона и что такое напряженная арматура?
Главное свойство, которое арматура придает бетонным блокам или плитам — это жесткость. Благодаря этой жесткости, бетон получает дополнительную “опору” и может противостоять еще большим нагрузкам. Благодаря таким свойствам, железобетон может использоваться на ответственных узлах и при сооружении очень тяжелых объектов как в частном, так и в промышленном строительстве.
Однако и арматура имеет максимальную прочность. Предельное сопротивление прутьев выражается в растяжении. Вернее в ее амплитуде. При воздействии продольных нагрузок, пруты могут растягиваться. При снижении нагрузок они возвращаются в исходное состояние. Такие процессы в уже застывшем бетоне могут стать причиной его разрушения.
Чтобы этого не происходило, на объектах с динамическими нагрузками подобного рода, используется сборный железобетон с напряженной арматурой. Во время заливки каркаса, арматура находится под напряжением, то есть в растянутом состоянии. По мере твердения бетона, она возвращается в исходное положение. Чтобы создает внутри изделия некоторое пространство, в котором при рабочих нагрузках арматура может свободно двигаться, не повреждая конструкцию и не снижая ее надежность.
Нормативные сопротивления рабочей арматуры
Нормативные сопротивления арматуры RНа должны приниматься по табл. 1 и 2.
Нормативные сопротивления арматуры RНа
Вид арматуры | Нормативное сопротивление (в кг/см3) |
Горячекатаная круглая, полосовая и фасонная: из стали | |
марки Ст. 0 | 1000 |
марки Ст. 3 | 2400 |
Горячекатаная круглая, подвергнутая силовой калибровке: | |
марки Ст. 0 | 2400 |
марки Ст. 3 | 2800 |
Горячекатаная периодического профиля: | |
из стали марки Ст. 5 | 2800 |
из стали марки 25 ГС | 4000 |
из стали марки АНЛ-2 | 6000 |
Горячекатаная периодического профиля, подвергнутая силовой калибровке или вытяжке: из стали марки Ст. 5, подвергнутой силовой калибровке до напряжения 4500кг/см2, при вытяжке не более 5,5% | 4500 |
Вид арматуры | Нормативное сопротивление (в кг2/см3) |
То же, 25ГС, подвергнутой силовой калибровке до напряжения 5500 кг/см2, при вытяжке не более 3,5% | 5500 |
из стали марки Ст. 5, подвергнутой вытяжке на 5,5% | 4500 |
из стали марки 25ГС, подвергнутой вытяжке на 3,5% | 5500 |
Холоднотянутая низкоуглеродистая проволока: | |
диаметром от 3 до 5,5 мм вкл. | 5500 |
То же, диаметром 6—10 мм. | 4500 |
Холодносплющенная периодического профиля: | |
из стали марок Ст. 0 и Ст. 3 | 4500 |
из стали марок Ст. 5 | 6000 |
1. Холоднотянутая низкоуглеродистая проволока и холодноплющенная арматура периодического профиля называется твердой арматурой. За нормативное сопротивление для твердой арматуры принимается браковочный минимум предела прочности. Остальные разновидности арматур, указанные в таблице, называются мягкой арматурой. Нормативное сопротивление мягкой арматуры принимается равным браковочному минимуму предела текучести при растяжении либо напряжению при калибровке или вытяжке.
2. Приведенные в табл. 1 нормативные сопротивления для стали Ст. 3 в Ст. 5 относится к арматуре диаметром до 40 мм.
Значения нормативных сопротивлений при диаметре арматуры более 40 мм принимаются:
Нормативные сопротивления RНа проволоки для напряженно армированных конструкций (кг/см2)
Вид арматуры | Диаметр (в мм) | |||||||
2,5 | 2,6 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 | 8,0 | |
Проволока стальная круглая углеротая | 20000 | — | 19000 | 18000 | 17000 | 16000 | 15000 | 14000 |
Проволока стальная холоднотянутая высокопрочная периодического профиля | — | 17000 | 17000 | 15000 | 14500 | 13500 | — | — |
Коэффициенты однородности арматуры k, должны приниматься:
Нормативные модули упругости арматуры EНа принимаются равными: