На что способно человеческое воображение
Воображение в психологии: свойства и приемы, как развить
Воображение — это способность создавать образы. А у вас есть воображение? Наверняка, да. Вы легко воссоздаете в мыслях картины из прошлого или прогнозировать будущее. У вас получается мечтать или даже грезить. Вы легко представите того или иного человека, будь то друг или знакомый. И это не все полезные функции воображения. Оно пригодится во многих сферах жизни.
Что такое воображение
По определению воображение в психологии — это процесс, при котором в подсознании появляются образы, тесно связанные с жизненным опытом, фантазией и образом мышления. Оно помогает представить последствия тех или иных поступков, а также обрисовать план действий в непонятной ситуации.
По мнение ученых, воображение — это один из видов деятельности головного мозга, при котором образовываются новые дополнительные нейронные связи. Также можно сказать, что это процесс преобразования реальности, создание связанных с ней образов, переработка получаемого практического, интеллектуального и чувственного опыта. Эти образы яркие, оригинальные и при этом правдивые.
Воображение можно назвать способом познания окружающего мира. Оно оставляет в нашем сознании отпечаток. Благодаря этому вы можете не только воспроизводить то, что произошло недавно, но и представлять то, что произойдет в будущем. У вас есть возможность представить несуществующие или отсутствующие предметы, мысленно воспользоваться ими в сознании.
Интересно, что воображение есть даже уже самых прагматичных, скептически настроенных людей. Они могут жить, руководствуясь логикой, железными принципами и правилами, но все равно будут мечтать или думать творчески.
Функции воображения
Значение воображения переоценить сложно. Как и любой другой психический процесс, оно имеет ряд функций:
Не у каждого человека есть все функции воображения. Их набор зависит от характера, поведения, личностных качеств.
Виды воображения
Самые основные типы воображения человека — пассивное и активное. Каждое из них делится на подгруппы. Среди них произвольное, непроизвольное, творческое, репродуктивное воображение и т.д. Рассмотрим подробнее.
Пассивное
Такое воображение может иметь цель. Его можно регулировать и направлять, используя сознание и силу воли. Также оно бывает непроизвольным, то есть работающим на уровне подсознания.
Операции воображения имеют разную степень осознанности и неосознанности. Вы, наверное, тоже сталкивались с состоянием, когда мысли пролетают в голове одна за другой. Вместе с ними появляются какие-то образы и картинки. Они сменяют друг друга до тех пор, пока вас что-нибудь не заинтересует. В этот момент и включается осознанность. Вы начинаете контролировать процесс. Кроме того, вы осознаете грань между реальностью и вымышленным миром.
В случае с непроизвольной разновидностью воображения все происходит спонтанно, бесконтрольно. У вас не появляются образы и ассоциации.
К пассивному непроизвольному виду воображения в психологии относят сны и галлюцинации:
Основное свойство обоих видов — невозможность их контролировать.
Пассивные произвольные виды воображения поддаются контролю. В большинстве своем они связаны с прогнозами на будущее. Человек прогнозирует вероятный, маловероятный и совсем невероятный исход событий. В этом случае фантазию можно не ограничивать.
Пассивное произвольное воображение имеет 2 формы:
Иногда сложно увидеть границу между мечтами и грезами. Для наглядности приведем пример. Представьте девушку, которая читает увлекательный роман. По сюжету в главную героиню влюбляется сразу три молодых человека. Если девушка хочет тоже оказаться в такой ситуации — это грезы. А если она хочет написать и издать такую же захватывающую историю — это осуществимая мечта.
Активное
Активное произвольное воображение является самым значимым в жизни человека. Оно применяется практически во всех сферах жизни. Помогает воссоздавать в реальности образы из подсознания.
Согласно классификации видов воображения, активное делится на 2 подвида: репродуктивное и творческое.
Воображение и творчество тесно связаны между собой. Творческое воображение считается высшей формой всех познавательных процессов. Оно помогает в создании как фантастических, так и вполне реальных образов. Взять хотя бы написание реалистичных пейзажей или литературных произведений. Такой тип воображения играет особую роль в науке, работе конструкторов и т. д. Можно даже сказать, что оно задействовано практически во всех сферах жизни.
Есть у творческого воображения и другая интересная особенность. Оно помогает вам видеть ситуацию с разных сторон, генерировать необычные идеи и принимать нестандартные решения.
В психологии воображение такого типа связывают с вдохновением, подсознанием, интуицией. Также разработана масса приемов творческого воображения, использование которых помогает повысить продуктивность, сделать свою деятельность более интересной, увлекательной.
Репродуктивное воображение по-другому называется воссоздающим. Оно используется, когда нужно воссоздать образы по уже готовому описанию, схеме или чертежу. Что же можно представить? Есть ряд примеров:
Воссоздающее воображение имеет интересную характеристику. Все образы основаны на том, что человек уже знает. Взять, к примеру, вышеописанный проект дома. Понять его может только тот человек, который имеет специальные знания и умения.
Создание образов
Человек создает образы в воображении несколькими способами:
Еще один способ создания образов в воображении — типизация. Он считается самым сложным. Представьте любую картину. Созерцая ее, вы рисуете в подсознании образ, который передавал художник. Или возьмем, например, книгу. Автор описывает в ней черты главного героя. Благодаря этому вы можете представить, как он выглядит, мыслит, ведет себя. Вы будто переноситесь в окружающий его мир.
Что дает воображение человеку
Итак, мы выяснили, что такое воображение и какие функции оно играет. Но зачем оно нужно лично вам? Есть несколько пунктов:
Плюс ко всему, воображение используется при составлении прогнозов и плана действий на будущее. Оно нужно во всех сферах деятельности, в особенности в тех, которые нельзя полностью автоматизировать. Речь идет о дизайне, исследовательской работе.
Развитое в детстве воображение в будущем поможет уже взрослому человеку стать креативным, развить в себе творческие навыки, научиться находить необычный выход из сложной ситуации. А это пригодится в жизни.
Как развить воображение
Психологи выделили ряд приемов для развития воображения.
У взрослых
Главное — быть готовыми к экспериментам, не стесняться и не бояться ошибок. Способов множество:
Еще один способ — ролевые игры. Вы управляете героем, соблюдая при этом определенные требования и условия. Игры бывают настольными и реальными. К последним относятся квесты.
У детей
С детьми немного легче. Они и так любят фантазировать, часто придумывают необычные истории и даже представляют рядом с собой воображаемых друзей.
Как же развить детское воображение?
Как и в случае со взрослыми, развитию воображения у детей способствуют ролевые игры с родителями или сверстниками.
Пример из жизни
Я люблю читать. Воображение помогает с головой погрузиться в сюжет. Даже, казалось бы, нудные описания местности становятся на порядок интереснее. Я стараюсь увидеть пейзаж глазами автора, услышать звуки, почувствовать ветер или аромат цветов.
То же самое касается и героев. Стараюсь представлять не только их внешность, а следить за тем, как меняется их поведение и мышление в разных ситуациях. Благодаря этому после прочтения книги создается впечатление, что я побывала в этом книжном мире.
Заключение
Итак, что такое воображение простыми словами? Это полезный навык. Это не только мечты и фантазии. Наравне с памятью и мышлением воображение помогает нестандартно мыслить, находить выход из самых сложных жизненных ситуаций. А еще понимать другого человека, чувствовать его переживания и боль. Именно поэтому этот навык важно развивать и взрослым, и детям. Для этого не обязательно проходить курсы или изучать сложные книги. Можно просто играть.
Галлюцинации и утопии. Зачем нам воображение и как им пользоваться
Воображение — это способность представлять то, чего нет. Еще древние мыслители спорили, опасная это способность или жизненно необходимая: она то ли безнадежно искажает реальность, то ли связывает нас с миром и делает возможными воспоминания, планирование, эмпатию. Споры продолжаются — коллективное воображение часто сводит целые группы к набору грубых стереотипов, но оно же позволяет придумать, как в корне переустроить общество. «Нож» разбирается, какие формы принимает человеческое воображение, что влияет на него и как его правильно использовать.
На минуту вообразите себе мир через 50 лет. Как вы это делаете — видите картинки, строите логические цепочки или ощущаете настоящий страх в своем теле? Или, может быть, чувствуете раздражение, потому что окружающие и так говорят о будущем и все его версии похожи друг на друга? Насколько то, что возникло в вашем воображении, похоже на эти привычные версии — и на настоящее? А на ваш прошлый опыт?
Кант предполагал, что человек способен и на то, и на другое. Но с ним согласны не все. С одной стороны, как вообще возможно получить доступ к тому, чего еще не существовало — разве только благодаря божественному откровению (и поэтому мистические описания всегда сопутствовали рассуждениям о воображении). С другой стороны, отклик, который провоцируется ментальным образом, всегда искажен или трансформирован, то есть он не может полностью совпадать с откликом на физически присутствующий объект. Значит, воображение всегда привносит в реальность что-то новое.
Философ Дженнифер Анна Госетти-Ференчи в книге «Жизнь воображения» (2018) определяет воображение так: «Способность сознания к представлению, которая позволяет существенно и осмысленно трансформировать то, что уже дано».
Чтобы разобраться в этой абстрактной формулировке, разберем те пять режимов воображения, которые выделяет исследовательница:
1. Внутреннее воображение подразумевает, что объекта или впечатления, которое вы представляете, в данный момент рядом с вами нет. Зато образы, которые возникают в сознании, могут вызывать вполне ощутимые эмоциональные и чувственные реакции. Самый простой пример — детский образ чудовищ под кроватью ночью.
2. Конкретное воображение : «видение как», эстетическое и символическое восприятие опирается на объект, который действительно присутствует, но позволяет вам нагрузить его дополнительными или даже противоречивыми значениями. Например, в нарисованном треугольнике вы видите гору.
3. Гипотетическое мышление (мышление против фактов) позволяет нам думать в условном наклонении, создавать концептуальные сценарии, которые отличаются от текущего положения дел. Гипотезы тоже могут сопровождаться чувственными реакциями или сознательными попытками представить свои ощущения, но отправной точкой здесь становится именно какое-то утверждение, вроде «А что, если бы я родилась в XVIII веке?».
4. Притворство задействует уже не просто реакции, но и физическую активность. Например, когда дети воображают себя привидениями или взрослыми; когда актеры исполняют роли на сцене; даже когда люди обманывают друг друга и стараются быть убедительными.
5. Творческая способность выражается в создании новых объектов. Главное, чтобы они были оформлены и могли быть выражены: не просто интуиция, которая скользнула в сознании и исчезла, а план из нескольких пунктов, скульптура, мелодия или всё тот же актерский образ. Креативность опирается на все остальные формы воображения, но ведет их к конкретному результату.
Воображение и эмпатия
Часто воображение связывают именно с творческой деятельностью — точнее, с искусством или научными открытиями.
Госетти-Ференчи разбирает, как удачная аналогия между собственным телом в ванне и металлом в воде помогла Архимеду открыть зависимость между массой тела и выталкивающей силой жидкости (по легенде, Архимеду нужно было проверить, из чистого ли золота сделана корона местного правителя).
Анализируя джазовую импровизацию, исследовательница отмечает, что музыканты всегда создают новые секвенции, используя заранее придуманные паттерны и одновременно реагируя друг на друга прямо во время игры. «Нож» недавно рассказывал о том, как работает воображение в современном танце: хореографы изобретают текучие и постчеловеческие тела, опираясь на разные философские теории.
Но давайте выясним, как часто и каким образом задействовано воображение не только в науке и искусстве, но и в нашей каждодневной жизни. В этом поможет феноменология — философское направление, которое изучает взаимодействие с миром от первого лица. В основе этой концепции стоит познающий субъект, все переживания которого направлены на некий объект. Но феноменологи предполагают, что субъект воспринимает мир не только из той точки, в которой он или она сейчас находится, но из множества возможных (потенциальных) точек.
Например, когда вы смотрите на чашку, то видите только одну ее сторону, но одновременно можете в общих чертах представить, как она выглядела бы с других сторон. Так в восприятии возникает цельный объект цилиндрической формы, с ручкой и дном.
«Потенциальность, конечно, предполагает воплощенного субъекта с каким-то набором навыков: переворачивать вещи или осматривать их, занимать разные позиции, перемещаясь в пространстве, смотреть на вещи под разными углами», — уточняет Госетти-Ференчи, обращаясь к идеям одного из крупнейших феноменологов ХХ века Мориса Мерло-Понти.
Главный тезис Мерло-Понти состоит в том, что восприятие и воображение укоренены в теле. Когда мы говорим о том, что нужно «посмотреть на ситуацию чужими глазами», то имеем в виду буквально это: чтобы проявить эмпатию, мы как бы занимаем позицию другого в пространстве и по отношению ко всем остальным объектам.
Когда мы смотрим спектакль, в котором исполнители делают что-то опасное, то одновременно существуем как минимум в двух положениях: в кресле и на сцене, проживая состояния перформеров — пусть ослабленные, но всё равно ощутимые.
Но где пределы такого воображения? Чьими глазами мы не можем посмотреть на мир?
Кто страшнее: ягуар или европеец?
«То, что мы называем кровью, оказывается „пивом“ ягуара», — писал бразильский антрополог Эдуарду Вивейруш де Кастру в книге «Каннибальские метафизики» (2014).
Как и многие антропологи, он исследовал «другие» культуры, например индейскую, но с необычной целью. Если много лет задачей антропологии было максимально точно описывать «странные» чужие практики, то де Кастру предложил обратиться к амазонским туземцам, чтобы пересмотреть взгляды западной науки на устройство мира.
«Европейцы никогда не сомневались в том, что у индейцев есть тело (оно есть и у животных); индейцы никогда не сомневались в том, что у европейцев есть души (они есть и у животных, и у призраков мертвых), — пишет де Кастру. — Животные и другие нелюди, наделенные душой, „видят себя как личности“, и, следовательно, „они и есть личности“ Но то, что именно эти личности видят, и, следовательно, то, чем они в качестве собственно личностей являются, как раз и составляет философскую проблему, которую ставит туземная мысль для себя самой».
Ближе всего к решению этой проблемы подходят шаманы: во время ритуала они буквально превращаются в животное, существуют в его теле и смотрят его глазами. По мнению Вивейруша де Кастру, перспективизм и шаманизм проявляют принципиальную разницу между познанием в западной и многих незападных культурах:
«[На Западе] познавать — значит объективировать; уметь отличать в объекте то, что ему внутренне присуще, от того, что принадлежит познающему субъекту и что в таком качестве было спроецировано на объект — неправомерно или неизбежно. Индейский шаманизм вдохновляется противоположным идеалом: познавать — значит персонифицировать, занимать точку зрения того, что должно быть познано».
Воображение вообще идет рука об руку с объективацией, особенно коллективное воображение, которое выражается в мифах и стереотипах или, точнее, подчиняется им. Это воображение позволяет европейцам, которые никогда не погружались, скажем, в азиатские культуры, на ходу представлять себе благовония, шумные улицы и людей на одно лицо. В воображении возникли и закрепились идеи о женщине-загадке или женщине — любящей матери, и, чтобы вообразить женщину-руководительницу или расчетливую преступницу, нужно постараться.
Так что Платон был не так уж неправ, когда писал об опасности воображения.
Взгляд в корень
И все-таки воображение — это еще и инструмент, который создает лучшее будущее. «Представить себе будущее — значит его изменить», — пишет урбанист-футуролог Дарран Андерсон. Многие его коллеги говорят о радикальном воображении — по определению левого политического стратега Патрика Рейнсборо, это такое воображение, которое залезает в корни системных проблем (radical означает еще и «корневой»).
Пример радикального воображения — научно-фантастическая литература. К sci-fi часто относятся пренебрежительно, но лучшие образцы жанра несут по-настоящему мощный утопический заряд. Чтобы описать его, исследователь Дарко Сувин ввел понятие новума — это закон, техническое изобретение или изменившееся состояние природы, которое заставляет пересмотреть вообще все принципы, по которым протекает жизнь.
В отличие от свободного воображения, которое не всегда развивается линейно и логично, sci-fi требует от авторов последовательно разрабатывать новый мир на самых разных уровнях — от материальных инфраструктур до социального устройства.
Ценность длинных литературных текстов именно в подробности, какой редко удается достичь теориям.
Но, кроме того, фантасты всегда отталкиваются от текущего момента — остраняют (описывают со стороны) реальность, а значит, критикуют ее. Вот несколько известных примеров, когда научно-фантастическая литература становилась частью, если даже не основой, освободительных движений.
Американская фантастка Урсула Ле Гуин прославилась феминистскими утопиями. Например, в романе «Левая рука тьмы» населила мир людьми с последовательным гермафродитизмом: пол героев-героинь менялся циклически вместе с позицией планеты, а большую часть времени вообще отсутствовал. В 1969 году карьерные и семейные возможности, которые открывал такой новум для всех, казались почти немыслимыми — хотя феминистская фантастика, пусть и гораздо менее известная, к тому моменту насчитывала уже несколько десятилетий.
Афрофутуристка Октавия Батлер делала главными героями своих романов чернокожих людей, в то время как белые фантасты об их существовании обычно просто забывали. Одним из лейтмотивов ее, да и всего афрофутуризма было воображение золотого века Африки: одновременно в прошлом, до колонизации, и в будущем, когда расизм будет преодолен.
В Китае расцвет sci-fi начался на рубеже 2000-х и 2010-х. Правительство стало поддерживать фантастическую литературу, поверив, что с ее помощью натренирует воображение граждан и они смогут не только производить, но и разрабатывать инновационные технологии. Тем временем авторы (самые известные — Хан Сонг, Чэнь Цюфан и Лю Цысинь) маскируют под научную фантастику социальную критику: пишут об обществе всеобщей слежки, которое и так существует в Китае, подчеркивают, как скрытны и непрозрачны властные структуры, а иногда пользуются и совсем конкретными образами — например, описывают «огромное поле мусора» недалеко от Гуанданя, где вырос Чэнь Цюфан и где сейчас работники-мигранты «собственными руками разбирают обломки электронных устройств, плавя металл в огне или растворяя детали в кислоте».
В общем, фантасты опираются на настоящие проблемы, когда рисуют утопическое (а чаще антиутопическое) будущее. Так же поступают и футурологи, которые занимаются прогнозированием уже не ради искусства, а консультируют крупный бизнес и политические кампании.
Социолог Джон Урри в 2016 году написал книгу «Как выглядит будущее», в которой выделил шесть техник, с помощью которых человечество готовится к завтрашнему дню:
1. Проводят аналогии с прошлым — например, когда сейчас прогнозируют, как новые технологии повлияют на общество, то вспоминают, как изменился мир после появления телефонной связи или компьютеров. Такие версии часто оказываются довольно точными по содержанию, но не по времени, потому что редко учитывают появление неожиданностей, которые перевернут игру (вроде кремниевых процессоров, благодаря которым в 1960-е мощность компьютеров стала резко расти.
2. Изучают, какие варианты будущего не состоялись и почему — например, стало понятно, что редко имеют смысл прогнозы, в которых новые технологии мгновенно заменяют старые. Чаще они долго сосуществуют — дело тут и в социальных привычках, и в экономических выгодах.
— крах общества из-за истощения ресурсов;
— установка тотального контроля;
— атомизация, при которой человеческое общение становится невозможным из-за психологических изменений или внешних условий;
— появление множества правил и законов, которые ведут к утрате богатства;
— захват власти киборгами.
5. Экстраполируют элементы настоящего — описывают, как некая тенденция, которая уже сформировалась в настоящем, определит будущее.
6. Сценарное планирование (ретрополяция) — самый интересный вариант: сначала описывают мир через заданное количество времени, а потом анализируют, какие события и в какой момент должны будут произойти, чтобы попасть в описанное состояние из текущего. Пример ретрополяции — книга «Мир, который мы создали» Джонатона Порритта, одного из лидеров зеленого движения. В ней рассказчик говорит из 2050 года, но всё время вспоминает, какие события позволили человечеству почти полностью перейти на возобновляемые ресурсы и существенно снизить экономическое неравенство.
Правда, и эта книга иллюстрирует, что политическому воображению редко удается охватить все важные проблемы: о том, как справиться с гендерным или расовым неравенством, Порритт не пишет.
Против вдохновения
Мы показали воображение как набор техник, которые можно сознательно применять: от самых небольших и самых общих («видение как», притворство, эмпатия) до конкретных алгоритмов (ретрополяция, создание новумов, перспективизм). Но часто воображение связывают с загадочными процессами, в которых человек будто бы не до конца контролирует и осознает себя. Говорят о вдохновении, инсайтах, полете фантазии.
Но что получится, если просто отдаться свободным ассоциациям? Если посмотреть на произведения искусства, авторы которых часто рассуждают о вдохновении, вместо сильной работы часто можно увидеть набор стереотипов, скрепленных в разных последовательностях. Это может работать, ведь эти стереотипы часто составляют наше общее естественное поле. Но по-настоящему сильные впечатления, тот самый утопический импульс мы получаем, когда сталкиваемся с идеями, которые идут против здравого смысла.
Собственно, здравый смысл — главный враг воображения, точнее, главная точка, к которой воображение интересно прикладывать.
Здравый смысл заставляет многих из нас думать, что посмотреть на мир глазами ягуара не выйдет; что жители Земли вряд ли когда-нибудь станут последовательными гермафродитами.
Но есть идеи, которые вроде бы шокируют куда меньше, но при этом кажутся совсем невозможными. Например, мысль о том, чтобы разорвать причинно-следственную связь между трудом и заработком: люди по-прежнему будут работать и производить товары, но деньги будут получать не за это, а в форме безусловного базового дохода — ежемесячных выплат для всех, которые не зависят вообще ни от чего и на которые можно вести достаточно приличную жизнь. Можете ли вы представить себя в таком мире через всё те же 50 лет? Какие ценности были бы в этой реальности, какие проблемы, какие профессии, какое искусство?
Если представлять сложно, то это не просто так: вера в то, что так быть не может, формировалась десятилетиями. Об этом пишут Ник Срничек и Алекс Уильямс в книге «Изобретая будущее», и это одно из самых ярких исследований здравого смысла за последнее время — с подробностями о том, как его выращивают в аналитических центрах, медиа, экономических программах и как он медленно проникает повсюду.
Срничек и Уильямс рассказывают об обществе «Мон Пелерин», которое еще с 1930-х планомерно придумывало современную экономику, и об идеологии There is No Alternative («Альтернативы нет»), в которую она оформилась в 1980-е и которой до сих пор оправдывают неравенство, эксплуатацию, бедность.
В России, наверное, аналогией будет вопрос «Ну а кто, кроме Путина?» — и чтобы найти ответ, нам среди прочего и понадобится воображение.