На что уходит прибыль предприятия
Распределение и использование прибыли предприятия
Прибыль представляет собой разницу между доходами и расходами предприятия. То есть прибыль – это те средства, которые остались после оплаты всех задолженностей. Именно за счет данных средств выполняется финансирование программ по развитию, внутрихозяйственных нужд, формирование бюджета.
Особенности распределения прибыли
Принципиально важно правильно распределять прибыль. Делать это нужно так, чтобы эффективность деятельности предприятия увеличивалась, а не уменьшалась. Рассмотрим основные принципы распределения средств:
Предприятие должно оплатить налоги и различные взносы, после чего государство не может вмешиваться в решения по распределению денег.
Рассмотрим, в какие именно фонды идут деньги:
Часть средств, как правило, остается нераспределенной. Эти деньги направляются в уставной капитал компании.
Конкретные направления расходования
Можно выделить два направления, на которые идет чистая прибыль:
Рассмотрим примеры траты чистой прибыли:
Почти все эти расходы обязательными не являются. Траты происходят по волеизъявлению руководства предприятия. Сначала деньги направляются на приоритетные цели. К примеру, у предприятия есть в наличии только морально устаревшее оборудование. Следовательно, в первую очередь средства следует направить на обновление техники.
Бухгалтерский учет распределенной прибыли
Из полученный прибыли вычитаются траты на налоги. Налогооблагаемая база определяется исходя из информации, изложенной в строке 1 «Расчет налога от реальной прибыли». При вычете налога будут использованы следующие проводки:
В компанию могут поступить чрезвычайные доходы. К примеру, они появляются при выплате возмещений страховыми компаниями. В данном случае применяются следующие проводки:
Рассмотрим все проводки, используемые при распределении средств:
Каждая проводка должна подтверждаться первичными документами. По каждой строке отражается определенная сумма.
Различные спорные вопросы
При распределении средств может возникать ряд спорных моментов:
При возникновении спорных моментов следует ориентироваться на внешние и внутренние источники права. То есть это законодательство, а также нормативные акты компании.
В каких случаях запрещено распределять прибыль?
Прибыль распределяется в соответствии с решением, принятым на собрании ООО. Однако в некоторых случаях прибыль по собственному усмотрению расходоваться не может. Рассмотрим эти случаи:
ВНИМАНИЕ! Следить за соблюдением всех этих правил обязан генеральный директор. В случае нарушений ответственность ляжет именно на него.
Чистая прибыль — ликбез для начинающих инвесторов
В отчётностях и пресс-релизах компаний можно встретить множество различных финансовых показателей, которые зачастую для новичка звучат одинаково. Например, многие путаются в понятиях операционная, валовая, чистая прибыль, прибыль до уплаты налогов и прибыль, приходящаяся на акционеров компании. Также далёкие от фондового рынка и финансов люди путают выручку с прибылью. И это нормально. Поэтому сегодня я предлагаю вам разобрать, что такое чистая прибыль, попутно объяснив остальные виды прибыли, а также понять, как она образуется, как распределяется и как её анализировать.
Чистая прибыль. Что же это такое?
Чистая прибыль — один из важнейших показателей компании. Слово «чистая» в данном показателе означает, что прибыль была очищена от налогов, расходов и других отчислений. Чтобы определить, что такое чистая прибыль, предлагаю сначала разобраться с выручкой.
ВЫРУЧКА — доход, полученный от реализации.
Например, К. является индивидуальным предпринимателем, накануне 8 марта он купил 1 000 роз по 3 руб. за штуку. Позже, 8 марта, он продал ранее купленную партию: 1 000 роз по 30 руб. за штуку. Таким образом, выручка К. составила 30 тыс. руб. Но говорит ли это о том, что К. заработал 30 тыс.?
Нет, так как в данном примере не учтены расходы. Чтобы узнать сумму прибыли, необходимо вычесть из выручки, 30 тыс., переменные расходы, то есть расходы, зависящие от объёма производства, что в данном примере равно трём тысячам. 30 тыс. — 3 тыс. = 27 тыс. руб. Мы узнали МАРЖИНАЛЬНУЮ, или ВАЛОВУЮ ПРИБЫЛЬ.
Но это ещё не все расходы, которые были у К., поэтому из валовой прибыли необходимо вычесть постоянные расходы или коммерческие и управленческие расходы. К управленческим расходам относятся затраты на оплату охраны, интернета, ЖКХ, канцелярских принадлежностей и зарплаты административно-управленческого персонала (например, бухгалтерия, юристы и другие). К коммерческим расходам относятся затраты на оплату труда, логистику и хранение товара, аренду и содержание зданий, рекламу и прочее.
В условиях нашей задачи не указаны коммерческие и управленческие расходы, однако для точности эксперимента давайте предположим, что К. потратил на транспортировку, хранение и рекламу одну тысячу рублей. Вычитая из валовой прибыли постоянные расходы, мы получим: 27 тыс. — 1 тыс. = 26 тыс. ОПЕРАЦИОННОЙ ПРИБЫЛИ.
Теперь важно учесть, были ли внереализационные доходы или расходы в результате данной деятельности. Что это? Это доходы и расходы, не связанные с реализацией. К ним относятся:
Допустим, что К. сделал несколько скидок своим клиентам на общую сумму 500 руб., и его прибыль снизилась: 26 тыс. — 0,5 тыс. = 25,5 тыс. ПРИБЫЛИ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Теперь следует учесть, что К. является индивидуальным предпринимателем и должен заплатить налог на прибыль и другие обязательные платежи (пенсионные и страховые отчисления). Предположим, что данные расходы составляют 10 тыс., поэтому ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ К. равна: 25,5 тыс. — 10 тыс. = 15,5 тыс.
Таким образом, чистая прибыль — это часть дохода предприятия, которая осталась после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей. и скрупулёзно анализируйте отчётность компании.
Если мы говорим о публичных компаниях, то есть тех, которые размещают свои акции на бирже, появляются ещё три показателя.
Мы разобрали, как образуется чистая прибыль, и думаю, больше не возникнет вопросов, почему у компании может увеличиться выручка, но при этом будет числиться чистый убыток — отрицательная чистая прибыль.
Поэтому при анализе чистой прибыли компании я всегда сравниваю её в динамике по отношению к предыдущим периодам, оцениваю выручку и расходы, которые привели к соответствующей динамике.
Распределение чистой прибыли
Именно по качеству распределения чистой прибыли можно оценить, насколько корректно работает менеджмент: правильное распределение должно привезти к увеличению эффективности деятельности компании.
Основными направлениями распределения чистой прибыли являются:
Для нас как для инвесторов наиболее выгодно распределение прибыли на дивиденды. Однако если компания решила не выплачивать дивиденды или снизила их размер, направив деньги на инвестиции, то перед тем, как негативно воспринимать данную информацию, стоит понять, что эти инвестиции дадут компании и вам в будущем. Так как зачастую кратковременное снижение котировок, связанное с дивидендным кризисом, быстро отыгрывается благодаря грамотным инвестициям.
Прибыль
Прибыль – эта та самая вишенка на торте, ради которой мы открываем свой бизнес и вкладываем в него силы, эмоции, знания и деньги. Разумеется, каждый предприниматель желает получить солидный процент от своих вложений. Но многие путают понятия «прибыль», «выручка», «доход». Поэтому в статье будем разбираться, в чём разница между этими значениями.
Что такое прибыль
Прибыль – это разница между полученной выручкой и расходами на её получение (коммунальные услуги, аренда помещения, закупка сырья и т. п).
Её можно рассчитать по формуле:
Прибыль = Доходы – Расходы
Виды прибыли
Получать прибыль можно различными путями, например:
При подсчёте баланса также используется понятие «финансовый результат», который представляет собой общие средства минус все операционные расходы.
Другие виды прибыли
В конечном итоге прибыль может быть:
Прибыль может быть получена разными путями, например, это вложение средств на выгодных условиях или доходы от работы с финансами. Также прибыль является продуктом производства и сбыта продукции, результатом инвестирования и вложений в ценные бумаги.
По периодичности поступления прибыль бывает:
Существует несколько основных видов прибыли, которые используются в расчётах, их рассмотрим подробнее.
Зачем и как считать прибыль
Подсчёт прибыли необходим для того, чтобы понимать, в каком направлении развивается бизнес. Некоторые компании зарабатывают достаточное количество денег, но у них не хватает средств на развитие и масштабирование бизнеса.
Расчёты помогают понять рентабельность компании, но нужно считать их разными методами:
Расчёт прибыли поможет понять, где теряет компания и на чём зарабатывает. Например, если валовая прибыль в норме, но падает маржинальная, значит нужно пересмотреть косвенные расходы.
Если же прибыль в целом находится не на высоте, значит, нужно пересмотреть его полностью, модернизировать или попросту закрыть, не дожидаясь банкротства.
Функции полученной прибыли
Основной функцией прибыли является отражение экономической деятельности компании в денежном эквиваленте.
Есть и иные функции:
Прибыль – это показатель уровня качества, популярности и успешности продаж продукции. Полученная прибыль должна идти на масштабирование, улучшение условий труда, поощрение работников и владельцев бизнеса.
Прибыль до и после налогов
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что прибыль – основной показатель успешности компании. Это разница между доходами и расходами предприятия. Выручка или доход компании не бывают нулевыми или отрицательными, а прибыль бывает. В этом случае, предприятие работает себе в убыток.
Всю выручку, кроме себестоимости производства, отражает показатель «Валовая прибыль». Выручка после вычета налогов – это «Чистая прибыль». Если чистая прибыль нулевая или отрицательная, значит, с компанией нужно что-то делать.
Интересные факты о прибыли
В Японии умеют считать прибыль. Поэтому если сотрудник находит возможность перейти на «удалёнку» и работать из дома, то работодатель повышает ему зарплату. Он выделяет эту сумму из прибыли, которая появляется вследствие экономии на аренде офиса и оснащении рабочего места.
Покупать готовый бизнес выгоднее, чем начинать с нуля. Кажется, что дороже? На самом деле, вы платите за опыт и ошибки бывшего владельца. Их сложно просчитать экономически, но они очевидны. В ином случае, вам придётся «набивать шишки самостоятельно» и платить за это своим временем, здоровьем и, конечно, прибылью.
Напоследок приведём один интересный расчёт. Если 1 грамм золота положить в банк по 4% годовых (проценты при этом должны быть в золоте) и постоянно реинвестировать прибыль в течение двух тысяч лет, то получится кусок золота, по размерам превышающий размер нашей планеты.
Разница выручки и прибыли
Выручка – это получение средств за выполненные обязательства. После того, как компания получила выручку и выполнила обязательства, она может использовать эти деньги. Сначала из выручки выплачиваются зарплаты работников, стоимость аренды, кредиты и прочие расходы. Всё что осталось, после вычета расходов, называется прибылью. Также есть разница между прибылью до налогообложения и после него.
Говорят, что прибыльный бизнес не продают, так ли это? Стоит ли покупать, если это действительно прибыльный бизнес?
Не так. Могут продавать и прибыльный бизнес, когда хотят вложиться в нечто новое или просто уйти с рынка. Также продают и убыточный бизнес. Более того, прибыльный бизнес может через несколько месяцев прогореть, а убыточный за несколько месяцев можно вытянуть, если есть знания и опыт. Руководствоваться при покупке бизнеса стоит не этим, а только расчётами. Если сами не можете просчитать все детали, то лучше нанять бизнес-консультанта.
Хочу купить нежилую недвижимость в кредит? Выгодно ли это?
Нежилые помещения – это ликвидный актив, который можно выгодно сдавать в аренду. Перед тем, как взять кредит, нужно просчитать сумму переплат с учётом процентов. Если вы сможете эту недвижимость продать дороже и получить прибыль, то смело берите. Кредит можно погашать за счёт арендных платежей.
Можно ли покупать доллары, чтобы получить прибыль?
Можно вкладываться в доллары, но лучше покупать их не через обменник, а через биржу. Там комиссия намного меньше. Не стоит покупать доллары на все деньги, лучше хранить часть сбережений в рублях и часть в долларах. Долларовые накопления можно положить на счёт в банк под проценты, чтобы получить ещё больше прибыли.
Как распределяется и используется чистая прибыль предприятия
В условиях рыночной экономики получение прибыли является основной целью деятельности предприятия.
Денежные средства, поступающие на расчетный счет предприятия за реализованную продукцию, представляют собой выручку от реализации. Если выручка превышает совокупные затраты предприятия на производство и реализацию продукции, финансовый результат деятельности предприятия свидетельствует о получении прибыли. Если затраты превышают выручку, то финансовый результат деятельности предприятия будет отрицательным и примет форму убытков. Таким образом, прибыль характеризует превышение доходов предприятия над его расходами.
Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками.
Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
В настоящее время в бухгалтерском учете выделяют пять видов (этапов) прибыли: валовая прибыль, прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, прибыль (убыток) от обычной деятельности, чистая прибыль (нераспределённая прибыль (убыток) отчётного периода).
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности.
Валовую прибыль рассчитывают по формуле где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:
где Ру – расходы на управление;Рк – коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
где Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.
В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров; проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.
Операционные расходы – это расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации; расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности; расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции; расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.
Внереализационными доходами являются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов (за исключением внеоборотных активов).
К внереализационными расходами относят штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; возмещение причиненных организацией убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчетном году; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания; курсовые разницы; сумма уценки активов (за исключением внеоборотных активов).
Прибыль (убыток) от обычной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей (суммы штрафных санкций, подлежащих уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды):
где Н – сумма налогов.
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов (рис. 20):
где Чдр – чрезвычайные доходы и расходы.
Чрезвычайными доходами считаются поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т. п.). К ним относятся страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т. п. В составе чрезвычайных расходов отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т. п.).
Объектом распределения на предприятии любой организационно-правовой формы является прибыль от всех видов деятельности, при этом под распределением понимается направление прибыли в бюджет и в различные фонды, формируемые на предприятии. Законодательно регулируется распределение той части прибыли, которая поступает в федеральный, региональные и местные бюджеты в виде налогов и других обязательных платежей Определение направлений использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, и установление конкретных сумм из прибыли, расходуемых на те или иные цели, находится в компетенции самого предприятия.
Порядок распределения и использования прибыли на предприятии во многом зависит от организационно-правовой формы предприятия, отражается в уставе предприятия и определяется положением, разрабатываемым экономическими и финансовыми службами предприятия и утверждаемым руководящим органом предприятия.
Система распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должна обеспечить финансовыми ресурсами расширенное воспроизводство на основе установления оптимального соотношения между средствами, направленными на потребление и накопление.
Фонд накопления формируется за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, сумм амортизации по основным средствам и нематериальным активам, а также за счет части средств финансового резерва предприятия и кредитных ресурсов (долгосрочных, целевых). Фонд накопления представляет собой средства, направленные на создание нового имущества или образующие фонд денежных средств для создания такого имущества в будущем.
Средства фонда накопления расходуются на следующие цели:
— финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующего производства, строительству новых объектов;
— проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
— погашение предоставленных банками кредитов и уплату процентов по ним;
— осуществление природоохранных мероприятий;
— подготовку и переподготовку кадров;
— прирост собственных оборотных средств или возмещение их недостатка;
— строительство и содержание объектов социальной сферы (жилья, детских учреждений, объектов здравоохранения, культуры и спорта).
Прибыль, направляемая на накопление, не обязательно должна быть полностью использована в том же году, в котором она получена. Прибыль, не использованная на увеличение имущества предприятия, представляет собой нераспределенную прибыль и является важным источником для развития предприятия в будущем.
Фонд потребления формируется за счет части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Фонд потребления — это те средства из прибыли, которые предназначены для финансирования мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений и приобретения иного имущества длительного пользования), материальному поощрению и для оплаты других аналогичных мероприятий.
Средства фонда потребления расходуются на следующие цели:
— выплату премий и вознаграждений по итогам года;
— выплату дивидендов по акциям и процентов по облигациям;
— выплату авторских вознаграждений и премий изобретателям и рационализаторам.
Средства фонда потребления также расходуются на цели, связанные с предоставлением трудовых и социальных льгот работникам.
Эти цели следующие:
— оплата дополнительных отпусков, в том числе женщинам, воспитывающим детей (сверх предусмотренных законодательством);
— надбавки к пенсиям, пособия уходящим на пенсию;
— стипендии студентам, направляемым на обучение за счет средств предприятия;
— оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии и т.д.;
— компенсация удорожания стоимости питания, предоставление его по льготным ценам или бесплатно работникам, а также детям в дошкольных учреждениях, санаториях, оздоровительных лагерях;
— материальная помощь работникам предприятия, в том числе направленная на улучшение их жилищных условий;
— оплата услуг учреждений здравоохранения;
— оплата медицинских страховок работников предприятия и пр.
Резервный фонд создается предприятиями на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторской задолженности и убытков.
Как правильно считать прибыль и в чем постоянно ошибаются предприниматели
Руководитель сервиса управления финансами компании Genplace о классических ошибках предпринимателей при определении прибылей и убытков. С примерами.
Продолжаю транслировать на vc.ru серию постов о том, как путем нехитрых расчетов можно использовать бухгалтерскую отчетность для принятия решений в бизнесе, из моего телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Финансовый учет и анализ — штука сложная, но даже без фундаментальных бухгалтерских знаний можно научиться пользоваться отдельными приемчиками. Сегодня речь пойдет о распространенных ошибках предпринимателей при определении финансового результата. Я буду говорить о классическом бухучете, но в управленческом учете это работает ровно так же.
Что такое финансовые результаты
Существует несколько видов прибыли, которые рассчитываются в бухгалтерском учете для понимания эффективности различных бизнес-процессов компании.
Прибыль от продаж (Operating Income) — это валовая прибыль минус расходы на хранение и продажу продукции (коммерческие расходы) минус расходы на управление компанией (управленческие расходы). Она показывает эффект от основной деятельности компании — продажи того, что она произвела. Убыток от продаж — неприятная штука, но от него часто получается уйти при наращивании объемов выпуска. Это называется эффект масштаба.
Прибыль до налогообложения (Income Before Tax) — это прибыль от продаж плюс прочие доходы минус прочие расходы. Прочие доходы и расходы не связаны с основной деятельностью компании. Если компания продает рога и копыта, то проценты за размещение свободных денег на депозите — это прочий доход, а стоимость новогоднего корпоратива — прочий расход. Прибыль до налогообложения характеризует эффект от всей деятельности компании, в который вносит свою лепту не только основная, но и прочая деятельность.
Чистая прибыль (Net Income) — прибыль до налогообложения минус налог на прибыль. Это то, что остается компании после Мишустина и его команды. Для спецрежимников вместо налога на прибыль вычитается налог по УСН или ЕНВД.
Нераспределенная прибыль (Retained Earnings) — чистая прибыль минус дивиденды учредителям. Часть чистой прибыли надо отдать учредителям за то, что они внесли свои активы в уставный капитал. Эта процедура называется распределением прибыли. С точки зрения учредителей в этом весь смысл существования компании. Но в первые годы учредители могут и не выводить дивиденды себе в карман, оставляя прибыль на развитие компании. Тогда чистая прибыль текущего года увеличивает нераспределенную прибыль, оставшуюся с прошлых лет.
Собственник может увидеть первые четыре вида прибыли с начала года в отчете о финансовых результатах. Нераспределенную прибыль за все время существования компании — в бухгалтерском балансе.
Вне бухучета можно считать и другие варианты финансовых результатов. Например, EBIT и EBITDA, о которых я подробно рассказывал на vc.ru. Но любой финрез считать бесполезно, если неправильно определять его составляющие — доходы и расходы.
Как считать доходы
1. Доходы появляются, когда компания получает любые активы, а не только деньги. Или, когда уменьшаются ее обязательства перед контрагентами.
2. Поступление активов или погашение обязательств будет доходом компании только если ее капитал станет больше. Это и есть увеличение экономических выгод. Чтобы увеличение активов стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение обязательств. Чтобы уменьшение обязательств стало доходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение активов.
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Сегодня покупатель забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда компания получила доход и сколько он составил?
Вчера на расчетном счете появилось 50 руб. Это предоплата за товар. Если компания не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с активом у компании появились обязательство. Для его погашения нужно отгрузить товара на 50 руб. или вернуть деньги покупателю. Экономические выгоды не увеличились. Поэтому вчера дохода у компании еще не было. Сегодня компания отгрузила товары покупателю. 50 руб. она получила вчера — сегодня эти деньги стали доходом, потому что обязательство погашено поставкой товаров. Сегодня компания получила еще один актив — дебиторскую задолженность покупателя. Еще 50 руб. Если покупатель ее не погасит, компания сможет взыскать долг в суде. Таким образом, сегодня компания получила доход 100 руб.
Вот еще пара ситуаций, когда поступление денег не является доходом. В отличие от предоплаты, эти деньги доходом не станут никогда.
Взят кредит. Деньги появились, но одновременно с обязательством по их возврату.
Получена оплата от покупателя с НДС. НДС — доход государства, а не компании. Подробнее — тут. Поэтому на сумму налога увеличились обязательства перед бюджетом.
Важно запомнить: Доход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут поступать раньше, позже или одновременно с получением дохода. Поступления могут вообще не быть связаны с доходами. В бухучете это называется допущением временной определенности фактов хозяйственной жизни. Поэтому планировать и учитывать доходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы не заработали.
Как считать расходы
1. Расходы возникают, когда компания отдает любые активы, а не только деньги. Или, когда увеличиваются ее обязательства перед контрагентами.
2. Выбытие активов или возникновение обязательств будет расходом компании только если ее капитал станет меньше. Это и есть уменьшение экономических выгод. Чтобы уменьшение активов стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее уменьшение обязательств. Чтобы увеличение обязательств стало расходом, нужно в результате сделки не получить такое же или большее увеличение активов.
Вчера продавец и покупатель договорились о купле-продаже партии товаров за 100 руб. Вчера же покупатель перечислил предоплату 50 руб. Сегодня он забрал со склада всю партию товара. Оставшиеся 50 руб. покупатель заплатит завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Когда покупатель понес расход и сколько он составил?
Вчера с расчетного счета ушло 50 руб. Это предоплата за товар. Если продавец не отгрузит товар, то предоплату придется вернуть. Значит, вчера вместе с выбытием одного актива (денежных средств) у компании появился другой актив (дебиторская задолженность). То есть меньше активов не стало и экономические выгоды не уменьшились. Поэтому вчера расхода у покупателя еще не было. Сегодня у покупателя появился новый актив — товары, которые он забрал со склада продавца. Их стоимость — не расход, потому что активов стало больше, а не меньше. То есть сегодня расхода тоже нет.
Так может расход появится завтра, когда покупатель выплатит вторые 50 руб.? Ведь активы-то уменьшатся. Нет. Сегодня мы получили товаров на 100 руб. Это не доход, потому что на эти же 100 руб. возникло обязательство перед продавцом. Частично оно погашено вчера, когда покупатель перечислил предоплату. Завтра оно будет погашено полностью. Покупатель останется при своих активах, просто они изменят форму: 100 руб. денежных средств поменяется на 100 руб. товаров.
Еще пример для закрепления понимания. Являются ли расходом выплаты по кредиту? При получении кредита возникает обязательство. При его погашении — обязательство списывается. Нет ни дохода, ни расхода. Но это относится только к телу кредита — сумме, которая была взята в долг. Проценты по кредиту — это увеличение обязательств перед банком, в обмен на которые вы не получаете никаких активов. Другие обязательства при этом не уменьшаются. Следовательно, начисленные проценты уменьшают экономические выгоды компании. Проценты — это расход. Причем расход этот возникает не когда проценты выплачиваются, а когда банк получает право их истребования по договору.
Важно запомнить: Расход никак не связан по времени с поступлением денег. Деньги могут выплачиваться раньше, позже или одновременно с признанием расхода. Выплаты могут вообще не быть связаны с расходами. Поэтому планировать и учитывать расходы нужно отдельно от планирования и учета платежей. Иначе можно потратить деньги, которые вы еще не заработали.
Когда получена прибыль
Вчера руководитель компании договорился о продаже товаров покупателю за 100 руб. Вчера же на расчетный счет компании поступила предоплата 50 руб. Оставшиеся 50 руб. покупатель обещает заплатить завтра — такой порядок оплаты зафиксирован в договоре купли-продажи. Руководитель тут же купил на оптовке всю партию товара, обещанную покупателю, за 40 руб. Сегодня покупатель забрал ее со склада. Когда компания получила прибыль и сколько она составила?
Вчера не было ни дохода, ни расхода. Поступившая предоплата уравновешена обязательством выплатить 50 руб., которое будет гаситься поставкой товара. А истраченные на закуп товара 40 руб. — не расход, потому что в обмен на денежные средства компания получила запасы на ту же сумму. Поэтому вчера прибыли еще не было.
Сегодня право собственности на товар перешло покупателю. Это значит, что актив выбыл безвозвратно. Экономические выгоды компании уменьшились на 40 руб., в которые обошлось его приобретение. Это — расход. В то же время обязательство перед покупателем исполнено полностью, а значит он должен продавцу 100 руб. в соответствии с договором. Эта сумма увеличивает активы продавца. 50 руб. уже перечислено вчера, еще 50 руб. пока существует в виде дебиторской задолженности. Поэтому сегодня продавец фиксирует доход 100 руб. Поступившие завтра деньги уменьшат дебиторку, но не приведут к увеличению экономических выгод. Это как переложить монетку из одного кармана в другой. Таким образом, уже сегодня известны доходы (100 руб.) и расходы (40 руб.). Разница между ними (60 руб.) — это прибыль. И она получена сегодня.
Отделение в бухучете денежных потоков от доходов и расходов важно для понимания реальной экономической ситуации в компании. Если считать все поступившие деньги своим доходом, а все выплаченные деньги — своим расходом, можно твердой рукой вести компанию к закрытию.
Предположим, что в примере 4 предоплата составила 100 руб., а на оптовке удалось купить товар за 120 руб., но с отсрочкой платежа до завтра. Если ориентироваться только на денежный поток, то вчера продавец получил доход 100 руб. Сегодня с деньгами ничего не происходило. Зато завтра расход составит 120 руб. И результатом операции станет убыток 20 руб. Но вчера доход был 100 руб., а расхода не было вовсе. Поэтому продавец предполагал, что все 100 руб. — это его прибыль. И потратил ее. А завтра он будет думать чем заплатить поставщику.
Одновременная фиксация дохода и расхода не дает принять желаемое за действительное. Из бухучета сразу по завершению операции виден ее финансовый результат. При этом понятно кто из сторон сделки сколько должен контрагенту. Предприниматель, который учитывает и планирует доходы и расходы отдельно от денежных потоков, понимает экономику своей компании и не тратит незаработанные деньги. Тот же, кто валит все в одну кучу, приближает себя к банкротству и достает главбуха главным бухгалтерским мемом: «Почему прибыль есть, а денег нет?»
Прибыль есть, а денег нет
Чтобы не стать персонажем этой сказки достаточно понимать, что финансовый результат и денежный поток нужно рассматривать в комплексе. Если смотреть на них по отдельности, легко принять желаемое за действительное.
Компания оказывает услуги. За месяц от покупателей поступило 100 руб. Из них 70 руб. ушло на зарплату и аренду. На расчетном счете осталось 30 руб. Это прибыль? Вовсе не обязательно!
Вариант 1. В этом месяце было оказано услуг на 300 руб. Из них 100 руб. поступили на расчетный счет, еще 200 руб. остались в виде дебиторской задолженности. Она станет деньгами только в следующем месяце, а доходом является уже сейчас. Значит, прибыль составила 230 руб. А вот денег в конце месяца осталось только 30 руб. Прибыль есть, а денег нет!
Вариант 2. Все поступившие 100 руб. — это предоплата. Услуги в счет нее еще предстоит оказать. Пока это не доход: если услуга не будет оказана, деньги придется вернуть. 70 руб. зарплаты выплачивалось за работу, выполненную в прошлом месяце. Это уже не расход. Но за этот месяц предстоит выплатить сотрудникам и арендодателю еще 70 руб., а это уже расход — они свои обязательства за месяц выполнили. Значит, убыток составил 70 руб. Деньги есть, а прибыли нет!
Для того, чтобы не принять чужие деньги за прибыль, а кассовый разрыв за убыток в бухучете придуманы два отчета.
Не путайте расходы с затратами
Затраты — это категория, которая в правовом поле не определена. Но через нее определяются другие категории. Например, ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» предписывает принимать запасы к учету по фактической себестоимости, а это «сумма фактических затрат организации на приобретение». Похожие отсылки встречаются и в других нормативных документах. В международных стандартах затраты (Cost) также не расшифровываются. Но на Западе все понимают cost примерно одинаково — уровень экономической подготовки среднего бухгалтера там значительно выше, да и терминология выстраивалась веками. А у нас подмена понятий идет даже на уровне минфиновской нормативки.
Затраты — это стоимость потребленных ресурсов. Купили материалы — затратами будет цена приобретения. Начислили зарплату — образовались затраты в сумме обязательства перед работником. Но при этом далеко не очевидно, что экономические выгоды компании уменьшились, и надо признавать расход.
Компания производит тортики. Позавчера были куплены продукты на 300 руб. Вчера из этих продуктов начали делать 3 тортика. Сегодня испекли 2, еще 1 только предстоит отправить в духовку. Зарплата кондитера за 2 готовых тортика составила 200 руб., за 1 незаконченный — 70 руб. Для простоты будем считать, что больше никаких затрат не было. 1 из 2 испеченных тортиков сегодня продали, второй пока стоит в холодильнике.
Тортик № 1: изготовлен и продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 200 руб., т.к. актив (тортик) выбыл. Теперь это актив покупателя.
Тортик № 2: изготовлен и не продан. Затраты составили 200 руб. (100 руб. — продукты и 100 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (готовая продукция). Экономические выгоды не изменились.
Тортик № 3: изготовлен не полностью. Затраты составили 170 руб. (100 руб. — продукты и 70 руб. — зарплата). Расходы — 0 руб. Актив остался у нас. Фактически мы обменяли один актив (деньги) на другой (незавершенное производство). Экономические выгоды не изменились.
Всего затраты за месяц составили 570 руб., а расходы только 200 руб. Оставшиеся 370 руб. капитализировались в активах. Они станут расходами, когда мы продадим оставшиеся тортики.
Если цена тортика 250 руб., то доходы за период составили 250 руб. Вычитая из них расходы, получим прибыль 50 руб. И это настоящая прибыль: мы поменяли актив, стоимостью 200 руб., на 250 руб. денег.
Вычитая затраты, получим убыток 320 руб.? Нет! Это не убыток. Завтра мы продадим оставшиеся 2 тортика за 300 руб. и заработаем на каждом по 50 руб. Если мы будем считать 320 руб. капитализированных в стоимости тортиков затрат расходами, то можем решить, что делать тортики — плохой бизнес. И отказаться от выгодного направления.
Не вычитайте затраты из доходов — это бессмысленное и вредное занятие.
Итого:
Чтобы правильно считать финансовые результаты, необходимо отделить денежные потоки от доходов и расходов и фиксировать прибыль в момент изменения экономических выгод. Неважно где это происходит: в классическом бухучете или в управленке. Без такого разделения вы не владеете информацией о реальном финансовом состоянии бизнеса.
Впервые материал опубликован на vc.ru.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина