На что указывает категория вида в русском языке
Совершенный и несовершенный вид глагола
Узнаем что такое совершенный и несовершенный вид глагола. Приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида. Укажем видовые пары глаголов, имеющих разные корни.
Речь пойдет о глаголе и об одной из его постоянных характеристик — о грамматической категории вида.
Прежде вспомним, какие слова называются глаголами.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать? и пр. Например:
Что такое вид глагола?
Категория вида является специфической грамматической характеристикой слов этой части речи.
Каждая глагольная форма обязательно обладает видом. В русской морфологии различают у глаголов два вида:
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Они называют
Например:
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Эти слова обозначают
Например:
Как определить вид глагола
Первый способ — вопрос
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы что делать? что делает? что делали? и т. д.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы что сделать? что сделает? что сделали? и т. д.
Второй способ — слово «буду»
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Многие однокоренные глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но различаются грамматическим значением вида, например:
(что сделать?) решить — (что делать?) решать.
Такие глаголы составляют видовые пары, различающиеся словообразовательными морфемами:
1. суффиксами
2. приставками
Таблица
НЕСОВЕРШЕННЫЙ ВИД | СОВЕРШЕННЫЙ ВИД |
---|---|
слушать | послушать |
читать | прочитать |
писать | написать |
пить | выпить |
готовить | приготовить |
Отдельные видовые пары могут различаться только ударением, например:
При образовании глаголов несовершенного вида может происходить в корне чередование согласных и гласных, например:
Упомянем видовые пары глаголов, различающиеся корнями (супплетивизм):
Отметим, что существуют одновидовые глаголы совершенного или несовершенного вида:
Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности в зависимости от контекста:
Видеоурок
Совершенный и несовершенный вид глагола
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Основные определения
Сначала вспомним, что такое глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?
что будет делать? споет.
Вид в русском языке — это постоянный грамматический признак глаголов, который подходит спрягаемым глаголам, инфинитиву, деепричастиям и причастиям. Он показывает, как некоторое действие глагола протекает во времени:
завершенное и единовременное (прочитал, прошел)
незавершенное и повторяемое (живет, делает).
Какие бывают виды глаголов в русском языке:
Сейчас узнаем, что такое совершенный и несовершенный вид глагола и приведем примеры глаголов совершенного и несовершенного вида.
Глаголы совершенного вида
Глаголы совершенного вида в неопределенного форме отвечают на вопрос: что сделать?
У глаголов совершенного вида есть две временные формы:
будущее простое время.
В любой временной форме они называют:
действие, которое ограничено каким-либо пределом;
результат, законченность действия или отдельного этапа.
Примеры глаголов совершенного вида:
что сделал? присел — прошедшее время, действие закончено и было сделано один раз, то есть не повторялось;
что сделают? поговорят — будущее простое время, действие будет сделано и не повторится.
что сделать? закрыть, оплатить, выступить;
что сделать? обозначить, ответить, упростить.
Еще глаголы совершенного вида могут обозначать действия, которые уже начались или вот-вот должны начаться: заговорил, заговорю.
Глаголы несовершенного вида
Глаголы несовершенного вида в неопределённой форме отвечают на вопрос: что делать?
У глаголов несовершенного вида есть три временные формы:
будущее сложное время.
действие в протяженности, без указания на его предел;
В любой временной форме они обозначают повторяющееся или продолжающееся действие, без указания на то, было ли это действие завершено.
Примеры глаголов несовершенного вида:
что делал? прыгал — прошедшее время, действие могло повторяться несколько раз и неизвестно, был ли достигнут результат;
что делают? смотрят — настоящее время, действие продолжается и неизвестно, сколько времени уже длится действие и сколько ещё будет длится;
что буду делать? буду танцевать — будущее сложное время, действие может повторяться и нет признаков того, что оно будет завершено.
что делать? говорить, красить, бегать;
что делать? тащить, идти.
Еще глаголы несовершенного вида могут обозначать действия, которые начинались, начинаются или будут начинаться: смотрел, смотрю, буду зажигать.
Теперь мы знаем, на какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида. А вот и шпаргалочка, чтобы закрепить и усвоить разницу двух видов:
Образование видов глаголов
От глаголов несовершенного вида можно образовать разными способами глаголы совершенного вида.
Добавление приставки: читать — почитать, сидеть — досидеть.
Отбрасывание суффиксов: давать — дать, спасать — спасти.
Замена суффиксов: решать — решить, прыгать — прыгнуть.
Замена суффиксов и чередование букв в корне: прощать — простить, засыхать — засохнуть.
При образовании глаголов несовершенного вида в корне возможно чередование согласных и гласных: опоздать — опаздывать, изложить — излагать, защитить — защищать.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Определить вид глагола
Если вы сомневаетесь, как понять, какой перед вами вид глагола: совершенный или несовершенный — воспользуйтесь этими способами:
Как определить вид глагола
Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делает? что делали?
Примеры: готовить, готовит, готовили.
Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделает? что сделали?
Примеры: обнять, обнимет, обняли.
Подставить слово «буду».
К глаголам несовершенного вида можно подставить слово «буду». Вот так: танцевать — буду танцевать.
К глаголам совершенного вида слово «буду» подставить нельзя. Например: сыграть — нельзя сказать «буду сыграть».
Теперь можно без труда рассказать одноклассникам, как определить вид глагола в русском языке.
Примеры пар глаголов совершенного и несовершенного вида
Видовая пара — это глаголы, у которых есть форма совершенного и несовершенного вида.
Некоторые глаголы русского языка имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматическим значением вида. Например: что сделать? решить, что делать? решать.
Такие видовые пары различаются способом словообразования:
Через суффикса: бросить — бросать, встретить — встречать, обидеть — обижать, достигнуть — достигать, решать — решить.
Через приставку: готовить — приготовить, звать — назвать, работать — переработать, говорить — поговорить, читать — дочитать.
Видовые пары глаголов могут различаться:
засыпа́ть — засы́пать, разреза́ть – разре́зать.
что делать? ловить — что сделать? поймать;
Вид глагола может зависеть от контекста предложения. Например:
Она сейчас (что делает?) ночует у подруги. — Настоящее время, несовершенный вид.
Она завтра (что сделает?) ночует у подруги. — Будущее время, совершенный вид.
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить, обещать, использовать, атаковать и другие. Двувидовые глаголы могут обозначать как законченное действие, так и действие в протяженности.
1. Устройство категории вида
Значение совершенного и несовершенного вида тесно связаны с лексическим значением.
Совокупность глаголов совершенного вида, представляющих ситуацию как событие (хлынуть, понять, сжечь) или, в ряде специальных случаев, ограниченный во времени процесс или состояние (постоять, простоять, поболеть, проболеть), противопоставляется совокупности глаголов несовершенного вида, представляющих ситуацию как длительную или неохарактеризованную в отношении длительности (класть, делать, решать). В отличие от времени, вид не локализует ситуацию на временной оси, хотя в своих неосновных значениях может выражать временную упорядоченность (см. Несовершенный вид / п. 3.2.2. Нарратив).
Несколько иначе, чем для финитных форм, устроено видовое противопоставление в формах причастий и деепричастий, см. п. 2.2, а также статьи Причастие, Деепричастие. В частности, в презенсе совершенного вида причастия (типа пойдущий) не считаются нормативными, а деепричастия отсутствуют.
Видовое противопоставление релевантно также для некоторых отглагольных имён (в основном для имён ситуаций: чтение – прочтение, гораздо реже для имён деятеля: спаситель – спасатель). Тем не менее, число таких отглагольных имен крайне ограниченно, в частности по сравнению с другими славянскими языками, например, польским [Иванникова 1972], [Rozwadowska 1992], [Пазельская 2009].
При описании семантики вида обычно используется понятие видовой пары – пары глаголов совершенного и несовершенного видов, проявляющих значительную общность лексического значения (делать – сделать, прыгать – прыгнуть, обрабатывать – обработать) [Зализняк, Шмелёв 2000: 45–52], [Шатуновский 2009: 11–17], о критериях видовой парности см. п. 3.2. Содержание видового противопоставления при этом различно у различных пар глаголов. Например, сделать – достижение конечного результата действия делать, а прыгнуть – однократное действие в сравнении с многократным прыгать [Маслов 1948], [Гловинская 1982], [Булыгина, Шмелёв 1989], [Падучева 1996], подробнее см. п. 3.3. В связи с этой семантической неоднородностью понятие видовой пары некоторыми исследователями ставилось под сомнение, что вызвало продолжительную дискуссию, см. [Зализняк, Микаэлян, Шмелёв 2010].
Бинарная трактовка вида сложилась в конце XIX в. Существует также тернарная трактовка славянского вида, при которой «вторичный имперфектив» (как, например, прочитывать в ряду читать НСВ > прочитать СВ > прочитывать НСВ), который семантически сдвинут в сторону итератива (повторяющегося действия), рассматривается как «третий вид» [Иванчев 1971].
Особый статус имеет реликтовая группа т.н. моторно-кратных глаголов – глаголов ненаправленного или повторяющегося движения: ехать – ездить, лететь – летать, бежать – бегать, супплетивное идти – ходить). Моторно-кратные глаголы образуются при помощи тех же механизмов, что и вторичные имперфективы от приставочных глаголов движения совершенного вида (ср. зайти – заходить, вылететь – вылетать), но сохраняют тот же несовершенный вид, что у глаголов направленного движения (идти, лететь). Подробнее о моторно-кратных глаголах см. п. 2.1.2.
Существуют несколько точек зрения на устройство категории вида с точки зрения словоизменения / словообразования (см. Грамматическая категория):
Лексикографическая традиция реализует элементы видовых пар как разные словарные входы, с описанием лексического значения видовых пар только в одной статье, но с оформлением другого члена видовой пары как отсылочной статьи. В статье [Булыгина, Шмелёв 1989] рассмотрены различные типы семантического соотношения между элементами видовой пары и показано, что такого лексикографического описания для них недостаточно.
Вид имеет как свойства, говорящие в пользу словообразовательной трактовки, так и свойства, говорящие в пользу словоизменительной трактовки:
2. Морфология
2.1. Морфологическое выражение вида
По виду охарактеризованы все глагольные словоформы русского языка, кроме, возможно, глагола быть, демонстрирующего отдельные свойства обоих видов, и двувидовых глаголов (см. п. 2.3) во многих контекстах.
Определённого показателя (способа выражения) вида в русской морфологии нет. Видовые значения (обычно вместе с другими) выражаются различными средствами:
Вид – соотносительная категория (см. Грамматическая категория); сами по себе аффиксы не выражают видового значения, которое маркируется различием между множествами глаголов СВ и НСВ. Изменение вида выражается фактом перехода глагола из одной словообразовательной модели в другую, и этот переход может быть неоднократным (брать – собрать – собирать – насобирать).
Закрытый список непроизводных глаголов относится к совершенному виду (список см. в статье Совершенный вид). Остальные непроизводные глаголы относятся к несовершенному виду.
С морфологической точки зрения как форма НСВ может быть образована от формы СВ (обработать – обрабатывать), так и форма СВ от формы НСВ (делать – сделать). Основные морфологические процессы, выражающие вид – перфективация и имперфективация, то есть, соответственно, образование глагола совершенного вида от несовершенного и образование несовершенного вида от глагола совершенного вида. В том числе возможна и т.н. вторичная имперфективация – образование глагола несовершенного вида от глагола совершенного вида, в свою очередь образованного путем перфективации. Важную роль играет порядок присоединения морфем: так, глаголы побывать и забывать имеют идентичную морфологическую структуру, однако относятся к разным видам; первый образован путём приставочной перфективации бывать, второй – суффиксальной имперфективации забыть.
2.1.1. Перфективация
Основным способом перфективации является присоединение к глаголу НСВ приставки, которая, помимо вида, обычно выражает также определённое словообразовательное значение. Так, в глаголах совершенного вида зашуметь, прошуметь, отшуметь приставки за-, про- и от-, наряду со значением совершенного вида, представлены также собственные значения – начало ситуации, ограниченность ситуации некоторым временным отрезком, окончание действия. В ряде случаев, сравнительно немногочисленных (например, сделать, распилить), значение приставки считают «чистовидовым», то есть выражающим только вид (но не собственную семантику). Но существует и альтернативная интерпретация подобных примеров: т.н. гипотеза Вея–Схоневелда (по имени чешского и нидерландского славистов, выдвинувших сходные идеи в 1940–1950-е годы) объясняет такой феномен совпадением собственной семантики приставки и корня. Так, приставка с- означает объединение, изготовление из частей (собрать), а раз- – разделение (разнести), что совпадает со значением корней делать и пилить соответственно.
Префиксальное выражение грамматических значений в целом нетипично для русского языка. Другим примером могут быть разве что приставочные формы степеней сравнения: наи-больший, по-больше от большой (см. Сравнительная степень).
(1) И тут резко дунул ветер. [Ю. О. Домбровский. Факультет ненужных вещей (1978)]
(2) Вождь всё это очень здорово учёл, он десять раз отмерил, а потом уж резанул. [Ю. О. Домбровский. Хранитель древностей (1964)]
2.1.2. Имперфективация
Имперфективация выражается суффиксально. Некоторые глаголы совершенного вида имеют несколько дериватов несовершенного вида, образованных с помощью разных суффиксов: приготовить – приготовлять, приготавливать. См. Несовершенный вид / п. 1.3. Множественная имперфективация.
Имеется два ряда глаголов несовершенного вида, обозначающих движение. Глаголы первого ряда обозначают направленное движение (шел в школу, летели на юг). Глаголы второго ряда (так называемые моторно-кратные) имеют значение повторяющегося движения (итератив: каждый день он ходил по улице), привычности ситуации (он ходил в школу), разнонаправленного движения (он сегодня утром ходил на базар). Всего таких пар тринадцать: бежать – бегать, везти – возить, вести – водить, гнать(ся) – гонять(ся), ехать – ездить, идти – ходить, катить(ся) – катать(ся), лезть – лазить, лететь – летать, нести(сь)– носить(ся), плыть – плавать, ползти – ползать, тащить(ся) – таскать(ся).
Моторно-кратные глаголы, сочетаясь с перфективирующими приставками направления, не образуют при этом глаголов СВ, сохраняя несовершенный вид (перелетать, отбега́ть; по А. Д. Шмелёву, они образованы от соответствующих приставочных глаголов СВ: перелететь, отбежать). В сочетании с приставкой с- большинство из них (сбегать, свозить, сводить, съездить, сходить, скататься, слазить, слетать, сплавать, сползать) образуют глаголы СВ со значением двунаправленного движения с возвращением в исходную точку:
(3) Многим слетать в космос хочется, а это дороже стоит― 20 миллионов долларов. [«Известия» (2002)]
Ср. также языковую игру с фразеологизмом выйти замуж:
(4) Она уже, как говорится, сходила замуж один раз. [Г. Я. Бакланов. В месте светлом, в месте злачном, в месте покойном (1995)]
Подробнее о перфективации и имперфективации см. в разделах Морфология в статьях Совершенный вид и Несовершенный вид.
2.2. Набор форм
Набор форм у глаголов несовершенного вида и у глаголов совершенного вида различен и асимметричен с морфологической и семантической точек зрения. Так, морфологически одинаково построенные формы презенса (см. Время) интерпретируются для глаголов НСВ как формы настоящего времени (пишет), а для глаголов совершенного вида – как формы будущего времени (напишет).
Таблица 1. Примеры сочетания вида с различными грамматическими значениями
совершенный вид
несовершенный вид
прошедшее время изъяв. накл.
Категория вида глагола
Грамматическим содержанием категории вида глагола является отношение действия к его внутреннему пределу. Это понятие позволяет разграничивать два соотносительных грамматических значения — совершенный и несовершенный вид.
Глаголы совершенного вида обозначают действие целостное, достигшее своего внутреннего предела или стремящееся к нему, глаголы несовершенного вида – действие нацеленное (которое можно членить на фазы), в его течении. Например: открываю дверь (несовершенный вид) – открою дверь (совершенный вид), открывал дверь (несовершенный вид) – открыл дверь (совершенный вид).
Значение вида у глагола может выражаться как формами слова (решать – решить), так и разными словами (играть – разыграть). В первом случае категория вида выступает как словоизменительная, во втором — как классифицирующая грамматическая категория.
В русском языке в морфемной структуре глагольной словоформы нет четких формальных показателей вида. Например, читать (несовершенный вид) и купить (совершенный вид), тянуть (несовершенный вид) и толкнуть (совершенный вид), отпускать (несовершенный вид) и нахватать (совершенный вид). Кроме того, глаголы типа казнить, молвить, велеть могут иметь значения и несовершенного и совершенного вида (двувидовые глаголы): казнить — нельзя помиловать.
Категория вида – одна из особенностей русского глагола. Все глаголы в русском языке имеют значение вида. Но при этом одни имеют обе формы вида (бросать – бросить), другие – форму только совершенного вида (ринуться) или несовершенного вида (чествовать), третьи совмещают значения и несовершенного, и сов. вида (казнить).
Таким образом, в отношении противопоставленности глагольных форм по виду можно выделить две группы глаголов:
• с выраженным противопоставлением по виду;
• с невыраженным противопоставлением по виду (одновидовые глаголы).
Промежуточное положение между этими двумя группами занимают глаголы типа казнить (двувидовые глаголы), которые, с одной стороны, формально не образуют видовой пары, а с другой стороны, способны реализовать значения обоих видов.
Основу грамматической категории вида составляют глаголы с выраженным противопоставлением по виду, т. е. глаголы, имеющие видовую пару, способные вступать в отношения видовой корреляции (противопоставления). В видовую корреляцию вступают две соотносительные формы одного и того же глагола, тождественные по лексическому значению. Установлено, что только 60% рус. глаг-ов имеют видовую пару.
В современном русском языке можно выделить два направления видовой корреляции: перфективацию и имперфективацию.
Перфективация – это образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида. В качестве средств перфективации выступают:
• префиксы (строить – построить, ржаветь – заржаветь, терзать – растерзать, мужать – возмужать, пугать – испугать, делать – сделать и др.). В данных образованиях префиксы выполняют чисто грамматическую функцию, переводя один и тот же глагол из несовершенного вида в совершенный. Далеко не каждый префикс, присоединяясь к глаголу, выполняет чисто видовую функцию. Например, в ряду слов делать, сделать, наделать, переделать, выделать, проделать только префикс с- является чисто видовым, а остальные префиксальные образования отличаются от глагола делать не только видом, но и лексическим значением. В то же время не каждый глагол с префиксом с- образует видовую пару. Так, глаголы списать, сбежать, смахнуть и другие не вступают в видовую корреляцию с соответствующими беспрефиксными глаголами;
• суффикс -ну- (прыгать – прыгнуть, стучать – стукнуть, дуть – дунуть и др.); в глаголах совершенного вида имеет значение однократности действия;
• префикс и суффикс (кланяться – поклониться, глотать – проглотить и др.);
• супплетивизм (брать – взять, ловить – поймать, говорить – сказать, класть – положить и др.). Члены данных видовых пар восходят к разным словам, поэтому глагол совершенного вида является условно производным от глагола несовершенного вида.
Имперфективация – это образование глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида. Средством имперфективации служит суффикс (рассказать – рассказывать, подмигнуть – подмигивать, застрять – застревать, раскрыть – раскрывать, ослабеть – ослабевать, подрасти – подрастать, пренебречь – пренебрегать, помочь – помогать и др.), а в единичных случаях префикс и суффикс (купить – покупать).
Отдельные видовые пары глагола могут объединяться в видовую цепь.Глаголы читать – прочитать и прочитать – прочитывать образуют видовую цепь: читать (несовершенный вид) – прочитать (совершенный вид) – прочитывать (несов. вид).
В современном русском языке выделяется группа глаголов совершенного и несовершенного вида, которые не имеют видовой пары и называются одновидовыми.К одновидовым глаголам совершенного видаотносится большая группа приставочных глаголов, отличающихся от соответствующих бесприставочных глаголов временными, количественными или количественно-временными характеристиками действия. К таким характеристикам относятся:
• начало действия (зашуметь, запрыгать, заскучать, побежать, поплыть, подуть);
• оконченность длившегося какое-то время действия (проплавать, прожить, пролежать, пробегать и др.);
• прекращение длительного действия (отъездить, отбегать, отплавать, отпустить, отвоеваться и др.);
• ослабленность, умеренность, неполнота действия (попить, погулять, поплавать, посидеть и др.);
• предельная полнота, интенсивность действия (попадать, поразгонять, пооткрывать и др.);
• полное удовлетворение, пресыщенность действием (накричаться, наплясаться, нареветься, намечтаться и др.);
• достижение результата действия, имеющего разного рода последствия (доболтаться, допрыгаться, изголодаться, уходиться и др.).
• начало интенсивного проявления действия (разреветься, размечтаться, разволноваться, взыграть, взреветь и др.);
• мгновенность действия (глаголы с суффиксам -ну: грянуть, хлынуть, ринуться, очнуться, рухнуть, кануть).
К одновидовым глаголам несовершенного видаотносится большая группа бесприставочных глаголов со следующими значениями:
• состояния (спать, лежать, стоять);
• движения (ездить, бегать, бежать);
• действия лица по занимаемой должности, профессии (слесарничать, сапожничать);
• а также приставочные глаголы типа приплясывать, припевать, подвизгивать;
• значения длительно-прерывистого, ослабленного в своем протекании действия (похаживать, посвистывать, попивать и др.).
Двувидовые глаголы, число которых в современном русском языке постоянно растет, реализуют в контексте значение либо совершенного, либо несовершенного вида. Например: Только в следующем году ученые исследуют этот минерал (совершенный вид); Ученые будут исследовать этот минерал (несовершенный вид).
К двувидовым глаголам относятся слова древнего происхождения (типа казнить, венчать, велеть), более позднего происхождения (типа миновать, организовывать, исследовать), а также слова на -овать, заимствованные из других языков или образованные от иноязычных и русских основ (атаковать, гарантировать, моторизовать, яровизировать и др.).
Как правило, одни двувидовые глаголы (особенно позднего происхождения) тяготеют больше к выражению значения совершенного вида (арестовать, конфисковать и др.), другие – к выражению значения совершенного вида (регулировать, демонстрировать и др.). Значение другого вида в таких глаголах все чаще реализуется через новое видовое образование (арестовать – арестовывать, конфисковать – конфисковывать, регулировать – отрегулировать, демонстрировать — продемонстрировать). Не следует подобные двувидовые глаголы переводить в группу глаголов, имеющих видовую пару, т.к параллельный по значению глагол возник только для одного из видов двувидового глагола.
С грамматической категорией вида, охватывающей все глаголы без исключения, тесно связаны семантико-словообразовательные группы глаголов, которые называются способами глагольного действия. В способы глагольного действия объединяются префиксальные и суффиксальные глаголы (чаще всего одновидовые), выражающие тот же самый процесс, что и соответствующие им непроизводные глаголы, но конкретизирующие его с точки зрения временной или количественной определенности. Например, заиграть (начало действия), проиграть весь день (оконченность длившегося какое-то время действия), отыграть свое (прекращение длительного действия), игрывал (неоднократная повторяемость действия), поиграть (ослабленное, умеренное, неполное действие), наиграть определенное количество чего-либо (большое накопление чего-либо в результате действия), наиграться (полное удовлетворение, пресыщенность действием), доиграться (чрезмерность действия, которое приводит к отрицательным последствиям), разыграться (начало интенсивного проявления действия), поигрывать (длительно-прерывистое, ослабленное в своем протекании действие) и т. д.
Способы глагольного действия делятся на временные, количественные и количественно-временные.
Если ядро грамматической категории вида составляют глаголы, имеющие видовую пару, то способы глагольного действия охватывают, в основном, одновидовые глаголы.