На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт кратко
На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт кратко
Сочинения по произведениям :
Сочинения по произведениям авторов:
Объясните значения слов и словосочетаний: бряцает, булава; богатые сени; нутро.
На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт?
Алексей Константинович переосмыслил образ богатыря, показав его мудрым, гордым, сдержанным человеком.
Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире? Из-за чего поселилась в сердце обида?
Автор показывает, как неуважение способно оттолкнуть даже самого верного товарища. Восклицательные предложения передают эмоциональное состояние героя, испытывающего обиду от того, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых заслугах.
«обнес меня ты чарой в очередь мою». Такого пренебрежения гордый муж вытерпеть не смог. Он не стал высказывать Владимиру все, что думает о случившемся, а поступил мудро: просто покинул княжий двор.
Почему Илье Муромцу «душно в Киеве», отчего там у него «киснет кровь»?
Что и почему заставило «старика» «просветлеть»?
Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у князя — в этом заключена жизненная позиция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев лицом, с наслаждением вдыхает запахи природы, воздух свободы, дикой воли и продолжает свой путь.
Как вы думаете, с какой целью А.К. Толстой обращается к былине и чем его баллада отличается от первоисточника?
В основу произведения положена народная былина «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром». Алексей Константинович переосмыслил образ богатыря, показав его мудрым, гордым, сдержанным человеком. Богатырь не стал высказывать Владимиру все, что думает о случившемся, а поступил мудро: просто покинул княжий двор. В народном варианте Илья Муромец пытался отомстить князю, стреляя из лука по «маковкам золоченым».
ГДЗ по литературе 7 класс учебник Меркин часть 1 страница 40
1. Прочитайте балладу А.К. Толстого «Илья Муромец».
2. Объясните значения слов и словосочетаний: бряцает, булава; богатые сени; нутро.
3. На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт?
В произведении «Илья Муромец» автор притягивает внимание читателя к главному герою, описывая его характер через поступки и мысли. По первым строкам можно увидеть ворчливость Ильи:
«И ворчит Илья сердито:
Сам Илья Муромец называется себя неприхотливым, нетребовательным. Он может довольствоваться малым, проявляя самоуважение и гордость:
«Я мужик неприхотливый,
4. Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире? Из-за чего поселилась в сердце обида?
Илья произносит эту фразу, когда уходит с княжеского двора. Ему чужды пиры, гулянья и роскошь. Все, что ему нужно – кус хлеба. Князья только и делают, что гуляют, а Илья это презирает. Заменить его за столом есть кому, а вот только сила его единственна.
5. Почему Илье Муромцу «душно в Киеве», отчего там у него «киснет кровь»?
6. Что и почему заставило «старика» «просветлеть»?
Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у князя — в этом заключена жизненная позиция героя. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев лицом, с наслаждением вдыхает запахи природы, воздух свободы, дикой воли и продолжает свой путь.
7*. Как вы думаете, с какой целью А.К. Толстой обращается к былине и чем его баллада отличается от первоисточника?
Отличие от Лермонтова («Песня про царя Ивана Васильевича. »), Гоголя («Тарас Бульба»), обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После бала» восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут в настоящем, лишь слегка видоизменившись, что прошлое с его социальным неравенством, жестокостью, несправедливостью незримо присутствует в дне сегодняшнем (время написания рассказа), что необходимо обновление жизни. В рассказе перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой (40-е годы XIX века, эпоха Николая I), и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных, философских проблем, вопросов морали (900-е годы).
8. Послушайте выразительное чтение баллады. Как вы думаете, удалось ли чтецу верно передать характер героя?
1. Характерным признаком народных песен является наличие постоянных эпитетов. Они прочно прикрепляются к определённым словам и повторяются в различных песнях. Выпишите из приведённых песен словосочетания с постоянными эпитетами.
Масленница дорогая, высок терем, молодочка молодая, сизая голубка, во сыром бору, сизовым крылом, ситцевым платком, дорожка наторенная, красной девки, сударушка любезная, девчонка зарученная, молодой солдат
2. Одной из примет народной песни являются повторы. Внимательно рассмотрите образцы приведённых песен. Выпишите повторы. Какую роль они играют?
3. Какую из приведённых лирических песен исполнял юноша, а какую пела девушка? Аргументируйте свой ответ.
4. Чем лиро-эпическая песня отличается от лирической?
Лиро-эпическая народная поэзия совмещает в себе особенности лирических и эпических произведений. В ней присутствуют переживания лирического персонажа и одновременно развивается сюжет. Всегда в отличии от лирической песни видны основные элементы фабулы: завязка, кульминация, развязка.
5*. Познакомьтесь с текстами других народных песен. К какому виду народных песен они относятся?
Возвращаясь к теме
Какие фрагменты из «Повести временных лет» вы уже читали? Какие события в них отражены?
«Повесть о Никите Кожемяке»
«Повесть о Константине (Кирилле) и Мефодии»
«Наставления Ярослава Мудрого»
«Поучение Владимира Мономаха»
«Повесть о Вещем Олеге»
1. Почему «Начальная русская летопись» стала называться «Повестью временных лет»?
-Так как она развивалась и расширялась. Поэтому и стала называться повестью временных лет, тем самым как устоявшиеся название
-Уникальность написания, объединение в себе нескольких жанров (как повесть, быль, сказ, легенда и т.п), красочное представление древнерусского фольклора и по праву ценное достояние русской литературы и по сей день
-О передаче исторических событий, что бы об этом узнали и другие. Демонстрация литературного мастерства и как материал для современного изучения
2. В чём состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»?
В чем состоит художественное своеобразие «Повести временных лет»:
«Повесть временных лет» создана в возвышенном стиле. Так, в стиле монументального историзма рассказывается о периоде правления Ярослава Мудрого и его потомка Всеволода. Автор подчеркивает важность всех битв, вспоминает о былой славе. Удивительным кажется то, что в летописи присутствуют тексты народных преданий, которые служат своеобразной «разбавкой» сюжета.
3. О чём заботились летописцы при создании своего труда?
Летописцы, создавая свои писания, выполняли колоссальный труд. Их работой было описывать все события современности, для того чтобы донести информацию до будущих поколений, бытует мнение, что частично информация искажалась, поскольку живописцы служили у князей и вынуждены были немного приукрашивать деяния своего князя. Она старались, чтобы в их руки попали труды предшественников, исторические документы, включая завещания князей, жития святых и другое, чтобы наиболее точно описать исторические события. Именно об наиболее достоверном воспроизведении событий заботились летописцы.
1. Запишите ключевые слова, которые понадобятся вам для близкого к тексту пересказа этого фрагмента из «Повести временных лет».
2. Как вы думаете, зачем Олег поехал смотреть на кости своего коня?
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
3. Как в этом летописном отрывке раскрыта тема судьбы? Можно ли основной идеей считать мысль о неизбежности того, что предначертано человеку? Аргументируйте свой ответ.
4. «“Повесть временных лет” сдержанна и немногословна», — пишет Т.Н. Михельсон. Подтвердите этот тезис характеристикой языка летописной записи «. И вспомнил Олег коня своего. ».
1. Подготовьте развёрнутый рассказ об одном из героев «Повести о Петре и Февронии Муромских». Для своего рассказа заранее подберите и запишите ключевые слова и словосочетания.
В «Повести. » меня более всего тронула судьба Февронии, о ней я хочу написать свой рассказ.
Но, даже став княгиней, Феврония ведет себя скромно и благочестиво. Она уважительно относится к своему мужу, к окружавшим ее боярам. Даже, когда те жестоко выдворяют ее из Мурома, она смиренно уходит, согласившись оставить город, если ее драгоценный супруг последует вместе с ней.
Такая преданность супругу без желания раствориться в нем, кажется мне единственно верным, православным подходом к браку. Может быть, поэтому история о Петре и Февронии смогла пережить века и до сих пор привлекает христиан всего мира своей поразительной чистотой и святостью.
2. Разделите «Повесть. » на части. Найдите в каждой части элементы фабулы.
1. Рассказывается о том, как к невестке П. стал ходить змей в образе её мужа. Пётр убивает его, достав Агриков меч, но заболевает из-за крови змея, попавшей на него.
2. Князь Пётр во время поиска лекаря встречается с Февронией, которая соглашается ему помочь, если тот на ней женится. Лечение проходит успешно. Однако Пётр солгал и отказался женится на Февронии, после чего его кожа вновь покрывается струпьями. Феврония вновь вылечивает его, ставя то же условие. Герои женятся.
3. Муромские бояре выгоняет Февронию из города, которая забирает с собой мужа. Бояре не могут сами справится с управлением, зовут Февронию обратно.
3*. Подумайте, почему Феврония ставит условие: для окончательного излечения Петра ей необходимо стать его женой? Размышление над этим вопросом поможет вам глубже понять образ мудрой святой святой.
Феврония должна была стать женой для полного излечения князя Петра,
потому что брак освящался церковью и жена являлась как бы единым целым со своим мужем, единой плотью, самым близким ему человеком. А с чужим мужчиной она не могла бы стать единым целым.
4. Объясните значения данных слов: чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, дивился, наветы.
Лукавый- хитрый, ловкий.
Обманщик- человек говорящий неправду.
Пронырство- ловкий обман, удачный обман.
Наветы- ложные обвинения.
5. В произведениях древнерусской литературы часто рассказывается о чудесах, происходящих с героями повествования. Какие чудеса совершались неоднократно при жизни и после смерти Петра и Февронии? В чём смысл этих чудес? Какие эпизоды можно считать символическими?
1. Святые хотели быть похороненными вместе. Но люди ослушались их завещания и похоронили отдельно. Спустя ночь, когда открыли оба гроба, оказалось, что они пусты. А тела святых лежали в ином месте в общем гробе.
2. Это символ достоинства брака, любви и верности. Так же это событие может еще раз доказывать святость Петра и Февронии.
3. Символическим является и то, что они дожидались смерти друг друга, желая умереть в один миг. Так, Феврония доделала свое дело до конца (вышивку лика святых) и отправила своему супругу весть о том, что она уже готова преставиться вместе.
Так же святые создали себе общий гроб самостоятельно, возжелав быть похороненными рядом.
6. Можно ли сказать, что Пётр и Феврония защищали своё чувство во время жизни и после смерти? Обоснуйте своё суждение.
Я считаю, что Петр и Феврония действительно защищали свои чувства во время жизни и после смерти. Они искренне любили и были верны друг другу до самой смерти.. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнани. Их никак не получилось разлучить. Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление стал самодержцем в городе. Их отношения стали примером для многих людей.
7. В чём духовно-нравственный смысл «Повести о Петре и Февронии»? Определите идею произведения.
В повесте о Петре И Февронии главная мысль в супружеской верности. В голове у каждого из супругов не должно возникать даже мысли о том, что где-то есть лучший человек, нежели жена или муж. Каждый должен быть верен друг другу и доверять, несмотря ни на что.
8. Вы уже наверняка обратили внимание на некоторое сходство произведений древнерусской литературы и фольклора. Как это сходство отразилось в тексте «Повести о Петре и Февронии»?
Послушайте фрагмент произведения и подготовьте развёрнутый ответ.
Сказка – фольклорное произведение с установкой на вымысел.
Прочитав «Повесть о Петре и Февронии», мы выявили следующие черты сказки:
В сюжете «Повести» отчетливо прослеживается сказочное начало – мотивы сказки о мудрой деве и герое-змееборце.
В начале произведения присутствует сказочный персонаж – змей. Он волшебным образом предстает всем в образе князя Павла. Как в сказке, жена князя узнает о смерти змея от него самого: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча». Тут же присутствует следующий сказочный элемент – волшебный меч, который способен погубить неприязненного змея, причем Петр получает его чудесным образом – местонахождение меча ему указывает отрок, явившийся герою в церкви Воздвиженья честного и животворящего креста.
Добро в сказке всегда побеждает зло, Петр также побеждает змея.
Следующим сказочным элементом является награда за исцеление – Феврония в награду за исцеление хочет стать женой князя.
Далее в «Повести» присутствует еще один сказочный сюжетный эпизод – загадки-испытания. Князь хочет, чтоб из пучка льна девушка сделала ему за короткий срок рубашку, штаны и полотенце. Феврония доказывает свою мудрость: просит князя из обрубка полена сделать за короткое время ткацкий станок для работы.
Слова уже княгини Февронии на требование муромских бояр покинуть город: «Я же вам говорю, дайте и мне то, что я попрошу у вас» вполне подходит для сказки.
Чудесным является и то, что в руках княгини крошки хлеба становятся ладаном, а палки на берегу реки, благословленные Февронией, превращаются в большие деревья.
Не менее волшебным является воссоединение умерших супругов в одном гробу после того, как слуги кладут их в отдельные гробы вопреки их завещанию.
Само построение сюжета «Повести» напоминает сказки: князь женится на простой девушке (правда, в русских сказках чаще царевна выходит замуж за простого крестьянина в награду за его подвиги), его княгиню бояре невзлюбили именно за это, супруги живут «долго и счастливо» и умирают в один день.
Таким образом, выявленные нами черты, характерные для волшебной и бытовой сказки, позволяют нам отнести «Повесть о Петре и Февронии» к жанру фольклора.
9*. В чём основные различия произведений устного народного творчества и древнерусских текстов?
Устное народное творчество отличается от древнерусских текстов:
— у древнерусских тестов в отличие от устного народного творчества письменная форма существования;
— произведения устного народного творчества живут во множестве вариантов в отличие от древнерусских текстов;
— произведения устного народного творчества можно передавать речитативом, приплясывая, распевая слова. Древнерусские тексты читают.
10. «Повесть о Петре и Февронии» написана русским писателем XVI века Ермолаем (Еразмом). Чем отличается это произведение от летописной записи из «Повести временных лет»?
Между памятниками нет ничего общего, не считая их древнего происхождения. Произведения создавались и были написаны с разной целью. Всем известна повесть о Петре и Февронии. Если не вдаваться в детали, то это картина идеальных семейных отношений, изображенная с целью воспитания. Известно, что это произведения любили и читали, так как жизнеописание святых находило у людей живой отклик.
Летописание «Временных лет» фиксировало по годам исторические события. Что, где, когда? Это древний учебник истории.
11*. В 5 классе вы познакомились с определением древнерусской повести и знаете, что так иногда называли жития — письменные рассказы о жизни святых. Подумайте, можно ли назвать «Повесть о Петре и Февронии Муромских» житием.
В повести прослеживаются черты святости у обоих героев. Но все-таки это не каноническое житие. Дело все в том, что нет рассказа в сюжете повести об их благочестивых родителях, о том, как зародилась в Петре и Февронии вера в Бога; нет рассказа о том, какие страдания им пришлось претерпевать во имя Бога. Повесть пронизана лиризмом, авторским сочувствием героя, восхищением их красотой и душевной силой.
Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития).
— Автор прославляет святых, создавая идеальные образы.
— Герои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.
— Чудеса, которые творят герои (исцеление больных, по благословению Февронии сломанные ветки за ночь превращаются в большие деревья).
На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт?
На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт?
Произведение «Илья Муромец».
В произведении «Илья Муромец»
автор притягивает внимание читателя к главному герою, описывая его характер через
По первым строкам можно увидеть ворчливость Ильи :
«И ворчит Илья сердито :
». Сам Илья Муромец называется себя неприхотливым, нетребовательным.
довольствоваться малым, проявляя самоуважение и гордость :
«Я мужик неприхотливый,
Ответьте на вопросы по былине «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» 1?
Ответьте на вопросы по былине «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» 1.
Объясните значения слов : курень, нутро.
2. на что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимания поэт.
3. почему «ворчит Илья сердито» думая о князе владимира.
БЫЛИНА ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Каким видят Илью Муромца народные сказатели и А?
БЫЛИНА ИЛЬЯ МУРОМЕЦ Каким видят Илью Муромца народные сказатели и А.
Сравни их отношение к богатырю.
Помогите составить рассказ об Илье Муромце?
Помогите составить рассказ об Илье Муромце.
Ильины три поездочки.
Когда происходили описанные в былине события?
Каковы особенности того времени?
Когда и как Илья Муромец стал богатырем, благодаря чему?
О каких чертах характера Ильи муромца говорится в былинах?
Что убеждает нас в том, что Илья Муромец любил свою Родину и беззаветно служил ей?
Какие проступки совершил богатырь?
В чем особенности речи героя?
Почему Илья Муромец был любимым богатырем былин?
Почему Илья Муромец был любимым богатырем былин?
Синквей на былину Илья Муромец?
Синквей на былину Илья Муромец.
Сравнение былины как илья из мурома богатырем стал с былине илья муромец и соловей разбойник?
Сравнение былины как илья из мурома богатырем стал с былине илья муромец и соловей разбойник.
А. К Толстой «Илья Муромец» что нового узнали вы о характере богатыря?
А. К Толстой «Илья Муромец» что нового узнали вы о характере богатыря.
Обратите внимание на имена героев былины Илья муромец и Соловей разбойник?
Обратите внимание на имена героев былины Илья муромец и Соловей разбойник.
1. Читать нужно вдумчиво, понимая суть. 2. Стоит обратить внимание на обложку : она тоже может о многом сказать. 3. Браться за чтение стоит лучше всего в тишине, чтобы никто не отвлекал. 4. Обращаться с книгой нужно бережно.
В коком году была написана повесть тимур и его команда (ответ 1940) назови кличку собаки (Тимур) Какой игрушкой развеселила Женя маленькую девочку? (Ответ : зайцем) я тебе 3 задела потом напиши оценку свою.
Волшебник Магия Книга заклинаний Главный герой / героиня Злой персонаж Добро.
Отважные и смелые орлы. Идём толпой как волуны. И днём и ночью мы сильны.
Орёл» по составу орёл Части слова «орёл» : орёл Состав слова : орёл — корень, нулевое окончание, орёл — основа слова. Надеюсь мой ответ поможет. Удачи! : ).
Урок о былинных богатырях в 7 классе
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Тема. Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства.
выявить особенности гуманистического понимания военной доблести, нашедших отражение в балладе «Илья Муромец» А.К.Толстого, картине «Богатыри» В.М.Васнецова, «Богатырской симфонии» А.П.Бородина;
формировать навыки выразительного чтения, коммуникативных умений, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей, любящих книгу.
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная презентация, аудиозапись.
І. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Анализ стихотворения А.К.Толстого «Илья Муромец».
2.1. Сообщение учащегося об А.К.Толстом по материалам учебника.
Творчество А.К.Толстого проникнуто единством мотивов, философских идей, лирических эмоций. Интерес к национальной старине, проблемам философии истории, неприятие политической тирании, любовь к родному краю — эти особенности Толстого как человека и мыслителя нашли отражение в его произведениях всех жанров. Баллады, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией.
Обращение А.К. Толстого к истории вызвано желанием найти в прошлом подтверждение и обоснование своим идейным устремлениям. Этим и объясняется неоднократное возвращение поэта, с одной стороны к концу XVI— началу XVII века, с другой — к Киевской Руси и Новгороду.
2.3.Сообщение литературоведа о прототипе Ильи Муромца, былинного богатыря.
Так кто же он, былинный герой Илья Муромец, – мифическое существо или реальная историческая личность?
В документальном источнике имя Ильи Муромца впервые упомянуто в 1574 году. Посланник римского императора Эрих Лассота, посетивший Киев в 1594 году, оставил описание гробницы Ильи Муромца, находившейся в богатырском приделе Софийского собора, то есть ему была оказана такая же честь, как великим князьям. Останки богатыря перенесли в Антониеву пещеру Киево-Печерского монастыря и описали их. По свидетельству очевидцев, мощи принадлежали человеку довольно высокого роста (180 см). У хорошо сохранившейся мумии отсутствовали обе ступни ног, была глубокая рана на левой руке, повреждение в левой области груди. Может быть, герой во время боя прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу?
В 1988 году была проведена экспертиза мощей с помощью современной методики и сверхточной японской аппаратуры. Результаты поразили исследователей. Определен возраст – 40-55 лет, выявлены дефекты позвоночника. Ученые сделали вывод, что герой в юности перенес паралич конечностей. Причиной смерти стала обширная рана в области сердца приблизительно в одиннадцатом-двенадцатом веке.
Таким образом, можно говорить о том, что у былинного богатыря Ильи Муромца был прототип – реальное историческое лицо. Еще одним доказательством этого служит следующий факт: Илья Муромец с семнадцатого века почитается Русской Православной Церковью как святой, преподобный Илья Муромец Печёрский.
Значит, он не мифическое существо.
2.4. Выразительное чтение стихотворения А.К.Толстого «Илья Муромец» подготовленным учеником. Выявление первоначальных впечатлений.
— Почему «ворчит Илья сердито», думая о князе Владимире?
2.5. Лексическая работа.
— Объясните значение слов и выражений: конь чубарый, богатые сени, от царьградских от курений, нутро, скриня.
Чубарый – так обычно называли лошадей нечистого окраса: пятнистого, крапчатого и рыже-крапчатых голубей.
2.6. Исследовательская работа с текстом
— На что в характере былинного богатыря прежде всего обращает внимание поэт? Назовите слова и фразы, передающие черты внешнего и внутреннего облика богатыря.
— Почему Илье Муромцу «душно в Киеве»?
— Что заставило «старика» «просветлеть»?
Независимая позиция былинного Ильи приводит к ссоре с князем Владимиром. Богатыря сажают в «погреба глубокие», где он должен умереть от голода и жажды. Никто не осмеливается нарушить приказ князя. Только княгиня Апраксевна приказывает тайно кормить Илью яствами с княжеского стола. Поэтому Илья не теряет силу и в трудный час готов выступить на защиту Киева. В данном сюжете Илья утрачивает свои архаические черты и не совершает традиционных подвигов. Он предстает как народный герой, идущий на бой во имя «вдов, сирот и малых детушек», а не во имя «собаки князя Владимира». Победив царя Калина, Илья ведёт себя дерзко.
— Почему А. К. Толстой обращается к былине?
А. К. Толстой видел в былинных богатырях идеальных героев, которых так не хватало в современной ему действительности.
— Чем баллада отличается от первоисточника?
Илья Муромец в балладе А.К. Толстого наделен способностью глубоко чувствовать и переживать несправедливость власти.
Баллады А.К. Толстого не являются прямыми стилизациями. В них не просто перелагаются известные сюжеты, а выделяются эмоционально значимые моменты, эпизоды, детали, на которых фиксируется внимание читателя. В результате эпическое начало оказывается сильно потеснено лирическим.
Анализируя баллады Толстого, необходимо иметь в виду тот идеал полноценной, гармонической человеческой личности, которого он не находил в современной ему действительности и который искал в прошлом. Храбрость, самоотверженность, глубокое патриотическое чувство, суровость и в то же время человечность, своеобразный юмор — вот черты этого искомого идеала.
3 . Работа с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».
3.1.Обращение к домашнему заданию. Проверка тезисных планов. Заполнение правой части таблицы в ходе сообщений учителя и учащихся.
Период существования единого Древнерусского государства, годы княжения Владимира.
Добрыня (Тимоня) Златопояс.
В Никоновской летописи упоминаются Алеша Попович, его слуга Тороп и Добрыня Рязанич Златый Пояс.
Герои васнецовского полотна (внешний вид, выражение лиц, позы, характеры богатырей).
Илья Муромец прост и могуч, спокоен, уверен, с богатым жизненным опытом.
Добрыня Никитич представителен и величав, вдумчив и предусмотрителен.
Алеша Попович ловок, увертлив, «напуском смел»
Бескрайние просторы, вольный ветер, тяжелые грозовые тучи, буйные травы, волнистая гряда холмов, степной ковыль. Настроение приближающейся опасности. Темно-фиолетовые, синие, темно-зеленые, темно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности.
Идея защиты слабых и обиженных, патриотизм с гуманистическим пониманием военной доблести. Народная мощь как воплощение доброго начала
3.2.Сообщение учащегося об истории создания картины.
Виктор Михайлович Васнецов (1848—1926) — один из самых знаменитых художников XIX в. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.
— В какую эпоху происходят события, изображенные на картине?
3.3. Сообщение учащегося о реальных событиях, нашедших отражение в былинном цикле и на картине художника.
Действия происходят в период существования единого Древнерусского государства, в годы княжения Владимира.
— Какими изобразил художник богатырей?
Меч, как известно, также являлся символом княжеской власти, и поначалу его носить имели право только старшие дружинники или князь. Васнецов отметил и это, дав его в руки именно Добрыне Никитичу. Васнецов изобразил Добрыню в шлеме, который принадлежал переяславскому князю Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. Во время междоусобной Липецкой битвы владимиро-суздальцев с новгородцами (1216 г.) шлем упал с головы князя на землю и спустя 600 лет был найден крестьянином в лесу. Васнецов изобразил Добрыню именно в этом легендарном шлеме, еще раз подчеркнув его княжеское происхождение.
В руках Алеши Поповича мы видим лук и меч в ножнах на боку. Русский стрелок носил напучь (чехол) с луком на левом боку, а колчан со стрелами — на правом.
• Кому из богатырей художник отдает предпочтение? Почему?
3.5.Сообщение о реальных людях, изображённых на картине В.М.Васнецова.
Алёша Попо́вич — фольклорный собирательный образ богатыря в русском былинном эпосе. Алёша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович — сын ростовского попа Леонтия.
Алёшу Поповича отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях. Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.
Обыкновенно считается, что историческим прототипом Алёши Поповича послужил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович. Согласно летописям, это был знаменитый «храбр» (отборный воин), служивший сначала Всеволоду Большое Гнездо, а затем его сыну Константину Всеволодовичу. Со смертью Константина и вокняжением Юрия (1218) он отъехал к киевскому великому князю Мстиславу Старому и вместе с ним погиб в битве при Калке в 1223 году.
Но, будучи главным над другими, Илья Муромец вместе с тем связан с ними узами братства, неразрывными узами боевого товарищества.
— Каков фон картины? Какие детали на полотне указывают на приближение опасности?
3.7. Сообщение учащегося о работе художника над деталями полотна.
— Какие еще названия можно дать картине В.М. Васнецова?
«В дозоре», «Богатырская застава», «На страже границ».
— Что общего в изображении богатырей в былине и на картине В.М. Васнецова?
В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырь во смирении, в убожестве». Таковы богатыри Васнецова, народные угодники.
Художник вспоминал: «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью. но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они. были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».
3.10. Прослушивание фрагмента «Богатырской симфонии» А. П.Бородина.
— Какое настроение передано в музыкальном фрагменте?
3.11. Сообщение учащегося о «Богатырской симфонии» А.П.Бородина.
III. Подведение итогов урока.
— подготовить выразительное чтение колядных, масленичных песен;
— подготовить сообщение об обряде колядования, Масленице, масленичных песнях, о масленичных гуляниях Санкт-Петербурга;
— подготовить сообщение о картинах А.М.Васнецова «Сжигание чучела Масленицы», Б.М.Кустодиева «Масленица», В.И.Сурикова «Взятие снежного городка» и слайдовую презентацию;
— подготовить сообщение о пьесе П.И.Чайковского «Времена года. Февраль. Масленица».