На что в первую очередь направлена цифровая трансформация общего образования
Стратегия «Цифровая трансформация образования»
Стратегия «Цифровая трансформация образования» направлена на преодоление вызовов, стоящих перед системой образования, и создания условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности, а также возможностей для повышения результативности обучения.
Согласно планам Минпросвещения, почти все школы страны к 2024 году будут использовать в образовательном процессе цифровые технологии. Доля электронной документации составит в них 90%. Для этого используют новую систему управления школой при помощи больших данных.
Министерство просвещения России доверит искусственному интеллекту проверку домашнего задания школьников. По информации ведомства, такую технологию планируют ввести до 2030 года в рамках использования сервиса «Цифровой помощник учителя».
В документе отмечено, что абитуриенты вузов и колледжей смогут предоставлять собранное в период школьного обучения цифровое портфолио. Оно включит все достижения учащегося за время учебы. Материалы портфолио также пригодятся и в процессе трудоустройства. Предполагается, что все выпускники школ смогут собрать такое портфолио до 2024 года. Формировать перечень своих достижений школьник сможет благодаря сервису «Цифровое портфолио ученика».
Стратегия будет способствовать увеличению вложений в отечественные решения в сфере ИТ и достижению цифровой зрелости отрасли образования.
Таким образом, стратегия включает в себя шесть разработок:
Цифровая трансформация современного образования
Цифровая трансформация – что это?
Фронтальное обучение всех
Персонализированное обучение каждого
Рутинные операции в ручном режиме
Заполнение отчетности вручную
Источник: национальныепроекты.рф
Что входит в цифровую трансформацию?
•Персонализация обучения
•Цифровая образовательная среда
•Оценивание по цифровому портфолио
•Принятие решений на основе данных •Переход на электронный документооборот
• в развитии цифровой экономики России
Цифровая образовательная среда
Принятие решений на основе данных
Трансформация методов обучения
•Смешанное обучение
•Обучение вне стен классной комнаты
•Мобильное обучение и BYOD
Обучение вне стен классной комнаты
Мобильное обучение и BYOD
Цифровые платформы учебного содержания
Трансформация системы управления
Создание системы управления образовательной организацией: переход к 2024 г. 100% образовательных организаций на безбумажные технологии в организации образовательной деятельности.
Источник: Focus foundation
Использование технологий в управлении
•Кванториумы
Утверждено стратегическое направление в области цифровой трансформации общего образования
Председатель правительства Михаил Мишустин подписал распоряжение от 2 декабря 2021 г. № 3427-р об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности министерства просвещения РФ до 2030 года; документ опубликован на официальном портале правовой информации во вторник.
Минпросвещения России вырабатывает и реализует государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также оказывает государственные услуге и управляет государственным имуществом в вышеперечисленных сферах.
Стратегическое направление охватывает все уровни общего образования, а также среднего профессионального образования.
Как следует из документа, в ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие технологии:
Для реализации стратегического направления предусмотрено внедрение радиоэлектронной продукции (в том числе систем хранения данных и серверного оборудования, автоматизированных рабочих мест, программно-аппаратных комплексов, коммуникационного оборудования, систем видеонаблюдения) российского происхождения: 2022 год – 37,5%, 2023 год – 39,5%, 2024 год – 40,8%, 2030 год – 100%.
Предусмотрены создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объёме независимо от места нахождения обучающихся, а также использование сервисов и создание единых форм услуг, в том числе с применением инфраструктуры Единого портала госуслуг (ЕПГУ).
Напомним, указом президента РФ в июле 2020 года были установлены национальные цели развития страны до 2030 года, одной из таких целей в документе указывается «Цифровая трансформация».
Реализация стратегического направления предусматривает достижение целевых показателей национальной цели «Цифровая трансформация»:
Проблемами текущего состояния образования, решаемыми при цифровизации, являются:
Целью цифровой трансформации является обеспечение эффективной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью.
Задачами цифровой трансформации являются:
Целевые показатели в области цифровой трансформации образования на 2024 год
Названы приоритеты цифровой трансформации общего образования в регионах России
Минпросвещения назвало пять основных направлений цифровой трансформации региональной системы образования – этот вопрос обсуждался в ходе консультаций ФОИВ с регионами по вопросам включения отраслевых проектов в региональные стратегии, стало известно D-Russia.ru.
Цифровая трансформация системы образования предполагает действия по следующим направлениям.
Согласно федеральному проекту, цифровая образовательная среда в настоящее время внедряется в качестве дополнительной формы обучения в ряде регионов. В 2020 году было охвачено 7900 школ, в этом году добавятся ещё 6,5 тысячи школ, к 2024 – все 32,9 тысячи школ. Согласно федеральному проекту «Информационная инфраструктура», высокоскоростной Интернет должен появиться во всех школах уже в 2021 году, а к 2024 – локальные сети и Wi-Fi.
Основные семь услуг в электронном виде для граждан: зачисление детей на обучение по образовательным программам дошкольного образования, зачисление детей на обучение по образовательным программам начального, основного общего, среднего общего образования, предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, запись на государственную итоговую аттестацию (ГИА), публикация результатов участников ГИА, проведение апелляции участников ГИА, запись на участие во всероссийской олимпиаде школьников.
В настоящее время только два региона реализовали все семь услуг – Москва и Санкт-Петербург, шесть услуг – девять регионов, пять услуг – 16 регионов, четыре услуги – 14 регионов, три услуги – 35 регионов, две услуги – восемь регионов, одну услугу – один регион (Чукотский автономный округ).
Четыре функции управления на уровне регионов переведены в электронный вид; это ведение реестра контингента, в том числе его движения (перевод из школы в школу); ведение реестра кадров образовательных организаций, в том числе их движения; ведение реестра образовательных организаций; ведение электронного дневника и электронного журнала.
Все четыре функции реализованы в 30 регионах, три функции – в девяти регионах, две функции – в 25 регионах, одна функция – в 17 регионах, ни одной – в четырёх регионах.
Минпросвещения отметило единичные региональные решения по анализу больших данных в образовании на основе единых реестров, учёта материально-технической базы и образовательных результатов учащихся (Москва, Санкт-Петербург). В настоящее время 32% школ имеют типовые сайты, 20% школ имеют сервисы автоматизированной подготовки отчётов, менее 10% школ применяют программные решения для мониторинга использования электронных устройств в школе.
Цифровая зрелость общего образования.
К концу 2021 года планируется обеспечить создание и функционирование платформы «Библиотека цифрового образовательного контента». Предполагается внедрение как пилотного типового решения (бесплатно для региона), так и самостоятельных разработок. Роль региона в реализации состоит в представлении регионального опыта, совместной проработке и внедрении разработанного продукта, информационном продвижении, сопровождении внедрения технологии на региональном уровне, организации разработки цифрового образовательного контента (региональная составляющая, без федерального финансирования).
Среди других предлагаемых ведомством проектов – «Цифровое портфолио ученика» (к 2024 году формируется цифровое портфолио, включающее «все академические и личностные достижения»), «Система управления в образовательной организации» (к концу 2024 года 100% межведомственного взаимодействия осуществляется на основе электронного документооборота, в том числе между государственными и негосударственными организациями).
Общие принципы разработки региональных стратегий предполагают для регионов учёт федеральных приоритетов.
Главам субъектов РФ президентом поручено до 1 сентября 2021 года разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации.
Статья «Цифровая трансформация в образование: вызовы современного общества
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Цифровая трансформация в образовании: вызовы современного общества
МБОУ СОШ № 47 г. Белгорода
Именно система образования – это мост, который должен обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, связанную с новыми типами труда и резким ростом созидательных возможностей человека.
Нормативную базу применения цифровых технологий заложил Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепивший право организаций, осуществляющих образовательную деятельность, применять различные цифровые образовательные технологии (ст.16).
Цифровые ресурсы прочно входят в практику управленческой и учебно-воспитательной деятельности системы образования. Надо учесть то, то цифровая трансформация как направление стратегического развития образования определяет приоритетные направления деятельности по расширению масштабов и повышению качества использования информационных технологий на образовательном пространстве.
Компьютерные ИТ-технологии не решили проблем климата, экологии, здоровья, безопасности. Но они придают новое качество общественной и личной жизни, как открывая новые возможности, так и одновременно порождая новые вызовы. Цифровизация затрагивает не только содержание образования, но и его организацию. Ричард Райли сказал: «Сегодня мы готовим учеников к профессиям, которые пока не существуют, и к использованию технологий, которые еще не изобретены, чтобы решить проблемы, которые мы пока даже не считаем проблемами».
Цифровая трансформация в образовании неизменно влечет за собой изменение роли преподавателя. Согласно аналитическому отчету «Цифровая трансформация в России 2018. КМДА. Октябрь 2018» 42% респондентов важной компетенцией педагога посчитали понимание сути цифровой трансформации. Преподаватели должны знать/уметь:
Особенности образовательного процесса в условиях цифрового общества;
Возможности цифровой среды для преподавания;
Тенденции развития цифровой грамотности гражданина;
Основные инструменты и ресурсы персональной обучающей среды;
Осознанно формировать персональную обучающую среду;
Выстраивать систему обучающего контекста на основе открытых цифровых источников;
Анализировать образовательные данные;
Применять технологии смешанного и адаптивного обучения.
T-shape люди (профессионалы нового уровня) должны уметь быстро учиться, синтезировать идеи из разных областей, иметь способность к адаптации.
Цифровые компетенции в образовании должны быть направлены на :
1.Совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении;
2.Развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации;
3.Опора на анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
как преподаватели должны на это реагировать.
Тем не менее, было бы ошибкой полагать, что цифровые технологии автоматически решают все проблемы в образовании и сами по себе приводят к улучшению условий обучения. Ведь стиль преподавания – будь то метод проектов, фронтальный урок, обучение в сотрудничестве или урок, ориентированный на преподавателя – не зависит от использования технологий. Однако их применение часто приводит к изменению соответствующего стиля преподавания. Только целенаправленное позитивное развитие взаимодействия между преподавателями и обучающимися позволит сделать процесс обучения более гибким и качественным.
Документы, которые регулируют использование цифровых технологий в образовательных организациях, в большинстве случаев содержат лишь рамку, некоторое общее описание того, как организация должна к этим технологиям относиться и как она будет способствовать работе с ними. Обе области – цифровых технологий и образования – слишком лабильны, изменчивы. Кроме того, имеющиеся различия в цифровых и аналоговых технологиях тормозят прогресс намного больше, чем принято считать. Цифровые средства больше не являются новомодным явлением за пределами привычного аналогового мира. Они проникли во все сферы жизни, и потому помимо знакомства с инструментами и инфраструктурой, необходим анализ контента и методик в образовательном процессе.
Решение этого вопроса в наших руках. Мы сами определяем, как реагировать на вызовы, возникающие в процессе цифровой трансформации. Осознанное обращение к образовательным концепциям может оказаться очень полезным при ответе на многие вопросы, связанные с цифровизацией и медиатизацией и, наконец, поможет поразмышлять о многогранных аспектах работы учебной организации.
1 . КМК (Конференция министров культуры) (2017): Образование в цифровом мире.
2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Указ Президента РФ от 21 июля № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».