На что в речах демона вы обратили особое внимание

Урок 31 « Демон» Речевая характеристика героя

Размышляя о мастерстве М. Ю. Лермонтова в создании образа героя, необходимо обратить внимание на речевую характеристику его любимого героя – Демона, над которым он работал на протяжении многих лет, и особенных усилий стоило ему создать образ неземного создания, который трудно нарисовать обычными красками.

Речь – это лексика, интонации, синтаксис и какие-то еще тонкие нюансы, которые наиболее ярко его могут характеризовать. Именно в речи вольно или невольно отражаем мы свой уровень культуры, образования, воспитания, скрытые стороны души. Герой может выдавать себя за другого или оставаться собой до конца. Ему же приходилось передавать речь иноземного существа.

Не случайно во многих творениях или в фантастических легендах духи безмолвны. Они не произносят привычных для человека монологов, не вступают в диалоги с нами, и в безмолвии их и хранится вечная тайна.

Демон – страстный и страдающий искуситель, он должен подчинить себе Тамару, а если вспомнить народную мудрость о том, что женщины любят ушами, то он не мог не заговорить. И какие слова мы должны были от него услышать? В самом начале он разговаривает с ангелом. Пылко и напористо ведет он вечный спор о душе Тамары:

«Она моя! – сказал он грозно, —

Он обвиняет и упрекает ангела за то, что поздно появился, и отталкивает его резкими и гневными обличительными речами:

– Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Перед нами грозный, очень сильный завоеватель, который столкнулся на этот раз с равным себе, потому он так яростен и напорист. Он помнит и о том, что бороться еще придется и с героиней, а там мало только силы, необходимо еще и обаяние и настоящая страсть, чтобы покорить ее душу и подчинить ее себе. А это не так просто сделать.

Когда они сталкиваются, Тамара задает ему прямой вопрос: «Кто ты?» Но на него он уклончиво отвечает комплементом: «Ты прекрасна», доказывая, насколько тонко он чувствует ее душу. Но она настаивает на своем. И тогда, ничего о себе не сообщая, он произносит длинный и странный монолог, начиная издалека:

Я тот, которому внимала

Ты в полуночной тишине.

Он понимает, что имя его Тамару испугает и оттолкнет навсегда, напомнит о странных чувствах, которые он ей уже внушил. И к приятным воспоминаниям можно примешать немного и темных красок. Но вызывающих живой отклик в женской душе:

Я тот, чей взор надежду губит,

Я тот, кого никто не любит.

Он старается быть с ней или только казаться честным, ничего не придумывает, не преувеличивает, а только несколько иначе расставляет акценты. И ей от таких его речей должно быть и прекрасно и жутко одновременно:

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы.

Говорит о себе героя, и характеристика его кажется все более страшной и гибельной, краски все сгущаются, и она становится прекрасным контрастом для следующего признания, готового сбить с толку не только юную, но и вполне зрелую женскую душу:

И, видишь, я – у ног твоих

Он страстно говорит о любви, о смирении, и в искренность его чувств в тот момент невозможно не поверить. Какое женское сердце способно устоять перед такими речами? Но что самое удивительное в эти минуты не только Тамара, но и сам Демон верит в то, что он говорит. Ему кажется, что он готов покориться и верно ей служить. Ему кажется, что своей жертвой героиня вернет ему небеса, а он готов забыть о свободе и стать рабом любви:

Я раб твой, – я тебя люблю!

Страсти именно в речах его пылких накаляются до предела. О чем бы он ни говорил, но просто упоен своими пылкими речами, на словах он пожертвовать готов многим:

И тайно вдруг возненавидел

Бессмертие и власть мою.

Но трудно даже понять насколько лживы могут оказаться такие слова. Он прекрасно знает, что от него хочет услышать героиня, и каких чувств ей так не хватает за глухими монастырскими стенами после гибели жениха. Он должен быть странно удивлен, когда героиня прерывает его пылкие речи довольно хладнокровно:

Оставь меня! О, дух лукавый!

Она оказывается не такой наивной и легковерной, как могло показаться в начале. Кажется, что все его усилия потрачены напрасно. Монолог его не достиг цели, не покорил сердце девушки. Но он не только не отступает, а пылко продолжает поединок. И на этот раз слова и интонации его кажется еще более яркими и убедительными:

Я все былое бросил в прах,

Мой рай, мой ад в твоих очах.

Он показывает нечеловеческую страсть, на которую и на самом деле был когда-то способен. И он знает, что если что-то ее привлечет, только тайна:

Люблю тебя нездешней страстью.

Всем упоением, всей властью

Бессмертной мысли и мечты.

Он знает, как во все времена привлекательна была любовь небожителей для земных женщин, и пытается ее сразить таким откровением. И прибавляет, как давно и безнадежно в нее влюблен, еще с тех времен, когда оставался в раю, но после всех мук и страданий любовь его не угасла, он понимает, что в первую очередь женское сердце готово откликнуться на муки и страдания, и он с упоением твердит о них:

Во дни блаженства мне в раю

Одной тебя недоставало.

Вместе с героем и мы ступаем на путь коварства. Очарование его становится все неотразимее. Он готов во всех своих бедах обвинить Тамару и внушить ей чувство вины. И вся жизнь от рая до адских пустот проходит перед нашими глазами. И он не может не добиться сочувствия и сострадания. Рассыпается груда слов, образов. Мотивы одиночества и тоски становятся для него главными. Все это может вместить его страстное слово. Он жалостью может достичь того, что не поддается силе.

Но и после второго своего монолога, каким бы пламенным он не казался, Демон еще чувствует ее сопротивление. Но героиня уже не так категорична, она сомневается и требует от него «клятвы роковой». Самым яростным и сокрушительным монологом звучит эта клятва. Как меняется и голос героя, и его интонации, и следа не остается от печали и жалости к себе самому:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством

И в речи своей он готов охватить необъятное от начала мира до его конца. И он уверен в том, что весь мир находится в его тайной власти. И перед нами небожитель, он подавляет своим размахом и мощью своей. И в такой контекст он включает любовь героини, которая так же важна для него (верх лукавства) как и мироздание.

Он клянется и духами, словно может ими распоряжаться, и ангелами, с которыми ведет вечный спор. Только в первый мир наивная душа может поверить его высокопарным словам. Но для любого ясно, что не имеет он права на подобную клятву. В голосе и интонациях его появляется прямое издевательство, но сбитая с толку героиня, услышав такие громкие слова, уже не способна отличить правду от лжи. И когда он восклицает:

О, верь мне: я один поныне

Тебя постиг и оценил

Тут-то и становится понятно, что нельзя верить ни одному его слову.

Без сожаленья, без участья,

Смотреть на землю станешь ты.

Это обещание должно насторожить ее. Случайно или специально, но он проговаривается. Он готов ее избавить от всех тягот земных и от жизни самой. Но она уже усыплена словами грозной клятвы. За бесчувствие, за гибель ты получишь в дар небеса – то, чем он сам не владеет, и никогда владеть не будет, а ради этого:

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное,

На этом его монолог и обрывается, она вполне уверенна, что коварный демон сдержит данную ей клятву. Ее можно поцеловать и окончательно усыпить, умертвить, что он и делает. Дерзкие и коварные речи Демона достигли своей главной цели – Тамара покорена.

Но словесный его костер угасает в то же мгновение. И с того момента, когда он замолчал и начинается настоящая трагедия. Но это уже совсем другая история.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

разговор Тамары и Демоном

Тамара
О! кто ты? речь твоя опасна!
Тебя послал мне ад иль рай?
Чего ты хочешь.

Демон
Ты прекрасна!

Тамара
Но молви, кто ты? отвечай.

Демон
Я тот, которому внимала
Ты в полуночной тишине,
Чья мысль душе твоей шептала,
Чью грусть ты смутно отгадала,
Чей образ видела во сне.
Я тот, чей взор надежду губит,
Едва надежда расцветет,
Я тот, кого никто не любит,
И все живущее клянет.

Тамара
Зачем мне знать твой печали,
Зачем ты жалуешься мне?
Ты согрешил.

Демон
Против тебя ли?

Тамара
Нас могут слышать.

Демон
На нас не кинет взгляда:
Он занят небом, не землей!

Тамара
А наказанье, муки ада?

Демон
Так что ж? Ты будешь там со мной!

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

ответить на вопросы, поэма Демон 1. На какие две композиционные части делится поэма? Какое значение для понимания имеет такое деление? 2. Выделите в поэме фрагменты, в которых даются характеристика и описание Демона. Какие черты героя подчеркивает автор? Сопоставьте описание Демона в момент появления перед Тамарой и в момент борьбы с Ангелом за ее душу. Какой из обликов героя вам кажется истинным? Каково, по вашему, отношение автора к герою? 3. Выразительно прочитайте диалог Тамары и Демона. На что в речах Демона вы обратили особое внимание? Почему? Вызывают ли они доверие? Обоснуйте свой ответ. 4. Почему Тамара все же оказывается во власти Демона? Чем ему удается сломить ее сопротивление? Почему, познав любовь Демона, Тамара умирает? Возможен ли иной исход этого конфликта? Обоснуйте свой

центральных в творчестве М. Ю.Лермонтова? Обоснуйте свой ответ.

На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть фото На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть картинку На что в речах демона вы обратили особое внимание. Картинка про На что в речах демона вы обратили особое внимание. Фото На что в речах демона вы обратили особое внимание

Ответы 2

На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть фото На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть картинку На что в речах демона вы обратили особое внимание. Картинка про На что в речах демона вы обратили особое внимание. Фото На что в речах демона вы обратили особое внимание

На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть фото На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть картинку На что в речах демона вы обратили особое внимание. Картинка про На что в речах демона вы обратили особое внимание. Фото На что в речах демона вы обратили особое внимание

На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть фото На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть картинку На что в речах демона вы обратили особое внимание. Картинка про На что в речах демона вы обратили особое внимание. Фото На что в речах демона вы обратили особое внимание

На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть фото На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть картинку На что в речах демона вы обратили особое внимание. Картинка про На что в речах демона вы обратили особое внимание. Фото На что в речах демона вы обратили особое внимание

На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть фото На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть картинку На что в речах демона вы обратили особое внимание. Картинка про На что в речах демона вы обратили особое внимание. Фото На что в речах демона вы обратили особое внимание

На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть фото На что в речах демона вы обратили особое внимание. Смотреть картинку На что в речах демона вы обратили особое внимание. Картинка про На что в речах демона вы обратили особое внимание. Фото На что в речах демона вы обратили особое внимание

я познакомился с геннадием несколько лет назад в крыму, на берегу коктебельской бухты, что недалеко от феодосии. в парке уже заиграла музыка, уже зажглись фонари и всякого рода мошкара повела вокруг них свой бессмысленный, но красивый танец, а скала хамелеон на восточном берегу бухты все еще была освещена закатным солнцем. в свою очередь молодой месяц уже висел в зеленоватом небе над горой сюрюккая. гора эта на первый взгляд кажется осколком луны или какой-нибудь другой безжизненной планеты, но, приглядевшись, можно заметить, что она напоминает и тот профиль, который великий пушкин часто рисовал на полях своих рукописей.

кроме меня, на находился лишь один человек — рослый плечистый мальчик с умным и привлекательным лицом. опершись на перила, он задумчиво смотрел в море, где по гребням бойких, беспорядочно прыгающих волн еще скользили розоватые блики заката, где иногда мелькали острые плавники дельфинов да кто-то мощно плавал стилем баттерфляй.

пловец этот привлек мое внимание. из воды ритмично вырывалась могучая спина. взмахнув огромными руками, пловец бросался грудью на очередную волну и двигался вперед с удивительной скоростью.

— не знаете, кто это там так здорово плавает? — спросил я мальчика.

— это моя бабушка, — тихо ответил он.

едва справившись с изумлением, я осторожно спросил:

— во время войны ей пришлось, как и многим другим летчицам, служить в бомбардировочной авиации…

бабушка тем временем совсем исчезла в быстро темнеющем море. я покосился на мальчика. он смотрел прямо перед собой за еще различимую черту горизонта. отблеск молодого месяца стоял в его глазах. на груди его я заметил висящий на толстой цепочке якорек с припаянной к нему старинной монетой, похожей на испанский дублон xvi века.

— а вы почему не плаваете со своей бабушкой? — спросил я.

он быстро взглянул на меня и усмехнулся:

— просто мне надоело плавать. за последний год мне это занятие немного прискучило.

что-то таинственное послышалось мне в его голосе, когда он произнес эту довольно странную для мальчика фразу. еще раз я посмотрел на него, и мне показалось, что он сейчас находится не на коктебельском пляже, а где-то в другом месте, где-то далеко, далеко, …

— а вы, я вижу, писатель, — проговорил он.

— как вы догадались? — вновь поразился я.

— а вон у вас мозоль на указательном пальце правой руки. такие мозоли есть у всех писателей. конечно, у тех, кто пишет.

удивлению моему не было конца.

— позвольте, но как вы увидели эту мозоль в такой темноте?

— у меня довольно острое зрение.

— ну хорошо, а если бы я писал на пишущей

— тогда я догадался бы по другим признакам.

— фантастика! — воскликнул я. — вы меня не

— геннадий, — назвал он свое имя. я тоже представился.

— я достаточно хорошо воспитан, василий павлович, — сказал геннадий, — чтобы не разыгрывать взрослых. — он глянул в ночное уже море. — бабушка возвращается.

в темноте слышались только музыка и голоса из парка да плеск волн.

— все-таки разыгрываете меня, геннадий…

— да нет. она уже в десяти метрах… плывет под водой.

Источник

TESTSOCH.RU

Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):

Пушкин (7 класс, Коровина, 1 часть, стр. 95-98, 100-101, 107-109)

Проверьте себя

Что нового о Пушкине сообщил вам каждый из отзывов и чье высказывание близко вашему пониманию поэта? Чем интересны для вас жизнь и личность Пушкина?

Я прочитал все отзывы, но больше всех меня впечатлил Гоголь. Именно его высказывание ближе мне и выражает мое отношение к поэту. Жизнь Пушкина показалась мне интересной тем, что его воспитанием в большей мере занималась няня. А также его лицейские годы. Это такая дружба, которую лицеисты смогли пронести сквозь года и различные испытания судьбы.

Творческое задание

Вы прочитали строки стихотворения, в котором Пушкин рассказывает о том, как к нему приходит вдохновение. На что вы обратили особое внимание? Сформулируйте ответ на вопрос: в чём своеобразие творческой работы А. С. Пушкина?

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукции портретов поэта, фотографии памятников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Портреты поэта», «Памятники Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» (на выбор).

Сообщение-рассуждение на тему: “Каким я представляю себе Пушкина”.

Я рассмотрел несколько портретов А.С. Пушкина и сделал некоторые выводы, касательно не только внешности, но и личности поэта и писателя.

Александр Сергеевич предстает пред нами почти на всех полотнах в одном образе. У него кудрявые темные волосы, бакенбарды и задумчивый взгляд куда-то в сторону. Его образ мне симпатичен. Мне кажется, что Пушкин находится в некотором подвешенном состоянии или снова ловит рифмы у себя в голове.

Его портрет явно располагает. Также есть изображение Александра Сергеевича, где он нарисован в белой рубашке с расстегнутым воротником, а шея его укутана длинным темно-зеленым шарфом. Пушкин кажется мне романтичным, похожим на героя своих произведений.

Пусть он такой разный, но таким видели его современники, художники и ценители искусства. Пушкин своеобразный, загадочный, но такой любимый русский поэт.

Обогащаем свою речь

Что вас особенно поразило в описании Полтавского боя? Так ли вы представляли себе это грандиозное историческое сражение?

Меня поразила динамика развития событий, которая получилась благодаря использованию глаголов. Я не представлял себе это сражение так масштабно и грандиозно. Но А.С. Пушкину удалось погрузить меня в эту атмосферу. Я испытывал переживания вместе с лирическим героем.

2. Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?

При чтении произведения передо мной возникали картины страшного, смертельного и кровопролитного боя.

При описании Полтавского боя Пушкин использует следующие литературные приемы:

Использование этих приемов позволяет поэту наиболее точно передать картину боя, читатель видит её в своем воображении, опираясь на прочитанный текст.

3. Чем особенно важно было для русских войск сражение со шведами? Подтвердите свой ответ сведениями из истории. Какие примеры из текста подтверждают, что речь идёт об историческом сражении?

Для русских сражение под Полтавой было особенно важным, потому что иначе войска шведского короля, Карла Двенадцатого, очень сильного противника, шли на Москву. Почти три месяца до начала сражения крепость оборонялась мужественными защитниками, а 27 июня 1709 г. под предводительством самого Петра I состоялось сражение, которое завершилось разгромом шведов.

4. Сравните описание Петра I и Карла XII (их внешний вид, настроение, поступки и т. д.). Можно ли по этому описанию определить отношение автора к героям? Расскажите об одном из героев.

Я считаю, что по этим описаниям понятна позиция автора. Пушкин говорит о Карле, как о герое, но при этом называет его недуги: болезненность, пассивность и т.д.

Но к Петру I совершенно другое отношение. Об этом герое я и хочу рассказать. Автор показал его отличным полководцем, энергичным. Об этом говорят его движения и действия. В поэме он показан в самом бою и уже на праздновании победы. На пиру он щедр, угощает всех.

Автор явно выделяет Петра и выражает ему восхищение.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите репродукцию картины М. В. Ломоносова «Полтавская баталия». Известно, что, создавая мозаичную картину, её автор провёл со своими учениками три тысячи опытов, выплавил множество кусочков стекла. Какие впечатления остались у вас от этой картины? Какие детали картины перекликаются с отрывком «Полтавский бой» из поэмы «Полтава»?

На меня картина произвела неизгладимое впечатление. Совпадений немало. Это и большое количество людей, дым, Петр I.

2. Иллюстрации каких художников наиболее близки, по вашему мнению, пушкинскому тексту?

По моему мнению, это К.И. Рудаков, А.И. Лебедев, Вл. А. Серов.

3. В поэме «Медный всадник» воспевается град Петров. Познакомьтесь с этим текстом.

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам отрывок? Какие литературные приёмы помогли поэту воспеть град Петров и будущее России?

Мне отрывок понравился. Пушкин использует в нем эпитеты («бедный челн», «печальный пасынок», «ветхий невод», «громады стройные», «задумчивые ночи». «державное течение»).

2. Как вы понимаете строки:

«Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам. »?

Эти строки посвящены открытию нового города, в который будут стремиться попасть многие.

3. Какие чувства поэта пронизывают весь текст и передаются ли они вам?

Я считаю, что автор гордится правлением Петра, его целеустремленностью, достижениями. Мне эти чувства передались.

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

А. С. Пушкин. «Медный всадник»

1. Внимательно вслушайтесь в звучащий текст и определите, на какие части разбивает его чтец. Найдите свидетельства о том, как читал свои произведения сам Пушкин (во второй части учебника, в разделе «Поработайте самостоятельно»).

После прослушивания произведения я пришел к выводу, что автор разбивает его на две части. Первая о том, как Петр укрепляет владения на берегах Балтийского моря. Вторая о любви Евгения к Параше.

Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно производило глубокое впечатление на слушателей.

2. Как бы вы озаглавили эти части?

3. Какие чувства преобладают в актёрском прочтении каждой части?

Первая часть прочитана с чувством гордости за такого великого правителя, а вторая с пониманием и состраданием к Евгению.

4. Как вы думаете, почему после слов «Прошло сто лет. » актёр заметно меняет ритм и эмоциональную окраску звучания стиха?

Потому что через сто лет все действительно изменится.

5. Какими эпитетами вы охарактеризовали бы чтение актёром описания Петербурга?

Выразительно, мощно, проникновенно.

6. Подготовьте выразительное чтение отрывка наизусть.

Литература и изобразительное искусство

1. Рассмотрите иллюстрации различных художников к пушкинским произведениям. Кто из них ближе, по вашему мнению, к пониманию характеров героев?

Мне кажется, это Васнецов. Картина написана контрастно, живо, проникновенно. Когда на это полотно смотришь, сразу понимаешь, каким человеком и государем был Петр I.

2. Какие памятники Петру I вам известны? Какой из них произвёл на вас сильное впечатление? Почему?

Самый известный и самый впечатляющий памятник создан Фальконе. На нем Петр I изображен покорителем, которому подвластно все.

Paзмышляем о прочитанном

1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя? Сравните тексты баллады и летописи. В чём вы видите разницу и что в них общего?

2. Как раскрываются отношения «могучего владыки» и «мудрого старца» в их диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? Аргументируйте свой ответ.

Из прочитанного диалога я понял, что князь не поверил предсказаниям старца, хотя тот выразил к нему уважение. Олег рассердился на кудесника. Он полностью уверен не только в своей силе, но и власти.

Мудрец относится к князю уважительно, он не боится говорить свои предсказания. Мне, как и автору, предсказатель понравился больше. Он не струсил перед Олегом и сказал правду.

З. Литературоведы считают, что словами волхва Пушкин провозгласил независимость поэзии и духовную свободу поэта от мирской власти царей. Согласны ли вы с этим суждением? Дайте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Творческое задание

Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву А. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, „Олег» не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».

Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?

Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры.

“Песнь о вещем Олеге” мне понравилась потому, что она кардинально отличается от других баллад разных авторов. Мне она интересна тем, что Пушкин наделил героев чувствами. А благодаря использованию эпитетов, произведение приобрело возвышенный слог.

Прощание с конем для меня драматическая сцена:

“. Князь тихо на череп коня наступил

И молвил: «Спи, друг одинокой!

Твой старый хозяин тебя пережил:….”

Обогащаем свою речь

Подумайте, с какой целью в балладе используются устаревшие слова (тризна, чело, секира и др.) и как можно объяснить появление не соответствующих седой старине слов «обманчивый вал», «дивная судьба», «незримый хранитель» и пр.

Я думаю, что использование в балладе устаревших слов позволяет передать атмосферу того времени, придать произведение реалистичность быта. А пушкинские добавления облегчают восприятие баллады.

2. Объясните слово «вещий». К кому в большей степени, по вашему мнению, оно относится (к князю или к кудеснику)?

3. Известно, что в черновом варианте были слова «престарелый кудесник», в окончательном — «вдохновенный кудесник». Что меняется в представлении о характере героя с заменой одного слова?

Даже одно слово может изменить образ героя. Такая замена добавила балладе магический облик.

4. Большое место в балладе отводится прощанию князя с конем, воспоминаниям о нём. И здесь замечаем поиск поэтом нужного слова. В первоначальном тексте читаем: «Он по полю едет на смирном коне», в окончательной редакции: «Князь по полю едет на верном коне». Что достигается заменой слова?

Литература и другие виды искусства

1. Вы прочитали летопись и пушкинский текст «Песни о вещем Олеге». Какой из этих текстов лучше пересказать, какой — инсценировать или прочитать по ролям? Какие виды изобразительного искусства предпочтительнее для иллюстрации каждого из текстов (графика, скульптура, живопись)?

Конечно же, летопись лучше пересказать, а балладу прочитать по ролям. Мне кажется, что графика и скульптура подойдут для летописного текста. Так как это тоже своего рода исторический “памятник”, а вот живопись поможет оживить балладу.

2. Рассмотрите иллюстрацию. Так ли вы представляли себе героев? Если бы вам предложили подготовить памятник литературному герою, кому бы вы его поставили — князю или кудеснику? Как бы он выглядел (из чего сделан, где поставлен)?

Я представлял себе Олега по-другому. На иллюстрации он выглядит надменно, слушает слова волхва неохотно, с недоверием.

Я бы поставил памятник кудесник. Из мрамора или гранита. Размером с человека, примерно 170 см. А поставить его можно было в исторических музеях.

3. Подготовьте сценарий диафильма на основе текста «Песни о вещем Олеге».

СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

1. Как вы думаете, почему актёр, читая слова князя Олега, обращённые к кудеснику, делает акцент на княжеском даре: «В награду любого возьмёшь ты коня. »? Что он хочет сказать этим об Олеге?

Такая интонация подчеркивает щедрость князя, то, что за правду о своем будущем он готов многое отдать.

Уверен ли чтец в том, что князь действительно верит в предсказания?

Нет, интонация дает понять, что чтец сомневается.

2. Какие черты характера кудесника подчёркивает актёр, читая монолог предсказателя? Помогает ли вам чтение актёра зримо представить образ волхва? Чем актёр дополнил ваше читательское представление об этом персонаже?

Актер своим чтением показал мудрость и смелость волхва. Благодаря чтению я смог представить образ кудесника. Дополнить мое представление помог тембр голоса, ритмика, паузы в чтении.

3. «Олег усмехнулся — однако чело и взор омрачилися думой. » — какое сложное противоборство чувств и мыслей передал актёр в этой Фразе?

То, что не всегда человек показывает свои настоящие эмоции. А проявляет их тогда, когда поймет, о чем идет речь.

4. Какие средства выразительного чтения позволяют актёру передать эмоциональное состояние князя Олега в сцене прощания с конём?

Интонация, тембр, логические ударения, паузы.

5. Почему актёр с такой силой выделяет слова: «Кудесник, ты лживый, безумный старик. »? Только ли на волхва в этот миг досадует Олег?

Актер выделил эту фразу, потому что князь был не готов услышать такую правду и не поверил в нее. Он досадует не только на волхва, но и на самого себя. Олег понимает, что никто не в силах изменить будущее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *