На что в россии монополия государства
Какие способы использует государство для борьбы с монополией
С момента перехода нашей страны на рыночную модель экономики прошло около 30 лет, однако многие ее аспекты находятся в стадии формирования и развития. Основой рыночной экономики, обеспечивающей ее полноценное функционирование, является здоровая конкуренция между ее субъектами.
Ее наличие позволяет поддерживать хрупкий баланс между интересами производителей товаров и услуг и конечными потребителями. Задачей же государства, вмешательство в экономику которого, по возможности, должно быть ограничено, является регулирование отношений между различными ее субъектами и поддержание условий для развития добросовестной конкуренции.
Однако в экономических реалиях как России, так и многих других стран мира имеет место быть монополизация того или иного сегмента рынка. Это явление крайне пагубно сказывается на положении дел как в определенной отрасли, так и в экономике страны в целом. В этой связи государство борется с монополией, используя доступные ему методы правового и экономического регулирования.
Что такое монополизация
Если придерживаться классической экономической теории и попытаться объяснить, что собой представляет монополия, то начать следует с тех признаков, которые ее характеризуют:
Следует отметить, что существуют и иные признаки монополий, являющиеся довольно специфичными и, соответственно, не требующими рассмотрения в рамках данной статьи.
Таким образом, используя для формирования определения рассматриваемого понятия его признаки, монополию можно понимать как определенную рыночную структуру, которая выражается в наличии лишь одного продавца товара или производителя услуг при ограниченном их количестве продукции и с отсутствием значимого заменителя. Последнее обстоятельство препятствует вхождению на рынок конкурентов.
Далее вкратце следует разобрать отдельные частные случаи монополий в зависимости от их происхождения:
Борьба со злоупотреблениями со стороны искусственных монополий является принципиально важной, поэтому соответствующее положение имеется даже в Основном законе страны. Так, статья 34 Конституции гласит, что в РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию.
При рассмотрении антимонопольного законодательства следует особо выделить Федеральный закон от 26. 07. 2006 года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ. Статья 4 данного нормативно-правового акта рассматривает монополистическую деятельность как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.
Наиболее часто нарушения антимонопольного законодательства приходится на сферу коммунального обслуживания, электроэнергетики, транспорта и пассажирских перевозок.
Цели борьбы с монополизацией
Основной характерной чертой рассматриваемого явления является возможность монополиста контролировать рынок и отрасль. В силу того, что конкуренция в данном случае не является сдерживающим фактором, у монополиста нет необходимости заботиться о качестве предоставляемых товаров и услуг. Кроме этого, он может устанавливать выгодную для себя ценовую политику.
Все эти обстоятельства приводят к застою в отрасли, снижению предпринимательской активности, налоговых поступлений и негативно сказывается на конечном потребителе, который получает заведомо худшие по качеству товары и услуги за необоснованную, как правило, завышенную стоимость.
В этой связи государство вырабатывает способы и комплекс мер, предполагающих борьбу с монополизацией. Они направлены на следующее:
В целях реализации антимонопольной политики государством разрабатываются соответствующие законодательные акты, а также формируются специализированные государственные структуры.
Методы
Выделяют две формы методов борьбы с монополией. Условно их можно разделить на 2 группы – экономические и административные.
Экономические методы, по сути, сводятся к созданию условий для развития конкуренции в той или иной отрасли:
К административным мерам относятся методы жесткого правового регулирования, направленные на борьбу с монополизацией того или иного сектора экономики.
Они установлены законодательно и, кроме прочего, включают в себя следующее:
За исполнением действующего антимонопольного законодательства следит Федеральная антимонопольная служба и органы прокуратуры.
Трудности в борьбе
Россия, как бывшая часть СССР с его плановой экономикой, сталкивается с определенными трудностями при борьбе с монополизацией. В первую очередь, это заключается в наличии крупных производственных предприятий, которые еще с советского времени были единственными представителями отрасли.
Налаженное производство и экономические связи не позволяют дробить предприятия без потери их рентабельности и экономической эффективности. Характерным примером в данном случае выступают производства автомобилестроительной отрасли.
Заключение
Монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда в отдельном секторе экономики ведущие позиции занимает лишь один производитель, что выражается в практически полном отсутствии конкуренции и злоупотреблениях им своим положением. С точки зрения российского законодательства именно последнее является неправомерным и недопустимым.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
• государственные унитарные предприятия (почта России);
• государственные учреждения (поликлиники государственные);
• акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находятся в федеральной собственности и (или) собственности субъектов Федерации;
• дочерние предприятия, чьи головные (материнские) компании входят в состав госсектора;
• предприятия, входящие в холдинг, головная (материнская) компания которого относится к госсектору.
Понятие «государственная монополия» в настоящее время приобрело особую значимость. Существует множество определений государственной монополии, каждое из которых раскрывает его сущность. Мы изучали мнения различных ученых, таких как: доктора экономических наук Лобачевой Елены Николаевны, российского экономиста Чирихина Сергея Николаевича.
Так, Лобачева Елена Николаевна (доктор экономических наук, профессор, член Союза писателей России, заведующая кафедрой «Экономическая теория» и преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана, почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации), в одной из своих книг пишет, что
В свою очередь, Чирихин Сергей Николаевич (канд. экон. наук., доцент кафедры экономической теории), в одной из своих статей определил, что
В книге «Экономическая теория» Иохина В. Я., встречается еще одно определение:
3) Государственная монополия – это искусственная монополия (Образуемая самостоятельно хозяйствующими субъектами).
Проанализировав эти определения, мы сформулировали свое:
Государственная монополия – исключительное право государства на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.
В России государственная монополия распространяется на следующие сферы:
производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
государственная монополия Центрального банка в сфере осуществления эмиссии наличных денег;
производство и сбыт наркотических средств и психотропных веществ;
экспорт или импорт отдельных видов товаров;
ряд объектов общенациональной инфраструктуры;
Мы обратили свое внимание на анализ отраслей: почта; связь; электроэнергетика; газовая, нефтеперерабатывающая и угольная промышленности; железнодорожный транспорт.
Величина государственного сектора в экономике разных стран, % 1
Страна
Япония
Россия
Франция
Доля занятых в гос.секторе
Доля гос.расходов в ВВП
Доля занятых в гос.секторе разных стран Доля гос.расходов в ВВП в %
Проанализировав первый показатель, можно сделать вывод, что в России доля занятых в государственном секторе, относительно других стран, самая большая.
Проанализировав второй показатель, видно, что доля государственных расходов в ВВП в России выше, чем в других странах. Самый маленький показатель в Японии.
Хотелось бы рассказать про Японию и США. В Японии, как и в США, государственный сектор невелик. В отличие от стран Западной Европы, он действует не в промышленности, а в отраслях инфраструктуры. Но даже в этих странах во второй половине 21 века увеличилось участие государства во владении железными дорогами, федеральными автомобильными шоссе. Предприятия и организации, принадлежащие государству, играют ведущую роль в предоставлении почтовых услуг, в сфере железнодорожных и авиаперевозок (исключениями являются США и, в меньшей степени, Япония).
В России позиции госсектора остаются самыми сильными в отраслях топливно-энергетического и оборонного комплексов, транспорте. Наименьшее распространение частная форма собственности получила в электроэнергетике и железнодорожном транспорте. Данные отрасли являются сферой пристального внимания со стороны государства почти во всех странах, и в этом смысле Россия идет в общем русле развития мировой экономики.
Для того, чтобы непосредственно проанализировать долю государственной монополии в ВВП в разных странах, мы рассмотрим такие отрасли, как: почта, связь, электроэнергетика, газовая, нефтеперерабатывающая и угольная промышленности, железнодорожный транспорт.
Доля государственной монополии в общем объеме производства, в % 2
Отрасли
Америка
Япония
Россия
Франция
Для наглядного понимания, мы подвергли некоторые отрасли пострановому анализу. Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП почты, в %
Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП связи, в %
Эти направления являются основой формирования и развития такого ресурса, как информация. Можно сделать вывод, что Америка и Япония являются странами, которые ориентируются на инновационное развитие, свойственное постиндустриальной экономике.
Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП электроэнергетики, в %
Пострановый анализ доли государственной монополии в ВВП газовой промышленности, в %
Государственные монополии России занимают лидирующее место в отраслях газовой промышленности, электроэнергетики и нефтеперерабатывающей промышленности. Это свидетельствует об ориентации на индустриальное развитие системы, в основе которой лежат классические факторы производства (Труд, земля, капитал).
Рассмотрев все диаграммы, можно сделать вывод, что
Отрасли
Америка(%)
Япония(%)
Россия(%)
Франция(%)
В Америке, Японии ключевыми отраслями государственной монополии являются почта и связь, в Японии и железнодорожный транспорт. Связь – одно из важнейших направлений индустриальной экономики. Америка, Япония и Франция являются странами с развитой индустриальной экономикой. Россия концентрирует свое внимание на электроэнергетическом комплексе. В основе развития экономики лежит обрабатывающий комплекс (добыча полезных ископаемых, добыча угля, газа, нефти).
Соответственно, для развития инновационно – ориентированной экономики страны, необходимо проводить модернизационные реформы, в том числе по изменению структуры отраслей экономики.
У государственной монополии есть преимущества и недостатки, но мы решили рассмотреть государственную монополию преимуществ. Положительные стороны представлены ниже.
1) государственной монополии принадлежит ведущая роль в совершенствовании технологий. Получаемая прибыль позволит финансировать дорогостоящие НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
2) государственная монополия разделяет рынок на разные сектора, предлагая разным группам покупателей дифференцированные цены.
3) государственная монополия является показателем зрелости национальной экономики (т.к. возникает лишь на достаточно высоком этапе экономического развития страны).
В сфере РЖД основной проект – модернизация БАМа и Транссиба (Байкало-Амурская и Транссибирская магистраль). Проект оценивается в 562 млрд рублей, из которых 260 млрд рублей — государственные средства (150 млрд рублей — средства Фонда национального благосостояния и 110 млрд рублей — бюджетные). Проект развития железных дорог Восточного полигона предусматривает увеличение в 2020 г. провозной способности БАМа и Транссиба в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока на 66 млн т в год. За счет модернизации БАМа и Транссиба, а также некоторых примыканий к ним планируется улучшить сухопутные транспортные связи между Европой и Азией через Россию.
Рассмотрим другие инновационные проекты в сфере нефтепереработки и добычи газа. «Программа энергосбережения ОАО «Газпром» на период 2013-2017 гг.» На реализацию программы потребовалось 4920,9 млн руб. Государство профинансировало основную часть средств. Благодаря финансированию государства произошел стоимостной энергосберегающий эффект в размере 11880,9 млн руб..Основной эффект энергосбережения – 9815,5 млн руб., или 82,6% от общей суммы приходится на транспорт газа. По остальным видам деятельности достигнуты следующие стоимостные энергосберегающие эффекты (любой энергосберегающий эффект влечет за собой положительные экологические эффекты):
1) добыча газа, конденсата и нефти – 3,4%;
2) переработка газа, конденсата и нефти – 2,8%;
3) бурение и капитальный ремонт скважин – 5,7%;
4) распределение газа – 4,6%;
5) подземное хранение газа – 0,6%.
Государство финансирует так же инновационные проекты в сфере связи. Так, проект «Информационное общество (2011-2020 гг.)» получил от государства 1,2 трлн рублей.
Госпрограмма охватывает все отрасли и сферы деятельности, она должна повысить прозрачность и управляемость. Работа ведется по множеству направлений: преодоление цифрового неравенства, развитие новых технологий связи. Повышение качества жизни должно выражаться в простых и доступных сервисах, которыми граждане пользуются ежедневно: запись на прием к врачу через интернет, оплата штрафов с мобильного телефона, недорогой широкополосный доступ.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что Россия ведет достаточно активную инновационную деятельность. Это позволит ей в будущем развить научно-технический потенциал и сформировать современные технологические уклады в различных отраслях экономики. Экономика России характеризуется высоким уровнем монополизации, особенно в отраслях природного, топливно-энергетического комплексов. Для инновационного прорыва необходима переориентация на развитие новых технологий и соответствующих им отраслей.
2 Составлено авторами по: Экономическая теория: Учеб. пособие/ Под ред. Н.И. Базылева.- М.: ИНФРА – М, 2011. – 662 с.; Экономическая теория: Учеб. / Под ред. О.С. Белокрыловой. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 448 с.
Российские монополии – застой, страдания и постоянный рост цен. Или без них никак?
Классическая экономика считает, что монополии – это плохо. Они ограничивают выбор потребителя, взвинчивают цены и вообще очень плохо влияют на рынок. С другой стороны, существует понятие естественных монополий – с которыми государству вроде как бороться не стоит. Мы попытались разобраться в корнях российских монополий и в том, стоит ли так сильно сражаться с остатками естественных монополий.
Полгода назад вступил в силу одобренный ранее Государственной Думой ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции»». Этот закон анонсировал заместитель главы Федеральной Антимонопольной Службы Сергей Пузыревский, отмечая необходимость упразднить принятый ещё в 1995 году закон РФ «О естественных монополиях»:
«Ещё лет пять назад руководитель ФАС Игорь Артемьев указывал, что этот закон устарел и сдерживает развитие современной рыночной экономики. Мы предлагаем признать этот закон, принятый ещё в 1995 году, утратившим силу. Положения, которые определяют понятие сферы естественной монополии и требования к субъектам естественной монополии, надо перенести в закон «О защите конкуренции», а вопросы ценового регулирования – в закон «Об основах регулирования тарифов». В итоге мы получим комплексную конструкцию регулирования этой системы, где закон о естественных монополиях является лишним».
То есть, имеем современный российский мейнстрим в экономике – меньше естественных монополий. Для чего это нужно?
Побудительные мотивы государства в лице ФАС, объясняющие необходимость минимизации количества естественных монополий можно, лишь разобравшись в том, чем они отличаются от искусственных, то есть созданных по чьей-то воле. Как правило, недоброй.
Как возникают монополии
Если изучать этот вопрос досконально, нужно быть стоиком. Ибо сколько авторов исследований на тему возникновения и функционирования монополий – столько и мнений, нередко базирующихся на политических пристрастиях автора. Например, вот один из списков таких причин:
Таких списков причин можно представить множество, в каждом – результат труда специалистов, сжатый до нескольких предложений. И ни с одним из аргументов, представленных в таких списках, не поспоришь.
В одном из источников эксперты дали наиболее полное определение причин возникновения монополий, и объединили их в пять пунктов:
Есть лишь смысл подвести общий знаменатель.
Считается, что монополизация – это процесс завоевания рынка (или территории в самом широком смысле) с целью занятия на нём господствующего положения. Конечный результат – монополия – это исключительное право субъекта на владение чем-либо и осуществление и реализация своей деятельности в рамках этого права.
Стремление к монопольному владению, использованию ресурсов и средств производства, а также к монопольной реализации произведённого продукта – процесс, обусловленный эволюционно. И в человеческом сообществе. И среди других высоко-средне- и слабоорганизованных животных. И среди одноклеточных животных, и среди растений. И даже среди неклеточных форм жизни.
Это существо тоже стремится стать монополистом:
А разница между монополистом в живой природе и его синонимом в человеческом сообществе лишь в том, что в первом случае и стремление, и результат – естественны. Во втором – подчас искусственны.
Естественная и искусственная – в чём разница?
Сергей Пузыревский, критикуя год назад существовавший тогда ещё закон «О естественных монополиях» возможно, не желая того, представил новую установку своего ведомства: антагонизм определений естественности и неестественности к понятию «монополия» относится весьма условно:
«Действующее сейчас определение естественных монополий позволяет, на мой взгляд, достаточно безгранично расширять круг сфер, которые можно относить к естественным монополиям. В нем есть определение раскрытия информации, общее положение о контроле, о согласовании сделок – по сути, это всё. Естественная монополия сейчас имеет два метода регулирования. Первый – это ценовое регулирование, когда она устанавливает цену, второй – метод определения круга потребителей, которые подлежат обеспечению в приоритетном порядке в определенных сферах. Например, это больницы, стратегические объекты, которым нельзя отключать электричество.
Главный принцип, который декларируется в действующем законе, состоит в том, что запрещается сдерживать переход из естественного монопольного состояния в состояние конкуренции. Но на деле этот принцип не реализуется. Когда мы анализируем ситуацию на товарных рынках, то видим, что во многих сферах конкуренция развивается, однако закон всё равно называет субъекты, которых, к примеру, на рынке пять, субъектами естественных монополий. Возникает экономический нонсенс».
То есть по определению вроде как менее враждебная к потребителю «естественная» монополия в силу ряда причин, среди которых и законодательные недоработки, и обычная жадность руководителей таких структур всегда способна эволюционировать в искусственную. А это уже объект более пристального интереса антимонопольщиков. Ведь что можно сделать с естественным? Лишь попытаться регулировать. А искусственное можно просто запретить. И общество будет только «за».
Отсюда и успешная попытка ФАС минимизировать количество «естественных» монополий в России, в частности, выбив из-под них законодательную основу, лишив тем самым легитимности само их существование.
Кстати, естественных монополий, по определению отечественных экспертов, в России формально осталось не так много. Это:
Российская борьба с монополиями: Ленин улыбается
Скандалы со стомиллионными премиями и миллиардной стоимости квартирами (по разным оценкам) руководства «Почты России», обыски в офисах топ-менеджеров РЖД, да и уже упомянутое упразднение закона «О естественных монополиях» – всё это одна сторона отношения российского государства к монополиям и возмутительно обнаглевшим их руководителям. Другая сторона – увольнение инициатора этого упразднения Игоря Артемьева с должности главы Федеральной антимонопольной службы. И овцы не целы, и волки не сыты. Впрочем, в этом лесу и те, и другие постоянно меняют шкуры…
Владимир Ильич в книге «Шаг вперёд, два шага назад» анализировал кризис в Российской социал-демократической рабочей партии. Тезисы Ленина, как видим, превосходно экстраполируются на ситуацию в отношении современной российской власти к монополиям. Другой вопрос: хорошо это или плохо для всех нас?
Вот на фоне падения доходов россиян повышаются цены на продукты первой необходимости. Да как повышаются! Чего там примеры приводить – все это знают. Выводы некоторых экспертов недвусмысленно намекают: инициаторы этого повышения цен осознанно подводят общество к социальному взрыву. Другие эксперты отсылают к обычной безголовой жадности наших продовольственных негоциантов, и такая точка зрения тоже имеет право на существование. А олигарх в прошлом, а ныне обычный мультимиллиардер Олег Дерипаска видит в повышении цен естественный процесс стремления к равновесию между аппетитами государства в лице его банковской системы и стремлением выжить у производителей продовольствия:
«Странно, что всех удивляет рост цен на продовольствие. Было бы удивительно, если бы они не росли. Нужно посмотреть на то, что происходило последние 10−15 лет: под какой процент аграрный сектор получал возможность финансировать свои проекты…[] Ни предприниматели, ни фермеры чуда не смогут сделать, до тех пор, пока мы предоставляем сельскому хозяйству деньги под ростовщические проценты».
Между тем Олег Дерипаска – алюминиевый монополист, создатель стремящихся к господствующему положению на российском рынке строительных и агропромышленных групп. И выступает этот монополист против другого монополиста, государства в лице ЦБ РФ и всей отечественной банковской системы, также стремящегося к господствующему положению, только на рынке финансовом.
Впрочем, немыслимый рост цен на продукты питания – тема другого разговора, и касается разгула монополистического капитализма в нашей стране лишь боком. Здесь интересна тенденция: волчара-монополист Дерипаска критикует волчару-монополиста государство, укутавшись в овечью шкуру…
Ситуацию с подорожанием продуктов решено сбить волевым ограничением цен. Собственно, при всех существующих проблемах в ценообразовании монополист-государство идёт на создание ещё одной: их государственной зарегулированности. К чему это привело нас несколько десятков лет назад, многие помнят: к пустым прилавкам. Однако ведь агропромышленный сектор в нашей стране сейчас тоже своего рода естественный монополист, если вспомнить об импортозамещении, а методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий отработаны давно и во всём мире они одинаковы. Вот эти методы:
Как видно, именно эти методы и приняты правительством с подачи президента для решения (будьте покойны, временного, по сути, тактического) ценового демарша продовольственных негоциантов. Что подтверждает присовокупление к официально существующим в России естественным монополиям агропромышленного сектора.
В экономике всегда полутона
«Газпром», РЖД, «Почта России», – несомненно, монополисты. Созданные ещё в СССР, во времена абсолютного отсутствия конкуренции и рыночной экономики.
Несомненно и то, что постоянные скандалы, связанные с беспрецедентным бесстыдством руководителей этих структур, назначающих себе астрономические премии, приобретающих миллиардной стоимости особняки etc – результат их монопольного статуса.
Но не менее несомненен тот факт, что по-другому в нашей стране эти отрасли экономики работать не смогут, а вместе с ними – и многие другие. Даже учитывая практически нулевую до последнего времени производительность, если так можно выразиться, таких монополистов, как та же «Почта России».
Эти естественные монополии – крупнейшие налогоплательщики и работодатели. Меценаты и сподвижники развития, например, народного спорта. Сколько ледовых дворцов, спортивных арен настроил Газпром? Сотни по стране. То-то.
Предприятия, составляющие эти сектора экономики страны – во многом её опора. Они – аккумуляторы огромных капиталов, что в свою очередь, позволяет таким предприятиям становиться инвесторами в инновационные проекты, которых иначе просто не было бы.
Государство справедливо требует стабильности и подотчётности в работе таких монополистов, но вынуждено содействовать им. Это необходимо для процесса пусть не повышения – хотя бы сохранения существующей конкурентоспособности нашей экономики. Может быть, увольнение слишком уж поприжавшего наших монополистов бывшего главы ФАС Артемьева – результат такой необходимости.
Какие монополии нам нужны?
У Ильфа и Петрова есть фельетон «Нужна ли нам сатира». В этом фельетоне и есть ответ на вопрос, вынесенный в подзаголовок. Классики описывают бурные дискуссии, ломание копий и выдирание волос в процессе обсуждения этого животрепещущего вопроса на очередном съезде писателей. И последовавший вывод, с которым согласились все без исключения участники обсуждения: «Хорошая сатира нам нужна, а плохая сатира нам не нужна!».
Вот и всё, стоило время тратить и людей от своих дел отвлекать. Хорошие монополии нам нужны, а плохие монополии нам не нужны!
Если серьёзно, идеальным примером сосуществования общества, государства и монополий был бы стопроцентный баланс «хотелок» всех этих трёх субъектов. Так, конечно, не получится никогда – но важно стремление к такому балансу. Важно, с одной стороны, участие государства и общества в ограничении влияния на них монополий, – законодательными актами, возможностями общественного воздействия, регулированием финансовых возможностей монополий и их «рулевых».
А с другой стороны, способности тех же «Газпрома» и РЖД без лишней нервозности планировать свою работу и приводить эти планы в жизнь, основываясь на уверенности в долгосрочных и прозрачных перспективах своего существования.