На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Обучение глухих детей: особенности и методика обучения

У глухих детей наблюдается сильное отставание в развитии словесно-логического мышления, т.е. связи между признаками, предметами, действиями и их словесным обозначением.

Ребенок с нарушениями слуха – это большая ответственность для его родителей. После понимания того, что у малыша ограниченные возможности в восприятии окружающего мира, приходит осознание, что для его комплексного развития придется приложить достаточно много сил.

В этом нет ничего не возможного, поэтому что существуют специальные методики обучения глухих детей, которые помогут адаптировать ребенка к окружающему его миру и дадут ему возможность найти свое место в обществе.

Основные причины нарушения слуха

Согласно сведениями ВОЗ, основные причины потери слуха делятся на врожденные и приобретенные.

Врожденная потеря слуха может носить наследственный, либо ненаследственный характер. Кроме того, она может вызвана различными патологическими процессами во время периода беременности и родовой деятельности:

Все эти факторы могут привести к нарушениям слуха в любой период жизни человека:

Среди детей достаточно распространенной причиной потери слуховой функции является хронический средний отит.

Выявление детей с нарушениями слуха

Глухота может наступить в любом возрасте. Если этот недуг носит врожденный характер, то для овладения речевыми навыками ребенку необходима профессиональная помощь.

Если глухота наступила позже, когда малыш уже освоил речь, то есть большая вероятность того, что со временем он разучится разговаривать.

Ранняя диагностика и принятие соответствующих мер являются важнейшими факторами, чтобы минимизировать воздействие потери слуха на комплексное развитие ребенка и его успеваемость в школе. Среди детей грудного и раннего возраста, страдающих от потери слуха, раннее выявление и ведение в рамках программ по проверке слуха детей грудного возраста может способствовать улучшению результатов развития речи и успеваемости ребенка.

Желательно проводить ее в первый год жизни ребенка, поэтому родители должны взять за правило посещать детского отоларинголога для профилактического осмотра.

Важно проводить скрининг с целью выявления болезней ушей и потери слуха в дошкольных учреждениях, школах и на местах работы, что может также быть эффективным для раннего выявления и ведения потери слуха.

Нюансы обучения глухих и слабослышащих детей

Речь непрерывно связана со слухом, т.е. чем хуже человек слышит, тем больше у него будет проблем в грамматическом, лексическом и фонетическом восприятии речи.

Если у ребенка абсолютная глухота, то он не сможет самостоятельно овладеть речевыми навыками без соответствующей медико-психолого-педагогической помощи. Как итог – он навсегда останется глухонемым. Работу с глухими детьми ведут сурдопедагоги в специальных коррекционных учреждениях: научно-исследовательский институт уха, носа, горла и речи, сурдологические центры, частные коррекционно-развивающие центры, специализированные детские сады и школы. Метод обучения глухих детей основывается на том, чтобы продемонстрировать им, как именно работает их речевой аппарат.

Система обучения речи слабослышащих детей основывается на использовании слухового аппарата. В этом случае ребенку проще, потому что он может слышать звуки и на основании этого приобретать речевые навыки. Но здесь все равно важна коррекционная работа со стороны сурдопедагога.

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Основные методики обучения глухих детей

На сегодняшний день существуют разнообразные методики обучения глухих и слабослышащих детей:

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

В современной практике используются и другие методики работы с глухими и слабослышащими детьми:

Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален. Соответственно, и методики коррекционной работы должны подбираться на основании каждого конкретного случая.

Источник

Тугоухость у ребенка: на какие аспекты воспитания обратить внимание и как заниматься дома

Автор: Редакция Мастерслух

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Уделите воспитанию ребенка с тугоухостью особое внимание. Остатки его слуха – база для формирования речи и познавательной деятельности. Поэтому не допускайте стихийности в воспитании и обучении: занимайтесь ежедневно и по плану. Причем мы не имеем в виду занятия по типу школьных уроков – важно развить общие навыки: умение ориентироваться в пространстве, находить контакты с людьми, способность определять связи между источниками звуков и действиями, словами, предметами. Расскажем, как заниматься с ребенком в разные периоды развития и на какие аспекты воспитания обратить внимание в первую очередь.

Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью

Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.

Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.

Если слух снизился незначительно и при этом ребенок хорошо говорит, носить слуховой аппарат целый день нежелательно. Обсудите оптимальное время использования с сурдопедагогом и лечащим врачом.

Что должны делать родители в период доречевого развития

В период доречевого развития формируются слухоречевые связи и речевой слух. Ваша задача – научить ребенка подражать звукам и интонации, копировать тембр и эмоциональную окраску голоса взрослых.

Ежедневно делайте упражнения:

Если ребенок родился с нормальным слухом и начал терять его в процессе взросления, развивать слухоречевую систему при реабилитации нужно с занятий для новорожденных. Вернитесь к повторам, ритмичным разговорам и песням. Дети, потерявшие слух, забывают, как звучит речь, поэтому повторить упражнения доречевого периода необходимо.

По завершении периода развития ребенок улавливает связь между хаотичными слуховыми ощущениями и своим голосом с помощью слухового аппарата. Понимает связь между действиями и их озвучиванием – учится реагировать на шаблонный зов.

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Занятия с сурдопедагогом помогут малышу и родителям освоить методики самостоятельной работы

Период различения на слух речевых и неречевых звучаний

Детям с тугоухостью тяжело не столько слышать абстрактные звуки, сколько понимать речь. Каждый раз слова и предлоги оказываются в новом окружении, их звучание меняется. Только методом проб и ошибок ребенок может «приноровиться» к слову, научиться различать его в устах любого человека. Категорически запрещено навязывать модель звучания какого-либо слова, иначе ребенок запомнит его и будет угадывать. В незнакомой обстановке он окажется беспомощным: угадывать непривычную интонацию станет сложнее.

В этом периоде ребенок находит ориентиры, чтобы понимать слова в речи. Его словарный запас расширяется, пропадает страх перед общением с незнакомцами – теперь он лучше понимает их.

Рекомендации для следующих периодов развития

Следующие периоды развития – идентификация любых действий со словами и совершенствование речи. Образцом выступает речь взрослых: с правильной структурой в предложениях, хорошей интонацией и ритмом.

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Верьте в своего ребенка, и тогда у него и у вас все получится

Каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому периоды могут наступить как в 3–4 года, так и в 7. Не форсируйте события, ждите результата и придерживайтесь рекомендаций:

Создайте благоприятную среду для занятий и жизни ребенка, поддерживайте и мотивируйте, и тогда успехи не заставят себя ждать. Удачи!

А это сюжет, в котором мамы рассказывают об историях успеха своих детей со сниженным слухом:

Расскажите или сохраните себе:

Еще в разделе “О слухе”

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Нанозащита слуховых аппаратов ReSound: новый стандарт качества

Датский производитель аудиологической техники GN ReSound уже более 10 лет все свои слуховые аппараты выпускает с инновационным полимерным покрытием iSolate nanotech. Рассмотрим, что это такое, в чем его преимущества. Читать далее →

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

STOP шум. Поговорим о шумозащите

Почему вреден сильный шум, какой звук считается опасным и как от него защититься, есть ли отличия в шумозащите для людей с нормальным слухом и слабослышащих? Рассказывает сурдолог-оториноларинголог ООО «МастерСлух-Москва» Зинаида Морозова. Читать далее →

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Все работы хороши, выбирай на вкус! Востребованные профессии для глухих и слабослышащих

«МастерСлух» разрушает стереотип, что обладателям слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов доступны только примитвные малооплачиваемые специальности. Читать далее →

Источник

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Неслышащие малыши – совершенно обычные дети. Они так же любят бегать, играть, танцевать, веселиться и шалить, экспериментируют с разными предметами, строят, лепят и рисуют. Но очень часто им не с кем играть. Родители слышащих ребятишек не поощряют их общения с глухими, а порой и препятствуют таким контактам. Почему? Потому что необученный неслышащий малыш не говорит. Вместо членораздельной речи он издает возгласы, иногда пользуется жестами, не понимает обращенной речи. Этим его поведение резко отличается от сверстников с нормальным слухом, которые, если в силу возраста и не умеют говорить, понимают обращения. А их нечленораздельный лепет воспринимается окружающими как нечто совершенно естественное («Ведь он еще маленький!»). Подобные ситуации травмируют родителей глухого ребенка, да и сам он со временем начинает ощущать себя отличным от других. Но нарушение слуха, каким бы тяжелым оно ни было, не является непреодолимым препятствием при обучении ребенка речи.Те или иные остатки слуха имеют все глухие дети, поэтому соответствующее восприятие необходимо развивать даже в тех случаях, если эти остатки – минимальны. При создании определенных условий неслышащие дети достигают высокого уровня развития и речи и слуха. Дети с нарушенным слухом должны жить вместе со слышащими и иметь равные с ними возможности. Это одна из главных задач обучения и воспитания таких детишек. Как же можно достичь этой цели?

Причины нарушений

Слуховая функция человеческого организма очень тонко организована, нарушить ее может любой негативный фактор как до нашего рождения, во внутриутробном периоде, так и после. В связи с этим причины утраты слуха или его первичного отсутствия могут быть самым разными.

Наиболее часто встречаются такие факторы.

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха
На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха
На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Диагностируется нарушение слуха разными методиками. В первую очередь по объективным поведенческим признакам: дети переспрашивают, малыш не слышит, что ему говорят с первого раза. Многие карапузы с нейросенсорной тугоухостью, чтобы расслышать, оттягивают ушную раковину. Малыши развиваются замедленно, не осваивают гуление, слоги, слова, либо осваивают, но с большим опозданием. Подросшие ребята после года начинают судорожно вглядываться в губы говорящего, чтобы попытаться понять, что от них хотят.

Наиболее точным методом определения проблемы и ее степени считается аппаратное обследование – аудиометрия.

Ее результаты показывают не только на тип нарушения слуха (кондуктивная или нейросенсорная), но и определяют диапазон слышимых и неразличимых частот и диапазонов.

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Руководство к действию

Прежде всего, следует как можно раньше (до года, когда еще речь не развита) выявить наличие патологии слуха у ребенка. Не стоит пренебрегать профилактическими осмотрами у ЛОР-врача (в первые 2–4 месяца, в 1 год и далее – каждые полгода). Если у родителей появились подозрения, и им кажется, что малыш ведет себя «не так, как другие дети», нужно немедленно обратиться к специалисту. Он проведет первоначальное обследование и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где малыш будет более тщательно обследован. Иначе, можно упустить драгоценное время, и наверстать отставание будет гораздо сложнее. После консультации с ЛОР-врачом, обследования и установления точного диагноза, следует немедленно приобрести для малыша два слуховых аппарата – обязательно по одному на каждое ушко (желательно программируемые или цифровые). Советы «из экономии» обойтись одним нужно отвергать сразу! Врачи должны подобрать индивидуальный режим работы аппаратов в присутствии ребенка. Крохе дают прослушать при помощи аппаратов различные звуковые сигналы и фиксируют ответные реакции на них. Кроме того, при настройке аппарата используются данные аудиограммы[1]. Слухопротезирование – это важнейшее условие полноценного слухо-речевого развития глухого малыша. Все неслышащие или слабослышащие дети должны носить слуховые аппараты постоянно. С их помощью у них будет развиваться слуховое восприятие и устная речь. Но это еще не все. Как только врач установит диагноз нужно сразу же приступать к специальным занятиям с ребенком. Чем раньше начнется этот процесс, тем успешнее будет реабилитация. Проводить занятия смогут сами родители, под руководством специалистов и при помощи методических пособий, в которых очень детально описаны виды занятий и приемы, с помощью которых можно обучить неслышащего ребенка речи.

Особенности развития глухих детей

Потеря слуха может произойти в любом возрасте. Когда глухота врожденная, для овладения речью ребенку понадобится специальная помощь, самостоятельно этот этап он уже не осилит.

Если ребенок оглох позже, когда он уже освоил речь, есть опасность, что постепенно она может утратиться. Но при создании специальных условий и глухим детям можно дать возможность слышать и разговаривать.

Самый главный шаг в слуховой реабилитации – это своевременная диагностика проблемы со слухом. Лучше, если она будет проведена в первые 12 месяцев жизни малыша, поэтому посещением профилактических осмотров у лор-специалистов пренебрегать не стоит.

Если у самих родителей возникли подозрения, что ребенок стал хуже слышать, его следует срочно показать врачу.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Речь глухого ребенка

Речь человека неразрывно связана со слухом, и чем хуже слух, тем больше у человека будет нарушений в фонетическом, грамматическом и лексическом восприятии речи. Если ребенок совершенно глухой, то он без специальной коррекции не сможет овладеть речью, т.е. останется глухонемым.

Такую коррекцию проводят сурдопедагоги в специальных коррекционных школах. Их посещение очень важно для неслышащих детей – там они могут не только приобрести коммуникационные навыки, но и найти общение со своими сверстниками.

Обучение речи глухих и слабослышащих детей производится по-разному. По отношению к полностью глухим детям применяется ряд специальных методик, показывающих, как должен работать их речевой аппарат. Правильность применения этой методики постоянно должен контролировать сурдопедагог. Одновременно с этим производится обучение неслышащих письму, а также элементам жестового языка.

Обучение речевым навыкам слабослышащих детей происходит с применением слухового аппарата. Дети, имеющие возможность слышать окружающий мир, способны самостоятельно приобретать некоторые речевые навыки.

Но при воспроизведении многие слова могут иметь искажения, неправильно формироваться с фонетической точки зрения. Для исправления этих искажений слабослышащим также необходимо проходить специальную коррекцию у сурдопедагога. Со временем это позволяет добиться практически нормальной речи.

Обучение и воспитание глухих детей

Традиционно существует два основных метода обучения глухих и слабослышащих детей – обычный устный и жестовый.

И если в первом случае глухого обучают общению с применением только устной и

письменной речи, то во втором ребенок также осваивает жестовый язык и дактилологию (пальцевую азбуку). Обе методики при этом учитывает особенности как физического, так и психологического развития ребенка.

В современной среде применяют несколько разных методик обучения детей с нарушениями слуха:

· методика для детских садов компенсирующего типа. Предназначена для применения в детских учреждениях специального вида, в которых формируются группы глухих и слабослышащих детей.

Там дети в течение всего времени занимаются с сурдопедагогами, осваивая дактиль и письменную речь. Помимо этого, для более широкого развития с ними проводят занятия и другие специалисты;

· методика Э. И. Леонгард. Предполагает активное участие семьи в обучении ребенка с дефектами слуха. Такие дети посещают обычные детские сады либо специальные коррекционные группы.

Формирование речи таких детей должно начинаться очень рано, при этом необходимо использование слуховых аппаратов. Занятия с детьми проводят сурдопедагоги, а дома – родители. Методика рассчитана на очень ответственных родителей, которые могут себе позволить затрачивать много времени для занятий с ребенком дома;

Почему важно раннее педагогическое воздействие

С момента обнаружения снижения слуха у ребенка (или даже только подозрении на него) необходимо начинать проводить коррекционную работу. В ИКП РАО нами совместно с Т.В.Пелымской разработаны содержание и методика занятий с детьми, имеющими снижение слуха, с первых месяцев жизни с учетом психофизических особенностей каждого возрастного периода раннего детства: 0-3 мес., 3-6 мес., 6-12 мес., 1-1,5 года, 1.5-2 года, 2-2,5 года, 2,5-3 года. Занятия с детьми младенческого и раннего возраста организуется в условиях семьи. Сурдопедагог обучает родителей общим и специальным приемам работы с малышом в соответствии с его возрастом, уровнем психофизического развития и состоянием слуха, а со второго года жизни проводит с ним занятия в присутствии мамы или папы. Обучение строится на основе устной речи, при широком использовании письменной речи (написанных печатными буквами табличек-названий, табличек-поручений и т.п.).

С детьми до года вся коррекционная работа проводится родителями под руководством сурдопедагога сурдологического кабинета (отделения, центра) или консультативной группы в условиях специального дошкольного учреждения для глухих и слабослышащих детей. Если ребенок живет в городе, где находится учреждение, оказывающее помощь детям с нарушенным слухом, то, как правило, два раза в месяц его привозят для консультации: даются рекомендации по воспитанию малыша, показываются отдельные приемы работы, уточняется режим работы индивидуальных слуховых аппаратов, при необходимости проводится медицинское обследование. Если ребенок живет далеко, то его привозят на консультацию 1-2 раза в год. В этом случае в течение нескольких дней (обычно недели) проводятся медицинское и педагогическое обследование малыша, уточняется режим работы с индивидуальными слуховыми аппаратами, родители показывают сурдопедагогу, как они занимаются дома, демонстрируют достижения ребенка, делятся возникшими проблемами. В ходе всех занятий ведется наблюдение за малышом. На основании полученных данных родителям даются рекомендации для дальнейшей коррекционной работы.

С детьми старше одного года начинает проводить занятия сурдопедагог. Как правило, для детей, живущих недалеко от учреждения, оказывающего помощь детям с нарушенным слухом, организуются 1-2 занятия в неделю продолжительностью 30-45 минут. В консультативных группах при специальных дошкольных учреждениях и в экспериментальных группах (например, Института коррекционной педагогики РАО) они могут проводиться и чаще. Если ребенок живет далеко, то его привозят на периодические консультации 12 раза в год. В это время он обеспечивается ежедневными занятиями по 30-45 минут в течение 1-2 недель. В промежутках между консультациями родители часто обращаются к педагогу за советами письменно или по телефону.

Раннее начало работы с детьми, имеющими снижение слуха, позволяет избежать отсутствия или резкого недоразвития речи даже у малышей с тяжелой тугоухостью и глухотой, а, следовательно, и предотвратить те тяжелые последствия для развития всей личности ребенка, которые ему сопутствуют.

Результаты обучения у разных детей различны. В условиях интенсивной работы родителей к полутора годам у малышей вне зависимости от степени снижения слуха появляются 10-30 слов, включая лепетные (в отдельных случаях – более 70), к двум годам – короткая фраза, к трем годам дети начинают рассказывать о виденном, о случившемся с ними, с помощью взрослого читают стихи, подпевают песенки. С индивидуальными слуховыми аппаратами в пределах одного помещения большинство детей могут слышать обращенную к ним речь. Примечательно, что они начинают воспринимать на слух не только специально тренированный материал, но практически все знакомые слова, изолированно и во фразе. Звучание речи большинства детей приближается к речи слышащих сверстников. У них звонкие голоса, речь эмоциональная, выразительная. Из дефектов произношения отмечаются в основном лишь типичные для данного возраста. Если посторонний человек не видит слуховых аппаратов, то у него и не возникает мысли, что дети не слышат. В качестве примера остановимся на характеристике речи трех детей, коррекционные занятия с которыми начаты на первом – в начале второго года жизни.

Строя дом из кубиков, девочка приговаривает: “Беру кубики, сделаю ворота, потом крышу, на крыше – еще. Это дверь, она открывается. А какого это цвета? Наверное, зеленого. Это дворец, в нем живет царь. Живет внутри, он там пирует. Но зала не видно, нет окошек. Вот зеленое окошко. Царевна смотрит в это окошко, а царь – в другое. Царя зовут Додон, а царицу зовут Барабиха. Фонтан вот. Фонтан я видела в Сочи на площади. Забор тут будет, потому что царь не хочет пускать бедняков”.

Катя с удовольствием придумывает и рассказывает сказки. Может поделиться секретом, как похудеть Карлсону, деловито рассуждать о том, живые или неживые одуванчики.

Наташа И., 3 г. 3 мес. потеряла слух в 1г 1мес., состояние слуха – значительная тугоухость, начала заниматься с 1г. 3мес.

Наташа с удовольствием и на равных общается со слышащими сверстниками. Они хорошо понимают друг друга. Помощь взрослого при общении со слышащими не нужна. Как многие маленькие дети, к незнакомым взрослым относится настороженно. Первая реакция на предложение что-то сделать – взгляд исподлобья: “Пусть мама сделает!” Но потом детское любопытство пересиливает: “О! Это береза! А это? Волк?”

Илюша З., 3 г, 2 мес., наследственное прогрессирующее снижение слуха. Во время начала обучения была отмечена значительная тугоухость, к 3 годам констатирована глухота. Мальчик живой, озорной, общительный. Он с удовольствием ведет разговор на интересную для него тему, но организовать занятия с ним не просто. Вот типичный разговор с педагогом в начале занятия: “Тетя Ира, я заниматься не хочу, я устал. Пойдем на улицу, я покажу тебе большую собаку. Будем ее пугать: “Уходи, собака! Уходи большая черная собака”.

Таким образом, благодаря раннему началу коррекционной работы дети со значительными нарушениями слуха уже к трем годам владеют речью, хотя и в разной степени. Причем результаты обучения не зависят от состояния слуха. Однако это верно лишь для детей, с которыми интенсивная работа начата на первом году жизни.

В то же время, если специальные занятия не начинаются рано, не только глухие, но и слабослышащие дети к двум-трем годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи всегда резко отличается от нормального.

Остановимся на характеристике основных принципов, на которых строится коррекционная работа с детьми раннего возраста.

Учимся общению…

В первую очередь должна быть обеспечена возможность полноценного эмоционального общения с малышом и возможности речевого контакта с ним.

В первом полугодии жизни – это ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Ребенок в это время нуждается лишь в доброжелательном внимании взрослого, ведущим мотивом общения является личностный мотив. На этом этапе основным средством общения с окружающими людьми служат выразительные (экспрессивно-мимические) движения. Ребенок реагирует, в основном, на особенности голоса, интонацию, мимику лица, на различные манипуляции с малышом. При этом речь сопровождает действия взрослого. Для неслышащего ребенка важно повышенное внимание, большее в сравнении с нормальнослышащим младенцем, общение с ним. Важно чаще брать ребенка на руки. В этом случае не только улучшается контакт с малышом, но и происходит его более интенсивное знакомство с окружающим миром, в том числе и со звуками, которые ребенок может воспринимать не только на слух, но и тактильно-кинестетически через тело матери. Трудности в формировании звуковых реакций слышащих детей глухих родителей лучшее этому подтверждение. Необходимо также, чтобы взрослый постоянно и своевременно реагировал на голосовые реакции малыша, на их изменение.

Во втором полугодии жизни начинает складываться новая форма общения – ситуативно-деловая (после того, как ребенок овладевает хватанием). Эта форма общения для малышей с нарушенным слухом является основной как на первом, так и на втором и частично третьем году жизни (в отличие от слышащих детей, которые на втором году жизни уже переходят на этап становления речевого общения – общения на основе самостоятельной речи ребенка). Ситуативно-деловое общение разворачивается на фоне предметных манипуляций, составляющих новый вид деятельности ребенка. Ведущим мотивом общения становится деловой, ребенок стремится к сотрудничеству. Основным средством общения с окружающими людьми для младенца служат изобразительные (предметно-действенные) движения и позы.

Общение со взрослыми с помощью предметных действий становится одним из основных способов специфических человеческих взаимодействий. Для неслышащего ребенка важно не только максимальное внимание, но и значительно большее время на занятия с ним, на постоянное сотрудничество, поддерживание его первых манипуляций, естественной мимики (лица), развитие выразительных жестов. Это основа, база, на которой развиваются довербальные (доречевые) реакции и появляется речь.

Но чтобы эмоционально-речевое общение могло осуществляться, необходимо создать условия, при которых ребенок в той или иной степени может слышать обращенную к нему речь, воспринимать звуки окружающего мира. Это достигается в некоторых случаях простым приближением говорящего взрослого к уху малыша. Усиление речи таким образом возможно и дает разборчивое восприятие речи, но при этом ребенок, имеющий значительную потерю слуха, часто лишается возможности воспринимать окружающие его различные неречевые звуки, что приводит к резкому обеднению его представлений о звуках окружающего мира. С определенными трудностями связано и обеспечение восприятия речи ребенка при уходе за ним, при проведении разнообразных упражнений, по развитию его познавательной деятельности. Кроме того, без слухового аппарата многие дети не слышат собственной речи. Поэтому большинству глухих и слабослышащих детей необходимо с периода младенчества постоянно (в течение всего дня) пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению.

Важно, чтобы в индивидуальном слуховой аппарата ребенок слышал голос на расстоянии не менее 1,5-2 м., а в дальнейшем мог узнавать речевые единицы не менее чем на 1 м. С момента уточнения режима работы аппарата ребенка приучают пользоваться им в течение всего дня. Период привыкания ребенка к индивидуальному слуховому аппарату зависит от его возраста: чем он младше, тем легче привыкает к нему. Так, период привыкания к аппарату младенца, как правило, длится около недели. В основном детей смущают вкладыши, помещенные в уши, само же звукоусиление при правильном его подборе обычно никаких отрицательных реакций не вызывает. Большинство родителей отмечают, что в первые дни дети бывают несколько насторожены, как бы вслушиваются в себя. Почти сразу наблюдается некоторая активизация голосовых реакций детей. Через 2-3 месяца, по наблюдениям родителей, дети беспокоятся, когда они без аппаратов.

Особого интереса заслуживает случай с глухой девочкой Катей Ш.

Занятия с ней проводились с 3 месяцев, но слухопротезировать ее удалось лишь в год. До этого все общение с Катей осуществлялось на слух путем приближения к ушной раковине ребенка. Все это время мама была вынуждена держать девочку на руках или наклоняться к ней. Благодаря самоотверженной работе матери к году Катя понимала достаточно много слов. После одного дня ношения аппарата была проведена проверка, которая показала, что Катя воспринимает на слух все слова своего пассивного словаря на расстоянии 1,5-2 м. Из дневника матери: “… вот уже 1,5 месяца Катя в аппарате. И мы просто не понимаем, как мы без него целый год обходились… С первого дня Катя хорошо стала в нем понимать”.

Именно своевременное и адекватное слухопротезирование при условии раннего начала коррекционной работы позволяет уже на первом-втором году жизни снивелировать разницу между глухим ребенком и малышом со значительной тугоухостью, что невозможно при более позднем начале коррекционных занятий.

Содержание и организация занятий с детьми раннего возраста определяются не столько состоянием слуха малыша, сколько возрастными и индивидуальными особенностями психофизического развития.

Таким образом, первый принцип организации коррекционной работы с детьми младенческого возраста – обеспечение возможно полноценного общения с ребенком.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Коррекция слуха

Медицинская наука на месте не стоит, и сегодня ребенка, который по каким-то причинам не имеет возможности слышать полноценно, никто не собирается обрекать на жизнь в тишине.

О восстановлении слуха говорить довольно сложно. В интернете есть немало указаний на авторские методики восстановления даже тяжелой тугоухости, и сотни тысяч родителей уже стали жертвами мошенников, поскольку ни один из них не оказался действенным.

Говорить о восстановлении можно только в случае временной потери (после отита, например). Для этого применяют продувание слуховых труб, физиотерапию, некоторые медикаменты, улучшающие кровообращение во внутреннем ухе. Но если курс лечения оказывается безрезультатным, то проводят обследование степени потери слуха. И тогда родители получают рекомендации по реабилитации ребенка. Чем раньше она начнется, тем более благоприятно будет проходить.

Обнаружение у малыша сенсоневральной тухоухости – прямое показание к реабилитации, поскольку средств для эффективного и действенного лечения этой болезни, к сожалению, пока не существует.

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха

Возможности музыкального развития

Многие дети со снижением слуха стали успешными музыкантами. Тут нет ничего удивительного. Их ограниченная способность слышать тут может стать вдруг очень полезной:

Не каждый ребенок может заниматься музыкой – это относится и к глухим детям. Зато, если есть

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха
предрасположенность, ее можно использовать. Такая реализация своих способностей благоприятна для психического развития. Кроме того, можно научить малыша играть на музыкальном инструменте. Особенности восприятия звуков помогают им удерживать такт, ритм, не отвлекаться на посторонние звуки. Некоторые глухие музыканты отмечают, что их восприятие музыки совершенно особенное. Они ее «чувствуют» пальцами, телом, а не ушами.

Следите за состоянием здоровья ребенка

Часто врожденная глухота — следствие особенности развития органов слуха или системы лор-органов (уши, горло, носоглотка). Из-за этого носоглотка страдает сильнее всего. У детей отмечаются частые отиты, воспаление аденоидов даже после простой простуды. Для них горло — особо чувствительная зона. Голосовые связки тоже сильно страдают. Малыш пытается говорить, но не может соизмерять громкость, часто кричит.

На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Смотреть картинку На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Картинка про На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха. Фото На что важно обращать внимание знакомясь с ребенком с нарушением слуха
советуют хорошо следить за тем, чтобы малыши не простужались. По возможности давать им витамины, поддерживать иммунитет. Если в детстве будут серьезные проблемы с горлом, это скажется на качестве обучения. А ведь развить речь для такого малыша очень важно. Если сильно пострадают голосовые связки и носоглотка, то речевая функция может быть потеряна.

Врач пропишет вам специальные смягчающие ингаляции, полоскания. Особенно следует обратить внимание на то, как ребенок спит. Малыши часто спят с открытым ртом – от этого простужаются или пересушивают горло. Можно поставить в детской комнате аппарат, нормализующий влажность воздуха – так получится избежать пересушивания горла ночью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *