На что влияет бизнес на
Семь внешних факторов влияющих на бизнес.
в Бизнес 29.05.2019 0 21,978 Просмотров
После того, как вы выстроите финансирование, найдёте подходящее место, наймёте персонал и составите потенциально успешный бизнес план, чтобы эффективно предсказать своё будущее, вы должны обратиться к внешним факторам. Есть множество факторов, которые следует принимать во внимание, и которые обычно находятся вне вашего контроля. Хотя у вас может быть план на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы справиться с внешними воздействиями, которые влияют на ваш бизнес, иногда лучшее, что вы можете сделать – это импровизировать, когда они происходят.
Экономика и колебания рынка
Глобальная экономика является одним из крупнейших внешних факторов, который в какой-то момент может повлиять на ваш бизнес. Колебания рынка, основанные на политике, террористических атаках, войнах и девальвации валюты, в конечном итоге сказываются на большинстве коммерческих предприятий.
Финансы и кредит
Финансовая олигархия и платежеспособность крупных банков и финансовых учреждений, возможно, не имеют большого отношения к вашему бизнесу, но в конечном итоге они могут повлиять на вашу способность продолжать вести свой бизнес. Процентные ставки, доступность кредитов и потребительские кредиты – это внешние факторы, которые вы редко можете контролировать.
Воздействия от суровой погоды
Если бы человек мог контролировать погоду, на курортах знали бы точно, когда брать самые высокие цены за номера. Штормы, торнадо, ураганы и лесные пожары находятся за пределами вашей компетенции контролируемых факторов бизнеса. В дополнение к прямому влиянию шторма на вашу способность открывать свои двери в любой момент времени, широко распространённые погодные явления часто несут существенный эффект замедления для широкого круга предприятий.
Изменения в локальной инфраструктуре
Законы о зонировании, строительство автомагистралей и жилищное строительство особенно важны для предприятий розничной торговли, ресторанов, производителей и других предприятий, которые рассчитывают на успех. Изменения в местной инфраструктуре могут оказаться катастрофическими или случайными для вашей компании.
Изменения в законах
Государственные, местные или федеральные изменения в законодательстве могут оказать прямое влияние на ваш бизнес, если услуга или продукт станут строго регулируемыми или запрещёнными. Производители сигарет усвоили этот урок, когда общественное курение было запрещено во многих районах, а курение в помещениях стало практически несуществующим. Правительственные постановления, такие как те, которые влияют на окружающую среду или коммуникацию, находятся вне вашего контроля и могут оказать непосредственное влияние на ваш бизнес.
Изменение тенденций и технологий
Хотя вы можете потратить значительную часть своей прибыли на маркетинг в надежде благоприятно повлиять на тенденции, некоторые из них находятся вне вашего контроля. Увеличение использования технологий вашими клиентами может быть встроено в ваше стратегическое планирование, но вы, возможно, не планировали широкое использование социальных сетей, которое может повлиять на ваш бизнес. Знаменитости, которые становятся сторонниками какого-либо дела или решают бойкотировать определенную деловую практику, могут начать тенденцию, которая может серьёзно повлиять на ваш бизнес, если вы не на той стороне этой тенденции.
Изменение клиентской базы
Ваша целевая клиентская база может внезапно или медленно меняться в течение определенного периода времени. Изменяющийся состав вашего района, который привлекает больше одиноких или молодых арендаторов, может повлиять на ваш бизнес, например, если вы обслуживаете более мобильную, ориентированную на семью клиентскую базу. Культурные последствия изменяющегося соседства могут отрицательно или положительно повлиять на ваш бизнес в зависимости от вашей способности удовлетворять потребности меняющейся демографии.
Перемены и вызовы: за какими трендами нужно следить бизнесу
За последние несколько лет мир столкнулся с вызовами, которые повлияли не только на повседневную жизнь человека, но и на то, как должен строиться современный бизнес. Компании одними из первых реагируют на развитие технологий, социальные и экономические изменения.
Самой актуальной темой обсуждения на сегодняшний день все еще остаются перемены, возникшие из-за пандемии коронавируса. Именно она усилила тренды, за которыми компаниям необходимо следить, чтобы не упустить свой шанс остаться на рынке в будущем.
Рассказываем о том, что нужно сделать бизнесу, чтобы не отстать от этих трендов.
Гибкая работа: эффективен ли домашний офис
Даже несмотря на то, что многие корпорации все еще пытаются сохранить режим работы из офиса, удаленная работа уже стала частью нашей повседневности. Некоторые люди даже освоили цифровое кочевье.
На самом деле одно из первых исследований эффективности домашнего офиса появилось еще в 2015 году благодаря ученым из Стэнфорда во главе с Николасом Блумом. Результаты эксперимента показали, что переход на удаленную работу положительно влияет на производительность сотрудников — по данным исследования, она выросла на 13%. Но если сотрудник решает все-таки вернуться в офис, его эффективность поднимается на 22%. Оказалось, самое важное — предоставить человеку возможность выбора.
Многие уже сейчас могут перестроить свою работу так, чтобы им было комфортно работать и из дома, и из офиса. Но, например, сотрудники магазинов, почты, логистических компаний и многих других профессий вряд ли смогут работать удаленно. Один из вариантов — сделать и их рабочий график гибким, воспользовавшись возможностями современных технологий, рассказал на конференции «Умные решения — умная страна» Филипп Генс, президент группы компаний ЛАНИТ.
По словам Генса, WFM-система Goodt Time от ЛАНИТ, разработанная на основе анализа данных о клиентопотоке, историй операций, чеков и действующих нормативов, прогнозирует трафик, производительность персонала и позволяет планировать смены. С помощью таких моделей магазинам X5 Retail Group удалось на 2–4% поднять выручку, при этом до 10% снизив текучку кадров и сэкономив от 5% на оплате труда.
Цифровизация: в чем сила новых бизнес-моделей
Ключевая задача для компании сегодня — уже не переход к цифре (это само собой разумеется), а выбор модели ведения бизнеса. И тогда в фокусе внимания ИТ-специалистов окажется процесс перестроения автоматизации компании под новую модель.
Кстати, исследователи бизнес-школы университета Санкт-Галлен проанализировали 250 революционных бизнес-моделей, которые применили в разных компаниях за последние 25 лет, и выяснили, что 90% из них — результат творческого воспроизведения, рекомбинации и синтеза 55 базовых паттернов бизнес-моделей.
Человек-человеку: новый способ взаимодействия
Раньше взаимодействие в обществе строилось по двум принципам: Государство-Человек или Компания-Человек. В современном мире все более востребованы прямые коммуникации Человек-Человек. Вместо отеля для отдыха в другом городе (и даже в другой стране) мы снимаем квартиру напрямую у хозяина, покупаем вещи не в магазине, а с помощью мобильных устройств, интернета и специальных приложений у конкретных людей. Для нас такой вариант потребления вполне комфортен, но для компаний модель Человек-Человек представляет угрозу — им важно остаться участниками прямого взаимодействия между людьми и развивать коммуникационные платформы для разных отраслей.
Например, в сфере финансов модель прямого взаимодействия называется краудлендинг. Она позволяет привлекать в проект как институциональных, так и частных инвесторов. И ИТ-компании по заказу банков стали стали разрабатывать краудлендинговые платформы.
Сверхавтоматизация: сделать невозможное
Автоматизация, сверхавтоматизация, гипероавтоматизация — все эти слова характеризуют один и тот же тренд: автоматизировать все, что может быть автоматизировано. Благодаря гиперавтоматизации бизнес сейчас делает то, что еще несколько лет казалось нереальным. Например, компании «ЛАНИТ — Би Пи Эм» удалось сделать так, чтобы в Сбербанке процесс кредитования бизнеса занимал всего семь минут. На основе платформы low-code (системы на базе простого кода) и искусственного интеллекта специалисты создали алгоритм, который учитывает все нюансы кредитной заявки и самостоятельно принимает решение по кредиту (в том числе кредитование на ₽2 млрд).
Интернет поведения: единая база «умных» устройств
«Умные» устройства изменили наше представление о том, какой может быть современная жизнь. Мы точно знаем преимущества роботов-пылесосов, голосовых ассистентов, часов, измеряющих пульс во время тренировок, и оплаты с помощью Face ID, но зачастую даже не представляем, что происходит с данными, которые сохраняют эти технологии и устройства.
«Умные» гаджеты собирают много персональных данных. Это повлияло на то, что мы все чаще стали говорить об интернете поведения (IoB), то есть о способности машин лучше понимать и прогнозировать поведение людей. Такие технологии особенно актуальны для компаний, которые стремятся полностью автоматизировать рабочие процессы.
Стартап от компании ЛАНИТ — SOLUT — создал систему на стыке искусственного интеллекта и индустриального интернета вещей. Она может мониторить физическую активность сотрудников компании, контролируя качество ручного труда. Каждому сотруднику выдают часы, которые за счет нейронных сетей «следят» за движением рук и распознают другие действия, произведенные работниками в течение трудового дня. Отчеты с часов позволяют работодателям выявить уязвимые места в рабочем процессе (например, простои), нормировать процессы, контролировать выполнение всех поставленных задач и отслеживать качество работы.
Конфиденциальность и безопасность: не нужно закрывать интернет
Мир стал более открытым, данных тоже стало гораздо больше, поэтому сейчас приоритетным направлением для многих является развитие систем защиты.
Современный подход к киберзащите устроен так: чтобы предотвратить кибератаки, нужно научиться думать как хакеры. Эта модель называется «пентест» — тестирование на проникновение. Сейчас уже существуют инструменты, позволяющие проверить системы защиты. Например, платформа PCYSYS PenTera на базе машинных алгоритмов может моделировать мышление и поведение хакеров. Это своего рода виртуальный злоумышленник, который в режиме реального времени пробирается в информационную инфраструктуру компании и применяет новейшие техники взлома, тем самым выявляя слабые места системы.
Организация эффективного управления
Главная страница » Блог » Cоздание бизнес процессов — факторы и зоны влияния
Cоздание бизнес процессов — факторы и зоны влияния
Нужно иметь спокойствие, чтобы воспринимать события, на которые нельзя повлиять. Силы — чтобы менять то, что возможно. И мудрость — чтобы отличать одно от другого.
Каждый раз, когда вопрос касается действий или изменений, мы сталкиваемся с тем, что сфера влияния ограничена. Существует бесконечное количество факторов, на которые мы повлиять не можем и несоразмерно меньшее количество, которое находится в зоне нашего влияния. И те, и другие факторы оказывают влияние на создание бизнес процессов, проекта, да и всей жизни. Проблема скрывается в том, что порой сложно определить факторы, на которые мы можем повлиять, на которые не можем и те, которые можно изменить опосредованно.
Сегодня я расскажу о том, как факторы и зоны влияния работают в управлении бизнес процессами.
Что такое факторы, оказывающие влияние на создание бизнес процессов?
Мы с вами договорились, что после обеда зайдем в любимое кафе выпить по чашке кофе и обговорить зоны ответственности при подготовке презентации для нового клиента. В определенное время я спускаюсь на лифте в фойе здания, где мы договорились встретиться. Вы уже на месте и ждете меня. Но тут я понимаю, что забыл бумажник в офисе и что мне придется вернуться. Вы соглашаетесь подождать. Я отправляюсь к лифту, но оказывается, что он застрял и мне приходится подниматься пешком на пятнадцатый этаж. Естественно, на все это уходит много времени, но вы терпеливо ждете меня. Наконец, мы готовы пойти насладиться чудесным напитком. Через минуту после начала прогулки нас застает неприятный ливень, и нам приходится буквально бежать в кафе. Изрядно промокнув, мы направляемся к нашему обычному столику у окна, но из-за дождя народу в кафе много и он оказывается занят. Приходится занять последние места у стойки. Официанта приходится очень долго ждать, люди укрылись от дождя в кафе. Но после того, как мы получили внимание официанта, мы узнаем еще об одной неприятности — сорт кофе, который мы так любим, закончился. Осталось нечто невкусное и странное. Мы не хотим портить себе день еще больше, поэтому заказываем чай. В кафе шумно и спокойно поговорить не получается, поэтому мы просто ждем заказ за разговорами о погоде. С момента нашей первой встречи в фойе здания и до момента, когда мы получили свой чай, прошло 45 минут. Через 15 минут у меня назначен звонок в офисе, и нам приходится поторопиться, быстренько выпить полутеплый чай и снова бежать в офис.
Моя забывчивость, дождь, отсутствие нужного кофе в кафе — все это факторы, которые оказали влияние на процесс обсуждения подготовки презентации.
Влияние различных факторов — это не обязательно плохо. Они не всегда несут негативный характер. С таким же успехом погода могла порадовать солнечным теплом, а в кафе могло быть ни души. В таком случае переговоры прошли бы успешно. Но я специально использовал влияние неблагоприятных факторов. Они лучше доносят суть и дают понимание идеи.
Факторы, оказывающие влияние на бизнес процесс, можно назвать рисками. В процессном управлении есть понятие события — это то, что просто произошло, но определило ход развития процесса. Принцип «Если-то». Если на улице дождь, то надо взять зонтик. А дождь, как фактор влияния или событие, просто пошел.
Фактор влияния — это свойство, событие или явление, которое влияет на процесс и/или итоговый результат процесса.
В энциклопедическом словаре дано следующее определение слова «фактор» (от лат. factor — делающий — производящий) — это причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.
Факторы существуют только в рамках какого-то процесса (действия). Определить влияние фактора можно через показатели. Например, время или стоимость процесса.
Типы факторов
С тем, что такое фактор, мы разобрались. Идем дальше.
Факторы бывают разные. «Хорошие» и «плохие». Значимые и не очень. Подвластные нам и нет. Наверное, существует множество классификаций. Но нас на данном этапе интересует только — можем мы оказать влияние на фактор или нет.
Также с точки зрения управления бизнес процессами нас интересует, когда мы можем повлиять. Сразу или придется для этого что-то сделать.
Исходя из этого, я выделяю 4 типа факторов:
Зоны влияния
Наберитесь еще немного терпения. Буквально через несколько абзацев вы узнаете, как это может помочь нам и что со всем этим делать. Но пока поговорим о зонах влияния.
Если просто, то зоны влияния — это набор факторов определенного типа.
Зоны влияния применимы к ситуациям, бизнес процессам и жизни. Точно так же, как мы рассматриваем бизнес процессы на разных уровнях, так и факторы/зоны влияния, можно рассматривать на разных уровнях и с разных точек зрения. Например, мы можем рассматривать зоны влияния на уровне «вся жизнь», а можем на уровне «поход в кино».
Зачем нужно знать факторы и зоны влияния?
Понимание зон влияния позволяет:
Знание факторов позволяет:
Проще говоря, понимание факторов и зон влияния позволяет правильно распределять усилия, ресурсы и работать только с тем, что дает результаты.
Как определить факторы и зоны влияния?
Как я уже говорил, факторы и зоны влияния нужно определять в определенных рамках. Если мы говорим о бизнес процессах, то здесь все просто — рамками являются границы бизнес процесса.
Сначала необходимо составить список факторов, которые могут повлиять на получение необходимого результата бизнес процесса. Затем определить зоны влияния.
Сейчас мы составим список факторов на примере приготовления песочного теста. Механизм процесса прост:
Для того, чтобы составить список факторов, необходимо определить ожидаемый результат каждого действия в процессе:
Этап | Результат |
Подготовить продукты | Количество каждого продукта соответствует рецепту и имеет необходимое качество |
Смешать муку и сахар | Мука и сахар смешаны равномерно |
Размять масло | Масло размято до однородной массы и не имеет комков |
Смешать масло, муку и сахар | Масло, мука и сахар размешаны до однородной массы |
Отделить белок яйца от желтка | Желток находится в отдельной емкости |
Вбить желток в тесто | Желток смешан с тестом до однородной массы |
Замесить тесто | Тесто полностью однородно |
Выдержать тесто в холодильнике | Тесто простояло 30 минут при температуре 4 градуса. |
Обратите внимание — каждый промежуточный продукт в процессе влияет на конечный продукт. Это важно.
Теперь к каждому определенному нами результату необходимо применить два вопроса:
Выносим все факторы в отдельный список и убираем дубликаты.
Осталось определить типы факторов, тип влияния и отношение фактора к зоне влияния.
Фактор | Тип влияния | Тип фактора | Зона влияния |
Время выполнения операции не достаточно | Негативный | Влияние | Влияние |
Время расстойки выдержано не верно | Негативный | Влияние | Влияние |
Количество продуктов отмерено неверно | Негативный | Влияние | Влияние |
Один или несколько продуктов некачественные | Негативный | Не влияние | Не влияние |
Отсутствие навыка отделения желтка от белка | Негативный | Опосредованное влияние | Внимание |
Использование блендера/миксера/тестомеса | Позитивный | Условное влияние | Развитие |
Механика действия «смешивание муки и сахара» неэффективная | Негативный | Условное влияние | Развитие |
Отсутствие возможности отмерить необходимое количество | Негативный | Условное влияние | Развитие |
Отсутствие инструмента для замеса/размешивания | Негативный | Условное влияние | Развитие |
Отсутствие инструмента для отделения желтка от белка | Негативный | Условное влияние | Развитие |
Отсутствие необходимого количества продуктов | Негативный | Условное влияние | Развитие |
Отсутствие понимания, как должно выглядеть готовое тесто | Негативный | Условное влияние | Развитие |
Специальный прибор для отделения желтка | Позитивный | Условное влияние | Развитие |
Температура не соответствует рецепту | Негативный | Условное влияние | Развитие |
Тип влияния — позитивный или негативный.
Что с этим делать дальше?
Теперь необходимо проверить актуальность факторов для существующего процесса и определиться с дальнейшими действиями по каждому пункту.
Для проверки актуальности нужно выяснить, а существует ли фактор в реальном процессе. Например, фактор «Отсутствие инструмента замеса/размешивания» может быть неактуальным для нас, потому что такой инструмент имеется.
Казалось бы, можно отбросить неактуальные факторы, но лучше их «поставить на контроль».
Это означает, что при разработке бизнес процесса необходимо учесть, что данные факторы надо будет проконтролировать, выполнить определенные действия в процессе. Если говорить о вышеуказанном примере, то в процессе нужно проверить наличие под рукой соответствующего инструмента.
Переходим к актуальным факторам. Для начала необходимо убедиться в том, что факторы, на которые мы повлиять не можем, действительно таковыми являются. Затем отбрасываем их. С ними сейчас делать нечего. Остаются факторы, оказывающие влияние на бизнес процесс и на которые мы можем повлиять тем или иным образом.
Начинаем с факторов условного влияния.
Основная задача — определить, что мы будем делать с каждым фактором и запланировать соответствующее действие. По большому счету, мы можем выполнить лишь три типа действия относительно фактора — устранить сейчас, устранить позже (запланировать) или оставить как есть.
Помните о том, что некоторые позитивные факторы могут полностью устранить негативные.
Например, использование тестомеса устраняет факторы, связанные с наличием инструментов, неправильным временем замеса и т.д. Подробнее об этом в другой раз.
Укажите тип действия по каждому фактору, запланируйте и реализуйте.
Фактор | Тип влияния | Тип фактора | Зона влияния | Актуальность | Действие |
---|---|---|---|---|---|
Время выполнения операции не достаточно | Негативный | Влияние | Влияние | Да | Засекать таймер в процессе |
Время расстойки выдержано не верно | Негативный | Влияние | Влияние | Да | Засекать таймер в процессе |
Количество продуктов отмерено неверно | Негативный | Влияние | Влияние | Да | Использовать мерные емкости |
Использование блендера/миксера/тестомеса | Позитивный | Условное влияние | Развитие | Да | Купить миксер |
Механика действия — смешивание муки и сахара не эффективно | Негативный | Условное влияние | Развитие | Да | Узнать как правильно смешивать |
Отсутствие инструмента для замеса/размешивания | Негативный | Условное влияние | Развитие | Да | Купить венчик |
Специальный прибор для отделения желтка | Позитивный | Условное влияние | Развитие | Да | Купить |
Температура не соответствует рецепту | Негативный | Условное влияние | Развитие | Да | Замерять температуру |
Будет далеко не лишним сразу оценивать с финансовой точки зрения стоимость устранения фактора. Это облегчает принятие решений.
Далее необходимо тем же путем проработать факторы опосредованного влияния. Единственным отличием будет отсутствие действия «устранить сейчас», т.к. на эти факторы нет возможности повлиять быстро.
Представленный пример хоть и крайне прост, но демонстрирует фактическую работу с факторами и зонами влияния в бизнес процессах. Да и в других ситуациях алгоритм будет не сильно меняться. Очень полезно провести подобную работу применительно к вашей сфере деятельности и даже жизни.
Резюме
Пока все. В этой статье я не рассматривал вопросы взаимосвязи и веса факторов. Об этом как-нибудь в другой раз.