На что влияет эстетическое чувство
На что влияет эстетическое чувство
Ближайший журнал
Научно-методический и теоретический журнал
01-20.02.2022
Идёт приём материалов
Искусствоведение История Культурология Педагогика Политология Право Психология Религиоведение Социология Филология Философия Экономика
Литературный журнал «Четверговая соль»
Влияние эстетических чувств на развитие духовно-нравственных качеств младших школьников
С. А. Воробьева Кандидат педагогических наук, доцент,
Е. А. Шамрина Кандидат педагогических наук, доцент,
Липецкий государственный педагогический университет
им. П. П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия
Совершенствование духовной культуры человека, развитие его эмоциональной сферы является одной из главных задач общеобразовательной школы. Большая роль в решении этой задачи принадлежит эстетическому воспитанию, призванному формировать эстетические чувства человека, его потребности, вкусы, оценки, идеалы, т.е. эстетическое сознание.
Определяя влияние эстетических чувств на развитие духовно-нравственных качеств младшего школьника, следует заметить, что широко бытует заблуждение, согласно которому человеческие поступки являются якобы результатом логических рассуждений и выводов. Между тем, роль чувств в поведении человека огромна. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств, в том числе и эстетических, и именно поэтому так важна проблема их воспитания и самовоспитания у детей младшего школьного возраста.
Период младшего школьного возраста является наиболее важным для развития эстетических чувств, поскольку дети этой возрастной группы отличаются эмоциональностью, раскрепощенностью, потребностью в ярких впечатлениях, активностью познавательного процесса.
Согласно положениям психологической теории развития личности (Ш. А. Амонашвили, Л. И. Беленькая, А. И. Божович, Л. С. Выготский, В. С. Мухина, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.) у детей этого возраста имеется достаточно богатый чувственный опыт. Они начинают успешно пользоваться системой сенсорных эталонов, позволяющих точнее определить особенности предметов: у них намечается предрасположенность к эстетическому восприятию объектов искусства, проявляется эмоциональность, образность мышления, непосредственность.
Рассматривая эстетические чувства в тесной связи с развитием духовно-нравственных качеств младших школьников, необходимо иметь представление о том, что такое эстетическое чувство, выяснить его место в структуре личности, а также влияние на мышление и поведение.
По определению Г. Х. Шингарова, эстетическими называются «чувства, возникающие при восприятии произведений искусства, красивых или безобразных явлений природы и общества» [9, с. 170]. По своей структуре, содержанию и форме проявления они присущи только человеческой психике.
Ряд авторов (Ш. М Герман, Б. И. Додонов, А. П. Ларьков, В. К. Скатерщиков, Г. П. Шевченко, Л. Г. Юлдашев и др.) эстетическими чувствами называют эмоциональные состояния, возникающие у человека в процессе восприятия произведений искусства или явлений жизни, переживания и наслаждения ими.
О. П. Котикова дает следующее определение эстетическому чувству: «Эстетическое чувство – исходный эмоционально-интеллектуальный компонент эстетического сознания личности, который реализуется в умении воспринимающего осваивать явления действительности в произведении искусства, диалектике их художественного содержания и эстетической формы» [5, с. 110].
По мнению Е. М. Торшиловой: «Эстетическое чувство … включает в себя и реакцию на физические свойства вещи, форму в произведении искусства, и узнавание реальной жизни, отраженной в произведении, и сопереживание, и соотнесение ее со всей собственной жизнью, и только потом на основе всего этого возникает чувственно-духовное осмысление искусства и восхищение художником, его создавшим» [8, с. 21].
И. Кант, первый предпринявший попытку исследования эстетических эмоций, установил их отличие от других эмоций. Оно заключается в том, что эстетическая эмоция связана не с удовлетворением какой-либо материальной потребности переживающего субъекта, а с успешным решением определенной (познавательной, нравственной и т. п.) задачи, так или иначе поставленной перед этим субъектом. Эстетическая эмоция связана, заметил Кант, скорее с процессом, чем с результатами деятельности субъекта, что роднит ее с удовольствием, доставляемым игрой. Она есть, по выражению Канта, удовольствие, свободное от всякого интереса. «Незаинтересованность» эстетических эмоций он объясняет их «бескорыстностью» [4, с. 63].
Будучи специфической реакцией организма на изменения во внутренней или внешней среде, эстетические чувства, по мнению Я. Рейковского, включают три основных этапа.
Первый из них, общий для всех изменений состояния равновесия, – это эмоциональное возбуждение, определяющее мобилизационные сдвиги в организме.
Второй этап эстетического чувства связан с тем, какое значение эмоциогенное событие имеет для субъекта – позитивное или негативное. Он определяет знак эмоции: положительная эмоция возникает тогда, когда событие оценивается как позитивное, отрицательная – когда оно оценивается как негативное.
Третий этап эстетического чувства связан со специфическими качественными особенностями события, имеющего значение для субъекта, и соответственно может быть охарактеризован как содержание (или качество) эмоции [7, с. 39].
Предметом эстетических чувств могут оказаться различные явления действительности. Это, во-первых, может быть природа, общественная жизнь, человек, во-вторых, специально организованное отражение жизни, представленное в продуктах человеческой деятельности (искусство в широком смысле слова).
Возникающие у младшего школьника в различных сферах деятельности чувства можно назвать эстетическими, если они ориентируют его деятельность на красоту, как основной эталон прекрасного.
Следует отметить, что прекрасное и нравственное издавна мыслятся как некое органическое единство. С гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признанно морально-добрым, если оно не связано с прекрасным.
Хотя эстетические чувства являются специфическими, отличными от этических, в известном смысле они играют роль, подобную роли этических чувств. Разница по существу заключается в том, что этические чувства возникают, как правило, в процессе реальной, повседневной жизни, а эстетические возникают при восприятии произведений искусства, в которых реальные отношения между людьми переданы художественными средствами.
Л. С. Выготский отмечал, что искусство работает с человеческими чувствами и художественное произведение воплощает эту работу. Чувства, эмоции, страсти входят в содержание произведения, однако они в нем преобразуются. Смысл этого преображения состоит в том, что они возвышаются над индивидуальными чувствами, обобщаются и становятся общественными. Таким образом, эстетические чувства как бы возвышают человека. Включаясь в нравственные чувства, они облагораживают их, делают более обобщенными и общественно значимыми [1, с. 285].
Тесную взаимосвязь эмоционального воспитания с нравственным удивительно точно выразил М. М. Пришвин: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле [6, с. 558].
Рассматривая эстетические чувства младшего школьника, следует подходить к данному феномену как к целостной системе, в рамках которой особенности объективного мира помимо воли человека, незаметно для него самого превращаются в нечто внутренне присущее ему. В данном случае эстетические чувства играют роль мотивов формирования нравственного облика человека и тесным образом связаны с такими ценностями, как красота и добро.
Значение эстетических чувств младших школьников в их духовно-нравственном развитии очень велико. Во-первых, они активизируют познавательную активность ребенка, во-вторых, являются самостоятельной формой закрепления художественных эстетических норм в сознании личности, в-третьих, выступают как эмоциональное подкрепление нравственных норм и, в-четвертых, только в единстве с чувствами знания общественных требований становятся убеждениями учащихся.
На характер эстетических чувств младших школьников влияют два фактора. «Первый – влияние наследственности на эмоциональный склад личности, поскольку генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности или, выражаясь точнее, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции» [3, с. 36]. Второй фактор связан с индивидуальным опытом ребенка, его обучением в той области, которая способствует развитию эмоциональной сферы. К этой области следует относить, в первую очередь, искусство, природу, дисциплины эстетического цикла.
Искусство – есть тот внешний объективно существующий «раздражитель», при помощи которого возникают сложные эмоциональные реакции – эстетические переживания. При этом произведения искусства мы рассматриваем как образно-эмоциональную модель действительности, построенную на действиях героев или посредством изображения их моральных и других внутренних качеств.
Искусство является наивысшей формой проявления духовно-практической ценности эстетического воспитания, потому что оно может действительно оказывать самое большое воздействие на эмоциональную сторону личности ребенка. Результаты творческой деятельности художника вызывают сложные, возвышенные чувства, накладывают отпечаток на поведение человека, расширяют его индивидуальный опыт, оказывают положительное влияние на представления, взгляды, вкусы. «Переживание эстетических чувств возникает в соответствии с содержание тех сторон жизни, которые отражены в произведениях искусства, но явления жизни служат также предметом наших нравственных оценок и чувств, поэтому и наши эстетические чувства выступают в единстве с нравственными чувствами [11, с. 225].
Дети младшего школьного возраста, как правило, ассоциируют понятия «доброта» и «красота», то есть в основе их эстетического отношения к действительности и к искусству лежат не столько собственно эстетические, сколько морально-этические понятия. Все, что дети любят, они называют красивым.
Существенные, объективные, независящие от воли и желания воспринимающей личности сдвиги в ее психических функциях, способствуют превращению черт героя произведения в черты, убеждения и свойства младшего школьника.
Эстетические чувства являются характерным признаком всякого эстетического восприятия. Если художественное произведение оставило ребенка глубоко равнодушным, не побудило в нем живого отклика, то оно и не породило настоящего художественного восприятия. Эстетическое восприятие не сводится к пассивной констатации младшими школьниками известных сторон действительности, хотя бы очень важных и существенных. Оно требует, чтобы воспринимающий ребенок как-то вошел внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принял участие в действиях героев, пережил их радости и печали. Такого рода активность чрезвычайно расширяет сферу духовной жизни ученика, имеет важное значение для его умственного и нравственного развития.
Произведение должно в какой-то мере «задеть» эмоционального человека, вызвать эмоциональный отклик, который выступает, согласно положению П. М. Якобсона, в двух формах. Первая форма связана с чувством удовольствия, вторая – с нравственным сознанием. «Начиная от чувства умеренного удовольствия, человек может пройти ряд ступеней, вплоть до испытания настоящего эстетического восторга. Но такой отклик будет по существу очень обедненным, если все наши переживания ограничатся только этим и не затронут нашего нравственного сознания» [10, с. 214].
Эстетическое переживание достигает своего апогея, когда ученик сопереживает. Эстетические чувства, вызывающие эмпатию (сопереживание) Б. И. Додонов называет «альтруистическими эмоциями». По мнению Б. И. Додонова, эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи другим людям. «Альтруистические эмоции люди могут испытывать и не помогая другим людям реально, а лишь отождествляя себя в воображении с теми или иными благородными героями» [2, с. 109].
Большое значение для воспитания эстетических чувств у младших школьников имеет способность учителя взволновать учеников, возбудить у них эмоциональное чувство, привести в состояние переживания. Педагогу необходимо держать в поле зрения внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер. Используя богатый арсенал эстетических средств, педагог может оказать большое влияние на мировоззрение школьников, на всю систему их ценностных ориентаций, на стиль их поведения, на формирование идеалов. Искусство педагога состоит в поддержании субъективного интереса к обучению, в умении увлечь, вызвать эстетическую активность, а также в умении создать на уроке атмосферу жизнедеятельной красоты.
Дисциплины эстетического цикла должны способствовать поступательному эстетическому развитию, в процессе которого интуитивное чувствование и понимание прекрасного ребенком переходит со временем в его осознанное отношение к прекрасному в искусстве и в жизни.
В результате длительного и серьезного общения ребенка с искусством развиваются не только те стороны личности младшего школьника, которые питаются, в первую очередь, образно-эмоциональным содержанием произведений искусства – эстетические чувства, потребности, отношения, художественный вкус, но формируется весь строй личности – личные и общественные представления, мировоззрение, складывается ее нравственный и эстетический идеал.
Естественно, что эстетическое развитие только тогда полноценно, когда учащиеся ориентируются на подлинные духовные и эстетические ценности, созданные человечеством. В современных условиях ребенка очень трудно оградить от мощного псевдоискусства и псевдоценностей. Вред ложного идеала заключается не только в самой извращенности представления о подлинной значимости художественного произведения, но, в первую очередь, в том, что он превращается в мерило, критерий оценки жизни, духовных и нравственных ценностей общества. В соответствии со своим нравственным и эстетическим идеалом ребенок начинает воздействовать на окружающее, формировать жизнь вокруг себя. В решении этой проблемы особая роль отводится дисциплинам эстетического цикла, призванным воспитать у младших школьников подлинные эстетические и нравственные идеалы, а также способность отличать истинные эстетические ценности от ложных.
Библиографический список
Art&Science: как искусство изменяет наше тело, или почему эстетика зависит от физиологии
Говоря об искусстве, мы очень ограничиваемся его эстетическим значением, задаваясь вопросом, как оно воздействует на чувства, психику, сознание. Хотя восприятие искусства – это гораздо более сложный процесс. Зои Капула, директор по науке в области когнитивной нейрофизиологии Национального центра научных исследований Франции, уверена, что мы реагируем на искусство в первую очередь физиологически и только затем формируется эмоциональный отклик. В рамках интервью перед лекцией на семинаре Art&Science: Наука. Искусство. Музей, который проходит каждую субботу месяца в Эрмитаже, она рассказала, почему важно изучать искусство с точки зрения науки, почему именно в музеях эстетическое чувство сильнее и почему полезно посещать галереи, даже если вы ничего не смыслите в художественных произведениях.
Почему нейрофизиология эстетики – это важно?
Произведение искусства содержит некоторые конфликты, которые являются результатом исследования художника. Каждый художник использует уникальные методы, чтобы показать их, и произведения искусства дают нам уникальный физиологический стимул, воздействуют на мозг. Когда мы видим какой-либо предмет искусства, активируются определенные зоны коры головного мозга. Конфликтные ситуации и скрытые пространства в картине обостряют наше зрение и восприимчивость, тем самым тренируя мозг и физиологические способности тела. Художественное произведение приводит к ряду сенсомоторных активаций в теле, мозгу, оно может способствовать лучшему ощущению себя, мира, то есть обладать лечебным действием. Поэтому нередко при шизофрении, деменции, дислексии, проблемах с равновесием и концентрацией и других патологиях можно будет применять технологии терапии с помощью искусства. Это растущая сфера. Поэтому надо продемонстрировать, как это работает с научной точки зрения.
Как начали изучать физиологию восприятия искусства?
Классические опыты по тому, как именно человек воспринимает изображения, поставил советский ученый Альфред Ярбус в начале 60-х годов. Сейчас на его работы ссылается каждый, кто исследует этот вопрос. Ярбус просил испытуемых рассматривать произведение Ильи Репина «Не ждали». На глазном яблоке всех участников эксперимента ученый укрепил маленькое зеркальце. Отраженный от него световой зайчик стал писать на фотобумаге след движения глаз. Таким образом, на бумаге появлялся узор из линий, а также точек, которые обозначали место, где человек задерживал взгляд. Ярбус задал очень важный вопрос: почему происходит движение глаз: человек ищет определенные предметы или это композиция картины заставляет глаз двигаться определенным образом? Он сделал ряд открытий. Самое важное состояло в том, что глаза смотрят на картину избирательно. Даже если человек стоит перед полотном полчаса, то он не будет рассматривать всю картину, а будет возвращаться к определенным точкам, фиксируя взгляд. Получается, существует стратегия восприятия, которая формируется очень быстро. Важно также, что она частично определяется элементами картины и тем, что зритель хочет найти в картине. Так, Ярбус просил испытуемых найти на изображении разные элементы, например, старых людей или признаки роскоши, и в результате получал совершенно разные «узоры взгляда». Взгляд задерживался на наиболее важных элементах картины в том или ином случае.
Зои Капула
Какие физиологические процессы активируются при восприятии картины?
Особенное значение имеет то, как движутся наши глаза и что происходит с телом в это время. В этих исследованиях очень важно учитывать временной аспект и регистрировать, как перемещается взгляд и колеблется тело в течение первых 3-5 секунд рассматривания картины. Ведь когда мы ходим в музеи, то проводим перед каждой картиной в среднем всего 17 секунд. Каждый раз, когда мы перемещаем взгляд, центральная нервная система дает физиологический сигнал, команду смотреть туда или сюда. Это помогает запомнить картину, то есть она воспринимается и с помощью физиологического опыта. Мы проводили опыт. Сначала мы просили художника рассмотреть картину. Потом убирали полотно и просили художника мысленно представить картину и при этом рассмотреть ее глазами. Оказалось, что линии взгляда при наблюдении реальной картины и воображаемой отличались незначительно. Движение глаз – это моторная основа восприятия изображения и памяти о нем. Кроме того, о многом в восприятии человеком объектов искусства говорит и движение тела. Сегодня существуют специальные носимые датчики, которые определяют положение человека в пространстве, регистрируют непроизвольные и естественные микроколебания тела, которые происходят, даже если человек стоит ровно и здоров. Так, мы повесили на группу испытуемых эти датчики и попросили их рассмотреть два полотна – с перспективой и без. Перед первой картиной люди наклонялись сильнее, чем перед второй, их тело колебалось больше.
Есть ли разница в восприятии произведений искусства у разных людей?
Мы обнаружили, что художники и не-художники по-разному разглядывают произведения искусства. Так, мы попросили обывателей и художников рассмотреть полотно Фрэнсиса Бэкона. Первые концентрировали взгляд на неких повествовательных элементах, то есть лице, животных, людях, динамических предметах. Вторые же разглядывали всю картину целиком, обращая внимания даже на однотонный фон. Разница в восприятии появлялась очень быстро – в течение пяти секунд. Однако мы решили повторить опыт с полотном эпохи Возрождения, на котором были изображены два ангела на фоне здания. И здесь обычные люди обращали внимания и на статичные элементы художественного произведения – на архитектуру и ангелов, то есть взгляд был более открытым и динамичным. Мы сделали вывод, что современное искусство воспринимается полнее, если у человека есть какая-либо теоретическая подготовка в области искусства. Таким образом, наше исследование может помочь в художественном образовании.
Многим людям очень тяжело воспринимать современное искусство, это правда. Но почему люди полнее воспринимают искусство именно в музеях?
Когда вы сидите дома и смотрите изображения тех или иных художественных работ, например, в Интернете, то вы не двигаетесь. Вы статичны, ваше тело не вовлечено в процесс познания и открытия. В музеях и галереях же вы постоянно двигаетесь: вы ходите, стоите. Кроме того, вы делаете выбор, насколько долго задержаться перед тем или иным объектом, насколько он вам нравится или нет, что он вам напоминает. Вы можете рассмотреть его со всех сторон, если это скульптура, увидеть структуру мазков, если это картина. На восприятие влияет и окружающая обстановка музея. Если вас окружает красивая архитектура, это также изменит ваши эмоции и мысли. В музеях и галереях люди получают дополнительный физиологический опыт.
Получается, люди будут посещать музеи, даже если ничего не смыслят в искусстве?
Даже если человек не может интерпретировать искусство «правильно», это очень полезно для него, если он идет в галерею. Каждая картина, скульптура или другой художественный объект уникален, других таких больше нет. Когда человек исследует его, он тренируется познавать новое и воспринимать совершенно непривычную для него информацию. Это тренирует гибкость мозга, а также дает новые стимулы телу.
Как именно искусство может использоваться в медицинских целях?
У человеческого организма есть удивительная способность корректировать свое положение в пространстве в соответствии с окружающими объектами. То есть если поставить человека перед наклонным изображением, то он сам наклонится в ту же сторону. Один из экспериментов по изучению реакции тела на произведения искусства мы провели в зале, где были выставлены объекты искусства с небольшим наклоном. Затем испытуемые прошли тест. В этом тесте им показывали красную наклонную линию на черном фоне, которая постепенно становилась вертикальной. И люди должны были сказать, когда линия, по их мнению, полностью выравнивалась. Те, кто побывал на выставке с наклонными экспонатами, справились с тестом лучше тех, кто не был там. Таким образом, мы поняли, что на выставке люди «тренировались» быть в равновесии, соответственно, и их мозг тренировался отличать наклонные предметы от нормальных.
Можно ли с научной точки зрения сформулировать правила создания эстетических произведений?
Как физиолог могу сказать, что чувство эстетического очень сильно зависит от того, насколько мощные стимулы дает произведение искусства нашему мозгу и телу. Нужно помнить, что эстетика – это не то же самое, что удовольствие. Чувство эстетического не делает вас счастливым или грустным, это больше физиология. Например, когда вы видите скрытое пространство в полотне, или перспективу, или какие-то неочевидные элементы, вы их «открываете», получаете какой-то новый опыт и реагируете на него. Чем больше физиологических реакций происходит в нашем организме при наблюдении полотна, тем более оно нам приятно. При этом не существует каких-то единых критериев о том, что людям будет нравиться, а что нет, и это тоже выражается в физиологических изменениях. В одном моем исследовании мы помещали людей перед работой современного художника и просили их сообщить, нравится ли им это. Одновременно мы регистрировали положение тела испытуемых при просмотре работы. Оказалось, что если человеку не нравилось, что он видит, то его тело непроизвольно наклонялось назад. При положительных эмоциях, наоборот, человек «тянулся» вперед. Все эти физиологические реакции усиливают эстетическое чувство. Художники могут понимать их значение и использовать определенные приемы, чтобы вызывать в человеке те или иные ощущения, но это совсем не обязательно, чтобы произведение искусства получилось достойным и сильно воздействовало на наблюдателя.
Искусство – это состояние души, которое свойственно только человеку. Не потеряем ли мы эту тонкую магию, если дадим ей научное описание?
Мы можем только анализировать влияние искусства на физиологию человека, но ни в коем случае не указывать художнику, как ему работать, чтобы добиться большего эффекта. Возможно, художники как-то используют те научные открытия, которые мы делаем, я не знаю. Лично для меня знания о влиянии искусства на человека только усиливают эстетическое наслаждение от восприятия художественных работ. Здесь можно провести аналогию с историей искусства. Некоторые полотна, например, изучаются уже столетиями, и разве это как-то мешает нашему восприятию этих картин? Это уничтожает эстетическое и художественное значение картин? Нет. Наука работает со всеми аспектами человеческой жизни, тогда почему бы ученым не исследовать самую важную часть человеческой цивилизации – искусство? Мы можем работать в сотрудничестве с художниками, и это не помещает развитию искусства.