На что влияет искусство
На что влияет искусство
В мире есть множество вещей, которые приносят счастье: деньги, комфорт, красивые наряды, путешествия. Но отдельное место в жизни каждого занимает искусство. Мы можем понимать его или недолюбливать, разбираться или обходить стороной. Но именно искусство постепенно, капля за каплей, наполняет нас особенным и ни на что не похожим счастьем.
1. Действует на тело
Исследования показали, что когда мы созерцаем произведения искусства, то стимулируем двигательную кору — часть мозга, которая контролирует движения тела. Мы не просто видим объект, а чувствуем его каждой клеточкой. Ощущаем картины, романы, музыку всем телом, словно через нас проходит электрический заряд.
2. Уменьшает стресс
Созерцание успокаивает и даже лечит. Одно из исследований показало, что рассматривание пейзажей ускоряет процесс выздоровления после хирургических операций. Искусство обладает силой, которая способна освободить нас от мыслей, повторяющихся изо дня в день, сломать дурные привычки, избавить от беспокойства.
3. Помогает понять реальность
Искусство помогает нам познать и осознать три реальности: этого мира, других людей и реальность самого себя. Благодаря проводникам — художникам, поэтам, музыкантам, скульпторам — мы видим то, что до нас постигли другие, и пытаемся посмотреть на этот мир другими глазами. Глазами творца.
4. Развивает эмпатию
Эмпатия — важный дар, которые помогает понять чувства других. Жан Пиаже говорил, что мы взрослеем, когда обучаемся видеть вещи с точки зрения других людей. Мы не рождаемся с этим навыком, мы с трудом овладеваем им всю жизнь.
Искусство помогает нам «включить» эмпатию. Когда мы смотрим на творение художника или писателя, то видим реальность того человека. Прикасаемся к его восприятию действительности и познаём способы его самовыражения.
5. Учит видеть
Нужно признать — иногда искусство не приносит нам облегчение. Повесть может расстроить, картина — растревожить, музыка — опечалить. Но при этом искусство пробуждает чувства, «накаляет» их и помогает увидеть что-то важное.
6. Заставляет думать
Почему Джоконда так улыбается? А чем опечалена героиня Фриды Кало? Зачем Кандинский изображает круги? Любой вид искусства — интеллектуальный или декоративный — заставляет нас размышлять. Раздвигает границы, тренирует мозг, учит понимать и вдумываться. Это не просто развлечение или сиюминутная радость, а счастье в более глубоком смысле.
7. Пробуждает наслаждение
Многие шедевры потрясают. Выбивают из колеи. Расстраивают или даже злят. Но каждая из эмоций — будь то страх, отвращение или боль — не исключает наслаждения. Так мы устроены — потому и любим американские горки и страшные фильмы. Об этом знали греки, которые когда-то предложили идею катарсиса: иногда отрицательные эмоции пробуждают положительные ощущения.
Прикоснуться к искусству никогда не поздно. Понять, принять, увидеть и оценить. Купите билет в музей, откройте книгу, сходите в театр. Сделайте первый шаг, и искусство выпорхнет вам навстречу.
Как искусство влияет на психику человека: краткий ликбез
Искусство влияет на сознание и психику человека независимо от того, хочет ли этого сам человек. Конечно, никто не заставит вас идти в музей, но и вы не всегда можете заставить соседей выключить надоедливую музыку. Никто не заставит вас пойти в кино на премьеру нашумевшего фильма, но вы все равно услышите о нем в новостях.
Да и наши праздничные традиции тоже немыслимы без массовых форм искусства. В Новый год мы смотрим «Иронию судьбы» и «Песню года» по телевизору, на свадьбу приглашаем кавер-группу или действующего исполнителя хотя бы регионального масштаба, чтобы наших гостей развлекли новыми и старыми хитами.
Таким образом, искусство есть в нашей жизни в любом случае. И, как и все прочее, что есть в нашей жизни, оно оказывает на нас влияние. Каким образом? Давайте разбираться!
Что такое искусство?
Для начала стоит определиться, что же мы будем понимать под термином «искусство». Итак, искусство – это отражение окружающей действительности и внутреннего состояния человека в художественных образах. Образы могут быть динамическими (кино, танец) или статическими (картина, скульптура). Образы могут быть звуковыми (песня), визуальными (живопись) или аудиовизуальными (фильм, музыкальный видеоклип).
Таким образом, искусство весьма многогранно. Соответственно, многогранны и разнообразны возможности его воздействия на нашу психику. Прежде чем перейти к возможностям искусства по воздействию на психику человека, стоит вникнуть в механизмы такого действия. Как и многое другое в этой жизни, искусство может оказывать прямое или непрямое воздействие на субъект. И это тоже привносит свою лепту в ответ на вопрос.
Механизмы влияния искусства на психику человека
В зависимости от способа воздействия будет отличаться результат. Молодежь копирует привычки и образы супергероев из кинолент. Чувственные натуры могут расплакаться при просмотре фильма «Белый Бим Черное ухо» или какой-нибудь мелодрамы. А слушая зажигательную музыку, мы физически ощущаем, как ноги чуть ли не сами несут нас в пляс. Это примеры прямого воздействия искусства на психику.
А вот как воздействует на человека, к примеру, опера Чайковского «Евгений Онегин» по одноименному произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? Эмоции обычно множественны и противоречивы, потому что ситуации неоднозначны и трудноразрешимы. Тут нет материала для прямого подражания, особенно, если в данный момент вы не находитесь в ситуации выбора или отвержения. Тут нет деления на «белое» и «черное», на «прав» и «не прав», потому что по ходу развития событий главный герой меняет свое мнение на противоположное.
Тем не менее произведение давно разобрали на цитаты, и многие даже не всегда помнят, что игривое «любви все возрасты покорны» и «счастье было так возможно, так близко» тоже оттуда. Искусство такого уровня является примером опосредованного воздействия на сознание человека. Это, скорее, материал к размышлению, и выводы каждый сделает свои.
Для кого-то «Евгений Онегин» стал гимном супружеской верности: вспомним главную героиню, которая «другому отдана и будет век ему верна». А для кого-то вся почти трехчасовая опера Чайковского «Евгений Онегин» исключительно о том, что «не пытайся снова вернуть назад того, кого однажды отпустил».
Массовое искусство позволяет ту же самую мысль насчет «не пытайся снова вернуть назад» вместить в трехминутный видеоклип на песню «Шагай» композитора Константина Меладзе в блестящем исполнении певицы Полины Гагариной. По сути, это тоже пример опосредованного воздействия на сознание человека. Песня и клип заставляют больше думать, нежели копировать, т.к. копировать там особо нечего. Ну, может, прическу Гагариной или атлетическую фигуру актера, снявшегося в клипе, но это уже частности.
Значит ли все вышеизложенное, что искусство «прямого воздействия» является плохим, а искусство, воздействующее опосредовано, хорошим? Вовсе нет! То, что непонятно современникам, может быть оценено потомками, и наоборот.
Искусство и оценочные суждения
Влияние искусства на сознание человека вряд ли всегда возможно описать словами «сильное» или «слабое», «плохое» или «хорошее». Если у кого-то в душе не находит отклик кино «про любовь», это не всегда значит, что кино плохое и слабое. Возможно, человеку больше нравятся детективы. И уж тем более ошибочно отнесение искусства к «плохому» или «хорошему» исключительно по дате создания произведения. Истории известно множество случаев, когда гениальные произведения искусства получили признание после смерти автора.
Так, величайший художник 19 столетия Винсент ван Гог не был широко известен при жизни и, возможно, был бы изрядно удивлен, если бы узнал, какой ажиотаж его работы вызывали на протяжении 20 века и вызывают по сей день. При жизни относительный интерес критики проявили разве что к его картине «Едоки картофеля» с простым бытовым сюжетом, как понятно уже из названия. И то, отзывы были чаще негативные. Пейзажи, автопортреты и прочие работы Ван Гога получили признание лишь спустя десятилетия.
Возможно, для современников Ван Гога «Луковичные поля» и «Башмаки» казались чем-то слишком простым, обыденным и не заставляли задумываться. А вот потомкам такое послание из прошлого отозвалось множеством эмоций и размышлений о жизни ушедших поколений. Отчасти это логично: современники Ван Гога видели такие луковичные поля своими глазами и лично носили такие же башмаки, как на его картине. А вот для жителей мегаполисов 21 столетия такого рода обувь будет настоящей экзотикой, да и не многие горожане сегодня имеют представление, как растет лук.
Другими словами, оценочная тенденция «чем старше произведение искусства, тем оно лучше» имеет место. Поэтому то, что нам сегодня кажется ерундой и безвкусицей, спустя столетие может показаться потомкам гениальным. А какая-нибудь композиция наподобие «Этот котик не придет» с повторением данного заклинания около 50 раз за время звучания песни обретет глубокий смысл в умах новых поколений.
Более того, человеческое восприятие весьма противоречиво. В наше время только ленивый забыл сказать, что рифмовать глаголы в стихах и песнях – это плохо. Тем не менее желающие могут послушать запись романса на стихи классика русской поэзии Афанасия Фета в исполнении величайшей оперной певицы 20 века Елены Образцовой «Я тебе ничего не скажу». Эти строки написаны в далеком 1885 году, и там отлично уживаются рифмы «дрожу – скажу», «скажу – твержу», «зайдет – цветет». И это ничуть не умаляет гениальности произведения.
Как видим, человек бывает часто противоречив и неправ, оценивая то или иное произведение искусства. В то же время, мы уже выяснили, что искусство влияет на человека, хочет он того или нет. Есть ли какие-то универсальные параметры влияния, которые проявляются во всех случаях? Такие элементы универсальности есть!
Каким образом искусство воздействует на подсознание?
Даже когда наше сознание занято чем-то другим, подсознание продолжает работу в своем, только ему известном направлении. Мы легко можем сказать, нравится или не нравится нам песня, не вникая в наличие или отсутствие глагольной рифмы или правильность подбора аккордов для данной тональности.
Мы почти сразу определяем для себя, нравится или не нравится нам картина, даже не зная названия, автора, и не разбираясь в нюансах подбора цвета и техники нанесения изображения. И нам практически все равно, насколько достоверным является сюжет фильма или спектакля, если он нас цепляет. Это потому, что над всем этим поработало Его Величество Подсознание.
Итак, каким же образом работает искусство с подсознанием:
К слову, вопреки долго господствовавшему заблуждению, рок-музыка позитивно влияет на психику (не на интеллект!) человека. В Университете Квинсленда в Австралии провели исследование, в ходе которого участникам задавали провокационные вопросы, способные их разозлить. Время от времени участникам включали пост-панк, хэви-метал и прочую агрессивную музыку. Оказалось, во время звучания все 39 участников эксперимента реагировали на раздражающие их вопросы спокойнее, чем без музыки.
И, кстати, гормон удовольствия дофамин усиленно вырабатывается в любом случае, когда мы слушаем ту музыку, которая нам нравится. Это было подтверждено итогами исследования с участием студентов Университета Макгилла (Канада, Монреаль, Квебек). В этом случае студентам разрешили самим выбрать музыкальное произведение, которое вызывает у них максимум положительных эмоций. Уточним, что для эксперимента были отобраны студенты, имеющие музыкальную подготовку минимум 8 лет, т.к. музыкально образованные люди реагируют на музыку острее, а методы позитронно-эмиссионной томографии дают более точный результат.
Итак, вот они, основные факторы, позволяющие оценить влияние искусства на психику и подсознание. А еще лучше узнать себя и понять глубинные механизмы влияния окружающей среды на психику вам поможет онлайн-программа «Психическая саморегуляция», рассчитанная на полтора месяца. Этого достаточно, чтобы научиться осознанно регулировать свое психическое состояние, использовать адекватные механизмы воздействия на сознание и подсознание для разных ситуаций.
А собственно познавательный и образовательный аспект искусства, делающий нас культурнее и интеллигентнее, не подлежит сомнению. Поэтому пользуйтесь любой возможностью прикоснуться к волшебному миру искусства.
Мы желаем вам много новых волшебных открытий!
Как искусство влияет на человека
Искусство действительно влияет на нашу жизнь. Мы можем иногда его не понимать, ругать и критиковать. Мы можем им восхищаться и испытывать из-за него счастье. Точно одно – искусство играет огромную роль в нашей жизни. Но как именно?
Искусство пробуждает эмпатию
Эмпатия – одно из тех качеств (или даже лучше – способностей), которыми владеют далеко не все. И которые так непросто нам даются. Все мы можем часами отстаивать свою позицию, рассказывать о себе и объяснять, почему мы поступили именно так, а не иначе. И иногда становится сложно по-настоящему понять и принять другого человека. Бывает нелегко проникнуться чужими проблемами, поддержать ближнего и суметь встать на его место.
Известный исследователь когнитивного развития Жан Пиаже говорил о том, что все дети по своей природе очень эгоистичны. Все мы взрослеем, когда учимся видеть вещи с точки зрения других людей, учимся верить и понимать, что чувства других людей так же важны для них, как наши – для нас. В этом суть эмпатии, которой искусство нас учит.
Тысячи сцен рождаются в голове во время чтения
Читая книгу, мы буквально проникаем в сознание героев и иногда таким образом можем понять, почему так или иначе поступают люди, которые казались настолько не похожими на нас. Смотря фильм, мы видим все глазами режиссера, можем заметить то, что находится за рамками нашего внимания в повседневной жизни. Созерцая картину, мы задумываемся о том, как и почему она была создана. Мы пытаемся понять ее смысл, что делали или думали люди, изображенные на полотне.
Все это заставляет нас смотреть на мир с другой точки зрения, принимать всех людей и их позиции. И если эмпатия – один из основных ресурсов человеческого счастья, то именно искусство – ее очень важный источник.
Искусство учит нас и другой эмпатии. Проведите небольшой эксперимент. Представьте зал в картинной галерее, где на стене висит какая-нибудь картина. Пусть это будет «Мона Лиза». Подумайте о том, сколько миллионов людей видели это полотно. Теперь осознайте, что, когда вы смотрите на произведение Леонардо да Винчи, вы чувствуете связь не только с ним и его видением, не только с женщиной, изображенной на картине, но и со всеми теми людьми, которые любовались этим произведением точно так же, как и вы. Что это, как не эмпатия в ее высоком проявлении?
Искусство пробуждает эмоции
Эмоции, которые вызывают произведения искусства, обладают огромной силой. Это не всегда радость или счастье. Часто мы можем плакать над книгой. Нас может расстроить печальная мелодия. Или мы можем испытать страх и тревогу, смотря на картину с изображением военных действий. Но искусство так или иначе всегда пробуждает в нас эмоции. И особенно это важно осознавать, когда в повседневности мы забываем о том, насколько эмоции влияют на наше состояние и настроение.
Влияние великой силы искусства на человека даже имеет свой термин в психологии. Это называется «синдромом Стендаля». Это сильные переживание или даже кратковременное нарушение психики, которое испытывает человек при знакомстве с каким-либо произведением искусства, чаще всего с культурным наследием эпохи Возрождения. Впервые этот синдром описала Грациэлла Магерини, итальянский психиатр, в 1979 году. Он назван в честь французского писателя Стендаля, потому что в 1818 году он отправился в путешествие по Италии, после которого написал книгу «Рим, Неаполь и Флоренция», где описал свои ощущения от прикосновения с искусством. Так, после посещения церкви Святого Креста во Флоренции он записал в своем дневнике:
«Я был уже охвачен некой восторженностью при мысли, что нахожусь во Флоренции. Поглощенный созерцанием возвышенной красоты, я лицезрел ее вблизи, я, можно сказать, осязал ее. Я достиг той степени душевного напряжения, когда вызываемые искусством небесные ощущения сливаются со страстным чувством. Выйдя из Санта-Кроче, я испытывал сердцебиение, жизненные силы во мне иссякли, я едва двигался, боясь упасть…»
Во Флоренции действительно было множество случаев, когда посетителей музеев и базилик так сильно поражало искусство, что они испытывали похожее эмоциональное потрясение. Дошло до того, что всех смотрителей музеев специально обучают вычислять людей с синдромом Стендаля в толпе по внешнему виду и принимать специальные меры.
Попробуйте представить себя писателем/художником/музыкантом и эпоху, в которую они жили. Есть шанс, что произведение откроется с более понятной стороны
Искусство заставляет думать
Искусство всегда заставляет нас думать. Ломать голову над тем, в чем секрет улыбки Джоконды? Почему Раскольников совершил свое ужасное преступление? Как Бетховен мог создавать такую потрясающую музыку, будучи глухим? Мы часами рассматриваем картины, читаем критику, чтобы понять, что именно хотел сказать писатель тем или иным описанием. Мы смотрим документальные фильмы, которые объясняют, как именно были построены поражающие воображение памятники архитектуры. Мы читаем биографии писателей, художников и композиторов, чтобы понять, какие жизненные события подтолкнули их к созданию разных произведений искусства. В конце концов, некоторые из нас пишут научные статьи и большие диссертации на тему искусства.
Искусство заставляет нас размышлять. Без этого нельзя познать ни одно произведение. Без осмысления того, что видишь, смотришь и чувствуешь, искусство в принципе теряет свой смысл. Оно раздвигает границы, тренирует наш мозг и учит понимать и всегда вдумываться. И все это приносит счастье, но не сиюминутное, а в более глубоком смысле.
Ученые доказали: искусство благотворно влияет на мозговые процессы
Ученые провели не одно исследование, доказывающее благотворное влияние искусства на мозговую деятельность. Так, например, в 1993 году исследователи Фрэнсис Роше, Гордон Шоу и Кэтри Ки провели эксперимент. Испытуемым выдали один и тот же тест на мышление, разница заключалась в музыке, которая сопровождала прохождение задания. Выяснилось, что лучшие результаты испытуемые демонстрировали при прослушивании Моцарта. Такого эффекта не наблюдалось при тишине или устных расслабляющих инструкциях. Также много раз проводили исследования, доказывающие, что музыка таких композиторов как Вивальди и Бах повышает умственные способности, позволяет лучше концентрироваться и поднимает настроение.
Искусство уменьшает стресс
Наверное, вы не раз сами замечали на своем примере, что чтение книг отвлекает от проблем и каких-либо навязчивых мыслей. Или что классическая музыка успокаивает и снимает напряжение. Созерцание произведений искусства уменьшает стресс и даже лечит. Некоторые исследования даже доказывали, что рассматривание картин, в частности пейзажей, ускоряет выздоровление после перенесенных операций. Искусство избавляет от беспокойства и даже помогает бороться с дурными привычками.
Искусство положительно влияет на людей разного пола и уровня интеллекта
Несколько лет назад группа исследователей провела эксперимент, доказывающий, что искусство благотворно влияет на состояние человека. Так, специалисты наблюдали за посетителями санктуария святой Девы Марии в Викофорте, купол которого расписан разными изображениями. В группе были мужчины и женщины разного возраста и с разным коэффициентом интеллекта. Перед посещением санктуария у участников исследования взяли пробу слюны. Всего экскурсия длилась около двух часов, и после её окончания специалисты вновь взяли у них слюну. Выяснилось, что соприкосновение с искусством привело к снижению содержания в организме кортизола, гормона стресса. В среднем, по словам специалистов, его количество в слюне снизилось на 60 процентов. При этом 90 из 100 человек заявили, что после визита в санктуарий их самочувствие улучшилось.
Это исследование доказывает, что искусство по-настоящему снижает стресс и дарит нам гармонию и спокойствие.
Искусство улучшает наше состояние, делает нас счастливыми и выравнивает наше душевное состояние. Расскажите об этом своим друзьям по сервису invme. Приобщайтесь к искусству вместе.
Как творчество влияет на человека с научной точки зрения
Люди тренируют память, мышцы, учатся мыслить рационально и прагматично.. Часто забывая про эмоциональную сферу.
Дети это знают и поэтому они лепят, рисуют, что-то мастерят из любых подручных средств, придумывают невероятные истории. Нет такого нормального ребенка, который не рисовал бы в детстве. Но со временем обыденность затягивает и человек забывает о том, что помогало ему когда-то, приносило удовлетворение, не находит для этого время.
Одно время я вела занятия по арт-терапии для детей и взрослых. И видела как на занятиях человек сталкивается со своими сложными переживаниями, страхами, обидами.. Все это появляется на рисунках само собой. И со временем уходит, становится легче. Это можно делать самим, просто найти время и начать, не беспокоясь о результате, а погружаясь в процесс.
Результаты экспериментов показали, что нейрогенез (формирование новых нейронов) происходит и у взрослых людей. Система образования, стандартная рабочая обстановка по большей части направлены на развитие левого полушария мозга. Для того, чтобы развивать правое полушарие, отвечающее за эмоциональную сферу стоит заниматься творчеством или созерцать его. Попробуйте и найдите именно то, что подходит и приносит удовольствие именно Вам.
Я отдыхаю, когда пишу акварелью, и мечтаю вернуться к керамике..
А какое искусство помогает, затрагивает Вас?
Art&Science: как искусство изменяет наше тело, или почему эстетика зависит от физиологии
Говоря об искусстве, мы очень ограничиваемся его эстетическим значением, задаваясь вопросом, как оно воздействует на чувства, психику, сознание. Хотя восприятие искусства – это гораздо более сложный процесс. Зои Капула, директор по науке в области когнитивной нейрофизиологии Национального центра научных исследований Франции, уверена, что мы реагируем на искусство в первую очередь физиологически и только затем формируется эмоциональный отклик. В рамках интервью перед лекцией на семинаре Art&Science: Наука. Искусство. Музей, который проходит каждую субботу месяца в Эрмитаже, она рассказала, почему важно изучать искусство с точки зрения науки, почему именно в музеях эстетическое чувство сильнее и почему полезно посещать галереи, даже если вы ничего не смыслите в художественных произведениях.
Почему нейрофизиология эстетики – это важно?
Произведение искусства содержит некоторые конфликты, которые являются результатом исследования художника. Каждый художник использует уникальные методы, чтобы показать их, и произведения искусства дают нам уникальный физиологический стимул, воздействуют на мозг. Когда мы видим какой-либо предмет искусства, активируются определенные зоны коры головного мозга. Конфликтные ситуации и скрытые пространства в картине обостряют наше зрение и восприимчивость, тем самым тренируя мозг и физиологические способности тела. Художественное произведение приводит к ряду сенсомоторных активаций в теле, мозгу, оно может способствовать лучшему ощущению себя, мира, то есть обладать лечебным действием. Поэтому нередко при шизофрении, деменции, дислексии, проблемах с равновесием и концентрацией и других патологиях можно будет применять технологии терапии с помощью искусства. Это растущая сфера. Поэтому надо продемонстрировать, как это работает с научной точки зрения.
Как начали изучать физиологию восприятия искусства?
Классические опыты по тому, как именно человек воспринимает изображения, поставил советский ученый Альфред Ярбус в начале 60-х годов. Сейчас на его работы ссылается каждый, кто исследует этот вопрос. Ярбус просил испытуемых рассматривать произведение Ильи Репина «Не ждали». На глазном яблоке всех участников эксперимента ученый укрепил маленькое зеркальце. Отраженный от него световой зайчик стал писать на фотобумаге след движения глаз. Таким образом, на бумаге появлялся узор из линий, а также точек, которые обозначали место, где человек задерживал взгляд. Ярбус задал очень важный вопрос: почему происходит движение глаз: человек ищет определенные предметы или это композиция картины заставляет глаз двигаться определенным образом? Он сделал ряд открытий. Самое важное состояло в том, что глаза смотрят на картину избирательно. Даже если человек стоит перед полотном полчаса, то он не будет рассматривать всю картину, а будет возвращаться к определенным точкам, фиксируя взгляд. Получается, существует стратегия восприятия, которая формируется очень быстро. Важно также, что она частично определяется элементами картины и тем, что зритель хочет найти в картине. Так, Ярбус просил испытуемых найти на изображении разные элементы, например, старых людей или признаки роскоши, и в результате получал совершенно разные «узоры взгляда». Взгляд задерживался на наиболее важных элементах картины в том или ином случае.
Зои Капула
Какие физиологические процессы активируются при восприятии картины?
Особенное значение имеет то, как движутся наши глаза и что происходит с телом в это время. В этих исследованиях очень важно учитывать временной аспект и регистрировать, как перемещается взгляд и колеблется тело в течение первых 3-5 секунд рассматривания картины. Ведь когда мы ходим в музеи, то проводим перед каждой картиной в среднем всего 17 секунд. Каждый раз, когда мы перемещаем взгляд, центральная нервная система дает физиологический сигнал, команду смотреть туда или сюда. Это помогает запомнить картину, то есть она воспринимается и с помощью физиологического опыта. Мы проводили опыт. Сначала мы просили художника рассмотреть картину. Потом убирали полотно и просили художника мысленно представить картину и при этом рассмотреть ее глазами. Оказалось, что линии взгляда при наблюдении реальной картины и воображаемой отличались незначительно. Движение глаз – это моторная основа восприятия изображения и памяти о нем. Кроме того, о многом в восприятии человеком объектов искусства говорит и движение тела. Сегодня существуют специальные носимые датчики, которые определяют положение человека в пространстве, регистрируют непроизвольные и естественные микроколебания тела, которые происходят, даже если человек стоит ровно и здоров. Так, мы повесили на группу испытуемых эти датчики и попросили их рассмотреть два полотна – с перспективой и без. Перед первой картиной люди наклонялись сильнее, чем перед второй, их тело колебалось больше.
Есть ли разница в восприятии произведений искусства у разных людей?
Мы обнаружили, что художники и не-художники по-разному разглядывают произведения искусства. Так, мы попросили обывателей и художников рассмотреть полотно Фрэнсиса Бэкона. Первые концентрировали взгляд на неких повествовательных элементах, то есть лице, животных, людях, динамических предметах. Вторые же разглядывали всю картину целиком, обращая внимания даже на однотонный фон. Разница в восприятии появлялась очень быстро – в течение пяти секунд. Однако мы решили повторить опыт с полотном эпохи Возрождения, на котором были изображены два ангела на фоне здания. И здесь обычные люди обращали внимания и на статичные элементы художественного произведения – на архитектуру и ангелов, то есть взгляд был более открытым и динамичным. Мы сделали вывод, что современное искусство воспринимается полнее, если у человека есть какая-либо теоретическая подготовка в области искусства. Таким образом, наше исследование может помочь в художественном образовании.
Многим людям очень тяжело воспринимать современное искусство, это правда. Но почему люди полнее воспринимают искусство именно в музеях?
Когда вы сидите дома и смотрите изображения тех или иных художественных работ, например, в Интернете, то вы не двигаетесь. Вы статичны, ваше тело не вовлечено в процесс познания и открытия. В музеях и галереях же вы постоянно двигаетесь: вы ходите, стоите. Кроме того, вы делаете выбор, насколько долго задержаться перед тем или иным объектом, насколько он вам нравится или нет, что он вам напоминает. Вы можете рассмотреть его со всех сторон, если это скульптура, увидеть структуру мазков, если это картина. На восприятие влияет и окружающая обстановка музея. Если вас окружает красивая архитектура, это также изменит ваши эмоции и мысли. В музеях и галереях люди получают дополнительный физиологический опыт.
Получается, люди будут посещать музеи, даже если ничего не смыслят в искусстве?
Даже если человек не может интерпретировать искусство «правильно», это очень полезно для него, если он идет в галерею. Каждая картина, скульптура или другой художественный объект уникален, других таких больше нет. Когда человек исследует его, он тренируется познавать новое и воспринимать совершенно непривычную для него информацию. Это тренирует гибкость мозга, а также дает новые стимулы телу.
Как именно искусство может использоваться в медицинских целях?
У человеческого организма есть удивительная способность корректировать свое положение в пространстве в соответствии с окружающими объектами. То есть если поставить человека перед наклонным изображением, то он сам наклонится в ту же сторону. Один из экспериментов по изучению реакции тела на произведения искусства мы провели в зале, где были выставлены объекты искусства с небольшим наклоном. Затем испытуемые прошли тест. В этом тесте им показывали красную наклонную линию на черном фоне, которая постепенно становилась вертикальной. И люди должны были сказать, когда линия, по их мнению, полностью выравнивалась. Те, кто побывал на выставке с наклонными экспонатами, справились с тестом лучше тех, кто не был там. Таким образом, мы поняли, что на выставке люди «тренировались» быть в равновесии, соответственно, и их мозг тренировался отличать наклонные предметы от нормальных.
Можно ли с научной точки зрения сформулировать правила создания эстетических произведений?
Как физиолог могу сказать, что чувство эстетического очень сильно зависит от того, насколько мощные стимулы дает произведение искусства нашему мозгу и телу. Нужно помнить, что эстетика – это не то же самое, что удовольствие. Чувство эстетического не делает вас счастливым или грустным, это больше физиология. Например, когда вы видите скрытое пространство в полотне, или перспективу, или какие-то неочевидные элементы, вы их «открываете», получаете какой-то новый опыт и реагируете на него. Чем больше физиологических реакций происходит в нашем организме при наблюдении полотна, тем более оно нам приятно. При этом не существует каких-то единых критериев о том, что людям будет нравиться, а что нет, и это тоже выражается в физиологических изменениях. В одном моем исследовании мы помещали людей перед работой современного художника и просили их сообщить, нравится ли им это. Одновременно мы регистрировали положение тела испытуемых при просмотре работы. Оказалось, что если человеку не нравилось, что он видит, то его тело непроизвольно наклонялось назад. При положительных эмоциях, наоборот, человек «тянулся» вперед. Все эти физиологические реакции усиливают эстетическое чувство. Художники могут понимать их значение и использовать определенные приемы, чтобы вызывать в человеке те или иные ощущения, но это совсем не обязательно, чтобы произведение искусства получилось достойным и сильно воздействовало на наблюдателя.
Искусство – это состояние души, которое свойственно только человеку. Не потеряем ли мы эту тонкую магию, если дадим ей научное описание?
Мы можем только анализировать влияние искусства на физиологию человека, но ни в коем случае не указывать художнику, как ему работать, чтобы добиться большего эффекта. Возможно, художники как-то используют те научные открытия, которые мы делаем, я не знаю. Лично для меня знания о влиянии искусства на человека только усиливают эстетическое наслаждение от восприятия художественных работ. Здесь можно провести аналогию с историей искусства. Некоторые полотна, например, изучаются уже столетиями, и разве это как-то мешает нашему восприятию этих картин? Это уничтожает эстетическое и художественное значение картин? Нет. Наука работает со всеми аспектами человеческой жизни, тогда почему бы ученым не исследовать самую важную часть человеческой цивилизации – искусство? Мы можем работать в сотрудничестве с художниками, и это не помещает развитию искусства.