На что влияет количество оперативной памяти
На что влияет оперативная память на компьютере и в играх? [#2022]
Повсеместная компьютеризация привела к тому, что некоторые, ранее специфические, термины стали общеизвестны. Так, все знают, что в настольных компьютерах, ноутбуках, планшетах и даже смартфонах имеется оперативная память и что ее объем прямо пропорционален скорости работы устройства.
Это вполне соответствует действительности, но пользователю неплохо бы знать и понимать, как работает «оперативка», какие ее разновидности существуют. Особенно подобные знания важны для геймеров, ведь в компьютерных играх оперативная память влияет на множество параметров игрового процесса.
Что это такое?
ОЗУ (оперативное запоминающее устройство) или RAM — часть системы компонентов компьютера, предназначенная для временного (в отличие от ПЗУ – постоянного запоминающего устройства) хранения разного рода данных.
Оперативная память энергозависима. Это означает, что после прекращения питания (отключения устройства от электросети) вся информация из ОЗУ исчезает. Оперативная память используется центральным процессором компьютера для обработки входящих, исходящих и промежуточных данных.
Проще говоря, все программы (в том числе системные), что работают на ПК (ноутбуке, планшете) в данный момент времени тем или иным образом задействуют оперативную память.
ОЗУ позволяет значительно увеличить скорость работы компьютера за счет возможности выгрузки части данных в кэш. То есть, та или иная программа работает с информацией, которая храниться на жестком диске (постоянная энергонезависимая память), процесс считывания данных с механического устройства довольно медленный, поэтому данные выгружаются в «оперативку».
Внешне оперативная память представляет собой небольшую плоскую планочку, которая устанавливается в специальные слоты на материнской плате компьютера.
Виды ОЗУ
Все известные ОЗУ можно разделить на:
Различные виды оперативно запоминающих устройств так же имеют и различия в конструкции. Это значит, что для разных видов существуют свои разъемы и поменять память одного типа на другой не выйдет.
Разница между ОЗУ и ПЗУ
Жесткий диск (ПЗУ) это постоянное хранилище данных, но скорости управления этими данными мало для нормальной работы машины. Представьте себя поваром, который готовит определённое блюдо. У вас есть огромный склад с различными продуктами. Но чтобы не бегать далеко и не искать во всей этой куче нужные продукты, вы отобрали их и положили на свой стол. Получается стол – это ваша оперативка, а склад – жесткий диск.
По этому подобию строится работа компьютера. Процессор загружает всё необходимое во временную память ОЗУ, которая гораздо быстрее, чем HDD. За счёт этого работоспособность компьютера увеличивается.
Основные характеристики оперативной памяти
С точки зрения пользователя, при покупке «оперативки» необходимо ориентироваться на ее объем, цену и производителя. Но для понимания назначения ОЗУ в работе компьютера вообще и в играх в частности, стоит разобраться и во всех остальных параметрах.
Объем
Так как в «оперативке» в каждый момент времени находится множество информации (данные с жесткого диска, кэш разнообразных программ, входные и выходные данные), то рано или поздно наступает момент, когда вся эта информация перестает умещаться в ОЗУ.
Здесь и начинается торможение системы, подвисание и непредвиденные сбои.
Для таких случаев существует файл подкачки на жестком диске, который можно настроить на разный объем информации, но и он не решает проблемы, так как для обращения к жесткому диску требуется значительно больше времени, чем для обращения к ОЗУ.
Для геймера подобные задержки в сотые доли секунды способны привести к фатальным последствиям, особенно в онлайн шутерах и других динамичных играх. Игроку приходится ждать загрузки локации, он не успевает ни выстрелить, ни увернуться от удара. Поэтому в игровом ПК объем оперативной памяти особенно важен.
Измеряется он в Мб (мегабайтах) и Гб (гигабайтах). Для комфортной игры в современные компьютерные игры рекомендуется иметь не менее (лучше более) 4 Гб оперативной памяти.
Задержка памяти
Тайминг — показатель количества тактовых циклов, происходящих за время возврата данных по запросу ЦП или проще: за какое время считываются данные из ячеек памяти.
Величина тайминга указывается на плате памяти в следующем виде:
Главный показатель — первая цифра в строке, иногда даже указывают только ее одну. Чем меньше тайминг — тем быстрее работает память!
Этот показатель нередко не учитывается не слишком опытными пользователями при покупке ОЗУ, однако для игр он критически важен: при равных прочих показателях (объем, частота) нужно выбирать память с меньшим таймингом.
Частота
Частота оперативной памяти выражается в МГц и обозначает количество циклов записи и чтения данных в секунду. Понятно, что чем выше этот показатель — тем быстрее будет работать память и компьютер.
Следует помнить о том, что бессмысленно приобретать ОЗУ с тактовой частотой 3200 МГц если материнская плата поддерживает лишь частоту 1060 МГц. Невозможно и рассматривать каждый из трех показателей производительности ОЗУ в отдельности: значение имеет их совокупность. Особенно это касается игровых компьютеров.
На что она влияет ОЗУ в играх?
Если брать во внимание игры, то оперативной памяти должно быть много. Когда загружается игрушка, все данные о локации, карте и остальные декорации попадают с HDD в оперативку, а затем видеокарта преобразует данные и транслирует на экран мониторов. Если не хватит объёма временной памяти, игра попросту будет притормаживать, а-то и зависать на несколько секунд. Конечно, всё это омрачит впечатление об игре, поэтому машины для игр оснащают большим объёмом оперативной памяти.
Влияние объёма
Ответ на вопрос: “На что влияет количество оперативной памяти?” – предельно прост. Объём ОЗУ напрямую влияет на количество информации, которую будет обрабатывать процессор, а значит и увеличивает скорость выполнения всех задач в целом.
Влияние частоты
Частота ОЗУ это скорость, с которой оперативка обменивается файлами с процессором. А уж на что влияет скорость оперативной памяти и так понятно. Выше скорость – быстрее обрабатывается информация.
На что влияет тип
Каждое последующее поколение ОЗУ отличается своими характеристиками: увеличивается частота, объем и уменьшается напряжение, благодаря чему плата меньше нагревается.
Как определить тип оперативки в компьютере?
Если вас интересуют характеристики оперативной памяти установленной на вашей машине, то нужно внимательно посмотреть маркировку на самих платах, там указаны все необходимые сведения. Либо найти информацию в документации.
Как выбрать ОЗУ для компьютера?
Как понять, что оперативной памяти не достаточно?
Это наглядно можно увидеть на всем известных приложениях типа фоторедактор Adobe Photoshop и любом браузере. Просто начните работать в редакторе с несколькими слоями или кликните несколько вкладок. Компьютер начнёт тормозить.
Чтобы проверить то, как работает оперативная память – вызываем Диспетчер Задач (Ctirl + Alt +Del). Кликаем вкладку «Производительность» и смотрим загрузку ОЗУ. Далее определяем, куда конкретно тратится память, нажав «Процессы». При необходимости отключаем не задействованные программы.
Теперь мы можем сделать выводы: на что влияет оперативная память в компьютере?
Скоростные характеристики машины прямо пропорционально зависят от оперативной памяти. Памяти мало — процессор работает медленнее. Но её нужно выбирать с умом, относительно других компонентов компьютера, чтобы извлечь больше пользы.
Автор, специалист в сфере IT и новых технологий.
Получил высшее образование по специальности Фундаментальная информатика и информационные технологии в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова. После этого стал экспертом в известном интернет-издании. Спустя время, решил попробовать писать статьи самостоятельно. Ведет популярный блог на Ютубе и делится интересной информацией из мира технологий.
Почему не стоит экономить на оперативной памяти, если вы геймер
Содержание
Содержание
Оперативная память, она же ОЗУ/RAM, создана для хранения произвольных данных запущенных программ. У каждого процессора есть своя кэш память — L1, L2, L3 и реже L4. Если в буфере памяти процессора нет требуемых данных, он обращается к оперативной памяти, которая выступает посредником между жестким диском и процессором через системную шину.
ОЗУ обеспечивает быструю работу операционной системы, браузера, игр и других приложений за счет высокой скорости чтения данных в сравнении с HDD и SSD. При заполнении всего объема RAM-памяти, ОС начинает «тормозить». Чтобы избежать «подвисаний», добиться большей частоты кадров в играх и быстрой обработки рендеров в графических редакторах, следует подобрать для вашего ПК подходящий объем памяти.
Оперативная мифология
Миф 1. Для получения двухканального режима необходимо две или четыре планки одной серии
В лохматые годы времен DDR и DDR2 желательно было устанавливать планки с одной партии для достижения двухканального режима. Если память была куплена в разное время и в разных местах, иногда требовались шаманские обряды в BIOS для получения желаемого.
С появлением DDR3 и DDR4 даже память с разными таймингами и частотами отлично работает в двухканальном режиме. Это стало возможным благодаря решению JEDEC — комитета, занимающегося разработкой стандартов для оперативной памяти. Если есть возможность, все же лучше купить планки одной серии, но на двухканальность это никак не повлияет.
Миф 2. XMP или D.O.C.P. разгон с завода идеален
Производитель никогда не будет рисковать. Хотя заводской разгон может увеличить производительность памяти на 50 %, практически все компании используют TurboBoost
в щадящем режиме.
Поэтому с помощью ручных настроек в BIOS всегда можно поднять производительность еще
на 10–20 %. Разумеется, делать это стоит осторожно.
Миф 3. В 64-битной версии Windows нет лимита на поддержку ОЗУ
Лимит есть, но на практике он почти недостижим. Для версий Windows 8 или 10 максимальный объем 512 ГБ, для Windows 7 — 192 ГБ.
Миф 4. В ОЗУ главное частота
Частота увеличивает пропускную способность оперативной памяти, но важны и задержки при обращении к информации. При разгоне необходимо установить баланс между частотой
и таймингами. Если выставить минимальные значения задержки и максимальную частоту, производительность может даже упасть. Если сделать наоборот, можно получить тот же эффект. Единственный вариант: «метод научного тыка» и тесты.
Миф 5. Память DDR3 и DDR4 может работать вместе
Достаточно странный миф, который мог возникнуть только от незнания особенности оперативной памяти. Производители выпускают материнские платы с одновременной поддержкой DDR3 или DDR4. Даже в теории планки разных поколений не совместимы: DDR
не работает вместе с DDR2, которая не работает вместе с DDR3. Если поставить планки DDR3
и DDR4 вместе, это может привести к выходу из строя материнской платы и повреждению планки DDR4. Вольтаж DDR3 — 1,5 вольта, у DDR 4 — 1,2 вольта.
Миф 6. Если выставить слишком высокие параметры разгона, оперативная память сгорит
Если не трогать вольтаж, ничего страшного с оперативной памятью не случится. Тайминги
и частота не влияют на физическое состояние чипов памяти. Единственная опасность для памяти — эксперименты с вольтажом. В редких случаях «убить» ОЗУ может неправильная работа контроллера памяти или физическое повреждение материнской платы.
Некоторые уникумы умудряются перегревать DDR, превращая память в радиатор отопления.
С другой стороны, есть люди, проливающие кофе на оперативную память.
Основные параметры ОЗУ: объем, частота, количество каналов передачи данных.
Многоканальность
Одна планка памяти не может работать в многоканальном режиме. Ее мжно ставить только, если собираетесь докупать память в будущем. В идеале необходимо установить две или четыре планки одной серии. Процессор, работающий с памятью в двух или четырехканальном режиме выдает больше FPS.
В качестве подопытных используются:
Посмотрим, как на практике работает двухканальный режим. Первый тест проводится в 3D Mark FireStrike. Разница в синтетическом тесте практически незаметна, всего 17 пунктов.
Наибольший прирост от двухканального режима чувствуется при рендеринге и архивации файлов.
Рендер видеоролика в Adobe Premiere Pro CC сократился в двухканальном режиме на 28 секунд, то есть на 14 %.
Архиватор WinRar сжал данные на 20 секунд быстрее, что составило 20 % производительности. В играх количество FPS увеличивается на 7–14 %.
Синий цвет — минимальное число кадров в двухканальном режиме.
Красный цвет — минимальное число кадров в одноканальном режиме.
Зеленый цвет — среднее число кадров в двухканальном режиме.
Оранжевый цвет — среднее число кадров в одноканальном режиме.
Тесты с запущенными играми Battlefield 4 MP, Call of Duty AW MP, Far Cry 4, Dying Light, GTA4, Warface Ultra, CS: GO Ultra показатели значительную разницу в ФПС в режиме Singl и Dual. В Battlefield 23 кадра, в Counter-Strike 59 кадров в секунду, Far Cry 4 и Warface — 10 FPS и менее. Если собрать все данные вместе, двухканальный режим в «тяжелых» сценах дает прирост 14 % и средний 7 %.
В некоторых играх даже на ОЗУ с большей частотой при одноканальном режиме производительность может падать на 20–25 %, например, Assassin’s Creed Odyssey.
Объем имеет значение
Краткая рекомендация — чем больше, тем лучше. 16 ГБ в 2020 году хватает для обеспечения качественной картинки +60 FPS на Ultra настройках.
В том же Assassin’s Creed Odyssey установленные 16 ГБ оперативной памяти выдают на 11,5 % FPS больше в сравнении со средним показателями 8 ГБ ОЗУ. Про минимальные просадки
и говорить не стоит, 4 кадра в «тяжелых» сценах против 29 кадров с ОЗУ на 16 ГБ — 625 %. Максимальный прирост ФПС — 25 %.
А вот разницы между 16 и 32 ГБ практически нет, большинство игр еще не научилось «осваивать» такие объем информации.
Больше мегагерц
В баталиях вокруг заветных мегагерц сломано много копий. Одни, самозабвенно утверждают, что разницы никакой, другие твердят о радикальном повышении FPS. Почему существует два мнения?
Свою роль повышенное количество мегагерц начинает играть, если процессор не справляется
с нагрузкой. При 100 % загрузке оперативная память и файлы подкачки задействуются
по максимуму. Чем выше частота, тем заметнее разница.
Тесты показывают приличный прирост. На скриншоте тестируется память, работающая
в одноканальном режиме на частоте 1066, 2133, 3200 МГц.
В игре GTA5 на частоте 2400 МГц можно получить прирост на 30–34 FPS в сравнении
с 1066 МГц. При установке памяти с частотой 3200 МГц, FPS подпрыгивает до 50–65 кадров. При это загрузка процессора близка к 100 %.
Если будет достигнут предел возможностей памяти видеокарты, она начнет кэшировать данные, используя ОЗУ, в этом случае прирост за счет частоты будет незначительный — 1-2 кадра в секунду.
Разница в цене между планками памяти на 2133 МГц и 3200 МГц небольшая, зато она заметна в производительности, особенно на компьютерах со слабыми процессорами или мощными видеокартами. Повышенная частота поможет процессору выжать максимум ресурсов
из видеокарты.
С радиатором и без
Радиатор в основном устанавливается на плашки оперативной памяти для эстетики и не влияет на ее функциональность. За него не стоит переплачивать, если вы никогда не будете разгонять оперативную память. Но если собираетесь менять вольтаж и разгонять RAM по частоте, радиатор точно не будет лишним.
SMT-профиль
Хороший вариант для тех, кто не хочет рисковать. ОЗУ с SMT-профилем стоят дороже, потому что уже разогнаны по частоте и таймингам на заводе. Как правило, на них устанавливают радиаторы со стильной подсветкой.
Если вы игроман или профессионально работаете с графическими редакторами — не экономьте на оперативной памяти. +16 ГБ памяти и частота 2133 МГц или выше повысит производительность ПК на 14–20 %. В среднем рендер картинки в 4К на 8 ГБ ОЗУ занимает 15–20 минут. С планкой в 16 ГБ за 60 минут можно обработать на 1-2 картинки больше. Высокая частота и большой объем памяти позволит получать в играх на 14–25 FPS больше.
реклама
Итак, так как некоторые читатели не изучают предоставленный мною материал досконально, но пытаются оспорить мои суждения, ссылаясь на фразы, вырванные из контекста, я призываю вас не торопиться с преждевременными выводами и обдумать то, что будет высказано далее.
реклама
Итак, иметь 32 Гб оперативной памяти стандарта DDR4 оправдано лишь в том случае, если игровой компьютер собирается здесь и сейчас с прицелом минимум на 5 лет (в перспективе на 8-10 лет без апгрейда). Если же у вас уже есть система с 16 Гб ОЗУ типа DDR4, то нет никакого смысла добавлять оперативную память для бытовых задач и игр, если вы планируете обновить систему полностью и перейти на DDR5. Если же вы имеете ПК с 12-24 Гб DDR3 (AM3+, LGA 115X, различные Xeon с 3-4 каналами оперативной памяти), то вам также нет смысла до выхода DDR5 обновлять систему и прыгать «уходящий поезд DDR4», лучше вложите деньги в видеокарту, а если у вас 8 либо же меньше гигабайт DDR 3, то проще всего увеличить объем оперативной памяти до 16 Гб, а для поднятия FPS в играх просто обновить видеокарту. Если же у вас нет никакого компьютера, старая консоль, крайне старый ПК (c памятью DDR2 и старше), который невозможно проапгрейдить так, чтобы дотянуть до выхода DDR5, играя в новинки, то для вас есть определенный смысл задуматься о приобретении нового компьютера с 32 Гб DDR4, и если вы точно знаете, что денег «на завтрашний день» уже не будет и в ближайшие 8-10 лет придется довольствоваться собранным сейчас компьютером.
реклама
Перед началом экспериментов прошу ознакомиться с тестовым стендом.
Итак, когда информация о тестовой конфигурации оглашена, предлагаю начать «загружать» оперативную память с того, что мы выясним, каково «базовое» потребление ОЗУ операционной системой в моем случае.
реклама
Перед вами только что запущенная система. Я ничего предварительно не настраивал, ничего не отключал, думаю, что нет смысла выявлять, сколько потребляет «чистая» ОС без Aero, автозагрузки и прочего. Это расход оперативной памяти только включившегося реального рабочего компьютера.
Теперь предлагаю перейти к «синтетике». Задача проста: 50 открытых вкладок в двух браузерах: Opera и Chrome.
Чтобы «синтетический» тест не был полностью бессмысленным, и его результаты можно было как-то интерпретировать, было решено открыть первые 50 страниц в «Википедии» по алфавитному порядку на букву «A». Каждая страница была полностью загружена и «проскроллина» с возвратом в исходное положение. Стоит отметить, что в браузерах Opera и Chrome страницы были открыты в идентичном порядке с пустой вкладки. Списки страниц также были полностью идентичны друг другу и, естественно, каждая открытая страница «хранила» в себе уникальный материал, отличающийся между собой по содержанию и объему данных. Такое тестирование я считаю показательным при работе в интернете или, например, при написании курсовых и дипломных работ в учебных заведениях.
Chrome:
Тестирование, к сожалению, показало, что компьютер «для учебы» тоже нуждается в объеме оперативной памяти больше 8 гигабайт.
Opera:
Вопреки распространенному мифу, из данного тестирования удалось выяснить, что браузер Chrome, по крайней мере на данный момент, потерял статус «пожирателя оперативной памяти».
Теперь давайте посмотрим на потребление оперативной памяти в реальном и типичном для меня сценарии работы за компьютером.
В моем браузере открыты 25 вкладок различных сайтов, которые я использую в процессе работы.
Помимо этого в данный момент я рисую в графическом редакторе заглавную картинку для статьи, состоящей из нескольких слоев + нескольких картинок в других окнах для работы над основным проектом. Для связи со мной у меня открыт десктопный мессенджер. Браузер с 25 вкладками также ожидает моего переключения. Запущен Steam, свернута простенькая, но просто отличная игра ATOM RPG. Собственно, открыт диспетчер задач для мониторинга потребления оперативной памяти. MSI Afterburner считает потребляемую игрой оперативную память. В Excel строятся гистограммы, а в Word набирается текст текущей статьи. Открыт FRAPS для построения графика FPS через Excel. Запущен Origin. Панель Nvidia и программка для выделения необходимой области экрана под скриншот также работают на фоне. В проводнике открыты 3 папки.
И даже такая совершенно нестандартная для типичного геймера работа «съедает» всего 9 Гб (округляю в большую сторону) оперативной памяти компьютера.
Давайте теперь проверим, сколько оперативной памяти нужно современным и серьезным играм.
Демонстрировать потребление оперативной памяти игрой я собираюсь в Red Dead Redemption 2, так как это самая высокотехнологичная и требовательная к ресурсам ПК игра из тех, которые установлены в данный момент на моем персональном компьютере.
Настройки игры были следующие: разрешение экрана 1360X768, сглаживание 4X MSAA (остальные сглаживания выключены), абсолютно все остальные настройки «выкручены» на максимум (в том числе и дополнительные).
Так как игра у меня пройдена, я специально загрузился в одну из самых «тяжелых» миссий в городе, связанных с ограблением банка, перед этим около получаса разгуливал по самому большому городу в игре, чтобы по максимуму загрузить оперативную память.
В процессе миссии максимальная загрузка ОЗУ была запечатлена на скриншоте.
И, чтобы не судить о потреблении памяти лишь по одной игре, предлагаю протестировать расход ОЗУ в Метро: Исход.
Игра тестировалась на профиле графических настроек «Экстрим», разрешение было выбрано 1360×768. Все дополнительные опции графики были включены и выставлены в максимально возможное положение.
Тестирование игры происходило на локации Тайга. Я в течение 40 минут гулял по локации и пытался максимально загрузить оперативную память.
Спустя 20 первых минут потребление оперативной памяти увеличилось на 700 Мб от первоначального потребляемого объема и составило 6835 Мб.
Спустя следующие 20 минут игры мне все-таки удалось «загрузить» оперативную память более чем на 7 Гб.
Кто-то скажет, что такое тестирование абсолютно не объективно, но давайте тогда предположим, что через 5 часов игры и, соответственно, переходов на новые уровни, потребление оперативной памяти достигнет 8 Гб, а может даже и 10 Гб, если очень сильно постараться. Но этот факт никак не говорит о том, что 32 гигабайта ОЗУ сейчас нужны для игр, бытовых занятий на компьютере или даже игр с одновременной работой и серфингом в интернете. 16 Гб оперативной памяти в данный момент достаточно для использования ПК на бытовом уровне.
Ну, и если вы приобрели 32 Гб оперативной памяти DDR4, то не стоит расстраиваться. Такой объем памяти позволит вам «дотянуть» как минимум до конца жизненного цикла DDR5 и выждать того момента, когда будет действительно сильный разрыв в производительности между скоростными модулями DDR4 и среднебюджетными экземплярами DDR5, чтобы действительно выгодно обновить систему. Да, вы не получите максимальный FPS, но при наличии быстрого восьмиядерного процессора точно обеспечите себе стабильный гейминг без апгрейдов на ближайшие года (за исключением лишь видеокарты).