На что влияет культура
Роль культуры в жизни человека и общества
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Роль культуры в жизни человека и общества.
Культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества, выступает средством собирания, хранения и передачи человеческого опыта.
Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту, т. к. определяет социальные нормы. Нарушение этих норм приводит в действие определенные санкции. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право.
Культуру считают социальной памятью, т.к. кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего опыта, который был накоплен людьми.
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Общество интеллектуально настолько, насколько полно использует знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
Таким образом, культура является исторической памятью народа, своеобразным способом человеческого бытия и универсальным способом творческой самореализации человека.
Понятие, функции и формы
Слово «культура» произошло от латинского термина cultura, то есть культивирование или обработка земель. Позже его стали применять для характеристики начитанных членов общества, обладающих изяществом манер поведения. В современной жизни это слово продолжает вызывать ассоциации с аристократическим воспитанием, классической литературой, оперой и музеями. На сегодняшний день значение слова «культура» имеет четыре основных смысла:
Культура отображает определённый образ жизни людей. Различие конкретных исторических способов самореализации человеком своих сущностных свойств является отличием образов жизни. Отсюда следует, что понятие «культура личности» может быть определено через определение образа жизни как способа жизнедеятельности личности, в котором реализуются традиционные для общества культурные нормы.
В совокупности эти факторы позволяют проанализировать, как культура влияет на формирование личности. Чтобы идеал культуры общества стал мотивом практических действий личности, он должен быть специально представлен в её внутренней организации. Такой особой структурой внутреннего мира человека является иерархия его личностных ценностей и смыслов, определяющих всё то, что ценно для человека в его жизни, что имеет для него жизненный смысл.
Культура призвана выполнять важные социальные функции. Социокультурное наследие переходит от одного поколения к другому, являясь основой процесса социализации. Формирование нравственного облика ребёнка происходит при взаимодействии с близким окружением. Малыш учится проявлять дружелюбность и доброжелательность, уважать чужое мнение, старается понять чувства близкого человека. Такова схема образования качеств новой личности. Следовательно, функцией культуры является формирование личности.
Второй её функцией считается регулирование личностного поведения. Существующие в обществе нормы и правила диктуют поведенческие проявления человека, не позволяя ему действовать хаотично и бессмысленно.
Социализация личности
Развитие личности средствами культуры — важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и отношений. Человек по природе своей является существом социальным.
Все истории и факты, описывающие случаи вынужденного нахождения в изолированной среде человеческих детёнышей, так называемых маугли, свидетельствуют, что такие малыши никогда не смогут стать полноценными членами общества. Им сложно овладеть речью, простыми формами общения, правилами поведения. Без постоянного присмотра они погибают прежде времени. Подобные примеры наглядно демонстрируют, какую роль играют культурные ценности в социуме.
В различных обществах методы воспитания имеют много отличий, однако роль культуры в социализации личности сложно переоценить. Руссо описывал два пути формирования индивида:
Являясь несовместимыми друг с другом, каждый путь по отдельности позволяет вырастить либо человека с духовно чистым началом, либо гражданина, живущего для служения обществу. Спустя два столетия философию Руссо развили экзистенциалисты, рассуждая об идеях одиночества и об обществе, в котором человек становится рабом установленных правил и норм.
Тема «Каково влияние культурных процессов на процесс социализации индивида» включена в общеобразовательную школьную программу по обществознанию в раздел социологии. Вопросы по ней встречаются среди заданий на ЕГЭ.
Таким образом, рассматривая, какова роль культуры в становлении человека и общества, можно отметить её колоссальное влияние как на общество в целом, так и на отдельно взятого индивида. Культура формирует личности членов общества и предоставляет человеку ресурсы для преодоления проблем, особенно психологических. Являясь зеркалом человеческой души, она кратко отражает его деятельность, элементы хороших и плохих личностных качеств.
Роль культуры в жизни человека
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Роль культуры в жизни человека»
3. РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА………………………………. …..9
Одной из актуальных тем, на мой взгляд, является тема «культура и личность». В современном обществе два этих понятия не могут существовать друг без друга. С одной стороны, культура формирует личность, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Цель данной работы – показать её актуальность и доказать важность присутствия в жизни любого человека такого понятия как «культура».
Задачи данной работы – разобраться и изучить такие термины, как «личность» и «культура» и выяснить, какую роль играет культура в становлении личности.
Все знания, приобретенные в итоге прочтения данной работы, помогут каждому человеку в дальнейшем саморазвитии, многих заставят пересмотреть своё отношение к культуре. Ведь для того, чтобы стать интересной, разносторонней, умной, грамотной и культурной личностью в современном обществе, необходимо уважать, понимать культуру и хоть немного приобщаться к ней.
К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей. Иногда о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. [3; с.11-14]
«В современном языке термин «культура» употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — «широком» и «узком». В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В «узком смысле» границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью» [2; с 22]
Приверженцы более узкого подхода к пониманию культуры считают неправильным распространять ее на всю совокупность общественных явлений. В обществе много безобразного, отвратительного, которое никакие назовешь культурой. Наркомания, преступность, фашизм, проституция, войны, алкоголизм — все это искусственно создано человеком и принадлежит к сфере общественных явлений. Но вправе ли мы относить это к сфере культуры?
Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком позитивных ценностей, то это нечто необходимо называть не культурой, а антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институт (религию, науку, семью, экономику, право).
Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В нервом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.
Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество: «В обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни» [1; с 7].
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.
В этом определении органично соединились оба значения культуры — широкое и узкое. Культура — совокупность символов, верований, ценностей, норм и артефактов. В ней выражены характерные черты данного общества, нации, группы. Благодаря этому общества, нации и группы различаются именно своей культурой. Культура народа — это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое.
В культуру входят также социально-бытовые установки, принятые в обществе жесты вежливости и приветствия, походка, этикет, гигиенические привычки. Домашняя утварь, одежда, орнамент, фольклор — все это имеет этническую тональность и передается из поколения в поколение, образуя этнический стиль. Надписи в подъезде и на заборах, далеко не всегда соответствующие нормам литературного языка, также выражают определенную культуру, а точнее сказать, молодежную субкультуру. Впрочем, об этом речь пойдет дальше. [3; с. 14-16]
Тема личности человека, динамика ее развития, процессы ее становления и существования волновали человечество с доисторических времен. Стремление познать самого себя, стремление разобраться в глубинах своего существа направляло мысли людей в сложный и запутанный мир человеческой психики.
По той причине, что человек внутренне весьма мало изменился за последние четыре-пять тысяч лет, мы можем утверждать, что актуальность самопознания остается неизменно высокой в системе ценностей человека.
Общая психологическая структура личности
Без сомнения, каждый взрослый человек, даже подросток не раз слышал и употреблял в жизни слово «личность». В милиции занимаются установлением личности, в школе пишут сочинения про личность того или иного литературного героя, изучают личность значимых в истории людей. Действительно, это слово многозначно. Но далеко не каждый представляет себе, что же такое есть на самом деле человеческая личность.
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
3.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества.
Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.
Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.
Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].
Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].
Искусство — как часть духовной культуры
Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.
Искусство представляет собой высшую форму эстетического сознания. Оно является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивающим его целостность, мобильность, устойчивость в настоящем и направленность в будущее.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой. Ученые выделяют следующие виды искусств.
Архитектура занимает особое место среди других видов искусств, поскольку она не изображает предметы, а создает их. Архитектура бывает общественная, жилая, градостроительная, садово-парковая, промышленная, реставрационная.
Общественно-преобразующая функция искусства проявляется в том, что оно, оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную и целостно ориентированную деятельность по преобразованию общества.
Утешительно-компенсаторная функция заключается в восстановлении в сфере духа гармонии, утраченной человеком в реальной действительности. Своей гармонией искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствует сохранению и восстановлению ее психического равновесия.
Художественно-концептуальная функция выражается в свойстве искусства анализировать состояние окружающего мира.
Функция предвосхищения характеризует способность искусства предвосхищать будущее. На этой способности основаны фантастические, утопические и социально прогнозирующие произведения искусства.
Воспитательная функция искусства отражает роль искусства в формировании целостной человеческой личности, чувств и мыслей людей.
Внушающая функция проявляется в воздействии искусства на подсознание людей, на человеческую психику. В напряженные периоды истории она играет ведущую роль в общей системе функций искусства.
Гедонистическая функция показывает особый, духовный характер искусства, призванного доставлять людям удовольствие. Она опирается на идею самоценного значения личности и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения.
Познавательно-эвристическая функция отражает познавательную роль искусства и выражается в его способности к отражению и освоению тех сторон жизни, которые труднодоступны науке.
В-третьих, огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играет воображение и фантазия пoзнающего субъекта. Художественный вымысел, допускаемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.
В отличие от различных общественных наук, изучающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.
Искусство включено в целостную систему форм общeственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмотренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в eдином культурном контексте, возникающем благодаря иx взаимосвязям. [5]
Как культура влияет на то, как мы с вами живем
Привет всем! С Вами Даниил Воскресенский – сегодня я снова,
как «культуролог-чайник-самоучка» 🙂 Этот выпуск пишу в продолжение
предыдущего, который многим зашел, а многим совершенно нет, по понятным причинам.
Сегодня хотелось бы описать все-таки, что влияет на то, какой образ действия мы себе выбираем,
с точки зрения культуры, в которой живем.
Информация для нас, это как интеллектуальная пища для Сил Ума
(кто проходил тренинг “В поисках Силы” поймет, о чем я говорю).
Кстати, на 3-ем вебинаре в мини-тренинге по набору сил, была тема
про культуру и фильмы/мультики, и зависли мы на ней достаточно долго
– так как тема для людей актуальная и животрепещущая (что меня, безусловно, радует).
Тренинг теперь располагается в записи, на платформе ОДО в Личном Кабинете ученика.
мини-тренинг, который дает максимум силы!
Мы каждый день потребляем какую-то информацию. Как и из белков, жиров,
углеводов, витаминов и минералов мы строим свое тело, так и из информации
строим ежедневный образ своих мыслей и действий.
Из информации, которая принята в обществе, которая популярна и передается
из поколения в поколение – строится, собственно говоря, культура.
Причем, если раньше культура принадлежала национальности и одному народу –
Русская Культура, Западная Культура, Восточная Культура, Христианская, Иудейская,
Мусульманская, Буддийская и т.д., то сегодня национальные, народные и религиозные
рамки раздвигаются, благодаря интернету и другим новым технологиям глобализации.
Я считаю, что во всех современных странах появляется одна единая культура – культура
интернет пространства, где уже нет национальных границ.
Примером этому служит то, что мы с вами можем жить в России, говорить по-русски,
называть продукты по-английски, при этом ездить на немецких машинах, носить китайскую одежду,
есть японскую кухню, смотреть американские фильмы и путешествовать к индийскому океану.
Границы размыты – человек сегодня становится не частью своей страны – а частью планеты,
всего мира (причем, это не отрицает свою национальную самобытность и дает возможность
ее сохранить – мы все равно остаемся русскими, американцами, китайцами, немцами и т.д.).
В этом есть как минусы, так и плюсы, но я лично вижу больше плюсов.
Надеюсь, что расширение этих границ приведет к тому, что люди, наконец, перестанут
мыслить в рамках только «своей хаты с краю», перестанут играть в “псевдо-патриотизм”,
национализм и фашизм, и начнут считать своим домом планету Земля,
а не ее географический кусок, и начнут решать проблемы глобального уровня
– а их сегодня не мало.
Из чего же состоит культура? Через что мы потребляем информацию каждый день,
которая влияет на наше мышление и на то, как мы живем?
Все очень просто, я думаю, вы сами все это прекрасно знаете,
но, может быть, кто-то для себя откроет что-то новое:
1. КНИГИ, ФИЛЬМЫ, МУЗЫКА, и другие носители информации.
Когда мы смотрим фильмы и читаем книги – мы наблюдаем за жизнью главных героев
произведений и неосознанно копируем их образы жизни в сюжетах.
Особенно, когда вдохновляемся ими, впечатляемся ими, повторяем за ними их слова.
Принимаем их точки зрения на мир, их ценности и поведение.
Процессы закладывания этого в наше сознание особенно активно происходят в детстве,
потому что отсутствие фильтров взрослого опыта еще не дают возможности отделять
“зерна от плевел”. Вот почему так важно, что смотрят и читают дети. Фильмы и книги
ОБЯЗАТЕЛЬНО повлияют на формирование их сознания, личности,
и образа действий в дальнейшей жизни.
Наше сознание – это, на самом деле то, что мы когда-то увидели, услышали, почувствовали,
как мы на эти образы отреагировали, что запомнили и как мы думаем, исходя их наборов этих образов.
Оценка этих образов формирует наши убеждения. Убеждения влияют на дальнейшую оценку образов,
это замкнутый круг, единая система. Поэтому к одной и той же ситуации всегда можно относиться
по-разному. Но мы относимся так, как подсказывает нам наше сознание,
исходя из нашего опыта (набора образов) и убеждений (их оценки).
Музыка, это вообще кодирование образов действий напрямую на бессознательное
– потому что музыка это не только набор звуков, которые влияют на наше эмоциональное состояние.
Музыка, если это песня, это еще и поэзия. Поэзия состоит из слов, слова – программный код
нашего сознания. Когда слова расположены рифмой – они проще запоминаются.
За словами находятся образы. А если мы еще и слушаем что-то на повторе,
или фоном – слова проваливаются глубоко в бессознательное. И ваше сознание, буквально,
программируется ПЕСНЯМИ, особенно, если вы не умеете и не натренированы фильтровать
входящую информацию. Поэтому “Я сошла с ума, я сошла с ума…” группы Тату, это код,
формирующий образ действия – сходить с ума. А когда вы еще и поете эту песню – то есть
“Я” вы используете, как отношение к себе – вы прям даете своему сознанию команду.
А если еще и много раз, на повторе, это вообще, как мантра звучит.
Вот почему музыка и песни оказывают огромное влияние на культуру – там сплошная
НЛП-кодировка, и грамотные люди это всегда прекрасно понимали, когда писали песню
или музыку ПОД ОПРЕДЕЛЕННУЮ ЗАДАЧУ. Например, советские патриотические песни 🙂
“Вставай страна огромная!” – ну, ведь, мощная же штука! Откуда мы знаем, может если
не эта песня, если не песня про Катюшу, и другие военно-патриотические песни,
может, мы бы с вами сегодняшней жизнью не наслаждались бы.
Внимательно понаблюдайте за тем, что вам нравится – какие фильмы, музыка, книги.
По тому, что человек смотрит, слушает и читает, я лично, могу определить многое:
например, мировоззрение человека, его отношение к жизни, ценности и т.д.
Какие фильмы и книги у вас самые любимые? Какая музыка вам нравится больше всего?
Спросите себя, а потом подумайте, как это отражается на вашей жизни, как это формирует
Ведь, можно же пойти и от обратного. И если вас не устраивает ваше поведение,
ваши убеждения и опыт – может, просто сменить входящую информацию,
и поменять книги, фильмы и музыку? Подумайте об этом.
2. ОБЩЕНИЕ, ЯЗЫК, ОКРУЖЕНИЕ, которое играет короля,
то есть – вас. “Скажите мне, кто ваши друзья, и я скажу, что вы из себя представляете”.
Это по большей части – правда. Потому что, когда вы общаетесь с людьми, вы ведете
с ними информационный обмен. Помимо поступления информации в ваше сознание,
происходит оценка этой информации, и тут влияет всё: авторитет собеседника,
его близость к вам, обстоятельства в которых были произнесены слова,
какие слова он подобрал, его интонация, ваше эмоциональное состояние,
вообще все, что угодно.
Так на нас влияют люди – вы можете поговорить с кем-то, и изменить какие-то свои решения.
Взгляды на жизнь. Мнение. Убеждения. Образ действий и всей жизни в целом.
Потому что люди разговаривают СЛОВАМИ, а я опять же повторюсь – за словами находятся образы.
Мы обмениваемся ими, показываем их друг другу, как картинки, которые всплывают в нашем сознании.
И что-то там остается, впечатлениями, памятью.
Бывало же такое – вы поговорили с кем-то, а потом этот диалог
еще вспоминаете долгое время, перевариваете его у себя в голове.
А если, к тому же, это был эмоциональный диалог – вы еще и переживаете.
ПережЁвываете 🙂 А это не может не отразиться на ваших действиях.
Понаблюдайте, как дети в разговоре похожи на своих родителей,
ученики на учителей, как схожи в речи влюбленные. Мы перенимаем друг у друга
манеру общения, речевые обороты, слова-паразиты, интонации и т.д.
Все это влияет на наше взаимодействие с миром – как мы говорим, что мы говорим,
и что получаем в результате нашей речи, какие люди рядом с нами, чего мы достигаем.
Важно понять – те, кто вас окружают, влияют на вас! Внимательно понаблюдайте
за своим окружением и проверьте его на экологичность. С кем-то можно общение
поправить и поменять, если оно вас не устраивает, а от каких-то отношений лучше
вообще отказаться. Фильтр нужен (Изабелла учит ставить такой фильтр в своем
закрытом тренинге “Семейная Психогигиена”).
3. ТРЕНДЫ И МОДА. Что в обществе популярно более всего? У человека присутствует
стадный инстинкт – он просто заложен природой. Чтобы выйти к своей индивидуальности,
человеку необходимо этот инстинкт преодолеть, проходя многие кризисы.
Впервые он сталкивается с этим, когда начинает копировать своих родителей,
он это делает просто инстинктивно. Затем он копирует новых кумиров – с интернета
и телека. В фильмах и клипах показывают образ жизни, занятия, внешность,
стиль поведения – и ребенок говорит себе: «Я тоже так хочу».
Потом вырастает, а привычка следовать этой моде – остается. И тут еще большой вопрос
– найдет он СЕБЯ, или до конца жизни какой-нибудь моде будет следовать. И мода-то
может поменяться – вчера было принято пропускать женщин вперед «в двери»,
сегодня – это не модно, и вообще, может быть принято в некоторых странах за домогательство.
Вчера было модно курить – сегодня мода на «фитоняшек». То есть человек следует не своему
внутреннему голосу, своим желаниям и потребностям – а тому, что принято в обществе,
даже если это не правильно с точки зрения нравственности и разумности.
«Весь мир сошел с ума – и я не хочу отставать!» – Мистер Икс.
Почему ты слушаешь такую музыку? Потому что модно (не факт, что на самом деле нравится).
Почему ты смотришь эти фильмы? Потому что модно.
Почему ты носишь такую одежду? Потому что модно.
Почему ты веган? Потому что модно.
Почему ты делаешь кесарево? Модно это.
Почему ты уехал из деревни в город? Потому что в деревне не модно, а в городе модно.
Почему ты уехал из города в деревню? В городе тяжело, а я нашел общество, где это модно.
Почему у тебя такая машина, дом, семья? Почему мерседес, почему не какая-то другая марка? Потому что модно, и все.
Потому что это принято обществом.
Себя слушать не умеем, следовать своим желаниям, даже если они идут вразрез обществу – не умеем.
Модно – это то, что более ценно БОЛЬШИНСТВУ. То, чему большинство скажет: «круто!», «лайк!».
А вот, кто создает эту моду? И почему в обществе что-то становится модным, а что-то нет? – хороший вопрос.
Культура объединяет людей, и она не может не включать в себя моду.
Мода отражает культуру, как таковую. И, также, мода культуру диктует.
Отражает ценности общества.
«Покажите мне моду в обществе – и я скажу вам, что в нем более ценно».
Делать модно – это делать, «как все». Как принято. А вот кем принято, почему принято,
и принимал ли это я вообще? 🙂 Тоже хороший вопрос.
Какую культуру вы сами выбираете для себя лично?
4. КУМИРЫ ОБЩЕСТВА.
“Скажите мне, какие кумиры у общества, и я скажу вам о нем всё”.
Человеческая психология такова, что ему необходим живой ПРИМЕР.
С детства мы смотрим на своих родителей, как на богов – больших, сильных, успешных,
и эта модель поведения используется нами потом во всей нашей жизни. “Хочу также, как он”,
или “Вот, он крутой, он такого достиг, я бы тоже так хотел!” – эти программы
сидят в нашем сознании С ДЕТСТВА. Вольно не вольно, вы бессознательно копируете
какие-то повадки ваших авторитетов, их убеждения, интересы, ценности.
Они могут являться причиной зависимости, причиной зависти, а могут являться
причиной вдохновения, роста и развития.
Какие люди, достигшие, по-вашему, успеха, вам нравятся? Кто для вас – пример?
Вы можете многое узнать о человеке, просто узнав о тех, кто его герои.
Без героических ориентиров людей не бывает – здоровых точно не бывает.
Ну, или они просто еще не нашли их, но скорее всего они просто пафосные,
и из зависти, из высоко задранного носа, скрывают то, что у них все-таки эти ориентиры есть.
Задумайтесь о тех, на кого вы смотрите, как на «богов», достигших многого. Кто они?
Вам действительно нравится, как они живут? Вы хотели бы также, хотя бы в чем-то,
в каких-то сферах? Насколько экологична их жизнь, их убеждения и ценности,
которые они транслируют в мир?
Ищите в жизни баланса? А ваши герои находятся в балансе, или близки хотя бы к нему?
Если нет – может героев поменять?
А кто в авторитете у ваших детей? – вот, тоже интересный вопрос.
И какие ценности их авторитеты транслируют им. Может так оказаться,
что вы – родители, давно у них не в авторитете…
5. ДЕЛА И ДОСУГ. Что более принято в культуре?
Ложь и фейк, или правда и честность?
«Разводить людей на бабки», или делать свое дело на совесть?
«Колбаситься» под наркотой в клубах, или учиться, образовываться, ходить по музеям,
читать произведения великих авторов? Жаловаться на всех вокруг, что жизнь не справедлива,
обвинять в этом других людей, или самому стремиться к успеху, самостоятельно?
Слинять из своей страны, потому что «где-то там» лучше, или сделать самому здесь что-то,
что изменит твою жизнь и жизни многих людей к лучшему?
Опять же – через оценку общества, моду, культура влияет на то,
что делают и как себя ведут люди. Ценности закладываются с детства.
Дела и досуг мам и пап влияют на становление личности ребенка.
Дела и досуг, принятые в обществе, как модные – влияют на становление
личности молодого человека и его дальнейшую жизнь.
Спрос аудитории влияет на то, каким бизнесом занимается предприниматель.
Может он и хотел бы делать что-то действительно «полезное», но люди не готовы
ЭТО покупать, они готовы покупать что-то «вредное» – а предприниматель не может
вести дело себе в убыток. Получается, он просто вынужден производить и продавать то,
что требует общество, что оно более ценит. Не важно, насколько это вредно или полезно
для человека. Запрос потребителя – закон бизнеса.
Увы, это порочный круг разорвать невероятно сложно. Я считаю, что меняться
нужно одновременно как предпринимателям, которые производят какой-то продукт,
который влияет на культуру, так и потребителям, которые своим выбором того
или иного продукта, влияют на предпринимателя.
А что цените ВЫ? Какие продукты выбираете вы? Какие ценности вы поддерживаете своим выбором?
Или вы думаете, что вы «капля в море», и на культуру никак не влияете? Ну-ну…
Вот каждый так и думает, поэтому в такой культуре и живем.
Надеюсь, что этим выпуском я осветил влияние культуры на нашу с вами жизнь.
Мы делаем выбор каждый день. Делая выбор, мы опираемся на свои внутренние ценности.
Эти ценности одновременно являются продуктом культуры, и одновременно порождают ее.
Что выбираете, дамы и господа? Какую культуру для себя, своих детей, внуков и правнуков?
Какие ценности вы создаете САМИ? Для себя, своей семьи, для общества, для всей цивилизации?
П.С. Буду рад откликам! Как сделать осознанный выбор мы показали в нашем
новом фильме от проекта ОДО – «Роды и судьба цивилизации». Мы в нем показали
НАШИ ЦЕННОСТИ, которые важны нам. Смотрите до конца и улавливайте смысл: