На что влияет мониторинг
Холтеровское мониторирование: 5 мифов о диагностике сердца
Что из себя представляет процедура холтеровского мониторирования?
Это регистрация показаний ЭКГ в течение длительного времени. Обследование проводится в условиях привычной повседневной жизни пациента. Оценка работы сердца именно в таких условиях обладает высокой диагностической значимостью. Автором данной методики является биофизик из США Норман Холтер.
Вокруг данного обследования сформировались устойчивые мифы, которые часто беспокоят пациентов.
Миф 1. Исследование проводится только при наличии хронических патологий сердца.
Процедура проводится пациентам любого возраста для подтверждения или исключения предполагаемого диагноза. Показания к проведению исследования: потеря сознания по невыясненной причине, приступы головокружения, боль в груди. Такие симптомы позволяют врачу заподозрить нарушения сердечного ритма.
Миф 2. Процедура нарушает привычный ритм жизни, повседневные дела придется отложить.
В реальности все обстоит с точностью до наоборот. Цель исследования заключается именно в оценке работы сердца в условиях привычного для пациента ритма жизни. На повседневные дела процедура не оказывает никакого влияния. Пациенту не нужно брать больничный, он может продолжать работать или посещать учебные занятия. Нет необходимости отказываться от прогулок, поездок на автомобиле или встреч с друзьями. Запрет на выполнение гигиенических процедур также отсутствует. На время проведения процедуры на грудь крепятся электроды, а на уровне пояса под одеждой – регистрирующий прибор.
На проведение процедуры обычно требуется от 24 часов до трех суток. Показатели от электродов фиксирует небольшой прибор, который крепится под одеждой.
Миф 3. Установить электроды или прибор можно только в поликлинике или стационаре.
Установка и снятие медицинского оборудования выполняется медсестрой. Многие медицинские учреждения предоставляют услуги выезда на дом. По желанию пациента медсестра приедет к нему домой или в офис в удобное время. Чтобы не посещать поликлинику, достаточно воспользоваться такой услугой.
Как часто можно проходить диагностику без вреда для здоровья?
Исследование назначается врачом при наличии показаний. В большинстве случаев процедура проводится в течение суток. Противопоказания к проведению исследования отсутствуют.
Миф 4. Кардиомониторирование негативно влияет на здоровье.
Процедура абсолютно безопасна, может проводиться пациентам любого возраста. Беременность не является противопоказанием для исследования. Регистратор считывает данные с электродов, какие-либо вредные излучения у прибора отсутствуют. Ограничений на количество исследований или интервалы между ними нет. С целью мониторинга хода лечения исследование проводится многократно.
Что запрещено делать по время проведения исследования?
Существуют общие правила, о них ниже. Но, при необходимости, врач может дать дополнительные рекомендации и ввести определенные ограничения.
Миф 5. На время процедуры необходимо отказаться от кофе и курения, в этот период нельзя принимать лекарства.
В повседневную жизнь, как правило, не приходится вносить никаких корректив. Пациент продолжает прием лекарств, назначенных другими врачами на постоянной основе. При необходимости он может разово принять препарат. Разрешены умеренные физические нагрузки. Можно пить кофе, в умеренных количествах употреблять алкоголь. Мобильный телефон и планшет не оказывают влияние на работу прибора, поэтому ими можно пользоваться, как обычно. Во время исследования пациент должен вести дневник, в котором фиксируются все его занятия и появляющиеся при этом ощущения.
Запреты при холтеровском мониторирования
Во время мониторирования запрещены следующие действия:
Во время принятия душа нужно соблюдать осторожность, чтобы не намочить прибор!
Исследование дает возможность выявить различные нарушения на ранней стадии. Это важная диагностическая процедура для оценки работы сердца. Если врач рекомендовал пройти такое обследование, откладывать его не стоит.
Что нужно знать про мониторинг при помощи холтера
Холтеровский мониторинг – это суточное исследование работы сердца по принципу электрокардиограммы. Может проводиться от 24 часов до 7 суток, в зависимости от требований к точности диагностики.
В период проведения холтеровского исследования нужно вести нормальный образ жизни. Более того, врачи рекомендуют сознательно провоцировать те состояния, которые, по мнению больного, являются причиной его болей. Если таковых нет, то просто разнообразить свой день различными типами активности.
Холтер в СПб, клиника «Поэма Здоровья» предлагает согласно всем правилам и требованиям к технике для диагностики. Регистратор – та часть прибора, которую нужно носить с собой во время всего исследования, весит всего 90 грамм. Используются модели американского производства от компании Филипс, и швейцарского производства от компании Шиллер.
Чего стоит избегать во время холтеровской диагностики
Использование холтера имеет свои особенности. Результат холтер экг может быть нарушен рядом приборов. Это сделает результаты некорректными и сведет на нет всю работу.
Когда назначается холтеровская диагностика
Суточное мониторирование по холтеру можно проводить и без видимой причины, просто как точный вариант диагностики работы сердца. Противопоказаний данное исследование не имеет. Через него могут проходить люди больные различными хроническими заболеваниями, беременные женщины, люди разного возраста. Никакого специфического воздействия аппарат на организм не имеет.
Что такое холтеровское мониторирование
Холтер используется для диагностики и фиксирования состояния сердечно-сосудистой системы в течение продолжительного периода времени. Кроме сердца, с его помощью исследуют электрическую активность мозга. В этом случае прибор снимает не ЭКГ и ЭЭГ – электроэнцефалографию. Методика позволяет вам провести свой обычный день и с фиксацией каждого удара сердца. Затем врач проведет расшифровку данных и сможет в полной мере оценить угрозы, причины и методы борьбы с болезнью.
Немного из истории создания холтера
Холтеровское мониторирование начали использовать в начале 1960-х. Хотя технология ЭКГ была изобретена и реализована в 1949 году Норманом Дж. Холтером. Идея изобретательного физика была в том, чтобы биение сердца, и его силу измеряли специальные электроды, которые нужно было прикрепить к груди. Вторая часть прибора – регистратор (портативный или стационарный) фиксировал эти данные во времени, и строила график.
Почему на исследование холтером нужны много времени
Еще полвека назад стало ясно, что время проведения ЭКГ должно быть продолжительным, а поведение больного как можно более естественным. Поэтому и был реализован портативный холтер, продумана батарея, методы записи данных. Изначально он записывал данные на магнитную ленту, сегодня цифровые технологии помогли изменить эту практику к лучшему.
Холтеровское исследование не причинит неудобств
Если вам нужно холтер ЭКГ, но вы боитесь самой процедуры, то просто нужно разобраться в правилах ее проведения. Врач установит электроды на Ваше тело, преимущественно на кости грудной клетки с минимальным мышечным покровом. Естественное движение мышц при движении и дыхании может снизить точность фиксирования данных. Электроды не бьются током и не производят вообще какого-либо воздействия на ваш организм. После установки электродов включают регистратор и исследование начинается. Это все, что нужно.
Пройти через исследование просто
Пройти исследование на базе клиники «Поэма Здоровья» просто. Она расположена у м. Озерки и м. Просвещения, холтер устанавливается быстро и в удобное для вас время. Будет проведен подбор лучшего варианта прибора, проведен инструктаж и установка прибора. По завершении исследования вы вернетесь к нам, и врач проведет расшифровку данных с холтера и сопоставив их с вашим дневником, поставит диагноз. После этого можно будет определиться с лечением и прочно стать на путь выздоровления.
Есть вопросы? Звоните: +7(812) 30-888-03.
Что такое мониторинг и его уровни
Поговорим о том, какие уровни мониторинга бывают и что стоит измерять и анализировать в IT-проектах.
Зачем нужен мониторинг и что это такое
Случается, что серверы падают и программы ломаются. Это неизбежно. Случайный баг, скачок напряжения в сети, сбои в подаче электричества — всё это может вызывать поломки.
Кроме того, помимо очевидных проблем, могут быть и куда менее очевидные. Например, менеджеры по продукту приняли плохое решение, реализовали плохую фичу и из-за нового релиза упала выручка. Технически код хорошо работает, серверы в порядке — но бизнес несет убытки.
Начнем снизу: мониторинг оборудования
Что бы вы ни запускали — у вас всё равно будут серверы в дата-центре, а у них есть определенные параметры производительности. Эти показатели надо мониторить на каждом сервере, обслуживающем ваших клиентов:
Список параметров вполне очевиден. Мониторинг этих значений позволяет диагностировать большую пачку неприятных ситуаций, которые могут привести к полному или частичному коллапсу инфраструктуры.
Для анализа поведения серверов в самом простом виде можно использовать штатные средства контроля по типу htop. Более гибкое и масштабируемое решение — Zabbix — он уже умеет анализировать основные параметры целого кластера серверов и собирать их в одной панели. Такое решение требует настройки со стороны квалифицированного администратора.
Поднимаемся выше: мониторинг состояния приложений
Допустим, мониторинг серверов у нас есть и они выглядят адекватно. Памяти много, нагрузка на процессор — незначительная. Наверное, всё хорошо организовано, клиентов немного, всё работает как часы? Может быть. Или всё упало, программы не запущены, клиенты не могут попасть на сервер и выполнить запросы? Тоже может быть.
Какой из вариантов правильный — подскажут метрики приложений.
У любого приложения должны быть параметры, по которым разработчики и администраторы понимают, что программа работает и в ней что-то делается. У каждой программы эти параметры свои, но вот несколько примеров, которые позволят понять, какие метрики нужно придумать для приложения:
У вас в системе 100 активных пользователей, они генерируют 1 000 запросов в минуту и у них случается 1 ошибка в час? Допустим, что всё хорошо. У вас в системе 3 активных пользователя, они генерируют 10 000 запросов в минуту и ловят 5 000 ошибок? Наверное, стоит начать беспокоиться. Даже если метрики нагрузки на процессор и диски в порядке.
Для мониторинга на этом уровне подойдет специализированная СУБД — Prometheus, Graphite, InfluxDB. С установкой самой базы данных проблем не будет, а вот посчитать и пробросить нужные метрики в базу — для этого понадобятся усилия программистов.
Для удобства анализа ко всем этим базам лучше всего подключить Grafana — графический инструмент для отображения статистики и метрик.
Есть еще специфические системы отлова ошибок в коде — они могут вовремя оповестить программистов о сбойной ситуации. Иногда этого вполне достаточно для базовой диагностики проблем. Хороший пример такой системы — Sentry.
Третий уровень: мониторинг бизнес-метрик
Конечная цель любой программы — решать чьи-то проблемы и получать за это деньги. Это значит, что для управленцев нужны метрики, которые расскажут:
Список метрик, которые нужны бизнесу, велик и зависит от конкретного проекта и индустрии. Лучше всего вам помогут разобраться с правильными параметрами менеджеры продукта.
Минимально здесь можно обойтись Google Analytics — базовые конверсии и переходы можно смотреть в готовых системах анализа пользовательского поведения. Более глубокое понимание ситуации потребует четкой и слаженной работы администраторов, программистов и ребят из отдела аналитики — они смогут правильно реализовать и посчитать тонкие поведенческие аспекты. Например, зависимость выручки от A/B-тестов на бэкенде.
Зачем нужен комплексный мониторинг ИТ и бизнесу и КАК его внедрять?
На «Хабре» есть статьи о том, как внедрять мониторинг. В них описано, как надо и не надо организовывать систему мониторинга. Все эти статьи мы прочитали и поняли, что чего-то не хватает. Здесь не будет информации о важности разработки ресурсно-сервисной модели и о том, как уменьшить число ложно-позитивных сообщений о проблеме. Мы поделимся лайфхаками в работе команды, которые помогают реализовывать подобные проекты. Дальше будут такие рекомендации, которых в других статьях нет. Советы собраны на основе нашего опыта.
Комплексный мониторинг позволяет компаниям понять, где они теряют деньги
В компаниях всегда есть бизнес-подразделения. Они смотрят, где компания может больше зарабатывать и меньше тратить. Часто они обращают внимание на внутренние ИТ-системы. Если в ИТ-системах возникают инциденты, компания будет терять деньги. Например, рухнула платёжная система. Или регистрация стала сложнее, потому что её модифицировали. Или процесс оплаты неудобен для пользователей – в нем 10 кликов вместо 2.
Чем сложнее архитектура бизнес-приложения, тем больше людей необходимо для ее обслуживания: мониторить системы, анализировать и диагностировать инциденты, вникать, как эти инциденты влияют на клиентов. Итог – потрачены часы на выяснение причин сбоя, кто виноват и что делать. Пока это делается, клиенты страдают, деньги компании тратятся, а время устранения инцидентов растёт. Компании приходится смотреть на шлейф всех этих проблем, а не в светлое будущее. Дальше разберёмся, почему так происходит.
Есть кое-что, что мешает быстро обнаруживать источник проблем. Это разрозненность средств мониторинга. Все вместе они не дают единой картины для всех ИТ-компонентов, которые влияют на работу бизнес-приложения. Бывает так, что задачи похожи или даже одинаковые, но повторно их решают другие люди другими инструментами. Нередко приходится сверять друг с другом показатели одних и тех же метрик.
Что будет, если вот это все заставить работать вместе? О плюсах комплексного мониторинга – далее.
Преимущества комплексного мониторинга
Внедрение единого комплексного мониторинга для бизнес-процессов и ИТ-систем – логичное решение. Вот, что сможет делать компания, которая внедрила комплексный мониторинг:
Оперативно обнаруживать и решать проблемы в работе приложений до того, как они повлияют на пользователей;
Оценивать качество работы приложений на основе объективного мониторинга работы пользователей с приложением, а не обращаться в службу поддержки;
Анализировать клиентский опыт на протяжении всего процесса взаимодействия пользователя с системой;
Оценивать работу подрядчиков. Сравнивать их по количеству пользователей, которые выбирают данную платформу;
Получить единую точку доступа к общей картине состояния ИТ, возможность исследования «вглубь» – до сырых данных, а также анализировать корреляции.
Какие правила при внедрении комплексного мониторинга мы выработали
Совет №1: Выделите отдельную целостную команду разработки системы комплексного мониторинга.
Вот, кто должен быть в команде:
Специалист по Data Science
Бизнес- и системные аналитики должны быть вовлечены в проект на 100% и играть роль Product Owner’а. Они общаются с командой разработки основного продукта компании: от администраторов до руководителей. Бизнес- и системные аналитики пишут требования к системе мониторинга, планируют релизы и проводят UAT. Они обучают конечных пользователей системы мониторинга.
ИТ-роли в команде можно совмещать: разработчик системы мониторинга и инженер данных, администратор и DevOps инженер.
Совет №2: Заведите мониторинг препродуктивной среды. Потом синхронизируйте релизные циклы команды разработки основного продукта и команды разработки системы мониторинга
Бизнес ставит задачу разработчикам оптимизировать процесс взаимодействия пользователей с платформой. Например, процесс регистрации, оформления покупки, оплаты или возврата средств. Это влечет за собой изменение логов и логики построения KPI. Чтобы это сделать, нужно строить синхронные процессы изменения логики бизнес-процессов сайта и их KPI. Это важно, чтобы одним утром после релиза не обнаружить, что мониторинг не работает.
Совет №3: Начинайте с мониторинга простых метрик, релизьте чаще, усложняйте метрики постепенно
Мониторинг не универсален. Он много от чего зависит. Например, от архитектуры систем и взаимодействия между ними, от пользователей мониторинга и их видения.
В проектах разработки и внедрения системы комплексного мониторинга лучше использовать спринты и Agile-подход. Процесс разработки в нашей команде упрощенно выглядит так:
Определяем один показатель или один бизнес-процесс для мониторинга
Делаем небольшие выгрузки данных, достаточные для построения KPI. Чем больше выгрузок, тем лучше. Изучаем данные и определяем минимально достаточные источники для построения KPI.
Реализуем KPI на основе выгрузок и демонстрации пользователя мониторинга.
Дорабатываем источники данных и их подключения.
Разрабатываем KPI на основе живых данных.
Дальше релиз и получение обратной связи.
Потом планируем доработки на основе отзывов. Усложняем KPI путём подключения новых источников. Повторяем цикл.
Совет №4: Не планируйте ресурсные затраты на разработку мониторинга на основе объема систем, покрываемых мониторингом, или по количеству метрик и KPI, запланированных в разработку – вы все равно промахнетесь
Этот пункт вытекает из предыдущего. Наша команда начала разрабатывать мониторинг с зафиксированным объемом и количеством KPI. Сначала мы реализовали несколько дашбордов. Потом перешли на спринты и запланировали только набор бизнес процессов, которые будут мониториться. В результате (а может в процессе) перехода выработался процесс разработки KPI. Тот, что описан выше.
Совет №5: Дайте пользователям системы мониторинга больше свободы
Пускай у пользователей будет возможность исследовать данные, на основе которых вычисляется KPI. Ещё хорошо, если они смогут реализовывать простейшие вычисления и разрабатывать собственные метрики.
Продуктовая команда знает о своем продукте всё. При общении с системными аналитиками они могут упустить некоторые детали в работе или архитектуре систем. Если дать им доступ к изучению сырых данных, вы повышаете интерес конечных пользователей к мониторингу. Может так получиться, что продуктовая команда заметит отклонение показателей. Тогда она начнёт исследовать причины отклонений. Для этого команда сформирует новые метрики – так в будущем обнаруживать подобные проблемы будет проще. Команде мониторинга останется только формализовать метрику и запустить в работу.
Совет №6: Предусмотрите возможность отображения показателей на дашбордах в разрезе разных отрезков времени
Рассмотрим пример: мы разрабатываем бизнес KPI «Процент успешно завершенных регистраций пользователей на сайте». Для разработки KPI необходимо выбрать промежуток времени, в рамках которого мы будем наблюдать за показателем, а также на основе исторических данных определить уровни критичности. Уровень критичности, или важность проблем, определяет какой процент успешно завершенных регистраций считается обычным поведением (обычно обозначается зеленым цветом), или, когда процент успешно завершенных регистраций очень мал, сигнализирует о серьезных проблемах и обозначается красным цветом. В зависимости от промежутка времени, за который мы рассчитываем «Процент успешно завершенных регистраций», уровень критичности может быть разным. Процесс регистрации, как правило состоит из двух основных шагов: заполнение формы на сайте и подтверждение почты путем перехода по ссылке из письма. Некоторые пользователи выполняют регистрацию за пару минут, а другим – требуется вспомнить или восстановить забытый пароль от своей почты, что может занять более 5 минут. Если мы будем вычислять Процент успешных регистраций в рамках 5 минут, то мы «потеряем» пользователей, которые завершат регистрацию за 7-8 минут, что может значительно повлиять на Процент успешных регистраций, и система будет сигнализировать о проблеме.
Поэтому, разрабатывая KPI, мы ориентируемся и выбираем промежуток согласно оценке от бизнес аналитика, но обязательно добавляем другие промежутки времени в интерфейс, чтобы иметь возможность анализировать реальное поведение пользователей.
Совет №7: Настраивайте self-мониторинг, чтобы сохранить доверие к системе мониторинга
Совет №8: Используйте стандартный функционал продвинутой аналитики «из коробки». Например, «Автоматический ML»
Когда мы подключаем новый источник, мы уже знаем, какие поля и значения мы будем использовать. Ещё мы знаем, как будем строить KPI. По возможности, подгружаем в систему мониторинга исторические данные.
Однако, мы всегда прогоняем их через встроенные аналитические инструменты. Полученные показатели и графики оставляем «пожить» в течение какого-то времени и «пережить» инциденты. В половине случаев обнаруживаем новые зависимости от других показателей и интересные аномалии. На основе этого рождаются новые KPI.
Совет №9: Не спешите передавать дашборды и направлять оповещения группе поддержки второй и третьей линии
Есть показатели, разрабатываемые в рамках комплексного мониторинга, а есть – в рамках инфраструктурного. Они сильно различны по своей природе и имеют совершенно разные понятия «нормы» и отклонения от нее.
«Комплексные» KPI строятся на основе корреляции разнородных бизнес и ИТ-показателей. Как правило, этим показателям присваивают веса, которые определяют влияние на «комплексный» KPI. Поэтому сразу определить понятие «нормы» и построить грамотный алертинг бывает очень сложно.
Команда разработки мониторинга должна брать на себя роль поддержки на какое-то время при релизе каждого нового дашборда или KPI. Это позволит получать обратную связь без посредников и дорабатывать «на ходу». Оповещений не должно быть много.
Есть специалист поддержки, который отвечает за решение проблемы или поиск её причин. Действия этого специалиста должны быть максимально понятными и простыми. Написано множество статей про лечение событийной усталости и о том, как грамотно настраивать алертинг.
Совет №10: Ведите историю инцидентов
ИТОГ: Выгоды от внедрения системы мониторинга
Мы собрали их пять. Вот они:
Система комплексного мониторинга является зонтичным решением для существующих систем мониторинга. Она объединяет агрегированные данные из других узкоспециализированных систем.
Комплексное решение закрывает все «слепые зоны», не покрытые существующими в компании системами мониторингами – сбор сырых данных из систем источников в комплексный мониторинг.
Появляется единая точка для анализа данных и расследования причин инцидентов.
Бизнес-аналитики, маркетологи, администраторы и руководители подразделений смотрят на одни и те же данные.
Все события имеют корреляцию по времени.
Ещё раз все наши рекомендации кратко:
Комплексный мониторинг внедряет отдельная команда, а не участники продуктовой команды;
Не упускайте мониторинг препродуктивной среды;
Начинайте с мониторинга простых метрик, релизьте чаще, усложняйте метрики постепенно;
Для внедрения комплексного мониторинга больше подходит Agile методология и отсутствие жестко зафиксированного скоупа;
При планировании закладывайте ресурсы продуктовой команды на доработку и изменение источников данных;
Пользователи системы мониторинга должны иметь возможность «покрутить» данные и метрики;
Дашборды должны иметь фильтры для настройки отображения метрик в разрезе 5 минут и 1 часа;
Разрабатывайте мониторинг для системы мониторинга. Особое внимание стоит уделить точкам взаимодействия системы мониторинга с источниками данных;
Аналитический функционал системы мониторинга, поставляемый «из-коробки», может быть полезен;
Не спешите передавать дашборды и направлять оповещения группе поддержки второй и третьей линии. Пусть команда разработки мониторинга поживет с ними сама, чтобы понаблюдать за количеством оповещений и по возможности сократить их количество;
Ведите историю инцидентов.
Статью подготовил консультант компании Accenture Анастасия Астафьева