На что влияет некачественное крепление пожарно технического вооружения
КОНТРОЛЬ ЗА НАЛИЧИЕМ, СОСТОЯНИЕМ И РАЗМЕЩЕНИЕМ ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВООРУЖЕНИЯ НА ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЯХ
Пожарно-техническое вооружение, оборудование, аппараты, приборы и снаряжение с момента поступления их в пожарную часть подлежат учету. Их маркируют с указанием инвентарного номера, который не меняется в течение всего периода нахождения в пожарной части. Пожарные карабины не клеймят, а учитывают по инвентарному номеру пожарного пояса, в комплект которого входит карабин.
Пожарно-техническое вооружение размещают на пожарных автомобилях так, чтобы его можно было надежно укрепить, легко снять, исключить возможность получения травмы при его снятии и укладке. Изменение установленного порядка размещения пожарно-технического вооружения и его количества на пожарных автомобилях может быть допущено только в исключительных случаях после рассмотрения условий, обеспечивающих безопасную эксплуатацию автомобиля и ПТВ в каждом конкретном случае.
Находящаяся в боевом расчете и резерве дежурного караула пожарная техника должна быть технически исправна. При обнаружении неисправностей ее выводят из боевого расчета. О выявленных неисправностях водители и мотористы немедленно докладывают командиру отделения или начальнику дежурного караула и принимают меры к их устранению.
Пригодность к работе защитных изолирующих средств ежедневно определяет сам пожарный внешним осмотром.
Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:
— для ножниц — повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец;
— для резиновых перчаток, галош (бот), ковриков — проколы, разрывы, наличие отверстий;
— для переносного заземления — разрушение контактных соединений, нарушение механической прочности медных жил (обрыв более 10% медных жил).
Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.
Электрозащитные средства хранят на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.
Техническое обслуживание и проверку исправного электрифицированного, механизированного инструмента и приборов электроосвещения, которыми укомплектованы пожарные автомобили, производят ежедневно при смене караулов, после каждого ремонта, применения, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации. Запрещается использовать:
— электрифицированный инструмент и приборы освещения при нарушении целостности электрической изоляции проводов, инструмента, приборов;
— при слабом креплении отдельных частей инструмента и приборов или их деформации;
— при других неисправностях инструмента и приборов, обеспечивающих безопасную работу.
Боевая и защитная одежда (теплозащитный и теплоотражательный костюмы) должна обеспечивать безопасность и удобство работы пожарных в условиях высоких и низких температур, а также защиту от воздействия воды и растворов.
Боевую и защитную одежду, каски и спасательные пояса личному составу выдают строго по размеру. В боевом расчете запрещается применять каски без тульи и подбородочных ремней, боевую и защитную одежду, рукавицы, имеющие разрывы и другие повреждения.
Перед заступлением на дежурство спасательные пояса и пожарные карабины подлежат тщательному осмотру.
При повреждении поясной ленты, неисправности (поломке, погнутости) пряжки и шпилек пряжки, нарушении целостности заклепок и отсутствии на них шлейб, повреждений материала поясной ленты, отсутствии хомутика для закладывания конца пояса, наличии трещин и вмятин на поверхности блочков или отсутствии хотя бы одного из них, наличии разрывов облицовки пояса — спасательный пояс снимают. Если имеется деформация карабина (затвор не открывается или не полностью закрывается), пружина не обеспечивает закрытие замка карабина, если имеются выступы и шероховатости (неровности) в замке затвора и в месте шарнирного крепления затвора, то карабины снимают.
Спасательные веревки, состоящие на вооружении, хранят в чехлах смотанными в клубок. Один из концов веревки у обвязки петли обшивают белой тесьмой шириной 2-5 см с инвентарным номером. На чехле крепят бирку с указанием даты последнего испытания. Спасательную веревку проверяет командир отделения не реже одного раза в 10 дней, а начальники караулов — перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре. Веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15×200 мм длины веревки.
Для проверки на размотанной и закрепленной веревке подтягиваются и зависают на 1-2 с трое пожарных. Если после снятия нагрузки удлинение веревки сохранится, ее признают непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимают.
Аналогичной проверке перед использованием необходимо подвергать страхующее устройство учебных башен. Замок должен прочно удерживать веревку, и после снятия нагрузки на ней не должно быть повреждений и заметной остаточной деформации.
Пожарный инструмент и инвентарь (ломы, багры, крюки, лопаты, топоры, пилы и др.) должны отвечать требованиям ГОСТов и технических условий.
Исправное содержание, повседневный контроль за состоянием и техническое обслуживание обеспечивает долговечность инструмента и безопасность работы с ним. Пригодность инструмента (инвентаря) определяется наружным осмотром и испытаниями. При осмотре следует обращать внимание на качество посадки инструмента на ручку и чистоту рабочих поверхностей. Топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах. Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря.
Во время дежурства боевую одежду и снаряжение пожарных, командиров отделения укладывают на специальные стеллажи открытого и закрытого исполнения. Последние в момент подачи сигнала тревоги могут открываться как автоматически, так и механически.
Техническое обслуживание заключается в осмотре, обнаружении и устранении дефектов ручного инструмента силами личного состава дежурного караула. Ежедневно проверяют следующие инструменты:
-ломы и багры — на угол заточки граней и острия, разогнутость крюка, прогиб по длине;
-топоры — на состояние острия заточки лезвия крюка и его разворот (отклонение от продольной оси крюка), состояние веревки и качество заделки концов;
-ножовки и пилы — на целостность зубьев и полотнищ, их заточку и развод, крепление ручек.
Ломы, багры, топоры, пилы не окрашивают, а начищают до блеска, чтобы легче обнаружить дефект.
При ежедневном осмотре ручных пожарных лестниц проверяют:
-лестницы-палки — состояние тетив, наличие шурупов, прилегания наконечников, наделок и планок-башмаков, оковок концов ступеней, плавность хода осей во втулках, отсутствие люфта;
-штурмовые — состояние тетив, качество запрессовки тросиков в пазы тетив, состояние крепления стяжек и башмаков, ступеней и крюка;
-выдвижные трехколенные — состояние колец крепления, механизма выдвижения и остановки и качество графитной смазки в пазах.
Обнаруженные дефекты в креплении отдельных узлов и деталей, заусенцы и т. д. устраняет личный состав дежурных караулов. Если имеются продольные трещины в тетивах, неисправности ступеней и крюка, то лестницы отправляют в ремонт.
Дата добавления: 2016-07-18 ; просмотров: 8294 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Пожарно-техническое вооружение
Водосборник рукавный модели ВС-125 – назначение, характеристики
Рукавный водосборник – это приспособление, предназначенное для сбора воды из двух всасывающих рукавов и подвода ее к пожарному насосу. Как правило, водосборник входит в комплектацию технического оборудования пожарных автомобилей. Технические характеристики и материал изготовления водосборников позволяют использовать их в любом климате: умеренном, тропическом или холодном.
К примеру, водосборник ВС-125 имеет следующие характеристики: диаметр условного прохода выходного патрубка- 125мм; диаметр условного прохода двух входных патрубков- 80мм; рабочее давление – 1 МПа (10 кгс/см2). Данная модель имеет длину 290мм, ширину – 260мм, массу – не более 3,6кг.
Водосборники должны отвечать некоторым требованиям, предъявляемым государственным стандартом. К техническим характеристиками предъявляются следующие требования: конструкция должна выдерживать гидравлическое давление 1,5 + 0,1 МПа; герметичность затворного устройства при гидравлическом давлении должна составлять 0,05—0,1 МПа. Литые детали по ГОСТу изготавливаются из алюминиевого сплава (марки АК7 (АЛ9В) или АЛ9). Также в производстве водосборников возможно использовать сплавы других марок, которые обладают механическими и антикоррозийными свойствами, не ниже, чем у перечисленных выше марок сплава.
Резиновые детали водосборников должны изготавливаться из материала с диапазоном температур не меньше ±60°С. Уплотнительные прокладки по стандарту изготавливаются из картона марки А. Все литые детали водосборника должны быть целыми, без трещин, царапин и других дефектов, способных повлиять на прочность и герметичность. Допустимо наличие отдельных раковин (глубина не более 25% от толщины стенки деталей), размер которых – не более 3мм (для наружных поверхностей) и не более 5мм (для внутренних).
Гидроэлеватор для перемещения по трубопроводу жидкостей и гидросмесей
Гидроэлеватор состоит из корпуса с закрепленным на нем коленом и диффузором со смесительной камерой. Внутри корпуса находится конический насадок, проводящий поток рабочей жидкости из центробежного насоса. Также гидроэлеватор имеет всасывающую сетку (решетку), соединительную головку на входном (напорном) патрубке, соединительную головку на выходном патрубке и соединительную шпильку.
Вода с большой скоростью проходит через проточную часть гидроэлеватора, тем самым создавая при вылете перепад давления. Таким образом, транспортируемый материал поступает в смесительную камеру в гидроэлеватор и образуется гидросмесь. Далее, после смесительной камеры, струя гидросмеси проходит в диффузор, где снижается ее скорость. Так как часть кинетической энергии струи переходит в потенциальную энергию потока, давление струи повышается. Это обеспечивает перемещение гидросмеси по трубопроводам. КПД гидроэлеватора – не более 20-25%.
Гидроэлеватор достаточно прост в управлении, так как его конструкция не предусматривает движущихся частей. Довольно часто данный аппарат используют при гидромеханизации горных и строительных работ, при удалении шламов на обогатительных фабриках, в котельных и электростанциях для удаления шламов, а также при транспортировке гравия и песка.
Головки заглушки и другие типы рукавных головок: назначение, характеристики
Назначение головки заглушки – закрывать соединительные отверстия насосов и пожарный напорный рукав. Головки данного типа блокируют не использующиеся каналы подачи воды или пены. Технические характеристики головок-заглушек разные – это зависит непосредственно от модели. Как правило, модели различают размеры, вес и диаметр условного прохода.
Напорные головки-заглушки используются для напорных типов пожарных рукавов, а всасывающие – соответственно, для всасывающих рукавов. Так же и муфтовые, и цапковые головки. Таким образом, основное отличие всех вышеперечисленных рукавных головок заключается в том, что они применяются для различных типов пожарных рукавов.
Также при выборе той или иной рукавной головки следует учитывать диаметр пожарного рукава. Эти характеристики, как правило, можно найти в каталоге с описанием каждой модели. Стоит отметить, что довольно часто в каталогах указывается лишь сокращенные наименования моделей.
Например, ГР- это напорная соединительная рукавная головка; ГМ- напорная муфтовая; ГЦ – напорная цапковая; ГЗ – головка-заглушка; ГП- переходная головка; ГМВ –муфтовая всасывающая; ГРВ – всасывающая рукавная; ГЗВ- заглушка всасывающая. При выборе рукавной головки следует обратить особое внимание на качество материалов, из которых она изготовлена (это может быть пластмасса, латунь и др.).
Технические характеристики (вес, кг)
Головки муфтовые: назначение, технические характеристики, строение
Муфтовые головки, также как и другие типы (рукавные и цапковые), применяются для быстрого и герметичного соединения пожарных рукавов между собой или с пожарным оборудованием. Муфтовые головки бывают всасывающие и напорные и отличаются между собой тем, что применяются для всасывающих и напорных пожарных рукавов соответственно.
Соединительные муфтовые головки состоят из следующих элементов: втулка с внутренней резьбой и канавкой для уплотняющего кольца на торцовой кромке; два клыка со спиральными наклонными площадками на наружной поверхности втулки. Как правило, в каталогах компаний Вы найдете соединительные головки различных моделей. Они отличаются между собой некоторыми техническими характеристиками – размерами, диаметром условного прохода, весом, шириной по клыкам, высотой между наклонными площадками, длинной.
Также перед выпуском проводится проверка на герметичность. Такие испытания проходят под разрежением 600 мм рт. ст.в течение пяти минут, но падение вакуума не должно быть более 20 мм рт. ст. Также возможно использование муфтовых головок из пластика. Головки из этого материала, как правило, применяются для внутренних пожарных кранов.
Довольно важно при выборе рукавной головки учитывать качество материалов, из которых она изготовлена. Надежные, прочные рукавные головки позволяют удобно и быстро соединить пожарный рукав с оборудованием, а это экономит драгоценное время, которое становиться особенно ценным при пожаре.
Технические характеристики (вес, кг)
Головки переходные для соединения пожарных рукавов различных диаметров
Переходные головки используются для быстрого, герметичного и прочного соединения пожарных рукавов различного диаметра между собой или с оборудованием. Головки такого типа служат в качестве переходника и позволяют осуществлять переход с одного диаметра на другой.
Переходные головки могут быть различных моделей, которые отличаются весом, габаритами, диаметром условного входа и некоторыми другими характеристиками. Существуют следующие модели: ГП 50×70, 50×80 и 70×80. Модель 50×70 имеет массу не более 0,7кг, внутренний диаметр 42-57м, диаметр по клыкам – 157мм. Модель 50×80 обладает следующими техническими характеристиками: масса не более 1кг, внутренний диаметр – 42-69мм, диаметр по клыкам – 142мм. В модели 70×80 внутренний диаметр составляет 57-69мм, диаметр по клыкам – 142мм, масса данной модели – не более 0,96кг.
Также различают следующие типы соединительных головок: муфтовые, цапковые, заглушки, рукавные. Заглушки используются для блокирования не использующихся каналов потока воды или пены в пожарном оборудовании. Остальные типы головок схожи в специфике применения и используются для соединения пожарных рукавов между собой или с оборудованием.
Все виды соединительных головок различаются между собой некоторыми техническими характеристиками и строением. Например, рукавные головки состоят из двух втулок с резиновыми уплотняющими кольцами и двух обойм, свободно надевающихся на соответствующие втулки. На обоймах – два клыка с наклонными спиральными площадками.
Муфтовые головки состоят из втулки с внутренней резьбой с одной стороны и канавкой для уплотняющего кольца – с другой. На наружной поверхности – два клыка со спиральными наклонными площадками. Головка-заглушка представляет собой крышку с присоединенной частью, схожей по конструкции с муфтовой головкой.
Головки рукавные и другие разновидности пожарных головок для соединения пожарных рукавов
Основное предназначение рукавных головок – соединение пожарных рукавов между собой или с пожарным оборудованием. Головки рукавные могут быть изготовлены из алюминия, сплава и пластмассы. Рукавные головки, как правило, представлены различных моделей, различающихся диаметром условного прохода. Диаметр может варьироваться от 38 до 200 мм.
Также различают муфтовые, цапковые, переходные и всасывающие рукавные головки. Цапковые и муфтовые используются для соединения пожарных напорных рукавов и водопроводной арматуры. Переходные применяются для соединения пожарных рукавов с оборудованием различного типа.
Пожарные головки, а именно, головки рукавные состоят из несущей детали – втулки в виде крышки с канавкой для уплотняющего резинового кольца на торцевой кромке и обоймы, которая свободно надета на несущую деталь. Обойма имеет два «клыка» и наклонные площадки, которые позволяют соединять две головки. На концы напорных рукавов головки навязывают с помощью мягкой оцинкованной проволоки или стальных оцинкованных колец.
Цапковые и муфтовые головки состоят из одного элемента – втулки с резьбой с одной стороны и с канавкой для уплотняющего резинового кольца с другой. На наружной поверхности головки рукавные имеют два «клыка» со спиральными наклонными площадками. Переходные головки состоят из двух соединенных на резьбе несущих втулок и двух обойм.
Технические характеристики (вес, кг)
Наименование
Длина в рабочем состоянии, мм
Длина в транспорт-ном состоянии, мм
Ширина лестницы в свету, мм
Ширина в транспортном положении, мм
Высота в сложенном состоянии, мм
Вылет крюка, мм
Масса, кг, не более
лестница штурмовая металлическая ЛШ
ТУ 4854-034-00323890-99
Лестница-палка металическая ЛПМ
ТУ 4854-063-00323890-2005
Лестница пожарная ручная трехколенная металлическая Л3К – переносная конструкция, входящая в состав пожарно-технического вооружения пожарного автомобиля и предназначена для обеспечения боевых действий при тушении пожаров и проведения, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах.
Лестница соответствует климатическому исполнению УХЛ для категории размещения 1, согласно ГОСТ 15150.
фото лестниц (макеты)
Категорически запрещается использовать воздушно-пенные огнетушители при тушении работающих электроприборов, поскольку существует высокая вероятность короткого замыкания и некоторых химических веществ, которые при взаимодействии с водой выделяют водород, усиливающий процесс горения.
Использование данного оборудования подразумевает соблюдение определенных правил, исполнение которых является гарантией Вашей безопасности и длительного и эффективного срока службы огнетушителя. Во-первых, категорически запрещается прямой нагрев заряженного баллона, посредством любых источников тепла (прямые солнечные лучи, батареи, электрические обогреватели и другие)
Также, недопустимо воздействие атмосферных осадков на корпус огнетушителя, изготовленного из нержавеющей стали, защищенного специальным полимерным покрытием, огнетушители пенные могут быть выведены из строя по причине экстремальных условий хранения.
Масса заряженного огнетушителя, кг, не более
Габаритные размеры, мм
Пожарные огнетушители являются первостепенным средством пожарной безопасности и их наличие на объектах коммерческого, промышленного и других типах определено правилами пожарной безопасности и является обязательным.
Подобное оборудование применяется для тушения начальных стадий возгораний и используется для обработки твердых и некоторых жидких горючих веществ. Категорически запрещается использовать воздушно-пенный огнетушитель для тушения электроприборов, поскольку используемый для тушения состав обладает превосходной электропроводимостью. Также, не допускается тушение некоторых химических веществ, которые при взаимодействии с водой выделяют азот, усиливающий процесс горения.
Кроме того, к недостаткам подобных огнетушителей можно отнести необходимость ежегодной проверки на специализированных станциях и подзарядки не реже чем раз в 5 лет, что является гарантией его бесперебойной работы и, соответственно, Вашей безопасности.
Помимо воздушно пенных огнетушителей, на рынке представлены порошковые модели, которые применяются для тушения пожаров класса А, В, С, Е. Они отличаются не только принципом генерации тушащего вещества, но и расширенным температурным диапазоном.
В качестве огнетушашего вещества применяются минеральные соли с различными добавками, благодаря чему, данная модель огнетушителя может быть использована даже при тушении электроприборов. В свою очередь, порошковые огнетушители подразделяются на закачные и газогенераторные.
(ОП) огнетушители порошковые – в отличие от и воздушно-пенных, являются универсальными. Огнетушители такого типа применяются в качестве первичного средства для тушения пожаров класса А (горение твердых веществ), класса В (жидкие вещества), класса С (газообразные), класса Е (горение электрооборудования под напряжением 1000В).
Как правило, порошковыми огнетушителями оборудуются складские и производственные помещения, АЗС, гаражи, мастерские, автомобили, грузовая и сельскохозяйственная техника. Огнетушители такого типа не рекомендуется использовать для тушения оборудования, которое может повредиться или выйти из строя вследствие попадания в его детали порошка.
Огнетушители серии ОП заряжены огнетушащим порошком с газом (углекислый газ) до давления 16 атм. На головке огнетушителя установлен индикатор давления – это позволяет визуально определить работоспособность.
Порошковые огнетушители бывают различных моделей, которые отличаются между собой некоторыми техническими характеристиками (размерами, массой заряда, вместимостью корпуса и некоторыми другими). Также различают модели ручных и передвижных огнетушителей. К первым относятся ОП-1,2,3,4,5,6,7,8,9,10, к передвижным – ОП-50 и 100.
При использовании огнетушителей необходимо следовать некоторым правилам эксплуатации. Во-первых, нельзя проводить тушение на открытой местности против ветра. Струю огнетушащего вещества необходимо направлять в основание пламени так, чтобы в зоне горения была наибольшая концентрация порошка.
Тушение электроустановок нужно производить на расстоянии не менее 1 метра (имеется в виду расстояние от сопла огнетушителя до токоведущих частей). Зарядку порошковых огнетушителей следует производить один раз в пять лет.
Масса заряженного огнетушителя, кг, не более
Требования безопасности, предъявляемые к пожарной технике, ПТВ и оборудованию. Занятие
Требования безопасности предъявляемые к пожарной технике и ПТВ
Пожарная техника, пожарные защитные костюмы и индивидуальное снаряжение, состоящие на вооружении подразделений ГПС, должны обеспечивать безопасность личного состава подразделений ГПС при несении службы, тушении пожаров, занятий и т.п. Эксплуатация их в неисправном состоянии запрещается.
На все виды вновь поступающих в подразделение ГПС пожарной техники, ПТВ, огнетушащих веществ и других изделий пожарно-технического назначения руководитель подразделения ГПС обязан потребовать от поставщика сертификат соответствия и сертификат пожарной безопасности, без которого их применение запрещается.
Порядок и сроки испытания ПТВ, иного оборудования, аппаратов и приборов изложены в приложении 3 настоящих Правил. Результаты испытаний заносятся в Журнал испытаний пожарно-технического вооружения (приложение 4).
Основные требования по безопасной эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов определяются Правилами безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов. Меры безопасности при работе сосудов и гидросистем под давлением должны соответствовать Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
Все ПТВ, иное оборудование, СИЗОД, приборы, аптечки первой медицинской помощи и индивидуальное снаряжение с момента их поступления в подразделение ГПС подлежат учету. Они маркируются с указанием инвентарного номера, который не меняется в процессе эксплуатации на весь период нахождения в подразделении ГПС.
ПТВ, оборудование, СИЗОД, приборы и индивидуальное снаряжение, не имеющие инвентарного номера и даты испытания, считаются неисправными и снимаются с боевого расчета.
Эксплуатация пожарной техники
Техническое состояние пожарных автомобилей должно отвечать требованиям инструкций заводов-изготовителей. Безаварийная и безопасная работа обеспечивается своевременным и квалифицированным их обслуживанием водителями и мотористами, которые несут ответственность за исправное состояние закрепленных за ними автомобилей, спецузлов и агрегатов.
Двери кабины водителя и боевого расчета, а также дверцы отсеков кузова пожарных автомобилей должны быть снабжены автоматически запирающимися замками, надежно удерживаться в закрытом и фиксироваться в открытом положениях. Дверцы должны быть оборудованы устройством, подающим сигнал на щит приборов кабины водителя об их открывании. Дверцы, открывающиеся вверх, должны фиксироваться на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность обслуживания.
Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарных автомобилей, должен быть безопасным. Крыши и платформы таких автомобилей должны иметь настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
С целью постоянного содержания автолестниц (автоподъемников) в исправном состоянии приказом начальника подразделения ГПС назначается ответственный для осуществления контроля за безопасной эксплуатацией автомобиля.
Осмотр пожарных автомобилей производится закрепленными за ними водителями при заступлении на боевое дежурство.
На автолестницах с лифтами не реже 1 раза в месяц проверяется работоспособность ловителей кабины лифтов. Осмотр грузозахватных приспособлений должен производиться лицом, ответственным за их исправное состояние в соответствии с временным регламентом по обслуживанию данных узлов. Результаты проверки ловителей кабины лифта и осмотра вспомогательных грузозахватных приспособлений оформляются в установленном порядке.
Результаты технического освидетельствования автолестниц (автоподъемников) записываются в формуляр пожарного автомобиля лицом, произведшим освидетельствование.
При первичном освидетельствовании этой записью подтверждается, что автолестница (автоподъемник) находится в исправном состоянии и произведено техническое обслуживание.
К управлению пожарными автомобилями и работе со спецагрегатами допускаются водители, прошедшие специальную подготовку, обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего и получившие свидетельство установленного образца, выданное квалификационной комиссией территориального органа управления ГПС. К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу допуска по электробезопасности не ниже третьего.
К работе на мотопомпах допускаются лица, прошедшие подготовку мотористов пожарных мотопомп и получившие свидетельство установленного образца.
Электронная защита электросиловой установки пожарного автомобиля газодымозащитной службы должна обеспечивать мгновенное отключение (не более 0,05 с) силового питания в случаях пробоя изоляции электроинструмента или понижения ее сопротивления.
В случае неисправности генератора электросиловой установки или появления признаков, указывающих на выход его из строя, подключается распределительный щит автомобиля к внешней электросети. Расстояние от места подключения до автомобиля не должно превышать 50 м. Параметры токоприемников должны соответствовать параметрам электросети: напряжение – 220 – 230 В, частота тока – 50 Гц.
Техническое обслуживание пожарной техники
Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание и испытание пожарных автомобилей, ПТВ, оборудования и снаряжения возлагается на руководителей подразделений ГПС, которые обязаны обеспечить проведение технического обслуживания и испытаний, согласно техническим условиям, ГОСТ, а также Наставлению по технической службе ГПС, принятому в установленном порядке.
При ТО пожарных автомобилей на пожаре водитель обязан:
ТО по возвращении с пожара (учения) проводится закрепленным за автомобилем водителем и личным составом караула под руководством начальника караула, в малочисленных частях – командиром отделения на посту технического обслуживания подразделения ГПС.
С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на “сухой” вакуум.
Общая система мероприятий по безопасности труда при ремонте пожарных автомобилей должна соответствовать требованиям, изложенным в Наставлении по технической службе, принятом в установленном порядке.
ТО пожарной техники производится в помещениях или постах, обеспеченных естественной и принудительной вентиляцией.
При проведении ТО должны выполняться следующие требования:
Во избежание самопроизвольного опускания гидравлического подъемника его плунжер в рабочем (поднятом) положении должен надежно фиксироваться упором (штангой).
Для определения необходимости в обслуживании или ремонте пожарного автомобиля, агрегата, механизма или прибора применяют нормативные значения диагностических параметров.
К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них, прошедшие специальный инструктаж по охране труда и изучившие правила эксплуатации диагностического оборудования.
Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики должны быть надежно заземлены.
Перед ремонтом, техническим обслуживанием или монтажом узлов с электрооборудованием со стендов необходимо снимать (отключать) напряжение.
При подготовке к работе необходимо проверить крепление всех узлов и деталей; наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов; исправность подъемных механизмов и других приспособлений; достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.
Во время работы стендов запрещается:
Один раз в месяц необходимо открывать люки, крышки электрических машин и продувать сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели для удаления меднографитовой пыли. В конце смены следует обесточить стенд рукояткой блок – предохранитель – рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.
При длительных перерывах в работе необходимо слить топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов.
При стендовом диагностировании запрещается:
Помещения диагностики (пост) оборудуются огнетушителями, аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.
На постах диагностирования вывешиваются правила по охране труда, а также плакаты по безопасным приемам работы.
Недопустимо испытание тормозных механизмов на ходу внутри помещения. Для их испытания необходима специально выделенная площадка или стенд, на котором:
При проверке уровня масла в агрегатах для освещения следует применять только переносные лампы. Применять для этой цели открытый огонь запрещается.
При ТО разрешается пользоваться только исправным и соответствующим своему назначению инструментом.
При проведении ТО запрещается:
При крепежных операциях следует пользоваться преимущественно накидными или торцевыми ключами, а в труднодоступных местах при ограниченном угле поворота целесообразно использование ключей с трещетками (храповым механизмом). Не следует вращать ключи вкруговую, так как возможны их срывы.
Шиномонтажные работы производить только специальным съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины разрешается производить в специальном ограждении или с применением других устройств, предохраняющих выскакивание замочного кольца и не допускающих разрывы покрышки, что может нанести травму производителю работ.
При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, необходимо дополнительно проверить выключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в нейтральное положение, освободить рычаг стояночного тормоза, а после их выполнения затянуть стояночный тормоз и вновь включить низшую передачу.
На агрегатно-механическом участке для выполнения монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов используют стенды, соответствующие своему назначению. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления надежно заземляются.
Паяльные лампы, электрический и пневматический инструмент выдается только служащим (рабочим), прошедшим инструктаж и знающим правила обращения с ним.
При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. Подъемники и домкраты испытываются служащими (рабочими), за которыми они закреплены, один раз в 6 месяцев статической нагрузкой больше предельно допустимой по паспорту на 10% в течение 10 мин. с грузом в верхнем крайнем положении. У гидравлических домкратов падение давления жидкости к концу испытания не должно быть более 5%.
Результаты испытаний заносятся в журнал испытаний ПТВ.
Пожарно техническое вооружение
ПТВ предназначено для поиска, спасания людей при пожарах и аварийных ситуациях, с ними связанных, и их эвакуации в безопасное место. Это оборудование должно обеспечивать безопасную работу личного состава подразделений ГПС, сохранение жизни и здоровья спасаемых, отвечать требованиям соответствующих ГОСТ и технических условий.
ПТВ разделяется по признаку назначения и выделяется в следующие группы:
Ответственность за своевременное и качественное техническое обслуживание и испытание ПТВ возлагается на командира отделения и водителей, закрепленных за пожарным автомобилем.
ПТВ размещается в пожарном автомобиле по рекомендациям завода-изготовителя так, чтобы оно надежно крепилось, легко снималось и исключало возможность получения травм при его снятии и укладке.
Исправность определяется при ТО, испытаниях и периодических освидетельствованиях, а также при каждом приеме заступающим караулом. Запрещается эксплуатация ПТВ в неисправном состоянии.
Виды, периодичность и перечни основных операций ТО и испытания ПТВ установлены инструкциями заводов-изготовителей.
ТО производится с целью обеспечения постоянной технической готовности и безопасной эксплуатации ПТВ, предупреждения возникновения неисправностей, их выявления и своевременного устранения.
Ручные пожарные лестницы
К ручным пожарным лестницам относятся: выдвижная пожарная лестница, лестница-штурмовка, лестница-палка. Меры безопасности при их использовании должны соответствовать НПБ.
При установке выдвижной пожарной лестницы необходимо:
Подъем или спуск по выдвижной лестнице допускается после того, как:
При работе с выдвижной лестницей необходимо:
При подъеме (спуске) по выдвижной лестнице следует смотреть перед собой, обхватывая ступени пальцами. При проведении занятий по обучению личного состава подразделений ГПС работе со штурмовой и трехколенной лестницами на площадках этажей учебной башни выставляется личный состав подразделений ГПС для оказания помощи обучающимся.
Во время работ с ручными пожарными лестницами на занятиях, учениях или пожаре необходимо:
В период прохождения личным составом подразделений ГПС специального первоначального обучения его работа по подъему в этажи учебной башни с помощью штурмовой лестницы без применения страхующего устройства не допускается.
Пожарные защитные костюмы
Пожарные защитные костюмы (боевая одежда пожарного, теплоотражательный, газохимический, радиационно-защитный костюмы) должны обеспечивать безопасность и быть удобными при работе личного состава подразделений ГПС на пожарах, пожарно-тактических учениях и занятиях по решению пожарно-тактических задач в сложных условиях, а также защиту от воздействия лучистой энергии и тепловых потоков пламени, ионизирующего излучения, сильнодействующих ядовитых и химических веществ, воды и растворов химических соединений.
Запрещается использовать пожарные защитные костюмы:
Пояса пожарные спасательные и поясные карабины пожарные
Перед заступлением на боевое дежурство пояса пожарные, а также пожарные поясные карабины (далее – карабины) подлежат тщательному осмотру.
Пояс пожарный снимается с боевого расчета при:
Карабин снимается с боевого расчета, если:
Пожарный инструмент
Пожарный инструмент и инвентарь (ломы, багры, крюки, лопаты, топоры, пилы) должны иметь форму и массу, отвечающие эргономическим требованиям, и отвечать требованиям технических условий и мерам безопасности, определенным НПБ.
Долговечность инструмента (инвентаря) и безопасность работы с ним обеспечивается содержанием в исправном состоянии и своевременным техническим обслуживанием. Пригодность инструмента (инвентаря) определяется наружным осмотром и испытанием. С целью предотвращения несчастных случаев при работе с инструментом (инвентарем) при его осмотре следует обращать внимание на качество насадки инструмента на ручки и чистоту рабочих поверхностей. Топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах.
Металлические части топоров и багров должны быть надежно насажены на рукоятки. Прочность насадки должна быть установлена в стандартных и технических условиях на инструменты конкретного вида.
Деревянные рукоятки должны быть изготовлены из прочных пород древесины, не иметь признаков порчи, сучков, трещин и сколов.
Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря.
Спасательные веревки
Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.
Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 – 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.
Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.
На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.
Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов – перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.
Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.
Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 – 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения
Эксплуатация, учет, хранение, ремонт, проверка, охрана труда и работа в СИЗОД осуществляются в соответствии с требованиями Наставления по ГДЗС.
Кислородные изолирующие противогазы являются строго индивидуальными приборами, пользование ими разрешается только лицам, прошедшим медицинское освидетельствование и подготовку по программе специального первоначального обучения. Дыхательными аппаратами со сжатым воздухом могут пользоваться все лица боевого расчета, при наличии индивидуальных масок.
При получении СИЗОД со склада, при передаче его другому лицу, после работы в инфекционных зданиях и помещениях, а также при заболевании владельца противогаза инфекционной болезнью и при проверке N 3 оно подвергается тщательной дезинфекции.
Каждый газодымозащитник несет личную ответственность за исправность и качество обслуживания закрепленного за ним СИЗОД.
Контроль за исправностью СИЗОД обеспечивается своевременными их проверками.
СИЗОД с выявленными при проверках неисправностями использовать для работы личному составу подразделений ГПС запрещается до устранения этих неисправностей, о чем делается отметка в журнале, форма которого приведена в Наставлении по ГДЗС.
СИЗОД, находящиеся в боевом расчете, хранятся в кабине пожарных автомобилей в обитых амортизационным материалом ящиках (гнездах), как правило, в вертикальном положении. При численности боевого расчета более 4-х допускается транспортировка СИЗОД в специально оборудованных отсеках.
Запасные баллоны со сжатым воздухом и с кислородом, регенеративные патроны должны храниться и перевозиться на автомобиле в специальных отсеках в отдельном ящике. Штуцеры регенеративных патронов закрываются специальными заглушками и опечатываются (пломбируются). СИЗОД свободного от боевого дежурства личного состава подразделений ГПС, кислородные баллоны и регенеративные патроны, а также резервные противогазы хранятся на базах или контрольных постах ГДЗС в отсеках специальных шкафов или стеллажей. Каждый отсек, в котором хранится СИЗОД, обеспечивается табличкой с указанием на ней номера караула, номера СИЗОД и фамилии его владельца.
Пневмо гидроинструмент
Надежность инструмента и безопасность работы с ним обеспечивается исправным содержанием, повседневным контролем за его состоянием и своевременным техническим обслуживанием. Исправность инструмента определяется наружным осмотром и испытанием.
Работа с пневмо-гидроинструментом должна проводиться в спецодежде (комбинезоне), защитных перчатках (крагах, рукавицах), каске с защитным стеклом.
Пневмо-гидроинструмент должен соответствовать требованиям ТУ на каждый имеющийся в комплекте агрегат, иметь значения параметров вибрации, не превышающие установленных ГОСТ, а также параметры шума, не превышающие октавные уровни звуковой мощности, установленные в стандартах и технических условиях на машины конкретного вида.
Для обслуживания пневмо-гидроинструмента, его регулировки и настройки допускается личный состав подразделений ГПС, прошедший специальное обучение и назначенный приказом руководителя подразделения ГПС.
При работе с токоведущими конструкциями и механизмами следует:
Электрифицированный инструмент и приборы электроосвещения
Техническое обслуживание и проверка исправности электрифицированного инструмента и приборов электроосвещения, которыми укомплектованы пожарные автомобили, производится ежедневно при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.
Командиры отделений и технический состав, обслуживающий электроустановки, должны пройти подготовку в объеме второй квалификационной группы по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок – не менее 24 часов.
Личный состав подразделений ГПС, работающий с выносным электрооборудованием (прожекторами, электроинструментом, дымососами и др.), должен пройти подготовку в объеме первой квалификационной группы по мерам безопасности при эксплуатации электроустановок – не менее 12 часов.
Программа подготовки указанных должностных лиц разрабатывается территориальным органом управления ГПС самостоятельно.
Порядок допуска к самостоятельной работе с выносным электрооборудованием определяется в соответствии с требованиями правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов, утвержденных в установленном порядке.
На корпусах дымососов и вентиляторов должно быть указано стрелкой направление вращения рабочего механизма и направление потока воздуха. Рабочий механизм должен иметь защитное ограждение. Органы управления дымососов и вентиляторов следует размещать в безопасной зоне. Рукоятка для переноски должна иметь чехол из материала, обладающего низкой теплопроводностью.
Работающие с приборами и электроинструментами обязаны:
Эксплуатация электрифицированного инструмента и приборов электроосвещения должны производиться с соблюдением требований, указанных в инструкциях заводов-изготовителей. Все приборы должны иметь инвентарные номера.
Запрещается использовать электрифицированный инструмент и приборы электроосвещения при:
Кроме указанных пунктов настоящих Правил, необходимо соблюдать меры безопасности, изложенные в инструкциях заводов-изготовителей.
Эксплуатация грузоподъемных средств
Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления эксплуатируются на основании правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных в установленном порядке. Регистрации в органах Госгортехнадзора подлежат краны всех типов, кроме кранов с ручным приводом и пневматическим подъемным цилиндром, управляемых с пола однобалочных мостовых кранов, передвижных или поворотных консольных, стреловых кранов грузоподъемностью до одной тонны включительно, а также кранов с постоянным вылетом стрелы без грузовой тележки или не снабженных механизмом поворота независимо от грузоподъемности.
Все грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления к ним снабжают индивидуальным номером и под этим номером записываются в Журналы учета грузоподъемных машин и съемных грузозахватных приспособлений. Разрешение на работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Гостехнадзора, дает лицо, осуществляющее надзор за грузоподъемными машинами.
Все вновь установленные грузоподъемные машины, а также съемные грузозахватные приспособления к ним должны быть подвергнуты техническому освидетельствованию до пуска их в работу, а затем периодически подвергаться частичному техническому освидетельствованию не реже чем через каждые 12 месяцев и полному – не реже одного раза в три года.
На грузоподъемных машинах должны быть ясно обозначены регистрационный номер, грузоподъемность, дата следующего испытания.
Электрозащитные средства
К электрозащитным средствам, применяемым в подразделениях ГПС, относятся:
Испытания электрозащитных средств проводятся специальными лабораториями, имеющими на это разрешение органов Госэнергонадзора. Результаты испытаний оформляются актом, который хранится в подразделении ГПС до проведения следующего испытания. На перчатках, ботах, ковриках и т.д. ставится штамп с указанием срока следующего испытания.
Сроки проведения испытаний:
Отбраковка ковриков резиновых диэлектрических при внешних осмотрах не реже 1 раза в год.
Пригодность к работе защитных изолирующих средств определяется внешним осмотром и испытанием. Внешний осмотр проводится ежедневно при заступлении на боевое дежурство личным составом подразделений ГПС, за которым они закреплены.
Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:
Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию.
Электрозащитные средства хранятся на пожарном автомобиле отдельно от ПТВ и шанцевого инструмента в зачехленном виде.
Механизированный инструмент оборудование для вскрытия и разборки конструкций
Техническое обслуживание и проверка исправности механизированного инструмента, которым укомплектованы пожарные автомобили, производится при смене караулов, после каждого применения, ремонта, а также в сроки, указанные в технических паспортах или инструкциях по их эксплуатации.
Меры безопасности при работе с механизированным инструментом должны соответствовать требованиям ГОСТ:
К работе с механизированным инструментом приказом руководителя подразделения ГПС допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, получившие удостоверение установленного образца.
При работе с механизированным инструментом необходимо соблюдать следующие требования:
При работе с бензомоторными пилами, отбойными молотками, дымососом личному составу подразделений ГПС запрещается:
Электросиловые установки
Меры безопасности при эксплуатации электрических силовых установок должны соответствовать требованиям Правил безопасности при эксплуатации электроустановок пожарных автомобилей и прицепов, а личный состав подразделений ГПС должен иметь соответствующую квалификацию.
Пневмокомпрессоры
Стационарные и передвижные компрессорные установки должны эксплуатироваться, ремонтироваться и испытываться в соответствии с Правилами устройств и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
К работе на пневмокомпрессорах допускаются лица, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены, получившие удостоверение на право работы и назначенные приказом руководителя подразделения ГПС.
Компрессоры, применяемые при техническом обслуживании и ремонте машин, монтируются в специальном, отведенном для этих целей месте, с соблюдением требований, обеспечивающих их безопасную работу.
При эксплуатации пневмокомпрессоров необходимо:
Манометры и натяжные гайки пружинных предохранительных клапанов должны быть проверены и опломбированы.
Поверка манометров и их опломбирование проводится ежегодно, а также после проведения ремонта установок.
Сосуды работающие под давлением
Для обеспечения безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, выделяются ответственные лица, прошедшие необходимое обучение, проверку знаний, имеющих допуск работы с сосудами и отвечающих за их исправность и безопасность действия, имеющие удостоверения о прохождении ими испытания по правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением и на компрессорах. Знание персонала, обслуживающего сосуды под давлением, проверяют ежегодно.
Монтаж, ремонт и эксплуатация сосудов, работающих под давлением, осуществляются в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, утвержденных в установленном порядке. Сосуды, работающие под давлением, за исключением бочек, баллонов для транспортировки газов емкостью до 100 литров и сосудов для неедких, неядовитых и невзрывоопасных веществ при температуре стенок не более 200 град. С, если произведение емкости в литрах на давление не превышает 10000 (для едких, ядовитых и взрывоопасных веществ – не более 500), в органах Госгортехнадзора не регистрируются. Все остальные сосуды, работающие под давлением, подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора.
Газорезательные аппараты
К работе с газорезательными аппаратами допускаются лица, прошедшие специальную подготовку, сдавшие экзамены, имеющие удостоверение на право проведения работ и назначенные приказом руководителя подразделения ГПС.
Перед заступлением на дежурство газорезчик обязан:
Переноска и перевозка баллонов (пустых и наполненных) допускается только при наличии колпаков и заглушек на штуцерах вентилей. Запрещается снимать защитный колпак баллона ударами молотка или другого металлического предмета, который может вызвать искру.
Запрещается эксплуатация баллонов:
Если баллон невозможно использовать из-за неисправности вентиля, на нем делается надпись: “Осторожно, полный” и он возвращается на завод-изготовитель. После каждого применения на пожаре и занятиях газорезательных аппаратов их исправность проверяется согласно инструкции по их эксплуатации.
Герметичность соединений разрешается проверять только мыльным раствором. Переосвидетельствование баллонов проводится согласно требованиям, установленным Госгортехнадзором России.
Газорезчик обязан выполнять только те работы, которые ему поручает руководитель тушения пожара (непосредственный начальник). При этом газорезчик должен лично убедиться, что работа с газорезательным аппаратом на данном участке не приведет к взрыву, пожару и аварии, не нанесет ему травму или увечье.
Индивидуальные канатно спусковые устройства
К эксплуатации и техническому обслуживанию канатно-спусковых устройств (далее – устройство) допускаются лица, прошедшие специальный курс обучения.
Техническое обслуживание устройства, опломбирование производятся только ответственным лицом с последующей записью в соответствующей графе паспорта.
Техническое освидетельствование и испытание должны производиться ответственным лицом, назначенным руководителем подразделения ГПС, при приеме устройства в эксплуатацию, после ремонта, после каждого использования, а в дальнейшем не реже одного раза в 12 месяцев.
Спуск по устройству должен производиться плавно, без рывков, по схеме, разработанной и утвержденной заводом-изготовителем.
Тактика использования устройства должна соответствовать требованиям, указанным в паспорте-инструкции на конкретное устройство.
Рукава спасательные
К эксплуатации спасательного рукава допускаются лица, назначенные приказом руководителя подразделения ГПС, изучившие устройство и принцип работы (в соответствии с паспортом изделия) и прошедшие проверку знаний.
Ответственный за эксплуатацию спасательного рукава записывается в соответствующий раздел паспорта.
При проверке работоспособности спасательного рукава, тренировках и обучении спускающихся страховку осуществлять с помощью спасательной веревки, прикрепленной к спускающемуся.
При эксплуатации спасательного рукава учитывать возможность накопления зарядов статического электричества при спусках, особенно в нижней части спасательного рукава, влияющих на жизнь и здоровье спасаемых и страхующих.
При спуске эвакуируемых личный состав подразделений ГПС не должен допускать наличия у них острых предметов, которые могут вызвать повреждение спасательного рукава, а также ранение спасаемых при спуске.
С целью снижения воздействия статического напряжения электричества на людей необходимо обеспечивать следующие меры:
Запрещается эксплуатация спасательного рукава:
Пневматические прыжковые спасательные устройства
Пневматическое прыжковое спасательное устройство – предназначено для гашения энергии падающих с высоты людей при пожарах и других безвыходных аварийных ситуациях в зданиях и сооружениях, когда использование других средств и способов спасания людей не представляется возможным.
Эксплуатация, хранение и ремонт ППСУ осуществляется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
При использовании ППСУ запрещается: