На что влияет объем оперативной памяти в играх на пк
Как озу влияет на производительность в играх?
Благодаря, пожалуй, наиболее дешевому и эффективному соотношению цены и качества среди всех компонентов компьютера, ОЗУ, как правило, готово для геймеров, стремящихся улучшить технические характеристики своего игрового компьютера. Но дает ли это большое влияние? Лучше ли потратить деньги на другое устройство, и насколько оперативная память влияет на игры? Давайте разберемся.
Серийный номер оперативной памяти
Простое решение заключается в том, чтобы добавить больше оперативной памяти, но есть только столько оперативной памяти, которую вы можете добавить, прежде чем она достигнет порогового значения и будет эффективно использована. Два фактора определяют, к чему относится этот порог и как он может колебаться.
Во-первых, сколько оперативной памяти запрограммировано для конкретной игры. Если в игре используется максимум 4 ГБ, то наличие 8 ГБ ОЗУ означает, что фактически есть 4 ГБ, которые никак не исползуются.
Второй фактор заключается в том, запускаются ли приложения вместе с игрой, если таковые имеются. Мы говорим о потоковом программном обеспечении, таком как OBS, веб-браузеры, программное обеспечение для записи и любые другие программы, которые открыты одновременно с игрой.
Если никакие вторичные приложения не запущены, то требование к базовой оперативке для запущенной игры, представляет собой максимальный порог для ОЗУ, который считается стабильным.
Когда геймер запускает множество приложений в фоновом режиме (музыка, чат, потоковое программное обеспечение и т.д.), То чем больше оперативной памяти в дополнение к базовым требованиям игры, тем лучше.
Этот пункт особенно актуален для стримеров, которые запускают несколько программ для длительных сеансов трансляций, хотя другие бенефициары включают графических дизайнеров или видеоредакторов, которые хотят оставить программы, требующие ОЗУ, открытыми во время игры.
В современной игровой среде от 8 до 16 ГБ более чем достаточно для комфортного запуска подавляющего большинства игр. По мере того, как разработчики используют возможности увеличения объема ОЗУ, эта тенденция направлена увеличение в соответствии со стандартными объемами оперативки, обнаруживаемыми в ПК, которые постепенно увеличиваются с течением времени. Тесты указывают, что переход с 8 ГБ до 16 ГБ в лучшем случае незначителен, но есть много смысла в проверке вашей системы в будущем, особенно если ОЗУ дешевеет.
Также существует множество типов модулей ОЗУ, такие как DRAM, SRAM, DRAM и другие. Все они отличаются друг от друга не только размером контактной части но и специализацией.
Сколько оперативной памяти нужно для игр?
Еще раз, обновление с 4 ГБ до 16 ГБ и запуск игры, в которой используется максимум 8 ГБ, окажет незначительное, но заметное влияние, порядка нескольких кадров в секунду. Точно так же игра будет загружаться быстрее.
И наоборот, если у вас 8 ГБ ОЗУ и вы обновляете до 16 ГБ, а игра использует только 8 ГБ, тогда разница будет нулевой, или, по крайней мере, улучшение не будет заметно со стороны пользователя.
Как вы можете видеть, это постепенное снижение невероятно быстро и по сути означает тратить деньги на гигабайты, которые останутся бездействующими и нетронутыми в течение всего игрового сеанса.
Сколько тактовой частоты нужно для RAM?
Ответ очень похож; улучшение зависит от того, какой объем/скорость у вас есть, и до какой суммы вы обновляете. В большинстве случаев разница будет в несколько кадров в секунду или близка к нулю.
Все это зависит от процессора и игры. Процессоры Intel, как правило, меньше всего выигрывают от лучшей тактовой частоты ОЗУ из-за встроенной архитектуры своих чипсетов, в то время как процессоры AMD Ryzen 7 дают несколько ощутимое улучшение, приближаясь к +10 FPS в некоторых случаях и для определенных игр.
Сам графический процессор оказывает значительное влияние на степень улучшения.
В отличие от обычной оперативной памяти, чем больше VRAM у видеокарты, и чем быстрее, тем лучше игровой процесс. Не менее важны и сами графические процессоры. Современные итерации предлагают более совершенные внутренние наборы микросхем и алгоритмы, которые более эффективны при рендеринге графики.
Для повышения частоты кадров обновление графического процессора считается наиболее эффективным решением. Уже рассматривали невероятные улучшения от небрежных 20 FPS до захватывающих 100 FPS для многих игр.
Например, для сравнения, обновление GeForce GTX 950 с 1 ГБ видеопамяти на GeForce RTX 2080 с 11 ГБ повлияет на игры гораздо больше, чем переключение с 8 ГБ ОЗУ на 16 ГБ ОЗУ.
Вывод
Ответ прост: после определенного порога ОЗУ оказывает минимальное влияние на игровой процесс. Определите максимальные характеристики для выбранных вами игр и сопоставьте их с количеством оперативной памяти, и вы получите максимально возможный объем, определяемый оперативной памятью, передавая показатели производительности другим более важным компонентам, таким как графический процессор.
Рекомендуется тратить меньше на увеличение возможностей оперативной памяти вашей материнской платы/процессоров и отводить эти деньги в сторону лучшей видеокарты. Если ваш бюджет позволяет использовать отличный графический процессор наряду с 64 ГБ оперативной памяти, во что бы то ни стало, сделайте это.
Почему не стоит экономить на оперативной памяти, если вы геймер
Содержание
Содержание
Оперативная память, она же ОЗУ/RAM, создана для хранения произвольных данных запущенных программ. У каждого процессора есть своя кэш память — L1, L2, L3 и реже L4. Если в буфере памяти процессора нет требуемых данных, он обращается к оперативной памяти, которая выступает посредником между жестким диском и процессором через системную шину.
ОЗУ обеспечивает быструю работу операционной системы, браузера, игр и других приложений за счет высокой скорости чтения данных в сравнении с HDD и SSD. При заполнении всего объема RAM-памяти, ОС начинает «тормозить». Чтобы избежать «подвисаний», добиться большей частоты кадров в играх и быстрой обработки рендеров в графических редакторах, следует подобрать для вашего ПК подходящий объем памяти.
Оперативная мифология
Миф 1. Для получения двухканального режима необходимо две или четыре планки одной серии
В лохматые годы времен DDR и DDR2 желательно было устанавливать планки с одной партии для достижения двухканального режима. Если память была куплена в разное время и в разных местах, иногда требовались шаманские обряды в BIOS для получения желаемого.
С появлением DDR3 и DDR4 даже память с разными таймингами и частотами отлично работает в двухканальном режиме. Это стало возможным благодаря решению JEDEC — комитета, занимающегося разработкой стандартов для оперативной памяти. Если есть возможность, все же лучше купить планки одной серии, но на двухканальность это никак не повлияет.
Миф 2. XMP или D.O.C.P. разгон с завода идеален
Производитель никогда не будет рисковать. Хотя заводской разгон может увеличить производительность памяти на 50 %, практически все компании используют TurboBoost
в щадящем режиме.
Поэтому с помощью ручных настроек в BIOS всегда можно поднять производительность еще
на 10–20 %. Разумеется, делать это стоит осторожно.
Миф 3. В 64-битной версии Windows нет лимита на поддержку ОЗУ
Лимит есть, но на практике он почти недостижим. Для версий Windows 8 или 10 максимальный объем 512 ГБ, для Windows 7 — 192 ГБ.
Миф 4. В ОЗУ главное частота
Частота увеличивает пропускную способность оперативной памяти, но важны и задержки при обращении к информации. При разгоне необходимо установить баланс между частотой
и таймингами. Если выставить минимальные значения задержки и максимальную частоту, производительность может даже упасть. Если сделать наоборот, можно получить тот же эффект. Единственный вариант: «метод научного тыка» и тесты.
Миф 5. Память DDR3 и DDR4 может работать вместе
Достаточно странный миф, который мог возникнуть только от незнания особенности оперативной памяти. Производители выпускают материнские платы с одновременной поддержкой DDR3 или DDR4. Даже в теории планки разных поколений не совместимы: DDR
не работает вместе с DDR2, которая не работает вместе с DDR3. Если поставить планки DDR3
и DDR4 вместе, это может привести к выходу из строя материнской платы и повреждению планки DDR4. Вольтаж DDR3 — 1,5 вольта, у DDR 4 — 1,2 вольта.
Миф 6. Если выставить слишком высокие параметры разгона, оперативная память сгорит
Если не трогать вольтаж, ничего страшного с оперативной памятью не случится. Тайминги
и частота не влияют на физическое состояние чипов памяти. Единственная опасность для памяти — эксперименты с вольтажом. В редких случаях «убить» ОЗУ может неправильная работа контроллера памяти или физическое повреждение материнской платы.
Некоторые уникумы умудряются перегревать DDR, превращая память в радиатор отопления.
С другой стороны, есть люди, проливающие кофе на оперативную память.
Основные параметры ОЗУ: объем, частота, количество каналов передачи данных.
Многоканальность
Одна планка памяти не может работать в многоканальном режиме. Ее мжно ставить только, если собираетесь докупать память в будущем. В идеале необходимо установить две или четыре планки одной серии. Процессор, работающий с памятью в двух или четырехканальном режиме выдает больше FPS.
В качестве подопытных используются:
Посмотрим, как на практике работает двухканальный режим. Первый тест проводится в 3D Mark FireStrike. Разница в синтетическом тесте практически незаметна, всего 17 пунктов.
Наибольший прирост от двухканального режима чувствуется при рендеринге и архивации файлов.
Рендер видеоролика в Adobe Premiere Pro CC сократился в двухканальном режиме на 28 секунд, то есть на 14 %.
Архиватор WinRar сжал данные на 20 секунд быстрее, что составило 20 % производительности. В играх количество FPS увеличивается на 7–14 %.
Синий цвет — минимальное число кадров в двухканальном режиме.
Красный цвет — минимальное число кадров в одноканальном режиме.
Зеленый цвет — среднее число кадров в двухканальном режиме.
Оранжевый цвет — среднее число кадров в одноканальном режиме.
Тесты с запущенными играми Battlefield 4 MP, Call of Duty AW MP, Far Cry 4, Dying Light, GTA4, Warface Ultra, CS: GO Ultra показатели значительную разницу в ФПС в режиме Singl и Dual. В Battlefield 23 кадра, в Counter-Strike 59 кадров в секунду, Far Cry 4 и Warface — 10 FPS и менее. Если собрать все данные вместе, двухканальный режим в «тяжелых» сценах дает прирост 14 % и средний 7 %.
В некоторых играх даже на ОЗУ с большей частотой при одноканальном режиме производительность может падать на 20–25 %, например, Assassin’s Creed Odyssey.
Объем имеет значение
Краткая рекомендация — чем больше, тем лучше. 16 ГБ в 2020 году хватает для обеспечения качественной картинки +60 FPS на Ultra настройках.
В том же Assassin’s Creed Odyssey установленные 16 ГБ оперативной памяти выдают на 11,5 % FPS больше в сравнении со средним показателями 8 ГБ ОЗУ. Про минимальные просадки
и говорить не стоит, 4 кадра в «тяжелых» сценах против 29 кадров с ОЗУ на 16 ГБ — 625 %. Максимальный прирост ФПС — 25 %.
А вот разницы между 16 и 32 ГБ практически нет, большинство игр еще не научилось «осваивать» такие объем информации.
Больше мегагерц
В баталиях вокруг заветных мегагерц сломано много копий. Одни, самозабвенно утверждают, что разницы никакой, другие твердят о радикальном повышении FPS. Почему существует два мнения?
Свою роль повышенное количество мегагерц начинает играть, если процессор не справляется
с нагрузкой. При 100 % загрузке оперативная память и файлы подкачки задействуются
по максимуму. Чем выше частота, тем заметнее разница.
Тесты показывают приличный прирост. На скриншоте тестируется память, работающая
в одноканальном режиме на частоте 1066, 2133, 3200 МГц.
В игре GTA5 на частоте 2400 МГц можно получить прирост на 30–34 FPS в сравнении
с 1066 МГц. При установке памяти с частотой 3200 МГц, FPS подпрыгивает до 50–65 кадров. При это загрузка процессора близка к 100 %.
Если будет достигнут предел возможностей памяти видеокарты, она начнет кэшировать данные, используя ОЗУ, в этом случае прирост за счет частоты будет незначительный — 1-2 кадра в секунду.
Разница в цене между планками памяти на 2133 МГц и 3200 МГц небольшая, зато она заметна в производительности, особенно на компьютерах со слабыми процессорами или мощными видеокартами. Повышенная частота поможет процессору выжать максимум ресурсов
из видеокарты.
С радиатором и без
Радиатор в основном устанавливается на плашки оперативной памяти для эстетики и не влияет на ее функциональность. За него не стоит переплачивать, если вы никогда не будете разгонять оперативную память. Но если собираетесь менять вольтаж и разгонять RAM по частоте, радиатор точно не будет лишним.
SMT-профиль
Хороший вариант для тех, кто не хочет рисковать. ОЗУ с SMT-профилем стоят дороже, потому что уже разогнаны по частоте и таймингам на заводе. Как правило, на них устанавливают радиаторы со стильной подсветкой.
Если вы игроман или профессионально работаете с графическими редакторами — не экономьте на оперативной памяти. +16 ГБ памяти и частота 2133 МГц или выше повысит производительность ПК на 14–20 %. В среднем рендер картинки в 4К на 8 ГБ ОЗУ занимает 15–20 минут. С планкой в 16 ГБ за 60 минут можно обработать на 1-2 картинки больше. Высокая частота и большой объем памяти позволит получать в играх на 14–25 FPS больше.
Имеет ли значение количество модулей памяти в играх: 1х32 ГБ, 2×16 ГБ или 4×8 ГБ?
Содержание
Содержание
Давайте, используя теорию и практику, разберемся, какая организация работы памяти компьютера будет оптимальной. Вспомним разные режимы работы памяти, топологию материнских плат и посмотрим тесты ОЗУ на популярных YouTube-каналах. А заодно подберем оптимальные по скорости и объему модули ОЗУ для апгрейда вашего ПК.
Объем памяти компьютера, ее скорость и режим работы сегодня волнуют пользователей сильнее, чем пару-тройку лет назад. Этому есть объяснение — многоядерные процессоры с шестью и более ядрами, часто используемые в игровых ПК, стали более чувствительны к скорости ОЗУ, увеличение которой дает прирост уже не только в синтетических тестах, но и в играх.
Ведь одно дело — загрузить данными из ОЗУ четыре ядра процессора, которых нам хватало на протяжении почти десятилетия, и совсем другое — шесть или восемь ядер, нарастивших производительность на такт и ставших быстрее.
Вносят свою лепту и игры, стремительно увеличивающиеся в объеме, в основном, за счет огромных текстур высокого разрешения. Например, Call Of Duty: Modern Warfare может занимать на накопителе более 200 ГБ(!), и эти гигабайты данных ваш ПК загружает с SSD в ОЗУ, а потом отправляет на обработку процессору и видеокарте.
Еще один фактор, привлекающий внимание к объему и организации ОЗУ, — тот факт, что большинство актуальных игровых ПК имеют 16 ГБ ОЗУ. Обычно ставят две планки по 8 ГБ. Этого объема пока хватает даже для самых требовательных игр, но если добавить работающий в фоне браузер, мессенджеры и прочий софт, без которого не обходится ни один ПК, то 16 ГБ ОЗУ легко заполняются на 100%.
Когда возникает необходимость апгрейда ОЗУ, появляется множество вопросов: добавить к двум планкам по 8 ГБ еще две аналогичные планки? Продать свою ОЗУ на вторичном рынке и сразу купить две планки по 16 ГБ?
А если вашим рабочим задачам уже впритык хватает 32 ГБ, то есть ли смысл в том, чтобы купить на первое время одну планку на 32 ГБ, а позднее добавить еще одну и получить 64 ГБ в двухканальном режиме?
Неудивительно, что недавно вышедшая в клубе DNS новость про сравнение разных режимов памяти вызвала бурное обсуждение в комментариях. Напомню, что автор видео с YouTube-канала Testing Games сравнил режимы работы ОЗУ 1х32 ГБ, 2×16 ГБ и 4×8 ГБ и почти во всех играх получил прирост в пару-тройку процентов кадровой частоты при использовании четырех модулей памяти.
Ну, а одноканальный режим работы ОЗУ 1Х32 ГБ, в котором пропускная способность памяти меньше в два раза, показал удручающе низкие результаты, сделав ОЗУ слабым местом всей системы.
Более подробное и тщательное тестирование разных режимов работы ОЗУ появилось пару месяцев назад на YouTube-канале i2HARD, где авторы протестировали режимы работы ОЗУ 2×8 ГБ, 4×8 ГБ и 2×16 ГБ на актуальных платформах Intel и AMD. Результаты тестирования также показали небольшой прирост скорости в работе четырех модулей ОЗУ по сравнению с двумя, а также прирост при использовании двухранговых модулей ОЗУ.
Разберемся подробнее, откуда берется такой прирост производительности при одинаковых объемах ОЗУ.
Двухканальный режим работы ОЗУ и ее ранговость
Даже начинающие пользователи знают, как важен двухканальный режим работы ОЗУ для производительного ПК и что желательно приобретать одинаковые модули ОЗУ парами. Эту задачу облегает то, что многие производители выпускают часть модулей ОЗУ наборами по две штуки. Для оптимальной работы памяти вам достаточно только правильно ее сконфигурировать, поставив в нужные слоты материнской платы и включив XMP-профиль.
Дополнительно небольшой прирост производительности можно получить, поставив в систему два двухранговых модуля ОЗУ. Ранг памяти — это область данных шириной 64 бита, к которой может обращаться контроллер памяти процессора. Один канал памяти тоже имеет ширину 64 бита, и двухранговые модули позволяют контроллеру чередовать запросы к модулю ОЗУ, немного повышая производительность. Подробнее про ранговость модулей ОЗУ можно почитать в этом блоге.
Большинство модулей DDR4 объемом 8 ГБ сегодня являются одноранговыми, как, например, популярные модули AMD Radeon R7 Performance Series.
А вот модули на 16 ГБ могут иметь как два, так и один ранг. Например, популярные модули Samsung [M378A2G43MX3-CTD] имеют чипы 16 Гбит, распаянные только с одной стороны, и являются одноранговыми.
Популярные у оверклокеров модули Crucial Ballistix серии U4, ранее бывшие только двухранговыми с чипами 8 Гбит, теперь могут попасться и в одноранговом исполнении с чипами 16 Гбит, о чем пишут пользователи на форумах, но в характеристиках ОЗУ это не указано.
Если с приростом от использования двухранговых модулей ОЗУ все понятно, давайте разберемся, откуда берется прирост на четырех одноранговых модулях ОЗУ и почему, несмотря на это, некоторые оверклокерские платы имеют только два DIMM-слота.
Топология материнских плат и работа с четырьмя модулями ОЗУ
В материнские платы с четырьмя слотами под ОЗУ можно установить четыре модуля памяти. Это позволит контроллеру памяти процессора отправлять записанные данные в один ранг, пока он ожидает чтения данных, ранее выбранных из другого ранга. То есть, мы получаем небольшой прирост производительности, как и в случае с двумя двухранговыми модулями ОЗУ.
Похоже, процессоры AMD и Intel последних поколений имеют возможность более эффективно работать именно с четырьмя модулями ОЗУ — по два на каждый канал контроллера памяти.
Это подтвердили на популярном и авторитетном YouTube-канале Gamers Nexus, получив в тестировании процессора Ryzen 5 5600X от 2% до 8% прироста в играх при использовании четырех модулей памяти DDR4 с частотой 3200 МГц и таймингами CL14. Причем в некоторых играх такая конфигурация даже смогла опередить два модуля ОЗУ, работающие в разгоне до 3600 МГц CL16 и 3800 МГц CL18.
Это довольно весомый аргумент купить материнскую плату с четырьмя слотами под ОЗУ даже в бюджетном сегменте, несмотря на то, что первое время будут использоваться только два модуля ОЗУ. Совсем неплохо иметь потенциал для повышения производительности при простом увеличении объема ОЗУ в будущем. Его может обеспечить, например, GIGABYTE A520M DS3H — одна из самых недорогих плат AM4, имеющая четыре слота под ОЗУ.
Казалось бы, если виден прирост от использования двухранговых модулей ОЗУ или от работы сразу четырех модулей во всех слотах материнской платы, то энтузиасты и оверклокеры должны выбирать именно такой вариант работы. Но так бывает не всегда. У каждой монеты есть оборотная сторона. Так, использование четырех модулей ОЗУ или их двухранговость заметно снижает разгонный потенциал. А вот насколько он снизится — зависит от конкретных модулей.
Производители материнских плат давно знают об этой особенности и иногда «затачивают» плату под максимальный разгон ОЗУ, оставляя на ней только два DIMM-слота, чтобы минимизировать помехи на проводниках и увеличить качество сигнала. Такие платы легко становятся рекордсменами по разгону ОЗУ, например, MSI MEG B550 UNIFY-X.
В премиальном сегменте материнских плат часто используется топология Diasy Chain, позволяющая достичь максимального разгона при использовании двух модулей ОЗУ, несмотря на наличие четырех слотов под нее. Яркий представитель таких плат — ASUS ROG Crosshair VIII Formula.
А вот материнские платы с Т-топологией показывают лучшие результаты разгона при использовании сразу всех четырех слотов. Пример — ASRock X470 Taichi. Именно такие платы идеально подойдут для работы с четырьмя модулями ОЗУ.
Можно ли ускорить работу памяти в одноканальном режиме?
Из теории и тестов на YouTube, которые мы приводили выше, понятно, что одноканальный режим работы — не самый лучший выбор для игрового ПК. Но если денег пока хватает только на 16 ГБ ОЗУ, а в будущем вы планируете расширить ее до 32 ГБ, выход есть. Это покупка двухранговой планки ОЗУ и ее разгон с настройкой таймингов.
На YouTube-канале Gerkon есть тест разных режимов работы ОЗУ, где взяли один двухранговый модуль ОЗУ на 16 ГБ CRUCIAL Ballistix Sport LT BLS16G4D30AESC и разогнали его до частоты 3800 МГЦ с настройкой первичных и, что важно, вторичных таймингов. В результате в играх получили производительность, которая не уступала двум одноранговым модулям с частотой 3200 МГц и таймингами из XMP-профиля, работающими в двухканальном режиме.
Похожие результаты автору удалось получить и на своем ПК, где один двухранговый модуль ОЗУ CRUCIAL Ballistix серии AES на 16 ГБ в скромном разгоне до 3400 МГц и в одноканальном режиме в играх и архиваторах работал быстрее, чем в двухканальном режиме на частоте 2400 МГц. Так что если вы не боитесь разгона, умеете настраивать тайминги ОЗУ и сбрасывать BIOS в случае неудачи, то и на одном модуле ОЗУ можно добиться приемлемой скорости работы.
У Gerkon есть очень подробный видеогайд по разгону ОЗУ, который позволит новичкам быстро получить результаты, сопоставимые с результатами опытных оверклокеров.
Но если вы делаете только первые шаги в разгоне ОЗУ, то не помешает начать с азов и почитать более доступные гайды по разгону ОЗУ и том, как важны ее тайминги.
Выводы и практические советы
Как видите, прирост в играх от использования четырех модулей ОЗУ на актуальных платформах Intel и AMD обнаружили сразу несколько YouTube-каналов, посвященных тестам компьютерного железа. Прирост небольшой, но бесплатный и не требующий разгона ОЗУ или ее сложной настройки.
Покупая материнскую плату и процессор на архитектуре Zen 3 или Rocket Lake, вполне можно дополнить их набором из четырех недорогих модулей ОЗУ, получив прирост в играх, сопоставимый с использованием более быстрых и дорогих модулей. Например — Kingston HyperX Predator [HX433C16PB3K4/32].
Минусы у такого решения тоже есть: будут заняты все DIMM-слоты на материнской плате, что лишит вас возможности простого апгрейда ОЗУ в будущем.
Комплект из двух двухранговых модулей ОЗУ по 16 ГБ тоже даст прирост в играх, но, как сказано выше, двухранговость не указывается в характеристиках, и даже популярные у оверклокеров модули Crucial Ballistix серии U4 могут быть как двухранговыми, так и одноранговыми.
Поэтому, если вы гарантированно хотите получить высокую производительность ОЗУ, не занимаясь ее разгоном, имеет смысл купить пару быстрых модулей ОЗУ с XMP-профилем на 3600 МГц, например, Kingston HyperX Predator [HX436C17PB3K2/32].
Стоит учитывать, что в реальных игровых условиях в сбалансированном игровом ПК, где производительность в играх упирается в видеокарту, можно не заметить на глаз разницу не только от режимов работы ОЗУ с двумя или четырьмя планками памяти (двухранговыми или одноранговыми), но даже и ее серьезного разгона.
С другой стороны, даже и небольшой прирост производительности в играх зачастую можно получить без замены видеокарты, только благодаря использованию более дорогих модулей ОЗУ или их сильному разгону. Рано или поздно система даже на новеньком Ryzen 5 5600X или Core i5-11600KF устареет и эти 2-8% прироста производительности станут более ценными.
Ну, а главным тормозом любого мощного ПК остается нехватка ОЗУ, поэтому в первую очередь рекомендуется увеличить ее объем до 32 ГБ на мощных игровых ПК, и до 16 ГБ на ПК среднего уровня. Тем более, что на фоне тотального роста цен на комплектующие стоимость ОЗУ растет не так быстро.