На что влияет объем сабвуфера
Как влияет на звук короб для сабвуфера
Короб для сабвуфера
Короб для сабвуфера — это дополнительные системы, входящие в акустическую систему, для построения звукового сигнала низких частот, улавливаемых человеческим слухом. Сабвуфер воспроизводит звуковые колебания в диапазоне от 20 до 160 Гц.
Эксплуатируются они в автозвуке, в домашних кинотеатрах для воссоздания спецэффектов при просмотре фильмов и воспроизведения музыки.
Короб для сабвуферов — это крепкие конструкции, выдерживающие значительные вибрации, без появления дополнительных нежелательных шумов, которые выпускаются заводами изготовителями акустических систем. Перед тем как перейти к изготовлению таких сабвуферов нужно представлять что они бывают:
В этой статье речь пойдёт именно о том как создавать, собирать и рассчитать корпус пассивного сабвуфера для акустической системы.
Какими бывают короба для сабвуфера
Закрытый ящик. Вид короба для сабвуфера, исполняет собой герметичный корпус с низкочастотным динамиком, установленным в одну из стенок конструкции.
Самый простой в изготовлении, но имеющий довольно низкие показатели КПД, а также качества излучаемого низкочастотного сигнала, в сравнении с более сложными корпусами.
Звуковые колебания просто распространяются за счёт вибрации диффузора динамика.
Фазоинверторный. Имеет специально изготовленные трубы, которые выводят воздушные потоки, создаваемые низкочастотным динамиком.
В таком виде акустического оформления короба, звук излучаемый динамиком, проходя по фазоинвертирующему каналу, излучаемому тыльной стороной диффузора, меняет фазу, а также складывается со звуковыми колебаниями исходящими с фронтальной стороны сабвуфера.
Фазоинвертор помогает повысить КПД устройства, а также увеличивает отдачу низкой частоты слушателю, одновременно расширяя диапазон генерируемых частот.
С дополнительным неактивным динамиком.
Такой короб содержит помимо активного излучающего низкие частоты динамика, также ещё один дополнительный диффузор, у которого отсутствует как магнитная система, так и звуковая катушка.
Таким образом, сумма звуковых колебаний будет равна волнам исходящим сразу от двух мембран. Естественно, пассивный динамик приводится в движение колебаниями активного, что влияет нижнюю рабочую частоту.
Бандпасс. Это вариант короба с фазоинвертором, вмещающий в себя дополнительные перегородки разделяющие камеры на разные по объёму.
Сам же динами помещается на перегородку между встроенными камерами.
КПД такой конструкции, выше чем у фазоинверторного типа, плюс ещё она позволяет ограничивать частотные характеристики излучаемого из сабвуфера звука. Короб такого типа уготавливается в нескольких категориях:
Четвертьволновой резонатор (ЧВ или четвертьволновик). Изготавливается в виде тоннеля, с положенной площадью и направлением. Имеет высокие показатели КПД, особенно, по сравнению с закрытым ящиком (выше на 150–300%), да и с фазоинвертором, а также байпасом (выше на 20–40%). Однако расчёт его и конструирование связано с множеством нюансов.
Материалы для сборки сабвуфера
Для изготовления короба сабвуфера применяют такие материалы:
Применение ДВП является нежелательным, так как этот материал обладает способностью расслаиваться. Применение дерева возможно, но это повышает стоимость изделия и его вес, но на характеристики звука и частотный диапазон влияет положительно.
Как рассчитать короб для сабвуфера
Перед тем как приступить непосредственно к изготовлению короба для сабвуфера следует провести нужные для этого теоретические расчёты.
Существуют дополнительные вспомогательные программы JBL SpeakerShop или Winisd beta и другие, которые устанавливаются на компьютер и рассчитываются нужные, для того или другого динамика, параметры корпуса.
Они не только кажут оптимальные размеры, но и продемонстрируют наглядно внешний вид будущего элемента акустики.
Для того чтобы звук был насыщенный и полноценный для определённого размера и соответственно мощности динамика рассчитывается объем короба.
Ниже приведена таблица примерного объёма для разных размеров динамиков.
Дюйм | Объем |
8 | 5-30 л |
10 | 10-50 л |
12 | 15-65 л |
15 | 30-105 л |
Сам объём высчитывается по формуле произведения таких величин как:
Собираем короб для сабвуфера своими руками
Чтобы выполнить сборку короба для сабвуфера необходимо будет приобрести следующие инструменты и материалы:
Теперь уже можно приступить к сборке:
Шумоизоляция поверхности короба сабвуфера
Шумоизоляция внутренней поверхности короба сабвуфера составляет значительный момент изготовления этого элемента акустики, излучающего только басы.
Выполняется она для того, чтобы достичь качественного звучания без поглощения звука стенками корпуса и для того чтобы во время сильной вибрации не появлялись дополнительные негативные шумы и дребезжания.
Обработка поверхности специальными шумо – вибропоглощающими материалами, имеющими специальную структуру, уменьшает влияние на корпус, а также положительно влияет на звук.
Для этого можно использовать следующие материалы:
При намереньи создать более крутое насыщенное звучание, рекомендуется обращаться за помощью к специалистам, имеющим опыт реализации такой техники или же в магазины по продаже применяемой продукции в создании акустических систем.
Выбор короба для сабвуфера. Виды ящиков
Здесь мы рассмотрим три основных типа коробов ( ящиков ), используемых в сабвуферах (как впрочем и в других АС). Но для начала немного о предназначении и функции какого бы то ни было ящика. Аккустическая головка излучает звук не только “вперед” но и назад, при этом фронтальная и тыловая звуковые волны противоположны по фазе.
В связи с этим, существует термин “аккустическое замыкание” при котором волны с обеих сторон диффузора складываются и(если они противоположны по фазе) гасят друг друга. В этом случае в идеале вы вообще ничего не услышите, на практике же звук будет, но очень далеким от оригинала.
Ящик аккустической системы, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуку требуемые характеристики по мощности и частоте.
Закрытый ящик (ЗЯ) – sealed box
Это наиболее простой в изготовлении тип аккустического оформления АС. Колебания в таком ящике находятся в закрытом обьеме и в конечном итоге гасятся. Но поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико оно все же оказвает влияние на характеристики аккустической системы.
(теплея воздух расширяется и повышает жесткость системы). Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом, который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику “кажется” что позади него существенно больший объем чем на самом деле.
На практике таким способом удается добиться увеличения “аккустического” объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.
При всей простоте этой конструкции она обладает многими достоинствами.
При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении отго же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность.
Нет более ненасытной твари в смысле подводимой мощности, чем закрытый ящик малого объема, поэтому-то динамики в них, как и было сказано, хоть и не выплевываются, но горят нередко.
Фазоинвертор (ФИ) – vented box
Фазоинвертор – следующий по распространенности тип акустического оформления. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике “ставится к стенке” используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха.
Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д.
Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством – вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора.
Это может на первый взгляд показаться парадоксом – как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее.
В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком – минимальны.
Выше частоты настройки тоннель становится все менее и менее “прозрачным” для звуковых колебаний, за счет инерции заключенной внутри него воздушной массы, и громкоговоритель работает как закрытый.
Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция отннеля постепенно сходит на нет и на самых низких частотах динамик работаеи практически без нагрузки, то есть как будто его вынули из корпуса.
Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора или повреждения звуковой катушки от удара о магнитную систему. В общем, если не предохраняться, поход за новым динамиком становится реальной перспективой.
Средством предохранения от таких неприятностей, помимо осмотрительности в выборе уровня громкости, служит использование фильтров инфранизких частот. Отрезая часть спекАвтозвук Кировтра, где все равно никакого полезного сигнала не содержится (ниже 25 – 30 Гц), такие фильтры не дают диффузору идти в разнос с риском для собственной жизни и Вашего бумажника.
Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.
Полосовой громкоговоритель – Bandpass
Третий тип сабвуфера, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) – полосовой громкоговоритель. Если закрытый ящик и фазоинвертор – акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия – объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот.
Простейший полосовой громкоговоритель – одинарный 4-го порядка (single vented). Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера).
Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы – отсюда и термин “симетричная нагрузка”.
Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте – чемпион по эффективности. При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола.
Путем выбора соответствующих объемов и частоты настройки передней камеры, можно построить сабвуфер с широкой полосой пропускания, но органиченной отдачей, то есть колокол будет низким и широким, а можно – с узкой полосой и очень высоким к.п.д. в этой полосе.
Колокол при этом вытянется в высоту.
Бандпасс – капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.
Чем же это компенсируется? Прежде всего, как говорилось – высочайшим к.п.д. Во-вторых – тем, что весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль.
Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля – и путь мощнейшим басам открыт. Специально для таких установок фирма JLAudio, например, выпускает гибкие пластмассовые рукава-тоннели, которыми она предлагает соединять выход сабвуфера с салоном.
Вроде шланга пылесоса, только толще и жестче.
Какой ящик для своего динамика выберете вы — решать конечно вам. А наша автостудия изготовит вам этот короб.
Как размер короба сабвуфера влияет на настройку. Из чего лучше сделать короб для сабвуфера своими руками
Многие любят слушать музыку с хорошими басами, которые буквально громыхают и заполоняют весь воздух в доме. Именно в таком качестве энергичная музыка заряжает позитивом, а при просмотре фильмов с отличным звуковым оформлением и картинка кажется более реалистичной, и вы буквально ощущаете себя в самом эпицентре событий.
Но вовсе не обязательно за всем этим отправляться в кинотеатр или идти на концерт любимого исполнителя, тратя большие деньги. Вполне достаточно улучшить качество акустики дома. Эта статья посвящена тому, как собрать короб для сабвуфера собственноручно. Никакой особенной сложности в этой работе нет.
Нужны элементарные навыки работы со столярными инструментами и чуточку терпения.
С чего начать?
К сборке короба надо подойти ответственно, поскольку от качества сборки зависит чистота звучания. Перед тем, как строить чертеж и начинать делать короб, определитесь с динамиками. Для сабвуфера оптимальным вариантом являются динамики импортного производства на 10-12 дюймов.
Классификация
Вот самые популярные конструкции сабвуферов:
Можно ли сделать самостоятельно расчет сложной системы акустики?
Конечно, если вы хотите добиться оптимального качества звука, бандпас предпочтительнее. Но его созданию предшествует большое количество высокоточных расчетов. Можно использовать для этого специальное ПО — WinlSD, которое поможет не только точно рассчитать все параметры системы, но и выдаст ее трехмерную модель. Кроме того, программа рассчитает габариты всех деталей.
Оптимальным решением для самодельного короба станет фазоинвертор. Он несложен в изготовлении, а качество звучания получается вполне приличное.
Требования к материалам изготовления
Короб должен быть изготовлен из прочного и плотного материала с хорошим звукоизоляционным эффектом. Идеальны в этом отношении фанера в несколько слоев или ДСП. К тому же, это — недорогие и удобные в обработке материалы.
Итак, вам понадобятся:
Построение чертежа
Берем за основу динамик в 12 дюймов:
Как правильно сделать короб для сабвуфера — порядок действий:
Самая сложная часть работы окончена.
Если в инструкции вашего динамика указаны другие дополнительные параметры, которые можно занести в программу, отлично! Вы сможете рассчитать все замеры с точностью до миллиметра. Останется только вырезать все правильно и собрать в соответствии с рекомендациями по акустическим приборам.
Итак, в итоге работы с программой вы получите рекомендуемый полезный объем короба, диаметр отверстий и длину фазоинвертора. Последним незнакомым для многих словом обозначается труба, в которой и будет работать приобретенный вами динамик.
Материалы для изготовления короба
Пришел ответственный момент выбора материалов. Многие считают, что деревянные вариации остались в прошлом – сегодня можно использовать красивый прозрачный пластик или даже оргстекло.
Действительно, эффект от такого изобретения высшей техники в вашем авто будет весьма интересен, но вот качество звучания значительно уступит сабвуферам, которые расположены в коробах из разнообразной древесины.
Обычное дерево, панели, собранные из досок – все это не подходит для сборки короба своими руками. Лучше использовать материал с определенной дисперсией – фанера, ДСП, МДФ и прочие разновидности спрессованной стружки. Фанера должна быть многослойной, именно она выделяется самыми лучшими акустическими качествами:
Этим не могут похвастаться другие материалы. Фанера также самая удобная в работе — собрать из нее необходимую конструкцию не составит особого труда.
Но фанера или ДСП – это еще не все материалы, которые вам понадобятся для сборки полноценного корпуса сабвуфера. Необходимо соорудить определенную шумоизоляцию будущего прибора, отделав весь короб специальной тканью.
Приобрести ее можно в магазине, в котором вы покупаете динамик и прочие необходимые для сборки сабвуфера элементы. Ткань присаживается на скобы с помощью степлера, а ее натяжка должна быть весьма сильной. Также для отделки элемента тканью часто используют 88-й клей.
Углы будущего сабвуфера рекомендуют отделать металлическими уголками. Это поможет дольше сохранить хорошее состояние вашей колонки.
При правильном подходе к выбору материалов ваш автомобиль зазвучит совершенно по-новому, порадует вас отличными звуками из багажника, а прохожих удивит мощностью звука и дребезжанием стекол.
Чтобы правильно и без фатальных ошибок сделать короб, нужно для начала нарисовать схему раскроя и все необходимые вам элементы на листе бумаги или картона. Так вы сможете понять, как лучше раскроить материал и оптимально его использовать.
Затем следует непосредственно изготовление каждого необходимого элемента. Вырезать прямые грани можно ножовкой или электрическим лобзиком. А вот радиус для установки динамика вырезать вручную будет достаточно сложно.
После подготовки всех необходимых для сборки коробка сабвуфера элементов мы приступаем к непосредственному креплению деталей.
Скрепляется конструкция саморезами. Если выбран тонкий материал, можно использовать дополнительные планки для оборудования каркаса, а стенки набить на готовую конструкцию. Здесь вы принимаете решение самостоятельно, исходя из ситуации.
Важно, чтобы в процессе сборки осталась возможность выполнить подключения проводов из колонок и совершения прочих действий по монтажу сабвуфера, так что предусмотрите это при сборке короба.
Завершение процесса сборки
После совершения всех описанных выше действий музыка в вашем авто уже практически наполнена низкими частотами. Осталось лишь собрать непосредственно динамики и правильно выполнить подключение, как указано в заранее приобретенной схеме.
Вот так вы смогли самостоятельно собрать отличный и функциональный короб для сабвуфера полностью своими руками. Ваша машина уже зазвучала по-другому, а завистные глаза водителей-меломанов неотрывно наблюдают за потряхивающейся от мощности звука крышкой багажника.
Главное, чтобы все было подключено правильно, а магнитола справилась с частотами и выдавала достаточно чистое звучание. В противном случае вам придется заменить еще и магнитолу, чтобы добиться отличного результата от проведенной работы.
Подводим итоги
Собрать короб для сабвуфера собственными руками оказалось не так сложно, как это выглядит на первый взгляд. Для начала стоит провести все замеры, затем выбрать материалы, выполнить правильную сборку. Нужно выполнять все процессы аккуратно и никуда не спешить. Процедура не займет у вас слишком много времени, а результат будет стоить затраченных усилий.
Также можно сделать вывод, что сборка сабвуфера своими руками стоит в разы дешевле приобретения готового элемента аудиосистемы в магазине. Так что экономим деньги, развлекаемся и получаем отличные результаты.
Как известно из практики, недостаточно просто приобрести акустическую систему в машину, необходимо еще правильно ее установить. При этом очень большое число автолюбителей предпочтут заняться монтажом самостоятельно и изготовить короб для низкочастотного динамика собственными руками.
Наличие хорошего корпуса позволит изолировать так называемую “фронтальную” звуковую волну и сделать звук более качественным. Если же коробка для сабвуфера (своими руками сделанная или приобретенная в магазине) отсутствует, то басы слышатся неглубоко и слабо.
Посредством качественного корпуса эффективным образом устраняется наложение волн, и таким образом обеспечивается достойное звучание.
Какой материал выбрать
Делая короб для сабвуфера собственными руками, важно всегда помнить о том, что он должен быть виброустойчивым и очень крепким. В противном случае вибрация вызовет частоты, которые отрицательно повлияют на качество звука.
Исходя из этого, нужно грамотно подойти к процессу выбора материала для короба. Лучше всего подойдет бакелитовая или ламинированная фанера толщиной более восемнадцати миллиметров. Бюджетные варианты и китайские аналоги не смогут обеспечить необходимого качества звучания.
Что касается ДСП, то она также применима в обустройстве автомобильного динамика, однако этот материал обладает двумя весьма значительными недостатками. Первый заключается в том, что он легко поглощает влагу, а второй – в том, что при требуемой толщине он является довольно тяжелым.
Однако конечный выбор в любом случае остается за автовладельцем.
Перечень необходимых расходных инструментов
Когда материал, из которого впоследствии будет изготавливаться короб для сабвуфера, приобретен, следует убедиться в наличии всех необходимых для работы расходных инструментов.
В первую очередь потребуется эпоксидный клей, оцинкованные гвозди, шпатлевка со стекловолокном, силиконовый герметик и грунтующая смесь. Кроме того, нужно не забыть о саморезах разной длины.
Также обязательно в наличии должны быть такие инструменты, как дрель, электролобзик, шлифовочная машина и шуруповерт.
Основные этапы изготовления
Для начала требуется раскроить фанеру согласно размерам низкочастотного автомобильного динамика. Далее необходимо склеить между собой все вырезанные детали при помощи эпоксидного клея. При этом для большей надежности можно дополнительно скрепить их саморезами.
После надежной фиксации деталей, которые составляют короб для сабвуфера, места абсолютно всех срезов следует обработать герметиком на силиконовой основе. Это позволит придать конструкции дополнительные влагоотталкивающие свойства. Готовую коробку можно покрасить или, например, обтянуть так называемым “акустическим карпетом” для придания привлекательного внешнего вида.
Корпус для динамика готов! Теперь автовладелец может выполнить подключение автомобильного сабвуфера.
Короб с фазоинвертором хорошо подойдет для клубной музыки или соревнований по автозвуку. Такая архитектура больше, чем обычный закрытый ящик. «Банд пасс» имеет самый большой допустимый размер и необходим там, где нужен звук большого давления, поскольку динамик расположен на внутренней стенке короб ки между двумя объемами.
Имеет значительные задержки звука.
Для изготовления короб а лучше всего подойдет МДФ. Рассчитайте объем будущего бокса и длину каждого фазоинвертора для каждой головки. Для этого можно воспользоваться программой JBL Speakershop.
Установите также Volume Box Calculator рассчитайте внешние параметры короб а, учитывая высоту и ширину багажника машины.
Разметьте МДФ по выбранным размерам и начните распил. В этом поможет циркулярная пила, хотя можно воспользоваться лобзиком. Обратите внимание, что толщина одного листа фанеры должна быть не менее 18 мм.
К нижней части будущей короб ки для сабвуфера приложите переднюю стенку и прикрутите ее на несколько саморезов, которые используются для крепления к гипсокартону. Аналогичным образом сделайте верхнюю крышку.
Из нижней глубины ящика вычтите толщину материала и отметьте на нижней части полосу, до которой необходимо будет убрать материал. Такую же операцию сделайте и на верхней части. Отмечать скос можно с помощью карандаша и линейки. Возьмите рубанок и снимите отмеченные излишки, а затем прикрутите заднюю стенку.
Выступающие части снова снимите рубанком. Поставьте короб боком на лист МДФ и нарисуйте боковину для обеих сторон (в случае, если у вас два сабвуфера ). Вырежьте и вставьте эти боковинки в среднюю стенку, образуя два отсека. Прикрепите их.
Так как конструкция состоит из двух стенок, то просверлите небольшие дырки для крепления саморезов для второго слоя. Поэтапно соберите конструкцию, начиная с передней и нижней стенки. Для герметичности крепления используйте жидкие гвозди.
Прикрутите верх будущего короб а, а затем заднюю крышку. Обработайте края. Сделайте разметку под сабвуферы и вырежьте дырки под фазоинверторы, которые располагаются на боковой части короб а. Правильность вырезанного отверстия можно проверить самим динамиком.
Как выбрать свой корпус сабвуфера.
Главная Обзоры Как выбрать свой корпус сабвуфера. Варианты поставки сабвуферовЕсли вы планируете установить одну из стандартных сабвуферных систем, то, соответственно, в ней сабвуфер уже разработан, изготовлен и собран.
Если вы выбираете другой путь, то у вас появляется возможность выбора варианта поставки сабвуфера по степени его собранности (три основных варианта приведены в таблице 1).Если вы не особенно интересуетесь, что находится внутри корпуса сабвуфера и как он работает, то, наверное, самый лучший путь для вас – приобрести готовый саб.
К сожалению, несмотря на «профессиональный» вид такого изделия, нет никакой гарантии, что вы получите от него приличный звук. Если вы выбираете этот вариант, покупайте продукцию только известных брендов с хорошей «звуковой» репутацией и обязательно прослушивайте выбранный сабвуфер перед тем, как заплатить за него.
Не стоит доверять приведенным техническим характеристикам – многие фирмы приводят нечестные данные.В случае если цена сабвуфера для вас не имеет большого значения, стоит обратить внимание на продукцию некоторых фирм, поставляющих готовые сабвуферы, специально разработанные для популярных моделей автомобилей.
Их форма точно подходит для размещения в багажнике или салоне, а звук настроен с учетом акустических особенностей конкретной модели машины.Установка отдельно приобретенных динамиков в ящик заводского изготовления дает вам определенную гибкость в выборе компонентов без необходимости заниматься изготовлением ящика самому.
При правильном подходе вы не только получите лучший звук, чем при использовании готового саба, но и сэкономите деньги (советы по выбору компонентов приведены ниже). Сейчас продаются готовые ящики практически любой формы, размера и типа (портированные, герметичные и узкополосные), приспособленные под установку динамиков с любыми характеристиками.
Обычно они уже покрыты ковровым покрытием и имеют места для установки динамиков.Если вы имеете практические навыки работы с деревом, это позволит сэкономить вам немалые деньги. При этом вы сможете изготовить ящик любой формы, вписывающийся в самое неудобное пространство. Варианты конструкции ящиков описаны ниже.
Таблица 1. Варианты поставки сабвуферов.
Вариант поставки | Описание |
Готовый сабвуфер | Самый простой вариант (и самый профессионально поработанный на первый взгляд. Гарантии хорошего звука нет. |
Ящик заводского изготовления и отдельные компоненты | Вы имеете возможность выбора и ящика, и компонентов, и при этом избавлены от проблем, связанных с самостоятельным изготовлением ящика. По сравнению с первым вариантом, возможно лучшее звучание за меньшую цену. |
Ящик собственного изготовления | При наличии навыков работы с деревом, вы сможете сэкономить приличные деньги. При этом можно изготовить ящик произвольной формы, оптимально вписывающийся в любое место. |
Типы корпусов
Существует множество типов корпусов – герметичные, портированные, узкополосные и лабиринтные. Что бы вы ни решили – покупать готовый ящик или делать собственный, – полезно будет приобрести некоторые знания в этой области.
Возможно, вы когда-нибудь видели динамики, просто подвешенные в задней части салона без какого-либо ящика, и у вас возникал вопрос: «А зачем вообще нужен ящик позади динамика?». Ответить на этот вопрос довольно просто: задняя часть динамика излучает звук той же мощности, что и передняя, но в противоположной фазе.
Самые распространенные конструкции ящиков для сабвуферов приведены в таблице 2.
Таблица 2. Наиболее распространенные типы корпусов сабвуферов.
Тип корпуса | Схема | Описание |
Нет корпуса | В качестве ящика используется багажник автомобиля.Наличия ящика заводского или самостоятельного изготовления не требуется.Из-за недостаточной акустической изоляции багажника от салона качество звука неудовлетворительное (плохая отдача на басах). | |
Герметичный | Самая простая в изготовлении конструкция.Динамик защищен от толчков при включении и проникновении сверхнизких частот.Обеспечивается глубокий бас при малом объеме.По сравнению с другими корпусными конструкциями, не обеспечивается отдача на самых низких частотах. | |
Портированный | Вариант, более сложный в исполнении, чем герметичный ящик.Защита динамика от повреждения при включении и на низких частотах не обеспечивается.Обеспечивается звучание басов с частотами, по крайней мере, на октаву ниже, чем у герметичной конструкции с одинаковыми динамиками.По сравнению с герметичным вариантом, требуется ящик намного большего объема. | |
Узкополосный | Более сложная в изготовлении конструкция, чем два предыдущих варианта.Излучение звука происходит в пределах узкой частотной полосы, что смягчает требования к спаду характеристики кроссовера сабвуфера. Возможно появления эффекта звучания “на одной ноте”. По сравнению с герметичным вариантом, требуется ящик намного большего объема. | |
Лабиринтный | Сложный в изготовлении и дорогостоящий вариант, предусматривающий изготовление внутренней лабиринтной структуры.При правильном изготовлении обеспечивается звучание басов с частотами ниже, чем у герметичной конструкции.Не рекомендуется. |
Бескорпусные сабвуферы.
Бескорпусные сабвуферы предназначены для установки на заднюю панель салона за задним сиденьем. При этом в качестве ящика используется багажник автомобиля. По идее, должен изолироваться салон машины от звука, излучаемого задней стороной динамика сабвуфера.
Теоретически, если вы имеете подходящие динамики, а размеры задней панели позволяют вам установить их, то отпадает необходимость покупать ящик или изготавливать его самостоятельно. Однако проблема в том, что багажники большинства автомобилей не обеспечивают достаточную акустическую изоляцию от салона машины.
Это означает, что «противофазный» звук будет проникать в салон и приглушать глубокие басы. Если у вас есть знакомый с сильным и низким голосом, попросите его сказать пару слов в открытый багажник вашей машины. При этом вам нужно сидеть в салоне с закрытыми стеклами.
Если вы плохо слышите, что говорит ваш друг, значит, в ваш автомобиль можно ставить бескорпусный сабвуфер. В противном случае придется выбрать другой вариант.
Использование герметичного ящика позволяет избавиться от звука, излучаемого задней стороной динамика, но оказывает влияние и на «передний», нужный звук. Дело в том, что воздух внутри герметичного объема действует как своеобразная пружина, изменяя поведение динамика. Характер этого влияния зависит от конструкции динамика и от объема корпуса.
Герметичные ящики имеют много преимуществ перед корпусами других типов. Такой ящик проще разработать и изготовить. При этом к размеру и объему ящика не предъявляются жесткие требования: он может быть несколько больше или меньше, чем рекомендуется. Небольшие отклонения характеристик динамиков от оптимальных в этом случае также не оказывают негативного влияния.
Если ящик и динамики вы приобретаете отдельно, то лучше остановиться на этом варианте конструкции. Эффект «воздушной пружины» защитит ваши динамики от повреждения при включении сверхнизкочастотных колебаний и слишком мощного сигнала.Для того чтобы герметичный ящик давал глубокий бас, он должен иметь большой объем.
Основным недостатком такой конструкции является невозможность воспроизведения таких же глубоких басов, как у других корпусных вариантов.
Сабвуферы с портированным корпусом.
Использование такого корпуса позволяет «направить в нужное русло» звук, излучаемый задней стороной динамика. Благодаря этому удается получить более глубокий бас, чем при использовании герметичного ящика. В таком корпусе противофазный звук проходит через резонансную систему.
В резонаторе звук возникает так же, как и в пластиковой бутылке, если подуть в ее горлышко. Резонатор изготовлен таким образом, чтобы усиливался звук нужных частот.По сравнению с герметичными портированные системы значительно сложнее в разработке и изготовлении.
Они более чувствительны к небольшим отклонениям размеров ящика от расчетных, а также к отклонениям характеристик динамиков от паспортных значений. Кроме того, портированные ящики не защищают динамики от механических перегрузок при включении и проникновении на вход сигнала сверхнизкой частоты.
Большим плюсом таких конструкций является способность к воспроизведению глубоких (по меньшей мере на октаву ниже, чем у систем с герметичными ящиками) басов. Конечно, частоты 80 Гц и 40 Гц отличаются сильно. Но чтобы получить такое преимущество, ящик должен быть больше впятеро.
При выборе конструкции ящика между герметичной и портиро-ванной руководствоваться нужно одним критерием – объемом пространства, в которое вы планируете установить саб. Если он мал, то нужно остановить выбор на герметичном сабвуфере, если же относительно велик – на портированном.
Сабвуферы с узкополосным корпусом.
Узкополосный корпус напоминает портированный с той разницей, что прямое излучение динамика в нем устраняется с помощью внутреннего закрытого ящика. Соответственно на выходе такой конструкции будет только излучаемый задней стороной динамика, измененный резонаторной системой.
В отличие от описанных выше вариантов, такой сабвуфер обеспечивает отдачу только в пределах узкой частотной полосы. Значит при его использовании не требуется кроссовер с крутым спадом характеристики фильтра. Однако имеется определенный риск получения системы, звучащей на одной ноте (как бутылка, в которую дуют).
Узкополосные системы более сложны в расчете и изготовлении, чем герметичные или портирован-ные, и отличаются крайней чувствительностью к вариациям параметров динамиков и размеров корпуса. Поэтому очевидно, что ставить в такой ящик динамики по принципу «лишь бы поместились» совершенно бессмысленно.
Системы с узкополосным корпусом дают более глубокий бас, чем портированные конструкции при том же рабочем объеме. При этом также требуется ящик большого объема. Уникальным свойством узкополосных сабвуферов является возможность настраивать эффективность отдачи в рабочей полосе частот путем изменения параметров закрытой части ящика.
При очень эффективной отдаче полоса воспроизводимых частот сильно сужается, и саб выдает «пушечный» звук на одной ноте.
Сабвуферы с лабиринтным корпусом.
Хотя принцип работы таких ящиков отличается от используемого в портированных системах, здесь также применяется исправление звука, излучаемого задней стороной динамика. Это позволяет воспроизвести более низкие басы, чем в герметичных конструкциях.Лабиринтная структура задерживает звук от задней стороны динамика. Эта задержка используется для усиления звука, излучаемого спереди, на определенной частоте.Из-за сложной конструкции такие ящики трудно изготовить, и поэтому они дорого стоят. Вместе с тем подобные сабвуферы не имеют никаких преимуществ перед грамотно спроектированными порти-рованными системами, и зачастую создают проблемы, воспроизводя мидбасы. Добиться от сабов с лабиринтным корпусом хорошего звучания можно только методом проб и ошибок, а не путем расчета. По этим причинам не рекомендуется выбирать такие системы.
Секреты музыкального баса. Пособие по настройке сабвуфера для начинающих.Сабвуферы
САБВУФЕРЫ.Настройка сабвуферов.
Источник: журнал “Тюнинг автомобилей” (при участии Car&Music), апрель 2012
Про автомобильные сабвуферы в нашем журнале рассказано уже немало – и как выбрать подходящий динамик, и как сделать для него правильный корпус. Но один важный вопрос упоминался лишь вскользь – это настройка. К нам нередко приходят письма вроде “я все сделал, а оно все равно как надо не играет”. Итак, давайте разберемся, что нужно переключить и подкрутить, чтобы саб заиграл как надо.
Что такое бас вообще?Но перед тем, как сразу же кидаться крутить ручки и щелкать переключателями, давайте немного проясним, а что же вообще представляет собой бас как таковой. Динамик своим колеблющимся диффузором создает чередование сжатий и разрежений воздуха.
Принято считать, что среднестатистический человек воспринимает такие воздушные колебания именно как звук, если они происходят с частотами от 16-20 раз в секунду до 14-18 тысяч раз в секунду. То есть, от 16-20 герц до 14-18 килогерц.
Так вот, басом считается самый нижний диапазон этих звуковых колебаний — примерно от 20 до 150 Гц. Именно с такими частотами колеблются диффузоры сабвуферов и мидбасовых динамиков.
Обычно говорят, что колебания до 50 Гц — низкий бас, 50-100 — средний бас, а 100-150 — верхний бас (хотя деление это весьма условное и приблизительное).
ПОМНИТЕ, ЧТО ЗАДАЧА САБВУФЕРА – НЕ ПЕТЬ ГОЛОСОМ, А ВОСПРОИЗВЕСТИ ЛИШЬ САМЫЕ НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ. МУЗЫКУ ДОЛЖНЫ ИГРАТЬ ОСНОВНЫЕ АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ (ФРОНТАЛЬНЫЕ ИЛИ ВМЕСТЕ С ТЫЛОВЫМИ), А САБ – ЛИШЬ ПРИДАВАТЬ ЗВУКУ НЕОБХОДИМУЮ МАССИВНОСТЬ И ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ
КСТАТИНастраивая бас, полезно знать, какая область частот в звуке за что отвечает. Для примера возьмем ударную установку: область частот в районе 40 Гц определяет глубину и мягкость удара, в районе 63 Гц — увесистость, тяжесть удара, область около 80 Гц — твердость удара. В звуке бас-гитары или контрабаса частоты в области 40 —50 Гц определяют массивность инструмента, а в области 100 Гц — плотность, упругость баса.
Что мы слушаем?
Но физика процесса, давайте теперь посмотрим на все это дело с музыкальной стороны. Для начала возьмем рэп, хип-хоп или дабстеп. Чернокожие парни особенно любят низкий, утробный бас на грани инфразвука, заставляющий вибрировать все потроха. Так вот, такой „кишкотряс” — это звуки с частотами в районе 30-50 Гц.
Возможно, вы удивитесь, но это, пожалуй, единственные жанры, которые требуют полноценного воспроизведения столь низких частот, во всех остальных музыкальных жанрах такой глубокий бас не несет какой-то серьезной информативности.
Например, если взять музыку с „живыми” инструментами, то в ней практически вся информативная составляющая и энергетика баса сосредоточена в области частот выше 40 Гц. К примеру, бас-гитара. Звук ее струн состоит не только из основных тонов, но и из обертонов — гармоник от основного тона, которые имеют более высокие частоты.
Именно по их характеру мы и отличаем звучание, например, бас-гитары Маркуса Миллера от, скажем, бас-гитары Клиффа Бертона, даже если они попытались бы наиграть одну и ту же мелодию в одинаковой тональности. Именно обертона имеют в звуке большинства инструментов самую высокую информативность. Или взять, к примеру, динамичную электронную музыку — бодрый клубнячок.
В ЭЛЕКТРОННОЙ МУЗЫКЕ МЫ ПОЛУЧИМ НЕ ПЛОТНЫЙ БАСОВЫЙ РИТМ, А ЛИБО ВЯЛОЕ УХАНЬЕ, ЛИБО НАПРОТИВ – ГУЛКУЮ КОЛОТУШКУ, ОТ КОТОРОЙ ЧЕРЕЗ 10 МИНУТ НАЧНЕТ БОЛЕТЬ ГОЛОВА. В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ САБ БУДЕТ ВОСПРИНИМАТЬСЯ ВООБЩЕ ИГРАЮЩИМ ОТДЕЛЬНО, КАК БЫ САМ ПО СЕБЕ.
Первый этап: включаем фильтр нижних частот
Итак, нам нужно в сигнале сабвуфера ослабить средние и высокие частоты, и оставить лишь низкие. Это умеет делать частотный фильтр, в данном случае — фильтр нижних частот (ФНЧ, он же Low Pass Filter, обозна чается как LPF или просто LP). Он пропускает все, что ниже частоты настройки и ослабляет все, что выше. Таким фильтром может быть оснащено, к примеру, головное устройство, усилитель, или же он может быть и там, и там одновременно.Второй этап: выставляем предварительную частоту настройки и громкость сабвуфераТеперь найдите регулятор, отвечающий за частоту настройки фильтра. В усилителе — это обычная „крутилка”, обозначается как Frequency или что-то в этом роде. Выставьте ее пока на частоту 80 Гц. При такой настройке на сабвуфер беспрепятственно будут проходить только низкие частоты, а все что выше 80 Гц, будет заметно ослабляться. Отыщите другую „крутилку” — чувствительности (может обозначаться как Level или Gain), отрегулируйте ей громкость сабвуфера относительно основных динамиков. Не переборщите с уровнем, саб не должен перекрикивать все остальное!ЕСЛИ УРОВЕНЬ САБА БУДЕТ СЛИШКОМ ВЕЛИК, ТО БАС ПОТЕРЯЕТ В СВОЕЙ НАТУРАЛЬНОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ „ЖИВЫХ” МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ), ЧЕТКОСТИ И УПРУГОСТИ (ВАЖНО ДЛЯ ЛЮБОЙ МУЗЫКИ). ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ БОЛЬШОЙ ЛЮБИТЕЛЬ „КИШКОТРЯСНОЙ” И „ВОЛОСОШЕВЕЛИТЕЛЬНОЙ” ЭЛЕКТРОНИКИ, ВСЕ РАВНО ” УМЕРЬТЕ СВОЙ ПЫЛ, МНОГО ПЛОХОГО БАСА – ЭТО ХУЖЕ, ЧEM В МЕРУ ХОРОШЕГО.
Третий этап: подбираем полярность включения сабвуфера
Существует распространенное, но ошибочное мнение, что динамики можно подключать только строго соблюдая полярность, обозначенную на усилителе, мол, плюс к плюсу и минус к минусу. Иначе они будут работать якобы „не в ту сторону” и быстро выйдут из строя.
На самом же деле диффузор динамика всегда ходит одинаково и в „плюс”, и в „минус” относительно своего положения покоя, а полярностью подключения всего лишь определяется, в какую сторону он пойдет „сначала”, а в какую „потом”. Это, понятное дело, никак не сказывается на самочувствии динамика, но зато сказывается на его звучании.
Так что на этом этапе мы будем определять правильную полярность включения сабвуфера.Поставьте музыку, в которой есть хорошо различимые низкочастотные инструменты и постарайтесь выбрать такой вариант подключения саба, при котором он будет максимально сливаться своим звучанием с основной акустикой, будет максимально четким и собранным.
Поскольку звуковая картина с передних и задних сидений будет отличаться, вам придется побегать: поменяли на сабвуфере полярность — сели за руль послушали, потом опять к багажнику: поменяли, послушали, выбрали лучший вариант. Помните, что слушать нужно при закрытых дверях.В идеале не должно быть слышно, что бас идет сзади.
Когда вы сидите впереди, должно создаваться впечатление, что басят передние, основные динамики.
Если добиться такого цельного и слитного звучания не получается, то, возможно, вы немного перестарались с громкостью сабвуфера (в этом случае просто убавьте чувствительность на усилителе), допустили какие-то промахи при изготовлении корпуса (он издает паразитные призвуки) или у вас просто что-то дребезжит в багажнике (эти звуки, кстати, не обязательно должно быть отчетливо слышны, они могут успешно маскироваться сабвуфером).
Четвертый этап: регулируем сабсоник
Многие басовые усилители оснащены так называемым „подтональным фильтром”, сабсоником. Это на самом деле обычный фильтр верхних частот, который ослабляет в сигнале все, что ниже частоты его настройки, то есть убирает самые-самые низкие частоты.
Вот тут, наверняка, может возникнуть вопрос — зачем он нужен, разве ж саб не предназначен для того, чтобы воспроизводить нижние частоты?Просто все дело в том, что чем ниже частота, тем выше ход у динамика, и на сверхнизких частотах он может оказаться настолько большим, что там недалеко и до порванного подвеса, изломанного диффузора или заклинившей звуковой катушки. Мне нередко приходилось наблюдать ситуацию, когда диффузор сабвуфера ходит ходуном, а бас при этом вялый и гулкий. И напротив, действительно громкий, сочный и упругий бас зачастую может издавать сабвуфер, диффузор которого вроде бы едва шевелится. А ведь мы уже говорили, что в реальной-то музыке частот ниже 30 Гц практически нет, причем даже в самом забойном гангста-рэпе. А посему мы можем ослабить малоинформативные сверхнизкие частоты абсолютно без ущерба для музыки. Будучи же освобожденными от них, сабвуфер заиграет гораздо лучше — он будет басить четче иупруже, повысится предел максимальной громкости. Настройте сабсоник на частоту около 20 Гц. Если вы любите очень громкий бас, то можете поднять его настройку до 30, а в экстремальных случаях и вовсе до 40 Гц. Не переживайте, вы при этом нисколько не потеряете в сочности и мясистости баса, зато сохраните динамик целым. Кстати, если у вас сабвуфер в корпусе с фазоинвертором, то сабсоник вообще из разряда must have. Дело в том, что в закрытом корпусе объем воздуха, заключенный внутри, придерживает динамик и не дает ему слишком разбалтываться. А вот в фазоинверторном это происходит только выше частоты настройки порта, а на более низких частотах диффузор болтается практически ничем не сдерживаемый, и очень быстро доходит до своих физических пределов хода со всеми, как говорится, вытекающими.
Пятый этап: „сращиваем” звучание сабвуфера с звучанием мидбасовых динамиков более тщательно
На этом этапе настройки вам предстоит найти оптимальную частоту настройки фильтра нижних частот (ФНЧ, LPF, LP) и громкость сабвуфера. Эти две регулировки всегда нужно выставлять в комплексе.
Принцип примерно такой:
При этом громкость нужно убавлять, иначе можно получить чрезмерную „колотушечность”, и это будет уже не бас, а долбежный гулкий звук как палкой по пустой бочке, этого нам тоже никак не нужно. В хорошо настроенной системе сабвуфер не должен восприниматься играющим отдельно.
Он должен сливаться с звучанием основной акустики так, будто это басит она. Старайтесь добиться, чтобы инструменты звучали наиболее естественно. И тогда вы сможете с уверенностью сказать: „Да, у меня в машине очень хороший качественный бас”.
ЧТО ДАЕТ ВКЛЮЧЕНИЕ ФИЛЬТРА ВЕРХНИХ ЧАСТОТ В ОСНОВНЫХ КАНАЛАХ?
Если вы просто добавляете сабвуфер в штатную систему, то все, чем вы располагаете для настройки — это лишь регулировки на нем самом (точнее, на сабвуферном усилителе). Если же у вас более развитая система, в которой от усилителя работают и основные каналы, то наверняка кое-какие регулировки есть и в нем.
В данном случае нам нужен фильтр верхних частот (ФВЧ, Low Pass Filter, LPF, LP). Работает он, как вы наверное уже поняли, прямо противоположно фильтру нижних частот — пропускает все, что выше частоты настройки и ослабляет все, что ниже.Если вы его включите, то ослабите в сигнале для основных динамиков самый низкий бас.
И неважно, что небольшие 6,5-дюймовые мидбасы (или какие у вас там) и без того низкий бас толком не воспроизводят, будучи освобожденными от низкочастотных сигналов, динамики заиграют намного легче, в звуке появятся упругость и четкость, уйдет гудение и призвуки двери, срастить звучание мидбасов с сабом станет намного легче.
Если вам доступна настройка ФВЧ в основных каналах, то настройте сначала этот фильтр, не включая сабвуфер. Слишком высокая частота настройки лишает звук основательности, весомости, а при слишком низкой ходу диффузора может быть слишком большим.
Найдите компромисс, при котором диффузоры динамиков будут иметь небольшой ход, но при этом еще не пропадет басовитость. После этого приступайте к настройке сабвуфера.
ЕСЛИ ДИФФУЗОР ХОДИТ ХОДУНОМ, ЧУТЬ ЛИ НЕ ВЫПРЫГИВАЯ ИЗ ДИНАМИКА, ТО ЭТО, ВООБЩЕ-ТО, ЕЩЕ НЕ ПРИЗНАК КРУТОСТИ. ЧАСТО КАК РАЗ С ТОЧНОСТЬЮ ДО НАОБОРОТ.Многие усилители оснащены фазовращателем. Он нужен для более точного согласования звучания сабвуфера и мидбасовых динамиков.
На этапе номер 3 мы подобрали наилучшую полярность включения простым перекидыванием проводов на клеммах сабвуферного динамика. Это, по сути, соответствует крайним положениям фазовращателя, которые обозначаются как “0” и “180 градусов”. Сам же фазовращатель позволяет выставлять еще и промежуточные значения.
Вы можете воспользоваться им при финишной настройке системы.
ЧАСТАЯ ОШИБКА
Многие ставят сзади одновременно овальные динамики и сабвуфер, наивно полагая, что, мол, чем больше, тем лучше. Это ошибочное суждение.
Овалы, если их грамотно установить, сами по себе достаточно басовиты, так что получается, что они будут воспроизводить одновременно с сабом один и тот же участок звукового спектра.
Но делать то они это будут по-разному (не станем сейчас вникать в детали, виной тому в разнице фазовых, импульсных характеристик), и в итоге получится как в той поговорке: кто в лес, кто по дрова. Получите ли вы при этом нормальный бас? Конечно же, нет.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
КАКУЮ МУЗЫКУ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ НАСТРОЙКИ САБВУФЕРА?
Для настройки подберите музыку с хорошо записанным басом. Но это должен быть не электронный бас, а какие-нибудь „живые” инструменты. Когда вы будете их слушать, вам будет легче представить их, а это значит, что вы сможете настроить систему точнее.
Один из самых каверзных и сложных инструментов для любой аудиосистемы — это контрабас. Даже если вы не слушаете такую музыку, настроив систему по записям контрабаса, вы можете быть уверенными, что все остальное уж точно отыграет как надо.
Хороший пример — диски Superbass и Superbass II, записанные студией Telarc.