На что влияет расход топлива
Большой расход топлива
Основные причины повышенного расхода топлива.
Нет такого водителя, который бы никогда не думал о расходе топлива своего автомобиля. Поверьте даже владельцы дорогих суперкаров думают о расходе топлива. Дело в том, что чаще всего повышенный расход топлива может являться признаком неисправности автомобиля. К сожалению, поиск неисправностей, которые возможно стали причиной повышенного потребления топлива может быть длительным и непростым.
1GAI.RU предлагает вам ознакомиться с самыми частыми причинами, из-за которых автомобиль начинает потреблять слишком много топлива.
Все мы знаем, что топливо из бака поступает по бензопроводу в камеру сгорания двигателя. Количество топлива, которое поступает в силовой агрегат, зависит от множества факторов. Поэтому вполне естественно, что автомобиль не может потреблять постоянно одно это же количество топлива. Вполне нормально, когда транспортное средство расходует то больше, то меньше бензина или дизельного топлива в зависимости от его условий эксплуатации. Например, в первую очередь расход зависит от того, насколько автомобиль загружен (пустой или с полным салоном пассажиров и багажа).
Также немаловажное значение играет расстояния, на которые передвигается автомобиль.
В большинстве случаев повышенный расход топлива не связан с какими-либо неисправностями в машине. Чаще всего каждый водитель может повлиять на потребление топлива, изменив свой стиль вождения. В том числе для уменьшения потребления топлива нужно провести осмотр колес и некоторых других частей машины, которые будучи в исправном состоянии, тем не менее, могут являться главной причиной перерасхода топлива.
Но не редкость когда повышенный расход топлива связан с возможными дефектами компонентов автомобиля. В этом случае решить быстро проблему не получится. Ведь для этого нужно сначала установить неисправность. К сожалению, найти дефект, который стал причиной повышенного расхода бензина или дизельного топлива очень трудно.
Во-первых, причинами перерасхода топлива могут быть одновременно как внешние факторы, так и внутренние (поломки машины).
Во-вторых, в автомобиле все взаимосвязано и причиной повышенного потребления топлива могут быть дефекты нескольких компонентов.
В каких случаях стоит обратить внимание на расход топлива
Если вы заметили что ваша машина стала потреблять больше топлива всего на несколько процентов, то не стоит на этом заострять внимание. Это норма. При незначительном росте расхода, скорее всего ваша машина не имеет неисправностей.
Если же расход топлива стал на 50-100 процентов больше чем обычно (в два раза больше), на одном и том же маршруте, при одинаковом стиле вождения одного водителя и т.п., то пришло время начать поиск причины, по которой ваша машина начала потреблять слишком много топлива.
Как самостоятельно установить причину повышенного расхода топлива
Прежде чем отгонять автомобиль в автосервис для диагностики, чтобы установить причину повышенного расхода топлива, вы можете провести самостоятельный осмотр машины и возможно самостоятельно устранить повышенное потребление бензина или дизельного топлива.
Во-первых, необходимо проверить давление во всех шинах автомобиля. Дело в том, что самой частой причиной повышенного расхода является неправильное давление в шинах. Например, при недостаточном давлении в шинах расход топлива может вырасти до 30 процентов.
Поэтому регулярно проверяйте давление в колесах и никогда не допускайте, чтобы давление в них было больше или меньше чем 0,5 бара от рекомендованного автопроизводителем.
Помните, что неправильное давление в шинах снижает или увеличивает сопротивление качению, что в конечном итоге влияет на расход топлива. Формула здесь простая. Чем меньше сопротивление качению, тем меньше расход топлива.
Также немаловажную роль играет сопротивление воздуха во время движения машины.
Например, если на крыше багажника вы установили коробку или любой груз, то сопротивление воздуха увеличиться и машина будет потреблять топлива больше.
Кроме того, на открытых участках местности при движении на большой скорости расход топлива также может увеличиться из-за увеличения сопротивления воздуха. Например, такое часто наблюдается при движении по эстакадам и скоростным шоссе. Если во время движения будет дуть сильный встречный ветер расход топлива автомобиля может увеличиться на 10-20 процентов.
В том числе увеличение расхода может быть из-за грязного воздушного фильтра. Помните, что загрязненный воздушный фильтр уменьшает поток поступаемого в двигатель кислорода. В итоге в мотор будет поступать не оптимальная топливная смесь, и топливная эффективность силового агрегата значительно снизится. Поэтому старайтесь проверять состояние воздушного фильтра не только, когда меняется масло в двигателе, но и проводя осмотр между плановыми интервалами ТО.
Механические причины повышенного расхода топлива
Как правило, все компоненты двигателя и навесного оборудования ответственны за потребление топлива, так как оказывают на мотор нагрузку. Любой вал, ролик, ремень и т.п. должен иметь свободный ход и не нагружать при своей работе двигатель. В противном случае даже при небольшом сопротивлении при вращении будет наблюдаться повышенный расход топлива.
Помните что в случае если что-то под капотом неисправно, то возможно при внимательном прослушивании работы всех систем в подкапотном пространстве вы услышите скрежет, скрип, свист и т.п. Эти звуки прямо указывают на то, что какие-то компоненты в подкапотном пространстве имеют дефект.
В этом случае есть большая вероятность что эти компоненты влияют на нагрузку двигателя, что конечно отразится на расходе топлива.
То же самое относится и к подшипникам колес, которые в случае износа не будут давать автомобилю оптимального наката на дороге. В итоге двигатель будет работать с увеличенной нагрузкой, что также повлияет на потребление топлива.
Также важную роль играет и тормозная система. Если она не исправна, то это может существенно повлиять на расход. Например, тормозные суппорта могут работать не синхронно, что в конечном итоге приведёт к тому, что колодки будут изнашиваться неравномерно.
В том числе не редко встречается проблема, когда одно или несколько колес перегреваются значительно больше других из-за задержки разжимания суппорта после торможения автомобиля.
Так что если ваша машина начала потреблять больше топлива чем обычно, то не забудьте после поездки и торможения проверить температуру колесных дисков. Если одно колесо горячее чем другие, то существует проблема с тормозной системой в этом колесе, что также является вероятной причиной перерасхода топлива.
Но удобнее всего проверить тормоза на подъемнике, путем вращения колес и с помощью визуального осмотра. Если вы обнаружите, что одна из тормозных колодок при свободном вращении колеса задевает об тормозной диск или слишком близко выпирает из суппорта, то требуется более детальная диагностика тормозного суппорта.
Дефект навесного и вспомогательного оборудования автомобиля может привести к перерасходу топлива
Неисправность и неправильная работа вспомогательного оборудования, которое установлено под капотом, может привести к росту потребления топлива. Например, существенно вырасти расход топлива может при неисправности компрессора кондиционера.
Всем нам известно, что при выключенном кондиционере автомобиль потребляет немного топлива. Но как только мы включаем охлаждение салона, то расход топлива сразу вырастает от 0,5 до 2,5 литров на 100 км пути.
Это связано с тем, что, включая охлаждение салона, начинает работать компрессор кондиционера, который соединен муфтой и ременным приводом с двигателем. В итоге компрессор оказывает на двигатель существенную нагрузку. Причем тем больше температура на улице, тем больше требуется мощности кондиционеру для охлаждения воздуха в салоне машины.
В случае неисправности компрессора или муфты на двигатель будет постоянно оказываться повышенная нагрузка из-за лишнего сопротивления. В итоге вместо 0,5-2,5л/100 км расход топлива при включенном кондиционере может быть в два раза больше.
То же самое касается и работы генератора, который также с помощью роликов и ремня соединен с вращающимися частями мотора. Для работы электрооборудования в любом автомобиле установлен генератор переменного тока, который не только заряжает во время работы двигателя аккумулятор, но поддерживает определенную силу току во всей электроцепи машины.
Но согласно законам физики, за выработанное электричество мы расплачиваемся потребляемой энергией, которая образуется из-за сгорания в двигателе топлива.
Правда, при исправном генераторе нагрузка на двигатель небольшая. Но в случае если генератор неисправен, то нагрузка на двигатель может быть увеличена, что обязательно скажется на экономичности автомобиля.
В том числе неисправный приводной ролик, изношенный ремень генератора или сломанный подшипник генератора может осложнить ход навесных агрегатов, что в итоге увеличит нагрузку на двигатель.
Так что всегда обращайте внимание на звук из-под капота, в тот момент, когда запускаете двигатель. Если в момент запуска вы услышите посторонние шумы, то вполне возможно существует неисправность в приводных ремнях или генераторе, которая возможно является причиной перерасхода топлива.
Неисправность электроники и датчиков может являться причиной повышенного потребления топлива
Электронная система управления двигателем может также являться главной причиной повышенного расхода топлива. Если вы стали замечать, что машина потребляет слишком много бензина или дизельного топлива, то обязательно проведите электронную диагностику автомобиля.
Вполне возможно, что в электронной системе управления двигателем зафиксированы ошибки, из-за возможных неисправностей датчиков и других компонентов автомобиля.
Редко, но встречаются случаи, когда причиной повышенного расхода топлива является непосредственно неисправность самого блока управления двигателем. Но чаще когда причина перерасхода становится поломка какого-либо датчика.
Самые главные датчики, которые влияют на экономичность машины, это датчик массового расхода воздуха (ДМРВ), датчик коленвала, датчик кислорода, датчик положения распределительного вала (распредвала), датчик положения дроссельной заслонки, датчик детонации, температурный датчик охлаждающей жидкости и датчик температуры воздуха.
Дело в том, что электронный блок управления двигателем регулирует работу силового агрегата в зависимости от получаемой от всех вышеуказанных датчиков информации.
Регулировка работы двигателя заключается в определении ежесекундно опережения зажигания, количества топлива необходимого в камере сгорания. Также блок управления двигателем определяет оптимально необходимый интервал впрыска топлива.
В случае если с датчика или нескольких датчиков начинает поступать неправильная информация, то двигатель может начать работать неправильно. Например, из-за лишнего поступления кислорода или неправильного опережения зажигания, из-за чрезмерного поступления топлива в камеру сгорания и т.п. В итоге это приведет к существенному увеличению расхода топлива.
В основном неисправность всех вышеописанных датчиков приводит к аварийному режиму работы двигателя. Как правило, в этом случае на приборной панели загорается значок «Чек двигателя».
Правда чаще всего это происходит при полном отказе датчика. Но не редко когда датчики из-за дефекта полностью не выходят из строя, но начинают передавать неправильные данные. В этом случае «Чек двигателя» может и не загореться на приборной панели. В таком случае узнать о дефектном датчике можно только с помощью компьютерной диагностики машины. При этой диагностики всегда можно узнать обо всех ошибках из-за неисправностей датчиков.
Ниже предлагаем вам посмотреть галерею, которая покажет вам еще несколько причин, по которым может наблюдаться увеличенный расход бензина или дизельного топлива:
Частой причиной повышенного расхода топлива может быть прогоревшая прокладка головки блока
В том числе повышенный расход топлива может наблюдаться из-за износа поршневых колец. Изношенные кольца приводят к снижению степени сжатия в блоке цилиндров. В итоге потребление топлива автомобилем увеличивается.
Если в автоматической коробке передач появилась неисправность, то это может привести к повышенному расходу топлива. Например, при некоторых дефектах АКПП передачи могут включаться раньше времени или с запозданием. Как правило, это связано с износом зубчатого механизма нескольких передач.
Частой причиной повышения расхода топлива становятся изношенные свечи зажигания. Из-за износа свечи зажигания воспламенение топливной смеси происходит не оптимальным образом.
Кроме того, не редко когда резкий рост расхода топлива связан с загрязнением катализатора выхлопной системы (на бензиновых автомобилях). Но чаще всего быстрее всего загрязняется сажевый фильтр в дизельных транспортных средствах.
Со временем катализатор и сажевый фильтр загрязняется (забивается) различными отложениями в процессе вывода веществ образующих при сгорании топлива.
Загрязнение выхлопной системы приводит к недостаточному выводу выхлопных газов. В итоге двигатель начинает работать с нагрузкой.
Иногда повышенный расход топлива может быть связан с утечкой топлива из топливной магистрали автомобиля. Первый признак утечки топлива из шлангов это сильный запах бензина или дизельного топлива во время движения.
Неисправность форсунок, которые отвечают за впрыск топлива в двигатель, также может являться причиной перерасхода топлива.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Большой расход топлива
Многих автовладельцев интересует вопрос связанный с большим расходом топлива. На расход топлива есть свои причины, некоторые из них совершает сам человек, ну а некоторые проявляются в связи выходом из строя узлов агрегата.
Причины увеличенного расхода топлива можно поделить на две группы. В первой вина ложится на транспортное средство — причина кроется в каких-либо механических неисправностях. А во второй за рост потребления бензина или солярки отвечает водитель, который допустил некоторые ошибки или сознательно создал тяжелые условия эксплуатации авто.
Ошибки водителя, увеличивающие расход топлива
Существует несколько типовых ошибок, которые допускают неопытные водители, ведущие к перерасходу топлива. Помните, что лишний объем бензина или солярки будет расходоваться при:
Также существует ряд объективных причин, по которым автомобиль потребляет больше топлива, чем это предписано. Все они связаны с состоянием его отдельных узлов и механизмов.
Технические причины увеличения расхода топлива
Для начала давайте разберемся с техническими проблемами, которые способствуют увеличению расхода бензина. Выясним самые часто встречаемые причины, связанные с двигателем и другими элементами, из-за которых увеличивается расход.
Факторы расхода топлива
#1 Износ двигателя
Обычно происходит из-за большого пробега авто или при неправильной его эксплуатации. Некоторые моменты, связанные с работой двигателя:
#2 Износ сцепления
Изношенный диск сцепления
Когда водителю требуется держать высокие обороты для того, чтобы тронуться с места и переключится на повышенную передачу — это напрямую влияет на расход топлива. Поможет в таком случае замена сцепления.
Одной из причин повышенного расхода топлива является износ диска сцепления. Ситуация здесь достаточно простая. В процессе трогания мотор расходует больше топлива, чем при постоянных оборотах. Этот факт присутствует даже при исправном сцеплении. Если же диск или другие части системы неисправны, то получается, что топливо расходуется, а машина стоит на месте. Чем чаще машина трогается с места, тем больший перерасход топлива имеет место быть.
В критических случаях подобная ситуация может возникнуть даже при езде в постоянном режиме. То есть, когда диск сцепления не обеспечивает синхронное вращение двигателя и коробки передач. Такая ситуация хоть и редкая, но может случиться в самых «запущенных» случаях.
Диагностировать износ сцепления достаточно просто. Для этого нужно поставить машину на ручной тормоз, включить пятую или четвертую передачу (в зависимости от коробки передач, то есть, самую высокую) и попытаться тронуться. Если при этом вы газом не заглушили мотор — это означает, что сцепление необходимо ремонтировать или менять полностью.
#3 Неправильно настроено зажигание
Неправильно выставленное зажигание также является причиной повышенного расхода топлива. В частности, если двигатель «троит», то бензин из неработающего цилиндра выбрасывается напрямую в выхлопную систему. Это приводит не только к перерасходу топлива, но и к повышенному износу катализатора.
Если же зажигание просто выставлено неправильно, то возникает ситуация, когда топливо сгорает не полностью. То есть, искра возникает до того, как топливная смесь появляется в цилиндре в полном объеме, или после того. В любом случае это приводит к ее неполному сгоранию. А это автоматически означает, что топливо расходуется впустую.
Поэтому всегда следите за состоянием системы зажигания. От этого напрямую зависит количество расходуемого топлива. Кроме того, неправильно настроенная система зажигания может вызвать проблемы при запуске двигателя.
#4 Износ шин
Износ шин автомобиля влияет не только на расход топлива, но и на управляемость. Следите за глубиной протектора покрышек.
Если покрышки достаточно изношены или давление в них меньше нормы, то это также приведет к тому, что авто начнет больше «кушать», нежели положено.
В такой ситуации необходимо заменить покрышки, и регулярно проверять давление в шинах.
#5 Неисправности тормозной системы
Они бывают разные, рассмотрим те, которые приводят к неполному разжатию суппортов, когда происходит так называемое — «подклинивание». Если суппорт не полностью разжался, то со временем непригодными становятся не только тормозные колодки, но и диски. Из-за излишней силы трения и сопротивления, естественно увеличивается расход топлива.
#6 Вышедшие из строя свечи зажигания
Нужно следить за состоянием свечей зажигания.
Через непригодные свечи авто работает некорректно, как результат — дополнительная нагрузка на двигатель. Это приводит не только к тому, что появляется большой расход топлива, но и к общему ухудшению работы. Чтобы избежать, необходимо проверять свечи.
К такой проверке относится осмотр цвета нагара, замер зазора электрода, проверка резистора на пробой. Также стоит обратить внимание на место примыкания белого изолятора к резьбовой части свечи — рыжий налет недопустим.
#7 Забитые форсунки или карбюратор
Топливоподача в цилиндры двигателя и расход зависит от состояния топливной аппаратуры.
Забитые форсунки — одна из самых распространенных причин перерасхода топлива. Они забиваются вследствие естественных причин. Таковыми является использование некачественного бензина, несвоевременная замена топливного фильтра, попадание грязи в подкапотное пространство и так далее.
При забитых форсунках возникает нарушение формы факела распыления топлива в камере сгорания. Из-за этого нарушается образование топливной смеси. То есть, для этого процесса используется большее количество бензина, чем необходимо при нормальных условиях.
В некоторых случаях из-за засорения форсунок двигатель может начать «троить». Это выражается в снижении динамических характеристик автомобиля. Также возможна долгая работа двигателя на повышенных оборотах, даже в режиме холостого хода. Это само собой приводит к увеличению расхода топлива.
Аналогичные рассуждения справедливы и для машин с карбюраторным двигателем. При засорении карбюратора возникает такая же ситуация с перерасходом бензина и падении динамических характеристик.
Поэтому всегда следите за состоянием топливной системы, в частности, форсунок на инжекторном двигателе и карбюратора на карбюраторном. Их засорение является прямой причиной перерасхода топлива.
#8 Поломка лямбда-зонда или ДМРВ
К значительному перерасходу топлива может привести и выход из строя датчика кислорода (лямбда-зонда). Его задача заключается в контроле количества кислорода, который идет в состав топливной смеси. Поэтому если этот датчик будет неисправен, то смесь будет создаваться неправильно, а это приведет к перерасходу топлива.
Лямбда-зонд достаточно хрупок. Существует ряд причин, по которым может выйти из строя. Среди них:
Аналогичные рассуждения справедливы и по отношению к датчику массового расхода воздуха (ДМРВ). Он предназначен для регулирования уровня подачи воздуха в цилиндры двигателя. Неисправности датчика выявить несложно. Как правило, при этом двигатель начинает работать нестабильно, особенно на холостых оборотах (очень высокие или низкие «скачущие» обороты), потеря динамических характеристик (машина плохо разгоняется). Датчик массового расхода воздуха не подлежит ремонту. Его можно лишь заменить, хотя его чистка может временно исправить ситуацию.
#9 Забитый воздушный фильтр
Только чистый воздушный фильтр может обеспечить образование нормальной воздушно-топливной смеси.
Рекомендуемая периодичность замены — каждые 15,000 км пробега. Требуется своевременная замена воздушного фильтра, ведь если он забит и вы это проигнорировали, то будьте готовы к тому, что у машины появиться хороший аппетит.
На расход также влияет применение воздушных фильтрующих элементов с тяжелыми матерчатыми предочистителями, поскольку, как и в случае с забитым фильтром, сопротивление воздуха увеличивается. Рекомендуются фильтрующие элементы легкого типа, чтобы сопротивление воздушного потока было минимальным.
#10 Стиль вождения
Динамические нагрузки и перегрузка машины способствуют лишнему расходу топлива
Если на автомобиле ехать с динамичными изменениями — резко ускоряться и резко тормозить — конечно же расход топлива у автомобиля увеличится в разы. Также стоит помнить о тюнинге и измененных аэродинамических показателях; это все стоит денег, в том числе тех, которые придется дополнительно отдавать на заправке.
#11 Постоянно включенные потребители электроэнергии
Особенно влияет работа кондиционера — при включенном «кондее» автомобиль начинает потреблять больше топлива. К примеру, в среднем, на каждые 100 км нужны дополнительные 0,8 литра горючего, поэтому старайтесь пользоваться кондиционером только при необходимости. Также оказывает свое влияние на расход топлива постоянная работа фар.
Часто поведение стрелки индикатора топлива начинает беспокоить как раз в зимний период, когда задействовано много потребителей энергии, а также факторов перегруженности авто, на которые начинающие водители, как правило, не обращают внимания. Сюда относится печка, кондиционер и различного рода подогреватели (подогрев сидений, стёкол, зеркал, предпусковой и т.п.).
#12 Перегруз автомобиля
Когда автомобиль загружают до предела, например на 5 посадочных мест садится семеро человек, а в багажнике также имеется какой-то приличный груз, тогда естественно тратится больше топлива для передвижения транспортного средства. Каждые 100 кг груза означают увеличение примерно на 10%.
Пустой багажник на крыше поднимает расход на 5%, а загруженный — аж на 40%. Прицеп сзади увеличивает печальный показатель на все 60%.
#13 Движение с непрогретым двигателем
Существует мнение, что можно сэкономить бензин, если перед движением двигатель хорошенько прогреть. Оно правдиво лишь отчасти. Да, действительно, теплый двигатель расходует меньше топлива. Это обусловлено тем фактом, что некоторая часть тепловой энергии уходит на разогрев корпуса и деталей мотора. Однако это происходит на начальном этапе. Поэтому небольшая часть бензина расходуется, грубо говоря, не по назначению. А когда двигатель уже прогретый, тепловая энергия идет непосредственно на работу самого мотора.
Однако данный метод экономии топлива является сомнительным. Дело в том, что на разогрев двигателя тратится не так много бензина. А учитывая, что для прогрева также нужно некоторое количество топлива, то получается, что экономия таким методом не имеет смысла.
Что следует учитывать в этом ключе, так это, что непрогретый двигатель выбрасывает в атмосферу гораздо больше вредных веществ. Некоторые западные автопроизводители пишут об этом в мануалах к своим машинам. Поэтому, прогревать машину лучше не в гараже, а на свежем воздухе.
Причины перерасхода топлива на дизеле
Теперь рассмотрим типовые причины перерасхода топлива на дизельных двигателях. Не касаясь общих (например, спущенные шины, перевозка тяжелого груза, езда при сильном встречном ветре) перечислим лишь те, которые непосредственно касаются дизельного двигателя.
Как видите, неисправности достаточно типовые. Поэтому, чтобы не допускать перерасхода топлива необходимо следить за исправностью перечисленных выше узлов.
Типы двигателей и характерные причины перерасхода топлива
Приведем для вас таблицу, в которой систематизируем причины большого расхода топлива, характерные для различных типов двигателей.