На что влияет развитие информационных технологий
Информационные технологии в нашей жизни
Актуальность: В современном мире мы можем наблюдать феномен внедрения информационных технологий в жизнь общества, семьи. Возможности и удобства, которые предоставляются в этой области, создают объективные предпосылки для использования информационных технологий в сфере образования, работы и отдыха. В отечественной и зарубежной литературе все больше внимания уделяется данной проблематике. В моей работе я бы хотела подробнее остановиться на изучении особенностей использования и влияния информационных технологий на жизнь человека, исходя из этого я поставила следующие цель и задачи.
Цель: Изучение влияния информационных технологий на жизнь человека.
Гипотеза: Если знать положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека, то возможно минимизировать их негативное воздействие и извлекать из них только пользу.
Задачи:
Рассмотреть понятие «информационные технологии».
Выделить положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека.
Составить опрос, показывающий влияние информационных технологий на жизнь человека.
Провести анкетирование и проанализировать результаты.
Создать памятку с информацией о информационных технологиях и об их влиянии на жизнь человека.
Методы исследования:
На представленной хронологической ленте можно проследить процесс развития информационных технологий. А также познакомиться с именами ученых, которые внесли вклад в представления об этой проблеме.
Моя главная задача заключалась в том, чтобы изучить влияние информационных технологий на жизнь человека, помимо этого мне было необходимо познакомиться с теорией о информационных технологиях, выделить положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека для этого я изучила материалы сети Интернет. Итогом моих поисков является данная презентация.
Еще одним этапом моего исследования являлся опрос. Основная задача опроса заключалась в том, чтобы показать влияние информационных технологий на жизнь человека.
По результатам опроса я смогла сделать вывод о том, что большинство респондентов считают, что:
Компьютерные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека и все чаще используются для развития и обучения детей и подростков. Надо больше говорить о зависимости от информационных технологий, проводить беседы с родителями, ограничивать детям время проведения за компьютером. В качестве профилактики компьютерной зависимости необходимо переключать детей на другие, не менее интересные вещи. Например, больше стимулировать их посещать кружки и секции, чаще устраивать совместный отдых на природе.
Сейчас распространяются всевозможные сервисы, которые выполняют за учащихся задания. В данном случае родителям стоит следить за тем, как ребенок выполняет домашние задания и какие оценки получает за классную работу. К данным сервисам можно обращаться, но в меру.
Одним из отрицательных аспектов влияния информационных технологий является недостоверность данных в интернете, чтобы избежать этого следует проверять информацию в разных источниках, сравнивать и анализировать её.
Очень важно подходить к этим технологиям с умом, уметь оценивать все преимущества и недостатки, которые они могут нам дать. Только в таком случае, когда мы полностью осведомлены об этих информационных технологиях, мы знаем, как поступать в дальнейшем.
Памятка на тему «Информационные технологии в нашей жизни»:
Информационные технологии и их влияние на общество
В современном мире главным ресурсом является информация. Практически все процессы сейчас базируются на информационных и коммуникационных технологиях.
Можно без преувеличения сказать, что в настоящее время информационные технологии занимают огромную роль в жизни каждого из нас. Сегодня даже сложно представить человека, не имеющего смартфона или какого-то иного гаджета. Даже у маленьких детей порой заметишь смартфон или планшет.
Информационные технологии настолько глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что некоторые люди отказываются от внешнего мира, заменяя его на технические устройства, и виртуальную жизнь. Путешествуя по городу, мы невольно сталкиваемся с тем, что множество людей едут рядом друг с другом молча, «уткнувшись» в свои смарты, ведь они на самом деле заменяют им реальное общение. В первую очередь это связано с тем, что наше общество вышло на уровень постиндустриального развития, что подразумевает под собой развитие информационных технологий, путем развития человеческого интеллекта. Создаются все новые и новые технологи, благодаря которым наша жизнедеятельность становится более комфортной и простой. Ведь, благодаря смартфону, мы можем связаться с кем нам необходимо и когда нам необходимо. Даже с людьми, находящимися за тысячу километров от нас.
Помимо этого, создаются такие приспособления, благодаря которым человеческий труд становится менее необходим, чем раньше, то есть он механизируется. В таких местах, как на заводах, человек совершает действия, которые постоянно повторяются друг за другом, поэтому люди придумали специальные машины, которые способны к той же производительности, что и обычные работники. Это позволило механизировать труд, и сократить работников, что очень выгодно владельцу, практически любого завода. Человеку же остается развивать себя в интеллектуальном плане, что позволит ему применить свои знания в других отраслях промышленности для зарабатывания денег и т д.
Также невозможно отрицать, что с внедрением информационных технологий, наша жизнь, действительно, стала более комфортной. Те же самые телефоны, для более удобной коммуникации, социальные сети и т д. Но ключевой проблемой является то, что люди, порой, не знают границ, человеку сложно остановиться, когда он поглощен чем-то. Когда он делает то, что ему нравится и в чем ему комфортно. Именно поэтому родители не разрешают детям много сидеть за компьютером, и заставляют их читать книги, ходить на выставки – все это для их благополучия, для их социального развития. А информационные технологии порой подталкивают людей к деградации. К сокращению их умственной деятельности, и это, безусловно, надо прекращать.
Кроме того обилие информационных технологий в современном обществе препятствует социализации личности. Зачастую, вместо того, чтобы встретиться с друзьями, человек предпочтет остаться дома и поиграть в компьютер. Вместо книг, он предпочтет посмотреть кино и т д.
Внедрение информационных технологий не только повлияло на современное общество, но и также проникло и в науку. Появление компьютеров вызвало большой интерес к их применению в сфере обучения. Применение в образовании компьютерных технологий предоставляют большие возможности, как преподавателю, так и студентам. Можно заметить, что изучая ту или иную дисциплину, как студент, так и преподаватель не может обойтись без помощи Интернета. Ведь именно там содержится вся необходимая нам информация, которую мы без труда можем найти и применить в той области, в которой нам это необходимо.
Процесс компьютеризации необратим, остановить его не возможно. Все развитые страны разрабатывают и используют информационные технологии обучения. Это вызвано тем, что непосредственно компьютер увеличил производительность труда во всех сферах деятельности человека. В наше время многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров.
По мнению многих специалистов, наиболее отрицательной чертой повсеместного использования информационных технологий является то, что они заменили людям реальное общение. Это очень хорошо видно на примере большинства современных детей. Они предпочитают поиграть в «планшет», чем выйти на улицу и подышать свежим воздухом. Зачастую это проблема воспитания, но и родителям и детям так удобнее.
Конечно, нельзя сказать, что информационные технологии влияют на нас и наших детей только отрицательно, они, безусловно несут в себе и положительный характер, но отрицательный аспект, по моему мнению, на данном этапе доминирует.
Рассматривая положительные стороны глобального использования IT-технологий, можно увидеть, что в настоящее время нам стало гораздо проще находить необходимую нам информацию, а, следовательно, нам стало проще развивать себя в интеллектуальном плане. Сейчас, если человек захотел выучить, какой-нибудь иностранный язык, ему не обязательно искать преподавателя или ходить на курсы, он может сделать это все электронным образом: существует множество обучающих сайтов и видеороликов.
С другой стороны, на нас обрушивается поток не только бесполезной, но зачастую, мягко говоря, недостоверной информации. При этом, такая информация, может вызвать большие негативные последствия, как для отдельного человека, так и для общества в целом.
Новые возможности коммуникаций с использованием сети Интернет меняют подходы и отношение людей к информационным технологиям.
Таким образом, роль информационных технологий для современного человека весьма велика, потому как сейчас все больше и больше самых разных процессов в жизни человека происходит не без участия в них информационных технологий. И уже сложно сказать, хорошо это, или плохо.
Влияние информационных технологий на жизнь человека
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Департамент образования мэрии города Новосибирска
Дворец творчества детей и учащейся молодежи «Юниор»
XXXVIII городская открытая научно-практическая
конференция НОУ «Сибирь»
Секция: информационные технологии
Тема: «Влияние информационных технологий на жизнь человека»
Сакс Даниил Евгеньевич,
9 класс МБОУ СОШ № 122
Бронова Елена Александровна,
учитель информатики первой к.к.
конт. тел. 8-952-932-15-85
Серебрянникова Татьяна Владимировна,
Педагог-психолог высшей к.к.
В настоящее время информационные технологии занимают немалую роль в жизни каждого из нас. Они на столько глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что порой мы отказываемся от внешнего мира, заменяя его на технические устройства.
Мне стало интересно, как долго учащиеся находятся в интернете, как долго они могут обойтись без гаджетов, персональных компьютеров и других устройств с выходом в интернет ресурсы. И мне захотелось узнать, какое место занимают информационные технологии в жизни учащихся.
Целью работы является изучение влияния информационных технологий на жизнь человека.
Рассмотреть понятие «информационные технологии»
Выделить положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека
Составить тест, показывающий влияние информационных технологий на жизнь человека
Провести анкетирование учащихся 9-11 классов и проанализировать результаты
Создать брошюру с рекомендациями по использованию информационных технологий.
Время работы над проектом: октябрь-декабрь 2018 (краткосрочный).
Объект исследования: информационные технологии.
Предмет исследования: влияние информационных технологий на учащихся МБОУ СОШ №122.
Область применения результата проекта: учебная (применение материалов на уроках информатики), социальная (работа с родителями, учащимися классными руководителями и социальным педагогом школы).
Проектным продуктом будет буклет, показывающая влияние информационных технологий на жизнь человека.
Исследование: изучение влияния информационных технологий на жизнь человека.
Методы исследования: эмпирический (анкетирование, сравнение, статистическая обработка данных), теоретический (изучение и обобщение, анализ)
Результативность: проект используется в МБОУ СОШ №122, рекомендуется к применению учащимся 5-11 классов, родителям, классным руководителям и социальным педагогам образовательных учреждений.
Положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека
Информационные технологии (ИТ) – это всё, что связано с обработкой, хранением и передачей информации.
Информационные технологии (ИТ или IT) – это множество взаимосвязанных научных и технических областей знания, которые изучают и применяют на практике методы создания, обработки, хранения, защиты и передачи информации с помощью вычислительной техники.
Информационные технологии – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, которые объединены в технологическую цепочку. Эта цепочка обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации с целью снижения трудоемкости при использовании информационных ресурсов, а также повышения их надежности и оперативности.
Направления применения ИТ:
Развлечение (фильмы, музыка, книги, игры);
Общение (социальные сети, электронная почта, чаты и т.д.);
Предоставление доступа к информации (новости, прогноз погоды и т.д.);
Обработка информации (программы математического расчета, редакторы графики, звука и видео и т.д.);
Обучение (учебные пособия, интерактивные уроки, вебинары, справочники).
Положительное влияние ИТ:
массовость применения в сфере образования;
существенная роль в процессах коммуникации, получения и накопления новых знаний;
электронные ресурсы позволяют повысить эффективность использования временного ресурса;
самостоятельное осваивание необходимого материала в Интернете;
улучшения качества и эффективности образовательного процесса;
электронные архивы, содержащие практически все знания, накопленные человечеством и постоянно пополняющиеся;
большинство книг, статей, изданий переведены в цифровой формат;
общедоступность для широкого круга пользователей;
массовость и доступность материала являются важными факторами интеллектуализации и развития общества.
Отрицательное влияние ИТ:
возможность полностью скопировать найденную информацию и выдать ее за результат собственной деятельности.
нарушение прав интеллектуальной собственности, но и лишение себя возможности самостоятельно разобраться в проблеме
в процессе копирования чужого текста человеку не нужно придумывать что-то новое, размышлять, совершать открытия.
значительно опрощает научную деятельность и приводит к снижению уровня науки в стране в целом.
распространение всевозможных сервисов, выполняющих за учащихся задания.
недостоверность данных, количество информации и легкость её распространения не дают возможности проконтролировать ее качество и верность.
В 1960-х годах Джеймс Миллер провел серию исследований о влиянии информационной перегрузки на человека, сообщества и социальные институты. Результаты показали, что с возрастающим объемом информации возможно справляться лишь до определенного предела, после которого ресурсы человека исчерпываются. Чтобы справиться с перегрузкой человек прибегает, осознанно или неосознанно, к различным защитным механизмам.
Миллер выделил семь стратегий преодоления информационной перегрузки:
Бездействие — произвольная временная остановка обработки информации.
Ошибочная обработка информации.
Выбор очередности — откладывание обработки некоторых видов информации в надежде вернуться к ним позднее.
Фильтрация — пренебрежение некоторыми видами информации во время обработки других, более приоритетных.
Приблизительная точность — за счет снижения точности обработки информации увеличивается скорость.
Множественная обработка — распределение процессов обработки информации, если это представляется возможным.
Избегание — уход от решения задач, связанных с обработкой информации.
Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук, документ-камера, фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным. На наш взгляд, современные информационные технологии позволяют развивать творческие и познавательные способности детей, а также повышать мотивацию детей к образовательной деятельности, узнавать много нового, выявлять и укреплять интерес детей к обсуждаемой теме, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе образовательной деятельности, повышать эффективность коррекционной работы. Они изменяют методы представления информации.
Профессии будущего: инженер виртуальной реальности (создает компьютерные миры), киберполицейский (расследует финансовые и информационные кражи), консультант по безопасности личного профиля (отвечает за безопасность личных данных клиента и его позитивного имиджа в сети).
Вывод: р азвитие информационных технологий помогает и способствует получению новых знаний и образования. Но оно имеет и ряд недостатков, способных понизить не только уровень образования, но и развития общества в целом. Следовательно, необходимо помнить об отрицательных сторонах использования электронных ресурсов и корректно их использовать.
Создание анкеты для учащихся на тему «Информационные технологии в вашей жизни»
По запросу социального педагога МБОУ СОШ №122 мы разработали анкету и провели опрос учащихся 5-11 классов о влияние информационных технологий на их жизнь.
Мы создали анкету в Google, так как:
можно быстро провести опрос и составить список гостей, собрать адреса электронной почты для новостной рассылки и даже провести викторину.
в коллекции найдутся темы на все случаи жизни, а ещё можно создать тему самостоятельно – просто загрузите фото или логотип, и Формы автоматически подберут подходящую цветовую гамму.
выбирать типы вопросов – от простых текстовых полей до сложных шкал и сеток.
формы можно с легкостью создавать, редактировать и заполнять как на компьютере, так и на мобильных устройствах.
статистику ответов, в том числе в виде диаграммы, можно найдете прямо в форме, а ответы респондентов – в автоматически созданной таблице Google.
возможность работать над формой вместе с друзьями, одноклассниками.
Создавать собственный опрос с помощью Google Форм это быстро, просто и, главное, бесплатно.
Результаты анкетирования в Приложении 2.
Проанализировав результаты анкетирования мы составили список рекомендаций по предотвращению зависимости от информационных технологий:
не давать гаджеты детям до двух лет;
необходимо устанавливать правила по использованию гаджетов в школе и дома;
запретить или ограничить использование смартфонов в образовательных учреждениях;
пользоваться компьютером можно начинать в школьном возрасте, когда ребенку исполнится 7-8 лет. И делать это нужно исключительно с развивающей и обучающей целью под контролем взрослого.
Последствия чрезмерного использования информационных технологий:
маленьких детей ждет задержка речевого развития;
подростки могут стать агрессивными и рассеянными;
страдает социальная адаптация ;
увлечение компьютером отрицательно влияет на физическое состояние подростка, отношение к школе, успеваемости, взаимоотношения со сверстниками;
сильные головные боли и боли в позвоночнике, сухость в глазах и другие симптомы;
уход из реальной жизни в виртуальную;
отсутствие взаимопонимания и эмоциональной близости с родителями;
проблемы с общением и низкая самооценка у ребенка.
Методы лечения компьютерной зависимости на практике в России до сих пор не разработаны. В настоящее время эта работа ведется силами психологов, психотерапевтов и внутри самой семьи. Гораздо проще обратить внимание на профилактику данного заболевания.
Разработка буклета «Влияние информационных технологий на жизнь человека»
Для создания буклета мы использовали программу Publisher.
можно разместить и настроить текст, изображение, границы, календари и другие элементы;
благодаря огромному количеству готовых шаблонов можно быстро создавать любые документы;
распечатка документов в отличном качестве;
отправлять публикации можно по электронной почте.
Ссылка на анкетирование: https://goo.gl/forms/jCBHQrZRoGeWAtsc2
Невозможно представить человека, который не использует информационные технологии. Они прочно вошли в нашу жизнь и изменили привычный уклад.
Закончив наш проект, мы можем сказать, что все из того, что было задумано, получилось:
Рассмотрели понятие «информационные технологии»
Выделили положительные и отрицательные стороны влияния информационных технологий на жизнь человека
Составили тест, показывающий влияние информационных технологий на жизнь человека
Провели анкетирование учащихся 5-11 классов и проанализировал результаты
Надо больше говорить о зависимости от информационных технологий, проводить беседы с родителями, ограничивать детям время проведения за компьютером. Родителям надо дружить с детьми и как можно чаще разговаривать с ними. В качестве профилактики компьютерной зависимости необходимо переключать детей на другие, не менее интересные вещи. Например, больше стимулировать их посещать кружки и секции, чаще устраивать совместный отдых на природе.
Мы считаем, что цель работы изучение влияния информационных технологий на жизнь человека выполнена. В следующем году мы, может быть, продолжим эту работу для того, чтобы рассмотреть, как изменились ответы учащихся на анкетирование по теме проекта.
Мы думаем, что мы решили проблему своего проекта, так как создали наглядный материал для работы по теме «Влияние информационных технологий на жизнь человека», который используется в МБОУ СОШ №122 и рекомендуется к применению учащимся 5-11 классов, родителям, классным руководителям и социальным педагогам образовательных учреждений.
Список источников информации:
Глазкова Ю. А., Трофимов Е. П. Негативное влияние использования информационных технологий в образовательной деятельности // Наука, техника и образование /Science, technology and education 2015, № 7(13)
Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. – М. : Политиздат, 1991. – 287 с.
Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
Шпицберг А. И. Влияние информационных технологий на деятельность современного общества // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 81-83.
Как IT повлияли на культуру и общество
Григоренко Давид
We could be friends.
Григоренко Давид
Кто владеет информацией — тот владеет миром. — Натан Майер Ротшильд
Самые примитивные средства получения и хранения информации появились очень давно, однако технологии, более-менее похожие на современные, зародились всего лишь полвека назад, и за столь короткий срок получили массовое распространение и популярность во всём мире. Человеку открылось множество новых возможностей, но вместе с тем добавилось и проблем. Причём в каждой стране своё видение использования передовых технологий, в частности интернета.
Но как бы там ни было, IT достаточно повлияли на формирование современного человека и культуры.
Содержание:
Что такое информационные технологии?
«Информационные технологии — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационных технологий — производство информации для её анализа и принятия на её основе решений по выполнению какого-либо действия». [1]
Говоря проще, IT — это средства работы с информацией. К элементарным можно отнести газеты и книги, к более сложным — компьютеры и интернет.
Что такое культура?
«Культура — это все то, что создаётся человеком и при этом само создаёт человека, производит сам феномен человечности. Литература, искусство, философия есть в этом смысле наиболее бесспорные компоненты культуры, поскольку они создаются человечеством для самосознания и преобразования человечества». [2]
Наиболее яркими примерами также являются архитектура, психология, история. В этот список ещё можно добавить народные традиции, этикет, даже одежду и среднестатистический уровень образованности.
Интернет и его краткая история
Наиболее прорывной технологией стал интернет, который принёс возможность объединить устройства во всём мире для взаимной передачи данных.
Интернет появился не так давно: в 1969 году между двумя узлами сети ARPANET на расстоянии в 640 километров провели сеанс связи. В 1980-х годах исследования британского учёного Тима Бернерса-Ли в CERN в Швейцарии привели к созданию Всемирной паутины в результате соединения гипертекстовых документов в информационную систему, доступную из любого узла сети. Позже: в 1989 году была создана уже открытая сеть NSFNET, к которой в 1992 году подключилось более 7500 мелких сетей. [3]
Приведённый ниже слайд показывает, что в январе 2020 года количество пользователей всемирной сети достигло 4.54 миллиардов человек при глобальном населении в 7.75 миллиардов. То есть сегодня у 3/5 населения есть доступ к интернету, и это число наверняка будет расти.
Статистика за январь 2020 — We Are Social [4]
Позитивное влияние
Появление стационарных и мобильных компьютеров (смартфонов, планшетов, ноутбуков), а также наличие у их пользователя доступа к интернету сегодня играет огромную роль в развитии человека, и, соответственно, культуры общества. Современный человек, в отличие от средневекового, например, имеет намного больше возможностей: сегодня все двери открыты. Большая часть информации доступна и бесплатна — можно, не выходя из дома, заниматься самообразованием: учиться рисовать или играть на музыкальном инструменте (даже если нет возможности приобрести настоящий, можно воспользоваться виртуальным). Культура и творчество теперь стали ближе простому народу: практически любой талантливый человек может написать хорошую книгу или композицию, и для этого необязательно быть выходцем из богатой и знатной семьи, чтобы твои труды признали. Простота и доступность информации сделали огромный шаг в развитии человека. Всё, что нужно, — немного навыков работы с современными устройствами и, главное, желание.
Развитие IT повлияло не только на сферу образования, но и на бизнес. На замену старым появились новые профессии и рабочие места: менеджер, программист, дизайнер, маркетолог, модератор и т. д. С развитием робототехники и внедрением автоматизации падает спрос на такие профессии как продавец, шахтёр, почтальон, охранник, бухгалтер и т. п., которые в недалёком будущем, вероятно, вообще исчезнут. Сегодня большие компании смотрят на много лет вперёд: им нужны творческие люди с идеями, люди, которые будут создавать будущее уже сегодня, а рабочие профессии постепенно уходят в прошлое. В качестве примера можно привести известную компанию Microsoft, которая была основана ещё в 1976 году и сегодня входит в Топ-5 лидеров по продажам программного обеспечения, а её операционная система Windows 10 с большим отрывом занимает первое место по количеству установок. [5]
Скриншот со страницы сайта Microsoft [6]
Современная культура
Сложно сказать, на что именно повлияло развитие информационных технологий, ведь культура формируется на основе многих факторов, однако можно с уверенностью сказать, что они повлияли на людей, а те, в свою очередь, — на культуру.
Появились новые музыкальные жанры, связанные с внедрением электроинструментов и компьютерной обработки: электронная музыка и всё её поджанры (диско, джангл, биг-бит), вместе с ними появились и соответствующие субкультуры.
В наше время в искусстве и дизайне популярен минимализм. И хотя зародился он раньше и совершенно для других целей, думаю, можно считать, что развитие IT как-то повлияло на его распространение. Дело в том, что первые компьютеры и интернет-браузеры были весьма примитивны и не рассчитаны на сложное визуальное оформление, поэтому там в основном использовались простые геометрические фигуры и цвета. Те времена давно прошли, но сам стиль оформления веб-страниц остался, хотя и претерпел изменения, и по-прежнему выглядит во многом даже лучше, чем нечто красочное и перенасыщенное всевозможными формами.
Минимализм не мог обойти стороной и архитектуру. Опять-таки, IT играет здесь далеко не главную роль, но всё-таки имеет место быть. При создании мобильных домов пропала необходимость перенасыщать их различными пристройками и декорациями, и упор был сделан на минимальное количество затрачиваемого времени и средств (для быстрой застройки, в том числе после вероятных катаклизмов). И хотя в сравнении с архитектурой эпохи Возрождения современные дома кажутся «коробками», в целом вкуса не лишены и могут порадовать глаз.
Дом в стиле Хай-тек [7]
С массовым распространением интернета появились негласные правила поведения в сети, а в целом — интернет-культура, в которую входят особенности общения (сокращения, акронимы, смайлы), публикации статей, ведение онлайн-дневников и блогов. Как реальный мир разбит на страны, интернет разбит на сообщества — группы людей со схожими интересами, которые могут общаться уже не только виртуально, но и проводить реальные встречи, иногда даже демонстрационные.
Негативное влияние
Важность и полезность современных информационных технологий в нашем обществе неоспорима, однако у них тоже есть свои недостатки. Немало людей сегодня находятся в настоящей зависимости (интернет- или игровая зависимость), а это в свою очередь негативно влияет на физическое и психическое здоровье человека: отставание в физическом развитии детей и подростков, неправильное телосложение (худоба или ожирение), проблемы с позвоночником и зрением, а также развитие различных заболеваний на этой почве. У таких людей часто наблюдаются номофобия, социофобия, депрессия, раздражительность и агрессия, киберхондрия. [8]
Обще- и легкодоступность информации могут привести к падению общественной морали. В интернете любой может выставлять свою точку зрения на всеобщее обозрение, из-за чего стёрлось табу с некоторых тем. Скажем, во времена СССР была строгая цензура и мат был строго запрещён, [9] однако сейчас мы можем слышать нецензурную брань даже из уст первоклассников. Дело в том, что большая часть людей как губки: они впитывают всю доступную информацию, и совершенно не способны её фильтровать. Иногда это связанно с возрастом, иногда — нет.
Появление интернета и социальных сетей поставило под угрозу личные данные, ведь сегодня не составит труда найти нужную тебе информацию о неосторожном пользователе. Сбором такой информации занимаются даже крупные компании, например Google. [10] IT – это настоящая война, а в любой войне мало чего хорошего. Её могут вести как крупные компании (информационная война), так и рядовые пользователи (кибербуллинг).
Информационная манипуляция
Неспособность масс к анализу информации создаёт возможность легко манипулировать их мнением.
Это было известно ещё во времена Средневековья, когда церковь посредством пропаганды держала в узде целую страну, и имела огромные доходы от землевладений, пожертвований и продаж индульгенций. [11] Поскольку народ того времени в большей своей массе был неграмотен, церковные служители могли манипулировать обществом посредством Библии (она читалась исключительно на латыни, которой простой народ не знал; таким образом церковнослужители выступали посредниками между неграмотными массами и Священными Писаниями. Духовники имели большой авторитет в то время, и нередко пользовались этим себе на благо). Накапливая богатства, кредитуя королей и выступая арбитром в межгосударственных спорах, папство успешно вело борьбу за власть. [12]
Пропаганда и манипуляция общественным мнением также успешно использовались и в СССР во время холодной войны при помощи политических карикатур, выставляющих Запад в дурном свете. [13] Поскольку в те времена получить правдивую информацию было невероятно сложно, людям ничего не оставалось, кроме как слепо верить властям. Отсутствие нескольких независимых источников информации делает невозможным проверку её достоверности.
Политическая карикатура творческого коллектива «Кукрыниксы» [14]
Пропаганда и манипуляция существуют и по сей день и активно используются в обществе, хотя, может быть, не так явно. Этот способ порой поражает своей эффективностью, проблема лишь в том, что он неэтичный.
Цензура в разных странах
Учитывая возможное негативное влияние некоторой информации на ещё не окрепшие умы, во многих странах введена цензура (в том числе и интернет-цензура). Однако эффективность данного способа можно всерьёз поставить под вопрос, ведь нарушение запретов — в природе человека. Значок «18+» у молодёжи вызывает не отвращение, а лишь больший интерес. Правительство ограничивает доступ к определённой информации, пытаясь защитить себя или граждан, и в то же время создаёт почву для митингов под лозунгами свободы.
В список стран с минимальными ограничениями свободы в интернете входят Эстония, Исландия, Канада, Германия, США, Австралия, Япония, Великобритания, Франция и Португалия. А в список стран с максимальными ограничениями — Северная Корея, Сомали, Иран, Китай, Эритрея, Сирия, Экваториальная Гвинея, Узбекистан, Вьетнам и Саудовская Аравия. [16] Как видим, в свободных странах с республиканским типом правления так же и минимальные ограничения свободы в интернете, а однопартийным и президентским республикам свойственно ограничивать свободу своего народа. И это сказывается не только на цензуре, но также на уровне и качестве жизни. Видна явная зависимость: чем сильнее цензура, тем больше страна похожа на тоталитарную, и наоборот. Иронично, что уровень преступности в странах с сильными ограничениями свободы в среднем выше, чем в тех, где уважают права человека. [17]
Решение проблемы
Очевидно: идеального и универсального решения не существует, но существует адаптация. Таким образом, то, что сейчас является проблемой, уже не будет таковой через два-три поколения. Технический прогресс не остановится, поток информации не прекратится — ПО будет и дальше разрабатываться, роботизация будет и далее внедряться, высвобождая человеку кучу свободного времени. Вместо двух-трёх у нас будет двенадцать-пятнадцать часов, которые придётся на что-то тратить, будь то видеоигры, образование или прогулка на свежем воздухе. При помощи одного небольшого устройства можно будет управлять домом, составлять расписание и быть в курсе последних событий. И это — не далёкое будущее: это реально уже сейчас.
Разумеется, подобного рода изменения приведут в ступор нынешнее старшее поколение, как это было пятнадцать лет назад при массовом распространении смартфонов, но тут ничего не поделаешь: взрослому человеку намного труднее переучиться, чем подростку. Возможно, кто-то скажет, что увеличение количества свободного времени лишь усугубит ситуацию в плане зависимости и необразованности. Но хочу заверить, что это не так: если компьютер будет помогать тебе с учёбой, готовить и убирать в доме, даже проходить уровни в игре, то тебе не остаётся ничего более, кроме как делать то, на что он пока ещё не способен. ПК не сможет за тебя заниматься спортом и поддерживать тело в тонусе, не сможет написать шедевр или завести настоящих друзей.
Таким образом, не стоит останавливаться на достигнутом ввиду негативного влияния интернета и появления киберболезней — технологии должны всё дальше разрабатываться и улучшаться, увеличивая пользу и уменьшая возможный вред (не только человеку, но и животным, и окружающей среде).
Подводя итоги
Появление и развитие информационных технологий сильно повлияло на нашу жизнь как в хорошем смысле, так и в плохом. Образование стало легче и доступнее; появились новые профессии и рабочие места; внедряются автоматизация и роботизация, способные заменить физический труд человека, высвободив ему время для духовного развития. Появились новые жанры в музыке, искусстве, архитектуре, новые субкультуры и направления в науке. С другой стороны, сам уровень культуры и общественной морали упал; обнаружились фобии и болезни, связанные с использованием компьютеров; новые виды преступности — киберпреступность; внедрение запретов и ущемление свободы человека в некоторых странах.
Но как бы там ни было, IT сильно изменили нашу жизнь, и останавливаться не собираются. Остается только двигаться дальше, разрабатывать новые и улучшать существующие технологии, чтобы они приносили больше пользы и меньше вреда.
Мы не можем помочь всем и каждому, но мы можем изменить мир.
Автомобиль Tesla с системой автопилота [18]
Ссылки на источники
Статья была подготовлена в рамках конкурса Scholarship от Freelancehunt.