На что влияет резкость

Резкость в фотографии: рекомендации и пояснения.

Иногда фотография в уменьшенном масштабе кажется резкой, но посмотрев на неё при большем увеличении, можно заметить, что некоторые очертания и детали выглядят размытыми. Если вы попали в подобную ситуацию, не стоит расстраиваться.

Иногда причина отсутствия резкости скрывается в смещении фтокамеры в момент съёмки. Почти все снимают без штатива, но не каждый может держать аппарат неподвижно. Даже ничтожный сдвиг камеры ухудшает резкость — и не думайте, что короткая выдержка может застраховать вас. Это вовсе не значит, что нельзя сделать резкие снимки с рук. Важны правильные приемы, а навык вырабатывается. Старайтесь не снимать на ходу или при другом движении (например, из окна автомобиля). Если есть возможность, лучше задержаться и сделать фотографию, стоя неподвижно, иначе резкости не будет.

Вы, вероятно, скажете: резкий снимок позволяет видеть все, вплоть до мелочей, отчетливо, как в натуре. На нерезком очертании смягчаются, а детали вовсе невозможно различить. Стало быть, ответ ясен?

Но когда мы смотрим на то, что находится перед нами, разве мы видим все сразу? Глаз на это не способен. Мы останавливаем взгляд на том, что занимает нас в этот момент, а остального попросту не замечаем, если только что-нибудь не бросается в глаза, не привлекает внимания невольно.

Снимок — тот же взгляд, остановленный на чем-то определенном. Снимая, мы даже не успели заметить остального. Объектив успевает сделать больше, — на резком снимке он передает все, что было перед ним, так же отчетливо, как и то, что видели и снимали мы. Иногда это нужно, но чаще — совсем излишне.

Вот простые примеры из тех, с которыми приходится сталкиваться каждому. Например, портрет на лугу — резко только главное — передний план. Трава уже в полуметре позади теряет резкость, а дальше стебли нельзя различить. Можно догадаться, что вдали видны деревья, автомобиль, но нерезкое не привлекает внимания. Можно ли считать такую нерезкость недостатком? Напротив, она убирает ненужные детали. Здесь нам безразлично, что представляют собой светлые кружки позади — цветы или солнечные блики на фарах, а резкость изображения на переднем плане выделяет именно то, что мы хотели показать.

Фото 1. При помощи резкости делается акцент на переднем плане.
Фото 2. При помощи резкости делается акцент на заднем плане.

Кроме того, глаз не способен видеть в один и тот же момент одинаково четко все предметы, расположенные вблизи и вдали. Поэтому когда предметы на переднем плане видны на менее резком фоне, то разница в резкости сразу подсказывает, что фон находился далеко. Снимок всегда остается плоским, но здесь при первом взгляде создается непроизвольное впечатление, что пространство, видимое на нем, простирается в глубину. Именно такое изображение больше других похоже на действительность.

Есть и другой вид нерезкости, который не является недостатком: меньшая резкость изображения того, что движется. Все, что движется быстро, невозможно рассмотреть в деталях, — глаз успевает уловить только общие очертания. Нерезкость изображения движущегося становится недостатком, лишь когда предмет или его часть превращается в бесформенное пятно, то есть когда предмет уже нельзя узнать. Нерезкость изображения подвижных предметов (или фона, на котором они видны) — тема для отдельного разговора, а здесь упомянуто о ней лишь затем, чтобы подчеркнуть: нерезкость далеко не всегда является недостатком.

Нерезкость может улучшить изображение, передать действительность естественней. Контраст между резким и нерезким дает в то же время возможность сделать снимок более выразительным, выделить в нем главное. Среди выразительных средств фотографии он стоит в одном ряду с такими, как свет и тень, как крупное и мелкое изображение, как расположение предметов в кадре.

О глубине резкости

Глубина резкости изменяется в широких пределах. Чем больше расстояние от фотоаппарата до предметов и чем меньше отверстие диафрагмы, тем большее пространство изображается резко. Кроме того, глубина зависит от фокусного расстояния объектива, но в повседневной практике оно остается постоянным.

Одной из областей, где глубина резкости играет важнейшую роль, является портретная фотосъёмка. Варьируя её, можно получать весьма интересные эффекты. Например, делая нерезким фон, можно приковать внимание к лицу модели. Когда детали фона не являются существенными, можно попытаться за счёт его «смягчения» выделить для зрителя объект съёмки.

Фото с большей глубиной резкости.Фото с меньшей глубиной резкости.

Источник

Понимание глубины резкости в фотографии

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

В этой статье мы расскажем вам о нескольких важных моментах, позволяющих раскрыть творческий потенциал каждого фотографа. Правильное освещение, композиция кадра и фокусировка (которая так же включает в себя глубину резкости) являются основными элементами, которые помогут вам создать прекрасный, запоминающийся кадр. Фокус позволяет выделить объект в кадре, обращая внимание зрителя на те, или иные моменты. Первое, что нужно понять, создавая запоминающиеся фотографии, это глубина резкости.

Глубина резкости

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Апертура

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Апертура – это отверстие в объективе, благодаря которому на датчик камеры попадает большее или меньшее количество света. Размер открытая диафрагмы измеряется в диафрагменных числах f. Диафрагменное число представляет собой отношение фокусного расстояния объекта съемки к размеру открытия диафрагмы. Чем больше величина отверстия диафрагмы, тем меньше будет диафрагменное число. Чем больше отверстие диафрагмы, тем меньше будет глубина резкости. Если диафрагма почти закрыта, то глубина резкости будет большой.

Сравнение большой и малой апертуры

Изменение величины открытия диафрагмы это самый простой и часто используемый способ регулировки глубины резкости. Если вы хотите сделать на своем изображении большую глубину резкости, то стоит установить диафрагму на значение f/11, или выше. Обычно большую глубину резкости устанавливают при съемке с ярким дневным светом. В таком случае, камера обычно устанавливает диафрагму на значение f/16 или выше, таким образом, практически весь кадр будет находиться в фокусе, а значит, почти все пространство получится четким.

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость
Давайте рассмотрим эти две фотографии в качестве примера. Фото слева обладает большой глубиной резкости, скорее всего оно сделано в обед (обратите внимание на короткие, но контрастные тени), значение диафрагмы f/22. Фото справа имеет очень малую глубину резкости, вероятно, диафрагма установлена на значение f/2.8. Однако для достижения правильной экспозиции необходимо верно настроить выдержку. При диафрагме около f/2.8, в полдень, скорость затвора будет около 1/1000.

Диапазон ступеней диафрагмы

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Диапазон ступеней диафрагмы определяет диапазон от самого маленького отверстия объектива, то есть f/1.4 (на самых светосильных объективах) до f/32, с дополнительными значениями, расположенными в этом диапазоне (F/2, f/2.8, F/4, f/5.6, F/8, f/11, f/16 и т.д.). Каждое значение диафрагменного числа представляет собой «стопу» или «ступень». Каждая такая ступень определяет количество света, которое попадет в линзу, независимо от длины объектива. При каждом увеличении диафрагменного числа (например, с f.2 до f.2.8), количество света уменьшится в два раза, в тоже время, при уменьшении диафрагменного числа на одну ступень количество света удваивается. Важно понять этот принцип и то, как он влияет на экспозицию. Диафрагма работает в тандеме со скоростью затвора, поэтому при каждом изменении диафрагмы, должна меняться и выдержка. При изменении размера диафрагмы на одну ступень, вы должны изменить и выдержку, тоже, на одну остановку в противоположном направлении. Каждое изменение диафрагмы соответственно изменяет глубину резкости.

Расстояние от объектива

Еще одним элементом, влияющим на глубину резкости, является расстояние от объекта до объектива. Глубину резкости можно менять путем изменения расстояния. Например, чем ближе объект к объективу (и фокус установлен на этом объекте) тем меньше будет глубина резкости. Изменение расстояния до объекта является наименее практичным способом изменения глубины резкости. Кроме того, меняя расстояние предмета до объектива, будет меняться и композиция кадра. Чтобы сохранить композиционную целостность изображения, меняя глубину резкости, вы можете изменить фокусное расстояние объектива.

Физические свойства объектива при фокусном расстоянии также влияют на глубину резкости. Короткое фокусное расстояние (скажем 27мм), сфокусированное на расстоянии 5 метров, с диафрагмой F / 4 имеет большую глубину резкости, чем большое фокусное расстояние (скажем, 300 мм), снимающее на том же расстоянии, с той же диафрагмой F / 4. Объектив 300mm имеет удивительно малую глубину резкости. Кстати, для того, что бы вы могли лучше разбираться в этом вопросе, каждая модель объектива имеет руководство с диаграммой DOF, для каждой остановки диафрагмы и расстояния фокусировки.

Заключение

Управление глубиной резкости является хорошим способом менять настроение вашей фотографии. Работа с диафрагмой является идеальным способом управлять глубиной резкости, так как при изменении диафрагменного числа меняется только DOF, не затрагивая композицию изображения. Для изменения настроек диафрагмы вам просто необходимо менять значение выдержки, что бы компенсировать изменения в экспозиции. Изменение расстояния до объекта и фокусное расстояние объектива также влияют на глубину резкости, но этот метод является не таким удачным, с точки зрения композиции. Из этого можно сделать вывод, что изменение диафрагмы будет лучшим способом для управления глубиной резкости, без изменения композиции кадра, в целом.

Источник

Что такое резкость

Резкость описывает различимость деталей на фотографии, и она может использоваться как важный творческий инструмент для выделения текстуры. Соответствующая техника фотографии и пост-обработки может значительно улучшить резкость, хотя она безусловно ограничена возможностями вашей камеры, увеличением изображения и дистанцией просмотра. На воспринимаемую резкость изображения влияют два фундаментальных фактора: разрешение и чёткость.

ЧёткостьРазрешение
На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьНа что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьНа что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьНа что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость
высокаянизкаявысокоенизкое

Чёткость описывает степень размытия границ, так что высокая чёткость подразумевает резкие, чётко видимые границы.

Разрешение описывает способность камеры отделить близко расположенные элементы друг от друга, на примере близко расположенных вертикальных линий, показанных выше.

Разрешение цифровых камер ограничено их цифровыми сенсорами, в то время как чёткость зависит как от качества используемого объектива, так и от типа пост-обработки. Чёткость является единственным аспектом резкости, который всё ещё доступен вашему контролю, после того как снимок сделан, и именно чёткость повышается, когда изображение подвергается повышению резкости (см. «Нерезкая маска»).

Сравнение

Фотографии требуют и высокой чёткости, и высокого разрешения, чтобы они воспринимались как достаточно резкие. Следующий пример разработан для того, чтобы дать вам понять, как каждый из факторов влияет на снимок:

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьНа что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость
Чёткость: высокаяРазрешение: низкое
На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость
Чёткость: низкаяРазрешение: высокое
На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость
Чёткость: высокаяРазрешение: высокое

Свойства резкости

Резкость также зависит от других факторов, которые влияют на наше восприятие разрешения и чёткости. Визуальный шум (или зерно плёнки) обычно пагубно влияет на изображение, однако малое количество шума может на самом деле повысить ощущение резкости. Рассмотрим следующий пример:

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьНа что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость
Шум невелик, размытоШум велик, резко

Несмотря на то, что оба изображения не подвергались повышению резкости, пример слева кажется более размытым и менее детальным. Визуальный шум может быть очень мелким и иметь очень высокую чёткость — и глаз, обманываясь им, воспринимает детали как резкие.

Резкость зависит также от дистанции просмотра. Изображения, предназначенные для просмотра с большого расстояния, такие как постеры или рекламные щиты, могут иметь намного меньшее разрешение, чем отпечатки для галереи искусств, но могут при этом казаться более резкими в связи с дистанцией просмотра. Имейте это свойство в виду, задавая резкость для своего изображения, поскольку оптимальная резкость необязательно та, при которой оно лучше всего выглядит у вас на экране.

Кроме того, резкость значительно зависит от вашего обращения с камерой. Даже мельчайшие сотрясения камеры могут трагически снизить резкость изображения. Правильно подобранные выдержки, использование устойчивого штатива и блокировка зеркала тоже могут значительно повлиять на резкость ваших отпечатков.

Источник

От чего зависит резкость хорошего объектива

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Факторы, которые могут повлиять на работу и резкость объектива, и как их преодолеть

Технология объективов прошла долгий путь за последние два десятилетия, и многие фотографы готовы вкладывать средства в высокоэффективные объективы.

Опишу ключевые факторы, которые могут повлиять на резкость объектива, способы извлечь максимальную выгоду из ваших оптики.

Резкость объектива

Известное эмпирическое правило говорит, что большинство объективов являются самыми острыми на две остановки от их максимальной диафрагмы. Хотя это может быть справедливо для резкости центра с некоторыми объективами, это редко случается с резкостью края и угла. Резкость объектива зависит от частотно контрастных характеристики — MFT его оптической системы

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Сравнение двух простых объективов, имеющих одинаковое фокусное расстояние и охватывающих один и тот же диапазон диафрагмы. Верхний график показывает объектив, в котором резкость на краях близок к центральной резкости, нижний объектив, имеет более заметное краевое и угловое падение резкости. Первый вариант также обеспечивает довольно устойчивое разрешение от максимально открытой диафрагмы до примерно f/8, тогда как оппонент является самым резким на f/5.6, а затем резкость быстро снижается.

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьЭти два графика сравнивают два зум-объектива, которые покрывают один и тот же диапазон фокусных расстояний. Верхняя линза имеет постоянную максимальную апертуру f / 1.8 и показывает только небольшое смягчение края.

Пики разрешения около f / 4, что составляет 2,3 остановки от максимальной диафрагмы. Максимальная диафрагма нижней линзы изменяется от f / 3.5 до f / 4.5, но самое высокое разрешение практически одинаково для всех фокусных расстояний и остается на том же уровне от почти широко открытого до двух остановок.

Что же влияет на резкость объетива

Все объективы страдают от аберраций. Большинство из них появляются, когда точки света на изображении не переводятся в отдельные точки с одинаковым отношением друг к другу после прохождения через объектив. В приведенной ниже таблице перечислены основные аберрации, которые влияют на оптику, и могут ли они быть исправлены.

Влияние на изображение

Коректируется при изменениях диафрагмы

Коррекция в камере

Коррекция при постобработке

Изображение рядом с краем кадра искривляется наружу (бочкообразная дисторсия) или внутрь (подушкообразная дисторсия).

Автоматически для файлов JPEG в большинстве цифровых камер.

Возможно в raw конвертерах и редакторах изображений.

Пограничное и угловое потемнение в кадре.

Автоматически для файлов JPEG в большинстве цифровых камер.

Возможно в raw конвертерах и редакторах изображений.

Боковая хроматическая аберрация

Чаще всего он выглядит как цветная окантовка вдоль высоко контрастных краев.

Автоматически для файлов JPEG в большинстве цифровых камер.

Возможно в необработанных конвертерах и редакторах изображений.

Осевая/ продольная хроматическая аберрация

Чаще всего он выглядит как фиолетовое свечение около высоко контрастных краев.

Корректируется с помощью ED-стекла в объективе.

Редко требуется с современной фототехникой.

Приходящие световые лучи фокусируются в разных точках плоскости изображения.

Корректируется с помощью асферических линз.

Редко требуется с современной фототехникой.

Кома возникает, когда лучи света проходят через линзу под углом к оптической оси.

В результате изображение точечных источников света приобретает по краям кадра вид ассиметричных пятен каплеобразной (или, в тяжёлых случаях, кометообразной) формы.

Исправлено с помощью асферических линз.

Редко требуется с современным оборудованием.

Яркие пятна или дымка в кадре

Трудно или невозможно исправить.

Различные объективы имеют разные комбинации аберраций и могут давать разные конечные результаты, особенно если одна или несколько аберраций не могут быть исправлены либо в рамках самой конструкции объектива, либо с помощью алгоритмов обработки изображений (в камере или в программном обеспечении для редактирования). Кроме того, некоторые коррекции, которые хорошо работают в центре кадра, могут уменьшить разрешение по краям.

И тогда могут присутствовать эффекты, вызванные дифракцией, что является отдельной проблемой.

Влияние на резкость явления дифракции в объективе

Когда закрывается диафрагма на объективе, отверстие, через которое свет проходит становится меньше. По мере прохождения света через диафрагменное отверстие световые волны деформируются. Они распространяются в форме веера, так как препятствие (являющееся диафрагмой вашего объектива) мешает световой волне. Это рассеивание световой волны называется дифракцией и имеет иметь серьезные последствия для резкости изображения, которое вы пытаетесь запечатлеть.

В случае кругового отверстия — как это создается диафрагмой в объективе — часть волны вблизи центра отверстия проходит в основном без изменений, а области, близких к краям апертуры, распространяются в разных направлениях под разным углом. Большие отверстия диафрагмы позволяют большему числу волн проходить беспрепятственно, в то время как меньшие апертуры вызывают больший эффект дифракции в объективе.

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьЭта диаграмма показывает, как лучи света согнуты (дифрагированы), когда они проходят через круговую апертуру, чтобы создать диск Эйри.

Созданное компьютером изображение диска Эйри. Интенсивность серого цвета была изменена, чтобы усилить яркость внешних кругов узора Эйри. Реальный вид диска Эйри, созданный прохождением лазерного луча через точечное отверстие.

Фотография дифракционной картины, даваемой фотообъективом «Рубинар 10/1000» с двукратным конвертером «К-1».
Диск Эйри или узор Эйри — обозначение светового пятна, которое можно получить при наилучшей фокусировке идеальной оптической линзы с круговой апертурой. Неточечный характер данного пятна связан с явлением дифракции света.

Дифракционный узор, возникающий при прохождении света через равномерно освещённое круглое отверстие, имеет яркую область в центре, известную как диск Эйри. В целом дифракционный узор, включающий пятно и концентрические яркие кольца вокруг него, известен как узор Эйри. Эти явления получили название в честь Джорджа Бидделя Эйри.

Свет, проходящий через круговую апертуру, создает ряд концентрических кругов с закругленными краями в наименьшей точке, на которую может быть сфокусирован луч света. Этот шаблон известен как диск Эйри, а его диаметр зависит от длины волны освещающего света и параметра диафрагмы.

Оптически более малые отверстия диафрагмы (более f/11) будут приводить к большему падению резкости через дифракцию, чем большие, так что при диафрагмировании объектива появляются последовательно два эффекта:

Когда увеличивается f, разрешение объектива увеличивается до достижения максимальной резкости. После этого начинает действовать дифракционное размягчение, устанавливая верхний предел разрешающей способности объектива. Между этими точками находится интервал, где эффекты дифракции и оптических аберраций настолько малы, насколько это возможно, и объектив будет обеспечивать оптимальное качество.

Возможно, это было лучшее качество, которое вы могли получить во времена пленочной фотографии. Но сегодня всё по другому. Поскольку эффекты дифракции предсказуемы, их можно исправить посредством постобработки на компьютере.

Простая нерезкая маска (инструмент предоставляющийся в большинстве редакторов изображений) может противодействовать некоторому смягчению, вызванному дифракцией. Лучшие результаты могут быть достигнуты с помощью более совершенных инструментов, таких как инструмент Smart Sharpen в Photoshop, или сторонних инструментов от Nik Software, таких как Sharpener и Dfine.

Не ожидайте, что снимки, сделанные на f/22 будут выглядеть такими же резкими, как на f/5.6 или f/8.

Дифракционный предел диафрагмы

Понятие дифракционный предел диафрагмы относится к параметрам апертуры объектива, при которых дифракция начинает влиять на качество изображения, однако дифракция имеет мало общего с объективом и гораздо больше зависит от размеров матрицы камеры и размеров ее пикселей. Датчики с меньшими пикселями теоретически должны быть ограничены дифракцией при более широких диафрагмах, чем те, у которых большие пиксели.

Интересно, что наименьший достижимый диаметр диска Эйри, который продиктован возможностями дизайна объектива, может быть больше пикселя матрицы фотоаппарата. Это может затруднить достижение полной разрешающей способности матрицы с любым приемлемым уровнем контрастности.

Когда вы фотографируете объекты, содержащие множество деталей, при условии, что вы используете объектив с высоким разрешением, датчик с меньшим размером пикселя, как правило, лучше передает все детали. Причина заключается в соответствии диаметров дисков Эйри, создаваемые светом, поступающим от деталей изображения, соответствуют размеру пикселя. На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкостьНа самом деле все изображения состоят из нескольких точек света с перекрывающимися дисками Эйри, которые имеют тенденцию смягчать изображение. Но даже когда разрешенные детали смягчаются дифракцией, если шум не сильно выражен, меньшие пиксели будут по-прежнему разрешаться так же или более подробно, чем большие пиксели при диафрагмах с малым эффектом дифракции.

Источник

Что такое глубина резкости в фотографии

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Содержание

Содержание

Глубина резкости является одним из значимых художественных приемов в фотографии — в портретной съемке, при помощи малой ГРИП (глубина резко изображаемого пространства) фотограф размывает фон и акцентирует внимание на модели, а снимая с большой передает на плоской фотографии всю глубину пространства в пейзаже.

Параметры влияющие на ГРИП при съемке

В инструкциях к современным фотокамерам глубине резкости отводится не больше пары строк и, как правило, все сводится к одной только диафрагме. Подход упрощенный и эффективный, но если вы задаетесь вопросами типа:

«На какое расстояние сфокусировать объектив, чтобы на пейзажной фотографии все выглядело резким от ближайшего куста и до горизонта?»

«Почему у модели, сидящей в пол оборота, резко получился только один глаз и как избежать этого в дальнейшем?»

То эта статья для вас.

Формула расчета ГРИП, гиперфокальное расстояние и немного истории

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

В формуле расчета ГРИП, помимо очевидных и вполне понятных параметров, таких как дистанция фокусировки, фокусное расстояние объектива и диафрагма, есть еще один параметр — диаметр кружка нерезкости или допустимый кружок рассеивания. Для полнокадровых камер (размер негатива или сенсора 24×36 мм) его принимают равным 0,03–0,05 мм (в формулу подставляется значение в метрах).

Иногда, в расчетах диаметра кружка нерезкости его вычисляют как 1/1500 диагонали кадра, что для полнокадровой камеры дает те же 0,03 мм и упрощает расчеты для камер с сенсором другого размера (так же можно подставить в формулы выше z/кроп).

Гиперфокальное расстояние (Н) — фокусировка объектива на это расстояние обеспечивает максимальную глубину резкости (от Н/2 до ∞). Вычисляется по формуле Н=f2/(Kz).

Пример расчета гиперфокального расстояния: если сфокусировать 50 мм объектив установленный на полнокадровую камеру на расстоянии 6,2 м, установить диафрагму равную 8 и сделать снимок, то резким будет все от 3,1 м до ∞, впрочем это верно для кружка нерезкости равному 0,05 мм, а для значения в 0,03 мм придется фокусироваться на 10,5 м и резким будет все начиная с 5,25 м.

И несколько практических примеров:

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Объектив Minolta MC Rokkor-PF 58 mm f/ 1.4, экземпляр из 70-х прошлого века — шкала ГРИП рассчитана для кружка нерезкости в 1/1500 диагонали кадра, рядом Гелиос-44 из 90-х и шкала ГРИП посчитана еще для 1/1000 диагонали.

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Шкала ГРИП самой массовой любительской камеры «Смена 8М» рассчитана для кружка нерезкости в 1/850 диагонали (0,05 мм) и занимает почти всю окружность объектива.

Современные, автофокусные объективы, как правило лишены шкал ГРИП и расстояний, да и управление диафрагмой осуществляется на большинстве из них с камеры.

И раз уж кружок нерезкости не является константой самое время посмотреть, что означает это понятие.

Кружок нерезкости или допустимый кружок рассеяния

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

На рисунке выше показано прохождение света через объектив, в обоих случаях объектив сфокусирован на точке (2) — и точкой же выглядит ее проекция на матрице (5).

Для находящихся вне фокуса точек (1) и (3) проекция на матрице фотоаппарата, выглядит как круг — лучи сходятся либо до матрицы, либо за ней. В случае с закрытой диафрагмой (4) на нижнем рисунке лучи сходятся под более острым углом оставляя на матрице круги заметно меньшего диаметра, чем при полностью открытой диафрагме.

Так вот допустимый кружок рассеяния и должен показать до каких размеров нечетко сфокусированное пятно будет выглядеть для зрителя точкой, но не на матрице или негативе, а на конечном изображении — не обязательно на бумаге, это может быть экран компьютера или изображение на экране кинотеатра.

И раз уж мы заговорили о зрителе, то придется вспомнить о разрешающей способности человеческого глаза, угловое разрешение которого около 0,02°–0,03°. Именно из-за этой особенности человеческого зрения можно, лишь слегка увеличив расстояние до экрана монитора или телевизора, перестать различать отдельные пиксели. А, отодвинувшись еще немного, перестать различать Full HD картинку от 4К на экранах одного размера. Постер на фасаде соседнего дома вполне привлекательно выглядит на расстоянии и не впечатляет при близком просмотре.

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Чем дальше вы отодвинетесь от монитора, тем меньше размытых и больше кружков с резкими краями вы увидите.

ГРИП в глазах смотрящего

Угловое разрешение 0,02°–0,03° не самая очевидная величина, но если перевести ее в размер отпечатка и расстояние просмотра, то и вся формула ГРИП станет понятнее.

Именно из-за углового разрешения человеческого глаза в формулу ГРИП и попало значение в 0,03–0,05 мм для диаметра кружка нерезкости — на отпечатках 10×15 см (самый массовый формат того времени) пятнышко в 0,03 мм на негативе увеличится до 0,125 мм, но с расстояния просмотра 25 см все еще будет неразличимо невооруженным глазом.

Очевидно, что при большем размере отпечатка и небольшом расстоянии просмотра при расчетах ГРИП необходимо использовать значение кружка нерезкости меньше, чем 0,03 мм.

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Например, ориентироваться на размер одного светочувствительного элемента на матрице вашего фотоаппарата (на сколько они меньше традиционных 1/1500 видно на картинке выше).

Такой подход позволяет получать предсказуемый результат при печати очень большим форматом или просмотре на большом экране.

В камерах Fujifilm предпросмотр ГРИП может быть показан как для кружка нерезкости в 1/1500 диагонали, так и для кружка соизмеримого с размером одного светочувствительного элемента на матрице. Первый вариант рекомендуется использовать если изображение печатается небольшим форматом, а второй при просмотре изображения на большом мониторе или крупноформатной печати.

Практическая часть

Любознательным можно порекомендовать онлайн калькулятор ГРИП который учитывает все перечисленные выше параметры, учитывает влияние дифракции и даже визуализирует картинку. Разумеется, лучше не тащить калькулятор на съемку, а сориентироваться заранее (при недостатке опыта это может значительно сократить технический брак).

Впрочем, этой формулой можно пользоваться и без калькуляторов и сложных расчетов — достаточно запомнить всего пару чисел.

Съемка классического пейзажа не обходится без расчета гиперфокального расстояния — сфокусировав объектив на этом расстоянии можно получить картинку, где практически с одинаковой резкостью будут изображены объекты, находящиеся на разном расстоянии (от половины гиперфокального и до ∞).

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

Затемненная область вокруг модели показывает глубину резкости.

Один раз рассчитав и запомнив, что для объектива с фокусным расстоянием 23 мм при диафрагме равной 5,6 гиперфокальное расстояние составит 4 м, (расчет для отпечатка 10х15 см просматриваемого с расстояния в 25 см) можно с легкостью определять параметры для других размеров отпечатков, расстояния просмотра и определять гиперфокальное для другого значения диафрагмы.

Так, для вдвое большего отпечатка размером 20х30 см придется прикрыть диафрагму на два шага (до 11), для еще большего размера 40х60 см (еще вдвое больше) снова придется закрыть диафрагму еще на два шага (до 22). Во всех этих случаях гиперфокальное остается прежним и равно 4 м. На отпечаток 40х60 уже не смотрят с 25 см и можно смело увеличить расстояние просмотра вдвое, до 50 см и тут снова придется изменить диафрагму на два шага, но уже открыв ее пошире (до 11).

Т.е. для увеличения исходного отпечатка вдвое нужно прикрыть диафрагму на два шага, а для двукратного увеличения дистанции просмотра — открыть диафрагму на два шага. Более того, если вы решите, что 4 м гиперфокального слишком много и передний план на вашем пейзаже будет недостаточно резким, просто закройте диафрагму на два шага и гиперфокальное расстояние уменьшится вдвое (справедливо и обратное утверждение).

Эта магия двойки разрушится если взять кратное фокусное расстояние, но ровно вдвое — так, для объектива с вдвое меньшим фокусным расстоянием для гиперфокального расстояния в 4 м диафрагму придется открыть на четыре шага (до 1,4) и закрыть на четыре (до 22) если новое фокусное вдвое больше исходного.

На что влияет резкость. Смотреть фото На что влияет резкость. Смотреть картинку На что влияет резкость. Картинка про На что влияет резкость. Фото На что влияет резкость

В ряде случаев для создания на конечном изображении ГРИП которую невозможно получить в одном кадре используют фокус-стекинг — собирают изображение из нескольких кадров, в каждом из которых фокусировка была на разном расстоянии, но это уже совсем другая история.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *