На что влияет стабилизатор в машине
На что влияют стойки стабилизатора — отвечают механики
Стабилизация движения спасает водителя от заносов и аварий и жизненно важной функцией для автомобиля. Название «стабилизатор поперечной устойчивости» говорит само за себя, но не один он отвечает за комфорт в движении. Стойки стабилизатора являются важным элементов данной детали и, как правило, он постоянно изнашивается и его нужно менять. Но что случится, если их не менять и вообще на что влияют стойки стабилизатора — поговорим в этой статье.
Зачем нужны стойки и почему они так важны
Перед тем, как отвечать на вопрос «на что влияют», нужно в первую очередь полностью разобраться в назначении данного элемента и почему он так жизненно необходим водителю. В первую очередь нужно отметить, что сами по себе стойки являются очень простым элементом стабилизатора поперечной устойчивости. Именно с ними водитель заморачивается при ремонте, так как всю нагрузку при стабилизации движения стойки берут на себя.
Важно: Сам элемент по внешнему виду напоминает железную трубу с шарнирами по краям. Самая примитивная деталь автомобиля, которая легкая в замене, даже не нужно обращаться за помощью к механикам. В движении машина может совершать разные маневры, поэтому часто создает крен, который заносит автомобиль в разные стороны по случаю.
Подвеска и стабилизатор отвечают за безопасность водителя на дороге, поэтому стараются устранить крен путем подъёма кузова, или же наоборот его опускают. Вот только проблема в том, что подвеска и стабилизатор между собой никак не соединены, а работают они в тандеме. В этот момент появляется стойка, которая выполняет эту функцию. В момент движения она чувствует каждый крен, поэтому изнашивается.
Подвеска, стабилизатор задний
Стойка стабилизатора нужна по разным причинам:
Стабилизатор и рычаг подвески
Всего три основных причины, по которым стойка так важна для автомобиля. Она бывает как передняя, так и задняя. Крен сам по себе появляется не в конкретном месте, а поражает всю машину при заносах, поэтому гармонично распределяется между стабилизаторами в обоих её частях. Без стойки нельзя было бы представить синхронную работу двух важных элементов, которые отвечают за плавность хода. Стабилизатор дает сигнал подвеске поднять и опустить кузов и проходит всё это действие через стойку, которая их связывает.
Кроме всего этого, стойка ещё и переживает все проблемы, которые сам себе создает водитель. Если заниматься экстремальным вождением, не замечать неровности и горбы на дорогах, данный элемент всегда переживает каждую яму, поэтому так быстро изнашивается. Если перед поворотом значительно снизить скорость, срок службы стойки может увеличиться. Если она уже почти износилась, водитель рискует случайно заехать в какой-нибудь сугроб, поэтому потребуется крепче держать руль.
Плавность хода ощущается только при появлении кренов. Если водитель едет прямо по ровной дороге, элемент не выполняет свои функции, а просто свободно ждёт своего часа. Стоит только быстро повернуть, новая стойка свободно переживет это и водитель практически не почувствует заноса.
Влияние стоек стабилизатора на движение
Из всех вышеперечисленных особенностей можно свободно сказать на что влияют стойки стабилизатора. Водитель в первую очередь должен понимать как нужно вести себя на поворотах и в целом правильно ездить.
Стойки стабилизатора влияют на следующие моменты:
Признаки неисправности стоек стабилизатора
Если стойки изношены, машина не сможет сама себя защитить от заносов, так как шарниры по концам не будут выполнять свои функции. Водитель постепенно начинает чувствовать менее плавное движение, будет ощущение езды на гладильной доске. Оно в последствии настолько будет казаться нестабильным, что автолюбитель станет бояться садиться за руль. Быстро изношенные запчасти — признак халатного отношения к вождению, а когда стойки уже почти изношены, нужно ещё с большей уверенностью держать руль, чем тогда, когда стойки ещё были в нормальном состоянии.
Кроме всего этого, не стоит забывать, что они ещё и связывают стабилизатор поперечной устойчивости с рычагом подвески, поэтому вообще поездить без стоек просто не получится. Они имеют довольно невысокую цену на рынке и как правило одной такой вполне хватает на полгода езды. В любом случае, должен быть элемент, который позволяет выполнить то, что дает стабилизатор поперечной устойчивости.
Не стоит забывать о риске, который несет водитель. С изношенными элементами как спереди, так и сзади, можно ездить, но не свободно. При этом, сидящий за рулем сам несет ответственность за свои действия. Вероятность того, что машина въедет в какой-то столб многократно повышается, а зимой практически каждый водитель сможет посетить хотя бы один сугроб.
Когда погибает любой элемент автомобиля, он дает об знать, издавая звук. Когда водителю задают вопрос «на что влияют стойки стабилизатора», каждый свободно отвечает — «стойки издают гремящий звук».
Стук в передней подвеске
Важно: Если человек испытывает дискомфорт при вождении и его зачастую заносит, при этом слышит грохот — однозначно нужно менять данный элемент. Причем гремят они как спереди так и сзади, ведь стойки чаще всего изнашиваются сразу обе.
Как проверить изношенность стоек?
Когда уже известно на что влияет стойка стабилизатора передняя и задняя и зная, что данная запчасть может шуметь, звук нужно воспринимать как некий сигнал к действию. Изношенность можно проверить и другим путем — просто покрутив руль до упора и прикоснувшись к ней рукой. Это могут сделать только два товарища. Также часто откручивают элемент и проверяют смазку. Если под пыльником собралась грязь, перемешанная со смазкой, элемент нужно менять.
Характерные признаки износа стойки
Мы рассказали вам всё, что знали сами. Если у вас есть свой личный опыт в работе со стойками, поделитесь им, рассказав свою историю в комментариях.
Стабилизатор в автомобиле, как он работает?
Согласно сложившимся представлениям, активная подвеска основана на регулируемой демпфирующей силе амортизаторов, что позволяет влиять на характеристики их работы, поддерживая коэффициент демпфирования на определенном уровне, обеспечивая более комфортное или спортивное вождение. Роль пневматических, а также активных, упругих элементов в характеристиках гораздо менее ценится, в то время как большинство пользователей забывают о стабилизаторах.
Стабилизатор в классическом подходе представляет собой пружинящий торсионный стержень соответствующей формы, прикрепленный к подвижным элементам, направляющим колесо, непосредственно или с помощью соответствующих соединителей. При необходимости это увеличивает угловую жесткость подвески моста. Его задача заключается в ограничении бокового наклона кузова при движении в повороте, что положительно влияет на рулевое управление, сцепление с дорогой и, как следствие, повышает безопасность.
При прохождении поворотов весь автомобиль под воздействием сил наклоняется к переднему внешнему колесу, стабилизатор уменьшает разницу кратковременных нагрузок, действующих на упругие элементы подвески колес данной оси. При движении по радису тело наклоняется под действием центробежной силы, что вызывает сжатие пружины на одной стороне автомобиля и растяжение на другой. Стержень стабилизатора, соединенный с поворотными рычагами, скручен, сопротивление болтового стержня уменьшает разницу в отклонении пружины подвески, увеличивая общую жесткость на более тяжелой стороне (внешние колеса) и уменьшая жесткость на нижней стороне (внутренние колеса).
Благодаря стабилизатору внутренние колеса не потеряют сцепления с дорогой. Изменение угловой жесткости подвески также влияет на отклонение реального радиуса от теоретического, вытекающего из геометрии рулевого управления и ходовой части, при прохождении поворотов. Увеличение угловой жесткости передней подвески смещает тенденцию вести себя в повороте в сторону недостаточной поворачиваемости (расширение радиуса). В случае привода FWD стабилизатор обеспечит нейтральные пропорции, в то время как для RWD тенденция к избыточной поворачиваемости увеличится. Это также относится к другим компонентам подвески и должно учитываться при замене компонентов несерийными компонентами.
При движении по ровной дороге стабилизатор не работает, поскольку он вращается в гнездах. Однако, когда дорожное покрытие оказывается неровным, одно из колес, от неровностей дороги, через стабилизатор будет передавать силы на другое колесо, подключенное к нему, что вызывает ненужные вибрации. Чем выше угловая жесткость стабилизатора, тем более выраженным и неприятным будет этот эффект. В таких случаях может быть два решения.
Двухсекционный съемный стабилизатор
Мысль о съемном стабилизаторе очень проста. Он характеризуется двухкомпонентной конструкцией, в которой элементы соединены между собой электрически управляемым приводом. Все контролируется вручную или путем считывания с соответствующих датчиков. При работающей системе, колеса работают независимо друг от друга, поэтому реакции от одного колеса не передаются другому, этот подход также позволяет в полной мере использовать ход подвески. При необходимости стабилизатор активируется и работает так же, как классический.
Активный стабилизатор
В качестве примера для кратких рассуждений мы будем использовать новейшую конструкцию группы BWI, которая является усовершенствованием технологий, уже имеющихся на рынке. Общая идея ASBS (Active Stabilizer Bar Systems) основана на двухкамерных гидравлических цилиндрах, соединенных с концами стабилизатора.
Чтобы создать сопротивление или момент реакции, они используют поток рабочей жидкости, контролируемый соответствующими клапанами, над которыми контроллер отвечает за общую работу всей подвески. Автомобиль, оборудованный такой системой, может непрерывно контролировать работу стабилизатора и не задействовать водителя.
Стойки стабилизатора: способы проверки, ремонт, неисправности
Стойка стабилизатора
Рассмотрим первым делом, что такое стабилизатор и для чего он нужен? Стабилизатор поперечной устойчивости служит для уменьшения горизонтального крена кузова машины во время поворотов и резких маневрах. Сам стабилизатор крепится к кузову при помощи стоек стабилизатора. Конструкция стоек выполнена таким образом, чтобы стабилизатор мог двигаться в зависимости от разных нагрузок. Подвески авто бывают разными и также стойки изготавливаются разных видов.
Устройство и принцип работы
Стойка представляет собой шток длиной от 5 до 20 сантиметров. С обоих концов шток имеет шарниры для подвижности. В качестве шарнирных соединений, могут быть установлены следующие варианты:
Как правило, шарнирные детали привариваются сваркой к штоку под прямым углом (90 градусов). В месте присоединения наконечника к стержню из металла имеет шейка (тонкий конец). Это сделали специально, то есть ослабили конструкции именно в этом месте, чтобы при превышение допустимых max нагрузок, стойка устройства ломалась именно в утонченном месте. Такой способ можно назвать механическим предохранителем. Если бы стойка ломалась в другом каком-либо месте, то она могла бы пробить днище автомобиля, причинить вред водителю или пассажирам.
Такая продуманная конструкция стоек позволяет защититься от лишних проблем. Не надо жаловаться, что стойки часто выходят из строя, они специально делаются не слишком толстыми. Не оригинальные стойки по диаметру чаще больше, чем оригинальные. Прослужат они дольше, но безопасность в этом случае снижена.
Самыми популярными стойками по виду являются стойки с шаровыми шарнирами. В устройство такого типа стойки входят шаровый палец из стали и посадочное пластиковое место со смазкой, имеющей специальные температурно-динамические характеристики. На палец сверху запрессовывается крышка из металла или пластика.
Для защиты от попадания пыли в шарнирные соединения, всегда устанавливаются герметичные резиновые пыльники со смазкой. Такая простая деталь, как пыльник, значительно увеличивает срок эксплуатации устройства и подвижный механизм защищает от потери и загрязнения смазки. Основное свойство смазки для шарниров под пыльником — это морозоустойчивость, чтобы не густела в сильные морозы.
Для лучшего понимания, как работают стойки стабилизаторов, надо понять, что стойки соединяются со стабилизаторами не жестко, то есть они имеют относительно друг друга некоторую подвижность. Во время поворота машина начинается наклоняться (естественный крен) и в это время на кузов авто воздействуют одни силы, а на подвеску воздействуют силы, которые пытаются выпрямить кузов. Если силы крена намного больше, то есть риск поломки сопряженных деталей: стабилизатора и проушины ступицы. Получается, что стойка стабилизатора — это демпфер, который выравнивает противоположно направленные силы. Но, так как сила, которая хочет опрокинуть автомобиль (при резком повороте) и сила, которая против нее, обе давят на стойку стабилизатора, из-за чего шарнирные соединения стойки постепенно разрушаются.
Есть производители, которые изготавливают стойки стабилизатора с самостоятельной регулировкой. К примеру, на Nissan Patrol GR (Ниссан Патрол ДЖИ ЭР) устанавливается электронный стабилизатор поперечной устойчивости, то есть электроника может отключать стабилизатор.
Есть еще автомобили, чаще внедорожники, у которых работа стабилизаторов регулируется электронным блоком управления (ЭБУ).
Виды стоек стабилизатора
Как уже было сказано, разные производители разработали свои модификации стоек для поперечной стабилизации транспорта. Все современные машины по умолчанию имеют передний стабилизатор, но также есть и модели с аналогичным элементом, установленным на задней оси, даже если машина переднеприводная. Существует три вида стоек:
Бюджетные авто оснащаются модификациями со втулками. Это небольшой стальной шток, на концах которого сделаны проушины. В них вставляются втулки. С одной стороны во втулку помещается стержень стабилизатора, а другая часть стойки фиксируется на рычаге подвески.
Если в машине используется шарнирная модификация, то зачастую это такой же стальной шток (его длина в каждой модели авто разная), на концах которого установлены шарниры. Они необходимы для подвижности узла. Их крепежные пальцы направлены в противоположные друг от друга стороны (бывают аналоги с одинаковым направлением пальцев или со смещением на несколько градусов друг относительно друга).
В некоторых автоматических стабилизаторах вместо стоек используются гидравлические цилиндры, которые изменяют жесткость прута в зависимости от типа дороги. Самый жесткий режим – на извилистой дороге, среднее положение – чаще всего подходит для грунтовки. На бездорожье активный стабилизатор чаще всего выключается.
Также стойки стабилизатора отличаются принципом крепления. По умолчанию с одной стороны крепится сам стабилизатор. В некоторых машинах вторая часть стойки фиксируется на рычагах подвески. Есть и другой тип крепления – к стойке амортизатора или поворотному кулаку колеса. В зависимости от этого на стойке будут свои крепежные отверстия.
Расположение стойки стабилизатора
Стойки бывают передние и задние в зависимости от того на какой оси присутствует стабилизатор. Они подвижно крепят его к подвеске. Для того, чтобы увидеть стойки следует получить доступ к днищу авто или снять колесо.
Передняя стойка
Задняя стойка
Влияние стоек стабилизатора на движение
Из всех вышеперечисленных особенностей можно свободно сказать на что влияют стойки стабилизатора. Водитель в первую очередь должен понимать как нужно вести себя на поворотах и в целом правильно ездить.
Подвеска автомобиля
Стойки стабилизатора влияют на следующие моменты:
Признаки неисправности стоек стабилизатора
Если стойки изношены, машина не сможет сама себя защитить от заносов, так как шарниры по концам не будут выполнять свои функции. Водитель постепенно начинает чувствовать менее плавное движение, будет ощущение езды на гладильной доске. Оно в последствии настолько будет казаться нестабильным, что автолюбитель станет бояться садиться за руль. Быстро изношенные запчасти — признак халатного отношения к вождению, а когда стойки уже почти изношены, нужно ещё с большей уверенностью держать руль, чем тогда, когда стойки ещё были в нормальном состоянии.
Рычаг подвески
Кроме всего этого, не стоит забывать, что они ещё и связывают стабилизатор поперечной устойчивости с рычагом подвески, поэтому вообще поездить без стоек просто не получится. Они имеют довольно невысокую цену на рынке и как правило одной такой вполне хватает на полгода езды. В любом случае, должен быть элемент, который позволяет выполнить то, что дает стабилизатор поперечной устойчивости.
Занос в сугроб
Не стоит забывать о риске, который несет водитель. С изношенными элементами как спереди, так и сзади, можно ездить, но не свободно. При этом, сидящий за рулем сам несет ответственность за свои действия. Вероятность того, что машина въедет в какой-то столб многократно повышается, а зимой практически каждый водитель сможет посетить хотя бы один сугроб.
Когда погибает любой элемент автомобиля, он дает об знать, издавая звук. Когда водителю задают вопрос «на что влияют стойки стабилизатора», каждый свободно отвечает — «стойки издают гремящий звук».
Стук в передней подвеске
Важно:Если человек испытывает дискомфорт при вождении и его зачастую заносит, при этом слышит грохот — однозначно нужно менять данный элемент. Причем гремят они как спереди так и сзади, ведь стойки чаще всего изнашиваются сразу обе.
Изменение свойств стоек стабилизатора
Наиболее заметно как влияют передние и задние стойки стабилизатора на машину тогда, когда владелец решается заняться выполнением тюнинга подвески своими руками. Меняются комфорт, управляемость и безопасность автомобиля. Различные варианты, на которые часто падает выбор у автовладельцев, рассмотрены в таблице ниже.
Таблица — Влияние стоек стабилизатора на автомобиль
МодернизацияВлияние на автомобиль
Установка переднего стабилизатора и штатных стоек на авто, в базовой комплектации которого данные элементы отсутствуют, но есть на более дорогих версиях | Управляемость улучшается на высоких скоростях. Крены слегка меньше. Слишком ощутимого эффекта нет. |
Установка заднего стабилизатора и костяшек | Уменьшение сноса задней части авто на скоростных поворотах. Снижение кренов на 20-30%. Изредка присутствует вывешивание задних колес. Вхождения в поворот более ровные и их можно выполнить на высоких скоростях. |
Установка только заднего стабилизатора со стойками без переднего или его существенное усиление | Сильный крен переда машины в быстрых поворотах. Выкидывание авто наружу дороги. |
Установка более мощных стоек, имеющих существенное отличие от штатных | Возрастание скорости прохождения поворотов и ощутимое улучшение управляемости. Установленные усиленные стойки без модернизации остальных элементов подвески являются источниками чрезмерных нагрузок прочих деталей ходовой, из-за чего они быстро выходят из строя. Например, втулка стабилизатора может потребовать замену через10-15 тыс. км. |
Монтаж дешевых/слабых стоек стабилизатора | Преимущественно сказывается лишь на ресурсе и надежности костяшек. Такой ремкомплект редко ходит долго. В большинстве случаев снижение механической прочности стоек на комфорт, управляемость и динамику автомобиля никоим образом не влияет. |
Большинство автовладельцев считает, что усиленные стойки негативно влияют на автомобиль. Достигнуть показателей управляемости спорткаров с помощью модернизации костяшек невозможно, а комфорт преодоления неровностей снижается, так как ходовая становится жестче. Особо опасны самодельные костяшки, у которых по заверениям владельцев нет износа. Такие вечные стойки перестают выполнять «предохранительную» функцию, из-за возросшей механической прочности и не отвечают требованиям безопасности. Любая чрезмерная нагрузка вызывает существенные повреждения подвески, которые могла предотвратить своей поломкой штатная костяшка.
Как проверить стойки стабилизатора на неисправность?
Когда европейские автопроизводители заявляют, что стойки стабилизаторов имеют ресурс до 100 тыс. км, они считают эти километры по своим идеальным европейским автобанам. На наших дорогах заявленную цифру можно смело делить на два, и то если повезет. Все детали подвески зависят от состояния дорог и манеры вождения, а у нас оба эти фактора пока не радуют. По сути, они, как и некоторые другие детали подвески, превращаются в один из наиболее часто меняемых элементов. Так что лучше заранее узнать, как проявляются первые проблемы.
Косвенным признаком того, что со стойками не всё ладно, становится поведение автомобиля:
Однако учитывая, что и другие неисправности подвески могут дать похожие «симптомы», лучше заранее знать, как проверить, действительно ли проблема со стойками, прежде чем ехать за новыми.
Можно пошутить, что если кусок стойки стабилизатора выпал и лежит на асфальте, ставить его назад нежелательно. Однако даже если они целые на вид, их шарниры или втулки могут быть изношены, а значит, непригодны к эксплуатации.
Чисто визуально можно определить только состояние пыльников: если они порваны или испачканы смазкой, скорей всего, и сами шарниры уже не в порядке. Учитывая огромные нагрузки, которые они испытывают, попадание воды или грязи выводит их из строя почти сразу.
Основной признак проблемы – люфт шарниров. Из-за поломки или износа они разбалтываются и начинают издавать тот самый неприятный стук, который действует на нервы водителю.
Провести диагностику можно самостоятельно:
Видео по диагностике и замене
Если есть возможность загнать автомобиль на яму, можно привлечь к диагностике помощника: один качает автомобиль, второй слушает и смотрит снизу. Люфт можно услышать и даже почувствовать, если приложить руку к неисправному шарниру.
Детальная проверка стойки
Выполнить наиболее полную проверку стойки стабилизатора можно демонтировав ее с автомобиля. Автовладельцы не советуют часто прибегать к снятию костяшек, так как их крепления подвержены воздействию агрессивной внешней среды и часто прикипают намертво.
После снятия следует внимательно осмотреть резиновые элементы. Они очень часто теряют упругость, раскрашиваются или имеют механические повреждения.
При диагностики стоек стабилизаторов, конструкция которых включает шарниры, требуется снять пыльники и проконтролировать состояние смазки под ними. Недопустимо наличие влаги и различного мусора. При этом также следует осмотреть шарнир. На нем не должно быть следов коррозии и механических повреждений.
Ремонт стойки
Многие автовладельцы не рекомендуют выполнять ремонт стойки, так как после восстановления она крайне редко может прослужить длительное время. Несмотря на это существует масса способов возвращения работоспособности костяшкам. Один из методов приведен ниже.
Альтернативный вариант ремонта приведен ниже.
Более сложный способ ремонта стойки приведен ниже.
При обломе штока также существуют методы решения проблемы. При наличии сварки можно с ее помощью скрепить два конца. Альтернативным вариантом является нарезание резьбы и использование специальных соединителей.
Замена стоек стабилизатора
Для осуществления замены косточек своими руками следует приобрести необходимый инструмент:
Обычно тяги меняются парами
Порядок замены передних стоек стабилизатора:
Замена задних стоек (если они предусмотрены в конструкции) производится аналогичным способом.
После пробега в две — три сотни километров, необходимо проверить и подтянуть крепёжную гайку.
Лучшие стойки стабилизатора
Сложно сказать, как выбрать лучшие стойки: всё решают технические характеристики автомобиля. Однако есть закономерности, которые можно принять во внимание при выборе новых запчастей:
Если причиной неисправности подвески стали именно стойки стабилизаторов, это можно назвать везением. И сами они стоят сравнительно недорого, и заменить их несложно, так что есть шанс отделаться малой кровью. Но только в том случае, если провести диагностику и ремонт сразу при появлении первых признаков проблемы. В противном случае придется менять еще и втулку стабилизатора, и сайлентблок рычага, и другие смежные элементы. Так что лучше не доводить до крайностей, а заниматься ремонтом сразу, качественно и надолго.
Заключение
Таким образом, тяги (стойки) переднего стабилизатора являются важной и необходимой частью исправной системы подвески любого современного автомобиля. Разобравшись в их конструкции и предназначении, мы выяснили, на что влияют стойки стабилизатора в машине: