На что влияет техника чтения
На что влияет техника чтения
Скорочтение стало модно. Вы наверняка видели объявления «скорочтение за 72 часа», «научите ребенка быстро читать», «скорочтение — необходимый навык в учебе». Нейропсихолог и основатель проекта «Дети, готовые к будущему» (@deti_ready) Анна Полищук приводит популярные заблуждения и на их основе объясняет, что такое скорочтение и как правильно обучать ребенка быстро читать. Вы узнаете, сколько времени потребуется, чтобы овладеть этим навыком, можно ли отдать ребенка на групповые занятия и в каких случаях скорочтение может навредить развитию.
И да, и нет. Умение — однозначно. Но скорочтение — это техника чтения про себя. Именно в ментальном плане, а не вслух. Высшие показатели этой техники недоступны, пока ребенок не научится читать вслух качественно выше определенной нормы.
Вывод: сначала нужно освоить технику чтения вслух, затем уже решать, насколько ребенок готов к скорочтению.
Это главный миф. Структуры головного мозга и нейропсихологические факторы, ответственные за процессы обучения, так быстро не формируются. Новые сложные нейронные связи, если они получены, но не закреплены, очень быстро нивелируются.
Чтобы овладеть скорочтением, потребуется минимум 3 месяца регулярных занятий.
К сожалению, нет. Об этом многие не знают, но непременно сталкиваются в виде последствий. Скоростное чтение — навык, но не как езда на велосипеде. Его нужно постоянно поддерживать. Без тренировок скорость будет постепенно снижаться, а качество прочитанного «утекать сквозь пальцы».
Если программа индивидуальная, то да, это возможно. Если это работа в группе, то есть риск пропустить важные параметры в развитии и становлении этого хрупкого навыка. И получить нелюбовь к чтению вообще. Навсегда.
Научить всему ребенка «с нуля» проще, чем переучивать. Подходите ответственно к выбору того, где и с кем малыш будет впервые осваивать букварь как систему. Рабочий вариант: мини-группы до 3 человек.
Многим детям противопоказано учиться скорочтению. Педагог по скорочтению — не врач, не логопед и не нейропсихолог, поэтому он не всегда способен отличить индивидуальные особенности ребенка от задержек развития, которые препятствуют освоению навыка. Увеличение и разгон скорости чтения без учета таких трудностей приведет к закреплению проблем, уже имеющихся у ребенка.
Тоже ошибочное мнение. Чтобы решить проблему, нужно понять ее причину. У ребенка может быть диагноз, и если это дислексия, то путь коррекции будет совсем не похож на урок скорочтения: здесь самого чтения будет не так много — сперва работают с образом буквы по всем модальностям и возвращаются к азам.
Когда ребенок уже технически и с понимаем освоил навык чтения, но ускориться не получается, на это есть причина. И она может быть любой: от плохого зрения (неустановленный диагноз) до трудностей с артикуляционным аппаратом и дыханием. Здесь нужно разбираться:
на консультации с логопедом
на диагностике нейропсихолога
на осмотре у невролога
А дальше действовать исходя из рекомендаций специалистов. Скорочтение не решает всех проблем.
То, что ребенок научится только на уроках, — миф. Без регулярных, ежедневных тренировок дома навык будет формироваться бесконечно долго или вовсе не будет освоен. Если ребенок пойдет учиться скорочтению, будьте готовы находить время на домашнее чтение и выполнение упражнений. Иначе деньги уйдут в никуда.
Диагональное чтение — всего лишь один из многочисленных способов ускоренной работы с текстом, причем довольно сложный. Чтобы к нему подойти, сперва нужно будет освоить базовые упражнения для концентрации внимания и работы глаз, множество техник фиксации взгляда и запоминания, отработать пересказы постоянно растущих в объеме текстов, корректно транслировать полученную информацию, уметь обрабатывать разные стили и потоки информации, а уже потом можно будет «взяться за диагональ».
Освоение скорочтения — долгий путь. Не советую искать легких путей, в случае со скорочтением они точно приведут не туда. Желаю Вам успехов!
7 неожиданных эффектов от скорочтения
Скорочтение дает куда больше, чем просто способность читать больше книг и делать это быстрее в несколько раз.
Чтение само по себе не самый легкий процесс. Механизм чтения задействует сразу множество участков мозга, отвечающих за восприятие визуальной информации, воображение, артикуляцию, участок мозга «визуального словообразования» и многие другие.
Чем больше читаешь, тем быстрее происходит обработка информации. Доля секунды требуется хорошо читающему человеку на прохождение всего пути от вылавливания слова на строчке до его понимания. А скорочтение выводит эти процессы на принципиально новый уровень. Мозг начинает трудиться с удвоенной силой, но при этом не устает!
Какие же еще преференции дает скорочтение?
В ходе исследования с применением МРТ исследователи выяснили, что за навыки чтения отвечают определенные зоны затылочной и височной долей левого полушария. Эти же зоны задействованы при речи и при распознавании лиц.
Оценки ползут вверх
От скорости чтения напрямую зависит успеваемость в школе. И, если в начальных классах, где всего 3-6 предметов, включая музыку и ИЗО, — это не так очевидно, то, начиная с 5-ого класса, когда в расписании появляются история с географией и биология, объем текстов для прочтения и усвоения возрастает в несколько раз. И здесь скорость чтения позволяет быть впереди планеты всей. Быстро читаешь, быстро делаешь домашние задания, и у тебя еще есть время на поиграть, погулять, заняться любимым делом.
К концу начальной школы норма чтения для отличника – 130-170 слов в минуту, для хорошиста – 100-130 слов в минуту, а для троечника – 80-90 слов.
Уверенность на высоте
До 7-8 лет дети в норме имеют завышенную самооценку – они считают себя лучше всех. И это прекрасно. Значит в семье был заложен базис доверия к миру, и ребенка любили, принимали и всячески хвалили. Вот только оказавшись в коллективе, он столкнется с тем, что есть те, кто лучше него, больше знают, быстрее читают, первыми тянут руку вверх.
Скорочтение как специфический навык позволяет быть более успешным и уверенным в себе. Ребенок знает, что он может дать фору любому из своих одноклассников. А еще он может их научить каким-то отдельным приемам скорочтения и завоевать тем самым авторитет в классе.
«Фефект фикции»
Логопедические проблемы – бич современных детей. И дело даже не в том, что детство теперь напрямую связано с бесконечным потоком мультфильмов, визуального контента и резким сокращением живого общения. Изменилась парадигма мышления, сознания общества, способа коммуникации.
Когда наговариваешь аудиосообщение, ты не видишь реакцию собеседника на твои ошибки в речи. А значит не можешь их отследить.
Скорочтение позволяет улучшить не просто технику речи, но еще и дикцию, и артикуляцию. Хорошо развитый артикуляционный аппарат – это один из основополагающих факторов хорошо поставленной речи.
Средняя скорость чтения взрослого человека составляет 200 слов в минуту. Скорочтение позволяет увеличить ее до 600 слов в минуту.
Мышление на максимум
Скорочтение выводит мышление ребенка совсем на другой уровень. Во-первых, скорочтение – это история не только про технику чтения, но и про понимание текста. Мало быстро прочитать фрагмент текста, важно еще и уловить суть.
И скорочтение учит не только поглощать информацию намного быстрее, но и оперативнее вычленять и находить нужные факты.
Во-вторых, так как чтение становится легким, то текстов прочитывается больше, что развивает кругозор, дает энциклопедические знания и дает базис для критического мышления. Когда ты владеешь всесторонней информацией по одному и тому же вопросу, у тебя в голове невольно рождается вопрос: «А почему здесь написано так, а здесь по-другому?».
Фокус на внимание
Техника скорочтения основана на считывании предложений, строк, страниц целиком. В этот момент мозг работает на максимум, и внимание тоже. Ведь нужно одновременно освоить сразу большой объем графем, смыслов, образов.
Это дает вау эффект, когда нужно прочитать написанный тобой же текст. Ты сразу видишь все свои ошибки, и можешь их поправить, не буксуя на каждом слове.
Память и воображение работают на 100%
Современные дети в большинстве своем воспринимают мир иначе, чем мы в их возрасте. Они ориентированы на визуальный контент, когда все подается уже в тех или иных закрепленных образах.
Чтение – оно про другое. Здесь работает фантазия, воображение, творческое мышление. Мозг в процессе чтения рождает собственное представление о написанном. А память услужливо достает с чердака припасенные образы, ассоциации и знания.
По сути, скорочтение – это невероятный тренажер мозга. Каждый раз, когда ребенок читает книгу, запускается создание новых нейронов и нейронных связей. А значит улучшаются и повышаются когнитивные способности в целом.
Концентрация и усидчивость
Клиповое мышление, которое свойственно современному поколению детей не подразумевает возможности заземлиться, остановиться и подумать. На это нет времени, нужно срочно свайпить и смотреть следующее 30 секундное видео. И так до бесконечности.
Скорочтение и чтение в целом погружает в диаметрально противоположную парадигму мышления. И прелесть скорочтения именно в том, что все происходит также быстро, как и при просмотре видео, только картинки появляются в голове, а не на экране. Мозг в это время работает сразу по нескольким направлениям, а не только обрабатывает готовый визуальный контент.
Та концентрация внимания, которая развивается во время чтения, помогает справляться с нагрузками в школе намного лучше, а также адаптироваться к урокам и лучше усваивать новые знания. А во взрослом возрасте этот навык безусловно пригодится на работе, когда нужно будет быстро собраться и адаптироваться под новую задачу.
Скорочтение экономит время, поднимает самооценку, увеличивает начитанность, развивает фотографическую память, учит недюжинной концентрации внимания, развивает воображение и увеличивает глубину понимания текста.
Человек, который читает, и читает быстро и много, априори выходит на новый уровень мышления, познания и осознанности. А это именно то, чего ждут от современных детей и сейчас, и в будущем.
Скорость чтения равна скорости МЫШЛЕНИЯ
Научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка.
Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые — проглатывать, и только немногие — пережевывать и переваривать».
Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго.
Как разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.
Что мешает нам ускориться?
Чтение — одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка.
Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен.
Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение — это своего рода чтение спортивное. И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?
Словом, проблема — именно в восприятии нормы. Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения — словах в минуту.
Скорочтение — это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз.
Почему мы читаем медленно и что мешает нам ускориться?
Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть — с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.
Внутренний суфлер
Самый распространенный враг скорочтения — субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия?
Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) — одно из самых серьезных препятствий для скорочтения. Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи, а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.
Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание.
Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания.
«Фотографируйте» слова глазами.
Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется.
Хорошая новость в том, что узнавание — процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий. Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.
Смотрите шире
Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения.
Как уже было сказано, скорочтение — это чтение не по словам, а блоками. Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.
Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться. Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас.
Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок. Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация — одна строчка колонки. На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.
Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость.
Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение.
Существует множество вариантов таблиц Шульте.
Самый распространенный — квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25.
Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель — делать это с постепенным увеличением скорости.
Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.
Любопытно, что периферийное зрение развито у всех.
Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита.
Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.
Повторение — не всегда мать учения
У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой.
Перечитывание отнимает довольно много времени.
Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению — в развитии памяти. Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники.
Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.
После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться. Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться.
Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, — это отслеживание возвратных движений глаз.
Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца.
Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора.
Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.
Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок. Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове.
Помочь может визуализация вашего списка:
сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит. Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад.
Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.
Слона-то я и не приметил
Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно.
При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации.
Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз!
Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание.
Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.
Эффективное упражнение на умение концентрироваться — чтение слов наоборот.
Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами.
Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот. Начинать лучше с простых слов: молоко — околом, праздник — киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов. Важно ничего не записывать, а делать все в уме.
Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями.
В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам. Чтение с метрономом также учит концентрироваться.
Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту). Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения).
Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.
Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению.
Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна.
Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания. Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.
Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации.
Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное.
Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».
Зрить в корень
Одна из базовых причин невысокой скорости чтения — неумение выделять главное.
Какая у вас любимая книга?
Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею?
А идею недавно просмотренного фильма?
Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное — еще одна ваша зона роста.
Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.
Подготовьте вертикальную полоску (для начала — 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения).
Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику. Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить.
Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием.
Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг. Для развития логики конспекты можно делать в виде схем.
Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.
Новичкам часто советуют метод пристрелки.
Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой.
Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты). Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились.
Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту.
Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой).
Это упражнение учит так называемому просмотровому чтению, так как развивает способность оперативно искать в тексте главные мысли.
Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения.
Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.
Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения, так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным.
Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях — для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, — хорошим подспорьем станет рабочий словарик.
Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело.
Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.
Таким образом, скорочтение — это навык, поддающийся развитию.
Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость — понимание — запоминание. Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость.
При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу:
Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде),
Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение),
Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости),
а Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).
Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления.
Газета The Guardian недавно опубликовала результаты исследования, согласно которому читающие живут дольше, а чтение является «преимуществом для выживания».
Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления».
А понимание того, что скорочтение — это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли? опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: