На что влияет тональность

Зачем нужны тональности и знаки альтерации

Если вы относитесь к музыкантам, испытывающим ужас от тональностей с количеством знаков альтерации (диезы, бемоли) больше 2х, то эта тема будет вам очень полезна. Тональности могут сильно облегчить чтение и исполнение музыки. Нет абсолютно никакой разницы в количестве знаков — это всего лишь значки. С первых музыкальных шагов нужно оценить их вспомогательную функцию в системе тональностей.

Чем же знаки и тональности так полезны? Как уже было сказано, эта, выстроенная веками система, имеет своей целью максимимально облегчить чтение и исполнение музыки. Облегчить с помощью закономерностей — на то она и «система» :).
Ученикам пользу тональностей я показываю на простом и всем известном на слух музыкальном примере — «па-де-де» из балета Щелкунчик П.И. Чайковского. В ней используются лады мажор и минор, знакомые многим и без музыкального образования.
Сначала немного теории, а затем посмотрим пример. Лад — несколько взаимозависимых звуков, на которых основан музыкальный материал. Горстка из нескольких звуков, из которых лепится музыка. Высота этого лада называется тональностью. Самые известные лады — мажор и минор. Пример: «До» мажор — это мажорный лад (звучит радостно), в тональности «до» (высота лада) или проще говоря, мажорный лад от ноты «до». «Ре» мажор — лад мажор от ноты «ре». И так далее.

При увлечении музыкой мы быстро узнаем, что мажор звучит радостно, а минор — грустно. И самое полезное понять — мажор от любого звука на любом инструменте будет звучать радостно, а минор — грустно. Не музыкант не назовет звучащие ноты, даже если назвать тонику — основную ноту. Однако, сможет сказать, слышит он радостные нотки (мажор) или грустные (минор). Знающий систему тональностей, узнав первый звук, с легкостью построит все остальные ноты. Потому что он знаком с основами построения музыки. Па-де-де из балета Щелкунчик, одна из самых известных музыкальных тем, строится на простой последовательности двух нисходящих гамм.
па-де-де из балета Щелкунчик — ссылка с того места, где идут две гаммы подряд — соль мажор и ми минор.

Как нам применить полученные знания, чтобы быстро сориентироваться и сыграть эту тему от любой ноты? На клавитуре видно, что между нотами ми — фа и си — до интервал полутон (отсутствует черная клавиша), между остальными — тон. Знаки альтерации используются для того, чтобы при переносе музыки на другую высоту сохранялось соотношение нот между собой, в том числе эти полутоны. Зная тональности, мы можем за считаные доли секунды перенести мелодию выше или ниже, если нам сложно ее играть на данной высоте, переложить ее для любого инструмента. В данном примере мы просто играем две гаммы на расстоянии в три полутона — мажорную и минорную. Фа мажор — ре минор, ре мажор — си минор.

О страхе перед количеством знаков в тональности на частном примере для трубачей: «до» мажор и «миb» мажор. Многие, кто решил не продолжать путь музыканта после музыкальной школы скажут, что «до» мажор сыграть легче, чем «миb» мажор, а кто-то даже не вспомнит количество знаков в «миb» мажоре :). Однако, если посмотреть на аппликатуру этих гамм, то заметим, что в «до» мажоре встречается ход ре1 (первой октавы)-ми1 вверх и вниз, в котором зависимые друг от друга средний и безымянный пальцы должны работать независимо. В «миb» мажоре эти пальцы работают в паре и гамма намного удобней, проще для пальцев, несмотря на большее количество бемолей.
Пианисты также расскажут, что есть более удобные гаммы, чем «до» мажор. Легкость игры «до» мажора объясняется исключительно количеством его повторений с первых уроков :).
Итак, знаки альтерации — всего лишь значки, и если научиться пользоваться системой тональностей, она сильно облегчает исполнение и чтение музыки, транспонирование (перенос музыки на другую высоту).

###Помните, что каждый случай индивидуален###
Удачи на пути!
Семён Маркевич.

Есть вопросы? Задавайте в комментариях! Подписывайтесь на блог и вы ничего не пропустите.
После подписки проверьте папки «спам» и «вся почта» в gmail. Если найдете письмо там, нужно добавить email адрес подписки в исключения.

Источник

Что такое тональности и как их использовать? 7 заповедей музыканта

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Понятие «тональность» гораздо проще, чем может показаться, если открыть музыкальный словарь.

Вы наверняка слышали это слово в быту. Например, когда от собеседника требуют более уважительного отношения, говорят «смени тон». А водители иногда называют тональностью звук двигателя.

Что же такое тональность в музыке, сколько их и зачем они нужны? Об этом поговорим в этой статье.

Звукоряд, лад, тоника

Чтобы понять, что же такое тональность, нам необходимо сперва разобраться с некоторыми понятиями. И давайте начнем с лада.

Звукоряд — это звуки, располагающиеся друг за другом в восходящем или нисходящем порядке. Вы знаете, что нот всего семь и каждая располагается на своей ступени. Соответственно, ступеней тоже семь. Если выстраивать звукоряд от ноты До, то нота До будет располагаться на первой ступени, Ре — на второй, Ми — на третьей… Если строить звукоряд от ноты Ми, то нота Ми станет первой ступенью, Фа — второй и т.д.

Лад – это взаимосвязь звуков между собой, их согласованность и слаженность. В ладу есть устойчивые и неустойчивые ступени. Их принято обозначать римскими цифрами. I, III, V ступени – устойчивые, опорные, к ним тяготеют неустойчивые – подвижные звуки, расположенные на II, IV, VI, VII ступенях:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональностьНеустойчивые звуки отражают незавершенность музыкальной мысли. Но когда неустойчивый звук переходит в устойчивый, мысль становится завершенной и это называется разрешением.

Вот пример того, как звучит незавершенная музыкальная мысль:

Существует довольно расхожая история о том, как сын И.С. Баха импровизировал на клавесине, в то время как его великий отец спал. Мальчик закончил свою импровизацию на неустойчивом аккорде и удалился от инструмента. Иоганн Себастьян проснулся, вскочил с постели, подбежал к клавесину, разрешил аккорд и помчался догонять сына, чтобы проучить его.

Самой главной среди устойчивых ступеней, является тоника – первая ступень. Сочетание I III V ступеней дают тоническое трезвучие, которое характеризует звучание лада, создают его окраску:

Мажор – лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с БОЛЬШОЙ терцией в основании. Звучит мажор ярко, жизнеутверждающе.

Минор — лад, на первой ступени которого образуется тоническое трезвучие с МАЛОЙ терцией в основании. Звучит минор печально, драматично.

Тональность и гамма

Теперь, когда мы знаем что такое лад, можно переходить к главному вопросу – что же такое тональности и как их использовать.

Мажорный и минорный лад так же, как и звукоряд можно построить от любой ноты. Нота, от которой мы строим лад называется тоникой.

Тональность – это лад, у которого есть определенная тоника.

Каждая тональность имеет свое название, которое формируется из двух составляющих: первая – тоника; вторая – лад. Допустим, тоника – нота До, а лад – мажор. Значит тональность будет называться До мажор. Или тоника – нота Ми, а лад минор. Значит тональность – Ми минор.

Если сыграть по порядку звуки какой-либо тональности от тоники до тоники, то получится гамма. Например, сыграем от ноты До восемь нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си – До.

Получилась гамма. Кстати, она называется также, как и тональность – До мажор. А если взять за основу ноту Ля, и сыграть восемь нот, то получится гамма Ля минор.

Но почему в случае с нотой До, гамма будет иметь мажорный окрас, а в случае с нотой Ля – минорный? Давайте разбираться.

Как вы знаете, расстояние между звуками измеряется тонами и полутонами. В гаммах, расстояние между звуками должно соответствовать специальной формуле. Вот формула для мажорной гаммы:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

А вот формула для минора:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Вот и получается, что гамма, построенная от ноты До полностью совпадает с формулой мажора. Гамма от ноты Ля, совпадает с формулой минора. Вот как эти гаммы будут выглядеть в нотной записи:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональностьНа что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

А что, если нам нужно выстроить мажорную гамму от ноты Соль? Думаю, вы уже догадались – нужно расставить звуки в соответствии с формулой. Вот что получится:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Как видите, для соблюдения формулы, нам пришлось использовать знак альтерации — диез. Так нота Фа превратилась в Фа диез.

В гамме Ми минор, нам также придется использовать знак альтерации и это снова будет ФА ДИЕЗ. Посмотрите на изображение:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Вы могли заметить, что гамма До мажор и Ля минор не имеют знаков альтерации; гамма Соль мажор и Ми минор имеют 1 знак альтерации. А в гамме Ре мажор, как и в гамме Си минор будет два диеза. Закономерно то, что гаммы с одинаковым количеством знаков альтерации, идут парами: До и Ля — ПАРА, Соль и Ми — ПАРА, Ре и Си – ПАРА. Такие гаммы (а значит и тональности) называются ПАРАллельными.

Параллельные тональности

Как мы выяснили, тональности с одинаковым количеством знаков альтерации, называются параллельными. Оказывается, у этих тональностей одинаковые звуки — все до единого.

Но есть у параллельных тональностей и отличия. Как вы помните, название тональности определяет тоника и лад. Этими двумя составляющими и отличаются параллельные тональности. До мажор отличается от Ля минора тоникой (звуком До) и ладом (мажорным окрасом). Тем же и остальные параллельные тональности отличаются друг от друга.

Как найти параллельную тональность

Найти параллельную тональность можно двумя способами. Рассмотрим оба.

Мы уже знаем, что До мажор и Ля минор параллельны. На них мы и будем опираться для дальнейших рассуждений.

Чтобы найти параллельный минор, нам нужно выяснить, на какой ступени находится нота Ля в До мажоре. Давайте считать:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Нота Ля является VI ступенью в тональности До мажор. Отсюда можно сделать вывод: чтобы найти параллельный минор, нужно найти VI ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на VI ступени и будет тоникой параллельного минора.

Чтобы найти параллельный мажор, проделаем ту же процедуру – посчитаем ступени в Ля миноре:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

В тональности Ля минор, нота До расположилась на III ступени. Вывод напрашивается такой: чтобы найти параллельный мажор, нужно найти III ступень в той тональности, для которой ищем параллель. Нота на III ступени и будет тоникой параллельного мажора.

Чтобы быстрее найти VI ступень, пользуйтесь небольшой хитростью – считайте ступени не вверх, а вниз:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Очень важно учитывать знаки альтерации, когда вы считаете ступени. Например, нам необходимо определить параллельную мажорную тональность для Ре минора. В тональности Ре минор есть один знак альтерации – Си бемоль. Мы ищем VI ступень – это нота Си, но мы не забываем учесть бемоль, и вот наша нота Си превращается в Си бемоль. Наша параллельная тональность – Си бемоль мажор.

Второй способ определения параллельной тональности также прост, и он подойдет тем, кто хорошо знаком с интервалами.

Чтобы начать пользоваться этим способом, нам нужно выяснить, какой интервал возникает между тониками параллельных тональностей. Считаем, как обычно, на примере тональностей Ля и До. Между этими тониками образуется интервал, который составляет 1,5 тона и называется он Малой терцией.

Чтобы найти параллельный мажор, нужно отмерить малую терцию вверх от тоники минорной тональности, в которой мы находимся. Так находясь в Ля миноре, от ноты Ля мы отмеряем малую терцию вверх и получаем ноту До, которая и станет тоникой параллельного мажора:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Тоже самое проделываем в поисках параллельного минора – отмеряем малую терцию вниз и получаем искомое:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Одноименные тональности

Как мы уже сказали, Тоника + Лад = тональность. Если мы возьмем за тонику ноту «До» и подставим мажорный лад, то получим тональность До мажор. А если возьмем ту же ноту «До» и подставим минорный лад, то получим тональность До минор.

Такие тональности называются ОДНОИМЁННЫМИ. У них одна тоника, но разный лад, а соответственно, разные звуки. Чтобы от ноты До построить минорную гамму, нам нужно вспомнить формулу (ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН-ПОЛУТОН-ТОН-ТОН) и ввести необходимые знаки альтерации — в данном случае Си, Ми и Ля бемоли.

Энгармонизм тональностей

Тональности могут быть мажорными и минорными, параллельными и одноименными, но также они могут быть энгармонически равными. Давайте разберемся, что это значит.

Энгармонически равные тональности – это тональности, которые обладают одинаковым звучанием, но в нотах записаны разными нотами и имеют разные знаки альтерации. Например, тональность Ми бемоль минор энгармонически равна тональности Ре диез минор. Тональность Ля диез мажор энгармонически равна тональности Си бемоль мажор.

Для чего нужны тональности

Что такое тональности мы усвоили. Теперь давайте разберемся, зачем они нужны и как их использовать.

В прежние времена, тональности имели гораздо более глубокий смысл нежели сейчас. Так в музыке И.С. Баха тональности символизировали различные евангельские сюжеты. Подробнее о музыкальной символике в музыке Баха, вы можете прочитать у В.Б. Носиной.

В музыке эпохи романтизма, композиторы также наделяли тональности особыми смыслами. Ми бемоль мажор, к примеру, использовали, когда речь шла о любви и преданности, диалоге с Богом; Фа минор употребляли для выражения горечи, печали, невосполнимой утраты.

В XX веке композиторы Новой венской школы (Шенберг, Берг, Веберн), решили отказаться от тональности в традиционном понимании этого слова и раздвинули музыкальные рамки, в связи с чем появилась атональная музыка. Особо любопытным из вас, рекомендую послушать финал второго струнного квартета Шёнберга – именно с ним связывают начало атональности.

В наши дни семантика тональностей утратила свое значение, а вот практическая составляющая осталась. Давайте более подробно поговорим о том, зачем нужны тональности и как их использовать.

Самое первое и понятное значение тональности – настроение. Как вы помните, тональность обладает мажорным или минорным ладом, от которого зависит настроение музыки. Бывают и такие случаи, когда минорное произведение звучит бодро и живо, а мажорное наоборот погружает в задумчивое состояние, нагоняя воспоминания и легкую тоску. Этих оттенков можно достичь, скорее, за счет фактуры, ритма и темпа, которые влияют на характер произведения. Тональность же, сразу дает понять какое настроение несет музыка.

Второе значение тональностей связано с удобством. Музыканты, которые аккомпанируют вокалистам, часто сталкиваются с ситуацией, когда вокалист «не в голосе» и просит сыграть на тон-полтора ниже оригинальной тональности, дабы не перегружать голосовые связки. Опытный музыкант может транспонировать переложить музыкальное сочинение из одной тональности в другую транспонировать на ходу и играть в разных тональностях одно и то же произведение.

Сколько тональностей всего

Итак, мы выяснили, что у каждой тональности есть сестра – параллельная тональность. Также, тональности могут энгармонически заменять друг друга. А теперь давайте узнаем, сколько тональностей всего.

Если сосчитать все белые и черные клавиши в одной октаве , то их получится 12 (7 белых клавиш и 5 черных). От каждой из них, мы можем построить гамму, соответственно, получим 12 тональностей. Но мы не должны забывать про одноименные тональности. Получается: имея 12 звуков, мы можем построить 24 тональности – 12 мажорных и 12 минорных.

Чисто теоретически, мы можем получить 30 тональностей:

2 — без знаков альтерации

14 диезных (7 мажорных и 7 минорных)

14 бемольных (7 мажорных и 7 минорных)

Тональности, в которых больше 6 знаков альтерации существуют в теории, но на практике не используются. Их логично заменить энгармонически равными тональностями. Например: в До диез мажоре 7 знаков, а в энгармонически равном Ре бемоль мажоре – 5. Таким образом, тональности с большим количеством знаков заменяют на энгармонически равные и остается 24 тональности, которые реально используются.

В таблице ниже, вы найдете названия всех 30 тональностей, их буквенное обозначение и количество знаков альтерации для каждой.

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Порядок Диезов и бемолей

Диезы и бемоли могут встречаться в нотном тексте внезапно, неожиданно. В таком случае, они называются случайными. Но также, они могут быть изображены рядом со скрипичным и/или басовым ключом. Такие знаки называются ключевыми. Именно ключевые знаки указывают нам на тональность произведения. Важно запомнить, что диезы и бемоли располагаются на линейках в строгой последовательности, которую нужно запомнить.

Диезы располагаются так: ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ. Вот как это выглядит в скрипичном и басовом ключах:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональностьНа что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Бемоли расставляют в обратном порядке: СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА:

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональностьНа что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Как располагаются знаки при ключе, вы теперь знаете и можете этот порядок заучить как считалочку. Но как определить, сколько знаков в той или иной тональности? Конечно, можно выучить наизусть как таблицу умножения, но есть другой способ, о котором вы можете узнать из статьи «Кварто-квинтовый круг тональностей» .

Очень надеюсь, что статья оказалась интересной и вы поняли, что такое тональности, зачем они нужны и как их использовать. Пишите в комментариях, о чем еще вы хотели бы узнать. Вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорого!

Источник

Почему тональности звучат по разному

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Наверняка вы слышали о том, что разные тональности создают разное настроение, что одни тональности звучат радостнее, другие мрачнее и т.д.

Существуют ли действительно разница в звучании тональностей и если ответ да, то что она может дать музыканту для развития слуха и музыкального мышления?

Я также как и многие музыканты с детства наслышан о том, что разные тональности звучат по разному и в целом должен признать, что как и великие музыканты разделяю эту позицию, но очевидно, что для того, чтобы понять в чем эта разница и как это работает мы должны посмотреть на проблему восприятия разных тональностей с двух сторон.

Первая эта объективная физическая сторона, вторая субъективная – или более правильно семантическая сторона.

Описание настроения и характера тональностей мы можем найти у множества теоретиков и композиторов с самых первых лет осознания тональности как нового явления в музыке.

Иоганн Маттезон пишет: «Е-dur с несравненной полнотой выражает отчаяние или смертельную печаль; он особенно годен в тех крайних любовных делах, где уже ничем нельзя помочь и не на что надеяться, и при определенных обстоятельствах имеет в себе нечто столь пронзительно-прощально-печально-проникновенное, что может быть сравним разве что с фатальным расставанием души и тела».

Или например Франсуа Геварт пишет: «Краска, свойственная мажорному наклонению,- пишет он,- принимает оттенки светлые и блестящие в тонах с диезами, строгие и мрачные в тонах с бемолями…»

Приведены выше высказывания написаны до середины 19 века, что создает проблему в использовании оценки тональности с позиции этих музыкантов по одной простой причине. Стандарт настройки и строй.

Во-первых, первый камертон появился в 1711 году и его частота была 419 герц для ноты A первой октавы, сегодня у нас нет ноты с такой частотой, но она близка к ноте G# с частотой 415,30

То есть говоря о тональности E мажор Маттезон подразумевает тональность, которая для нас равна + 15 центов выше привычного нам Eb dur. То есть в современной нам среде мы не можем вообще услышать те высоты о которых говорят музыканты до середины 19 века.

Вторая причина еще проще. Очевидно, что в любом строе кроме темперированного разные тональности звучат по разному и тот же ХТК был написан для строя Веркмейстера – послушаем.

Итак, очевидно, что до середины 19 века тональности действительно физически звучали по другому и кроме того, в не привычной для нас A 440Hz

Поэтому справедливо выдвинуть гипотезу – если темперированный строй уровнял интервалы во всех тональностях, то значит и окраска тональностей пропала?

Но свидетельства композиторов о разнице в звучании тональностей не пропали и в XX веке и в XXI, когда мы имеем возможность слушать и создавать музыку в идеальной темперированной среде.

Так откуда же берется эта разница в звучании тональностей, о которой говорят все музыканты и которую мы слышим.

Итак, как я уже сказал мы можем подходить к проблеме с двух сторон.

Выровнял ли темперированный строй все интервалы между собой?

Я не верю словам, поэтому решил провести простой эксперимент взять базовые частоты нот в темперированном строе и посчитать разницу между интервалами квинты и терции в разных тональностях в первой октаве.

На что влияет тональность. Смотреть фото На что влияет тональность. Смотреть картинку На что влияет тональность. Картинка про На что влияет тональность. Фото На что влияет тональность

Как видно из таблицы разница есть, но эта разница равна максимум 5-10 сотым цента, в то время как наш слух улавливает разницу только от 8 центов.

Казалось бы этой разницей можно пренебречь.

Не буду делать никаких заявлений и предлагаю вам самим подумать может ли наше ухо каким то образом воспринимать эту минимальную разницу в тональностях и слышать одни как более печальные за счет узких интервалов, а другие, как более светлые за счет более широких интервалов.

Прежде чем закончить с научными выкладками нужно внести небольшие дополнения в эти рассуждения.

Теперь вторая сторона субъективная или семантическая.

Семантике тональности – то есть изучению того как звучат разные тональности и какой они несут смысл посвящены объемные труды. Но очевидно здесь следующее, смысл тональности, так же как и смысл стихотворения или фильма будет для всех разным и не существуют одной измеримой истины.

Здесь важно следующее заявление Курта, которое может помочь понять почему даже в темперированном строе мы воспринимаем тональности в разной окраске:

То, что C-dur ощущается как центр и основа, является следствием двух причин. Во-первых, сфера C-dur является в историческом смысле родиной и началом дальнейшего гармонического развития в диезные и бемольные тональности. (…) C-dur во все времена означает – и это гораздо более существенно, чем историческое развитие, — основу и центральный исходный пункт самых ранних занятий музыкой. Это положение укрепляется и определяет не только характер самого C-dur, но одновременно с этим и характер всех других тональностей. E-dur, например, воспринимается в зависимости от того, как он первоначально выделяется на фоне C-dur. По-этому абсолютный характер тональности, определяемый отношением к C-dur, обусловлен не природой музыки, но историческими и педагогическими истоками.

То есть, исходя из этого высказывания получается, что исторический контекст возникновения современного нам строя заставляет нас воспринимать тоническое трезвучие любой тональности, как соотносящееся с базовой можно сказать материнской – до мажором. Таким образом, получается, что тональности родственные до мажору близки ему по звучанию, а тональности альтерированных ступеней удаляются по мере увеличения знаков.

То есть например, субъективные описания трезвучий построенных в тональности С соответствуют характеристикам этих же тональностей.

Например, Сала Гловер описывает вторую ступень мажора как побуждающую, полную надежд, а Чайковский описывает Ре мажор как торжественную тональность.

G величественный, яркий; ——— вертикальная ладонь;

«Квинта – самый полетный звук в аккорде, небесный, прозрачный, устремленный в чистоту»

Соль мажор у Корсакова: Светлый, откровенный; коричневато-золотистый

Ну и последнее о чем стоит упомянуть это конечно же влияние композиторов на восприятие тональности, как символа определенного настроения.

Раньше композиторы времен Баха использовали тональности Dm и Bm для самой трагичной музыки, в 19 веке этим смыслом стали наделены тональности Ebm, Bbm, С#m

Очевидно, что на выбор тех или иных нот в тональности будет влиять инструмент – например, на гитаре удобнее создавать грустное настроение в тех тональностях которые позволяют удобно включать секунды в аккорды. Кроме того такие субъективные факторы, как возможность удобно изменить ступень, а также большое количество тональностей для отклонений подсознательно влияют на действия композитора. Что все вместе создает сложны комплекс средств влияющих на то, что мы музыканты учимся использовать разные тональности в разных контекстах и слышать разную окраску интервалов и аккордов в разных тональностях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *