На что влияет уровень развития транспорта в стране
Транспортная система России
Характеристика системы
В настоящее время на территории России сложилась одна из самых крупных и сложных транспортных схем, осуществляющая многоплановые связи на основе изготовленных технических средств, сформированных путей сообщения и налаженной службе перевозок.
Для транспортной системы России характерными являются следующие факторы:
Значение и роль транспорта в России
Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.
Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.
Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:
Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.
Структура системы
Связующая отрасль Российской Федерации подразделяется:
К началу III тысячелетия наша страна располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отраслевых подсистем, пересекающихся между собой в транспортных узлах с целью осуществления значительного числа перевозок по транспортным коридорам.
Железнодорожный транспорт
Исторически наиболее развитый вид отечественного транспорта, осуществляющий 35% мирового оборота грузов и 18% потока пассажиров. И это при общей протяжённости железнодорожных путей в 121 тыс. км, что составляет третий показатель в мире, после Китая и США. Однако российские железные дороги по уровню электрификации, превышающему 50%, занимают лидирующее положение среди других стран, что также позволяет организовать 85% отечественных грузоперевозок.
Кроме грузоперевозок, железнодорожный транспорт осуществляет пассажирооборот на дальние расстояния – 70%, а также пригородные и внутригородские сообщения – 30%.
Абсолютное большинство железнодорожных активов России приходится на ОАО «Российские железные дороги» – вертикально интегрированную компанию, владеющую 99% железнодорожного полотна и отраслевой инфраструктуры. ОАО «РЖД» входит в список крупнейших мировых транспортных компаний. Её персонал в 2019 году составлял 711 тыс. человек. В этом же году компания осуществила перевозку:
На долю других компаний и частных операторов, осуществляющих перевозки в удалённых районах РФ или выполняющих транспортировку сырья и промышленных грузов, приходятся значительно меньшие объёмы.
Морской транспорт
Россия обладает 42 тысячами километров морских границ, что даёт возможность осуществлять как внутренние, так и внешние морские перевозки. К окончанию 2018 года общее количество торговых судов нашего государства составляло 220 единиц (цифра достаточно условная, в связи с действующим законодательством, позволяющим носить флаги других стран, а также существенным износом ряда кораблей и принадлежностью некоторых судов иностранным владельцам).
Географически, исторически и политически ситуация сложилась таким образом, что:
Речной транспорт
Располагая свыше 100 тысячами километров внутреннего водного пути, существенная часть которого в тёплый период времени судоходна, Россия могла бы себе позволить значительно увеличить объём речных грузоперевозок. Их величина на настоящее время не превышает 4% в общем обороте страны. Следует отметить, что речной транспорт на протяжении столетий являлся важнейшим и при этом самым дешёвым связующим звеном в экономике России.
Главными речными артериями, пригодными для судоходства на территории нашей страны являются:
Все эти реки оснащены крупнейшими портами и имеют выходы к морям и океанам, позволяющим осуществлять транспортные потоки внутреннего и внешнего направлений.
Трубопроводный транспорт
Наиболее перспективное, стратегическое направление развития транспорта, без преувеличения, оказывающее глобальное влияние на всю мировую политику. Специфика данного направления отрасли заключается в возможностях перекачки огромных объёмов грузов на гигантские расстояния при любых погодных условиях в автоматическом режиме.
Начиная с середины прошлого века, крупнейшие газопроводы и нефтепроводы, выполненные трубами более 1 м в диаметре, непрерывно обеспечивают топливом и углеводородными ресурсами население и промышленность России, а также целый ряд стран Европы и Азии.
Необходимо также отметить важнейшую роль этого вида транспорта в обеспечении народного хозяйства страны всем спектром энергетических ресурсов (вода, отопление, вентиляция, канализация, продукты разделения воздуха, газообразные химические вещества) реализуемых на уровне населённых пунктов и отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
Автомобильный транспорт
Самое большое количество перевозок в нашей стране осуществляет автомобильный транспорт. Но, в абсолютном большинстве случае, это производится на достаточно короткие расстояния.
Преимущество этого вида средств доставки пассажиров и грузов заключается в мобильности, высокой скорости и возможности доставки от места загрузки до места конечной разгрузки. Поэтому он незаменим для местных перевозок, но вместе с тем отличается дороговизной и очень высокой степенью аварийности.
Общая протяжённость автомобильных дорог России к 2018 году достигла 1,529 млн. км. Из них, дороги с твёрдым покрытием составляют примерно 70%, что равняется 1,076 млн. км. В 2019 году было произведено 1 495 643 легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, 156 059 штук – грузовых автомобилей.
Несмотря на значительное количество автодорог, расположенных в основном в экономически развитых регионах страны, общее состояние их можно охарактеризовать как плохое. Мало того, значительная часть из них работает в однополостном режиме в ту и другую сторону движения автотранспорта, а часть дорог перегружена.
Воздушный транспорт
Высокая скорость, автономность, наиболее краткие пути следования – всё это делает воздушный транспорт незаменимым при перевозке людей, срочных грузов и почты на гигантские расстояния. Вместе с тем, этот вид транспортных средств очень дорог и сильно зависимым от метеоусловий. Но в случае труднодоступности, только средства авиасообщения (самолёты и вертолёты) могут организовать столь необходимую транспортную связь.
В настоящее время Российская Федерация располагает:
Промышленный транспорт
Современный промышленный транспорт представляет собой комплекс транспортных средств, путей и сооружений, предназначенных для перемещения сырья, заготовок, материалов, полуфабрикатов, почты, готовой продукции на территории предприятия. Также с его помощью осуществляется транспортировка топлива, а также ввоз и вывоз необходимой продукции.
Наибольшее распространение промышленный транспорт получил на предприятиях тяжёлой промышленности и при добыче полезных ископаемых. Специфика его проявляется в использовании не только обычных видов транспортных средств: железные дороги, автомобили, трубопроводы, но и в применении специфических устройств, таких как:
Общественный транспорт
Городской и пригородный транспорт России, предназначенный для перевозок на короткие расстояния пассажиров и грузов, реализован в виде:
Также, кроме перевозок, он выполняет (в большинстве случаев с помощью специальной автотранспортной техники) коммунально-хозяйственные функции: уборка и очистка улиц, полив тротуаров и зелёных насаждений, обслуживание объектов городского коммунального хозяйства, оказание необходимой помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Транспортные узлы
Транспортные узлы являются местом стыковки нескольких видов транспортных средств, оснащённых устройствами передачи грузов, а также местами их хранения при надлежащем уровне автоматизации, контроля и управления.
Вследствие огромных масштабов Российской Федерации, на её территории проявляют себя:
Транспортные коридоры
Транспортные коридоры всегда являлись частью транспортной системы, обеспечивающей с их помощью пассажирские перевозки и грузопотоки между географическими районами Земного шара.
Наша страна, в силу своего месторасположения, исторически играет роль связующего звена между народами:
В её распоряжении находятся:
Всё это открывает значительные экономические перспективы налаживания взаимоотношений с соседними странами и отдалёнными государствами.
Управление системой
Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору – Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций.
На данное министерство возложены функции:
При этом сам Минтранс не является хозяйствующим субъектом над собственностью транспортных предприятий и не определяет их экономическую политику.
Транспортное законодательство
Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются значительным количеством нормативных актов, в список которых входят:
Проблемы и перспективы развития транспортной системы России
Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:
Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:
Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.
Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.
Транспорт, его значение в жизни общества и экономике страны
Тема 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРАНСПОРТА
Экономика любого государства не может успешно функционировать без транспорта. Транспорт играет огромную роль в экономике страны и является составной частью экономики.
Рисунок 1.1 – Структура экономики.
От работы транспорта зависят развитие и нормальное функционирование предприятий промышленности, сельского хозяйства, снабжения и торговли. Велико его значение во внешнеэкономических связях, в деле обороны страны, в освоения новых экономических районов.
Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека – потребность в перемещении грузов и пассажиров.
Средства сообщения – это подвижной состав транспорта (автомобили, и прицепы,, суда, баржи, самолеты, вертолеты, вагоны, локомотивы и т.д.).
— Технические устройства и сооружения— это комплекс грузовых и пассажирских станций, терминалов, погрузочно-разгрузочных пунктов, ремонтных мастерских, заправочных станций, средств связи и сигнализации и т.д.
Транспорт, с одной стороны является частью инфраструктуры рынка физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению, а с другой стороны, он сам, как субъект рынка продаёт свои услуги, перевозя товары и население. Различные виды могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок. Труд транспортных рабочих является трудом производительным, т.к он создаёт национальный доход, увеличивает национальное богатство, измеряемое в стоимостной форме.
Транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства:
Во-первых, транспорт не производит вещественной продукции, он является продолжением процесса перевозки который заканчивается тогда, когда продукция доставлена к месту потребления.
В-третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля зарплаты в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта.
Темпы развития транспорта должны соответствовать экономическому росту (обычно валового продукта) страны, должен сопровождаться пропорциональным увеличением стоимости основных фондов транспорта.
Значение транспорта:
1. Экономическое. Развитие транспорта вовлекает в экономику новые территории, природные ресурсы и трудовые резервы.
2. Социально— политическое. Развитие транспорта повышает подвижность населения, улучшает культурный уровень и общественное настроение.
3. Оборонное. 95% воинских перевозок приходится на железнодорожный транспорт.
В настоящее время практически ни один вид транспорта не может самостоятельно обеспечить перемещение груза от производителя к потребителю по схеме «от двери до двери». В одной перевозке может участвовать несколько видов транспорта, например, автомобильный, железнодорожный, морской транспорт. Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса.
В настоящее время взаимодействие между отдельными видами транспорта очень слабое и малоэффективное. Основные проблемы возникают на стыках различных видов транспорта. В результате несогласованных действий транспорт несет огромные потери и убытки. Поэтому в создании единой транспортной системы заинтересованы все виды транспорта. Схема примера смешанной перевозки представлена на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 – Схема перевозки груза несколькими видами транспорта
Организация работы такого комплекса как Единая транспортная система является сложной и необходимой для экономики страны потребностью
Мировая транспортная сеть развита неравномерно по странам и континентам. Наиболее густая транспортная сеть в Европе и Северной Америке, наименее развитая в Африке и некоторых странах Азии.
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение страны позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в т.ч. от осуществления транзитных перевозок зарубежных стран по своим коммуникациям.
Таблица 1.2 – Основные показатели видов транспорта
Виды транспорта | Объём перевозок грузов, % | Грузооборот, % | Средняя дальность, км |
Железнодорожный общего пользования | 9,30% | 37,70% | |
Железнодорожный необщего пользования | 29,50% | 0,76% | 8,6 |
Автомобильный | 52,0% | 3,80% | 24,3 |
Речной | 1,05% | 1,90% | |
Морской | 0,34% | 3,17% | |
Воздушный | 0,01% | 0,07% | |
Трубопроводный | 7,80% | 52,60% |
Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт России к числу приоритетных отраслей хозяйства.
Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии страны. Транспортная система определяет условия экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения. Географические особенности России определяют приоритетную роль транспорта в развитии конкурентных преимуществ страны с точки зрения реализации ее транзитного потенциала.
Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность работы и развития производства, бизнеса и социальной сферы. В связи с этим, роль транспорта в социально-экономическом развитии страны определяется рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.
Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене в местах потребления, добавляясь к затратам на производство, а также влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении ограничивает возможности для поездок населения, а во многих случаях для части населения с невысокими доходами делает эти поездки недоступными. Удешевление пассажирского сообщения, смягчающего эти ограничения, имеет не только большое социальное, но и экономическое значение.
Качественные характеристики уровня транспортного обслуживания связаны со скоростью, своевременностью, ритмичностью, безопасностью и экологичностью функционирования транспортной системы.
Скорость транспортного сообщения влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств у предприятий, а при перевозке пассажиров – в высвобождении свободного времени людей, которое может быть использовано на другие цели.
Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволит сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.
Своевременность (регулярность, ритмичность) транспортного обслуживания в грузовом сообщении имеет большое экономическое значение, так как от нее зависит величина страховых запасов продукции на складах грузополучателей, необходимых для поддержания непрерывности производства или снабжения населения. При повышении регулярности и ритмичности перевозок величина этих запасов может быть сокращена, что, как и повышение скорости перевозок, приводит к высвобождению оборотных средств и, кроме того, уменьшает затраты на хранение грузов.
В пассажирском сообщении повышение регулярности также, в известной мере, равноценно повышению скорости сообщения, так как сокращает время ожидания поездки.
Смягчение ограничений, накладываемых стоимостью, скоростью и своевременностью, а также условиями перевозок грузов на транспортно-экономические связи и конкурентоспособность продукции, является существенным стимулом развития не только транспорта, но и всего народнохозяйственного комплекса страны и ее регионов. Особенно важно это для окраинных (главным образом, северных и восточных) районов страны.
Важную роль в социально-экономическом развитии страны играет безопасность и экологичность транспортной системы. Роль транспорта и в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооруженных Сил страны. Помимо важности повышения безопасности движения, полетов и судоходства, безопасность транспортной системы определяет эффективную работу аварийно-спасательных служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, соответствие транспортной системы задачам обеспечения военной безопасности страны, и таким образом, определяет условия повышения общенациональной безопасности и снижения террористических рисков.
В условиях усиления внимания общества к экологическим факторам снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду имеет большое социальное значение и может сильно повлиять на развитие городских агломераций.
Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих базовых отраслей, имеющей тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.
В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также глобальными общемировыми стратегическими тенденциями экономики.
Роль транспорта в экономике страны
Оценка работы транспорта, показатели его влияния на экономику страны. Анализ взаимодействия и взаимовлияния транспорта и экономического роста. Состояние транспортной системы России. Характеристика IV этапа реформирования железнодорожного транспорта.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
Кафедра «Экономическая теория»
на тему: «Роль транспорта в экономике страны»
Выполнила студентка факультета ЭСУ Группы ЭБТ-203
Проверил Селезнева М.Л.
доцент кафедры «Экономическая теория»
Глава 1. Роль транспорта в экономике страны
§1.1 Транспорт и экономический рост. Инвестиции в транспортную систему
§1.2 Оценка работы транспорта и его влияния на экономику страны
§1.3. Состояние транспортной системы России
Глава 2. Железнодорожный транспорт в экономике России
§2.1 Текущее состояние в сфере железнодорожного транспорта
§2.2 Основные проблемы отрасли железнодорожного транспорта
§2.3 Программа реформ на железнодорожном транспорте
§2.4 Краткое общее описание IV этапа реформирования железнодорожного транспорта
Транспорт способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и межгосударственных связей. В России, в связи с огромной пространственной протяженностью страны, неравномерностью распределения природных богатств, населения, производства по ее территории, роль транспорта в обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Актуальность темы определяется особой значимостью на современном этапе исторического развития государственной политики в сфере совершенствования транспортной системы. Состояние дел в данной сфере в немалой степени обуславливает успешность современной экономики. Лишь единое, соответствующее современным требованиям транспортное пространство может гарантировать необходимый уровень мобильности всех категорий населения и транспортной доступности регионов. Поэтому, в конечном счете, оно является одним из ключевых условий, гармоничного развития единого национального экономического пространства, а также его интеграции в мировое хозяйство.
Глава 1. Роль транспорта в экономике страны
§1.1 Транспорт и экономический рост. Инвестиции в транспортную систему
Транспорт является частью экономической деятельности, которая связана с увеличением степени удовлетворения людей и предпринимательства при помощи изменения географического положения товаров и людей, то есть транспорт— это средство удовлетворения потребностей посредством перевозки грузов и пассажиров.
Взаимосвязь между транспортной отраслью и экономикой изучаются достаточно активно. Эффект инвестирования в транспортную инфраструктуру с последующим экономическим ростом, взаимодействие между различными видами транспорта и применение современных логистических технологий исследовались во многих научных работах.
Инвестиции в транспортную инфраструктуру выступают в качестве стимула спроса для осуществления экономического роста и формируют свой вклад в части экономического развития регионов, городских и сельских населенных пунктов. Они приводят к снижению транспортной составляющей в конечной цене товара, перемещаемого между периферией и центром, играют важную роль в снижении уровня экономических диспропорций между регионами, увеличивают конкурентоспособность в части доступа кновым рынкам, миграции рабочей силы, специализации и кооперации, снижения стоимости прохождения грузов в рамках внешних и внутренних логистических систем. Все это приводит к росту производительности труда, созданию новых конкурентных преимуществ.
Как правило, результат инвестирования может выражаться:
а) в улучшении качественных характеристик в связи с вложением средств в строительство высокоскоростных автомобильных дорог, аэропортов, современных железных дорог для скоростных поездов, в ремонт и поддержание на высоком уровне инфраструктуры;
б) в продвижении эффективного использования существующих мощностей;
в) в оптимизации транспортного процесса с использованием интеллектуальных систем и так далее.
Подобные изменения серьезно влияют на общий уровень предоставляемых транспортных услуг, что, в конечном итоге, положительно сказывается на экономическом росте в стране.Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011: Ю. A. Щербанин «Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние»
Французский экономист-транспортник Берешман отмечает, что экономика городов и населенных пунктов, в которых сосредоточены промышленные предприятия и население, развивается в том числе благодаря расширению возможностей, достигаемых путем развития транспортных сетей. Он отмечает парадоксальную деталь: улучшающаяся доступность к транспортным сетям сама по себе не является достаточным условием для генерирования роста. Да, снижается продолжительность поездок, но для выхода на более высокие объемы пассажирских и грузовых перевозок необходимы и другие условия. Расширение транспортных сетей за счет инвестиций в транспортную инфраструктуру должно сопровождаться такими переменными величинами, как повышение производительности труда, рост инвестиций в заводы и фабрики, технологические инновации в различные сферы деятельности, которые создаваемые сети обрамляют.Берешман. Инвестиции в транспорт и экономическое развитие. Естьлисвязь? (2001)
Другой исследователь влияния инвестиций в транспортную инфраструктуру Лакшманан (Lakshmanan, Andersen) из Бостонского университета (США), отмечает, что улучшение транспортной инфраструктуры и всего того, что способствует формированию и развитию рынка транспортных услуг, приводит к снижению стоимости перевозки грузов и росту возможностей к доступу на различные товарные рынки и снижению себестоимости продукции.Лакшманан Т. Транспортная инфраструктура, транспортные услуги. Сектор и экономический рост. Центр транспортных исследований Бостонского университета. 2002
Важно отметить, что спрос на грузоперевозки возникает и поддерживается грузосоздающими секторами экономики. В условиях роста экономики, увеличения выпуска промышленной продукции, роста продаж, доходов растет и спрос на перевозку грузов. К другим факторам, повышающим спрос на транспорт, можно отнести глобализацию, интеграцию международных рынков, либерализацию грузового автомобильного транспорта, новые логистические концепции.
С другой стороны, плата за пользование автодорожной инфраструктурой, которая зависит от протяженности конкретного маршрута и требований по охране окружающей среды, и система других сборов могут способствовать развитию грузоперевозок другими видами транспорта, что приводит к существенным подвижкам в самой экономике. Например, рост тарифов российских железных дорог способствовал появлению острой конкуренции за перевозку грузов со стороны автомобильного транспорта на расстояния до 1000 км. Сразу возник повышенный спрос на тягачи и автопоезда повышенной грузоподъемности.
Также выявлена зависимость между ВВП и объемами пассажирских и грузовых перевозок. Разумеется, существуют факторы влияния, различные для пассажирского и грузового транспорта. Речь идет о доходах домохозяйств, ценах на автомобиль, топливо, возможности совмещать использование собственных автомашин и общественного транспорта, расположении важных социальных объектов. Отмечено, что развитие грузоперевозок происходит быстрее роста ВВП.Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011: Ю. A. Щербанин «Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние»
§1.2 Оценка работы транспорта и его влияния на экономику страны
железнодорожный транспорт экономика реформа
Оценка работы транспортной отрасли с проецированием ее влияния на экономический рост происходит, прежде всего, исходя из того, что эффективность инвестиционного проекта основывается на экономическом эффекте, который ожидается после его завершения. А именно:
* улучшение качества автодорог, создание комфортных дорожных сетей приведет к перераспределению перевозок между видами транспорта, появлению новых маршрутов;
* развитие транспортной инфраструктуры ведет к оптимальному размещению производительных сил, производственных мощностей, к эффективному использованию залежей природных ископаемых, расширению рынков сбыта товаров и предоставления услуг.
На оценку работы транспорта влияют многие показатели. Например, пропускная способность, провозная способность, состав и грузоподъемность флота. Безусловно, важно владеть информацией о доступности транспортных артерий, сложностях передвижения, «узких горлышках» и других проблемах, которые влияют на работу транспорта. Конечно, существует определенная подгруппа экономических показателей, подразумевающих некие физические факторы, но они скорее относятся к индексам мобильности.
Целесообразно оценивать влияние транспорта на экономический рост по следующим показателям.
1. Стоимость перевозки пассажиров и грузов. Это, говоря бытовым языком, цены, по которым транспортная отрасль оказывает услуги потребителю. Стоимость транспортировки пассажиров и грузов является общим показателем, который, кстати, демонстрирует конкурентоспособность транспорта той или иной страны на международных рынках транспортных услуг. На основании того, сколько необходимо платить за перевозку пассажиров и грузов, можно выяснить, например, как международные перевозки пассажиров и грузов будут влиять на доходную часть бюджета.
2. Производительность труда на транспорте. Речь идет о производительности труда как по видам транспорта, так и по транспортной отрасли в целом. Эти оценки позволяют оценивать эффективность работы транспорта в контексте всей национальной экономики, выявлять потери и доходы.
3. Вклад транспортной отрасли в ВВП. В данном контексте следует оценивать величину добавленной стоимости, которую «наработал» транспорт в определенной стране.
4. Логистические издержки и их оценка с позиции доли в ВВП. В данном контексте целесообразно оценивать роль и место транспорта и складского хранения грузов на терминалах. Необходимо также отслеживать все логистические издержки на пути груза от отправителя до конечного получателя. С пассажирскими перевозками оценки ставятся несколько иначе из-за существования прямых и косвенных программ поддержки населения.
5. Сопоставление и оценка влияния развития транспортной инфраструктуры на экономический рост в целом. В настоящее время методологии таких оценок не отточены. Например, во многих странах не оценивается влияние качества автомобильных дорог на стоимость продукции.
6. Уровень использования транспортных мощностей.
Транспорт занимает весьма важную роль в экономике и порождает многочисленные связи внутри системы, генерирует новые процессы. Исследователи предпринимали и предпринимают шаги по созданию моделей, корректно воспроизводящих связи с целью более точного выявления воздействия транспорта на экономику и экономической системы на транспорт.
Значительная часть исследований была сосредоточена на оценках таких макроэкономических эффектов, как безработица, производство промышленной продукции, расходы/доходы бюджета и их влияние на развитие транспортной системы и транспортной инфраструктуры. Не остались в стороне и проблемы микроэкономики: экономия времени работника в контексте улучшения работы транспорта, снижение транспортных тарифов для компаний и их влияние на снижение цены выпускаемой этими фирмами продукции. Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011: Ю. A. Щербанин «Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние»
§1.3 Состояние транспортной системы Ро с сии
В условиях России для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном (местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен железнодорожный транспорт.
В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля приходится на уголь, минерально-строительные материалы, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения.
Недостаточная густота автомобильных дорог в России сдерживает сближение уровней социально-экономического развития регионов. Отсутствие связей северных областей страны с опорной сетью дорог общего пользования обуславливает дополнительные затраты на обеспечение северного завоза. Неразвитость региональных и муниципальных автомобильных дорог усугубляет проблемы в социальной сфере из-за несвоевременного оказания медицинской помощи, низкой транспортной доступности образовательных учреждений и объектов культурно-бытового назначения.
Роль морского транспорта велика в перевозках экспортно-импортных грузов, в транспортном обслуживании районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и других районов, имеющих выход к морям. В составе перевозок морским транспортом преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров морским транспортом (особенно дальних) невысока. Их основная часть приходится на пригородные перевозки.
Таблица 1. Перевозки грузов и грузооборот по видам транспорта
Перевозки грузов, млн. т
Грузооборот, млрд. т*км
Речной транспорт— один из старейших. В структуре перевозок грузов по рекам велика также доля нефти и нефтепродуктов, каменного угля, зерна и руды. Пассажирские перевозки речным транспортом осуществляются в основном в виде пригородных и внутригородских сообщений по туристическим и эксплуатационным линиям.
Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны он уступает только железнодорожному и автомобильному, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.
В целом в России сохраняется довольно высокая степень износа основных фондов организаций транспорта (см. Таблицу 2)
Основные фонды (по полной учетной стоимости), млрд. руб.
Степень износа основных фондов, процентов
из него по видам деятельности:
автомобильный (автобусный) пассажирский транспорт, подчиняющийся расписанию
городской электрический транспорт
автомобильный грузовой транспорт
транспортирование по трубопроводам
внутренний водный транспорт
Помимо указанных общих проблем, имеются также специфические проблемы развития отдельных видов транспорта. Износ основных производственных фондов железнодорожного транспорта превысил 65%, особенно высоким является износ подвижного состава (см. Рисунок 1). Сплошным «проблемным местом» железных дорог становятся подходы к морским портам и пограничные пункты пропуска; недостаточен уровень взаимодействия с другими видами транспорта, и прежде всего с морским. Износ подсчитан и как определяемый на основе стоимости и амортизации основных средств, так и на основе натуральных показателей внутренней статистической отчетности. Натуральные показатели в данном случае представляют больший интерес.
По всем удельным показателям развития сеть автомобильных дорог общего пользования значительно уступает зарубежным странам, развитие дорожной сети не соответствует темпам автомобилизации страны. Не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, особенно в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Все более резко проявляется дефицит пропускной способности федеральной дорожной сети, в первую очередь на подходах к крупным городам и транспортным узлам страны. Не обеспечена связь по автодорогам с твердым покрытием около 50 тыс. населенных пунктов.
Ряд судоходных гидротехнических сооружений на внутренних водных путях находится в неудовлетворительном состоянии и создает потенциальную угрозу возникновения техногенных катастроф. Левитан И., Модернизация транспортной системы. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20
Министерство транспорта РФ разработало «Транспортную стратегию Российской федерации на период до 2030 года». Основными целями реализации данной стратегии были названы: формирование единого транспортного пространства России; обеспечение доступности и качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны, обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами; интеграцию в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны; повышение уровня безопасности транспортной системы; снижение негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.
Однако принятые Россией обязательства по проведению Олимпиады в Сочи в 2014 году и чемпионата мира по футболу в 2018 году с большой долей вероятности приведут к оттягиванию средств, которые могли бы быть использованы для развития транспортной инфраструктуры, что ставит под вопрос достижение целей, намеченных на период до 2030 года Транспортной стратегией РФ и Стратегией развития транспорта.
Глава 2. Железнодорожный транспорт в экономике России
§2.1 Текущее состояние в сфере железнодорожного транспорта
Для транспортной системы России железнодорожный транспорт является одним из ее ключевых видов, обеспечивая свыше 80% транспортной работы (без учета трубопроводного транспорта). Для большинства грузовладельцев железнодорожный транспорт является безальтернативным видом транспорта, перевозя 70-90% массовых грузов.
Железнодорожным транспортом перевозится около 40% всех пассажиров в дальнем следовании и около 44% пассажиров пригородном сообщении. При этом особенностью железнодорожного транспорта России является использование одной и той же инфраструктуры для осуществления всех видов перевозок: грузовых, пассажирских в дальнем следовании и пригородных пассажирских.
В связи с отставанием развития автомобильных дорог в Российской Федерации железнодорожная сеть является основой транспортной инфраструктуры. При этом недостаточность развития железнодорожной сети компенсируется в других странах большим развитием автодорожной сети. В отличие от России, это приводит к наличию альтернативы у потребителей транспортных услуг в этих странах.
Объемы инвестиций на железнодорожном транспорте в 1,4-1,6 раз ниже объемов инвестиций в других естественно-монопольных секторах экономики (см. Рисунок 2). При этом, несмотря на существенно большую капиталоемкость инфраструктурного комплекса и локомотивного парка по сравнению с грузовыми вагонами, их доля в инвестициях на железнодорожном транспорте составляет менее 65%.
Рисунок 2. Объемы инвестиций в естественно-монопольных секторах экономики в 2010 г., млрд руб. Источник: Росстат
Существующие программы развития железнодорожного транспорта (Стратегия развития железнодорожного транспорта России до 2030 года, Федеральная программа «Развитие транспортной системы на период 2010-2015 гг.») не подкреплены достаточными источниками финансирования, в них не определены условия возврата частных инвестиций для инвесторов, непонятна долгосрочная тарифная политика для грузовладельцев-инвесторов и т.д.
Однако, без развития железнодорожной сети, снятия инфраструктурных ограничений невозможен рост экономики до запланированных Правительством Российской Федерации значений.
§2.2 Основные проблемы отрасли железнодорожного транспорта
Рост объемов перевозок грузов, увеличение интенсивности использования магистральной инфраструктуры происходит на фоне ее продолжающегося старения.
Количество локомотивов в действующем парке достаточно для выполнения существующего и прогнозного объема перевозок. Однако требуется замена устаревших и выработавших свой срок службы локомотивов на современные высокопроизводительные модели. Так, доля магистральных тепловозов с истекшим сроком службы в период 2004-2010 гг. выросла в 9,7 раз, аналогичная доля в парке маневровых локомотивов выросла в 1,5 раза. В результате в локомотивном хозяйстве около 13% электровозов, 20% магистральных тепловозов и 30% маневровых тепловозов выработали свой срок службы.
Топология железнодорожной сети не соответствует современным требованиям потребителей ее услуг. За последние 20 лет произошли существенные перемены в экономике: изменилась промышленная карта страны, возникли новые промышленные центры, а часть старых центров снизила свой потенциал; изменились кооперационные связи промышленных предприятий как внутри России, так и с зарубежными партнерами; увеличилось количество товаров, поставляемых на внешние рынки сбыта, а также поставки сырья и материалов из-за рубежа. За это время железнодорожная инфраструктура практически никак не изменилась географически и лишь незначительно изменились ее пропускные способности на некоторых направлениях перевозок.
Консервация топологии магистральной железнодорожной сети уже сегодня становится ограничителем роста экономики. Так, в последние годы железнодорожный транспорт ограничивает грузовладельцев в дальнейшем росте перевозок грузов в зависимости от направлений транспортировки. Пропускные способности инфраструктуры практически исчерпаны в направлении Дальнего Востока. В «пики» предъявления груза к перевозке либо при неблагоприятных погодных условиях на подходах к Дальневосточным портам образуются «пробки». Аналогичная ситуация ожидается при переориентации части грузов на порты Юга России или Мурманска, пропускная способность которых, как и железнодорожных подходов, ограничена.
Наряду с дефицитом пропускной способности инфраструктуры ограничения на перевозку грузов напрямую связаны с результатами структурной реформы. Дефицитные пропускные способности инфраструктуры все чаще заняты порожними составами, включая перевозки встречных однотипных порожних вагонов.
В кризисный 2009 год и посткризисный 2010 год ситуация только ухудшилась. В результате существенно ограничиваются пропускные способности многих критических важных полигонов сети. Очевидно, что либо необходимо прекратить встречные порожние перемещения грузовых вагонов, либо развивать магистральную инфраструктуру для перевозки порожних вагонов, что потребует значительных финансовых вложений.
Рост доли частного парка грузовых вагонов привел к ряду негативных эффектов для грузовладельцев. Так, операторские компании управляют своими парками вагонов на принципах повышения доходов вместо совершенствования технологии перевозок, что привело к увеличению транспортных затрат грузовладельцев за счет снижения производительности вагонов, роста порожних пробегов со снижением доли обратной загрузки вагонов и роста простоев вагонов в ожидании «выгодного» груза. Изменение принципов управления привело к созданию дефицита вагонов в местах погрузки, поскольку для освоения прежнего объема перевозок необходим больший вагонный парк. Это дополнительно увеличило транспортные затраты грузоотправителей.
§2.3 Программа реформ на железнодорожном транспорте
Структурное реформирование российского железнодорожного транспорта в соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте в Российской Федерации находится в завершающей стадии. В условиях постепенной интенсификации социально-экономического развития страны роль железнодорожного транспорта как значимого и эффективного инструмента достижения масштабных целей постоянно повышается. Перед реформируемой отраслью ставятся новые задачи и повышаются требования к качеству и эффективности работы железных дорог.
В России сложилась уникальная для всего мира ситуация: перевозчик не обладает парком собственных вагонов. Таким образом, для перевозки грузов грузоотправителю необходимо иметь договорные отношения и с ОАО «РЖД», и с владельцем вагонов. Стоит отметить, что государство регулирует
(устанавливает тарифы) только на услуги ОАО «РЖД». Тем самым после передачи инвентарного парка услуги по предоставлению грузовых вагонов фактически оказались дерегулированными.
В ходе реформы произошло выделение пассажирских перевозок в дальнем следовании в ОАО «Федеральная пассажирская компания» (ОАО «ФПК»), 100% акций которого принадлежат ОАО «РЖД». Компания ведет самостоятельную хозяйственную деятельность с апреля 2010 года. Ей переданы все пассажирские вагоны из ОАО «РЖД». ОАО «ФПК» получает субсидии из федерального бюджета на покрытие убытков от операционной деятельности в регулируемом секторе (плацкартные и общие вагоны), т.к. в рамках реализации реформы должно полностью прекратиться перекрестное субсидирование пассажирских перевозок грузовыми. ОАО «ФПК» осуществляет более 99% всего объ?ма железнодорожных перевозок в дальнем следовании. Всего в России выдано 16 лицензий на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом.
В рамках реформы пассажирский пригородный комплекс (ППК) был передан в ведение региональных властей путем образования совместных (ОАО «РЖД» и администраций регионов) предприятий в субъектах федерации. Всего в рамках реформирования ППК создано 26 пригородных пассажирских компаний. После образования этих компаний ответственность по определению графика движения электропоездов, стоимости билетов и прочих параметров деятельности ППК должны нести администрации регионов.
§2.4 Краткое общее описание IV этапа реформирования железнодорожного транспорта
Реформирование железнодорожной отрасли в настоящее время находится на IV этапе реформирования (2011-2015 гг.). На этом этапе предстоит реализовать Целевую модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года, одобренную Правительственной комиссией по транспорту и связи, выработать механизм безубыточности ППК, усовершенствовать механизм компенсации убытков ПКДС.
В ходе реформы достигнуты следующие положительные результаты:
· Реструктуризация железнодорожного транспорта, разделение функций государственного управления и хозяйственной деятельности. Расформирование Министерства путей сообщения, передача его функций Министерству транспорта России и создание холдинга «РЖД», появление компаний-операторов грузовых вагонов.
· Развитие конкуренции в сфере оперирования грузовыми вагонами.
· Привлечение частных инвестиций в железнодорожный транспорт.
· Обновление парка грузовых вагонов за счет частных инвестиций.
· Прекращение перекрестного субсидирования пассажирских перевозок доходами от грузовых перевозок.
· Значительный рост отечественного производства железнодорожной техники. В 2010 году был достигнут абсолютный исторический максимум объема производства грузовых вагонов.
· Значительный прогресс в сфере выравнивания железнодорожных тарифов на перевозки грузов в направлении морских портов и погранпереходов.
· Из ОАО «РЖД» выделено более 160 дочерних и зависимых обществ по видам деятельности, пакеты акций некоторых из них уже реализуются частным инвесторам.
Имеются негативные тенденции, которые могут привести к недопустимым вариантам развития:
· Существенный рост транспортных затрат для грузовладельцев, особенно при повагонных отправках строительных грузов и угля для ЖКХ.
· Усложнение технологического взаимодействия между участниками перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
· Рост транспортной нагрузки для населения в пассажирских перевозках.
· Недостаточный объем инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта, приводящий к накоплению недоинвестирования в инфраструктуру. Рост количества путей, находящихся не в нормативном состоянии. Поддержание инфраструктуры во многом обеспечивается за счет средств, получаемых от продажи активов ОАО «РЖД».
· Рост объема отложенных инвестиций в новые объекты магистральной инфраструктуры. Недостаточное строительство новых железнодорожных магистралей, особенно в районы массового освоения полезных ископаемых.
· Увеличение количества железнодорожных участков, эксплуатирующихся с максимальной загрузкой (рост участков с ограничениями пропускной способности).
· Отсутствие централизованного управления парком частных грузовых вагонов, что привело к использованию дефицитной инфраструктуры для встречного перемещения однотипных порожних вагонов, принадлежащих разным собственникам и, как следствие, росту стоимости перевозок и увеличению потребности в инвестициях в магистральную инфраструктуру.
· Несовершенство механизма компенсации убытков ОАО «ФПК», возникающих от перевозок пассажиров в регулируемом сегменте (неполное покрытие убытков от перевозок пассажиров в регулируемом секторе).
· Отсутствие механизма безубыточности деятельности пригородных пассажирских перевозчиков.
· Несовершенство тарифной системы, создающей неоптимальные экономические стимулы при перевозках разных видов грузов, на разных направлениях, груженых и порожних вагонов и т.д.
Если эти проблемы не будут решены и не будут устранены указанные негативные тенденции, дальнейшее реформирование железнодорожного транспорта при постепенном ослаблении государственного регулирования может привести к тому, что железнодорожный транспорт не сможет в полной мере обеспечивать потребности в перевозке грузов и станет ограничителем роста российской экономики, произойдет увеличение транспортной нагрузки на потребителей и ухудшение технологической устойчивости железнодорожного транспорта. В этой связи необходимо до решения этих проблем сохранить и совершенствовать государственное регулирование для некоторых сегментов железнодорожной отрасли, а в некоторых случаях целесообразно даже ужесточение государственного контроля за действиями железнодорожных компаний с целью недопущения чрезмерного роста стоимости транспортных услуг. Доклад подгруппы «Железнодорожный транспорт» Экспертной группы «Реформа естественных монополий» (№ 18)
Не будет ошибочным отметить, что в России транспорт нередко воспринимается как вспомогательная отрасль. Сам характер экономики, сложившейся в стране, серьезно влияет на транспортную идеологию. Работа Министерства транспорта России направлена на формирование новых инструментов стимулирования экономического роста, создание условий для привлечения дополнительных инвестиций в российскую экономику, интенсификацию внутренних и внешних связей, повышение социальной и деловой активности в обществе.
Решить поставленные перед транспортным комплексом задачи общесоциальной и экономической направленности позволит лишь совместная работа Правительства, комитетов Государственной Думы, смежных министерств и администраций регионов и Минтранса по координации и концентрации усилий всех ветвей власти, общества и бизнеса.
1. Щербанин, Ю.А. Транспорт и экономический рост: взаимосвязь и влияние. Евразийская экономическая интеграция, №3 (12), август 2011
3. Лакшманан, Т. Транспортная инфраструктура, транспортные услуги. Сектор и экономический рост. Центр транспортных исследований Бостонского университета. 2002
6. Источник: Бюллетень объединенного ученого совета ОАО «РЖД» № 1 за 2012 г.
7. Левитан И., Модернизация транспортной системы. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20, 2012
8. Доклад подгруппы «Железнодорожный транспорт» Экспертной группы «Реформа естественных монополий» (№ 18) 2012
Подобные документы
Технико-экономические особенности железнодорожного транспорта и его место в Единой транспортной системе страны. Анализ динамики показателей, характеризующих объемы перевозок пассажиров и грузов. Возможные пути развития железнодорожного комплекса России.
курсовая работа [255,7 K], добавлен 25.04.2014
Предмет экономики автомобильного транспорта. Продукция транспорта и ее отличие от продукции других отраслей материального производства. Технико-экономическая характеристика отдельных видов транспорта. Органы управления транспортной деятельностью РФ.
презентация [2,5 M], добавлен 16.02.2016
Выявление и анализ особенностей функционирования транспорта в условиях рыночной экономики. Изучение макроэкономических показателей системы по оценке технико-экономического состояния транспорта. Параметры оценки работы транспортного хозяйства предприятия.
контрольная работа [44,2 K], добавлен 22.12.2012
Понятие транспортной инфраструктуры, состав и назначение. Экономические показатели развития транспорта. Прогнозные оценки и ожидаемые результаты развития автомобильного транспорта России до 2015 года. Основные параметры мировой транспортной системы.
курсовая работа [55,0 K], добавлен 10.08.2013
Сущность и значение транспортного комплекса. Различие понятий транспорта, особенности его развития в России. Основные понятия экономики транспортной отрасли. Виды и характеристика транспорта территории. Показатель транспортной обеспеченности, его расчет.
реферат [39,8 K], добавлен 19.05.2011
Классификация видов транспорта в Республике Беларусь: автомобильный, железнодорожный, водный (морской, речной), воздушный и трубопроводный. Доля транспорта в валовом внутреннем продукте страны. Основные методы повышения конкурентоспособности отрасли.
реферат [184,2 K], добавлен 03.03.2012
Роль автомобильного транспорта в экономике России, особенности производства и продукции. Структура исследуемого предприятия, производственная программа эксплуатации и технико-эксплуатационные показатели. Определение балансовой стоимости автомобиля.
курсовая работа [737,9 K], добавлен 18.05.2015
Достоинства и недостатки автомобильного транспорта, особенности, сферы взаимодействия и конкуренции с другими видами транспорта. Основные показатели грузовых и пассажирских перевозок. Учет стоимости грузов при сравнении перевозок по видам транспорта.
курсовая работа [128,7 K], добавлен 26.05.2015
Анализ состояния транспортной инфраструктуры Украины. Роль транспорта в оживлении экономического роста. Мероприятия по углублению международного сотрудничества в транспортных отраслях, направления модернизации элементов транспортной инфраструктуры.
контрольная работа [78,0 K], добавлен 09.09.2011
Предмет деятельности, основные задачи и функции Михайло-Чесноковской дистанции пути, управление и разработка технологии работ. Роль железнодорожного транспорта в экономике страны; основные аспекты, информационная база и методы экономического анализа.
дипломная работа [113,8 K], добавлен 17.07.2010