На что влияет впр в колледже
На что влияет впр в колледже
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки утверждено проведение всероссийских проверочных работ (ВПР) для обучающихся организаций среднего профессионального образования. ВПР пройдут с 15 сентября по 9 октября во всех образовательных организациях без исключения. Профсоюз «Учитель» выступает против проведения ВПР как в школах, так и в организациях СПО – на это есть ряд причин.
Студентам предстоит выполнить ВПР по профильным для осваиваемой ими специальности предметам из числа следующих: русский язык, математика, физика, химия, биология, естествознание, география, история, обществознание, иностранные языки, информатика. Также студентам предстоит выполнить проверочные работы, оценивающие метапредметные результаты обучения. После проведения ВПР Рособрнадзор приказывает проверить их до 27 октября и загрузить результаты в Федеральную информационную систему оценки качества образования.
Почему профсоюз «Учитель» против этой инициативы Рособрнадзора?
Во-первых, проведение ВПР никак не финансируется. Картриджи и бумагу для распечатки КИМов школа приобретает за свой счет. Нередко эти траты ложатся на плечи самих учителей или родителей. Учителя не получают оплату за проверку ВПР и составление отчетов по результатам.
Кто будет проверять ВПР в колледжах? На этот счет в соцсетях преподаватели поделились следующей информацией:
«У нас будут проверять ВПР студентов колледжей учителя школ. Уже таблицу для заполнения прислали. Вот для учителей эта работа совсем не нужна, и никто ее оплачивать не будет. В свое личное время будем заниматься этой проверкой. Управление по школам отправила гугл-таблицу, где мы должны были внести своих учителей по конкретным предметам ВПР».
«Предложили такую проверку, указав, что это будет оплачиваться. Отказалась».
Во-вторых, проведение ВПР отнимает много времени от учебного процесса. Преподавателям придется пожертвовать часы по своим дисциплинам, чтобы провести ВПР.
В-третьих, несмотря на то что Рособрнадзор уверяет, что «не предусмотрено использование результатов ВПР СПО для оценки деятельности образовательных организаций», преподаватели опасаются именно этого. На примере школ мы видим, что по результатам ВПР составляются рейтинги школ, потому вынужденная подделка результатов ВПР тоже имеет место.
Вот что по этому поводу пишут в сети Интернет учителя:
«Задания могут быть в них [ВПР] абсолютно не коррелированы с программой обучения, результаты этих процедур почему-то обязаны совпадать с текущими оценками учащихся, они занимают очень много времени у учителей в ущерб собственно обучению. И вдобавок те, кто делал их, абсолютно честно рискуют попасть в так называемые ШНОРы. То есть школы с низкими образовательными результатами, а значит, учителям этих школ и администрации придётся исписать тонны бумаги, чтобы вернуться в школы без клейма ШНОР».
Юлия Маркова, преподаватель корректуры и председатель ППО «Учитель» в Академии управления городской средой, градостроительства и печати, выразила опасения на этот счет:
«Могут манипулировать результатами, например, для снятия ненужного директора и слияния с «более успешным» учебным заведением».
В-четвертых, а имеет ли смысл проводить ВПР после летних каникул, когда студенты еще расслаблены и позабыли все связанное с экзаменами как страшный сон? Разве это будет объективной проверкой их знаний? Провести ВПР в сентябре – это то же самое, как разбудить человека среди ночи и заставить сходу решать задачи.
Большинство преподавателей СПО еще не знают деталей проведения ВПР в колледжах, поскольку находятся в отпуске. Однако тревога относительно оплаты ВПР и использования их результатов уже появилась. Профсоюз «Учитель» просит сообщать о нарушении трудовых прав учителей и преподавателей, связанных с проведением ВПР. Также мы призываем всех выразить свои опасения и задать вопросы на этот счет министру просвещения Сергею Кравцову, который будет выступать в прямом эфире 28 августа 2021 года на VIII Общероссийском родительском собрании (VIII Общероссийское родительское собрание). Вопросы принимаются до 20 августа.
Новости Барнаула
Опросы
Спецпроекты
Прямой эфир
«Непонятно, зачем это нужно»: что такое ВПР и за что их не любят родители и учителя?
С начала марта школьники пишут Всероссийские проверочные работы. Изначально их проводили только в начальной школе как эксперимент в 2015 году, но со временем ВПР стали обязательными для всех. Они не заменяют обычные проверочные и контрольные, к которым дети уже привыкли, а дополняют их. Однако учителя выступают против такой дополнительной проверки. И в Москве уже удалось добиться отмены. Зачем же понадобился очередной срез знаний детей и почему никого не радует его существование? Рассказывает amic.ru.
Знания по стандарту
Что такое Всероссийские проверочные работы? Это детище Минобра России, контрольные работы по нескольким общеобразовательным предметам, своеобразный срез знаний. Отличаются от обычных проверочных тем, что имеют единую систему оценивания. Анализ проводят по специальной таблице.
При этом привычные нам оценки – от двойки до пятёрки – за ВПР школьникам не выставляют, хотя в некоторых общеобразовательных учреждениях учителям разрешают это делать по запросу. Эти данные используются только для статистики, которую составляют учителя и направляют в Москву. Таким образом, срез знаний показывает уровень подготовки в школах разных регионов края.
«Задания ВПР и критерии их оценки разработаны на федеральном уровне и являются едиными для всей страны. Результаты также позволяют выявить дефицит педагогов на уровне страны, края, отдельной школы, оказать методическую поддержку, организовать адресное повышение их квалификации. Кроме того, педагогические вузы используют аналитические материалы ВПР в ходе обучения студентов», – пояснили amic.ru в Министерстве образования Алтайского края.
Всероссийские проверочные работы пишут в период с марта по май ежегодно. В 2021 году их предлагали перенести на начало учебного года в связи с пандемией, однако передумали – потому что решили, что дети не смогут показать положительных результатов после долгих летних каникул.
Проверочные работы необязательны только для одиннадцатых классов – школа сама может принять решение об их проведении на основе собственного графика подготовки учеников. Для остальных классов ВПР обязательны. Детей-инвалидов при этом школа может освободить от написания контрольных, но остальные школьники не могут самостоятельно отказаться от этого.
Отличия от программы
Если говорить совсем просто, ВПР – это дополнительные годовые контрольные по предметам. Так, четвероклассники пишут контрольные по русскому языку, математике и окружающему миру. Чем старше класс, тем больше количество предметов, по которым проводится срез. В одиннадцатом классе дети не пишут ВПР по тем дисциплинам, по которым сдают ЕГЭ.
Задания на первый взгляд стандартные: по русскому языку – диктант, письменные задания, по математике – задачи по программе и на логику. Но уже на этом этапе начинаются проблемы, которыми возмущены учителя, родители и сами школьники.
Дело в том, что российские школы используют разные программы, и не всегда последовательность изучения тем у них совпадает (при том, что все они написаны по стандартам ФГОС). Проверочные работы от федералов выполняют не в самом конце года, а в начале весны, и некоторые темы, которые представлены для проверки знаний, дети могли ещё не изучить. Поэтому преподавателям приходится перестраивать программу на ходу и учить детей поверхностно, натаскивая на ВПР, а после возвращаться к старым темам.
«В итоге мы галопом скачем по темам, дети перенапрягаются, не успевают всё усвоить. Мы же не можем изначально подстраивать темы уроков под ВПР – у нас есть своё тематическое планирование. Иначе мы не сможем нормально вообще детей подготовить по плану, всё будет хаотично. А сложность заданий ВПР часто не соответствует уровню знаний детей согласно поурочному планированию», – анонимно делится с amic.ru учитель одной из школ Алтайского края.
Это приводило к тому, что педагогам, особенно в начальных классах, приходилось делать за детей часть заданий, которые те не могли выполнить просто из-за того, что не успели пройти тему. Особенно остро проблема нецелесообразности ВПР ощущалась по математическим задачам, говорит преподаватель.
«Большинство задач в ВПР на логику. У нас по программам в начальных классах такие задания помечены звёздочкой и мы их решаем, если есть время изучить материал и основная тема пройдена. Потому что это задачи повышенной сложности. А там почти все задания такие, и дети в них просто тонут», – возмущается учитель.
Практика решения задач за детей не ускользнула от федеральных аналитиков и уже в этом году правила написания ВПР ужесточили настолько, что они стали очень сильно напоминать ЕГЭ.
«Не берегут детские нервы»
В 2021 году все классы будут писать ВПР по ужесточённым правилам. Детям и до этого было запрещено пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, калькуляторами, телефонами. А теперь и учителям нельзя подсказывать, если ребёнок испытывает затруднение, потому что на контрольных будут присутствовать представители специально сформированной комиссии и сами родители. Они должны следить, чтобы ученикам никто не помогал.
«Представляете, какие это нервы для детей? Если мы сами сильно переживаем. Ладно, старшие более стрессоустойчивы, потому что подросли, а маленьким вообще трудно, они заранее напрягаются, нервничают, боятся, не могут сосредоточиться на предмете, когда вокруг него столько контроля, столько давления», – говорит Надежда, председатель одного из родительских комитетов города Бийска.
На работу даётся всего 45 минут. За это время ребёнок должен решить все задания, за каждый правильный ответ – определённое количество баллов. Количество итоговых баллов зависит от предмета, по которому пишется ВПР. Учителя говорят, что проверочные занимают не один урок и дети на несколько дней выпадают из привычного учебного процесса, всё это время они живут в напряжении и после долго восстанавливаются.
Однако Минобр Алтайского края не согласен с тем, что дети слишком сильно перенапрягаются.
«Проверочные работы и так проводятся для выявления пробелов в знаниях учащихся и их корректировке до итоговой аттестации, как и итоговые контрольные работы по предмету. ВПР проводят в рамках рабочей программы по предмету, соответствующей ФГОС. Поэтому они не являются дополнительной нагрузкой на школу и учащихся», – пояснили в ведомстве.
Учителя же подчёркивают, что для анализа работ детей приходится делать очень много дополнительной бумажной работы, которая не оплачивается. Эти отчёты отправляют федералам, но в самой школе никакого веса они не имеют и ни на что не влияют.
«Если честно, мы, педагоги, до сих пор до конца не понимаем, зачем вообще нужны ВПР. Потому что задания в них странные, времени и волокиты на анализ уходит море, что отвлекает от всего учебного процесса и родителей, и детей, и нас самих. Отчитываемся только Москве, нам за это не платят, баллы не добавляют, детям оценки не полагаются. Для чего такие нервы – неясно», – признался amic.ru анонимный учитель.
Петиция родителей и выпускников
По факту, ВПР – обязательная мера. Однако в той же Москве некоторые школы настолько воспротивились срезу знаний, что им удалось добиться разрешения не писать проверочные. Вместо этого они проводят другие диагностики качества образования.
Провинциальным школам труднее отказаться: если приходит распоряжение от Минобра, они обязаны его выполнять. Но здесь на помощь приходят родительские комитеты. Родители как никто другой заинтересованы в отмене ВПР, потому что учителя перепоручают подготовку к проверочным им.
«У нас работа, домашние дела, обычные уроки, ещё и по несколько детей у многих. Когда нам садиться и прогонять с ребёнком программу специально для ВПР? Да, есть специальные методички, но не у всех родителей есть время сидеть с детьми, как и не у всех есть средства на репетиторов», – сказала Надежда, председатель родительского комитета одной из бийских школ.
В некоторых барнаульских и бийских школах родители уже создают петиции и собирают подписи на отказ от ВПР. Будет ли от этого результат и пойдут ли им навстречу в школе и в комитете по образованию муниципалитета, пока неизвестно.
Против ВПР выступают и одиннадцатиклассники. Они переживают, что эти проверочные работы нарушат их график подготовки к ЕГЭ и увеличат нагрузку. Поэтому в некоторых городах России школьники выпускных классов запустили в соцсетях флешмоб под хештегом #ВыпускникиПодписываютПетицию. Пока эти действия тоже не принесли видимых результатов и в этом году ВПР им точно придётся писать.
К слову, в 2021 году в Госдуме предложили вообще отменить ВПР. На сторону школьников, родителей и учителей встала депутат Елена Строкова.
«Проверочные работы стали механическим тестированием, не подходящим для среза знаний обучающихся, дающим дополнительную нагрузку как на педагогов, так и на школьников», – цитируют Строкову на сайте 4vpr.ru.
Будут ли услышаны множественные протесты, станет понятно только в 2021-2022 учебном году, но пока Министерство образования не планирует отменять срезы знаний.
Как проходит ВПР в этом году в Алтайском крае?
Первые контрольные школьники уже написали. По данным Минобра Алтайского края, ВПР пройдут для обучающихся 4-8 классов в штатном режиме (то есть по установленным министерством датам), для учеников 11-х классов – по решению школы. Конкретные даты проведения ВПР для каждого класса и предмета школы определяют самостоятельно в рамках обозначенного времени.
Началось проведение ВПР с проверочных работ для 11-х классов по истории, биологии, географии, физике, химии и иностранным языкам (английскому, немецкому или французскому). Период написания контрольных длится с 1 по 26 марта. При этом ВПР по географии школы могут провести для обучающихся 11-х или 10-х классов в зависимости от своего учебного плана.
С 15 марта по 21 мая проходят ВПР для 4-х классов (по русскому языку, математике и окружающему миру), 5-х классов (русский язык, математика, история, биология), 6-х и 8-х классов (русский язык и математика), 7-х классов (русский язык, математика, история, биология, география, обществознание, физика).
Учащиеся 7-х классов с 1 апреля по 21 мая будут писать ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).
Всероссийская проверочная работа: зачем она нужна и стоит ли бояться ВПР?
Из-за пандемии в 2020/21 учебном году дети много времени провели на дистанционном обучении, а выпускные экзамены отменили. Однако на проведение всероссийских проверочных работ это не повлияло.
Что такое ВПР дети узнают в 4 классе и пишут их до самого выпуска из школы практически ежегодно. Хотя это не экзамен, пугают детей и родителей проведением ВПР и оценками за неё не меньше: результаты этой контрольной имеют значение для школы, т.к влияют на её рейтинг.
При этом сами педагоги тоже не в восторге от обязательств по организации и проведению ещё одной проверочной работы.
Разбираемся, в чём смысл такой централизованной проверки знаний школьников по всей стране, как к ней готовиться и на что влияют полученные оценки.
Содержание:
Что такое ВПР и для чего существует?
Это комплексная контрольная работа, которая должна показать уровень успеваемости школьников по различным предметам и соответствие их знаний требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), нацеленная на выявление и решение проблем в школьном образовании всех уровней.
Впервые ВПР провели в 2015 году. Сначала в 4 классах, затем их ввели в 5, 6, 7, 8 классах. В 2021 и 2022 годах решение об участии в ВПР учащихся 10 и 11 принимают школы. Обычно проверочные работы проходят в конце учебного года, весной.
Как проводят ВПР?
Варианты проверочных работ формируются для каждой школы индивидуально
на основе контрольно-измерительных материалов, разработанных Рособрнадзором — главным регулятором качества образования в стране.
Все включённые в ВПР задания стандартизированы, то есть имеют одинаковую структуру и уровень сложности. Они составлены с учётом основных образовательных программ и содержания учебников, используемых в СОШ. Задания могут повторяться, но существование двух полностью одинаковых контрольных работ по какому-либо предмету исключено, утверждают в Рособрнадзоре.
В ходе написания контрольной ученикам запрещено пользоваться учебниками, рабочими тетрадями, какими-либо справочниками.
Проверяют ВПР учителя школы в день написания. Критерии оценки выполнения заданий также расписаны и стандартизированы, чтобы снизить риски «человеческого фактора» и необъективного оценивания. Результаты вносят в единую информационную систему, с данными которой могут работать эксперты.
Выполняются всероссийские проверочные работы на специальных обезличенных бланках, где вместо имени и фамилии ученика указывают специальный четырёхзначный код. Узнать результат можно у учителя или на сайте общеобразовательного учреждения при помощи кода, выданного перед выполнением контрольной.
По каким предметам проводят ВПР и какие там задания?
ВПР пишут учащиеся 4-8 классов и 10-11 классов.
Исключение составляют 9 и 10 классы. Девятиклассники не пишут ВПР совсем, а для десятиклассников предусмотрена проверочная работа по одному предмету.
4 класс | 3 обязательных предмета | русский язык, математика, окружающий мир |
5 класс | 4 обязательных предмета | русский язык, математика, биология, история |
6 класс | 2 обязательных предмета, 2 предмета по случайному выбору | русский язык, математика, биология, история, обществознание, география |
7 класс | 2 обязательных предмета, 2 предмета по случайному выбору | русский язык, математика, биология, история, обществознание, география, физика, иностранный язык (английский, немецкий, французский) |
8 класс | 2 обязательных предмета, 2 предмета по случайному выбору | русский язык, математика, биология, история, обществознание, география, физика, химия |
10 класс | 1 обязательный предмет | география |
11 класс | предметы, по которым не сдаётся ЕГЭ | биология, история, география, физика, химия, иностранный язык (английский, немецкий, французский) |
4 класс
Учащиеся пишут ВПР по трём обязательным предметам:
Предмет | Объём ВПР | Что проверяют? |
Русский язык | Две части, всего 15 заданий. ⠀ Задания 1 и 2 частей выполняются в разные дни, на каждую часть отведено по 45 минут. | Первая часть — диктант на 80 слов и несколько упражнений к нему на знание синтаксиса, членов предложения, частей речи. ⠀ Вторая часть — задания на проверку орфоэпических навыков, понимание смысла текста и его структуры, определение значения слов, умение распознавать однородные члены предложения, разбирать слова по составу на морфемы и т.д. |
Математика | 12 заданий, общее время на выполнение — 45 минут. | 1. Умение складывать, вычитать, умножать, делить числа в пределах 100. 2. Знание геометрических фигур, единиц измерения величин. 3. Навык решения арифметическими способами задач, связанных с учёбой и повседневной жизнью.4. Навык чтения и анализа несложных таблиц, развитие логического и алгоритмического мышления. |
Окружающий мир | 2 части, 10 заданий. Время на выполнение — 45 минут. | 1 часть: анализ и распознавание знакомых объектов, умение понимать информацию. Оценка уровня начальных знаний из биологии и географии. ⠀ 2 часть: демонстрация знаний об элементарных нормах нравственного и здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, о массовых профессиях и социальной значимости труда, понимание значимости семьи, образования, государства. |
5 класс
Дети пишут ВПР по четырём обязательным предметам.
Предмет | Объём ВПР | Что проверяют? |
Русский язык | 12 заданий. Время выполнения — 60 минут. | Навыки правописания, умение производить фонетический, морфемный, морфологический и синтаксический разбор, понимать структуру текста. ⠀ 1. Необходимо списать текст, в котором пропущены буквы и знаки препинания, верно их расставив. 2. Распознать прямую речь и слова автора, обращение, сложное предложение, разобрать предложение по составу, выделив самостоятельные и служебные части речи. 3.Сформулировать основную мысль текста в письменной форме, определить значение слов. |
Математика | 14 заданий. На решение даётся 60 минут. | 1. Понимание делимости чисел, знание десятичных и обыкновенных дробей. 2. Умение найти неизвестный компонент арифметического действия, решать текстовые задачи на движение, работу, проценты и задачи практического содержания с применением геометрических представлений, извлечением данных из таблиц и диаграмм, построением алгоритмов действий и т.д. |
История | 8 заданий, 2 части, общее время на решение — 45 минут. | 1 часть посвящена истории Древнего мира. ⠀ Ученик должен продемонстрировать умение работать с иллюстративным материалом, исторической картой, текстовыми историческими источниками, показать знание терминологии. ⠀ Вторая часть — по истории родного края. |
Биология | 10 заданий. На решение отведено 45 минут. | 1. Умение определять на рисунке вирусы, растения, животных, сравнивать объекты, выявлять отсутствующий признак, систематизировать. 2. Умение работать с графической информацией и географической картой. 3. Анализ биологического текста. |
6-8 классы
В 6, 7 и 8 классах предусмотрено проведение ВПР по двум обязательным предметам — русскому языку и математике, и двум выбранным случайным образом для каждого класса в параллели. Это может быть история, обществознание, биология, география, физика, химия (последние два предмета последовательно добавляются в 7 и 8 классах).
Информацию о распределении предметов по классам в параллели школа получает через личный кабинет в Федеральной информационной системе оценки качества образования (ФИСОКО).
Ранее дети писали контрольные по каждому предмету.
Также семиклассников ждёт ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому).
Обязательный предмет | Объём ВПР | Что проверяют? |
Русский язык | 6 класс: 14 заданий, время выполнения 90 минут. ⠀ 7 класс: 14 заданий, время выполнения 90 минут. ⠀ 8 класс: 17 заданий, время выполнения 90 минут. | 6 класс: ⠀ Правописание, умение проводить морфемный, морфологический, синтаксический разборы, анализировать различные виды предложений, понимание словообразования. ⠀ 7 класс: база 6 класса + распознавание производных предлогов и союзов, а также причастных и деепричастных оборотов. ⠀ 8 класс: база 6-7 классов + оценка умения правильно писать слова разных частей речи с НЕ, Н и НН, а также обосновывать выбор такого написания. |
Математика | 6 класс: 13 заданий, общее время на выполнение — 60 минут. ⠀ 7 класс: 16 заданий, которые нужно сделать за 90 минут. ⠀ 8 класс: 19 заданий, которые нужно сделать за 90 минут. | 6 класс: усвоение понятий обыкновенной и десятичной дроби, отрицательных чисел, умение решать несложные логические задачи, находить пересечение, объединение, подмножество в простейших ситуациях, оперирование понятием модуль числа. ⠀ 7 класс: база 6 класса + способность использовать формулы сокращённого умножения, решать задачи на проценты, линейные уравнения. Владение основными понятиями и единицами измерения длины, площади, объёма и т.д. ⠀ 8 класс: база 7 класса + умение решать линейные и квадратные уравнения, а также системы уравнений, решение задач на части, на проценты, способность оценивать вероятность события, оперирование свойствами геометрических фигур. |
Иностранный язык | 6 заданий, две части. Время на решение 45 минут. Проходит только в 7 классе! | Первая часть письменная, включает задания по аудированию, чтению, грамматике и лексике. Вторая часть устная, состоит из заданий по чтению текста вслух и говорению. |
⠀
В ВПР по математике за 5 и 6 класс два последних задания проверяют развитие у ребёнка пространственных представлений, уровень логического мышления и умение проводить математические рассуждения. Детям, которые решили их, а также в целом успешно справились с ВПР, рекомендовано индивидуально развивать математические способности.
Содержание «случайных» ВПР по остальным предметам смотрите в конце статьи.
11 класс
Одиннадцатиклассники пишут ВПР по предметам, по которым не будут сдавать ЕГЭ, поэтому контрольные по русскому и математике для них не предусмотрены.
Выпускников ждут ВПР по иностранному языку (английскому, немецкому или французскому), биологии, химии, географии, истории, обществознанию, физике или химии — что останется после исключения сдаваемых для аттестации предметов.
Предмет | Объём ВПР | Темы |
История | 12 заданий, в том числе 1 по истории края. На выполнение 90 минут. | От Древней Руси до истории СССР в 1914–1991 годах и новейшей истории России (с 1992–2012 годы). Требуется знание основных фактов, процессов, явлений, терминов, персоналий, а также причинно-следственных связей между событиями. |
Биология | 14 заданий. Время на выполнение — 90 минут. | Методы научного познания, общие биологические процессы и системы, экосистемы, вид, клетка, организм, организм человека и его здоровье, генетика, эволюционная теория. |
География | 17 заданий. Время на выполнение — 90 минут. | Темы за 8–11 классы, такие как источники географической информации, мировое хозяйство, природопользование и геоэкология, регионы и страны мира, специфика отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, география России. |
Физика | 18 заданий, 14 базовой сложности, 4 повышенной. ⠀ Время на выполнение — 90 минут. | Механика, молекулярная физика, электродинамика и квантовая физика, устройство и принцип действия технических объектов, практическое использование физических знаний, отличие теории от гипотез, самостоятельная оценка информации в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях на основе полученных знаний. |
Химия | 15 заданий, 11 базового уровня и 4 повышенного. Время на выполнение — 90 минут. | Теоретические и экспериментальные основы химии, методы познания в химии, важнейшие химические понятия, основные законы и теории химии, неорганическая и органическая химия, классификация и номенклатура органических и неорганических соединений и т.д. |
Иностранные языки (английский, немецкий, французский). | 6 заданий: 5 базового уровня и 1 повышенного. ⠀ На их выполнение отводится 65 минут. ⠀ ВПР пройдут в компьютерной форме, при выполнении заданий запрещено пользоваться черновиком. | Аудирование, чтение, грамматика, проверка лексико-грамматических навыков, осмысленное чтение текста вслух, устное описание выбранной фотографии. |
Также в 2022 году в режиме апробации будут писать ВПР по географии десятиклассники, но описания проекта и демо-версии контрольной ещё нет.
Как подготовиться к ВПР?
В Рособрнадзоре заявляют, что задания ВПР подобраны таким образом, что при проведении контрольных всё необходимое учащимися уже было изучено, поэтому «натаскивать» их на контрольную не нужно, а покупка дополнительных учебных пособий для подготовки не требуется, хотя они и существуют.
Чтобы оценить уровень готовности к проверочной работе и понять, что от неё ждать, можно ознакомиться с демоверсиями работ. Они опубликованы на сайте ВПР и включают в себя не только примеры задач, но и ответы, а также объяснения решений с критериями оценивания, на которые будут опираться проверяющие учителя.
Поскольку оценка важнее для школы, чем для ученика, дополнительные занятия могут быть организованы по инициативе образовательной организации. Однако в целом какой-то сверхподготовки ВПР не требует и третировать этим ребёнка не нужно.
На что влияют результаты и что делать, если ребёнок завалил ВПР? Ответы на часто задаваемые вопросы
На что могут влиять результаты ВПР?
Поскольку ВПР – это не экзамен, а мониторинг уровня подготовки школьников во всех регионах России, их результаты, по своей сути, не имеют значения для детей.
Школа для снижения нагрузки на учеников и педагогической состав может выбрать проведение всероссийских проверочных работ в качестве формы текущего контроля предметной успеваемости и промежуточной аттестации с последующим выставлением отметок в классном журнале. Однако Рособрнадзор не рекомендует школам опираться на результаты ВПР для выставления годовых отметок обучающимся. Не предусматривает такой меры и закон «Об образовании РФ».
При этом результаты ВПР могут привлечь внимание к школе со стороны проверяющих Рособрнадзора и спровоцировать перепроверку сделанных контрольных. Это происходит, если при анализе результатов ВПР чиновники заметят признаки необъективного оценивания работ, например, завышение среднего балла, несоответствие результатов ВПР успеваемости детей, резкие колебания результатов в разных классах одной параллели.
Например, в 2019 году было выявлено порядка 2500 таких школ, из которых почти 200 показывали необъективные результаты ВПР несколько лет подряд. Рособрнадзор рекомендовал уволить их директоров.
Поэтому образовательные учреждения заинтересованы в подготовке детей к написанию ВПР и в результатах, которые в целом будут соответствовать уровню успеваемости учеников школы.
ВПР в 4 классе – это аналог выпускного экзамена?
Нет. Результаты ВПР учеников 4 классов не влияют на переход в другой класс или школу, не определяют дальнейший образовательный вектор ребёнка. Они имеют рекомендательный характер и могут быть использованы для восполнения недостающих знаний или, наоборот, для определения сильных сторон школьника в разных предметных областях.
Что будет, если ребёнок написал ВПР на «2»?
На самом деле – ничего. По закону выставляются такие оценки в журнал опционально, влияют они на четвертные отметки лишь косвенно и никак не влияют на итоговые годовые. Соответственно, на второй год ребёнка не оставят и в следующий класс переведут.
Нужно ли писать ВПР, если ребёнок на семейном или домашнем обучении?
По закону — нет. Всероссийская проверочная работа — это не экзамен, не промежуточная и тем более не итоговая аттестация, а мониторинг, нацеленный на выявление несовершенств образовательного процесса в школах, и оценивает он работу школы, а не успеваемость ребёнка.
Все аспекты семейного обучения определяет родитель школьника, он же отвечает за качество образования. Уровень полученных знаний ребёнка подтверждается на аттестации. Школа в данном случае отвечает только за её проведение, но не за результаты. Соответственно, участие в ВПР детей, находящихся на домашнем или семейном обучении, не предусмотрено.
Однако по опыту родителей хоумскулеров, государственные школы, к которым дети прикреплены для прохождения аттестации, всё равно настаивают на участии в ВПР. В таком случае можно подчиниться и написать, а можно просто не приходить на контрольную работу.
ВПР — это аналог ЕГЭ или допуск к нему? Что важнее для выпускника?
В соответствии с приказом Минпросвещения и Рособрнадзора о порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам среднего общего образования причинами для недопуска к ЕГЭ могут сдать:
ВПР — это не итоговая аттестация, соответственно, участие в ней и полученная оценка никак не влияют на допуск к ЕГЭ.
Единый госэкзамен для школьника, безусловно, важнее, чем ВПР, поскольку является одновременно итоговой аттестацией и вступительным экзаменом в вуз/колледж. Его результаты действуют целых 4 года, и в случае провала придётся потратить больше времени для перепоступления в нужное место. Результаты ВПР нужны только школьному методисту и чиновникам.
Можно ли не писать ВПР?
Да, можно. Согласно методическим рекомендациям Рособрнадзора, участниками ВПР «являются все обучающиеся соответствующих классов всех образовательных организаций Российской Федерации, реализующих программы начального общего, основного общего и/или среднего общего образования».
Однако такие письма – не нормативные правовые акты и, соответственно, не могут устанавливать какие-либо обязательства. С точки зрения законодательства, санкции за отказ от участия в ВПР ни ученику, ни его родителям не грозят. Единственное вполне вероятное последствие – личная неприязнь к ребёнку со стороны школьной администрации.
Как отказаться от участия в ВПР?
Родителю/законному представителю ребёнка необходимо написать соответствующее заявление в свободной форме на имя директора школы. В нём необходимо указать, что вы не даёте согласие на участие ребёнка в ВПР, поскольку это
мониторинговое мероприятие, не входящее в учебный план, не являющееся итоговой или промежуточной аттестацией, а также формой текущего контроля успеваемости.
Пример такого заявления можно найти в интернете.
Кстати, в случае болезни ученик, пропустивший ВПР, не обязан писать её позже.
Критика ВПР: почему эти проверки не нравятся ни детям, ни учителям?
Изначально цель введения Всероссийских проверочных работ – выявить и устранить пробелы и недочёты в школьном образовании всех уровней. Однако внедрённую в жизнь инициативу не оценили ни школьники, которые пугаются одного названия этой контрольной, ни учителя, на плечи которых, по сути, легли все организационные моменты.
Почему педагоги против ВПР?
По данным опроса, половина учителей отменили бы ВПР совсем, ещё 39% модернизировали бы их. Лишь 7% респондентов оставили бы проверочные в текущем виде. При этом 59% учителей вносят корректировки в учебный процесс по результатам ВПР, а 37% никак не используют.
Весной 2021 года профсоюз «Учитель» создал петицию с требованием отменить ВПР, которую подписали более 32 тысяч человек.
«Мы, педагоги и родители школьников, требуем отменить проведение ВПР в российских школах! Учителя имеют достаточно возможностей и инструментов для оценивания знаний своих учеников. ВПР отнимают бесценное время очных уроков, которые так нужны, чтобы наверстать упущенное за время пандемии!», – сказано в тексте требования.
Причины, по которым учителя не любят ВПР:
Это бесплатная сверхурочная работа
В разъяснениях Рособрнадзора сказано, что проведение контрольных работ учителями является их неотъемлемой рабочей задачей, а ВПР по своей сути такая же контрольная, поэтому дополнительная оплата при организации и проведении всероссийской проверочной работы учителю не предусмотрена.
Это мешает освоению учебной программы
ВПР проводятся вместо уроков, поэтому неизученные темы нужно куда-то перенести и изучить потом. Помимо этого учитель должен выделить дополнительные часы на подготовку к всероссийской проверочной. Официально такие «консультации» также не предусмотрены и, соответственно, учителю приходится проводить их в нерабочее время, либо в ущерб внеклассным занятиям. Опять же, бесплатно.
Школа должна сама найти ресурсы для проведения ВПР
На печать бланков для контрольной, а также контрольно-измерительных материалов для подготовки детей школы не получают никаких дополнительных средств. В итоге расходы нередко ложатся на учителей или родителей.
Это необъективный метод оценки знаний
Задания ВПР не учитывают отличия школьных программ и учебников. В итоге ребёнку могут попасться задания, которых не было в его учебнике, по теме, которую он ещё не проходил.
Не понятно, как использовать результаты ВПР
Анализируют результаты и корректируют учебные программы по итогам контрольных региональные институты развития образования, предлагающие курсы повышения квалификации педагогам, методисты школ и сами учителя, а федерального применения результатам всероссийской проверочной работы, за исключением создания перечня школ с необъективными результатами ВПР, нет.
За что не любят ВПР родители?
В первую очередь, за то, что это — ещё одна контрольная, к тому же, имеющая всероссийский статус — лишний стресс для школьников, особенно в конце года, когда все усилия сосредоточены на получение хороших итоговых отметок.
Если говорить о выпускниках, то проведение ВПР совпадает с подготовкой к ЕГЭ и не только создает дополнительную нагрузку, но и отвлекает. При этом приоритет выпускного экзамена для ученика 11 класса значительно выше, чем ВПР, но от детей требуют хорошей подготовки к проверочной работе, оценка за которую для них не особо важна.
«Моя дочь учится сейчас в 4 классе, и вся наша жизнь теперь идёт под лозунгом «Готовимся к ВПР». В прошлом учебном году мой сын закончил 11 класс в этой же самой школе, сдавал ЕГЭ. Так вот, подготовки к ЕГЭ в школе не было никакой вообще. Потому что всем давно известно, что в хорошей сдаче ЕГЭ заинтересован лишь сам выпускник. А вот ВПР – совсем другое дело! Школе очень интересны результаты ВПР: чем они лучше, тем лучше для школы.
Мне, как маме школьника, хочется всё-таки понять, почему интересы школы и интересы учеников вдруг перестали совпадать совсем? Школе важны результаты ВПР, неинтересные детям. Детям важны результаты ОГЭ и ЕГЭ, неинтересные школе. О каком качестве образования может идти речь, если образовательные цели у школы и учащихся не совпадают?» – пишет в канале Яндекс-дзен мама двоих детей.
Смущает родителей и неопределённый статус результатов ВПР:
«ВПР – для чего и кого они нужны? Детям? Им дополнительная нагрузка, стресс. А если не напишут, что будет? Ничего. Тогда зачем писать?
Родителям? Они тоже смысла не видят, это же не итоговая контрольная работа за год, тогда зачем она?
Преподавателям? Они и без ВПР знают уровень своих учеников. Тогда зачем они?» – подобные комментарии, полные недоумения, часто встречаются в интернете и соцсетях, когда речь заходит про всероссийские проверочные работы.
Расписание ВПР 2021/22
В 2021 году, несмотря на пандемию и дистанционное обучение, ВПР для обучающихся 4-8 классов прошли в штатном режиме, весной. Ученики 11 классов писали контрольный срез по решению школы. Всего, по данным Рособрнадзора, в текущем году прошли через ВПР более 7 миллионов школьников.
Недавно Рособрнадзор утвердил график проведения ВПР в 2022 году:
Класс | Период проведения ВПР 2022 |
4-6, 8 | С 15 марта по 20 мая |
7 | С 15 марта по 20 мая (с 1 апреля по 20 мая – ВПР по иностранному языку) |
10, 11 | С 1 по 25 марта |
Итоговые даты проведения ВПР для каждого класса и по конкретным предметам школы определяют самостоятельно в рамках установленного расписанием периода.
Стоит ли бояться ВПР?
Ходят легенды, что дети, понявшие суть ВПР, сдают в конце контрольной пустые бланки, доводя педагогов до истерики. Правда это или нет – неважно. В любом случае, делать так не стоит, как и не стоит чрезмерно переживать и готовиться к всероссийской проверочной. Её результаты вполне можно применить для оценки количества пробелов в знаниях, а также умения решать нетипичные для школы задачи.