На что я могу надеяться

На что я могу надеяться

Россия
г. Калининград,
ул. А.Невского, д.14

На что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеятьсяНа что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеяться

На что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеятьсяНа что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеяться

Телефон
приемной комиссии

В “Критике чистого разума” Кант поясняет этот вопрос: “На что я могу надеяться, если делаю то, что мне надлежит делать?» (3, 662).

В высшем благе нравственность, достойность быть счастливым, обладает первенствующим значением, оно не может вытекать из стремления к счастью. Но и из нравственности непосредственно не вытекает счастье человека. Так может ли человек надеяться на счастье? Причем, на такое счастье, которое было бы составляющей частью высшего блага?

По Канту, в качестве основания для такой надежды следует предположить существование Бога. Только Бог может обеспечить необходимую связь между нравственностью и счастьем, если не в этом, так в другом мире. Но это означает, что мы также должны признать бессмертие души, поскольку, если душа умирает вместе с телом, то весь наш опыт свидетельствует, что для большинства людей в течение земной жизни никакого счастья из нравственного образа мыслей не следует. Но, поскольку Бог может дать счастье только тем, кто его достоин, то должна быть и свобода как основание нравственности и достойности быть счастливым. Ибо если бы не было свободы, то какое же это было бы достоинство? Это был бы просто случайный факт природы.

Итак, такие идеи, как бессмертие души, свобода, существование Бога, реальность которых, как мы уже убедились, недоказуема теоретически, получают обоснование своей реальности как неизбежные практические следствия нравственного закона и стремлений разумного существа к счастью Кант называет такие утверждения о реальности этих идей постулатами практического разума, подчеркивая, что это не доказывает их существования теоретически, но заставляет нас предположить их как необходимые условия нравственной жизни разумного существа в нашем мире.

На что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеяться

В области истории прогресс обеспечивается тем, что Кант называет “необщительных общением”, т.е. тем фактом, что человек одновременно управляется с двумя стремлениями: 1) к самостоятельному эгоистическому существованию за счет других и 2) к объединению. Эти две противоположных устремления составляют движущую силу истории, культуры, развития права и т.п.

В ходе истории человек совершенствует сам себя. Без сознательных усилий человека по самосовершенствованию история не сможет двигаться в направлении благоприятном для человеческого рода. Вообще такие усилия носят моральный характер, но они могут и конкретизироваться в различных эпохах как различные задачи. Так возникает кантовская концепция просвещения, оформившаяся в рамках разразившей в ученых кругах Германии дискуссии по поводу этого понятия[1].

На что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеяться

Именно в силу нежелания части людей перейти в состояние просвещения появляются другие люди, которые «присваивают себе право быть их опекунами»[12]. Опекуны стремятся, чтобы их «паства» не могла сделать ни шагу без помочей, а после указывают на грозящую им опасность от самостоятельного хождения.

Таким образом, личная проблема становится общественной, поскольку опекуны легко объединяются в организации, которые поддерживают несовершеннолетие людей. Просвещение каждого человека в отдельности теперь затруднено: «каждому отдельному человеку трудно выбраться из состояния несовершеннолетия, ставшего для него почти естественным»[13]. Личное просвещение возможно, однако, только для отдельных личностей, обладающих решимостью и мужеством: «Вот почему лишь немногим удалось благодаря совершенствованию своего духа выбраться из состояния несовершеннолетия…»[14].

Это состояние личности, в котором человек осмеливается руководствоваться своим собственным разумом, есть цель всех педагогических и образовательных усилий. Конечно, внутренняя свобода, достигаемая на таком пути, требует внешних условий – «безобидной свободы слова», а также должна быть ограничена в своих внешних проявлениях свободой других людей[18]. Вместе с тем безграничная внутренняя свобода, достигаемая на пути просвещения, совпадает с нравственным законом – единственным законом свободы. Дело в том, что свободное использование разума, по Канту, обязательно приведет человека к следованию нравственному закону, поскольку этот закон является необходимым следствием самого разума. В этом положении – разгадка системы воспитания, предложенной Кантом в трактате «О педагогике». Подлинное воспитание возможно только тогда, когда мы, оберегая ребенка от летальных последствий контакта с природной и общественной средой и постепенно приучая его считаться с традиционными общественными установлениями, сохраняем[19] в нем запас свободы, достаточный для пробуждения в нем нравственного закона. И цель духовного воспитания, во-первых, не мешать этой свободе, а, во-вторых, очень осторожно содействовать пробуждению нравственного закона, большей частью при помощи ненавязчивых примеров. Только в таком случае нам удастся воспитать действительно свободного человека и полезного члена общества. Все наши нравственные наставления и поучения, как правило, ведут к обратному результату. К нему же ведут и многочисленные ограничения, обычно навязываемые воспитателями воспитуемым. Перефразируя практический императив Канта, можно сказать, что девиз воспитателя – «поступай так, чтобы в лице ребенка ты всегда видел также и цель, и никогда только средство (для себя, государства, или даже общества)». Именно в свете этих положений следует рассматривать многочисленные рекомендации Канта по физическому и практическому воспитанию.

[1] В конце восемнадцатого века в немецкой прессе завязалась довольно оживленная дискуссия по вопросу о том, что такое просвещение. В дискуссии приняли участие Мозес Мендельсон (Moses Mendelssohn), Иммануил Кант (Immanuel Kant), Иоганн Георг Гаман (Johann Georg Hamann), Кристоф Мартин Виланд (Christoph Martin Wieland), Андреас Рим (Andreas Riem), Иоганн Готфрид Гердер (Johann Gottfried Herder), Готхольд Эфраим Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing), Фридрих Шиллер (Friedrich Schiller) и другие. Во Франции эпоха Просвещения уже была почти позади, на пороге были поздние плоды просвещения в виде Французской революции. Однако запоздалая постановка вопроса в Германии придала предлагаемым ответам на него значительную глубину. Во многом дискуссия сосредоточивалась вокруг ответа на этот вопрос, данного И. Кантом.

[2] Mendelssohn M. Über die Frage: was heißt aufklären? // Berlinische Monatsschrift. 1784. IV. S. 193—200

[3] Mendelssohn M. Über die Frage: was heißt aufklären? // Was ist Aufklärung. Thesen und Definitionen. Hrsg. Von Ehrhard Bahr. Stuttgart: Reclam, 1990. S. 3-4.

[6] Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение // Кант И. Избранные сочинения: В 2 т. / Под ред. А.П. Клемешева, В.Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. Т. 2. С. 11.

[7] Конечно, не всем это удается, как мы увидим из дальнейшего изложения взглядов Канта.

Источник

Что я могу знать в жизни. На что я могу надеяться. Что я могу сделать

Страницы работы

На что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеяться

На что я могу надеяться. Смотреть фото На что я могу надеяться. Смотреть картинку На что я могу надеяться. Картинка про На что я могу надеяться. Фото На что я могу надеяться

Содержание работы

1. Что я могу знать в жизни

Для того, что бы ответить на этот вопрос я должна сперва разобраться со значением термина “Знание”.

Под определением понятия “Знание” я понимаю материал, который был предварительно усвоен, понят, а также может быть применён в повседневной жизни в любой сфере деятельности.

Говоря о том, что я могу знать, я думаю стоит заметить, что человек может освоить и понять практически всё. “Багаж” знаний, которые открыло человечество за время своего существования, предполагает, что человек может выбирать чем ему заниматься и какие вопросы изучать.

А если говорить о том, что я должна знать в жизни, то думаю, здесь каждый человек решает отдельно, какие ценности ему принимать и какие вопросы изучать. Хотя так же замечу, что есть некоторые критерии, которые должны быть общими для всех, а именно это такие критерии как: желание человека развиваться, уважать других людей, и быть полезным обществу.

2. На что я могу надеяться

Рассуждая о том, на что я могу надеяться, стоит принимать во внимание состояние и мораль нынешнего социума. В наше время, люди стали более агрессивны, раздражительны и вспыльчивы. Это, как мне кажется, связано с динамическим образом жизни, который ведут люди сейчас. Духовные ценности понемногу обесцениваются и мораль общества падает. Всё сложнее найти поддержку и опору в людях.

Надеяться, я считаю, нужно в первую очередь на себя и на близких вам людей. Конечно, бывают понимающие, добросовестные и не корыстные люди, но, я думаю, не стоит расслабляться и полностью расчитовать лишь на них, в первую очередь нужно стараться самому решить какую-либо проблему.

В жизни нужно быть готовым к любой ситуации, будь-то яркое, светлое и счастливое событие, так и серьёзные неприятности. Судьба может как вознести человека, так и опустить его в один миг. Частично, всё зависит от нас самих, поэтому требуется прилагать как можно больше усилий для своего благополучия и изобилия.

3. Что я могу сделать

Судя о том, что я могу сделать, следует понимать назначение содеянного, так как сделать человек может много чего, но не всё сделанное им может быть полезным. Так многие поступки, которые делает человек являются не обоснованными и часто приводят к нехорошим последствиям.

Источник

Надежды и предназначение человека в философии И. Канта

Следовательно, цель развития каждого индивида и общества в целом состоит в том, чтобы «воспитывать личность, воспитывать существо, которое свободно действует, может оберегать самого себя и стать членом общества, имеет внутреннюю ценность в своих собственных глазах».

Совершенствование природы человека, по И. Канту, связано с развитием его задатков: это, во-первых, «задатки животности человека как живого существа», во-вторых, «задатки человечности его как существа живого и вместе с тем разумного» и, в-третьих, «задатки его личности как существа разумного и вместе с тем способного отвечать за свои поступки».

Задатки животности характеризуют человека как живое существо и ведут к развитию «физического и механического себялюбия»84, для которого не требуется разум. Они выражаются в стремлении к самосохранению, к продолжению рода и общению с другими людьми. При неправильном воспитании эти задаткистановятся «скотскими пороками: обжорства, похоти и дикого беззакония (по отношению к другим людям)».

В понятие природы человека И. Кант включает человеческую субъективность, т.е. свободу воли и поступков. «Если человек в моральном смысле бывает или должен быть добрым или злым, то он сам себя должен делать или сделать таким. И то и другое должно быть результатом его свободного произвола; он становится добрым или злым в зависимости от того, принимает ли он в свою максиму те мотивы, которые заключаются в задатках, или нет (что должно быть полностью предоставлено его свободному выбору)»,- пишет философ.

И. Кант не отрицает роли религии в формировании нравственности, однако считает, что нравственность как таковая вовсе не нуждается в ней. Вера в Бога «помогает нашей естественной потребности мыслить для всякой нашей деятельности в целом какую-нибудь конечную цель, оправдываемую разумом; в противном случае имелось бы препятствие для морального решения». Таким образом, «мораль неизбежно ведет к религии. ».

Одно из средств развития всех задатков людей, которым пользуется природа,- это антагонизм их в обществе. Под социальным антагонизмом И. Кант понимает «недоброжелательную общительность» людей, т.е. склонность человека, с одной стороны, общаться с себе подобными, с другой стороны, стремление уединяться и все сообразовывать только со своим разумением. Побуждаемый честолюбием, властолюбием или корыстолюбием, человек создает себе положение среди других людей, которых он, правда, не может терпеть, но без которых он не может и обойтись. Таким образом «постепенно развиваются все таланты, формируется вкус и благодаря успехам просвещения кладется начало для утверждения образа мыслей, способного со временем превратить грубые природные задатки нравственного различения в определенные практические принципы и тем самым патологически вынужденное согласие к жизни в обществе претворить в конце концов в моральное целое».

И. Кант отмечает, что человек желает жить беспечно и весело, а природа желает, чтобы он вышел из состояния бездеятельного довольства и окунулся с головой в работу и испытал трудности, чтобы найти средства разумного избавления от этих трудностей, без этого все природные задатки человечества остались бы навсегда неразвитыми. Следовательно, антагонизм между людьми «есть природное средство для обеспечения наиболее полного развития человеческого рода».

Факторами становления личности являются, во-первых, природосообразное и целесообразное воспитание, во-вторых, идеальное гражданское устройство общества (республика) и, в-третьих, совершенствование человечества в целом.

Философия и педагогика, по мнению И. Канта, способствуют прогрессу и моральному совершенствованию человечества. Философия, «по мировому понятию»,- это «наука о последних целях человеческого разума», «учение о мудрости, законодательница разума. Педагогика же, как наука о воспитании человека указывает цели и пути совершенствования отдельной личности. Кенигсбергский мыслитель полагает, что искусство воспитания должно основываться на принципах, которые вырабатываются в процессе поступательного развития человечества. «Каждое поколение, обладая знаниями предыдущего, может все более и более осуществлять такое воспитание, которое пропорционально и целесообразно развивает все способности человека и таким путем ведет весь род человеческий к его назначению». Поэтому педагогика развивается постепенно, благодаря тому, что одно поколение передает свой опыт и знания последующему, а оно, в свою очередь, передает их дальнейшему поколению.

Вторая сторона воспитания связана с развитием и совершенствованием человечества как условием и следствием развития индивида. Природосообразное и целесообразное воспитание каждого человека приведет к усовершенствованию человеческого рода.

План воспитания, считает философ, должен быть составлен с космополитической точки зрения. Родители и правители в воспитании отдельной личности должны стремиться к достижению всеобщего блага: «дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого, т.е. для идеи человечества и сообразно его будущему назначению». Воспитание будет постепенно улучшаться, и каждое последующее поколение будет делать шаг вперед к усовершенствованию человеческой природы и формированию более совершенного поколения людей. «Поэтому проблема будущего человечества есть педагогическая проблема, и притом в двояком смысле. Во-первых, без предвосхищения будущего невозможен выбор целей воспитания; во-вторых, от эффективности воспитания будущее напрямую зависит. Между педагогикой и будущим есть взаимоопределяющая связь». Таким образом, образование рассматривается И.Кантом как средство совершенствования человечества, и этой цели подчиняется индивидуальное совершенствование отдельного человека.

В плане своего индивидуального бытия, замечает И. Кант, человек может стать человеком только путем воспитания. Достижению этой цели призвана служить педагогика. Воспитание, по мнению немецкого философа, призвано развить врожденные задатки и способности человека. «. В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы,- пишет И. Кант, благодаря воспитанию человеческая природа будет развиваться все лучше и лучше и. ей можно придать такую форму, которая соответствовала бы идеалу человечности». Ребенок становится человеком только через направленное воспитание, его задатки не могут раскрываться сами собой, а «всякое воспитание есть искусство».

В «Антропологии с прагматической точки зрения» И.Кант называет три вида задатков техническими (связанными с сознанием, необходимыми для пользования вещами), прагматическими (для умелого пользования других людей в своих целях) и моральными задатками (для действий по отношению к себе и другим сообразно не только с принципами свободы, но и с необходимостью подчинения законам).

Идеалом образования человека является всестороннее развитие личности, под которым И. Кант понимает гармоническое сочетание природного и общественного начал, знания и воспитанности и, в особенности, духовного и физического развития. Основные задачи образования И. Кант сводит к следующему:

— приучение к дисциплине как средству преодоления дикости в человеке;

— умственное развитие посредством «сообщения навыков» (привитие культуры);

— приобщение к цивилизации путем развития ума и воспитанности и, наконец,

Под воспитанием И. Кант понимает «уход (попечение, содержание), дисциплину (выдержку) и обучение вместе с образованием». В соответствии с этим человек бывает грудным младенцем, питомцем или учеником. Уход понимается философом как забота родителей о том, чтобы дети не обращали своих сил во вред себе. Ребенок появляется на свет беспомощным, он не в состоянии оберечь себя от опасностей окружающего мира. Поэтому о нем должны позаботиться взрослые: с помощью дисциплины уничтожить в человеке дикость и подчинить его предписаниям разума. «Дисциплина, или выдержка, выводит человека из животного состояния», она подчиняет человека законам человечности и нормам культуры.

И. Кант разграничивает понятия «образование» и «обучение». Под обучением философ понимает формирование навыков, получение знаний и приобретение умений и относит его к физическому воспитанию. Образование же касается формирования нравственности и относится к практическому воспитанию (в отличие от школьного образования или обучения и прагматического воспитания).

Вслед за Ж.Ж.Руссо И.Кант считает, что первоначальное воспитание должно исключать влияние на ребенка посторонних факторов. Он советует отказаться от пеленания, укачивания, чрезмерных ласк и поцелуев, а также, по возможности, обходиться без всяких приспособлений при обучении детей ходьбе и другим движениям. Лучше предоставить детям возможность самостоятельно ползать, ходить, играть. В развитии движений и физических качеств ребенка философ допускает и руководство со стороны взрослого, но гимнастика и игры, организованные взрослыми, должны лишь направлять природу, развивать естественные природные потребности детей.

Физическое воспитание включает и развитие органов чувств; поэтому лучшими играми будут те, где развитие движений связано с упражнением чувств. Например, упражнения в глазомере, в правильном суждении о расстоянии и величине, в определении местоположения по частям света.

В развитии врожденных душевных способностей И.Кант выделяет две цели воспитания и указывает способы их достижения.

«Общая культура душевных способностей». Она может быть:

б) моральной. «Тогда она основывается не на дисциплине, но на принципах. Следует стремиться к тому, чтобы питомец поступал хорошо исходя из собственных принципов, а не по привычке». Такая деятельность предполагает активность ребенка.

Решая задачу дисциплинирования воспитанника, как предпосылку к его нравственному воспитанию, И. Кант полагает, что оно должно осуществляться и средствами принудительного педагогического воздействия (такими как наказания). Стремление к нравственному идеалу свободной и целостной личности привело киников и Ж.Ж.Руссо к отрицанию дисциплины. И.Кант, наоборот, ратует за последовательное развитие нравственности, нравственное образование, синтезирующее принуждение и свободу. Дисциплина связана с понятием работы и труда и означает умение согласовывать свои способности с определенными требованиями.

Философ отдает предпочтение нравственному наказанию (ребенку отказывают в любви и уважении). Наказание же физическое может быть искусственным (ребенку отказывают в том, что он хочет) либо естественным (ребенка наказывают последствия совершенного поступка, а не воспитатель). Физическое наказание должно быть только дополнением к наказанию нравственному. При этом нельзя наказывать в приступе гнева или вымещать досаду на детях. Частые физические наказания порождают упрямство, поэтому «наказывать следует с осторожностью, чтобы дети видели конечную цель наказаний в своем исправлении».

Дисциплина не есть самоцель и она не должна ущемлять свободу и волю ребенка, превращать воспитание в дрессировку. Гуманизм И.Канта проявляется в требовании относиться к ребенку как к личности, достоинство которой заслуживает не только уважительного, но и чрезвычайно бережного обращения.

Прекрасный образец метода науки о познании дает «Критика чистого разума», которую И.Кант называет трактатом о методе, то есть о принципах прогресса познания. Диалектику чистого разума И.Кант рассматривает как «метод обучения», призванный дать науке о мышлении и вообще всякой науке способы достижения достоверного знания и критерии этой достоверности.

В организации процесса обучения философ подчеркивает важность учета возраста учащихся для правильного подбора доступного им и привлекательного учебного материала, чтобы наглядность и конкретное изложение эмпирических фактов стали базой познания общих принципов и законов науки. Деятельность педагога должна стимулировать активность и самостоятельность обучаемых. В учебный план, по И.Канту, следует включать оптимально соответствующие возрасту дисциплины, структура этого плана должна учитывать их логическую взаимосвязь.

Высшей ступенью воспитания, по мнению И. Канта, является воспитание практическое, или моральное. Оно учит человека пользоваться своей свободой и действовать в человеческом обществе. К практическому воспитанию относится, во-первых, умение, во-вторых, знание света, в-третьих, нравственность. Что касается умения, необходимо следить за тем, чтобы оно было основательно, а не поверхностно. Лучше знать мало, но основательно, чем много, но поверхностно. Знание света состоит в искусстве применять умение к отдельному человеку, оно учит, как можно пользоваться людьми для определенных целей.

Естественные задатки и темперамент обусловлены врожденными особенностями человека, от них зависит способ его чувствования и деятельности, тогда как характер как образ мыслей означает обладание «тем свойством воли, посредством которого субъект связывает свое поведение с определенными практическими принципами, которые он собственным разумом предписывает себе как нечто неизменное». Именно в волевой решимости действовать в соответствии с твердыми правилами заключается характер.

Характер рассматривается И.Кантом как определенная степень развития человеческого достоинства. Физический характер формируется в рамках физического воспитания, выработка морального характера, который состоит в твердой решимости хотеть что-нибудь делать, а затем и в действительном исполнении задуманного, является главной задачей нравственного воспитания. Чтобы развивать моральный характер, полагает И. Кант, детей нужно знакомить с «обязанностями по отношению к самим себе» и «обязанностями по отношению к другим». Первейшая обязанность человека по отношению к самому себе состоит в обладании определенным внутренним достоинством. В отношении с другими следует развивать в детях почтение и уважение к достоинству, правам и свободам других людей. И. Кант считает, что только нравственное воспитание способно вывести человечество из «грубого естественного состояния животных», совершенствовать человеческую природу и помочь в достижении своего назначения каждому индивиду и человечеству в целом. «Если привитие дисциплины играет негативную роль ограничения и изжития животного, т.е. аморального, начала, то через нравственное воспитание утверждается позитивная, регулятивная роль принципов разума во всем человеческом поведении».

Кенигсбергский мыслитель отдает предпочтение тем методам воспитания личности, которые развивают разум ребенка, определяющий его нравственный выбор. Подражание в нравственных поступках недопустимо, так как оно неосознанно. Пример других людей используется в нравственном воспитании, но только как «наглядный случай практического правила, пример не может служить образцом для совершения поступков».

Привычка, по И.Канту,- это «физическое внутреннее принуждение действовать в дальнейшем так же, как действовали до сих пор». Она лишает даже добрые поступки их моральной ценности, она «ущемляет свободу души и к тому же ведет к неосмысленным повторениям одного и того же акта (к монотонности) и тем самым становится смешной». Поскольку человек руководствуется в своей деятельности разумом и чувством долга, формирование привычек вредно.

Одним из средств воспитания личности И.Кант называет обучение детей хорошим манерам, вежливости, такту. Он отмечает, что цивилизованные люди демонстрируют симпатию, проявляют уважение к другим, скромность, бескорыстие, никого при этом не обманывая. Хорошие благопристойные манеры необходимы в общении между людьми, поскольку эта видимость добродетели может перейти во внутреннее убеждение, стать чертами характера. «Ибо благодаря тому, что люди играют эту роль, в конце концов, добродетели, которые они в течение длительного времени изображают, постепенно действительно пробуждаются и переходят в убеждения»,- пишет мыслитель. Перечисленные выше качества индивида И. Кант относит к задаткам добра, благодаря которым человек сдерживает свою чувственную природу и совершенствует себя как моральное существо.

Философские идеи и педагогическая антропология И. Канта легли в основу педагогических концепций И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, П.Наторпа и других немецких ученых, а также оказали заметное влияние на философско-педагогические учения русских мыслителей.

Немецкий мыслитель верит, что когда-нибудь в далеком будущем «человеческий род достигнет, наконец, того состояния, когда все его природные задатки смогут полностью развиться и его назначение на земле будет полностью исполнено». Но достигнуть назначения в своем индивидуальном развитии отдельный человек не может, к этой цели стремится весь род людской, от поколения к поколению совершенствуя свою природу. При этом целью истории, по И. Канту, является не благо отдельного индивида, а благо всего человечества! И. Канта намечается переход от педагогической антропологии к антропологии исторической, которая выводится им из философской антропологии. Ведь чтобы изучить процесс исторического развития человека, «нужно начать с изучения его задатков; это означает, что идея истории как Идеал Истории должна основываться на антропологии, которая является отправной точкой [исследования]».

Трансцендентальная постановка этих вопросов возможна, прежде всего, как постановка вопроса о сущностном единстве человека и истории. «Поэтому понять историю как целое означает исходить из ясного представления о сущностной природе человека и его возможности как человека. Вместе с тем понять историю, ее смысл означает ее рассмотрение с точки зрения предназначения в ней человека. История обретает свой смысл, когда она становится частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, в кантовом понимании,- это исполниться исторически в качестве человека, стать Человеком».

— Состояние острого противоречия между природной и культурной составляющими истории.

— Состояние гармонии природы и культуры, в которой все подчинено культуре нравственной.

В это же время оформляется общественный договор, в результате которого образуются первые формы государственности. Теперь могли постепенно развиваться «все человеческие искусства, среди которых искусство общительности и создания гражданской безопасности является наиболее полезным». Концентрация богатства в руках немногих, полагает ученый, приводит к тому, что появляется неравенство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *