На что живут казаки
«Чтобы быть казаком, недостаточно крови» Где и как живут в России настоящие казаки?
При слове «казачество» в cознании обывателя всплывает образ человека в форме дореволюционного образца, в кубанке и с шашкой у бедра. Однако казачество очень разнородно, и всех казаков нельзя стричь под одну гребенку. Где-то оно представляет собой объединение единомышленников, в других местах это скорее этническая группа, объединенная общими традициями и происхождением. Краснодарская художница и фотограф Алина Десятниченко несколько лет изучает российское казачество. «Лента.ру» попросила ее рассказать, чем жили и чем живут сейчас кубанские казаки.
«Лента.ру»: Насколько я помню, у тебя есть личные мотивы, которые подтолкнули тебя к созданию этого проекта.
Десятниченко: Корнями я отсюда, но жила до 15 лет в Ташкенте. На юге России казачью тему сложно игнорировать, поэтому в какой-то момент я просто поняла, что пора. Администрация края у нас активно популяризирует казачество, оно везде, и я решила понять для себя — почему.
Казачество — оно разное. С ними все сложно, потому что даже сами казаки говорят, что они не те. В 1920-х годах было такое понятие, как расказачивание. Кто-то связывает его с раскулачиванием, ведь большинство казаков были зажиточными, поэтому на них советская власть обратила такое пристальное внимание. Они работали, содержали большое хозяйство, нанимали тех, кто будет за этим хозяйством следить. А на Кубани было много казаков, и создавалось впечатление, что репрессиям подверглись только они. Некоторые историки выделяют этот период как голодомор и приводят довольно убедительные доказательства его существования.
В некоторых своих историях о казаках я отталкивалась именно от термина «расказачивание». Помимо того что их раскулачивали, казаков зачастую высылали в другие места. Я знаю многих знакомых, которые до сих пор ищут ниточки к своим переселенным родственникам.
Ты поняла для себя, чем было казачество до этого?
Сейчас я нахожусь в процессе. В соавторстве с коллегой я занимаюсь исследованием этой темы — когда же казачество изменилось. И это было не в ХХ веке. Мы отталкиваемся от идеи о том, что это произошло в XVII веке, после Смутного времени.
Как говорит один мой друг, до этого времени у нас была не история, а фэнтези — мало источников, очень вольные трактовки происходящего. Но если брать какие-то общие моменты, то я бы, наверное, сравнила тех казаков с военными вольнонаемными отрядами, которые несли определенную службу за плату. У них были свои взгляды на то, какой должна быть эта служба, как им жить и что делать, но при этом они могли спокойно участвовать в боевых действиях по обе стороны конфликта.
Если разговаривать с казачьими экспертами, часто натыкаешься на очень вольную трактовку тех событий. У нас на юге есть очень уважаемые специалисты — например, бывший атаман Громов, который преподает у нас в КубГУ, возглавляет факультет истории. В 1991 году он инициировал реабилитацию казачества, и с этого-то все и началось.
Кто такие казаки?
Кто такие казаки? Происхождение слова
Казаки — это определенное сословие, которое существовало в Российском государстве. Современное сообщество, которое именует себя «казаками» — потомки представителей этого сословия (среди историков споры на счет преемственности). Слово «казак» происходит от тюркского «вольный человек». Впервые слово зафиксировал неизвестный составитель мамлюкско-арабского словаря, который предположительно работал в Египте. Однако ряд исследователей отвергает такой перевод слова переводом слова «qāzāq» и склоняется к версии «одинокий» или «неприкаянный».
Эта версия близка к истине, так как во времена зарождения казачества (а, история казаков насчитывает более 500-а лет существования) считалось особой доблестью в молодости провести некоторое время в отшельничестве: удалиться в пустыню, горы или леса, чтобы питаться дичью и одеваться в шкуры зверей.
В словаре В. И. Даля есть своя версия происхождения слова. Так, по мнению Даля «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». Для него казаком был «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ. к особому сословию казаков», в новгородском и северных диалектах «батрак, годовой наёмный работник, не подёнщик», иногда «прислуга».
Происхождение казачества
Происхождение казачества — сложная тема, которая до сих пор вызывает споры и бурные дискуссии. Этническая принадлежность казаков тоже покрыта завесой тайны. Принято считать, что казачество сформировалось на территории, которая сейчас принадлежит разным государствам:
Ряд историков считает, что казаки относятся к культуре различных тюркских народов.
Немецкий историк Г. Штекль пишет:
«первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всём — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков».
Во все времена казаки считались хорошими воинами. Казачьи воинские формирования входили в вооружённые силы:
Казаки на Руси
На Руси c XIV−XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения.
С. М. Соловьев в своем труде «История России с древнейших времён» пишет и о знаменитых казацких дружинах:
Во-первых, мы видим, что заселителям земель можно было всегда найти таких людей, нетяглых и неписьменных (не переписанных), людей, не имеющих собственной земли, собственного хозяйства и долженствующих потому кормиться работою на чужих землях, при чужих хозяйствах, при чужих промыслах; а такие-то бездомовные люди именно назывались у нас казаками. Но понятно, что между этими людьми находилось много и таких, которые не хотели жить на чужих землях, в зависимости от чужих людей и предпочитали вести воинственную, опасную, но более привольную, разгульную жизнь в степи, на границах и далее, за границами государства; куда должны были деваться люди, выбывшие из городов и волостей, которых населители земель не имели права принимать к себе? Существование казаков как пограничного воинственного народонаселения было естественно и необходимо по географическому положению древней Руси, по открытости границ со всех сторон; на всех границах долженствовали быть и действительно были казаки, но преимущественно были они необходимы и многочисленны на степных границах, подвергавшихся постоянным и беспощадным нападениям кочевых хищников, где, следовательно, никто не смел селиться, не имея характера воина, готового всегда отражать нападение, сторожить врага.
В России многие слышали о Запорожских и Донских казаках, это два самых известных казачьих сообщества. Оба появились приблизительно в XV-XVI веках. Они имели похожие традиции и культуру, но жили на разных территориях, хоть и недалеко друг от друга. Запорожцы — вдоль Днепра на территории современной Украины, донские — вдоль нижнего Дона на территории современной России.
Донские казаки нанимались на службу к представителям русской монархии, запорожцы служили Великому княжеству Литовскому, а затем — Речи Посполитой.
К XIX казачество стало исключительно военным сословием, казаки часто участвовали в подавлении различных восстаний. Во время гражданской войны казаки сражались по обе стороны участников конфликта, а некоторые воздержались от военных действий.
Современные казаки
Современные казаки считают себя потомками представителей прежнего казачества, но многие историки относят казачество XXI века к определенной субкультуре. Участники первых казачьих организаций 1980-х годов считали себя потомками отдельного народа, репрессированного при советской власти.
Верховный совет РСФСР даже принял особое постановление о «Реабилитации казачества». Казаки XX века пытались возродить аутентичную одежду, танцы, традиции.
Сейчас казачество регламентируется законом «О государственной службе российского казачества», принятым в 2005 году. Казачьи сообщества занесены в государственный реестр.
Иерархия казаков
Обычно у казаков действует определенная иерархия, хотя ряд казачьих сообществ не признает эту систему.
Казачьи поселения называют «станицами», во главе станицы стоит «атаман», избираемый на «казачьем круге» (совете). Несколько станиц могли объединяться в полки во главе с полковником.
Казачьи чины
Унтер-офицерские (младшие) чины:
Обер-офицерские (старшие) чины:
Штаб-офицерские (главные) чины:
Генеральские (высшие) чины:
Форма казаков
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другие элементы одежды казака:
Казачья форма считается семейной реликвией, а фуражку в доме кладут на видное место.
Женщины в казачьих сообществах
Женщины-казачки всегда славились своей силой, умом и красотой. Брачные обряды и права женщин у казаков сильно отличались от общерусских, на протяжении всей истории они претерпевали значительные изменения. В период XVII-XVIII веков роль женщины в казачьем обществе эволюционировала к практически полному равноправию с мужчинами в том же обществе.
Изначально казаки приводили в дом супругу из числа захваченных пленниц, часто это были турчанки, татарки или черкешенки, брачный обряд был самым простым, о своем намерении объявляли на казачьем кругу.
Но постепенно тип женщины, которая полностью подчиняется мужчине сменился на роль хозяйки. В отсутствии мужа, который часто воевал, женщина вела сама хозяйство, обрабатывала пай, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «женщину-мать защищает круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были пленены. Постепенно был сформирован традиционный образ, хотя наряды казачек разных станиц все равно отличались.
Традиционный элементы одежды:
Кухня казаков
Основа рациона казаков — блюда из рыбы, так как станицы часто располагались вблизи водоемов и вдоль рек. Даже казачьи войска именуются по названию рек (Терек, Кубань, Енисей, Амур, Волга). В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Из напитков казаки предпочитают чай, которым традиционно начинаются и заканчиваются застолья.
Казаки, прославленные Русской Православной Церковью
Так как среди казаков встречаются представители разных народов, между казаком и словом «православный» далеко не всегда стоит знак равенства. Но есть казаки, которые были прославлены Русской Православной Церковью:
Казаки в художественной литературе
Многие классические произведения художественной литературы рассказывают об укладе жизни и быте казаков.
Проза
Поэзия
Хор Донских казаков Сергея Жарова (смотреть фильм)
Большие аппетиты: на что живут казаки
Встретить казачьи общества можно на территории всей России от Калининграда до Сахалина. Объединяют их не только костюмы и своя идеология, но и получение субсидий и грантов. Государство щедро одаривает представителей движения не только деньгами, но и наделяет правами, превращая их в спецсубъекты административного кодекса с большими полномочиями и особой социальной защищенностью. «МБХ медиа» разобралось, как и на что казачьи НКО получают деньги из федерального и региональных бюджетов.
Схему финансирования казачьих движений сложно назвать открытой и прозрачной. Как у любых некоммерческих структур, их работа должна строиться не на получении прибыли, а преследовать различные социальные, благотворительные, культурные и образовательные цели, направленные на достижение общественных благ. Благами казаки считают: православное и военно-патриотическое воспитание молодежи, популяризацию истории и боевых искусств, привлечение внимания к проблемам исторического и культурного наследия, пробуждение исторической памяти. Между нынешним курсом внутренней политики России и перечисленными целями существует некоторая созвучность, которая, вероятно, и объясняет рост казачьих организаций и нескрываемую благосклонность к ним со стороны государства и РПЦ.
На источники финансирования казачьего движения обратили внимание после того, как 5 мая на Пушкинской площади во время митинга «Он нам не царь» несколько участников акции и журналисты были избиты нагайками.
После акции возмущенные граждане во главе с журналистом Виктором Олейником создали телеграм-канал, где задались целью опознать на видео представителей казачьих движений, в том числе участников «Центрального казачьего войска», которое, как выяснилось позднее, получило за период с 2016 по 2018 годы от Правительства Москвы три контракта на сумму 15,9 млн рублей на «закрепление знаний и навыков при осуществлении деятельности по охране общественного порядка».
Мастера на все руки
Несмотря на то, что участникам казачьих движений с 2012 года официально разрешили создавать собственные ЧОПы, достаточно внушительную финансовую поддержку они получают из других источников. Судя по базе данных Комитета гражданских инициатив, в России на данный момент функционирует почти три тысячи казачьих НКО, однако только у некоторых из них можно проследить какую-то финансовую отчетность.
Во главе списка по количеству госконтрактов, грантов и субсидий стоит «Центральное казачье войско», созданное в 2009 году. Пик активности получения денежной поддержки приходится на 2016−2017 годы. За это время организация получила субсидии от Министерства культуры на 6 млн. рублей и контрактов на 56,2 млн рублей. Помимо этого, договоры на 38 млн были заключены с Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы. В основном, это деньги за некие «вспомогательные услуги, связанные со спортом и отдыхом», но встречается и позиция с ещё более обтекаемой формулировкой — «предоставление услуг в области дополнительного образования» за 5,2 млн рублей.
Региональные казачьи общества в основном занимаются охранной деятельностью. Причем охраняют как государственное имущество, так и частные предприятия. В списках можно найти все: кладбища, детские сады, здания судов, университеты, больницы и психиатрические лечебницы.
География мест, охраняемая казаками, обширна и неоднородна. Некоторые организации, например, одно из подразделений Аланского республиканского окружного казачьего общества получило в 2015 году контракт почти на 10 млн рублей от местной администрации не только за охранные услуги, но и за «участие в контртеррористических операциях и разведывательно-поисковых мероприятиях». Нижнеиркутское казачье общество специализируется на оказании услуг по организации летнего отдыха и занятости детей. С 2012 года им выделили под эти цели около 30 млн рублей по условиям контракта от Управления образования администрации Ангарского района и Министерства соцразвития. Никаких возможностей проверить результаты проведенных мероприятий нет. У организаций нет сайтов и каких-либо документов в свободном доступе, подтверждающих результаты работы.
Иногда местные власти заключают с казачьим обществами совсем странные контракты. Так, например, Администрация города Нижневартовска в 2017 году заключила договор с «Атаманской сотней» стоимостью в 10 млн рублей на приобретение в муниципальную собственность «Газопровода низкого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов». К сожалению, никаких подробностей контракта найти не удалось, как и информации о дальнейшей судьбе газопровода.
Еще одним важным источником финансирования являются различные региональные молодежные государственные организации, которые спонсируют программы патриотического воспитания и военные сборы для школьников. В южных регионах России обширной поддержкой казачьего движения занимаются специальные Департаменты казачества.
Большинство казачьих организаций не ведут открытой финансовой отчетности о полученных субсидиях и грантах. Как сообщили в Комитете гражданских инициатив, который курирует открытый реестр баз данных НКО, к организациям привязываются только те данные, которые были найдены в соответствующих базах (контрактов, федеральных субсидий и президентских грантов). Если данные по организации не нашлись, скорее всего, именно из этих источников она финансирования не получала. Однако это не означает, что не получала из других.
«В регионах казачьи общества вполне финансируют, но с региональными данными большая проблема. Администрации региона обязаны собирать и публиковать так называемые реестры СОНКО — получателей поддержки. Фактически это делается далеко не всегда, реестры публикуются часто не по всем ведомствам, которые оказывали поддержку, данные очень грязные, многие не в машиночитаемых форматах. Казачье движение в принципе больше полагается на региональную поддержку, а не на федеральную», — рассказала Анна Сакоян, аналитик проекта «Открытые НКО».
Из 2762 организаций какая-то информация о получении контрактов и субсидий в базе данных имеется только у 129. При том, что публикация отчетов является обязательным условием функционирования НКО, а многие благотворительные организации, находящиеся под особым наблюдением у государства за использование иностранного капитала, имеют проблемы вплоть до вынужденного закрытия за гораздо меньшие нарушения.
На южных рубежах России в нескольких округах существует Департамент по делам казачества и военным вопросам. В официальных целях организации указаны «реализация приоритетных направлений государственной политики в отношении казачества, координация и обеспечение деятельности казачьих реестровых движений и противодействие незаконному обороту наркотиков». Судя по выпискам из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, Краснодарский департамент ежегодно оказывает финансовую поддержку десяткам местных казачьих НКО. Суммы разнятся от нескольких сотен тысяч рублей до десятков миллионов. Например, за 2017 год Новокубанское районное казачество получило на содержание 8,6 млн, Новороссийское — 27,2 млн, а Екатеринодарское казачество — 110,2 млн.
В то время как Краснодарская региональная общественная организация помощи нуждающимся «Добрый-Юг» получила за полгода от администрации края 470 тысяч рублей, а организация детей-инвалидов «Надежда плюс» — 400 тысяч.
По словам казака, который решил помочь телеграм-каналу «База данных: провокаторы», большие суммы денег сконцентрированы в Центральном казачьем войске, а позднее распределяются по локальным казачьим отделениям. Реестровые казаки получают активную поддержку от армии и правоохранительных органов. Именно они предоставляют участникам движения стрельбы, полевые выходы и военные игры, где казаки тренируются в максимально приближенных к боевым условиях. Небольшую часть бюджета составляет поддержка региональных властей и пожертвования от бизнесменов. Те, кому недостаточно такой поддержки и доходов от охранной и хозяйственной деятельности, занимаются рейдерством — в Новороссийске в 2017 году люди в казачьей форме захватили один из пляжей, а в 2016 году заместитель атамана Анапы по финансам Николай Нестеренко был арестован по делу о мошенничестве и присвоении территории заповедника Утриш. Несмотря на обилие скандалов вокруг работы некоторых казачьих организаций, чьи действия часто попадают под действие уголовного и административного кодексов, участники движений редко попадают в поле зрения правоохранителей и всецело поддерживаются различными государственными и окологосударственными организациями на местах, включая мэрии и благочиния РПЦ.
Президентские гранты — одна из популярных форм поддержки различных организаций, в том числе НКО. В 2018 году под эту программу было выделено 8 млрд рублей, распределением которых занимается специальная комиссия. Казачьи общества наравне с другими подают заявки на софинансирование своих проектов с помощью бюджетных денег. По информации с официального сайта конкурса президентских грантов, количество заявок от казаков с каждым годом только увеличивается. Если в первой половине 2017 года таких проектов было всего 0,3% (18 заявок из 5825), во второй половине их уже стало 0,65%, а в незаконченном отборе 2018 года — уже 0,9%. В основном, заявители рассчитывают на господдержку в организации тематических фестивалей, открытии детских патриотических летних лагерей и школ. Так, в 2015 году уже упомянутое Центральное казачье войско выиграло грант в 5 млн рублей на подготовку казаков-пенсионеров для работы в качестве наставников в школе, а в следующем году Московское подразделение организации выиграло аналогичный грант на создание информагентства «Казачья культура, традиции и молодежь».
В 2018 году казачьими движениями было подано около 80 заявок, сумма самого большого проекта по строительству Санкт-Петербургского Центра Казачьей культуры достигает 11,5 млн рублей. Большая часть заявок проходит по классификации «сохранение исторической памяти», но встречаются и проекты в сфере поддержки семьи (создание семейного центра «Казачий Домострой» за 1,3 млн рублей) и охране окружающей среды (строительство «Казачьего подворья заботы и любви» за 4,5 млн рублей в Ростовской области). Каждый год проектам в сфере воспитания патриотизма выделяется не меньше средств из бюджета, чем другим благотворительным НКО, отстаивающим интересы малозащищенных или проблемных групп населения. Но, в отличие от них, некоторые организации злоупотребляют своей идеологической близостью к современному внутриполитическому курсу России и превращают это в своего рода бизнес.
Побоища и зрелища: за что современные казаки получают бюджетные деньги
Сотни миллионов государственных рублей выделяются казачьим организациям, отчитываются о них далеко не все
Кто платит за нагайки?
Самое громкое обсуждение ситуации вокруг казачества и казаков поднялось после несогласованных акций протеста 5 мая, на которых оппозиция выражала свое несогласие с очередным президентским сроком Владимира Путина. В Москве на Пушкинской площади, где собрались митингующие, на людей напали люди в казачьей форме с нагайками в руках. В некоторых из них опознали участников «Центрального казачьего войска». Казаки провоцировали граждан, задирали их и даже инициировали несколько драк, а наблюдавшие за действиями провокаторов полицейские не мешали им. Лишь одного казака задержали за драку, на сразу же отпустили со словами «это наш».
После митингов журналисты и общественность решили выяснить, кто оплатил казачьи провокации. На поверхности оказались контракты от правительства Москвы, связанные с «деятельностью по охране общественного порядка» — три контракта с 2016 по 2018 год на сумму в 16 млн рублей. Издание «МБХ медиа» нашло и другие каналы финансирования казаков.
Казачьи организации относятся к НКО, целью которых номинально является не получение прибыли, а выполнение социальных, культурных и образовательных задач. Основное направление работы казаков строится вокруг православного и военно-патриотического воспитания молодежи, популяризации истории и привлечения внимания к проблемам культурного наследия. Все это тесно переплетается с используемыми государством патриотическими мотивами. В России зарегистрировано почти три тысячи казачьих НКО, но почти все они ведут свою финансовую деятельность непрозрачно.
«Во главе списка по количеству госконтрактов, грантов и субсидий стоит „Центральное казачье войско“, созданное в 2009 году. Пик активности получения денежной поддержки приходится на 2016—2017 годы. За это время организация получила субсидии от Министерства культуры на 6 млн рублей и контрактов на 56,2 млн рублей. Помимо этого, договоры на 38 млн были заключены с Департаментом национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы. В основном, это деньги за некие „вспомогательные услуги, связанные со спортом и отдыхом“, но встречается и позиция с ещё более обтекаемой формулировкой — „предоставление услуг в области дополнительного образования“ за 5,2 млн рублей», — пишет «МБХ медиа».
Зарабатывают как умеют
В регионах казаки почти все занимаются охранной деятельностью, причем охраняют все: и государственное имущество, и частные предприятия, кладбища, детсады, здания судов, университеты, больницы и садовые товарищества. От муниципальных властей казаки получают контракты на охранные услуги, а в Северной Осетии, по данным журналистов, членам Аланского окружного казачьего войска в 2015 году даже перечислили 10 млн рублей за «участие в контртеррористических операциях и разведывательно-поисковых мероприятиях». Кое-где казачества организуют летний детский отдых — Нижнеиркутское казачье общество с 2012 года получило около 30 млн рублей под эти цели. Проверить, как казаки справились со своей работой, за которую им заплатили, журналистам не удалось — казачество не имеет сайта и не выкладывает никакой отчетности.
«Иногда местные власти заключают с казачьими обществами совсем странные контракты. Так, например, администрация города Нижневартовска в 2017 году заключила договор с „Атаманской сотней“ стоимостью в 10 млн рублей на приобретение в муниципальную собственность „Газопровода низкого давления для газоснабжения индивидуальных жилых домов“. К сожалению, никаких подробностей контракта найти не удалось, как и информации о дальнейшей судьбе газопровода», — говорится в материале «МБХ-медиа».
Большинство получателей бюджетных денег из числа казачеств не ведет открытой финансовой отчетности о полученных контрактах, субсидиях и грантах. Хуже всего дело обстоит с данными в регионах, где они тоже неплохо финансируются, но совсем никак не отчитываются. Из 2762 организаций какая-то информация о получении контрактов и субсидий в базе данных имеется только у 129. Притом что публикация отчетов является обязательным условием функционирования НКО.
«Судя по выпискам из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, Краснодарский департамент ежегодно оказывает финансовую поддержку десяткам местных казачьих НКО. Суммы разнятся от нескольких сотен тысяч рублей до десятков миллионов. Например, за 2017 год Новокубанское районное казачество получило на содержание 8,6 млн, Новороссийское — 27,2 млн, а Екатеринодарское казачество — 110,2 млн. В то время как Краснодарская региональная общественная организация помощи нуждающимся „Добрый-Юг“ получила за полгода от администрации края 470 тысяч рублей, а организация детей-инвалидов „Надежда плюс“ — 400 тысяч», — раскрывает «МБХ-медиа» несправедливую схему бюджетной поддержки.
Больше всего денег стекается в Центральное казачье войско, откуда уже распределяется по локальным отделениям. Реестровые казаки получают активную поддержку от армии и правоохранительных органов — им предоставляют полигоны для стрельбы, организовывают полевые выходы и военные игры, где казаки тренируются в максимально приближенных к боевым условиях.
«Те, кому недостаточно такой поддержки и доходов от охранной и хозяйственной деятельности, занимаются рейдерством — в Новороссийске в 2017 году люди в казачьей форме захватили один из пляжей, а в 2016 году заместитель атамана Анапы по финансам Николай Нестеренко был арестован по делу о мошенничестве и присвоении территории заповедника Утриш. Несмотря на обилие скандалов вокруг работы некоторых казачьих организаций, чьи действия часто попадают под действие уголовного и административного кодексов, участники движений редко попадают в поле зрения правоохранителей и всецело поддерживаются различными государственными и окологосударственными организациями на местах, включая мэрии и благочиния РПЦ», — добавляет издание.
Казакам от президента
Еще один значимый источник финансирования для казаков — президентские гранты. В 2018 году на эту программу выделено 8 млрд рублей, несколько десятков миллионов из которых уже получили казачьи общества. В основном под патриотические образовательные проекты.
«Каждый год проектам в сфере воспитания патриотизма выделяется не меньше средств из бюджета, чем другим благотворительным НКО, отстаивающим интересы малозащищенных или проблемных групп населения. Но, в отличие от них, некоторые организации злоупотребляют своей идеологической близостью к современному внутриполитическому курсу России и превращают это в своего рода бизнес», — говорится в статье.