На дне для чего живут люди

«Для лучшего люди-то живут»

Цитата из пьесы «На дне» (1902) писателя Максима Горького. Действие 4. Слова старого странника Луки, которые вспомнил Сатин, в разговоре с обитателями ночлежки:

Сатин. Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера? Да… я много позабыл, но — еще кое—что знаю! Старик? Он — умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету… Выпьем, за его здоровье! Наливай…

Настя наливает стакан пива и дает Сатину.

(Усмехаясь) Старик живет из себя… он на все смотрит своими глазами. Однажды я спросил его: «Дед! зачем живут люди?»… (Стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам.) «А — для лучшего люди-то живут, милачок! Вот, скажем, живут столяры и всё — хлам—народ… И вот от них рождается столяр… такой столяр, какого подобного и не видала земля, — всех превысил, и нет ему во столярах равного. Всему он столярному делу свой облик дает… и сразу дело на двадцать лет вперед двигает… Так же и все другие… слесаря, там… сапожники и прочие рабочие люди… и все крестьяне… и даже господа — для лучшего живут! Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! По сту лет… а может, и больше — для лучшего человека живут!»

Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары.

«Все милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо… неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может… может, он родился-то на счастье нам… для большой нам пользы. Особливо же деток надо уважать… ребятишек! Ребятишкам — простор надобен! Деткам-то жить не мешайте… Деток уважьте!» (Смеется тихо)

Источник

Проблематика произведения «На дне»: основные проблемы и главный вопрос

Содержание:

В девятисотых годах Россия столкнулась с глобальным экономическим кризисом. Неурожай, закрытие фабрик, заводов, вынуждало тысячи обедневших граждан бродить по стране, искать источники дохода любыми путями. Крестьяне теряли жилье, заработок. Экономическая угнетенность привела к появлению множества босяков.

Босяк – человек, потерявший семью, работу. Он сдается перед сложностями, опускается на дно. Для владельцев подвальных помещений этот период стал прибыльным. Они сдавали свои темные трущобы обнищавшим гражданам. Такие помещения называли ночлежками. Этот вариант становился единственным выходом для воров, бродяг, нищих, безработных. Ночлежка стоила небольших денег, люди могли позволить себе оплатить кров над головой.

Основной вопрос пьесы «На дне» – что лучше для обреченного, сломленного жизненными обстоятельствами человека? Горький предлагает два ответа на вопрос. Он использует слова Сатина, противопоставляет им взгляд Луки. Основная проблематика пьесы «На дне» проявляется не в действиях, а в диалогах героев. Они спорят о сущности правды, ее значении. Пьеса полностью пронизана разговорами на эту философскую тему.

На дне для чего живут люди. Смотреть фото На дне для чего живут люди. Смотреть картинку На дне для чего живут люди. Картинка про На дне для чего живут люди. Фото На дне для чего живут люди

Проблематика произведения «На дне»

Главный вопрос пьесы «На дне» – выбор между правдой и ложью. Персонажи произведения Горького – люди, погрязшие в обманах, нищете, воровстве. Им остается бессмысленно доживать свой век в темной пещере. Основные аспекты проблематики:

Жители пристанища не смогли справиться со своими внутренними ограничениями, страхами. Они прислушивались к Луке, Сатину, но лишь на короткое время, продолжая оставаться собой.

Главная проблема пьесы «На дне» – Максим Горький

Проблематика рассказа «На дне» намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Новаторство произведения в обличении буржуазного, собственнического мира. Горький показал миниатюрную копию всего российского общества в период кризиса. Основные проблемы пьесы «На дне» символизируют сложности, горести, с которыми сталкиваются люди. Суть драмы заключается в рассмотрении следующих моментов:

Все персонажи, проживающие в ночлежке, имеют кардинально противоположные характеры, судьбы. Они по-разному относятся к жизни, своему нынешнему положению. Васька готов бороться за лучшее будущее, Сатин предпочитает ничего не делать, Настя верит в любовь.

В произведении ответ на главный вопрос противоречивый. По сей день продолжаются споры о том, что такое правда. По мнению автора, лучше беспощадно бороться за свою жизнь, не сдаваться, чем жить в иллюзорном мире.

Источник

Смысл жизни в пьесе М. Горького «На дне»

Автор: Guru · 22.06.2018

(343 слова) Философская тема о смысле жизни была, есть и будет особо популярна среди писателей. Многие литераторы излагали свои мысли об этом. Максим Горький был не исключением. Так, например, некоторые герои пьесы «На дне» отражают те представления о смысле жизни, которые были популярны в его время. Рассмотрим их более подробно.

Всего в произведении три смысла жизни, три правды – Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой верит в то, что судьбу нельзя изменить. Практически все его высказывания принижают личность. Для него человек – это пустое место: «Все люди на земле – лишние..». Он не может сострадать кому-то. Вспомним эпизод с умирающей Анной, когда женщина попросила его не шуметь, то герой лишь огрызнулся. Бубнов привык говорить правду. По его мнению, лишь потеряв всё, можно показать своё истинное лицо. Сам по себе герой эгоистичен и жалок. Для него нет никакого смысла жизни. Есть только запланированное свыше течение всех событий.

Противоположная философия жизни у Луки. Для героя самое главное – это вера. Вера в человека и в его способности. Герой находит добрые слова и утешения для каждого. Анне он обещает счастливую загробную жизнь, Настю поддерживает в любовных чувствах, а Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут вылечить алкоголизм. Пересказывая историю о праведной земле, Лука вселяет надежду ночлежникам. Они чувствуют, что могут что-то изменить, но без помощи героя эти «лишние» люди просто ломаются. В отличие от Бубнова, Лука верит в человека. По его мнению, доброта и забота способны поменять чью-то жизнь.

Третья правда связана с Сатиным. Именно этот герой верит в то, что человеку не стоит давать мнимую надежду, как это делал Лука. Он уверен, что лишь уважение может что-то изменить. Смысл жизни для него – это правда: «Правда – бог свободного человека!». Для героя личность имеет значение. Именно поэтому он и говорит о человеке с большой буквы. Сам по себе Сатин апатичен. Несмотря на то, что герой наделен умом, он отказывается что-либо делать. Его главное кредо – «ничегонеделание».

Итак, в пьесе Горького мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Таким образом, Горький предлагает нам сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой. Поэтому окончательное решение принимает читатель!

Источник

Спор о назначении человека

Пьеса Максима Горького «На дне» занимает особенное место в русской драматургии. В пьесе нет столь привычных для нас социальных типов, с завидным постоянством переходящих из пьесы в пьесу, из романа в роман, из поэмы в поэму. В пьесе нет родовитых дворян, богатых купцов, страдающих интеллигентов. Вместе с тем в пьесе есть и те, и другие, и третьи. Герои пьесы «На дне» – это люди, в силу жизненных обстоятельств опустившиеся на самое дно общества – ниже опускаться некуда! И между этими людьми, чья жизнь осталась в прошлом, а в настоящем им уготовано почти, что скотское существование, разгорается спор о назначении человека, о смысле жизни. Строго говоря, вопрос о назначении человека и о смысле его жизни положен в основу всей серьезной и несерьезной литературы. Редко можно встретить литературного героя, который не ставил бы перед собой вопрос о назначении человека.

Обитатели ночлежки – это люди, которые жили обычной для себя жизнью, и разными путями опустились на дно. Здесь они в значительной степени утратили внешние отличия, а некоторые из них даже утратили свои собственные имена, но при этом сохранили внутреннюю индивидуальность. Например, неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший «беспачпортный» странник Лука олицетворяет собой христианское представление о назначении человека. Идея Луки сводится к тезису: «Человек – все может. лишь бы захотел. » Бывший в прошлом служащий телеграфа Сатин соглашается с идеей Луки, но расходится с ним в том, как относиться к человеку: Сатин убежден, что надо не жалеть человека, а учить пользоваться свободой. Жизненные испытания по-разному повлияли на этих разных людей, но привели их в одно место – на дно жизни. Луке близка идея «лжи во спасение», а Сатин видит свою задачу в том, чтобы раскрыть людям глаза на противоречия жизни и на ее часто неразрешимые проблемы.

Появление странника Луки в ночлежке можно сравнить с посещением врачом палаты безнадежно больных: он ничего не может изменить, а может только добрым словом поддержать страдальцев: «Мяли много, оттого и мягок. » Больному алкоголизмом Актеру странник Лука советует лечить отравленный алкоголем организм и даже обещает вспомнить название города, где «от пьянства нынче лечат. Бесплатно. лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. чтобы, значит, даром их лечить. Признали, видишь, что пьяница – тоже человек. » И для умирающей Анны Лука старается найти слова утешения, хотя и не совсем обычным способом. А Пеплу он советует идти в Сибирь, которую называет хорошей, золотой страной. После смерти Анны Лука говорит, что не за что покойников любить, что «любить – живых надо. »

Обитатели ночлежки не могут смириться с безысходностью своего положения. Пепел обещает Наташе бросить воровать, начать честную жизнь: «. надо жить. иначе! Лучше надо жить! Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. Я – сызмалетства – вор. » Но слова остаются словами, а мечты – мечтами! Монологи Сатина о человеке, о назначении человека, о смысле жизни отражают романтические воззрения самого Максима Горького. Сатин горячо защищает Луку: «. Я – понимаю старика. да! Он врал. но – это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему. я – знаю! я – читал! Красиво, вдохновенно, возбуждающе лгут. Есть ложь утешительная, ложь примиряющая. ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего. и обвиняет умирающих с голода. Я – знаю ложь! Кто слаб душой. И кто живет чужими соками, – тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!»

Человек всегда ищет и всегда находит оправдание своим недостойным действиям, редкий человек обвиняет самого себя в своих собственных бедах. Иначе все люди сошли бы с ума и удавились бы подобно Актеру. Обитатели ночлежки – не лучшие люди своего времени, а слова карточного шулера Сатина о высоком назначении человека звучат прямотаки кощунственно. Но разве менее кощунственно звучали бы эти слова, произнесенные каким-нибудь обленившимся и уставшим от жизни «благородным » героем? Сотни миллионов людей рождаются, живут и умирают, не задумываясь о своем назначении, о смысле своей жизни. Такова жизнь! И все же: «Человек – вот правда! Что такое человек?: Это не ты, не я, не они. нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном. Это – огромно! В этом – все начала и концы. Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит. гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо. Чело¬век – выше сытости!»

© Валентин Поляков, Юрий Поляков 2021

Источник

Смысл жизни в пьесе Горького На дне сочинение

Философские вопросы всегда были актуальны среди писателей, но наиболее популярной темой, конечно, является вопрос о смысле жизни. Многие раскрывали эту тему в своих произведениях, выражая свое собственное видение. Одним из таких писателей был и Максим Горький, сочинивший пьесу «На дне», в которой отобразил различные взгляды на смысл жизни, распространенные в начале 20 века.

Второй герой, Лука, имеет совершенно противоположный взгляд на жизнь. Вера – вот, что Лука считает главным в этой жизни. Он верит в людей, в их силы и возможности. Герой способен подбодрить любого человека: он поддерживает Анну, обещая мирную жизнь после смерти, Актера вдохновляет рассказом о бесплатной лечебнице для алкозависимых, а Настю призывает не предавать мечты о любви. Благодаря Луке у окружающих людей появляется вера в то, что они действительно способны изменить свою жизнь. Таким образом, для Луки смысл жизни заключается в вере в то, что каждый человек может быть творцом своей судьбы.

Итак, в пьесе М. Горького читателю демонстрируется три мировоззрения, три взгляда на смысл жизни: следование предначертанному, вера в возможность измениться и стать лучше, а также честное и открытое отношение к людям. Таким образом, писатель предлагает читателю сравнить различные взгляды и определить свой собственный путь.

2 вариант

Пьеса Максима Горького «На дне» имеет мощное философское обоснование. Одной из главных тем пьесы является тема смысла жизни, которая раскрывается на основе темы отношения человека к судьбе и правде трех героев: Бубнова, Луки и Сатина.

Бубнов верит, что все в мире предопределено. Человек, по его мнению, ничего не решает. Он не верит в человека и его силы. Он не считает, что жизнь человека зависит от него. Она зависит от обстоятельств, не зависящих от него. Бубнов эгоистичен. Он не способен думать о ком-то кроме себя. Когда Анна, пожилая женщина, умирала и просила его не шуметь, Бубнов резко огрызнулся ей в ответ. Для него смысла жизни нет абсолютно. Он не верит в то, что жизнь человека может принести какую-либо пользу обществу, окружающим, стране, в которой он живет.

Лука — полная противоположность Бубнова. Жизненная философия Лики основана на вере в безграничные возможности человека и его силы. Это добрый человек с положительным настроем на жизнь. Он всем находит добрые слова. Он пытается скрасить словом жизнь каждого. Например, рассказывает Актеру о месте, где можно излечить алкоголизм, а Настенька поддерживает в любовных чувствах. Для него смысл жизни состоит в том, чтобы помогать людям и давать им надежды даже тогда, когда нет возможности для их осуществления.

Сатин не одобряет мнения Луки. Он считает, что давать человеку иллюзию нельзя. Нужно быть правдивым и честным, поэтому, по его мнению, смысл жизни состоит в правде. Сатин от двух остальных героев отличается умом и мудростью. У него нет такого сильного позитивного задора, как у Луки, но нет и такого равнодушия, как у Бубнова.

Но какое же толкование смысла жизни вернее? Автор дает рассудить это читателю. Бесспорно, автор не симпатизирует Бубнову, жестокому, равнодушному, лишенному доброты, сострадания, милосердия человеку. Возможно, образ Луки несколько гипербозилирован. Люди излишне мягкие, нежные и добрые не могут приспособиться к жизни в таком жестоком и злом мире. Однако, его позитив и стремление помочь окружающем явно нравится Максиму Горькому. Это важно — помогать друг другу, поднимать настроение, а также давать надежду. Сатин имеет очень приземленную позицию, которая также может быть несколько жестокой в зависимости от обстоятельств. Бесспорно, нельзя отрицать, что правда — важная основа жизни, без которой невозможен истинный смысл жизни.

Смысл жизни в пьесе «На дне» раскрывается на примерах трех героев.

Также читают:

Картинка к сочинению Смысл жизни в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Пьеса Андреева «Жизнь человека» представляет собой, как это видно из названия, миниатюру человеческой жизни от рождения до смерти. Основной темой произведения и одновременно главным его конфликтом становится

Однажды в Лондон приехал зоопарк. Чтобы попасть туда, нужно было заплатить деньги или принести маленькое животное на корм зверям.

Если обратить внимание на ранние произведения Николая Васильевича Гоголя, то можно увидеть, что в них царят романтические умонастроения, надежду на существование идеального человека, что в мире воцарится справедливость

Большинство талантливых людей решались говорить о родине как о долге, как о патриотической любви, как о нечто близком. Среди таких индивидуумов ярко проявил себя на литературном поприще

В поэме «Реквием» А. Ахматова определила для себя цель: сотворить памятник великой народной беде – и тем, кто выстаивал вместе с ней очередь в тюрьму, и всей России – осиротевшей и измученной репрессиями:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *