На экспертизу привели человека который утверждал что не слышит звуков

Ответы на задачи для Коллоквиума № 6. Частная физиология цнс

Частная физиология ЦНС

1 При раздражении слабым электрическим током коры головного мозга пациента во время нейрохирургической операции наблюдается сокращения отдельных мышц туловища и конечностей. Какие отделы коры мозга при этом раздражаются? Какой объем движений (отдельные мышечные волокна, целые мышцы, движения в суставе) наблюдается в этих случаях? На что указывает структура представительства конечностей в коре головного мозга (“моторный гомункулюс”)?
1. Моторные области прецентральной извилины. 2. Как отдельные мышцы, так и группы мышц, формирующие движения в суставе. 3. Структура представительства движений в моторной коре объясняется числом моносимпатических связей между аксонами пирамидных нейронов коры и мотонейронами, иннервирующими мышцы головы, туловища, конечностей (“моторный гомункулюс”).
2 В эксперименте у собаки проведено полное удаление мозжечка. Какие расстройства поведения наблюдаются при этом у животного? Какие функции выполняет мозжечок? С какими структурами связан мозжечок и какое функциональное значение имеют эти связи?
1. Абазия, атония, атаксия, астазия, астения. 2. Формирование программы движения, контроль выполнения движения, коррекция нарушения движения, вегетативное обеспечение движения. 3. Через верхние ножки мозжечок получает информацию из ассоциативных областей коры о цели действия, через нижние – о состояния опорно-двигательного аппарата (положение тела и конечностей, ход движения), через средние – команды, идущие к моторным ядрам ствола мозга и к двигательной коре больших полушарий.
3 При разрушении в эксперименте некоторых структур головного мозга у обезьяны возникает синдром Клювера-Бьюси. Какие структуры при этом разрушаются? Какие изменения поведения в этом случае имеют место? Какие функции выполняет отдел головного мозга, в состав которого входят разрушенные структуры.
1. Височная кора и гиппокамп. 2. Гиперсексуальность, оральные реакции, агрессивность. 3. Лимбическая система участвует в обеспечении механизмов памяти, мотиваций, эмоций.
4 В эксперименте на обезьяне наблюдается импульсная активность нервов, несущих информацию от проприорецепторов мышцы-сгибателя и рецепторов сумки локтевого сустава. Какие рецепторы мышц и суставов Вы знаете? Какую информацию посылают данные рецепторы при сгибании и разгибании конечности в локтевом суставе? Сохраняется ли произвольные движения конечности в суставе после перерезки указанных нервов?
1. Рецепторы мышечных веретен, рецепторы сухожильного органа Гольджи, рецепторы суставной сумки. 2. Рецепторы мышечных веретен трехглавой мышцы посылают информацию о степени, скорости и ускорении ее растяжения; Рецепторы сухожильного органа Гольджи о величине мышечного напряжения; суставные рецепторы о величине и скорости изменения угла между предплечьем и плечом. 3. Сохраняется, но будут неточными.
5 У децеребрированной кошки при пассивном повороте головы в правую сторону увеличивается тонус мышц-разгибателей обеих правых конечностей; при повороте головы влево – левых конечностей. Какие причины лежат в основе данного явления? Какие виды тонических рефлексов Вы знаете? В каких отделах ЦНС находится центральные звенья тонических рефлексов?
1. При повороте головы децеребрированного животного с сохраненными лабиринтами в одну сторону, повышается активность вестибулярной системы, повышается тонус мышц-разгибателей той же стороны. 2. Тонические рефлексы бывают статические и статокинетические. Статические подразделяются на рефлексы в случаях кругового движения. 3. Центры тонических рефлексов расположены в ядрах моста и продолговатого мозга.
6 В эксперименте на кролике электрическое раздражение гипоталамуса, таламуса и ретикулярной формации вызывает характерные изменения электрической активности коры головного мозга. В чём эти изменения проявляются? В чем причина этих изменений? Какие основные функции обеспечиваются данными структурами головного мозга?
1. При раздражении гипоталамуса наблюдается ограниченная реакция активации ЭЭГ в передних отделах коры, таламуса – в первичных сенсорных проекционных зонах, ретикулярной системы – генерализованная активация во всех отделах коры. 2. Активация гипоталамуса отражает возникновение мотивационного возбуждения, таламуса – приход возбуждений о рецепторов органов чувств, ретикулярной формации – восходящие активирующие влияния, имеющие мотивационную окраску. 3. В гипоталамусе расположены центры биологических состояний, в таламусе – сенсорные ядра, передающие информацию в соответствующие зоны коры.
7 При поперечной перерезке ствола мозга у экспериментального животного наблюдается состояние децеребрационной ригидности. В чем состояние проявляется? Между какими структурами нужно сделать перерезку для получения указанного состояния? Какие механизмы лежат в основе децеребрационной ригидности?
1. Состояние децеребрированной ригидности проявляется повышением тонуса мышц-разгибателей туловища и конечностей. 2. Состояние децеребрированной ригидности достигается поперечным разрезом мозга ниже красных ядер. 3. Перерезка приводит к устранению их тормозного влияния красных ядер на сегментарный аппарат спинного мозга.
8 В неврологическое отделение поступил больной с высоким обрывом спинного мозга, наступившим в результате автомобильной аварии. Какие симптомы имеют место у пострадавшего? Каковы механизмы появления установленных симптомов? Какие функции спинного мозга Вам известны?
1. после травмы по прошествии спинального шока утрачиваются произвольные движения конечностей, повышение мышечного тонуса и выпадение всех видов чувствительности туловища и конечностей. 2. Полное прекращение связей спинного мозга с вышерасположенными отделами головного мозга. 3. Сегментарно-рефлекторная функция, проводная функция, функция центров автоматии спинного мозга.
9 Во время нейрохирургической операции у пациента при раздражении коры слабым электрическим током возникли ощущения давления, прикосновения или тепла на коже противоположной стороны. Какие отделы коры раздражались? Различаются ли представительства участков кожной поверхности туловища и конечностей в коре (“сенсорный гомункулюс”)? Нарисуйте пути проведения импульсов от кожных рецепторов в кору больших полушарий.
1. Задняя постцентральная извилина. 2. Структура представительства различных видов чувствительности в соматосенсорной коре отражает различие в числе рецепторов, расположенных в коже головы, туловища и конечностей. 3. Дается рисунок проведения импульсов от кожных рецепторов до коры.
10 В клинику поступил больной с кровоизлиянием в структуры продолговатого мозга. Какие основные центры продолговатого мозга Вам известны? Какие симптомы наблюдаются при поражении продолговатого мозга? В чем заключается опасность поражения продолговатого мозга?
1. Сердечно-сосудистый центр, дыхательный центр, центры защитных реакций: рвотный, кашлевой, центры некоторых тонических рефлексов. 2. Нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. 3. Остановка сердца, коллапс сосудов, остановка дыхания.
1 На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. Однако анализ ЭЭГ, зарегистрированной от височных областей мозга, помог отвергнуть ложное утверждение обследуемого.

1. Что увидел врач на ЭЭГ при включении звонка? 2. почему врач регистрировал ЭЭГ от височных областей мозга? 3. Волны какой частоты и амплитуды появились на ЭЭГ при включении звонка?
1. Реакцию десинхронизации

2. Корковый отдел слухового анализатора локализуется в височной доле коры (поля: 41,42,22)

3. β-волны; амплитуда 25 мкВ частота 14-30 Гц

2 Обездвиженной эфирным наркозом лягушке произвели одностороннее разрушение полукружных каналов с левой стороны. После того как лягушка оправилась от наркоза, ее отпустили в ванночку с водой.

1. В какую сторону будет плавать лягушка? 2. В состав какого анализатора входят полукружные каналы? 3. Что является специфическим раздражителем для рецепторов полукружных каналов? 4. Как можно охарактеризовать основные функции вестибулярного аппарата?
1. В сторону разрушенных полукружных каналов (влево).

2. В состав вестибулярного анализатора.

3. Угловое ускорение в начале и конце вращательных движений (“моментальная угловая скорость”)

4. Вестибулярная сенсорная система:

а) информирует ЦНС о положении головы и ее движениях

б) обеспечивает поддержание позы (вместе с двигательными ядрами ствола и мозжечка)

в) обеспечивает сознательную ориентацию в пространстве (корковый отдел – постцентральная извилина)

3 Если лягушку поместить на стол, ритмически наклоняющийся каждые 5 с, животное будет делать компенсаторные движение, направленные на сохранение нормальной пространственной ориентации. Эти компенсаторные движения продолжаются в течение длительного времени, не затухая. В основном эта реакция опосредована через полукружные каналы. Однако, если перерезать зрительный нерв, реакция затухнет.

1. Какой механизм распространения возбуждения ЦНС лежит в основе указанного явления? 2. Как называются зоны коры головного мозга, в которые поступают возбуждения от разных анализаторных систем? 3. Может ли стимуляция в сфере одной сенсорной модальности влиять на чувствительность в другой? 4. Приведите собственный пример межсезонного влияния?
1. Дивергенция и конвергенция

2. Ассоциативные области коры

3. Да. Ассоциативные области занимают около 80% всей поверхности коры больших полушарий. Ее нейроны обладают мультисенсорными функциями. Здесь происходит интеграция различной сенсорной информации. Ассоциативная кора окружает каждую проекционную зону, обеспечивая взаимосвязь между различными анализаторными системами.

4. Музыка изменяет восприятие окружающего мира (минорная и мажорная музыка).

4 Если надеть на испытуемого призматические очки, то в зрительном поле произойдет кажущееся смешение объектов. Это приведет к различным нарушениям сенсомоторной координации: например, человек не сможет точно положить палец на предмет, который он видит. Однако если носить очки достаточно долго, то происходит перестройка, и приблизительно через несколько часов ошибки такого рода почти полностью исчезают.

1. Какой отдел анализатора играет основную роль в такой перестройке? 2. Принимают ли участие в этом процессе другие области коры головного мозга? 3. Какой принцип регуляции лежит в основе подобной перестройки?
1. Центральный (корковый) отдел зрительного анализатора.

2. Да. Ассоциативные области коры.

3. Обучение происходит под влиянием обратной афферентации от “результата”.

5 В связи с причастностью отдельных областей коры больших полушарий выполнению специализированных функций, при их локальном поражении наблюдаются соответствующие расстройства. К врачу обратились три пациента со следующими формами расстройства: У 1-го пациента – неузнавание при рассмотрении известных ему предметов; У 2-го пациента – неузнавание знакомых звуков; У 3-го пациента – неузнавание предметов при их ощупывании.

1. Какие доли мозга поражены у этих пациентов? 2. Где формируется процесс узнавания в зрительном, слуховом и тактильном анализаторах? 3. За счет какого свойства корковых центров анализаторов возможно частичное восстановление функций при локальном повреждении коры больших полушарий головного мозга?
1. Поражены:

у 1-го пациента – затылочные доли коры больших полушарий

у 2-го пациента – височные доли

у 3-го пациента – верхняя теменная доля

2. В центральном (корковом) отделе анализатора с участием ассоциативных зон коры.

3. За счет пластичности. Нейроны корковых центров анализаторов обладают способностью к перестройкам и обеспечивают частичное восстановление утраченной функции при локальном повреждении коры.

6 Человек длительное время находится в условиях постепенного и медленного снижения температуры окружающей среды. Он не испытывал ощущения холода, но произошло обморожение конечностей.

1. Какие параметры изменения температурного воздействия являются необходимыми для появления соответствующего температурного ощущения? 2. Почему чувствительность Холодовых рецепторов была снижена? 3. Дайте физиологическую интерпретацию описанному отсутствию ощущению холода при наличии обморожения.
1. Определенная скорость изменения температурного воздействия и температурный градиент (изменение температуры должно быть не менее чем на 0,5 градуса).

2. Терморецепторы адаптировались при длительном воздействии постоянного температурного раздражителя.

3. В основе механизма развития адаптации рецепторов лежит изменение проницаемости мембраны рецептов для Na, из-за чего пороговый уровень деполяризации отодвигается дальше. И чувствительность рецепторов понижается.

7 Человек обратился к врачу с жалобами на боль в левой руке, лопатке, эпигастральной области. После сбора анамнеза и осмотра больной был направлен на обследование к кардиологу.

1. Почему при заболевании сердца человек может ощущать боль в указанных областях? 2. Каков механизм отраженной боли?
1. За счет “отраженной боли”.

2. Отраженная боль охватывает участки периферии, иннервируемые тем же сегментом спинного мозга, что и затронутый (ноцицептивная стимуляция) внутренний орган. Одна из причин отраженной боли – конвергенция ноцицептивных афферентов от кожи и внутренних органов на одних и тех же клетках, дающих начало восходящим ноцицептивным трактам (спиноталамические).

Другая причина – ветвление первичных ноцицептивных афферентов в спинальных нервах с образованием 2-х или боле коллатералей, так что одно волокно иннервирует и поверхностную, и внутреннюю структуру.

3. 2 типа волокон (высокопороговых) участвуют в этом:

а) тонкие миелинизированные (гр.111, А). Скорость проведения возбуждения в среднем 1 м/с (

1 На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна их них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак пищевые условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, пищевые условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

1. Какой процесс в ЦНС вызвал исчезновение пищевых условных рефлексов? 2. Как называется этот процесс в данной ситуации? 3. Какой фактор вызвал исчезновение условных рефлексов?
1. Процесс торможения

3. Позыв к мочеиспусканию.

2 Известно, что при выработке условных рефлексов сила условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удастся.

1. Почему должна быть такая последовательность раздражителей? 2. Какое будет поведение у собаки при сильном условном раздражителе и при слабом безусловном раздражителе?
1. Условный рефлекс всегда формируется на основе врожденного безусловного раздражителя.

2. У собаки возникает ориентировочно-исследовательская реакция.

3 Имеются три утверждения: а) “свойства мышцы можно вывести, исходя из свойств отдельного мышечного волокна”, б) “свойства почки можно вывести, исходя из свойств отдельного нефрона”, в) “свойства мозга можно вывести, исходя из свойств отдельного нейрона”.

1. Какое из утверждений справедливо? 2. В каком случае количества элементов в системе приводит к появлению в ней нового качества (свойства), которое не было присуще ни одному отдельно взятому элементу?
1. Справедливо утверждение “в”

2. Новое свойство появляется в результате взаимодействия элементов (взаимодействие нейронов в мозге).

4 Для проверки предположения о наличии у животного цветового зрения провели следующий эксперимент. Вырабатывали пищевой условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 100 Вт и дифференцировочное торможение на свет красной лампы мощностью 150 Вт. Результат был положительный.

1. К какому виду торможения относится дифференцировочное торможение? 2. Можно ли утверждать о наличии у животного цветового зрения?
1. Дифференцировочное торможение относится к внутреннему торможению.

2. Однозначно нельзя, т.к. животное может различать лампы по яркости.

5 У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на условный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться.

1. Что произошло с условным рефлексом при включении светящегося эллипса? 2. Можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса. 3. Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу?
1. Условный рефлекс при включении эллипса затормозился.

2. Если после включения эллипса давать животному пищу, то условный рефлекс восстановится.

3. У собаки может возникнуть срыв высшей нервной деятельности.

6 На остановке автобуса люди ждут транспорта, которого долго нет.

1. Какое поведение можно наблюдать:

а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик)

б) у человека с сильным, уравновешенным и малоподвижным типом высшей нервной деятельности (флегматик)

в) у человека с сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиник)

г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик)
1. Будет возмущаться, предлагать всем жаловаться

2. Спокойно стоять и ждать пока не прейдет транспорт

3. Немного подождет и пойдет на метро или пешком

4. Будет у всех спрашивать “Что же делать?”.

7 У собаки выработан условный световой рефлекс в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась воды, с другой стороны подавалась пища.

1. В какую сторону и в зависимости от чего побежит собака при включении условного рефлекса? 2. Как называется состояние мозга, которое формирует соответствующее поведение? 3. Как изменится поведение экспериментальной собаки при появлении рядом другой собаки?
1. Собака побежит к еде или к воде в зависимости от мотивации голода или жажды.

2. Состояние мозга, формирующее поведение, называется мотивацией.

3. При появлении другой собаки у экспериментального животного возникнет ориентировочно-исследовательская реакция.

8 Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другой вода.

1. Каково наиболее вероятное поведение животного? 2. Какая мотивация будет доминировать и почему?
1. Собака прежде всего направится к чашке с водой.

2. Мотивация жажды будет доминирующей, т.к. при жажде возникает опасность изменения осмотического давления плазмы крови.

9 Студент собирается ехать в институт на занятия, но замок в его квартире сломался, и он не смог выйти из нее до вечера.

1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?
1. У студента возникла отрицательная эмоция вследствие рассогласования в аппарате акцептора результатов действия.

2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?”.

10 Студент поехал в институт, но при входе в метро обнаружил, что забыл деньги и проездной.

1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?
1. У студента возникли отрицательная эмоция вследствие рассогласования аппарата акцептора результатов действия.

2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?”.

11 Студент посетил все лекции, успешно сдавал зачеты и на экзамене получил отличную оценку.

1. Какое состояние возникло у студента после сдачи экзамена? 2. Каков механизм возникновения данного состояния?
1. У студента возникла положительная эмоция.

2. Процесс согласования в аппарате акцептора результата действия.

12 Молодой человек с детства имел желание стать врачом. После окончания школы он провалился на вступительных экзаменах в институт. Пошел работать медбратом. На следующий год опять не поступил. Призвали в армию, после которой поступил на подготовительное отделение и через год сдал экзамены и был зачислен в медицинский институт.

1. Какое состояние ЦНС заставляло человека двигаться к намеченной цели? 2. Как это состояние называется? 3. На основе каких механизмов формируется?
1. В ЦНС формируется социальная мотивация, определяющая стремление человека к получению образования.

2. Формируется на основе поступления в ЦНС большого количества афферентных возбуждений при действии раздражителей из окружающей среды.

13 Студента утром разбудил будильник и он сказал, что видел сон.

1. В какую стадию сна проснулся студент? 2. Что характерно для этой стадии сна? 3. Как эту стадию сна можно обнаружить у спящего человека?
1. Студент проснулся в парадоксальную стадию сна.

Источник

Ответы на задачи для Коллоквиума № 6. Частная физиология цнс

Частная физиология ЦНС

1 При раздражении слабым электрическим током коры головного мозга пациента во время нейрохирургической операции наблюдается сокращения отдельных мышц туловища и конечностей. Какие отделы коры мозга при этом раздражаются? Какой объем движений (отдельные мышечные волокна, целые мышцы, движения в суставе) наблюдается в этих случаях? На что указывает структура представительства конечностей в коре головного мозга (“моторный гомункулюс”)?
1. Моторные области прецентральной извилины. 2. Как отдельные мышцы, так и группы мышц, формирующие движения в суставе. 3. Структура представительства движений в моторной коре объясняется числом моносимпатических связей между аксонами пирамидных нейронов коры и мотонейронами, иннервирующими мышцы головы, туловища, конечностей (“моторный гомункулюс”).
2 В эксперименте у собаки проведено полное удаление мозжечка. Какие расстройства поведения наблюдаются при этом у животного? Какие функции выполняет мозжечок? С какими структурами связан мозжечок и какое функциональное значение имеют эти связи?
1. Абазия, атония, атаксия, астазия, астения. 2. Формирование программы движения, контроль выполнения движения, коррекция нарушения движения, вегетативное обеспечение движения. 3. Через верхние ножки мозжечок получает информацию из ассоциативных областей коры о цели действия, через нижние – о состояния опорно-двигательного аппарата (положение тела и конечностей, ход движения), через средние – команды, идущие к моторным ядрам ствола мозга и к двигательной коре больших полушарий.
3 При разрушении в эксперименте некоторых структур головного мозга у обезьяны возникает синдром Клювера-Бьюси. Какие структуры при этом разрушаются? Какие изменения поведения в этом случае имеют место? Какие функции выполняет отдел головного мозга, в состав которого входят разрушенные структуры.
1. Височная кора и гиппокамп. 2. Гиперсексуальность, оральные реакции, агрессивность. 3. Лимбическая система участвует в обеспечении механизмов памяти, мотиваций, эмоций.
4 В эксперименте на обезьяне наблюдается импульсная активность нервов, несущих информацию от проприорецепторов мышцы-сгибателя и рецепторов сумки локтевого сустава. Какие рецепторы мышц и суставов Вы знаете? Какую информацию посылают данные рецепторы при сгибании и разгибании конечности в локтевом суставе? Сохраняется ли произвольные движения конечности в суставе после перерезки указанных нервов?
1. Рецепторы мышечных веретен, рецепторы сухожильного органа Гольджи, рецепторы суставной сумки. 2. Рецепторы мышечных веретен трехглавой мышцы посылают информацию о степени, скорости и ускорении ее растяжения; Рецепторы сухожильного органа Гольджи о величине мышечного напряжения; суставные рецепторы о величине и скорости изменения угла между предплечьем и плечом. 3. Сохраняется, но будут неточными.
5 У децеребрированной кошки при пассивном повороте головы в правую сторону увеличивается тонус мышц-разгибателей обеих правых конечностей; при повороте головы влево – левых конечностей. Какие причины лежат в основе данного явления? Какие виды тонических рефлексов Вы знаете? В каких отделах ЦНС находится центральные звенья тонических рефлексов?
1. При повороте головы децеребрированного животного с сохраненными лабиринтами в одну сторону, повышается активность вестибулярной системы, повышается тонус мышц-разгибателей той же стороны. 2. Тонические рефлексы бывают статические и статокинетические. Статические подразделяются на рефлексы в случаях кругового движения. 3. Центры тонических рефлексов расположены в ядрах моста и продолговатого мозга.
6 В эксперименте на кролике электрическое раздражение гипоталамуса, таламуса и ретикулярной формации вызывает характерные изменения электрической активности коры головного мозга. В чём эти изменения проявляются? В чем причина этих изменений? Какие основные функции обеспечиваются данными структурами головного мозга?
1. При раздражении гипоталамуса наблюдается ограниченная реакция активации ЭЭГ в передних отделах коры, таламуса – в первичных сенсорных проекционных зонах, ретикулярной системы – генерализованная активация во всех отделах коры. 2. Активация гипоталамуса отражает возникновение мотивационного возбуждения, таламуса – приход возбуждений о рецепторов органов чувств, ретикулярной формации – восходящие активирующие влияния, имеющие мотивационную окраску. 3. В гипоталамусе расположены центры биологических состояний, в таламусе – сенсорные ядра, передающие информацию в соответствующие зоны коры.
7 При поперечной перерезке ствола мозга у экспериментального животного наблюдается состояние децеребрационной ригидности. В чем состояние проявляется? Между какими структурами нужно сделать перерезку для получения указанного состояния? Какие механизмы лежат в основе децеребрационной ригидности?
1. Состояние децеребрированной ригидности проявляется повышением тонуса мышц-разгибателей туловища и конечностей. 2. Состояние децеребрированной ригидности достигается поперечным разрезом мозга ниже красных ядер. 3. Перерезка приводит к устранению их тормозного влияния красных ядер на сегментарный аппарат спинного мозга.
8 В неврологическое отделение поступил больной с высоким обрывом спинного мозга, наступившим в результате автомобильной аварии. Какие симптомы имеют место у пострадавшего? Каковы механизмы появления установленных симптомов? Какие функции спинного мозга Вам известны?
1. после травмы по прошествии спинального шока утрачиваются произвольные движения конечностей, повышение мышечного тонуса и выпадение всех видов чувствительности туловища и конечностей. 2. Полное прекращение связей спинного мозга с вышерасположенными отделами головного мозга. 3. Сегментарно-рефлекторная функция, проводная функция, функция центров автоматии спинного мозга.
9 Во время нейрохирургической операции у пациента при раздражении коры слабым электрическим током возникли ощущения давления, прикосновения или тепла на коже противоположной стороны. Какие отделы коры раздражались? Различаются ли представительства участков кожной поверхности туловища и конечностей в коре (“сенсорный гомункулюс”)? Нарисуйте пути проведения импульсов от кожных рецепторов в кору больших полушарий.
1. Задняя постцентральная извилина. 2. Структура представительства различных видов чувствительности в соматосенсорной коре отражает различие в числе рецепторов, расположенных в коже головы, туловища и конечностей. 3. Дается рисунок проведения импульсов от кожных рецепторов до коры.
10 В клинику поступил больной с кровоизлиянием в структуры продолговатого мозга. Какие основные центры продолговатого мозга Вам известны? Какие симптомы наблюдаются при поражении продолговатого мозга? В чем заключается опасность поражения продолговатого мозга?
1. Сердечно-сосудистый центр, дыхательный центр, центры защитных реакций: рвотный, кашлевой, центры некоторых тонических рефлексов. 2. Нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы. 3. Остановка сердца, коллапс сосудов, остановка дыхания.
1 На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. Однако анализ ЭЭГ, зарегистрированной от височных областей мозга, помог отвергнуть ложное утверждение обследуемого.

1. Что увидел врач на ЭЭГ при включении звонка? 2. почему врач регистрировал ЭЭГ от височных областей мозга? 3. Волны какой частоты и амплитуды появились на ЭЭГ при включении звонка?
1. Реакцию десинхронизации

2. Корковый отдел слухового анализатора локализуется в височной доле коры (поля: 41,42,22)

3. β-волны; амплитуда 25 мкВ частота 14-30 Гц

2 Обездвиженной эфирным наркозом лягушке произвели одностороннее разрушение полукружных каналов с левой стороны. После того как лягушка оправилась от наркоза, ее отпустили в ванночку с водой.

1. В какую сторону будет плавать лягушка? 2. В состав какого анализатора входят полукружные каналы? 3. Что является специфическим раздражителем для рецепторов полукружных каналов? 4. Как можно охарактеризовать основные функции вестибулярного аппарата?
1. В сторону разрушенных полукружных каналов (влево).

2. В состав вестибулярного анализатора.

3. Угловое ускорение в начале и конце вращательных движений (“моментальная угловая скорость”)

4. Вестибулярная сенсорная система:

а) информирует ЦНС о положении головы и ее движениях

б) обеспечивает поддержание позы (вместе с двигательными ядрами ствола и мозжечка)

в) обеспечивает сознательную ориентацию в пространстве (корковый отдел – постцентральная извилина)

3 Если лягушку поместить на стол, ритмически наклоняющийся каждые 5 с, животное будет делать компенсаторные движение, направленные на сохранение нормальной пространственной ориентации. Эти компенсаторные движения продолжаются в течение длительного времени, не затухая. В основном эта реакция опосредована через полукружные каналы. Однако, если перерезать зрительный нерв, реакция затухнет.

1. Какой механизм распространения возбуждения ЦНС лежит в основе указанного явления? 2. Как называются зоны коры головного мозга, в которые поступают возбуждения от разных анализаторных систем? 3. Может ли стимуляция в сфере одной сенсорной модальности влиять на чувствительность в другой? 4. Приведите собственный пример межсезонного влияния?
1. Дивергенция и конвергенция

2. Ассоциативные области коры

3. Да. Ассоциативные области занимают около 80% всей поверхности коры больших полушарий. Ее нейроны обладают мультисенсорными функциями. Здесь происходит интеграция различной сенсорной информации. Ассоциативная кора окружает каждую проекционную зону, обеспечивая взаимосвязь между различными анализаторными системами.

4. Музыка изменяет восприятие окружающего мира (минорная и мажорная музыка).

4 Если надеть на испытуемого призматические очки, то в зрительном поле произойдет кажущееся смешение объектов. Это приведет к различным нарушениям сенсомоторной координации: например, человек не сможет точно положить палец на предмет, который он видит. Однако если носить очки достаточно долго, то происходит перестройка, и приблизительно через несколько часов ошибки такого рода почти полностью исчезают.

1. Какой отдел анализатора играет основную роль в такой перестройке? 2. Принимают ли участие в этом процессе другие области коры головного мозга? 3. Какой принцип регуляции лежит в основе подобной перестройки?
1. Центральный (корковый) отдел зрительного анализатора.

2. Да. Ассоциативные области коры.

3. Обучение происходит под влиянием обратной афферентации от “результата”.

5 В связи с причастностью отдельных областей коры больших полушарий выполнению специализированных функций, при их локальном поражении наблюдаются соответствующие расстройства. К врачу обратились три пациента со следующими формами расстройства: У 1-го пациента – неузнавание при рассмотрении известных ему предметов; У 2-го пациента – неузнавание знакомых звуков; У 3-го пациента – неузнавание предметов при их ощупывании.

1. Какие доли мозга поражены у этих пациентов? 2. Где формируется процесс узнавания в зрительном, слуховом и тактильном анализаторах? 3. За счет какого свойства корковых центров анализаторов возможно частичное восстановление функций при локальном повреждении коры больших полушарий головного мозга?
1. Поражены:

у 1-го пациента – затылочные доли коры больших полушарий

у 2-го пациента – височные доли

у 3-го пациента – верхняя теменная доля

2. В центральном (корковом) отделе анализатора с участием ассоциативных зон коры.

3. За счет пластичности. Нейроны корковых центров анализаторов обладают способностью к перестройкам и обеспечивают частичное восстановление утраченной функции при локальном повреждении коры.

6 Человек длительное время находится в условиях постепенного и медленного снижения температуры окружающей среды. Он не испытывал ощущения холода, но произошло обморожение конечностей.

1. Какие параметры изменения температурного воздействия являются необходимыми для появления соответствующего температурного ощущения? 2. Почему чувствительность Холодовых рецепторов была снижена? 3. Дайте физиологическую интерпретацию описанному отсутствию ощущению холода при наличии обморожения.
1. Определенная скорость изменения температурного воздействия и температурный градиент (изменение температуры должно быть не менее чем на 0,5 градуса).

2. Терморецепторы адаптировались при длительном воздействии постоянного температурного раздражителя.

3. В основе механизма развития адаптации рецепторов лежит изменение проницаемости мембраны рецептов для Na, из-за чего пороговый уровень деполяризации отодвигается дальше. И чувствительность рецепторов понижается.

7 Человек обратился к врачу с жалобами на боль в левой руке, лопатке, эпигастральной области. После сбора анамнеза и осмотра больной был направлен на обследование к кардиологу.

1. Почему при заболевании сердца человек может ощущать боль в указанных областях? 2. Каков механизм отраженной боли?
1. За счет “отраженной боли”.

2. Отраженная боль охватывает участки периферии, иннервируемые тем же сегментом спинного мозга, что и затронутый (ноцицептивная стимуляция) внутренний орган. Одна из причин отраженной боли – конвергенция ноцицептивных афферентов от кожи и внутренних органов на одних и тех же клетках, дающих начало восходящим ноцицептивным трактам (спиноталамические).

Другая причина – ветвление первичных ноцицептивных афферентов в спинальных нервах с образованием 2-х или боле коллатералей, так что одно волокно иннервирует и поверхностную, и внутреннюю структуру.

3. 2 типа волокон (высокопороговых) участвуют в этом:

а) тонкие миелинизированные (гр.111, А). Скорость проведения возбуждения в среднем 1 м/с (

1 На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна их них выпила большое количество воды. Затем началось исследование. Вначале у обеих собак пищевые условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, пищевые условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

1. Какой процесс в ЦНС вызвал исчезновение пищевых условных рефлексов? 2. Как называется этот процесс в данной ситуации? 3. Какой фактор вызвал исчезновение условных рефлексов?
1. Процесс торможения

3. Позыв к мочеиспусканию.

2 Известно, что при выработке условных рефлексов сила условного раздражителя не должна превышать силу безусловного раздражителя. В противном случае условный рефлекс выработать не удастся.

1. Почему должна быть такая последовательность раздражителей? 2. Какое будет поведение у собаки при сильном условном раздражителе и при слабом безусловном раздражителе?
1. Условный рефлекс всегда формируется на основе врожденного безусловного раздражителя.

2. У собаки возникает ориентировочно-исследовательская реакция.

3 Имеются три утверждения: а) “свойства мышцы можно вывести, исходя из свойств отдельного мышечного волокна”, б) “свойства почки можно вывести, исходя из свойств отдельного нефрона”, в) “свойства мозга можно вывести, исходя из свойств отдельного нейрона”.

1. Какое из утверждений справедливо? 2. В каком случае количества элементов в системе приводит к появлению в ней нового качества (свойства), которое не было присуще ни одному отдельно взятому элементу?
1. Справедливо утверждение “в”

2. Новое свойство появляется в результате взаимодействия элементов (взаимодействие нейронов в мозге).

4 Для проверки предположения о наличии у животного цветового зрения провели следующий эксперимент. Вырабатывали пищевой условный рефлекс на свет зеленой лампы мощностью 100 Вт и дифференцировочное торможение на свет красной лампы мощностью 150 Вт. Результат был положительный.

1. К какому виду торможения относится дифференцировочное торможение? 2. Можно ли утверждать о наличии у животного цветового зрения?
1. Дифференцировочное торможение относится к внутреннему торможению.

2. Однозначно нельзя, т.к. животное может различать лампы по яркости.

5 У собаки выработали условный пищевой рефлекс (выделение слюны) на условный раздражитель в виде светящегося круга. При включении раздражителя в виде светящегося эллипса также выделялась слюна (пища не предъявлялась). После нескольких включений светящегося эллипса слюна перестала выделяться.

1. Что произошло с условным рефлексом при включении светящегося эллипса? 2. Можно ли восстановить условный рефлекс при включении светящегося эллипса. 3. Как изменится поведение собаки, если постепенно светящийся эллипс приближать по форме к светящемуся кругу?
1. Условный рефлекс при включении эллипса затормозился.

2. Если после включения эллипса давать животному пищу, то условный рефлекс восстановится.

3. У собаки может возникнуть срыв высшей нервной деятельности.

6 На остановке автобуса люди ждут транспорта, которого долго нет.

1. Какое поведение можно наблюдать:

а) у человека с сильным неуравновешенным типом высшей нервной деятельности (холерик)

б) у человека с сильным, уравновешенным и малоподвижным типом высшей нервной деятельности (флегматик)

в) у человека с сильным, уравновешенным и подвижным типом высшей нервной деятельности (сангвиник)

г) у человека со слабым типом высшей нервной деятельности (меланхолик)
1. Будет возмущаться, предлагать всем жаловаться

2. Спокойно стоять и ждать пока не прейдет транспорт

3. Немного подождет и пойдет на метро или пешком

4. Будет у всех спрашивать “Что же делать?”.

7 У собаки выработан условный световой рефлекс в камере с двусторонним подкреплением. С одной стороны в камеру подавалась воды, с другой стороны подавалась пища.

1. В какую сторону и в зависимости от чего побежит собака при включении условного рефлекса? 2. Как называется состояние мозга, которое формирует соответствующее поведение? 3. Как изменится поведение экспериментальной собаки при появлении рядом другой собаки?
1. Собака побежит к еде или к воде в зависимости от мотивации голода или жажды.

2. Состояние мозга, формирующее поведение, называется мотивацией.

3. При появлении другой собаки у экспериментального животного возникнет ориентировочно-исследовательская реакция.

8 Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другой вода.

1. Каково наиболее вероятное поведение животного? 2. Какая мотивация будет доминировать и почему?
1. Собака прежде всего направится к чашке с водой.

2. Мотивация жажды будет доминирующей, т.к. при жажде возникает опасность изменения осмотического давления плазмы крови.

9 Студент собирается ехать в институт на занятия, но замок в его квартире сломался, и он не смог выйти из нее до вечера.

1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?
1. У студента возникла отрицательная эмоция вследствие рассогласования в аппарате акцептора результатов действия.

2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?”.

10 Студент поехал в институт, но при входе в метро обнаружил, что забыл деньги и проездной.

1. Какое состояние возникло у студента в первый момент? 2. Какая стадия формирования поведения возникла в ЦНС?
1. У студента возникли отрицательная эмоция вследствие рассогласования аппарата акцептора результатов действия.

2. В ЦНС формируется стадия афферентного синтеза для решения вопроса “Что делать и как делать?”.

11 Студент посетил все лекции, успешно сдавал зачеты и на экзамене получил отличную оценку.

1. Какое состояние возникло у студента после сдачи экзамена? 2. Каков механизм возникновения данного состояния?
1. У студента возникла положительная эмоция.

2. Процесс согласования в аппарате акцептора результата действия.

12 Молодой человек с детства имел желание стать врачом. После окончания школы он провалился на вступительных экзаменах в институт. Пошел работать медбратом. На следующий год опять не поступил. Призвали в армию, после которой поступил на подготовительное отделение и через год сдал экзамены и был зачислен в медицинский институт.

1. Какое состояние ЦНС заставляло человека двигаться к намеченной цели? 2. Как это состояние называется? 3. На основе каких механизмов формируется?
1. В ЦНС формируется социальная мотивация, определяющая стремление человека к получению образования.

2. Формируется на основе поступления в ЦНС большого количества афферентных возбуждений при действии раздражителей из окружающей среды.

13 Студента утром разбудил будильник и он сказал, что видел сон.

1. В какую стадию сна проснулся студент? 2. Что характерно для этой стадии сна? 3. Как эту стадию сна можно обнаружить у спящего человека?
1. Студент проснулся в парадоксальную стадию сна.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *