На флейте водосточных труб о чем
🐟 А вы могли бы?
Ярким примером футуризма в поэзии является стихотворение «А вы могли бы?», написанное Владимиром Маяковским на раннем этапе творчества, в 1913 году. В нём лирический герой является доминирующим оптимистом, который видит в блюде студня скулы океана и готов разукрасить мир краской из стакана.
Раскрашиваем мир под себя
Строками стихотворения поэт хочет показать, что от нас зависит, каким будет сегодняшний день, ведь даже самое серое утро можно разукрасить радугами и солнечными лучами. Для этого не нужно разгонять тучи на небе, достаточно убрать пасмурность из души и поднять внутри себя волны оптимизма. Автор строк буквально кричит – ваш день зависит от вас, будет он солнечным или пасмурным, будете ли вы зябнуть около батареи или греться на солнышке, пусть и воображаемом.
Маяковский призывает ломать границы предела и идти за них. Он учит уметь видеть прекрасное в никчёмном, великое в малом и воздушное в падающем. Видение окружающего мира не всегда зависит от физики предметов, но и связано с тем, как мы их воспринимаем. Можно видеть водосточную трубу только как водоток для слива воды – а вы сыграйте на ней ноктюрн и разукрасьте жизнь!
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Чудак или оптимист
Таких людей чаще называют чудаками, но пусть они будут оптимистами, ведь пессимистов и так хватает. Достаточно тех, кто не верит в ноктюрны на флейтах труб, не видит в студне океанов и не раскрашивает будни краской из стакана.
Конечно, стихотворение одна большая метафора, но есть в неё и реальность, ведь Маяковский не оторванный от реалий человек и за всеми этими наивностями стоит простой вопрос, а вы могли перейти границы возможного? Только сделав шаг шире обычного можно изменить мир, к этому и призывает автор, так что не надо видеть всё прямо и ломать трубы водоотвода, пытаясь подражать поэту.
Идите своей дорогой, но всегда делайте шаг немного длиннее, не сторонитесь сложных путей и не живите шаблонами – вот истинный призыв стиха.
Краткий анализ
Стихотворение написано в жанре гражданской лирики четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (будня – стакана – студня – океана). В качестве средств выразительности используются эпитеты (новые губы, жестяная рыба) и метафоры (косые скулы океана, флейта водосточный труб и т д.).
Текст
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
Читает В Смехов
Стихотворение и анализ «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
на флейте водосточных труб?
Краткое содержание
«А вы могли бы?» Музыкальный дом в Дрездене.
Стихотворение написано от первого лица, что помогает читателям максимально тонко проникнуться эмоциями поэта. В эпицентре произведения располагается лирический герой, являющийся неисправимым оптимистом. С первых строк герой сообщает о том, что смог раскрасить серые будни «краской из стакана». Данное сообщение надо воспринимать не в прямом, а в переносном смысле: видимо, лирический герой скрасил свои будни чем-то таким, что было особенно приятно его душе.
Но на одном раскрашивании герой не остановился. Смотря на обыкновенный студень, он замечает целый океан, в котором жёсткая рыба манит губами. Взгляд лирического героя невероятно цепкий: он подмечает любую незначительную деталь окружающего мира. При этом в его голове возникают необычные ассоциации. Герой абсолютно не боится предстать перед читателями странным человеком. Всё с точностью наоборот: он гордится своей способностью видеть во всём лишь прекрасное.
Посредством заключительных строк лирический герой обращается к окружающим его людям, задавая им вопрос: «Способны ли они видеть красоту в серых житейских буднях?». На первый взгляд, этот вопрос выглядит риторическим. Но, герой надеется, что каждый читатель даст на него свой объективный ответ.
История создания
1912 год оказался для Маяковского особенно знаменательным: в этот год он уверенно вошёл в русскую литературу, опубликовав стихотворение «Ночь». Тогда же молодой поэт «отдал своё сердце» литературному направлению «футуризм». С этого момента началась история создания не только данного произведения, но и всех шедевров великого русского футуриста. Это стихотворение Маяковский написал спустя год после своего литературного дебюта, в 1913 г. Как известно, жизнь молодого поэта складывалась весьма непросто. Видимо поэтому, основываясь на собственном печальном опыте, он научился замечать черты прекрасного в самых простых и привычных вещах.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к самому излюбленному жанру Маяковского – гражданской лирике. Стихотворение считается образцом литературного направления «футуризм». Основными особенностями данного направления являются следующие маркеры: неприятие буржуазного мира, протест против косности и узости мещанского мировосприятия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В качестве поэтического орудия автор использует перекрёстную рифмовку, которая, в сочетании с четырёхстопным ямбом, придаёт стихотворным строкам особую напевность.
Композиция
С композиционной точки зрения, произведение представляет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим людям. Этот монолог можно разделить на две семантические части. Поэт, словно бусины, нанизывает множество ярких ассоциаций, вызванных у него обыденными вещами. Деление на четверостишия отсутствует, что придаёт стихотворному тексту особую целостность.
Образы и символы
Маяковский, работая в футуристической манере, с целью передачи основной идеи произведения, создал следующие образы:
Темы и настроение
В произведении автор раскрывает тему красоты окружающего мира. Каждый человек, по мнению Маяковского, должен самостоятельно решить, как ему следует воспринимать собственную жизнь: как череду серых будней, либо как волшебную, вдохновляющую реальность. Настроенческий пафос произведения передаёт читателям палитру невероятно ярких эмоций, таких как: уверенность в собственных силах, оптимизм, нацеленность на успех, радость жизни.
Основная идея
Основная идея произведения заключена в следующем утверждении: каждому человеку необходимо избавляться от утилитаризма и узкого практицизма. Подобный настрой помогает не только человеку, но и обществу, развиваться, продуктивно двигаться вперёд.
Данное стихотворение представляет собой образец страстного призыва к расширению фантазийных рамок, к высвобождению творческой энергии, к попытке заново переосмыслить ранее принятые нормы общежития.
Средства выразительности
С целью передачи душевных эмоций лирического героя поэт использует самые разнообразные средства выразительности:
. на флейте водосточных труб?
Это стихотворение Маяковского знают многие. И фразу «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» помнят наизусть. А про что же в нем говорится на самом деле? Вот стихотворение
» Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»
Что такое «карта будней»? Вовсе не географическая карта, как думают многие. Это «Carte du Jour» ( букв. перевод «карта дня») — так раньше называли дневное меню. Сейчас такое выражение не встречается, употребляется только в несколько измененной форме. Официанты в ресторане могут спросить: «Будете брать меню (специально подобранный набор блюд) или A la Carte (когда выбирать блюдо надо самостоятельно)?»
«Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана».
В общем, сидел Маяковский в ресторане, размахивал, видно, руками, да и залил вином меню. А ел–то что он там? Понятно, что рыбный студень. Только его раньше для застывания не по тарелкам заливали, а в специальную металлическую форму, чтобы заливное выглядело как настоящая рыба.
«. я показал на блюде студня
косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.»
Ел себе заливную рыбу, а напротив сидела барышня, которой так хотелось понравиться. Был обычный серый питерский вечер. За окном шёл дождь, вода с переливами скатывалась по водосточной трубе. Как ещё поэту произвести впечатление на противоположный пол? — Сходу написать стихи о самых обыденных вещах. Мол, кто ещё так может?
«А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?»
Тут же и записал то, что получилось, на обратной стороне меню. А потом много лет разные «исследователи» додумывали, что же хотел сказать поэт.
Слямзено сиё замечательное исследование (?) из недр интернета.
«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
«А Вы могли бы…» изменить свою жизнь? Стихотворение Маяковского, как мне кажется, является призывом к действию, к изменению жизненного ритма. Как поэт, он всегда был против обыденности и серости жизни, и в этом стихотворении он призывает читателей это исправить.
Как таковой образ лирического героя можно описать следующими словами: эгоистичный бунтарь, который готов идти против устоявшейся системы и добиваться ее изменения, а лучше полного уничтожения и построения новой. Он не боится новшеств, его разум открыт для всего неизвестного, он широко мыслит. Сравнивая грязные, серые, водосточные трубы с чудеснейшей флейтой, он дает понять читателю, что даже в обычных вещах, нас окружающих, есть красота.
Владимир Маяковский начинает свое поэтическое произведение со слова «Я», демонстрируя, что герой себя превозносит над окружающими. Он находится выше, но не по социальному статусу, а по осмысленности и разуму. Жить в порочном кругу он отказывается. «Карта будня» — символ рассчитанной и размеренной жизни. На карте, как и в жизни во времена Маяковского, все вымерено до миллиметров, шаблонная жизнь изо дня в день. Сейчас у нас тоже не многое изменилось, но людей, стремящихся не жить однообразно, в наше время больше.
В этом стихотворении Маяковского чувствуется задор, он вызывает читателя на «поединок» с миром, точнее с серьезной реальностью. «Сыграть ноктюрн» на жестяных трубах сможет далеко не каждый, потому что надо быть действительно смелым, чтобы отважиться на такую авантюру. Но наш герой способен на все, его воодушевляют «зовы новых губ», он чувствует приближение интересных знакомств, появление в его жизни людей, которые тоже хотят изменений.
А с другой стороны, стихотворение можно рассмотреть, как обращение «внутреннего ребенка» каждого человека к его «внешнему взрослому». Ребенок пытается втянуть взрослого в детскую игру «Слабо, не слабо». Ведь, по истине, в основном, только дети могут увидеть такое великолепие и буйство красок в серой обычной жизни, а взрослые будут проходить мимо водосточных труб и даже не задумываться о том, на что они похожи. В нашем авторе тоже живет такой игривый и озорной ребенок, который за несколько секунд может раскрасить жизнь в любой цвет. «Скулы океана», о которых написано в стихотворении, по-моему, символизируют не только обычные волны, а целый необъятный мир. Океан – это бурная вода, которая никогда не находится в одном состоянии, и которая не имеет горизонта, как и человеческий разум. Главное – выйти за грани своего серого, обыденного мира, и все сразу изменится!
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением А вы могли бы?.
История создания – стихотворение было написано в 1913 г., через год после того, как взошла творческая заря поэта.
Тема стихотворения – красота человеческих будней.
Композиция – Стихотворение являет собой монолог-обращение лирического героя к окружающим. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор, как бусины, нанизывает прекрасные ассоциации, которые вызывают у него обыденные вещи. На строфы произведение не делится.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб».
Эпитеты – «жестяная рыба», «новые губы».
Образы-предметы и образы-действия
Средства, к которым прибегает Маяковский, можно условно охарактеризовать как образы-предметы и образы-действия. Можно даже сказать по-другому – не он прибегает к ним, а они сами льются из него горьким сиропом. Образы-предметы символизируют составляющие материального мира и обстоятельства, а образы-действия – манипуляции, которые осуществляет по отношению к ним Маяковский. Анализ «А вы могли бы?» (одного из самых известных творений) позволяет предположить, что если эпитет – это добавление к слову, насыщающее его, придающее вес и новый смысл, то действия, которые автор совершает, являются эпитетами к объектам, над которыми оно производится.
История создания
В литературу В. Маяковский пришел в 1912 г., после того как опубликовал стихотворение «Ночь». В этот же период поэт пристал к футуристам и посвятил себя поэтическому искусству. Так началась история создания анализируемого стихотворения и других шедевров известного русского футуриста. «А вы могли бы?» был написан в 1913 г., относится к раннему творчеству поэта. Известно, что жизнь молодого Маяковского складывалась непросто, видимо, печальный опыт научил поэта замечать красоту в простых вещах.
Жанр, направление и размер
Уникальность стихотворения заключается в том, что при небольшом размере оно имеет насыщенную концептуальную и глубокомысленную составляющую. Направление «А вы могли бы?»- русский футуризм, ведущие особенности которого,- вызов буржуазному миру, приоритетность духовного развития и протест против косного мышления.
Стихотворным орудием в данном случае выступает перекрестная рифмовка, определяющая характер звучания, и четырехстопный ямб, придающий напевность произведению.
В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема красоты окружающего мира. В связи с ней реализуется идея о том, что человек сам решает, как ему воспринимать мир: как серые будни или как яркую вдохновляющую реальность.
Произведение написано от первого лица, что помогает тонко прочувствовать настроение автора. В центре стиха лирический герой, который воспринимается читателем как неисправимый оптимист. Уже в первых строчках он рассказывает, как раскрасил серые будни «краской из стакана».
Эту фразу следует воспринимать в переносном значении. Скорее всего, говорится о том, что герой скрасил будни чем-то, что приятно его душе.
На раскрашивании мужчина не остановился. В студне он заметил океан, а жестяная рыба поманила губами. Лирический герой подмечает каждую деталь. Ассоциации, которые возникают у него в голове, несколько необычные. Тем не менее, герой не боится показаться окружающим чудаком. Наоборот, он гордится своим умением видеть прекрасное.
В последних строках герой обращается к другим людям. Он спрашивает, умеют ли они тоже видеть красоту в серых буднях. Этот вопрос скрывается за оригинальной метафорой: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Вопрос, на первый взгляд, риторический. На самом деле, автор надеется, что каждый читатель даст на него свой ответ.
Темы и настроение
Основная тема, поднятая в стихотворении Маяковского «А вы могли бы», — консервативное, унылое и неразвивающееся общество. Она особенно сильно затрагивала поэта в период раннего творчества, потому она и отразилась в мыслях, словах и поступках его лирических героев. Нежелание выйти из поглощающей рутины, которая вызывает исключительно отупение разума, является ведущей мыслью в данном произведении, проблемой, с которой надо бороться.
Несложно понять, что лирический герой очень одинок. В образных фразах и ярких символах отражается его истинное душевные переживания. Он единственный, кто раздвигает границы и нарушает общепринятые стандарты, ищет принципиально новое, в прозаическом находит возвышенное. В праздной действительности ему непосильно найти человека, чье мнение и взгляды будут во многом походить на него. Конечно, помимо метафоричных «зовов новых губ», которые слышно где-то вдали. Таким образом, настроение создается печальное.
Средства выразительности
Творчество футуристов удивляет свежими, оригинальными образами, сложными ассоциациями, экспериментами с формой. Анализированное стихотворение – яркий пример этих особенностей популярного в начале ХХ века направления. Художественные средства, использованные Маяковским, позволяют автору передать внутреннее состояние лирического героя.
Каждый из созданных поэтом образов метафоричный: «я сразу смазал карту будняя, плеснувши краску из стакана», «косые скулы океана», «зовы новых губ», «флейта водосточных труб». Маяковский не изменяет себе, поэтому его метафоры несколько грубые. Дополняется картина эпитетами, но их в тексте немного: «жестяная рыба», «новые губы». Сравнений в тексте нет.
Средства выразительности помогают автору полно раскрыть тему и донести до читателей идею. Жесткости строкам придает аллитерация согласных «ж», «ч», «ш», «ц»: «На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ». Маяковский любит поиграть интонацией, но анализированные стихи отличаются спокойными повествовательными предложениями, лишь в конце появляется вопросительное предложение.
«А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров. Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил «хрестоматийный глянец»? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом «грубого гунна», нашел для себя ответы на интересующие его вопросы. Бесспорно только одно: это талантливый человек, а его имя — одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.
Современники Владимира Маяковского Борис Пастернак и Николай Асеев считали, что лирический герой
его ранней лирики похож на подростка. Можно соглашаться или нет, но именно жажда впечатлений, стремление к самовыражению, бескомпромиссность, некий нигилизм и стремление бросить вызов окружающей серой действительности сближают героя с любым, даже современным, подростком. К тому же герой готов все отдать «за одно только слово, ласковое, человечье», отсюда – тоска, мечта, но и некоторая озлобленность.
Именно жажда преображения и вызов звучат в одном из ранних произведений – стихотворении 1913 года «А вы могли бы?»
, об анализе которого и пойдет речь далее. Уже само название – дерзкий вызов. Кому? Взрослым, привыкшим к обыденности окружающего мира? Литераторам, пишущим о вечном? А может, географам, которые еще не все открыли на земном шаре. Ведь начинается стихотворение удивительными строчками:
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…
О какой карте идет речь? Конечно же, о географической! Именно пятно краски, появившееся на карте, дает возможность представить, как появляется новое государство, в котором возникает абсолютно другая реальность. Там на блюде студня можно увидеть «косые скулы океана»
, а
«на чешуе жестяной рыбы»
можно прочесть
«зовы новых губ»
. Только человек с романтическим мировосприятием может все это заметить и облечь в словесную форму.
Но подобное стремление создавать другую реальность, наверное, больше свойственно ребенку. Герой же, скорее, стремится имеющуюся реальность подстроить под себя. Не случайно он говорит: «Я сразу смазал карту будня…»
, то есть изменил окружающую действительность. Слово
«будни»
имеет форму только множественного числа. Использование же автором стихотворения формы единственного числа –
«будня»
— подчеркивает, что такая картина может возникнуть в восприятии героя только однажды, только сегодня. Наступит другой
«будень»
— и появится совершенно новая картина мира.
Удивительно и то, что в эту игру герой пытается вовлечь окружающих. Без всякого пренебрежения, а скорее, с задором, возникающим тогда, когда идет соревнование, герой восклицает:
А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?
Дескать, а вам слабо? Слабо сделать то, чего еще не приходилось делать в своей жизни? Слабо на миг забыть о том, что ты взрослый серьезный человек? Конечно, каждый читатель воспринимает это призыв по-своему? Но любой хоть на миг испытает чувство, которое переживает участник соревнования. Стремление сделать что-то такое, чего еще никому не удавалось сделать.
Многие критики отмечали, что в ранней лирике Маяковского его метафоры необычны, их трудно представить. Действительно, если метафора основана на переносном значении по сходству, то у Маяковского, скорее, сходства вообще нет. Ведь только он смог увидеть «в чешуе жестяной рыбы зовы новых губ»
, а в верхнем слое жира на блюде студня
«косые скулы океана»
. Такое видение мира частично можно объяснить близостью к
футуризму
, который искал новые способы и формы самовыражения. Однако Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».
С этими словами трудно не согласиться: уже через год появятся стихотворения «Адище города», «Нате!», «Вам!», в которых герой будет страдать от непонимания окружающих. Но это будет позже. А вот это раннее стихотворение «А вы могли бы?» оставляет у каждого ценителя поэзии очень светлое романтическое чувство.
По произведению: «А вы могли бы»
По писателю: Маяковский Владимир Владимирович
«Облако в штанах»
«Облако в штанах» — внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации. В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны. Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.
Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания. Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству. Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.
Стихотворение «Нате!» одно из самых эпатажных в творчестве Маяковского. Автор, в какой-то степени, провоцирует читателя на открытый конфликт. Он не скрывает раздражения, вызванного самодовольным, сытым обществом, которое беспрестанно гонится за внешней красотой и празднеством существования, не задумываясь о высоких идеалах и ценностях. Лирический герой смело бросает вызов обществу, увидев со стороны всю его ограниченность и узколобость. Сила воли лирического героя сочетается с уязвимостью его сердца.
Больше, чем натюрморт
Сочность, выразительность текста рождает ассоциацию с натюрмортом. Вместе с тем в стихотворении «А вы могли бы?» (Маяковский) анализ качественного состава предложений говорит о том, что это не просто натюрморт. Хотя нужно отдать должное Маяковскому как художнику слова. Практически все слова в тексте представлены глаголами и существительными (либо местоимениями). А те немногие прилагательные, которые встречаются («косые», «жестяной», «новых», «водосточных»), имеют очень конкретное физическое, неэмоциональное значение. Удаленные из контекста, они едва ли ощутимо поменяют экспрессию стихотворения. Глаголы «показал», «прочел», «сыграть», «могли бы» также изначально бесцветны. Из самых обычных слов Маяковский плетет нечто совершенно новое и увлекающее за собой. Каждое слово здесь сказано по существу.
«Послушайте!»
В произведении «Послушайте!» тонкая, ранимая и бесконечно одинокая душа лирического героя прячется за характерными для Маяковского пренебрежительными и фамильярными интонациями. « Послушайте!»- это своеобразный крик души поэта о помощи, он надеется, что его услышат. Ведь когда мы говорим « послушайте!», мы в первую очередь хотим обратить внимание людей на свои последующие слова. Поэт вступает в неравный спор с человечеством, убеждая его не мирится с одиночеством и холодным безразличием к другим людям. Стихотворение – сплошная дискуссия и полемика. Авторская мысль, в отличие от стиха « А вы могли бы?» развивается более оптимистично и жизнеутверждающе. Но все — таки общим остается заключительное предложение, который в обеих стихах несет утвердительный и риторичный характер.