На фоне чего изображена мона лиза
«Джоконда» – сокровищница тайн Леонардо да Винчи
«Мона Лиза» или «Джоконда» стала не просто знаменитейшим творением Леонардо да Винчи, но и самой загадочной картиной мира. Пожалуй, нет больше живописного творения, что вызывало бы столько споров, догадок и шумихи, как великолепная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи. Великий мастер скрыл немало тайн в своей картине, однако много символов и загадок было обнаружено уже после создания шедевра.
Ежегодно сотни тысяч туристов отправляются в Лувр с главной целью – увидеть ту самую легендарную улыбку изображённой на картине женщины, о которой по-прежнему ходит немало слухов. Кто же она – «Джоконда» Леонардо? Когда и как да Винчи написал своё бессмертное творение? И что в нём скрыто?
Особенности названия
О величайшем творении Леонардо да Винчи, наверное, слышал каждый – оно не нуждается в отдельном “представлении”. Несмотря на это, есть немало фактов, что известны немногим.
Кроме того, сама эта работа Леонардо хранит немало тайн. Одно только её название является своего рода “шифром”. Слово “мона” является производным от “монна”, а именно – сокращённым вариантом фразы “ма донна” (переводится как «моя госпожа»).
Я уверена, что вам известно и другое название картины – «Джоконда». Оно впервые упоминается в 1525 году в списке художника Салаи, где картина обозначается как «Ла Джоконда». Такое название имеет прямое отношение к фамилии женщины, изображённой на полотне. Её мужа звали господином Джокондо (с итальянского эта фамилия переводится как «весёлый»). Буква “а” в конце слова появилась в женской интерпретации.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» или «Джоконда», 1503-1519 года
Местонахождение: Лувр, Париж, Франция
История создания картины «Мона Лиза»
Известно, что Леонардо не проявлял явного энтузиазма к заказам от своих клиентов. С «Моной Лизой» всё было совершенно иначе. В отличие от прочих заказных работ, эта вызывала в художнике неподдельную страсть.
В ту пору мастер как раз занимался написанием картины «Битвы при Ангиари». Всё время, остававшееся у него после этой работы, он посвящал своей «Моне Лизе». Но почему художник с таким трепетом относился к своему творению? Ответить на этот вопрос с абсолютной точностью мог бы лишь сам Леонардо – нам же остаётся лишь строить предположения.
Из школы Леонардо да Винчи «Ранняя копия «Моны Лизы» из Прадо» (до и после очищения в 2012 году), XVI век
Картина находится в музее Прадо, Мадрид, Испания
Поразительно, но личность героини картины так и остаётся загадкой. Большинство исследователей склоняются к тому, что женщина на портрете – это флорентийка Лиза Мария Герардини (Лизе дель Джокондо), супруга торговца шёлком. Именно он, Франциско дель Джокондо, и заказал портрет своей жены у известного мастера. Это самое распространённое предположение, однако оно далеко не единственное.
Существуют версии о том, что героиня картины – Катерина Сфорца, графиня, что вошла в историю из-за военного конфликта с Чезаре Борджиа. Также есть гипотезы о том, что образ картины – это мать художника или даже он сам – только в женском варианте. На мой взгляд, Леонардо стремился совместить черты разных женщин, в итоге создав идеальный образ своей эпохи.
Популярные вопросы о шедевре
Назвать точную стоимость картины «Мона Лиза» невозможно, так как она ни разу не выставлялась на аукционах, принадлежит к числу «бесценных работ».
Но если все-таки сделать предположение, то по мнению некоторых экспертов цена может достигать более 850 млн долларов, а некоторые приводят сумму и вовсе 2,5 млрд. долларов
Судьба «Моны Лизы»
Несколько лет понадобилось мастеру, чтобы завершить свой шедевр. Точная дата написания «Моны Лизы» неизвестна и находится между 1503 и 1505 годами. Но каким было мнение заказчика о проделанной работе?
Оно, как показывает история, Леонардо не интересовало, поскольку семья дель Джокондо так и не получила картины. Да Винчи отказался продавать творение (причины отказа тоже остаются тайной). Вскоре после написания художник уезжает во Францию, где продаёт работу королю Франциску I.
Чезаре Маккари «Студия Леонардо да Винчи: Джоконду развлекают музыканты», 1863 год
Местонахождение: Музей Кассиоли, Ашиано, Италия
Далеко не сразу картина Леонардо стала культовой. Эту работу то забывали, то восхваляли. Однако в 1911 году произошло особое событие – «Мону Лизу» украли из Лувра.
Скандал в СМИ сыграл в пользу картины, что теперь привлекала к себе массу внимания. Такая популярность доставила немало хлопот работникам музея – на творение да Винчи покушались с кислотой, хотели испортить тяжёлыми предметами.
Пустая стена в Лувре после кражи в 1911 году картины «Мона Лиза»
Тайны шедевра и описание картины
Конечно, самой загадочной деталью полотна остаётся улыбка Моны Лизы. Уж сколько о ней сказано и написано, но при взгляде на неё многие люди замечают особые детали.
Необыкновенное мастерство автора создаёт потрясающий эффект. Улыбка видна лишь когда смотришь в глаза Джоконды. Опуская взгляд к губам, кажется, что и их уголки становятся ниже, а лицо приобретает оттенок печали.
Улыбка Моны Лизы. Фрагмент картины
Не менее поразительны глаза изображённой на портрете дамы. Куда бы не смещался зритель, они неизменно следуют за ним. Это явление объясняется научно за счёт виртуозного наложения красок, игры света и тени, точно рассчитанных пропорций.
Любуясь женщиной, глядящей на нас с портрета, мы часто не замечаем пейзажа, на фоне которого она изображена. Многие исследователи пытаются раскрыть загадку трёхарочного моста, находящегося за левым плечом Моны Лизы.
Взгляд Джоконды. Фрагмент картины
Именно такая деталь может указывать на место, которое было взято за основу для написания пейзажа. По мнению историка Карлы Глори, подобный мост располагался в деревне Боббио. В 1472 году река стала причиной наводнения и разрушения моста и местечка, расположенного в этих окрестностях. Возможно, именно поэтому под своим мостом Леонардо разместил цифру “72”, что указывает на память о произошедшей трагедии.
«Мона Лиза» – не просто картина, а целая сокровищница загадок, что оставил нам Леонардо да Винчи. Немало тайн связано как с историей создания и судьбой этого творения, так и с ним самим. Некоторые учёные считают, что в «Джоконде» скрыты тайные коды, что могут дать ответы на многие вопросы, волнующие человечество. «Мону Лизу» не перестают исследовать и детально изучать, открывая всё новые факты о ней. Вот только они порождают ещё больше загадок и вопросов без ответов.
Мона Лиза (Джоконда): история и анализ картины Леонардо да Винчи
Картина по номерам, 40 х 50 см
Мона Лиза, пожалуй, самый узнаваемый образ в мире, а женщина, загадочно улыбающаяся зрителю, не позволяет пройти мимо, блуждая по Лувру. Знаменитая Лиза жила во Флоренции. Это была женщина средней красоты, которая вела тихую жизнь набожной буржуазии. Как и многие другие женщины того времени, она вышла замуж, родила детей, похоронила некоторых из них, проводила мужа в последний путь и умерла в монастыре.
Но именно за ее портрет король Франции заплатил состояние (эквивалент сегодняшних 9 миллионов долларов!), А Наполеон Бонапарт поместил ее изображение в своей спальне. И именно она знала Леонардо да Винчи лично.
Дата создания: | 1503—1519 |
Вид искусства: | живопись |
Оригинальное название: | Ritratto di Monna Lisa del Giocondo |
Стиль: | Высокое Возрождение |
Техника, материалы: | доска (тополь), масло |
Размер: | 76,8 × 53 см |
Местонахождение: | Лувр, Париж |
Детство Лизы
Лиза дель Джокондо родилась 15 июня 1479 года в семье Антона-Мария ди Нольдо Герардини и его жены Лукреции дель Каччия. Она была первым ребенком в семье, хотя ее отец ранее был дважды женат, его предыдущие жены умерли при родах. В то время это не было редкостью. В тогдашней Флоренции каждая четвертая женщина умирала во время родов.
Младенца обмыли теплым белым вином, плотно завернули в белую ткань и вернули матери. Мог ли кто-нибудь из членов семьи тогда подумать, что маленькая девочка однажды покорит своей улыбкой множество сердец?
Первым домом Лизы было одно из зданий на узкой улице Сгуацца (Via Sguazza). Сегодня это все еще узкая и темная аллея, но несколько лет назад на стене была повешена мемориальная доска в память о месте рождения знаменитой женщины.
Фигурный пазл на 78 деталей
Брак с торговцем шелком
Со временем девушка вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Дзаноби дель Джокондо. Девушке было 15, а ее жениху 29, и он уже был вдовцом и имел сына. Невеста принесла 170 флоринов в качестве приданого и небольшое поместье Сан-Сильвестро недалеко от летнего дома ее родителей, к югу от Флоренции.
Муж Лизы был умеренно богатым торговцем шелком. Искусство производства шелка пришло во Флоренцию из Сицилии примерно в 13 веке. У дель Джокондо дела обстояли хорошо. Жена родила шестерых детей, трех дочерей и трех сыновей. Одна девочка умерла в младенчестве в 1499 году, две ее старшие дочери стали монахинями. Одна из них, Камилла, умерла в возрасте 18 или 19 лет.
5 марта 1503 года Франческо купил дом, примыкающий к его семейному дом. Дата переезда дель Джокондо совпала с началом позирования Леонардо да Винчи.
Весной 1500 года, после возвращения из Милана (или, скорее, бегства после того, как в город вторглись французы), Леонардо да Винчи переехал во Флоренцию в Сантиссима Аннунциата. Отец Леонардо познакомил своего сына с Франческо дель Джокондо, который доставлял ткани в монастырь. Франческо купил семейный склеп в часовне мучеников в церкви, за главным алтарем. Лиза, должно быть, часто молилась в этой часовне. Она была набожной, добродетельной и кроткой.
Муж Лизы умер в 1538 году и был похоронен в семейном склепе. После его смерти вдова решила переехать в женский монастырь, в которой она прожила четыре года. Вероятно, после смерти мужа она заболела и нуждалась в постоянном уходе. Когда главная героиня умерла в 1542 году, весь монастырь оплакивал ее.
Рекомендуем к прочтению:
О науке и искусстве. Леонардо да Винчи
100 шедевров Лувра
Глаза Джоконды. Альберто Анджела
Репродукция на натуральном холсте, 26.5х40 см
Описание портрета
На картине изображена Лиза, сидящая в кресле. У нее темные волосы, покрытые прозрачной вуалью, и такие же темные глаза, над которыми не видно бровей. Этот штрих внесен модой шестнадцатого века, когда за счет отсутствия бровей создавалось впечатление более высокого лба. На ней черное платье, довольно скромное и сдержанное. Декольте тоже не украшено никакими драгоценностями.
Кожа модели кажется такой же иллюзорной — создается впечатление, что прикоснувшись к картине, можно почувствовать мягкость и хрупкость кожи. Леонардо да Винчи получил эффект такой тонкости благодаря использованию типичной техники — сфумато. Она заключается в многократном нанесении тонких слоев краски, чтобы темные участки плавно переходили в светлые, что создает впечатление тумана или мягкости. Изображение кажется туманным, выдержанным в теплых тонах.
Интересно, что этот характерный желтый оттенок, который мы видим сегодня, является только результатом использования защитного слоя, то есть лака. Лак очень хорошо защищает картину, но имеет один существенный недостаток — со временем желтеет.
В 2011 году музей Прадо в Мадриде проявил интерес к портрету, который напоминал знаменитую работу да Винчи. Очистка данной работы от слоев лака показала, что — это не просто копия, а копия, сделанная одновременно с оригиналом, вероятно, в мастерской Леонардо. Возможно, автором копии был один из его учеников.
Оригинал картины в Лувре никогда не реставрировался. Несмотря на загрязнения и защитные слои, этот портрет кажется настолько совершенным, и трудно представить, что за этой загадочной улыбкой может скрываться нечто большее. Неудивительно, что за более чем 500 лет вокруг этого произведения возникло множество легенд и абсурдных домыслов. Ниже фото до и после реставрации.
Кто же изображен на произведении искусства
Одна из теорий заключалась в том, что Мона Лиза была замаскированным автопортретом самого да Винчи, но следует признать, что это было крайне абсурдным предположением.
Догадки о том, кого изображает полотно, на самом деле закончились не так давно, когда была обнаружена рукописная записка Агостино Веспуччи, в которой говорилось, что в 1503 году Леонардо да Винчи работал над портретом Лизы дель Джокондо. Обнаруженная записка оказалась очень важным документом в этой истории, поскольку подтверждает, что художник увековечил образ Лизы.
После смерти художника о произведении позаботился Салаи, а затем и сестры Леонардо, которые продали картину французскому королю Франциску I. Таким образом Мона Лиза оказалась во Франции. Сначала портрет висел во дворце в Фонтенбло. Во время правления Людовика XIV он был переведен в Версаль, а оттуда в Лувр вскоре после открытия. Из Лувра Наполеон Бонапарт перевез картину в свою спальню во дворце Тюильри. Когда император был сослан на остров Святой Елены в 1815 году, Мона Лиза вернулась в Лувр. Однако на этом бурная история портрета не закончилась.
Мона Лиза украдена!
В 1911 году мир был шокирован известием о том, что знаменитое полотно было украдена из Лувра. Первые обвинения были предъявлены поэту Гийому Аполлинеру, которого ранее обвиняли в соучастии в краже статуэток из французского музея, захваченных его другом Оноре-Жозефом Жери Пьером. Еще одним подозреваемым был Пабло Пикассо, потому что он купил украденные произведения искусства. Обвинения против обоих художников были сняты, а расследование остановлено.
Лишь в 1913 году антиквар Альфредо Джери, получивший подозрительное письмо, связался с директором музея Флоренции Уффици. Автор письма утверждал, что у него находится украденная картина Леонардо да Винчи. Антиквар и директор Уффици отправились на встречу с Винченцо. Как только они заметили, что таинственная картина, упомянутая автором письма, была пропавшей Мона Лизой, они уведомили полицию. Вором оказался итальянец Винченцо Перуджа, работавший в Лувре стекольщиком.
На допросах Перуджа объяснил, что не планировал кражу, но когда заметил, что картина не особо охраняется, решил забрать ее и вернуть в Италию. Однако расследование показало, что вор намеревался продать Мону Лизу с большой прибылью. В конечном итоге Винченцо провел в тюрьме несколько месяцев, и в декабре 1913 года картина была возвращена на место.
После кражи это произведение стало одним из самых охраняемых в мире. Стекло, бронированная крышка и перила — не помеха для туристов, которые стекаются, чтобы увидеть эту загадочную улыбку.
Как «Джоконда» стала супер-звездой: Секреты популярности самой известной в мире картины
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи официально признана самым узнаваемым предметом искусства в мире. Ажиотаж, создаваемый вокруг нее, начинает носить характер истерии. Репродукции портрета и его реплики можно встретить на любых предметах – от тетрадок до чашек и кроссовок. Вместе с тем многие считают эту шумиху неоправданной. Феномен искусства заключается, конечно, в личностном восприятии каждого шедевра. В этом его сила, но отсутствие точных параметров оценки иногда подводит человека. Мы порой склонны полагаться на мнение других и «покупаться» на рекламу, поэтому в случае Джоконды, вероятно, можно говорить о лавинообразной популярности, которая поддерживает и развивает сама себя. Некоторые историки искусства считают, что успех этому произведению частично был создан благодаря ее таинственной судьбе.
Идентификация модели
«Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенбло. Это изображение всякому, кто хотел бы видеть, до какой степени искусство может подражать природе, даёт возможность постичь это наилегчайшим образом, ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи.» (Джорджо Вазари, автор биографий итальянских художников)
Несмотря на это заявление современника, сегодня существуют около десяти альтернативных версий о том, кто же изображен на портрете. Самыми оригинальными можно считать «мужские» варианты – мол, на картине изображен любимый ученик мастера Салаи, либо вообще сам Леонардо, и теорию о том, что художник написал ретроспективный портрет своей матери Катерины (это предположил, между прочим, Фрейд). Есть еще философско-обобщенная версия, что Джоконда – просто портрет идеальной женщины. Ведь художник, возможно, не закончил портрет во Флоренции и завершил его уже незадолго перед смертью во Франции. Хотя доказать этот факт тоже никто не может – в истории самой знаменитой картины больше вопросов, чем ответов.
Секрет улыбки
Неуловимая улыбка женщины на картине считается ее главной загадкой. Однако здесь мы возвращаемся к вопросу о личностном восприятии искусства. Дело в том, что об этой главной детали портрета заговорили гораздо позднее. Известен даже автор этой идеи, которую сегодня можно назвать уже штампом. Писатель-романтик Теофиль Готье в 1855 году написал следующие строки:
«Джоконда! Это слово немедленно вызывает в памяти сфинкса красоты, который так загадочно улыбается с картины Леонардо… Опасно попасть под обаяние этого призрака… Её улыбка обещает неизвестные наслаждения, она так божественно иронична… Если бы Дон Жуан встретил Джоконду, он бы узнал в ней все три тысячи женщин из своего списка…»
Похоже, именно эти яркие и образные строки заложили камень в основание безумной популярности картины. Русский искусствовед Григорий Козлов, исследовавший путь «Джоконды» к славе, высказался об этом вполне однозначно:
Были среди знаменитых мыслителей и ярые противники этого шедевра. Федор Лосев, например, называл выражение лица Моны Лизы «бесовской улыбочкой»:
«Ведь стоит только всмотреться в глаза Джоконды, как можно без труда заметить, что она, собственно говоря, совсем не улыбается. Это не улыбка, но хищная физиономия с холодными глазами и отчётливым знанием беспомощности той жертвы, которой Джоконда хочет овладеть и в которой, кроме слабости, она рассчитывает ещё на бессилие перед овладевшим ею скверным чувством.»
Вот такие противоречивые мнения может вызвать одно и то же произведение искусства.
Как стать звездой
Если анализировать популярность картины, то можно действительно прийти к выводу, что во многом она была создана благодаря атмосфере загадочности и некоторым моментам в ее судьбе. Так, историки сошлись во мнении, что сразу после создания современники оценили «Джоконду» достаточно высоко, но мировым шедевром она в те времена не считалась. Через несколько десятилетий после смерти Леонардо да Винчи о ней вообще мало вспоминали вплоть до середины XIX века, когда она неожиданно приобрела популярность среди художников-символистов. Они первыми начали говорить о Джоконде, как об идеале женской загадочности.
Следующий взлет известности был связан с похищением картины в начале XX века. Портрет исчез, затем через несколько лет благополучно вернулся, и все это время, разумеется, новости о картине Леонардо да Винчи не сходили с первых полос газет. Сразу после этого потрет полюбился художникам-авангардистам, они стали использовать его в своих произведениях.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
10 загадок «Мона Лизы» великого Леонардо, над которыми и сегодня бьются учёные
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. Кто она?
Истинная личность изображенной на портрете женщины остается загадкой. Большинство ученых считают, что этой женщиной является 24-летняя Лиза Мария де Герардини (она же Лиза дель Джокондо), итальянская дворянка, родившаяся во Флоренции в 1479 году. Портрет был заказан мужем Лизы, Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, торговцем шелком и тканью. Она родила пятерых детей: Пьеро, Андреа, Камиллу, Джокондо и Мариетту.
2. Улыбка Джоконды
Интригующая и таинственная улыбка Моны Лизы является, возможно, одним из самых загадочных элементов живописи да Винчи. В течение пяти веков спорили, улыбается ли вообще девушка на портрете, счастлива она или грустна. Профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета предполагает, что улыбка видна благодаря специфике написания картины только, когда зрители смотрят Моне Лизе в глаза.
После разработки компьютерных программ «распознавания эмоций» в 2005 году голландскими исследователями было обнаружено, что картина выражает счастье на 83 процента, отвращение на 9 процентов, страх на 6 процентов, злость на 2 процента, нейтральность на уровне менее 1 процента и удивление на 0 процентов. Однако многие утверждают, что улыбка Джоконды меняется в зависимости от того, куда смотреть на картину, под каким углом и с какого расстояния. При просмотре крупным планом мелкие детали создают впечатление, что лицо имеет скромное выражение. Но издалека кажется, что Джоконда весело улыбается.
3. Секретные коды
Итальянские специалисты из Национального комитета по культурному наследию Италии благодаря микроскопическому увеличению картины обнаружили наличие серии букв и цифр, нанесенных на многочисленные элементы холста картины. Историк искусства Сильвано Винчети утверждает, что в правом глазу Моны Лизы есть буквы «LV», которые теоретически обозначают собственное имя художника, Леонардо да Винчи. В левом глазу можно увидеть нечеткие очертания букв «СЕ» или, возможно, «В». На мосту на заднем плане удалось разглядеть число «72» или букву «L», за которыми следует «2», нарисованная на арке моста. Можно только догадываться, что имел в виду художник, когда он столь загадочным образом нарисовал эти буквы и цифры, причем невидимые невооруженным глазом.
4. Неизвестный мост
За очарование лица Моны Лизы часто не замечают загадочный вид на заднем плане. Сегодня многие задаются вопросом — что это за загадочный трехарочный мост на заднем плане, да и в общем — какое точное местонахождение туманного, таинственного ландшафта, на фоне которого написана Мона Лиза.
Итальянский историк Карла Глори предполагает, что мост за левым плечом женщины известен как Понте Гоббо или Понте Веккио («Старый мост»). Он расположен в Боббио, небольшой деревне в холмистой местности к югу от Пьяченцы на севере Италии. Теория Глори была основана на находке числа «72», тайно спрятанного в изображении каменного моста. Она предполагает, что это число относится к 1472 году. В 1472 году произошло катастрофическое наводнение. Река Треббия вышла из берегов и разрушила мост Боббио. В своей книге «Загадка Леонардо» Глори утверждает, что «Леонардо добавил число 72 под мостом, чтобы запечатлеть память о разрушительном наводнении реки Треббия».
5. Тревожный взгляд
Наверняка, некоторые задавались вопросом, как это возможно, что взгляд Джоконды будто простирается куда-то за пределы картины, но в то же время он направлен прямо на зрителя. Неважно, с какой стороны смотреть на картину, Джоконда продолжает «смотреть прямо на зрителя». Казалось бы, в нашем трехмерном мире тени и свет на поверхностях должны «смещаться» в зависимости от ракурса зрения, но это не относится с двумерным поверхностям. Подобное оптическое явление можно объяснить научной теорией, описанной специалистами из Университета Огайо, в которой доказано, что что изображение может выглядеть одинаково, независимо от угла, под которым оно рассматривается.
Мастерская манипуляция Леонардо да Винчи с красками на холсте создает чрезвычайно реалистичное ощущение глубины во взаимодействии тени и света. Именно это явление создает перспективу и придает Моне Лизе ее тревожный взгляд.
6. Скрытая картина за портретом
В 2015 году французский инженер Паскаль Котт использовал похожие методы проецирования световых лучей с различными длинами волн на полотно, после чего измерял количество отраженного света. Любопытно, что его открытие позволило увидеть секретный портрет, закрашенный современной картиной. Котт обнаружил четыре изображения под современным изображением, в том числе портрет молодой женщины с миниатюрными чертами лица и без улыбки. Появились разные теории о реальной личности женщины на картине, но, возможно, ее истинная личность навсегда останется загадкой.
7. Беременная Мона Лиза
Некоторые художественные историки считают, что женщиной на картине является Лиза дель Джокондо, и она была беременной в то время, когда да Винчи писал ее портрет. Ее руки скрещены на округлом животе, а также есть исторические свидетельства того, что дель Джокондо была беременной во второй раз на момент написания картины, и что портрет был написан как раз в честь этого. Кроме того, инфракрасные снимки указывают на то, что на ее плечах лежит драпировка (вуаль) из льна, которую в то время обычно носили беременные женщины. Было высказано предположение, что эта вуаль могла быть просто шарфом или куском ткани, наброшенным на ее плечи.
Однако, руки Моны Лизы, скрещенные над ее животом, исторически точные сроки ее беременности и использование подобной вуали на портрете беременной Эсмеральды Брандини, написанном Сандро Боттичелли, позволяют предположить, что Мона Лиза таинственно улыбается, скрывая небольшой животик.
8. Почему ее считают красивой
На протяжении всей истории портрет Моны Лизы приводился в качестве примера вечной красоты. Было бы очень наивно предполагать, что красота и интрига Моны Лизы ограничены только ее взглядом и ее улыбкой, поскольку она, кажется, является олицетворением так называемого золотого сечения (определенное соотношение длины и ширины предположительно является наиболее эстетически привлекательной пропорцией для человеческого глаза). Присутствующее в естественных структурах, таких как спиральный центр подсолнуха, и искусственных, таких как колонны Парфенона, золотое сечение было названо «божественной пропорцией» самим Леонардо да Винчи.
Если вокруг лица Моны Лизы нарисовать прямоугольник в соответствии с этим соотношением, ее подбородок, макушка и нос получаются идеально выровнены. Преобладание этого золотого сечения в произведениях искусства, возможно, объясняет таинственную интригу, ощущаемую теми, кто видит портрет. Пропорции Джоконды считаются наиболее приятными для глаз, создавая ощущение естественного равновесия и красоты. Кто знал, что математика может объяснить это чувство очарования
9. Кража
«Мона Лиза» была украдена в 1911 году итальянским сотрудником Лувра по имени Винченцо Перуджа. Он считал, что картина была украдена в Флоренции Наполеоном Бонапартом, и хотел, чтобы полотно «вернулось в свой настоящий дом». В течение двух лет местоположение картины оставалось полной загадкой, а СМИ во всем мире размышляли о возможных причинах отсутствия картины в музее и ее местонахождении. В 1913 году Перуджа связался с итальянским арт-дилером Альфредо Джери и попросил денежное возмещение от итальянского правительства в обмен на транспортировку «Моны Лизы» обратно во Флоренцию.
Учитывая, что Перуджа запросил за возврат картины в Италию сущие гроши (при этом 2 года хранил ее под матрасом в своей квартире), люди заподозрили, что инцидент с украденной картиной был попросту уловкой, созданной для повышения интереса к картине и галерее. Когда выяснилось, что вор, который сотрудничал с Перуджей, был не кто иной, как известный фальсификатор искусства Эдуардо де Вальферно, появилась теория, что «Мона Лиза» была украдена, чтобы сделать копию картины и продавать поддельные копии неосведомленным коллекционерам за огромные деньги.
10. Здорова ли Мона Лиза?
Таким образом, он пришел к выводу, что Мона Лиза страдала от состояния, называемого гипотиреозом. Мехра продолжил свое исследование исторических условий, связанных с рационом женщины, и обнаружил, что пища с дефицитом йода обычно была характерна для начала XVI века. Поскольку йод является важным питательным веществом, который играет важную роль в поддержании здоровья щитовидной железы, загадка любопытной улыбки Моны Лизы, наконец, может быть раскрыта.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: