На гребне волны про что
«На гребне волны» – 30 лет: как снимали легендарный фильм о серфингистах-грабителях
Съемки фильма длились 77 дней. Сцены серфинга снимали на пляжах южной Калифорнии, ключевые же эпизоды были сняты на Гавайях. Для съемки скайдайвинга были арендованы авиабазы в Калифорнии и на живописном озере Пауэлл в Аризоне.
По сюжету фильма загадочная банда серфингистов среди белого дня совершает дерзкие ограбления банков, скрываясь за масками бывших президентов США.
Амбициозный агент ФБР Джонни Юта ( Киану Ривз ), рискуя жизнью, внедряется в банду и раскрывает это дело. Но понимает, что прикипел к образу жизни преступников-авантюристов во главе со свободолюбивым Боди ( Патрик Суэйзи ), готовым поставить на кон все ради одной идеальной волны.
Киану Ривз же еще не был звездой: именно эта картина и принесла ему мировую славу. Как отмечал его коллега по цеху Гэри Бьюзи, исполнивший в ленте роль напарника Джонни Анджело Паппаса, Ривз был создан для этой роли, потому что в жизни он точно такой же, как его герой: ему приятнее разговаривать с людьми, чем размахивать кулаками.
Физически съемки в фильме дались Киану сложно. Сперва для постижения азов профессии его прикрепили к настоящему агенту ФБР. Затем ему пришлось обучаться серфингу, скайдайвингу и стрельбе. В интервью он рассказывал: «Впервые войдя в воду, я получил доской по голове. Но, в конце концов, научился стоять на доске, по крайней мере, когда волны были не очень сильные. В некоторых кадрах на доске действительно я, а не дублер. И всегда, когда Джонни падает с доски в воду, вы видите меня. Все падения я без труда выполнял самостоятельно».
Несмотря на все трудности, эту роль Ривз обожал. В одном из интервью он признался, что ему было приятно играть героя, испытывающего непреодолимую тягу к адреналину и острым ощущениям.
Патрик Суэйзи говорил, что с Ривзом работается великолепно: «Он отличный товарищ, который понимает тебя с полуслова. Киану готов до ночи трудиться над ролью, а потом – бабах! – и получается то, что надо. Он имеет сильную страсть к своей работе, его заботят малейшие нюансы. Недостаток терпимости ко всему, что не является безупречным, сделает его однажды одним из лучших актеров мира». Как мы знаем, Патрик был абсолютно прав.
Киану не остался в долгу, ему было также очень приятно работать в команде со Суэйзи. Актер так высказывался о своем коллеге: «Я встретился с ним в первый съемочный день. Он вышел на площадку, улыбнулся и протянул мне руку со словами: «Рад познакомиться. У этого фильма огромный потенциал. Давай поможем его реализовать». Патрик был душой любого проекта, заряжал энергией абсолютно всех. Он подходил к своей роли с невероятной страстью. Для подготовки к образу Боди он много прыгал с парашютом, участвовал в воздушных съемках наравне с профессиональными каскадерами и заразил этим хобби большинство парней из съемочной команды. Патрик был волшебным источником света, к которому тянулись все окружающие».
Отдаваясь роли на все сто, Суэйзи даже получил две травмы: сначала сломал несколько ребер, когда учился серфингу, а затем повредил колено – оно так разбухло, что каждый вечер врач откачивал из него жидкость.
Прыжки с парашютом снимали на специальной платформе, которая держала актеров в воздухе в трех метрах от земли. Операторы также находились на этой платформе. Для имитации ветра под актерами размещали очень мощные вентиляторы.
Одной из самых эпичных погонь в истории кинематографа стала долгая сцена, в которой Джонни гонится за грабителем в маске по домам и улочкам Лос-Анджелеса.
Оператор Джеймс Муро бежал позади актеров и перед ними, с максимальной точностью направляя на них камеру, закрепленную на трости. Кэтрин Бигелоу в интервью делилась своим восхищением тем, какими живыми он сделал эти кадры.
Интересно, что во время погони Боди все время был в маске не только потому, что это важная часть сюжета, а из необходимости – Патрик Суэйзи не снимался в этой сцене, потому что находился в тот момент в Европе, презентуя премьеру «Привидения». Патрик увидел сцену лишь после окончания съемок картины и был рад, что ему не пришлось так много и интенсивно бегать.
Финальную сцену «На гребне волны» создавали спустя полгода после окончания съемок – вот почему у персонажей уже совсем другая длина волос: Ривз отрастил их, готовясь к «Новым приключениям Билла и Теда», а Суэйзи подстригся для «Города удовольствий». Прическа Киану была даже на руку создателям фильма: она символизировала уход его героя из ФБР.
«На гребне волны» (1991) — дух свободы и молодой Киану
Типичный фильм о внедрении агента ФБР в банду преступников, за которым скрывается нетипичная история противостояния поколения хиппи и поколения яппи.
В последние пару лет я смотрю много фильмов: число просмотренных за прошлые 4 месяца кинолент перевалило за 50. Естественно, искать новый фильм на вечер постепенно становится все сложнее. Время от времени я мониторю всевозможные подборки: по жанрам, по актерам, режиссерам и т.д. И ни в одной из них за все время мне не попадался фильм «Point Break» или «На гребне волны». Я увидел его, когда изучал фильмографию Киану Ривза и, прочитав синопсис и бросив взгляд на рейтинг, решил посмотреть тем же вечером. Стоит оговориться, что речь в посте пойдет об оригинальном фильме 1991 года, а не о ремейке 2015.
Главный герой фильма — агент ФБР Джонни Юта. Он только что окончил академию и был направлен на работу в Лос-Анджелесский отдел. Его наставник — Папас — умудренный опытом федерал, проработавший в бюро большую часть своей жизни. Он уже три года ведет дело о банде «экс-президентов»: четверо преступников в масках бывших президентов США за это время успели ограбить 27 банков. Действуют они профессионально: умело контролируют заложников в зале и никогда не идут к хранилищу, обходясь лишь грабежом касс. Каждое свое дело они проворачивают ровно за 90 секунд и успевают уйти до прибытия полицейских.
Папас, как кажется на первый взгляд, уже и не надеется найти «президентов». Однако, во время осмотра брошенного грабителями автомобиля Джонни раззадоривает своего напарника, и после короткой перепалки тот рассказывает ему свою теорию. «Экс-президенты» не только профессиональные грабители банков, но еще и серферы. На это намекает загар одного из них, который удалось рассмотреть на записи с камеры видеонаблюдения. Кроме того, год назад, на месте преступления, один из них оставил следы: среди прочего экспертиза обнаружила в них содержание воска. Папас, тщательно изучив всевозможные способы его применения, узнал, что такой воск содержится в интимной смазке, которой, в свою очередь, серферы натирают доски перед катанием на волнах.
Последним аргументом в пользу этой теории являются даты ограблений: все они были совершены в период с июня по октябрь. Серферы собирают достаточное количество денег, чтобы путешествовать вслед за волной и сделать свое лето бесконечным. Единственный способ добраться до неуловимой банды — узнать, на каком пляже они предпочитают кататься и попытаться влиться в их тусовку. Сложности здесь две: Папас уже не молод, а Джонни Юта в жизни не катался на серфе. Ну и времени на это осталось не так уж много — один месяц, а потом про грабителей можно будет забыть на год. Тут-то и начинается самое интересное.
Согласитесь, даже после полноценного описания завязки не так уж легко понять, к какому жанру относится этот фильм. Сначала кажется, что это будет комедия: ФБРовец, едва заступивший на службу, вместо серьезных трудовых будней вынужден учиться кататься на серфе, выслушивая насмешки и терпя нападки от опытных серферов. Да и начальство такой способ времяпрепровождения не очень-то ценит. Однако, весьма быстро становится ясно, что эта картина — про другое. За, казалось бы, банальным сюжетом о внедрении спецагента в банду скрыто противостояние свободы и рутины, борьба поколения хиппи и поколения яппи.
Возьмем главного героя: ему 25 лет, за спиной неудачная попытка развития спортивной карьеры, ведь из-за травмы, полученной во время матча, ему пришлось оставить надежды попасть в большой спорт. Несмотря на это, Джонни находит себя в другом деле и заканчивает академию ФБР. Успех? Не совсем. Какое будущее ждет его на этой должности? Да, какое-то время придется раскрывать интересные дела и трудиться в поте лица на любимой и интересной работе. Чтобы понять, что ждет героя лет через 20-30 достаточно взглянуть на его наставника. Хороший ли он агент? Бесспорно, это нам дадут понять несколько раз за фильм. Но большую часть времени он просиживает в офисе и ворчливо обсуждает молодых агентов, как и подобает «старику». Он больше не горит своей работой. Если бы не запал Юты, Папас бы так и не поделился своей идеей о банде серферов, не говоря уже о полноценной отработке этой версии.
Герой буквально оказывается между двух миров: с одной стороны серый офис и рутинная работа, с другой — друзья, веселье и адреналин. Помимо всего прочего, кататься на доске его учит симпатичная девушка по имени Тайлер, с которой у Джонни довольно быстро начинают развиваться отношения. Казалось бы, вот она — идеальная жизнь. Но нельзя ведь просто так взять и бросить то, к чему шел долгие годы и о чем мечтал. Или можно? О выборе Юты вы узнаете в конце фильма, а сейчас перейдем к следующему пункту.
С одной стороны, нельзя назвать фильм 1991 года таким уж старым, с другой — прекрасно понимаю людей, которых это может насторожить. Спешу вас успокоить — фильм выглядит отлично. Да, он не может похвастаться невероятными спецэффектами или сложными трюками, но он и не про это. Актеры полностью соответствуют своим персонажам и отлично передают их характеры. Между ними ощущается химия, не в последнюю очередь благодаря Патрику Суэйзи — в его героя, возможно, не влюбляешься, но симпатизируешь и сопереживаешь до самого конца. Кроме того, для всех любителей Джона Уика, который скоро посетит экраны кинотеатров третий раз, это прекрасная возможность взглянуть на молодого Киану. Он еще не оброс бородой, не отрастил волосы и не вложил все очки прокачки в брутальность, но роль Джонни Юты исполнил хорошо.
Что касается операторской работы, монтажа и саундтрека — не могу отметить какие-то интересные или необычные находки и приемы. Но фильм не выглядит устаревшим, от монтажа не вытекают глаза, а динамика не проседает — сюжет постепенно разгоняется, в конце концов приходя к логическому завершению. Тем не менее, я хочу придраться к нашим переводчикам.
Учитывая свой печальный опыт, оговорюсь еще раз — в этом блоке содержатся спойлеры. И даже повешу эту замечательную ленточку. Если вы уже смотрели фильм — эта информация может быть вам интересна. Если нет — вернитесь сюда после просмотра, а пока что переходите к итогам.
Я, конечно, не Карамышев, но тоже Денис и не могу оставить столь чудесный перевод названия без внимания. Во-первых, занятный факт с кинопоиска:
Point break — это благоприятные для серфинга условия, создаваемые каким-либо выступающим участком суши (point) — мысом или волнорезом. Об этот выступ разбивается (break) накатывающая с открытого океана волна. Рожденные в результате новые волны отличаются стабильной частотой и силой. Кроме того, создается зона штиля, которую серфингисты используют, чтобы подгрести к тому месту, где начинаются большие волныPoint break — это благоприятные для серфинга условия, создаваемые каким-либо выступающим участком суши (point) — мысом или волнорезом. Об этот выступ разбивается (break) накатывающая с открытого океана волна. Рожденные в результате новые волны отличаются стабильной частотой и силой. Кроме того, создается зона штиля, которую серфингисты используют, чтобы подгрести к тому месту, где начинаются большие волны
«На гребне волны» — фильм, преисполненный духом свободы. Это кино, после которого так и тянет пойти и заняться любимым делом или развлечься в компании друзей. Именно поэтому мне кажется, что этот фильм просто идеально подходит для просмотра на майских праздниках. Ведь скоро лето — для кого-то пора долгожданных отпусков, для кого-то — каникул (не пинайте меня те, у кого сессия и практика, вы в сделку не входили). Автор не встает ни на одну из сторон и не говорит, кто из героев прав, а кто — нет. Но он ясно дает понять — истина, как и всегда, где-то посередине. Нельзя всю жизнь заниматься нелюбимым делом, заботясь лишь о карьере. Но и тратить все свободное время на развлечения — тоже не самая умная затея. Лето не может длиться вечно, но все таки оно наступает каждый год.
«На гребне волны» (1991) — дух свободы и молодой Киану
Зачем?
В последние пару лет я смотрю много фильмов: число просмотренных за прошлые 4 месяца кинолент перевалило за 50. Естественно, искать новый фильм на вечер постепенно становится все сложнее. Время от времени я мониторю всевозможные подборки: по жанрам, по актерам, режиссерам и т.д. И ни в одной из них за все время мне не попадался фильм «Point Break» или «На гребне волны». Я увидел его, когда изучал фильмографию Киану Ривза и, прочитав синопсис и бросив взгляд на рейтинг, решил посмотреть тем же вечером. Стоит оговориться, что речь в посте пойдет об оригинальном фильме 1991 года, а не о ремейке 2015.
О чем?
Главный герой фильма — агент ФБР Джонни Юта. Он только что окончил академию и был направлен на работу в Лос-Анджелесский отдел. Его наставник — Папас — умудренный опытом федерал, проработавший в бюро большую часть своей жизни. Он уже три года ведет дело о банде «экс-президентов»: четверо преступников в масках бывших президентов США за это время успели ограбить 27 банков. Действуют они профессионально: умело контролируют заложников в зале и никогда не идут к хранилищу, обходясь лишь грабежом касс. Каждое свое дело они проворачивают ровно за 90 секунд и успевают уйти до прибытия полицейских.
Папас, как кажется на первый взгляд, уже и не надеется найти «президентов». Однако, во время осмотра брошенного грабителями автомобиля Джонни раззадоривает своего напарника, и после короткой перепалки тот рассказывает ему свою теорию. «Экс-президенты» не только профессиональные грабители банков, но еще и серферы. На это намекает загар одного из них, который удалось рассмотреть на записи с камеры видеонаблюдения. Кроме того, год назад, на месте преступления, один из них оставил следы: среди прочего экспертиза обнаружила в них содержание воска. Папас, тщательно изучив всевозможные способы его применения, узнал, что такой воск содержится в интимной смазке, которой, в свою очередь, серферы натирают доски перед катанием на волнах.
Последним аргументом в пользу этой теории являются даты ограблений: все они были совершены в период с июня по октябрь. Серферы собирают достаточное количество денег, чтобы путешествовать вслед за волной и сделать свое лето бесконечным. Единственный способ добраться до неуловимой банды — узнать, на каком пляже они предпочитают кататься и попытаться влиться в их тусовку. Сложности здесь две: Папас уже не молод, а Джонни Юта в жизни не катался на серфе. Ну и времени на это осталось не так уж много — один месяц, а потом про грабителей можно будет забыть на год. Тут-то и начинается самое интересное.
Свобода против рутины
Согласитесь, даже после полноценного описания завязки не так уж легко понять, к какому жанру относится этот фильм. Сначала кажется, что это будет комедия: ФБРовец, едва заступивший на службу, вместо серьезных трудовых будней вынужден учиться кататься на серфе, выслушивая насмешки и терпя нападки от опытных серферов. Да и начальство такой способ времяпрепровождения не очень-то ценит. Однако, весьма быстро становится ясно, что эта картина — про другое. За, казалось бы, банальным сюжетом о внедрении спецагента в банду скрыто противостояние свободы и рутины, борьба поколения хиппи и поколения яппи.
Возьмем главного героя: ему 25 лет, за спиной неудачная попытка развития спортивной карьеры, ведь из-за травмы, полученной во время матча, ему пришлось оставить надежды попасть в большой спорт. Несмотря на это, Джонни находит себя в другом деле и заканчивает академию ФБР. Успех? Не совсем. Какое будущее ждет его на этой должности? Да, какое-то время придется раскрывать интересные дела и трудиться в поте лица на любимой и интересной работе. Чтобы понять, что ждет героя лет через 20-30 достаточно взглянуть на его наставника. Хороший ли он агент? Бесспорно, это нам дадут понять несколько раз за фильм. Но большую часть времени он просиживает в офисе и ворчливо обсуждает молодых агентов, как и подобает «старику». Он больше не горит своей работой. Если бы не запал Юты, Папас бы так и не поделился своей идеей о банде серферов, не говоря уже о полноценной отработке этой версии.
Герой буквально оказывается между двух миров: с одной стороны серый офис и рутинная работа, с другой — друзья, веселье и адреналин. Помимо всего прочего, кататься на доске его учит симпатичная девушка по имени Тайлер, с которой у Джонни довольно быстро начинают развиваться отношения. Казалось бы, вот она — идеальная жизнь. Но нельзя ведь просто так взять и бросить то, к чему шел долгие годы и о чем мечтал. Или можно? О выборе Юты вы узнаете в конце фильма, а сейчас перейдем к следующему пункту.
Техническая сторона
С одной стороны, нельзя назвать фильм 1991 года таким уж старым, с другой — прекрасно понимаю людей, которых это может насторожить. Спешу вас успокоить — фильм выглядит отлично. Да, он не может похвастаться невероятными спецэффектами или сложными трюками, но он и не про это. Актеры полностью соответствуют своим персонажам и отлично передают их характеры. Между ними ощущается химия, не в последнюю очередь благодаря Патрику Суэйзи — в его героя, возможно, не влюбляешься, но симпатизируешь и сопереживаешь до самого конца. Кроме того, для всех любителей Джона Уика, который скоро посетит экраны кинотеатров третий раз, это прекрасная возможность взглянуть на молодого Киану. Он еще не оброс бородой, не отрастил волосы и не вложил все очки прокачки в брутальность, но роль Джонни Юты исполнил хорошо.
Что касается операторской работы, монтажа и саундтрека — не могу отметить какие-то интересные или необычные находки и приемы. Но фильм не выглядит устаревшим, от монтажа не вытекают глаза, а динамика не проседает — сюжет постепенно разгоняется, в конце концов приходя к логическому завершению. Тем не менее, я хочу придраться к нашим переводчикам.
Трудности перевода и спойлеры
Учитывая свой печальный опыт, оговорюсь еще раз — в этом блоке содержатся спойлеры. И даже повешу эту замечательную ленточку. Если вы уже смотрели фильм — эта информация может быть вам интересна. Если нет — вернитесь сюда после просмотра, а пока что переходите к итогам.
Я, конечно, не Карамышев, но тоже Денис и не могу оставить столь чудесный перевод названия без внимания. Во-первых, занятный факт с кинопоиска:
Point break — это благоприятные для серфинга условия, создаваемые каким-либо выступающим участком суши (point) — мысом или волнорезом. Об этот выступ разбивается (break) накатывающая с открытого океана волна. Рожденные в результате новые волны отличаются стабильной частотой и силой. Кроме того, создается зона штиля, которую серфингисты используют, чтобы подгрести к тому месту, где начинаются большие волны
Каким мог быть сиквел “На гребне волны”
Но, как это не парадоксально для всех, кто досмотрел “На гребне волны” до конца, фильм в свое время мог заполучить и сиквел. По крайней мере известно, что оригинальный сценарист ленты Питер Айлифф настойчиво продвигал эту идею. Мне сложно судить о его мотивах. Возможно причина в том, что после 2000 года в его послужном списке не было ни одной вышедшей в широкий прокат ленты. А возможно все дело в том, что хоть Айлифф и является автором самого первого сценария проекта (еще под названием “Джонни Юта»,) но окончательный сценарий был написан Кэтрин Бигелоу в соавторстве с Джеймсом Кэмероном (они не были указаны в титрах как сценаристы, но это общеизвестный факт), и финальный продукт вероятно заметно отличался от начального видения сценариста (по крайней мере таково мое предположение).
Итак, каким же мог стать этот неснятый сиквел?
Как выясняется из датированного октябрем 2007 года сценария под названием «Point Break: Indo«, Бодхи не иначе как с помощью всевышнего умудрился пережить шторм века и теперь перебрался в Индонезию, где время от времени видит кошмары с преследующим его Джонни Ютой.
Правда сразу вынужден расстроить тех, кто думает что Бодхи будет главным героем – до 60-й страницы у него лишь пара небольщих сцен, в то время как почти все остальное время уделено новому персонажу, некоему Томми Энджелу.
Томми понимает намек, после чего увольняется и отправляется в Индонезию. Правда его карьера профессионального серфера складывается не слишком успешно – во время соревнований, судьи дисквалифицируют Томми. Зато, в компании безбашенных серферов герой встречает некую Синту в которую моментально влюбляется.
Томми подписывается на миссию. Через некоторое время, наемники находят и зачищают лагерь пиратов, не оставляяя никого в живых. Разумеется, это оказываются совсем не те пираты, а имитаторы. Разумеется, что искомые пираты окажутся той самой компанией Синты. На 60-й странице наконец появляется Бодхи, и (сюрприз!), выясняется что Синта это его дочь.
Оказывается, за прошедшие годы Бодхи еще сильнее ударился в буддизм, и теперь стремится любой ценой избегать насилия и как можно чаще помогать местным жителям. Правда, свои старые навыки он тоже не забыл – вместе с группой серферов он периодически устраивает налеты на суда компании, которая расхищает местные ресурсы (в частности, разрушает песчаные отмели), после чего на украденные деньги покупает продукты и медикаменты местным жителям.
После нескольких эпизодов серфинга и сноубординга на горе К2 (последние абсолютно ничего не добавляют в сюжет, но наверно смотрелись бы круто на большом экране), Томми решает завязать с наемничеством и помочь отцу своей пассии бороться за права индонезийского народа.
Правда, первоначально дела складываются не слишком хорошо, ибо наемники опережают серферов и нападают первыми. Героям удается спастись, после чего Бодхи решает поработать живой торепдой и подорвать “Бигелоу”. Используя какой-то здоровенный булыжник для создания нужной плавучести, он в букальном смысле незаметно прошагивает по морскому дну и проникает на борт яхты. Правда, затем удача отворачивается от него, и он получает пулю в печень от полковника, который командует наемниками.
Основная проблема этого сценария весьма проста: а именно, полная бессмысленность продолжения завершенной истории, которая изначально не предполагала никакого продолжения. Воскрешение очевидно погибшего персонажа, и превращение его из адреналинового наркомана, для которого покой хуже смерти, в праведника, активиста Гринпис и по сути свадебного генерала, передающего эстафету добра… просто, зачем вообще это нужно было делать?
И новый герой, Томми, не вытянул бы на себе всю историю. Он бы даже не заменил Джонни Юту. У того персонажа был выбор он мог или дальше жить прежней жизнью, быть отличником ФБР, носить костюм и строить карьеру. Или же осознать, что сам не сильно-то отличался от Бодхи и полностью бросить всю старую жизнь. Здешний же герой уже изначально живет как хочет и рискует исключительно деньгами, которые ему в итоге никто не заплатит. Как-то, на мой взгляд, не слишком драматично.
И все остальное пляшет от этого. По сценарию предполагались красивые съемки, какие-то погони, масштаб, это должно было стать сиквелом, который вышел бы на большом экране, а не на видео. Но без старых персонажей, без противостояния и выбора, в данной истории не было души. А без души – я не вижу смысла в таких сиквелах.
Некоторое время Айлифф сам планировал стать режиссером, затем пошли разговоры о том, что его заменит Ян де Бонт – еще один человек из 90-х, который в новом веке не смог ничего добиться.
Неизвестно как далеко бы в конечном счете зашли создатели в своих планы, но в конце концов, все решили проблемы со здоровьем Патрика Суэйзи. В январе 2008 года у него был диагностирован рак поджелудочной железы. Актер сказал, что был бы счастлив прожить еще 5 лет, но судьба отпустила ему меньше двух. К сожалению в отличии от фильмов, в жизни чудесные спасения случаются куда реже, чем всем нам хотелось бы.