На институциональном уровне что это
институционный
Смотреть что такое «институционный» в других словарях:
институционный — институциональный формально установленный — [Англо русский глоссарий основных терминов по вакцинологии и иммунизации. Всемирная организация здравоохранения, 2009 г.] Тематики вакцинология, иммунизация Синонимы институциональныйформально… … Справочник технического переводчика
институционный — институци онный … Русский орфографический словарь
Институционный подход в праве — способ научного осмысления правовой действительности, при котором право рассматривается с точки зрения юридически должного, т.е. как определенным образом структурированное образование юридических норм и институтов, имеющих своей целью оказывать… … Элементарные начала общей теории права
ФАКТОР, ИНСТИТУЦИОННЫЙ — влияние государства, профсоюзов, объединений на экономическую жизнь общества … Большой экономический словарь
Расизм — – идеи, установки, поведение и политика, дискриминирующие этнические группы, нации и другие социальные образования, в которых дискриминация объясняется с позиций биологического превосходства господствующей группы (см. также ДИСКРИМИНАЦИЯ). Расизм … Словарь-справочник по социальной работе
Арбитраж — (Arbitration) Понятие арбитража, история арбитражного суда информация о понятии арбитража, история арбитражного суда, классификация арбитражных судов Содержание Содержание Классификация Третейских судов в Представительства Третейских судов… … Энциклопедия инвестора
Арбитраж внешнеторговый — орган, осуществляющий разбирательство гражданских дел в области внешней торговли. Действует как Третейский суд, т. е. состоит из лиц, избранных сторонами (третейских судей, арбитров), и разрешает споры в пределах компетенции, основанной… … Большая советская энциклопедия
Бразилия (государство) — Бразилия (Brasil), Федеративная Республика Бразилии (República Federativa do Brasil). I. Общие сведения Б. государство в Южной Америке, занимающее восточную и центральную часть материка. Наибольшая протяжённость с С. на Ю. 4320 км, с В. на З.… … Большая советская энциклопедия
Доминиканская Республика — (República Dominicana) государство в Вест Индии, в восточной части острова Гаити. На С. омывается Атлантическим океаном, на Ю. Карибским морем, на В. отделена проливом Мона от Пуэрто Рико, на З. граничит с Республикой Гаити. Площадь 48,7… … Большая советская энциклопедия
Малагасийская Республика — (Repoblika Malagasy, République Malgache) государство в западной части Индийского океана. Расположена в 400 км от юго восточного побережья Африки, на острове Мадагаскар и прилегающих мелких островах. Отделена от континента… … Большая советская энциклопедия
Значение слова
Вам будет интересно: Челябинская областная универсальная научная библиотека: день вчерашний и сегодняшний
Итак, в первую очередь необходимо разобраться со значением данного термина. Институциональный – это прилагательное, которое описывает нечто, что напрямую связано с общественными институтами и имеет к ним непосредственное отношение. Это основное значение данного слова, которое и лежит в основе известного движения экономики, которое более известно как институционализм. Однако об этом речь пойдет немного позже, а сейчас же стоит рассмотреть второе значение данного слова.
Институциональный – это тот, который официально установлен и закреплен в своем общественном статусе. То есть институциональные отношения – это те отношения, которые являются закрепленными фактически, возможно, даже на правовом уровне.
Как видите, существует два основных значения упомянутого слова, но все же первое используется гораздо чаще и получило внушительную огласку благодаря тому, о чем писалось выше. Институционализм – это направление в экономике, о котором и пойдет речь далее.
Институционализм
А что представляет собой институциональная экономика? Это обширная теоретическая школа, которая фокусируется на рассмотрении влияния социальных институтов, таких как государство, право, мораль и так далее, на хозяйственную деятельность общества в целом и на принятие конкретных экономических решений в частности.
Зародилась она в начале двадцатого века, а сам термин «институциональная экономика» был введен в 1919 году. До сих пор названная школа имеет серьезное влияние и является одной из самых признанных в мире.
Институциональный подход
Если обобщать, то отличие институционального подхода от других экономических подходов заключается в том, что его сторонники предлагают рассматривать не только сами экономические категории и процессы, но еще и влияющие на них социальные внеэкономические факторы, такие как институции и институты.
Направление мысли
Социально-институциональное направление мысли имеет ряд свои отличительных характеристик. Например, сторонники такого подхода критикуют абстрактный и формальный характер неоклассического экономического анализа, который был свойственен для данной науки перед появлением институционализма.
Также одной из главных отличительных черт такого направления мысли был междисциплинарный подход. Как вы уже могли понять, институционалисты выступали за то, чтобы экономика не рассматривалась сама по себе, а интегрировалась с гуманитарными науками. При этом они стремились к эмпирическим и фактическим исследованиям, к анализу актуальных насущных проблем, а не универсальных вопросов.
Институциональные изменения
Структура
Ну и последнее, о чем стоит рассказать, – институциональная структура. Что это такое? Как гласит школа институциональной экономики, это упорядоченный набор институтов, которые влияют на экономическое поведение людей, сообществ, групп, предприятий и так далее. При этом формируются определенные экономические матрицы, которые создают ограничения деятельности того или иного субъекта хозяйствования. Естественно, все перечисленное происходит в рамках конкретной системы координации хозяйственной деятельности. Проще говоря, это та самая институциональная среда, в которой происходят изменения, описанные в предыдущем пункте.
Естественно, это далеко не все, из чего состоит школа институционализма. В ней имеется еще огромное количество понятий, методов, подходов, движений и так далее. Однако именно перечисленные базовые термины помогут вам получить общее представление о названном виде экономики как таковой, а также непосредственно о самом слове «институциональный», которое уже в течение практически целого столетия является одним из основополагающих в сфере экономической теории.
Данный термин является очень важным для каждого человека, который хочет хорошо разбираться во всей совокупности отношений в системе производства, потребления, распределения и обмена, так как именно с ним связаны многие современные движения и понятия в данной сфере.
Значение слова «институциональный»
институциона́льный
1. книжн. связанный с общественными институтами, имеющий отношение к ним
2. книжн. официально установленный, закреплённый в своем общественном статусе ◆ Институциональные отношения.
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: химикат — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «институциональный»
Предложения со словом «институциональный»
Понятия, связанные со словом «институциональный»
Концепция «Нормативной силы» Европейского Союза (от англ. normative power) – концепция, разработанная в 2002 году датским исследователем Ианом Маннерсом с целью объяснить особую роль Европейского Союза в мировой политике и специфику его внешнеполитической деятельности. Поскольку концепция «нормативной силы» также характеризует международную идентичность ЕС, то она может быть отнесена к сфере исследований социального конструктивизма. В основе концепции лежит утверждение о том, что Европейский Союз.
Институциональный уровень
Функционирование политической жизни осуществляется на трех уровнях: институциональном, представительном и индивидуальном.
Институциональный уровень — это государственно-правовая сфера политической жизни. Здесь осуществляется профессиональная политическая деятельность и складываются политические отношения в рамках государственного механизма, функционирующего по принципу рациональной целесообразности. Профессиональная политическая деятельность основывается на государственных интересах и направлена на обеспечение единой политической воли в целях удержания и укрепления власти, с одной стороны, и достижения политической лояльности к существующей власти и поддержки ее политики большинством граждан, — с другой. На этом уровне политическая деятельность сосредоточивается на утверждении и распространении политических ценностей (национальная безопасность, экономическое развитие, права и свободы граждан, конституционный порядок, общественный прогресс), На выработке политической стратегии и тактики, закреплении их в соответствующих законах.
Главная цель политической деятельности в рамках институциональных структур — достижение политической стабильности, которая включает в себя гражданский мир, легитимность, эффективность и прочность власти. Политическая стабильность служит нормой, определяющей политическую деятельность по упорядочению общественных отношений. Достижение политической стабильности является условием нормального функционирования политических отношений, их прогрессивного развития. Если отношения урегулированы, они укрепляют любой способ производства. Если же порядка нет, то случайные факторы и мотивы поведения получают возможность прорыва в политику, снижают уровень защищенности личности, дискредитируют авторитет государства и власти. Все это порождает неуверенность и напряженность в обществе.
Политическая стабильность — состояние общества, характеризующееся относительным согласием основных социальных и политических сил по поводу целей и методов общественного развития. Она основывается на балансе совпадающих и противостоящих интересов действующих социальных групп, на разрешении возникающих противоречий и конфликтов в результате консенсуса. Такого рода политическая стабильность характерна для демократических обществ.
К условиям, обеспечивающим политическую стабильность, относят: экономический рост, сопровождаемый увеличением численности средних слоев населения («среднего класса») и соответствующими изменениями в их политической культуре; высокий уровень политической культуры, позволяющий согласовывать противоречивые интересы, цели, позиции; наличие демократических традиций, толерантности, уважительного отношения к закону и лояльного—к политическим институтам, соблюдение определенных правил участниками политического процесса; обеспечение свободного доступа к политическим институтам нетрадиционных социальных групп (ранее не участвовавших в политике), что позволяет сохранять лояльность масс по отношению к политической системе в целом; возможность реализации экономических интересов большинством социальных групп. Отсутствие стабильности порождает стремление «обиженных» «нажать» на государственные органы с целью получения материальных преимуществ. Возникает цепная реакция: группы втягиваются в своеобразное соревнование по «выколачиванию» материальных благ, а поскольку власти не могут обеспечить всех в одинаковой мере, открывается широкое поле для конфликтов, конфронтации, социальной напряженности.
Политическая стабильность — предмет особой заботы правящей политической элиты. Для этого она использует следующие меры.
1. Социально-политическое маневрирование. Оно включает различные средства для ослабления противодействия властям самой ущемленной части общества. Наиболее распространенным средством социального маневрирования выступает перераспределение общественного богатства с учетом интересов «проигрывающих» групп, что позволяет частично ослабить социальную напряженность. Спектр методов социально-политического маневрирования достаточно широк— от сепаратных сделок, временных политических блоков до провозглашения популистских лозунгов, способных отвлечь общественное внимание.
2. Политическое манипулирование. Это массированное воздействие через средства массовой информации с целью формирования общественного мнения нужной направленности.
3. Введение оппозиционных сил в политическую систему и постепенная их адаптация и интеграция.
4. Применение силы. Эта мера, как показывает практика, наименее эффективна.
Позитивную роль в достижении политической стабильности могут сыграть: формирование коалиционного правительства (правительства национального доверия), переговоры между противостоящими политическими силами и т. п. Не менее важное значение имеет и учет допущенных в свое время ошибок, порождавших дестабилизационные процессы. Например, использование в политической деятельности средств, не адекватных цели. Известно, что средства, применяемые в политике, могут искажать цель. Вольное обращение со средствами в социально-политических преобразованиях (попытки сократить путь развития или выпрямить его и т. п.) ведет к абсолютизации политических претензий отдельных деятелей в ущерб интересам человека и общества. Если средства для достижения цели не созрели, то деятельность, как правило, переводится в сферу идеологической полемики. Для реализации новых целей нужен и новый уровень культуры политической деятельности, ее цивилизованности. Если этого нет, степень упорядоченности политического процесса резко снижается. Реакция не подготовленного к переменам большинства населения на неблагоприятные ситуации может оказаться разрушительной. Ориентация на разрушение особенно опасна. Она приводит к тому, что разрешение проблем растягивается на десятилетия и достигается слишком высокой ценой для народа. Опыт показывает, что страны, отдающие предпочтение ценностям порядка, достигают наибольших успехов в своем развитии.
На институциональном уровне политическая жизнь, функционируя на основе определенных принципов, поддается программированию и регулированию. Однако для ее оптимального функционирования необходимы механизмы, противостоящие государственному регулированию и выражающие многообразные интересы социально-политических общностей.
2.2. Представительный уровень.
В любом демократическом обществе политическая жизнь находит свое проявление и на представительном уровне. Субъектами политической жизни в рамках внегосударственных институтов и организаций являются группы по интересам, политические партии, профсоюзы, корпоративные объединения и др. На этом уровне формируются специфические групповые интересы и потребности различных социальных субъектов. Группы по интересам пытаются оказывать влияние на тех, кто управляет, и добиться принятия соответствующих решений. Широкое представительство интересов может гарантировать эффективность воздействия общественности на политические процессы. Адекватное представление у правительства об актуальных интересах населения и своевременная ответная реакция на них предотвращают социальные взрывы и обеспечивают поддержку населением правящей элиты.
Группы по интересам со временем могут оформиться в политические партии на основе превращения групповых интересов в политические. Так, в Великобритании в конце XIX в. тред-юнионы были группами интересов, а в 1900 г. они помогли сформировать лейбористский комитет по выдвижению рабочих в парламент, который в 1906 г. стал лейбористской партией. Сформировавшиеся политические партии стремятся закрепить свои интересы политической властью, обеспечивая свое представительство во властных структурах, и создать условия для свободной деятельности оппозиции.
На представительном уровне осознанные интересы преобразуются в альтернативные политические программы по отношению к правительству, активизируется деятельность по их реализации на государственном уровне. Внегосударственные образования являются интегрирующим звеном между государством и обществом (заметим, что при господстве в обществе одной политической партии политическая система отождествляется с политикой конкретных руководителей, а потому критика руководства механически переносится на систему в целом. В многопартийной системе обвинения правящей партии не распространяются на систему).
В представительной системе корпоративизма политика вырабатывается посредством взаимодействия между государственным аппаратом и ограниченным кругом влиятельных организаций (бизнеса, профсоюзов). Корпоративные организации получают монопольное право на представительство своих интересов в обмен на их подчинение определенным ограничениям со стороны государства. Складывается своеобразное «партнерство» бизнеса, профсоюза и государства на основе объединения узкогрупповых и общегосударственных интересов.
Особо следует выделить деятельность криминальных структур. Она направлена на дезорганизацию регулятивных функций политического режима, что подрывает доверие населения к легальным средствам реализации назревших потребностей.
Сам факт существования криминальных интересов подрывает доверие граждан к политическим ценностям. Человек отчуждается от политики, контакт гражданина с государством становится возможным лишь на принудительной основе, что особенно опасно в кризисных ситуациях.
Таким образом, представительные институты являются необходимым инструментом реализации политического процесса, через них происходит своеобразное проникновение специфических групповых интересов в государственную политику.