На какой вопрос отвечает кот кто или что
По правилам русского языка, животные одушевленные или неодушевленные? Кто или что?
Это остроумно иллюстрировал академик Щерба на примере БОКРА, которого «штеко будланула глокая куздра», ведь, если бы БОКР был бы неодушевленным, то и будланула бы она не БОКРА, а БОКР! 🙂
Р. красивых коней, уток, животных
В. красивых коней, уток, животных
Неодушевленные (В. = И. )
И. красивые столы, розы, окна
Р. красивых столов, роз, окон
В. красивые столы, розы, окна
Некоторые имена существительные, не обозначающие живых существ,
по грамматическим свойствам входят в разряд одушевленных,
например, слова мертвец, покойник (труп – неодушевл. сущ. )
Имена существительные, обозначающие нерасчлененную (собирательную) совокупность живых существ, являются грамматически неодушевленными: вести за собой народ, отряд, войска, армии и т. п
Слова вирус, микроб, бактерия могут быть то одушевленными, то неодушевленными: изучать вирусов, микробов, бактерий и вирусы, микробы, бактерии; языковое сознание как бы колеблется, следует ли относить эти микроорганизмы к живым существам
Некоторые существительные склоняются по типу одушевленных и неодушевленных, например: рассматривать бактерии – рассматривать бактерий, исследовать бациллы – исследовать бацилл, уничтожать микробы – уничтожать микробов, то же в отношении слов зародыши, личинки, вибрионы, полипы и некоторых других.
Первые формы употребляются в общелитературном языке, вторые связаны с более архаическим или профессиональным употреблением
Чаще всего одушевлёнными бывают существительные мужского и женского рода. Среди существительных среднего рода одушевлённых мало. Это – дитя, лицо (в значении «человек»), животное, насекомое, млекопитающее, существо («живой организм»), чудище, чудовище, страшилище и некоторые другие.
Одушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, склоняются: восхищаться «Спящей красавицей».
Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса.
Названия игрушек, механизмов, изображений человека относятся к одушевлённым существительным: она очень любила своих кукол, матрёшек, роботов.
Названия фигур в играх (шахматах, картах) склоняются, как одушевлённые существительные: пожертвовать коня, взять туза.
Название богов, мифических существ (леший, русалка, чёрт, водяной) относятся к одушевлённым существительным, а названия планет по имени богов – к неодушевлённым: глядя на Юпитер, они молили Юпитера о помощи.
У ряда существительных наблюдаются колебания в выражении категории одушевлённости-неодушевлённости (в названиях микроорганизмов, у существительных образ, тип, характер и др.): рассматривать инфузории и инфузорий, убивать бактерии и бактерий; создать яркие образы, особые характеры.
Урок русского языка по теме «Слова, которые отвечают на вопрос Кто? Что?»
Презентация к уроку
Тип урока: урок изучения нового материала.
Урок русского языка во 2 классе (программа “Школа 2100”) по теме “Слова, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?” рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.
I. Организационный момент
Начинаем урок русского языка.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! (слайд №1)
А теперь, я хочу посмотреть, какой ряд сегодня сядет тише остальных? Молодцы. Сели ровно. Посмотрели на меня.
Отступили от домашней работы 2 строчки вниз, на третьей записали число, на четвертой – классная работа.(слайд №2)
III. Словарная работа.
Ребята, посмотрите на доску (слайд №3)
Вы можете назвать записи на доске словами? Почему?
А можно ли сделать так, чтобы эти наборы букв стали словами? Что надо для этого сделать?
Составьте из этих букв слова.
Запишите их. (записываю под диктовку детей) Один ребенок выходит и подчеркивает орфограмму и ставит ударение.
Давайте проверим написанное.(слайд №4)
Поднимите руку у кого так же?
IV. Введение в новую тему
Сели ровно, ручки положили. ( Послушайте стихотворение, а потом ответите мне на несколько вопросов. (Слайд № 5)
1. Актуализация знаний
Что же такое слово? (Часть речи, которая имеет смысл и значение )
2. Формулирование темы.
Действительно все слова имеют значение. Одни из них отвечают на вопрос КТО?, а другие на вопрос ЧТО? (Слайд №6)
3. Открытие нового знания
Итак, мы разгадали кроссворд. Прочитайте ключевое слово в нем (Существительное)
Правильно! Именно так называются все слова, которые отвечают на вопрос кто? или что?
Кто уже догадался какие слова отвечают на вопрос КТО?, а какие на вопрос ЧТО? Что объединяет слова, которые отвечают на вопрос КТО? А на вопрос ЧТО?
Теперь немного поиграем (слайд № 9)
Я называю вам слова, и если они отвечают на вопрос ЧТО? вы садитесь, а если на вопрос КТО? подпрыгиваете.
Будьте внимательны, я буду вас сбивать.
Учеба, ученик, машина, кошка, рыба, гриб, самолет, ворона, птица, сказка, писатель.
А теперь посмотрим, какой ряд сядет тише и красивее.
IV. Первичное закрепление.
Открыли учебники на стр.34. задание № 48. Прочитайте задание. Прочитайте слова и приведите свои примеры слов, в каждую группу. (Слайд №10)
Кто? Что? Человек Дом Мама Город Щенок Машина Кит Дерево Кузнечик Космос … …
V. Самостоятельная работа
А теперь посмотрим, насколько хорошо вы все поняли. Найдите упражнение № 49. Прочитайте задание. Кому не понятно, поднимите руку. (Два ученика по очереди выполняют у доски)
Проверьте. Кто считает иначе?
А теперь давайте вспомним, что еще мы можем делать со словами? (Разбирать, делить на слоги, ставить ударение, составлять предложения)
Совершенно верно составлять предложения. А что такое предложение и чем оно отличается от набора слов.
Посмотрите на доску. (Слайд № 11) Что у меня записано предложение или набор слов? Как из этих слов сделать предложение?
Запишите получившиеся предложения.
Скажите есть ли в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос КТО? или ЧТО? (есть)
Назовите эти слова вместе с вопросом (КТО? – мама, Оля, птенец; ЧТО? – кукла, тропинка)
Поставьте сверху, над этими словами карандашом вопросы.
VII. Подведение итога урока.
VIII. Домашнее задание
Домашнее задание. Дидактический материал № 34 (карточки с домашним заданием)
№ 34 Спиши слова. Поставь к ним вопросы КТО? или ЧТО?
Света, конфета, газета, мама, щенок, вода, шкаф, планета, мальчик, читатель.
Образец: (кто?) Света, (что?) конфета, …
Имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и существительные, отвечающие на вопрос что?
Цели: познакомить учащихся с лексическим значением имён существительных, развивать умение различать слова, отвечающие на вопрос кто? что?, формировать понятие “имя существительное”, воспитывать интерес к знанию.
Оборудование: картинки, тестовые задания, загадки, дидактические игры, учебник Т.Г.Рамзаева “Русский язык”, Москва, Дрофа, 3-й класс, 2006 г.
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания (выборочно). Взаимопроверка тетрадей.
3. Орфографическая минутка.
– Поставьте имена существительные во множественном числе. Запишите, подчеркните орфограммы.
Снегирь, завод, холод, город, лошадь.
(Ответы: снегири, заводы, холода, города, лошади). Самопроверка.
III. Работа по теме урока.
1. Наблюдение над существительными, отвечающими на вопрос кто? или что?
– Разделите эти слова на две группы:
Клён, волк, рысь, мяч, черепаха, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал, Миша, бабочка, девочка, белка.
1 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос кто?
(Волк, рысь, черепаха, Миша, бабочка, девочка, белка.)
2 группа: имена существительные, отвечающие на вопрос что?
(Клён, мяч, яблоко, ветер, доска, ручка, пенал)
– На какие группы разделили?
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Сейчас допишите в каждую группу ещё по три слова.
Отгадайте загадки, напишите отгадки.
1 ряд – ответы, отвечающие на вопрос кто?
2 ряд – ответы, отвечающие на вопрос что?
1 ряд | 2 ряд |
щука | ёлка |
медведь | лёд |
пчела | дорога |
– Что обозначают имена существительные?
Имена существительные обозначают:
Учитель: | Ученики: |
1. Конкретные предметы | доска, тетрадь |
2. Живые существа | кошка, белка, мальчик |
3. Явления природы | дождь, снег |
4. Процесс, название действий | рост, стрельба |
5. Абстрактные понятия | верность, дружба, любовь |
“Не ошибись, пожалуйста”
3. Работа по учебнику: упражнение 394.
(Наблюдение над особенностями имён существительных, отвечающих на вопрос кто? и на вопрос что?)
Домашние животные: кто? корова, коза,…….
Учебные вещи: что? пенал, карандаш, альбом, ………
4. Индивидуальная работа. Тест.
1. Имя существительное – это часть речи, которая…
А) Называет признак предмета
Б) Называет предметы
В) Называет явления природы, события.
2. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос кто?
А) Растение
Б) Дыхание
В) Червяк.
3. Укажи имя существительное, отвечающее на вопрос что?
А) Насекомые
Б) Здоровье
В) Грызуны.
4. Какое слово “лишнее”?
А) Конь
Б) Лошади
В) Жеребенок
(На доске прикреплены “рыбки” – слова)
— 1 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос кто?
2 ряд, выловите только те слова, которые отвечают на вопрос что?
Докажите свой выбор и составь предложения с любыми из данных слов.
6. Картинный диктант.
Учитель показывает предметный рисунок. Учащиеся называют имя существительные, записывают его, вставят вопрос.
IV. Итог урока.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос кто?. Приведите примеры.
– Какие имена существительные отвечают на вопрос что?. Приведите примеры.
Какие слова отвечают на вопрос «кто?», а какие – на вопрос «что?»
Цели и задачи урока:
1) Познакомить детей с понятием имя существительное.
2) Развить умения задавать вопросы кто? и что? к словам, умение находить имена существительные в тексте.
3) Развивать речь детей, умение думать, анализировать, высказывать свои мысли и доказывать их примерами.
3) Совершенствовать навык каллиграфии, письма элементов букв.
4) Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, республику.
5) Воспитать умение работать в паре: советоваться с товарищем, уметь выслушать его мнение.
— Какие задачи поставим перед собой?
(Слайд 2, кроме того на партах у каждого ребенка напечатан план урока)
2. Введение в новую тему. Актуализация темы.
На доске перепутаны картинки (девочка, собака, заяц, стол, книга, машина). На каждом столе слова с названием предметов на картинке (работа в паре).
Какой вывод вы сделаете?
Д.: Слова, которые обозначают живые предметы, отвечают на вопрос кто?, а неживые предметы – на вопрос что?
3. Открытие новых знаний:
а) Беседа по новому материалу.
— Ребята, а что означают эти слова?
— Что означают эти слова?
б) Самостоятельное выведение учащимися правила.
Вывод: Слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, называются именами существительными. А как вы думаете, почему их так назвали?
в) Работа со словарными словами.
— Посмотрите, а внизу написаны еще слова? Что это за слова?
Известный писатель Максим Горький говорил: “Человек – это звучит гордо”.
— А как вы понимаете эти слова? Что значит быть человеком? Настоящим человеком? А в наше время надо ли накапливать знания? Для чего?
— А какой группе нужно отнести слово Москва? (На доску). Почему?
Что обозначает это слово? Почему оно написано с большой буквы? На что ещё надо обратить внимание при записи этого слова?
— А кто из вас знает, как называется главный город нашей Республики? (Сыктывкар). Что в переводе означает это слово?
— А к какой группе слов отнесёте слово Сыктывкар? Почему?
— Какие имена существительные ещё вы бы добавили в каждый столбик?
г) Первичное закрепление.
— У вас на партах лежат листочки. Предлагаю поиграть в игру, которая называется “Четвёртый лишний”. Работая в паре, вы должны прочитать слова-предметы, посоветовавшись со своей парой, найти лишнее слово-предмет и выписать его в тетрадь.
— Объясните, почему вы выделили это слово?
— Какой вывод можно сделать по этому заданию?
4. Практическая часть урока.
а) Задание по выбору.
— Скажите, что вы там увидели?
1 группа заданий – поставить вопросы к именам существительным (слова распределены по группам)
Задание 1: Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
2 группа заданий – выбрать слова и записать по столбикам:
Повар, стрекоза, дуб. обруч, муравей, конфета, газета, Света.
3 группа заданий – подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Задание 3: Прочитай текст. Найди в тексте слова, которые отвечают на вопросы кто? и что? Выпиши эти слова.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.
— Поднимите руки те, кто справился со 2 заданием.
— А теперь те, кто не испугался 3-го задания? Прочитаем слова с вопросами.
Игра “ Волшебные превращения”. (Слайд 7)
Замените в словах одну букву так, чтобы эти слова отвечали на вопрос – кто? (Коза, рак, цапля, сын)
— Запишите эти слова с вопросом.
Вывод: Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто? что?, (имена существительные).
5. Подведение итогов урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие слова мы будем называть именами существительными? Что они обозначают? На какие вопросы отвечают? Оказывается, имена существительные, которые отвечают на вопрос кто называют одушевлёнными, а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – неодушевлёнными. (Слайд 8). А как вы думаете, почему? Ответ на этот вопрос мы узнаем на следующем уроке.
— Какие упражнения вам понравились? Кому было трудно на уроке?
— Довольны ли вы своей работой на уроке? Вспомните начало нашего урока. Какие задачи вы поставили перед началом вашей работы? Добились ли этого? Оцените свою работу на листочках.
6. Домашнее задание.
— Упр.34 с.18 или составить задание для товарища “Четвертый лишний”.
Приложение
1. Игра “ Разложи картинки в 2 группы”.
2. Работа по учебнику. Упражнение 48, стр. 35.
3. Работа со словарными словами.
4. Просмотр иллюстраций.
6. Игра “ Четвертый лишний”. Работа в парах.
7. Самостоятельная работа.
8. Игра “ Волшебное превращение”.
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Маша, огонь, лошадь, корова.
Москвич, воркутинец, город, сыктывкарец.
Добрый, заботливый, отзывчивый, человек.
Спиши слова. Поставь к ним вопросы кто? или что?
Спиши слова. В один столбик запиши слова, которые отвечают на вопрос кто?, в другой – на вопрос что?
Повар, стрекоза, дуб, обруч, муравей, конфета, газета, Света.
Подчеркнуть и выписать из текста имена существительные.
Таня пришла на кухню. Там стоял тазик с водой. Таня надела пёстрый фартук. Девочка стала мыть чашки. Мама похвалила дочку.
Слова, отвечающие на вопросы кто? и что?
Класс: 1
Ключевые слова: русский язык
Предмет: Русский язык.
Класс: 1.
Тип урока: урок открытие нового знания.
Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой.
Задачи: Формировать предметное умение ставить вопросы кто?, что? к словам, обозначающим предметы.
Формировать УДД:
Оборудование:
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности (7 минут)
Учитель задаёт вопрос, а ученики отвечают.
Ученики пишут, слова делят на 3 группы
— Напишите слова в три столбика: кошка, игрушка, белый, ландыш. играет, берёза, синий, девочка, плавает, мальчик.
Ученики доказывают, почему так слова разделили на столбики.
II. Создание проблемной ситуации. (10 минут)
— Попробуйте, слова 1 группы разделить на 2 группы
— Как вы думаете, на какие 2 группы можно их делить?
Учащиеся высказывают свои мнения.
(Слова, которые отвечают на вопрос кто? и слова, которые отвечают на вопрос что?)
(Можно делить слова, обозначающие живые и неживые предметы)
— А в какие слова вызывают затруднение?( берёза, ландыш)
— В чём причина затруднения?
Учащиеся доказывают свои предположение.
(Растения живые, поэтому в 1 группу.)
(Нет, растения не относятся в 1 группу. Они не могут ходить, бегать сами, их надо отнести во 2 группу)
Слайд 2 (тема урока)
Какие слова-названия предметов отвечают на вопрос кто?, а какие на вопрос что?
Ученики читают и называют тему урока.
III. Открытие нового знания. (12 минут)
Учащиеся называют слова и ставят вопросы к словам.
— Давайте сделаем вывод, на какие слова отвечают на вопрос кто? а какие слова на вопрос что?
(Слова-названия животных и людей отвечают на вопрос кто?, а остальные слова-названия отвечают на вопрос что?)
Ученики пишут свои примеры, потом зачитывают, доказывают свои ответы.
III. Применение нового знания. (13 минут)
(Надо слова распределить в группы по вопросам.)
Ученики работают в паре, диктуют по 6 слов друг другу, потом проверяют слова.