На какую связь между отрицанием и тем что отрицается указывал герцен
Философские взгляды А.И. Герцена
Во имя освобождения личности от крепостного гнета и ее полноценного развития они становятся проводниками идей социализма. Социалистический идеал первоначально с моральной точки зрения рассматривался как идеал справедливого общества. Под влиянием философии Гегеля они стали логически его обосновывать как идеал наиболее разумного общества. Затем подкрепили свои социалистические убеждения идеями антропологического материализма, ссылаясь на при сущие человеческой природе стремления к свободе и социальному равенству.
А.И. Герцен, покинув в 1847 г. Россию и пережив душевную драму после революции 1848 г. во Франции, приходит к убеждению, что Запад «страдает «смертельными болезнями», что в нем нет «живого духа», и обращает свой взор на Россию. В работах «О развитии революционных идей в России», «Крещеная собственность», «Русский народ и социализм» Герцен разрабатывает так называемую концепцию «русского социализма». За основу его он берет русскую общину, которая, по его мнению, содержит все зародыши будущего социалистического общества в виде права каждого на землю, общинного землепользования, артельного труда и мирского управления. В общине, считает Герцен, свобода и гражданские права каждого отдельного человека не должны подавляться, в противном случае это было бы одним из главных препятствий в достижении социализма.
Человека Герцен рассматривает как часть природы, подчиненным ее законам. Без человека «природа не заключает в себе смысла своего. именно мышление и дополняет, развивает его;. мышление делает не чуждую добавку, а продолжает необходимое развитие, без которого вселенная не полна. ».
Большое место уделял Герцен и вопросу о методе познания. Подлинно научный метод, по его мнению, включает в себя три момента:
(1) изучение явлений во всех изменениях при всевозможных условиях;
(2) вывод образа или формы действия их (закона), связи с другими явлениями и зависимости от явлений более общих (причины);
(3) нисхождение от общего начала к явлениям, служащее проверкой и показывающее необходимость такого существования явлений.
Философские труды Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической мысли 40-60-х гг. прошлого столетия.
Тема 1-2 Философия, как разновидность мировоззрения.
Введение
Современный мир — это мир альтернатив, тревог и надежд. В его развитии явно обнаружились, по меньшей мере, два исторических по своему значению рубежа. Во-первых, мировая война уже не может быть средством разрешения политических проблем, и, во-вторых, динамическое равновесие между обществом и природой не может быть в исторической перспективе достигнуто на основе техники и новейшей технологии. Научно-техническая революция, развернувшаяся со второй половины текущего столетия, со всей настоятельностью выдвинула проблему будущего человечества.
На рубеже подобных социальных преобразований интерес к философии всегда возрастал. Это относится и к нашему времени.
Мы видим, как меняются мировоззренческие установки, образ и стиль жизни, представления о месте в ней человека.
Какова роль философии в современном быстро меняющемся мире?
Главное предназначение философии — это формирование научного мировоззрения будущих специалистов, развитие их творческого мышления, методологической культуры. Для решения этих сложных задач студенту предстоит углубленно изучать систему законов, принципов и категорий философии, практиковаться в философском анализе теоретического и социально-практического материала. Хотя философия и не относится к классу «точных наук», но ей присуща своя специфическая точность — строгая логика, четкий смысл философских понятий и законов, определенные системы связей, зависимостей, отношений между явлениями материального мира.
Настоящая методическая разработка поможет студентам развивать свое мышление и способности к философскому анализу; научит самостоятельно пополнять и углублять свои знания, развивать навыки работы с научной литературой. В ней предлагается комплекс упражнений и заданий по узловым вопросам курса философии, выполнение которых ориентировано на решение следующих конкретных задач:
1) анализ важнейших философских теорий, концепций, положений, а также высказываний различных крупнейших философов, оценка их теоретического содержания и значения;
2) формирование и уточнение студентом своей собственной позиции, взгляда на ту или иную философскую проблему;
3) нахождение правильного ответа на тот или иной вопрос, построение системы доказательств, аргументов в пользу истинного решения;
4) развитие навыков работы с философской литературой (первоисточниками, монографиями, учебниками, журнальными статьями, словарями и энциклопедиями).
Таким образом, данный практикум будет способствовать активизации учебного процесса.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1-2 Философия, как разновидность мировоззрения.
Специфика философского знания. Предмет и метод философии.
Основной вопрос философии…………………………… …………3
Тема 4. Философия древней Греции……………………………….7
Тема 5. Философия Средних веков………………………………. 8
Темы 6-8. Философия эпохи Возрождения, Нового времени и Просвещения…………………………………………………………..8
Тема 9. Немецкая классическая философия…………………. 10
Тема 10. Философия марксизма…………………………………. 10
Тема 11. Диалектика. Альтернативы диалектики……………….11
Законы диалектики……………… ………………………..14
Основные категории диалектики ……………………….19
Тема 13.Проблема человека и личности в философии.
Общественная природа человека………………………………. 24
Природа и общество ……………………………………. 27
Общественное сознание…………………………………. 29
Тема 15. Основные проблемы философии………………………. 31
Движение, пространство, время ………………………. 33
Проблема сознания в философии………………………. 35
Теория познания …………………………………………. 37
Методы и формы научного познания…………………….41
Тема 17 Будущее……………………………………………………. 45
Список литературы…………………………………………………. 47
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Законы диалектики
1. Почему В.И. Ленин назвал закон единства и борьбы противоположностей «ядром диалектики»? Какое место занимает он среди других законов диалектики?
2. Укажите правильное определение диалектического противоречия.
а) отношение тождества и различия противоположностей, имеющих место в рамках единого целого, немыслимых друг без друга, вступающих в противоречие, разрешение которого дает импульс развитию;
б) взаимоисключение противоположностей;
в) недостатки, плохие явления, которые надо изгонять, устранять.
3. Обоснуйте положение о том, что противоречивые, взаимоисключающие противоположные тенденции присутствуют «во всех явлениях и процессах природы (и духа, и общества в том числе)» (см.: Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 29. С. 317).
4. Из перечисленных ниже понятий выпишите противоположные пары: движение, холод, содержание, покой, сила, ум, тепло, форма, знание, изменчивость, забывчивость, сущность, находчивость, устойчивость, память.
5. Проверьте, являются ли полярно противоположными следующие отношения: кислое — сладкое, молодой — пожилой, порок — невинность, смешной — серьезный, материальный — субъективный.
6. Укажите противоположное следующему: ошибка, объективный, оригинал, истина, щедрость, движение, радость, скромность, сознание, сознательность.
7. Все ли противоречия, которые действуют в мире, одинаковы по своему характеру? Чем отличаются объективные противоречия от противоречий в познании, мышлении?
8. Что означает выражение Ленина: «. Единство противоположностей условно, временно, а борьба — абсолютна»? Возможно ли существование противоположностей друг без друга?
9. Один из персонажей романа Д. Гранина «Искатели» говорит: «У меня такая теория: если новая техника нужна, она сама пробьет себе дорогу, как бы я ни сопротивлялся ей. Я вроде фильтра. То, что преодолеет меня, заслуживает право на существование. Диалектику помнишь? Новое рождается в борьбе со старым. Так вот я — это старое». В чем заблуждался персонаж?
10. Определите метод мышления у автора следующего вопроса: «Что будет с человеческим обществом, когда оно разрешит все свои противоречия?».
11. Гераклит критиковал Гомера: этот мудрейший из эллинов, сказавший: «Да исчезнет вражда среди богов и людей», не понял, что с исчезновением борьбы «все исчезнет». Дайте философский анализ соображений древних мыслителей.
12. Найдите верное суждение среди нижеприведенных:
а) Поскольку противоречия неизбежны и на смену одним приходят другие, то борьба с ними не имеет смысла.
б) Противоречия — двигатель развития, и поэтому они всегда полезны.
в) Цель нашей борьбы — разрешение всех противоречий.
г) Противоречия непреходящи, но для нас не безразлично, какой характер они носят (антагонистический или неантагонистический), каким способом разрешаются, насколько эффективно способствуют развитию.
13.С какими видами противоречий Вы сталкиваетесь в повседневной жизни? Приходится ли Вам их разрешать и каким способом?
14.Объясните «новое мышление» в современном обществе как проявление диалектики сознания. Какими путями формируется, реализуется новое мышление? Какой подход к разрешению противоречий современного мира и нашего общества оно предлагает? Покажите реальные примеры становления нового мышления в понимании экономических, политических, национальных и других проблем развития нашего общества.
15.Покажите значение противоречий в развитии научных теорий. В связи с этим проанализируйте высказывание физика М. Планка о том, что для настоящего теоретика ничто не может быть интереснее, чем такой факт, который находится в прямом противоречии с общепризнанной теорией: ведь здесь, собственно, начинается его работа.
16. На семинарском занятии возникла дискуссия. Студент Матвеев сказал, что внутренние противоречия играют решающую роль в развитии системы, поскольку именно через внутренние противоречия осуществляется саморазвитие любого материального объекта. Ему возразил студент Петров, который заметил, что деление противоречий на внутренние и внешние относительно, поэтому вопрос о том, что важнее — внутренние или внешние противоречия, — теряет смысл.
Кто из студентов прав? Аргументируйте свой ответ.
17. Верна ли мысль Гегеля о том, что противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения?
18. В каких из приведенных ниже афористических выражений можно увидеть отражение тех или иных сторон закона единства и борьбы противоположностей?
а) Крайности сходятся.
б) Нет худа без добра.
в) Не было бы счастья, да несчастье помогло.
г) Наши недостатки есть продолжение наших достоинств.
д) Чем хуже — тем лучше.
е) Клин вышибают клином.
19. На семинаре по философии обсуждался вопрос о том, обострение каких противоречий привело к тяжелому состоянию экономики нашей страны? Студенты назвали следующие противоречия:
а) между возросшими потребностями трудящихся и их удовлетворением;
б) между устаревшими производственными отношения ми и производительными силами нашего общества;
в) между трудящимися и бюрократией;
г) между устаревшей юридической, политической над стройкой и базисом;
д) между командно-административной системой управления и изменившимся состоянием социально-экономическо го развития нашего общества;
е) между устаревшими теоретическими моделями экономического развития и реальным положением в обществе.
Дайте оценку предложенным ответам студентов и выскажите свое мнение по этому вопросу.
20. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «качество». Определите, в каких признаках они совпадают, а в каких расходятся.
а) Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости.
б) Качество — это система важнейших необходимых свойств предметов.
в) Качество — это свойство, отличающее предмет в данном отношении. В разных отношениях вещь обладает разными качествами.
г) Качество — это философская категория, обозначающая какую-либо сторону предмета познания, рассматриваемую как целостный его признак в процессах сравнения с другими предметами.
21. Проанализируйте приведенные ниже определения понятия «количество». В какой мере раскрываемые в них аспекты совпадают?
б) «Количество — объективная определенность качествен но однородных явлений или качество в его пространственно- временном аспекте, со стороны бытия его в пространстве и времени» (Филос. энциклопедия. М., 1962. Т. 2. С. 552).
в) «Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства» (Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С. 236).
22. Может ли у одной вещи быть несколько качеств? Могут ли две разные вещи иметь одно и то же качество?
23. «Существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 547). Как Вы понимаете эту мысль Ф. Энгельса? Означает ли она, что вещи первичны по отношению к своим качествам? Вытекает ли из этого, что вещи более реальны, чем их качества?
24. Какова взаимосвязь между количественными и качественными изменениями?
а) Любое ли количественное изменение приводит к качественным изменениям?
б) Что происходит с веществом при увеличении или уменьшении температуры или давления?
в) Проиллюстрируйте высказывание Ф. Энгельса о том, что «химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 387).
г) Дайте анализ взаимосвязи количественных и качественных изменений в сельскохозяйственном производстве. Какие необходимо создать условия, изменения в этой отрасли экономики, чтобы обеспечить ее качественные преобразование и подъем в современных условиях?
д) На какую особенность закона перехода количественных изменений в качественные обращал внимание Гегель, приводя кажущиеся забавными примеры из споров древнегреческих философов: становится ли хвост лошади голым, если вырвать из него один волос? создаст ли прибавление одного пшеничного зерна кучу?
25. Отнимите «чуть-чуть меньше» или добавьте «чуть-чуть больше» к следующим качествам человека: осторожность, честолюбие, разговорчивость, невозмутимость, точность, мягкость, доверчивость, принципиальность, строгость. К чему это приведет? Объясните поговорку: «Все хорошо в меру». Проанализируйте в этом же аспекте древнеиндийский афоризм: «Не будь ни слишком грубым, ни слишком упрямым, ни слишком мягким, ни слишком склонным к доказательствам, ни слишком гневным. Упрямство отталкивает, мягкость вызывает презрение, излишние доказательства обижают, слепая вера делает смешным, неверие ведет к пороку».
26. Демокрит утверждал: «Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении — горькое, в мнении — цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота» (Цит. по: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 60—61).
Развивая эту идею, английский философ Дж. Локк разделил все качества предметов на первичные и вторичные. Такие качества, как форма, плотность, скорость, по Локку, абсолютны и не зависят от субъекта, поэтому они первичны. Цвета, запахи, звуки и все прочее производны от первичных. Они не присущи самим предметам, а являются результатом воздействия на наши органы чувств первичных качеств. Поэтому, считал Локк, вторичные качества относительны, субъективны.
Дайте философский анализ этим концепциям.
27. Какие реальные количественные отношения выражаются функциями, векторами, матрицами, мнимыми числами?
28. В каких афористических высказываниях, приведенных ниже, можно увидеть отражение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений?
а) Вода камень точит не силой, но частым падением.
б) Лучше меньше, да лучше.
в) Тише едешь — дальше будешь.
г) Побеждают не числом, а уменьем.
д) От великого до смешного — один шаг.
е) Поспешишь — людей насмешишь.
ж) Семь раз отмерь — один раз отрежь.
з) Талант есть труд.
и) Кто много доказывает, тот ничего не доказывает. к) Повторенье — мать ученья.
29. Каково соотношение понятий «эволюция», «революция», «скачок»?
30. Можно ли считать соответственно революцией и эволюцией следующие примеры перехода к новому качеству?
б) образование нового вида путем мутаций и путем приспособления и естественного отбора;
в) переход к новому социальному строю путем вооруженного восстания и путем реформ;
г) переход к новой парадигме (концепции, стилю мышления) в науке и последовательное преобразование отдельных частей системы научного знания.
31. Между психологом и физиком возник спор. Психолог считает, что красный и синий цвета отличаются качеством, это видит каждый, кто не является дальтоником. По мнению физика, отличие чисто количественное и состоит в длине волн. Кто из них прав?
32. Что означает категория диалектики «снятие»?
а) Что отрицается и что сохраняется в процессе снятия?
б) В каком виде предшествующая ступень развития содержится в новой?
в) Почему В.И. Ленин говорил, что исторический прогресс проявляется в том, что старое не просто отсекается, а переделывается «осторожно», «постепенно», чтобы ломалось «как можно меньше»?
В связи с этим уясните положение В.И. Ленина: «Не голос отрицания, не зряшное отрицание, не скептическое отрицание, колебание, сомнение характерно и существенно в диалектике, которая, несомненно, содержит в себе элемент отрицания, и притом как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного. » (Полн. собр. соч. Т. 29. С. 207).
33. Завершается ли процесс развития сменой одной формы бытия другой?
а) Существует ли развитие в неживой природе? Как на этот вопрос отвечает геология и астрономия?
б) Бесконечно ли будет существовать земная цивилизация? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 363).
34. Проанализируйте революционную перестройку в нашем обществе сквозь призму законов диалектики. В чем ее революционность? Какие скачки призвана она совершить в экономике, политике, сознании? К чему приводит общество игнорирование законов диалектики, дефицит диалектичности в сознании, политике, практической деятельности людей?
35. В каких из перечисленных ниже афористических высказываний нашел отражение закон отрицания отрицания?
а) Новое — это хорошо забытое старое.
б) Клин вышибают клином.
в) Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
36. Известный английский драматург Б. Шоу выступил с речью на чествовании А. Эйнштейна. В этой речи он сравнил науку с религией. Отличие науки от религии, сказал Шоу, со стоит в том, что религия «. разрешает все вопросы и всегда оказывается права, наука же всегда оказывается неправа. Она никогда не решает вопроса, не поставив при этом десяток но вых. Коперник доказал, что Птолемей был неправ, Кеплер до казал, что Коперник неправ. Галилей доказал, что Аристотель неправ. Эйнштейн доказал, что Ньютон был неправ. » (Цит. по: Львов В. Эйнштейн. М., 1959. С. 115).
Однако сам А. Эйнштейн в ответной речи не согласился с Шоу. Он сказал, что развитие науки нельзя уподоблять строительству дома: бульдозер сносит хибары, и на гладком месте строится небоскреб. Он сравнил развитие науки с восхождением в гору.
Дайте философское истолкование различий в подходе к развитию науки Б. Шоу и А. Эйнштейна.
37. «Отрицание берет все свои силы из того, что отрицает, из прошедшего; оно не может ни пощадить его из благодарности, ни уничтожить из ненависти» (Герцен). На какую связь между отрицанием и тем, что отрицается, указывал Герцен? Какую роль играет в существовании нового то, что отрицается?
38. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.
— Однако позвольте, — заметил Николай Петрович. — Вы все отрицаете или, выражаясь точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же и строить.
— Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить» (Тургенев И.С. Отцы и дети). В чем заблуждался Базаров?
39. Действует ли закон отрицания отрицания в индивидуальном развитии личности? Какие качества в себе Вы считаете прогрессирующими, а какие отмирающими?
40. Какая разница между объективными законами природы, общества и юридическими законами? Можно ли повлиять на проявление объективных законов?
41. Определите, с каким философским направлением связаны следующие трактовки:
а) Законы науки — это научные утверждения, которые име ют общезначимый смысл.
б) Законы науки — отражение законов природы и общества.
в) Законы науки — это следствие законов человеческого разума, организующего, систематизирующего различный эмпирический материал.
42. Назовите законы диалектики, отвечающие на следующие вопросы:
а) В каком направлении идет развитие?
б) Что является источником развития?
в) Каков механизм новообразования?
43. Определите закон диалектики, наиболее полно проявляющийся в следующем высказывании: «Самое верное средство дискредитировать новую политическую (и не только политическую) идею и повредить ей состоит в том, чтобы, во имя защиты ее, довести ее до абсурда. Ибо всякую истину, если ее сделать “чрезмерной”, если ее преувеличить, можно довести до абсурда» (Ленин).
44. Объясните с точки зрения законов диалектики, почему «болтун хочет заставить себя любить и вызывает ненависть, стремится оказать услугу и становится навязчивым, желает вызвать удивление и делается смешным» (Плутарх).
45. Определите, действием какого закона диалектики можно объяснить явление, выраженное в словах: «На меня нашло озарение» — или: «Внезапное просветление, вдохновение».
46. Определите, какие философские направления нашли отражение в следующих суждениях:
а) Законы природы и общества есть продукт творческого мышления людей.
б) Законы природы и общества — это соглашения, принятые научным сообществом.
в) Законы материального мира — это отраженные в сознании человека устойчивые, существенные и необходимые связи, существующие вне сознания.
Природа и общество
1. Укажите, какое из определений понятия «природа» наиболее точное.
а) географическая среда, в которой обитает человеческое общество;
в) вся материальная действительность;
г) та часть мира, которая стала объектом теоретической и практической деятельности людей;
д) биосфера и ноосфера;
е) наша бесконечная Вселенная.
2. «Создание из биосферы ноосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Оно требует проявления человечества как единого целого. Это его неизбежная предпосылка» (Вернадский В.И. Раз мышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977. Кн. 2. С. 32).
Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имел в виду, когда писал о требовании проявления человечества как единого целого? В этой связи ответьте на вопрос: «Входит ли в содержание понятий «природа», «природная среда» то, что В.И. Вернадский назвал «ноосферой»?
3. Что общего между законами природы и законами общества?
4. Дайте анализ следующему положению: «Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, между тем как люди производят. Уже одно это, правда, основное, различие делает невозможным простое перенесение законов животного общества на человеческое общество» (Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями. М., 1947. С. 171). И в этой связи ответьте:
а) Почему это отличие Ф. Энгельс считает основным?
б) В силу каких причин невозможно перенесение закона из области биологии на социальную жизнь?
5. Дайте философскую оценку следующей точки зрения: «Все основные факторы истории объясняются географическими условиями той местности, где они происходят».
6. Древнегреческий историк Диодор считал, что многочисленность населения в Египте дала возможность воздвигнуть множество грандиозных пирамид и других сооружений. Прав ли Диодор, не принимает ли он видимость за сущность? Является ли многочисленное население Древнего Египта решающим условием, основным звеном цепи событий, приведших к строительству гигантских пирамид? (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 521—522).
7. Некоторые современные буржуазные философы вслед за Г. Спенсером и 3. Фрейдом считают, что человеческое общество
развивается по биологическим законам, поскольку сам человек — высшее звено биологической эволюции. В чем ошибочность подобных рассуждений? Можно ли полностью исключить биологические факторы из общественной жизни?
8. Чем отличаются друг от друга биосфера и человечество как развивающаяся система?
9. Обоснуйте актуальность следующих мыслей Ф. Энгельса: «Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит». Почему противоречие между природой и обществом приобрело в XX в. глобальный характер?
10. Как Вы понимаете положение К. Маркса о том, что культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно, оставляет после себя пустыню?
11. Как совместить научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды?
12. Что Вы знаете о современной демографической ситуации в основных регионах мира?
13. Эволюционируют ли сами закономерности антропогенеза, т. е. могут ли быть переходные законы между законами общества и природы?
14. «Условия размножения человека непосредственно зависят от устройства различных социальных организаций, и потому закон народонаселения надо изучать для каждого такого организма отдельно, а не “абстрактно”, без отношения к различным историческим формам общественного устройства». Согласны ли Вы с автором?
15. «Охрана окружающей среди — дело каждого». Как современному человеку понимать эти слова? Какое участие принимаете Вы лично в реализации этой задачи?
16. Каковы основные пути формирования экологического сознания у сельского труженика, горожанина, студента?
17. Дайте анализ следующего высказывания К. Маркса о том, что при быстром развитии производительной силы все старые машины должны быть заменены более выгодными, т. е. должны быть совсем выброшены. Земля, напротив, постоянно улучшается, если правильно обращаться с нею.
18. Какое специфическое содержание понятий «окружающая среда», «природная среда», «географическая среда» обусловливает их различия?
19. Материальное производство становится все более «грязным», все более опасным в смысле нарушения экологического равновесия. Сторонники движения «зеленых», в частности, отсюда делают вывод, что в мировом масштабе производство надо не наращивать, а сворачивать либо искусственно сдерживать. Что Вы знаете о движении «зеленых»? Можно ли (или нельзя) согласиться с этой точкой зрения?
20. К. Маркс писал, что экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда. Сравните исторически различные типы производства (ремесленное, промышленное, автоматизированное) и функции, которые выполняют в нем человек и техника на отдельных фазах производственного процесса подготовки, управления, выполнения и контроля. Покажите, что в ходе комплексной автоматизации центр тяжести труда перемещается на подготовительные фазы производства, а в ходе роботизации — на управление, выполнение и контроль.
21. Известно, что численность населения, его прирост, плотность оказывают влияние на развитие производительных сил и всего общества. А как влияет развитие производительных сил на изменения численности населения, его плотности, возрастную структуру общества и т. п.?
22. Проанализируйте отношение между понятиями «революция» и «социальная революция» и в этой связи ответьте на вопросы:
а) Что такое научная (промышленная, техническая) революция?
б) Какие Вы знаете типы революций в науке и технике?
в) В чем сущность НТР, чем она отличается от прежних революций в истории науки и техники?
23. Французский социолог П. Блетон пишет, что «. членами среднего класса будут те, кто признает принцип частной собственности, ценности и права индивида в коллективе, охрану морального и культурного достоинства человечества». Согласны ли Вы с таким подходом к определению социального статуса индивида?
24.Форма государства — это способ организации политической власти и методы управления. Она включает формы устройства, правления и политический режим. Назовите и дайте характеристику наиболее распространенных в истории человечества форм государств.
25.Какое общественное образование не относится к политической системе общества: церковь, армия, партия, суд, деканат, союз кооператоров, семья?
26.Выберите верное суждение:
а) Революция — это насильственное свержение существующего строя.
б) Революция— это высший этап вооруженной классовой борьбы.
в) Революция — это способ перехода от одной общественно- экономической формации к другим формациям более высшего типа.
г) Революция — это государственный переворот.
27. Какие явления не могут быть отнесены к субъективным факторам революции?
а) Благоприятные международные условия.
б) Сознательность и организованность сил революции.
в) Наличие партии, руководящего авангарда.
г) Наличие революционной теории.
28. Выберите правильное определение.
а) Народ — это все население общества.
б) Народ — это общность трудящихся, образующих главную производительную силу общества.
в) Народ — это классы и социальные группы, которые способствуют общественному прогрессу.
г) Народ — это трудящиеся массы, не участвующие в распространении материальных благ.
29. Нацию обычно связывают с общностью экономической, территориальной, языковой и культурной, а также с многочисленностью населения. Какой из этих признаков является самым устойчивым?
30. На семинаре по философии возник спор. Студент Васильев сказал, что базис общества материален, а надстройка идеальна. В качестве доказательства он привел такой аргумент: политика, идеология, государство и т. п. выполняют какие-то субъективные задачи, поставленные господствующими классами, значит, они субъективны. А все субъективно-реальное — это сфера духовного, а не материального. Ему возразили другие студенты, отметив, что такие элементы надстройки, как армия, церковь, политические партии, — это материальные организации. Кто из студентов прав?
Общественное сознание
1. Общество в целом, отдельные классы, социальные слои и организации смотрят на мир сквозь призму своих социальных интересов. Под воздействием общественных интересов образуется определенное видение мира. Вот этот механизм видения, а также его результаты, созданные под воздействием общественных интересов, называют общественным сознанием. Попытайтесь из сказанного сформулировать общее определение общественного сознания.
2. Допустим, что общественное сознание сводится к сумме индивидуальных сознаний. Какие выводы из этого допущения следуют? Каково соотношение между общественным и индивидуальным сознанием?
3. Формирование образца врага — это сознательное манипулирование общественным мнением. Как Вы относитесь к этому явлению? Возможно, у Вас есть примеры.
4. Общим для традиций, обычаев, социальных привычек и других компонентов общественного сознания является их устойчивость. Перечислите такие явления духовной жизни, которые характеризовались бы неустойчивостью.
5. Появление эмпирических знаний по времени предшествовало возникновению науки. Повседневный эмпирический опыт и знания послужили исходной основой для научных обобщений. Приведите примеры, показывающие, что и в наше время повседневная практика питает науку.
6. Не только мораль и правовое сознание, но и политика, религия, искусство и философия выполняют функции регулятора общественной жизни. Каково отличие между этими формами общественного сознания с точки зрения выполняемой ими регулятивной функции?
7. Раскройте связь между следующими положениями В.И. Ленина:
а) «Политика есть концентрированное выражение экономики» (Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 152);
б) «Политика не может не иметь первенства над экономикой» (Там же. С. 279).
8. Немецкий философ И. Кант выдвинул два нравственных категорических императива, соблюдая которые, человек обеспечивает своему поведению постоянную нравственность: 1) поступай по отношению к другому так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе в такой же ситуации; 2) если поступок отдельного человека можно сделать правилом для всех, то он нравственен. Так ли это?
9. «Когда исчезнет потребность в религии? Когда человек почувствует себя господином природы и своих собственных общественных отношений» (Г.В. Плеханов). Достаточно ли наличия названных условий для отмирания религии? Каковы основные функции религии? Ваше отношение к ней.
10. Есть точка зрения, что процессы ускоренного развития техники и науки ведут к взрыву моральных и нравственных ос нов социального организма, что эти факторы создают общество, в котором нормы вкуса и приличия находятся в состоянии непрерывного морального старения, оставляя только моду в качестве арбитра морального поведения. Согласны ли Вы с такой точкой зрения? Аргументируйте свой ответ.
11. Что такое добродетель и порок? Этот вопрос пытались решить многие философы. Гельвеций, например, давал на него следующий ответ: «Если бы, родившись на каком-нибудь пустынном острове, я был предоставлен самому себе, я жил бы, не имея ни пороков, ни добродетелей. Я не мог бы обнаружить ни тех, ни других. Что же следует понимать под словами “добродетельные и порядочные поступки”? Поступки, полезные или вредные обществу». В чем достоинства и недостатки рассуждения Гельвеция, если учесть, что оно было высказано в XVIII в.?
12.«Красота спасет мир», — говорил Ф.М. Достоевский. Как Вы относитесь к этому высказыванию?
13.Прокомментируйте старинный афоризм: «Кто успевает в науках, но отстает в нравах, тот больше отстает, чем успевает».
14.Какое явление не относится к общественной психологии?
а) Нравственные привычки и традиции.
б) Художественный вкус.
в) Чувство милосердия.
г) Мировоззрение личности.
15.Всем формам общественного сознания присущи познавательная и регулятивная функции. Какова их роль в различных формах общественного сознания?
16.Мораль, с одной стороны, регулирует поведение личности, ее отношение к другим личностям, к коллективу, обществу, а с другой — выступает как совокупность требований, которые предъявляет общество к личности. Раскройте диалектическую связь этих положений.
17.Почему абсолютная свобода личности означала бы уничтожение морали?
18. Почему философия, будучи одной из наук, вместе с тем выделяется как особая форма общественного сознания?
19. Антуан Сент-Экзюпери справедливо заметил, что объем знаний еще далеко не все. «Какая-нибудь посредственность, недавно окончившая политехнический институт, — писал он, — знает о природе и ее законах больше, чем Декарт, Паскаль и Ньютон. Однако она не способна сделать и одного единственного духовного шага из тех, на которые были способны Декарт, Паскаль и Ньютон». Дайте анализ этому суждению французского писателя. Согласны ли Вы с ним?
20. В чем проявляется относительная самостоятельность общественного сознания?
21. Что общего между моральным сознанием и правосознанием? В чем их различие друг от друга?
22. В чем специфика религии как формы общественного сознания?
23. Для науки как социального института, призванного обеспечивать общество знаниями, характерна ориентация на истину как на ценность. Означает ли это, что в своей научно-исследовательской организации каждый ученый руководствуется в своей деятельности только стремлением к истине?
24. Существуют противоположные точки зрения на соотношение науки и морали. Одни мыслители полагают, что морально то, что может быть научно обосновано, другие, напротив, считают, что морально то, что является предметом выбора, а не научного обоснования.
Кто прав? И правомерна ли вообще такая постановка вопроса?
25. Английский писатель Ч.П. Сноу приводит высказывание ученых, придерживающихся доктрины этической нейтральности науки: «Мы создаем инструменты. А вы — весь остальной мир, и прежде всего политические деятели, — вы должны заботиться о том, как их использовать. Инструменты могут быть использованы для достижения таких целей, которые большинство и