На основании чего действует главный врач больницы
Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации
Главный врач (президент, директор, заведующий,
управляющий, начальник) медицинской организации
Наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования.
Должностные обязанности. Осуществляет руководство деятельностью медицинской организации. Организует работу коллектива организации по оказанию и предоставлению качественных медицинских услуг населению. Обеспечивает организацию лечебно-профилактической, административно-хозяйственной и финансовой деятельности организации. Осуществляет анализ деятельности организации и на основе оценки показателей ее работы принимает необходимые меры по улучшению форм и методов работы. Утверждает штатное расписание, финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс организации. Обеспечивает выполнение обязательств по коллективному договору. Обеспечивает работникам своевременную и в полном объеме выплату заработной платы. Совершенствует организационно-управленческую структуру, планирование и прогнозирование деятельности, формы и методы работы организации, осуществляет подбор кадров, их расстановку и использование в соответствии с квалификацией. Организует и обеспечивает получение работниками организации дополнительного профессионального образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Принимает меры по обеспечению выполнения работниками организации своих должностных обязанностей. Обеспечивает и контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка, по охране труда и пожарной безопасности при эксплуатации приборов, оборудования и механизмов. Представляет организацию в государственных, судебных, страховых и арбитражных органах, на международных мероприятиях, в государственных и общественных организациях по вопросам в сфере здравоохранения, предварительно согласованным с вышестоящим органом, в ведении которого находится данная организация. Осуществляет взаимодействие с органами местного самоуправления, службами гражданской обороны, медицины катастроф, территориальными органами внутренних дел и другими оперативными службами. Принимает участие в конференциях, семинарах, выставках. Обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Вопрос: Руководитель действует на основании устава, он увольняется. На его место временно исполняющим обязанности назначается заместитель, без освобождения от основной должности. В преамбуле трудовых договоров, что писать: и.о. главного врача, действующего на основании Устава, или действующего на основании приказа о назначении исполняющим обязанности, или оба документа? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.)
Руководитель действует на основании устава, он увольняется. На его место временно исполняющим обязанности назначается заместитель, без освобождения от основной должности. В преамбуле трудовых договоров, что писать: и.о. главного врача, действующего на основании Устава, или действующего на основании приказа о назначении исполняющим обязанности, или оба документа?
Согласно статье 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», ноябрь 2017 г.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.
Особенности профессиональной деятельности руководителей медицинской организации (главврачей): права, пределы полномочий и ограничения
Деятельность любой организации в сфере здравоохранения связана не только предоставлением соответствующих медицинских услуг, но и с внушительным комплексом иных мероприятий, включающих в себя административную, кадровую, закупочную работы и т.д.
Управлением и координацией всех этих направлений, а также принятием управленческих решений по всем видам деятельности организации здравоохранения занимается руководитель медицинской организации – главврач.
В этой статье мы подробно рассмотрим нюансы деятельности главврача, а также основные требования, предъявляемые к лицу, занимающему данную должность.
Правовой статус руководителя медицинской организации
Правовой статус руководителя медицинской организации можно охарактеризовать как должностное лицо, поскольку деятельности руководителя медицинской организации свойственны такие признаки, как:
Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 323), равно как и Трудовой кодекс Российской Федерации, не содержит специальных норм, касающихся статуса руководителя медицинской организации. Однако с рядом базовых требований, касающихся данной должности, медицинская организация сталкивается еще на стадии получения лицензии для осуществления медицинской деятельности.
Так, одним из обязательных лицензионных требований, согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – ПП РФ № 291), является наличие у руководителя медицинской организации:
То есть без подтверждения указанных требований медицинская организация не сможет получить лицензию для осуществления медицинской деятельности.
Кроме того, словосочетание «руководитель медицинской организации» встречается в Кодексе административных правонарушений Российской Федерации. Так, в статье 6.29 предусмотрена ответственность для руководителя медицинской организации за непредставление или несвоевременное представление уведомления о возникновении конфликта интересов в уполномоченный орган. За это правонарушение предусмотрен штраф от 5 до 10 тысяч рублей.
Подробнее конфликт интересов с участием главного врача рассмотрим далее.
Квалификация и должностные обязанности
Безусловно, наибольший интерес для описания правового статуса руководителя медицинской организации представляют должностные обязанности, которые и наделяют его статусом «должностного лица». В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н), главный врач наделен широким спектром должностных обязанностей, которые можно условно классифицировать по группам:
В связи с тем, что спектр обязанностей главного врача очень широк, предполагается, что он знает основные нормативные акты Российской Федерации, а также нормативные акты и процедуры, непосредственно связанные с деятельностью медицинской организации.
Так, руководитель медицинской организации должен знать Конституцию РФ; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения; системы управления и организацию труда в здравоохранении; статистику состояния здоровья населения; критерии оценки и показатели, характеризующие состояние здоровья населения; организацию медико-социальной экспертизы; организацию социальной и медицинской реабилитации больных; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основы трудового законодательства; основы менеджмента; порядок заключения и исполнения хозяйственных и трудовых договоров; основы страховой медицины; правила по охране труда и пожарной безопасности; основы медицины катастроф.
Требования к квалификации предъявляются следующие:
Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
Важно отметить, что Приказ № 541н не ограничивается должностью главного врача в качестве руководителя медицинской организации. В Приказе также упоминаются такие наименования должностей как президент, директор, заведующий, управляющий, начальник.
Из всех этих наименований отдельное упоминание получил президент, для которого дополнительно предъявляются требования, касающиеся стажа работы в медицинских организациях – он не должен быть менее 25 лет. Примечательно, что данное требование не соотносится с положениями профессионального стандарта, который будет рассмотрен далее.
Главный врач = руководитель медицинской организации?
Корректность использования этих наименований как взаимозаменяемых ставится под вопрос все в том же Приказе № 541н, который содержит примечание, согласно которому наименование должности «Главный врач» может применяться только при наличии у руководителя медицинской организации высшего профессионального (медицинского) образования. Это примечание вступает в некоторый диссонанс с ПП РФ № 291, утверждающим лицензионные требования для осуществления медицинской деятельности, согласно которому наличие высшего медицинского образования у руководителя медицинской организации обязательно и не ставится под сомнение.
Похожий вопрос возникает у руководителей частных медицинских клиник. До соответствующего решения Верховного суда существовало мнение, согласно которому руководитель медицинской организации не был обязан иметь высшее медицинское образование. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг медицинских организаций на предмет соблюдения данного лицензионного требования. Некоторые организации обжалуют предписания надзорного органа. Так поступила и одна из стоматологических клиник, убежденная в возможности отсутствия высшего медицинского образования у своего руководителя.
В своем Определении от 19 сентября 2018 г. № 308-КГ18-13416 Верховный суд поддержал выводы кассационной инстанции, подтвердив, что образовательный ценз для руководителей медицинских организаций является лицензионным, а значит обязательным требованием. Руководителем является то лицо, которое указано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) и именно это лицо должно отвечать лицензионным требованиям.
Дополнительные разъяснения по данному вопросу выпускал и Минздрав в письме от 07.04.2017 г. № 17-2/2125.
Тем не менее, ни разъяснения Минздрава, ни выводы Верховного суда не соотносятся с возникшей правовой коллизией. Фактически, руководитель юридического лица и руководитель медицинской организации – это не одно и тоже. Для руководителя юридического лица действующим законодательством не предусмотрено наличие высшего медицинского образования. Таким образом, понятия «руководитель юридического лица» и «руководитель медицинской организации» нуждаются в разграничении.
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 Трудового кодекса РФ).
Предполагается, что в будущем профессиональные стандарты заменят квалификационные справочники. Однако сейчас необходимо ориентироваться на оба типа нормативных актов.
Профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» (далее – профстандарт) был утвержден Приказом Минтруда России от 07.11.2017 № 768н.
Основной целью профстандарта является «обеспечение деятельности организации здравоохранения, направленной на укрепление общественного здоровья и совершенствование управления медицинской организацией». Он охватывает такие группы занятий, как «врачи» и «руководители учреждений, организаций и предприятий».
Профстандарт содержит следующие обобщенные трудовые функции для данных групп:
Нас интересует раздел 3.6. Профстандарта, который подробно описывает обобщенную трудовую функцию «Управление медицинской организацией».
Возможными наименованиями должностей для работников, реализующих эту обобщенную функцию, являются:
Рассмотрим требования, предъявляемые к образованию, в сравнении с требованиями, которые содержатся в Квалификационном справочнике:
Как можно заметить, Профстандарт утратил упоминание о высшем юридическом и экономическом образовании, которое, в сочетании с подготовкой по менеджменту в здравоохранении, может выступать аналогом сертификата специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», согласно Квалификационному справочнику.
Требования к стажу работы, на первый взгляд, полностью совпадают в Квалификационном справочнике и Профстандарте – не менее 5 лет. Однако в Квалификационном справочнике речь идет о стаже «на руководящих должностях», а в Профстандарте – о стаже «на руководящих должностях в медицинской организации». То есть требование сформулировано точнее.
Кроме того, в отличие от Квалификационного справочника, Профстандарт содержит дополнительные параметры, соответствие которым обязательно для данной должности – особые условия допуска к работе. Так, в качестве таких условий Профстандарт фиксирует:
Очевидно, что положения Профстандарта существенно шире, чем положения Квалификационного справочника. Тем не менее, в Профстандарте мы не найдем такой должности, как Президент.
Различное содержание Квалификационного справочника и Профстандарта на практике вызывает ряд вопросов, главным из которых является — на какой документ ориентироваться? Ответ на этот вопрос дал Минтруд в Письме от 13.12.2016 № 15-2/ООГ-4380. Ведомство уточнило, что в случаях, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, то работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт использовать, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Если же к сравнению мы добавим еще и ПП РФ № 291, утверждающее лицензионные требования для медицинских организаций, получим следующую картину:
Требования к образованию и стажу руководителя медицинской организации | |||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Профстандарт (Приказ № 768н) | Квалификационный справочник (Приказ № 541н) | Лицензионные требования (ПП РФ № 291) | |||||||||||
Образование | |||||||||||||
Запрет | Исключение |
---|---|
Принимать от производителей лекарств, их поставщиков и представителей подарки, денежные средства, в том числе на оплату развлечений, отдыха, проезда к месту отдыха, а также участвовать в развлекательных мероприятиях, проводимых за счет средств компаний, представителей компаний. | Исключение касается только денежных средств, полученных по договорам при проведении клинических исследований лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также вознаграждений, связанных с осуществлением медицинским работником педагогической или научной деятельности. |
Заключать с такими компаниями соглашения о назначении или рекомендации пациентам лекарственных препаратов, медицинских изделий. | За исключением договоров о проведении клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий. |
Получать от таких компаний образцы лекарственных препаратов, медицинских изделий для вручения пациентам. | Кроме случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий. |
Предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную и (или) неполную информацию об используемых лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в том числе скрывать сведения о наличии в обращении аналогичных лекарственных препаратов, медицинских изделий. | — |
Осуществлять прием представителей компаний. | За исключением случаев, связанных с проведением клинических исследований лекарственных препаратов, клинических испытаний медицинских изделий, участия в порядке, установленном администрацией медицинской организации, в собраниях медицинских работников и иных мероприятиях, направленных на повышение их профессионального уровня или на предоставление информации, связанной с осуществлением мониторинга безопасности лекарственных препаратов и мониторинга безопасности медицинских изделий. |
Выдавать рецепты на лекарственные препараты, медицинские изделия на бланках, содержащих информацию рекламного характера, а также на рецептурных бланках, на которых заранее напечатано наименование лекарственного препарата, медицинского изделия. | — |
Все эти запреты направлены на исключение возможности возникновения конфликта интересов в медицинской организации.
Контроль соблюдения указанных ограничений предусмотрен, в том числе, Приказом Минздрава России от 07.06.2019 № 381н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности» (пункт 2), согласно которому такая форма контроля является одной из ключевых задач медицинской организации при проведении внутреннего аудита.
Нарушение указанных ограничений ведет к наложению ответственности на медицинского работника или руководителя медицинской организации. На данный момент Кодекс административных правонарушений РФ (далее- КоАП РФ) не содержит отдельного состава для данного правонарушения.
Попытки дополнить КоАП РФ предпринимались в 2016 году (проект Федерального закона № 1093620-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения»), однако в 2018 году этот законопроект был отклонен. Таким образом, учитывая отсутствие специального состава правонарушения, медицинскому работнику за нарушение данных ограничений может грозить дисциплинарная ответственность.
Конфликт интересов и его урегулирование при осуществлении медицинской деятельности
Понятие «конфликт интересов» в законодательстве Российской Федерации содержится в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Тем не менее, не смотря на существующее определение этого понятия, ФЗ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан» дает специальное определение этого понятия в статье 75:
Конфликт интересов – это ситуация, при которой у медицинского работника или фармацевтического работника при осуществлении ими профессиональной деятельности либо у члена медицинской профессиональной некоммерческой организации, участвующего в разработке клинических рекомендаций, или члена научно-практического совета возникает личная заинтересованность в получении лично либо через представителя компании материальной выгоды или иного преимущества, которое влияет или может повлиять на надлежащее исполнение ими профессиональных обязанностей, а также иных обязанностей, в том числе связанных с разработкой и рассмотрением клинических рекомендаций, вследствие противоречия между личной заинтересованностью указанных лиц и интересами пациентов.
Наличие специального определения свидетельствует о распространенности практики возникновения конфликта интересов в здравоохранении, а также о высоком риске возникновения конфликта интересов. В связи с этим, ФЗ № 323 предусматривает механизм урегулирования такого конфликта.
Данный механизм предусматривает наличие у медицинского работника обязанности в письменной форме сообщить о существовании конфликта интересов руководителю медицинской организации, который, в свою очередь, в семидневный срок обязан в письменной форме уведомить об этом Министерство здравоохранения.
Невыполнение обязанности по представлению информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности является составом правонарушения, предусмотренного статьей 6.29 КоАП РФ. Ответственность по данной статье предусмотрена следующая:
Непосредственно урегулированием конфликта интересов занимается специальная Комиссия Минздрава по урегулированию конфликта интересов при осуществлении медицинской и фармацевтической деятельности. Порядок работы Комиссии регламентирован Приказом Минздрава России от 21.12.2012 № 1350н.
Для урегулирования конфликта интересов проводится заседание Комиссии с участием медицинского работника, в ходе которого уточняются обстоятельства возникновения конфликта интересов. По итогам заседания выносится одно из следующих решений:
В последнем случае, если Комиссия установила факт действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения или состава преступления, председательствующий Комиссии передает информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоприменительные органы в течение 3 рабочих дней, а при необходимости — немедленно.
Следует отметить, что отдельные эксперты критикуют существующую систему урегулирования конфликта интересов в здравоохранении, указывая на ее коллизионность. В частности, они указывают на неопределенность составляющих правового понятия «конфликт интересов» применительно к сфере здравоохранения. В качестве примера они приводят интересное судебное решение, являющееся примером практики по статье 6.29 КоАП РФ (невыполнение обязанностей о представлении информации о конфликте интересов при осуществлении медицинской деятельности и фармацевтической деятельности).
Речь идет о решении Оренбургского областного суда от 11 ноября 2016 года по делу № 21-578-2016. По материалам дела врач государственного медицинского учреждения направил пациента на диагностическое исследование в частную клинику, в которой этот врач работал по совместительству. Изначально прокуратурой и территориальным управлением Росздравнадзора этот факт был квалифицирован как конфликт интересов, а при пересмотре федеральным Росздравнадзором и районным судом, а в последствии и областным судом — как ситуация, в которой отсутствуют признаки конфликта интересов. В указанном решении суд заново сформулировал определение для понятия «конфликт интересов», и оно отличается от положений ФЗ № 323. Определение звучит следующим образом:
«Конфликт интересов — ситуация, когда медицинский работник заинтересован не в оказании качественной медицинской помощи, а в получении прибыли от пациента. При этом между получением медицинским работником выгоды и его дальнейшим исполнением своих профессиональных обязанностей должна быть установлена причинная связь».
Таким образом, при применении 75 статьи ФЗ № 323, а также при применении статьи 6.29 КоАП РФ возможны коллизии. Представляется, что определение «конфликта интересов» при осуществлении медицинской деятельности должно быть доработано.
Заключение
Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.
Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.
Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.
- На что направлена проектно исследовательская деятельность обучающихся прежде всего
- На что лучше ловится карась в сентябре месяце